Содержание Введение 1.Психоаналитическая теория З. Фрейда ………………………………………….4 2.Структура личности по З. Фрейду………………………………… …………….9 2.1. Развитие личности……………………………………………………………..12 3.Защитные механизмы личности …………………………………………………14 Заключение 1.Введение В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования, усиливается стремление человека осознать неосознанные стороны своей личности. Когда психологи обращаются к изучению личности, то в первую очередь они сталкиваются с многообразием ее свойств и их проявлений в поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое – вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности. Психоаналитическая теория личности З. Фрейда относится к психодинамическим теориям, охватывает всю жизнь человека и использует для описания личности внутренние свойства индивида, в первую очередь, его потребности и мотивы. Цель исследования – изучить теорию личности З. Фрейда и ее влияние на современную психологию. Задачи исследования: 1. Изучить общие положения психоаналитической теории З. Фрейда. 2.Проанализировать развитие взглядов З. Фрейда относительно структуры личности и дать содержательную характеристику ее компонентов. 3. Рассмотреть основные защитные механизмы личности и их значение. Метод исследования – теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования. 1. Психоаналитическая теория З. Фрейда Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной психологии и социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс доктрин З.Фрейда, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль. Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда — учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях. По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческое организму. Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе формирования и бытия человека, Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы. В частности, он полагал, что в каждом человеке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение. Фрейд настаивал на том, что духовное развитие индивидуума вкратце повторив т ход развития человечества в силу того, что в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных предков. По Фрейду, особо важную роль в формировании человека в его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции. Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса не только обуславливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств. Согласно концепции Фрейда, носителем полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод. Концепции либидо принадлежит весьма важная роль. Вместе с тем, Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле. В одних случаях он говорил о либидо как о меняющейся количественно силе и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных процессов. В других утверждал, что либидо в глубочайшей основе своей и в конечном результате составляет только продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями, средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) — нормы общества, воспринятые человеком».Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои — Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон атакуют психику человека, порождая невротический тип поведения. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза. Раскрывая сущность концепции Фрейда, следует отметить, что ученый считал, — наиболее важная роль в формировании и жизнедеятельности человека играет также комплекс Эдипа. Исследуя сновидения своих пациентов, Фрейд обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о сновидениях, основным мотивом которых была половая связь с матерью (инцест). В комплексе Эдипа, как полагал Фрейд «завершается инфантильная сексуальность, оказывающая решающее влияние своим действием на сексуальность взрослых. Каждому новорожденному предстоит задача одолеть Эдипов комплекс, кто не в состоянии это сделать, заболевает неврозом». Таким образом, Эдипов комплекс является, по Фрейду, базисом человеческого бытия, в то время как три сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние на функциональную деятельность друг друга. Одно из важнейших отношений такого рода — взаимоотношение «Оно» и «Я». Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается специальными «защитными механизмами» («механизмами защиты»), образовавшимися в результате эволюции человека. Важнейшими из неосознаваемых «защитных механизмов», призванных обеспечить известную целостность и стабильность личности в условиях конфликта противоречивых импульсов и установок, Фрейд считал «сублимацию» (процесс преобразования и переадресования сексуальной энергии в различные формы деятельности, приемлемые индивидом и обществом), «вытеснение» (бессознательное устранение индивидом мотивов своих действий из сферы сознания), «регрессию» (переход на более примитивный уровень мышления и поведения), «проекцию» (неосознанное перенесение, “приписывание” собственных ощущений, представлений, желаний, мыслей, влечений и зачастую «постыдных», бессознательных стремлений другим людям), «рационализацию»(бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны), «реактивное образование» (изменение неприемлемой для сознания тенденции на более приемлемую или противоположную), «фиксацию поведения» (тенденцию «Я» к сохранению апробированных, эффективных стереотипов поведения, известное изменение которых может привести к патологическому навязчивое стремлению к повторениям) и др. Настаивая на изначальной противоречивости и конфликтности сфер личности, Фрейд особенно акцентировал динамические моменты бытия личности, что явилось сильной стороной его концепции, Придавая важное значение всем сферам личности и механизму их взаимодействия, Фрейд вместе с тем стремился увязать с теорией личности многие свои гипотезы и концепции. Примером тому могут служить его концепции творчества и учение о характерах, которые действительно согласуются с его конструкцией личности и дополняют ее. Отметим, что значительное влияние на дальнейшее развитие современной психологии и социологии личности оказали и примыкающие к психоанализу психосоциологические теории А.Адлера, К.Юнга, К.Хорни, Г.Салливена, Э.Фромма и других. Концепции этих исследователей получили название неофрейдистских, так как все они так или иначе опирались на идеи З.Фрейда. Например, А.Адлер (1870-1937), социологизируя психоанализ в противовес Фрейду отвергал идею расчленения личности на три инстанции («Оно», «Я» и «Сверх-Я») и ориентировался на принцип единства личности и примат социальных факторов в человеческом поведении. Адлер рассматривал социальные побуждения, социальные чувства как основу человеческого существования, а индивида — как изначально социальное существо.К. Юнг (1875-1961), познакомившись с теорией Фрейда, во многом поддержал его воззрения. Он активно разрабатывал психоаналитические идеи и пытался применить их на практике,[4]. В дальнейшем Юнг отошел во многом от традиционного психоанализа и предложил свою довольно сложную структуру человеческой психики, по его мнению она состоит из четырех универсальных элементов: личного сознания, коллективного сознания, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Под «коллективным бессознательным» Юнг понимал «разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа». Среди идей Фрейда, подвергшихся основательной критике со стороны К.Хорни (1885-1952), были, в частности, такие фундаментальные элементы его учения, как теория инстинктов, Эдипов комплекс, концепция либидо и др. Но наиболее остро Хорни критиковал Фрейда за чрезмерное подчеркивание биологического происхождения психических явлений и за игнорирование им «культурных факторов». По мнению Хорни, к глобальным принципам, управляющим человеком, обуславливающим его поведение, относятся стремление к безопасности и реализация собственных желаний. Философ, психоаналитик и социолог Э.Фромм (1900-1980), прекрасно осознавая новизну и важность идей Фрейда для развития соии-ального познания, осуществил наиболее впечатляющую реформацию психоаналитического учения, которая в значительной мере содействовала росту популярности как собственно психоанализа, так и психосоциологических доктрин. Исследуя роль психических факторов в деятельности личности, в различных социальных процессах, Фромм критически переосмыслил ряд принципиальных положений теории Фрейда. Отвергая как миф тезис о «неизменной человеческой природе», Фромм утверждал, что в ходе эволюции человек частично утрачивает «непосредственную инстинктивную основу» и обретает новые качества, обуславливаемые социальной средой. Фромм считал, что «самые прекрасные, как и самые уродливые наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате социального процесса формирования личности… Человеческая натура — страсти человека и тревоги его — есть продукт культуры…». В результате самостоятельного исследования истории человеческого общества Фромм пришел к выводу о существовании рада социальных характеров людей, представляющих собой ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры. Согласно учению Фромма «социоэкономическая структура общества формирует социальный характер своих членов таким образом., что им хочется делать то, что они должны делать»,[5]. Пожалуй никто из неофрейдистов не уделял столь большого внимания анализу положения личности на различных этапах эволюции человеческого общества, как Фромм, что в значительной мере содействовало обогащению его учения. Для думающей части населения в современной России Фромм, как мыслитель и гуманист, интересен своими подходами к опенке кризиса нынешнего западного капиталистического общества и путей его преодоления. Приложив значительные усилия для осознания и развенчания ряда опасных социальных иллюзий, Фромм пришел к выводу, что причины кризиса предопределены экономическими и психологическими противоречиями самой индустриальной системы. Отдавая должное ее разнообразным достижениям, Фромм вместе с тем критически проанализировал великие обещания и большие надежды на безграничный прогресс, которые были характерны для ряда поколений индустриальной эпохи. Вывод Фромма был однозначен: большие надежды на достижение материального изобилия, неограниченной личной свободы, счастья для наибольшего количества людей и господства над природой потерпели крах. Цивилизация оказалась на грани самоуничтожения. Неофрейдистские доктрины явились прямым следствием идей. и концепций З.Фрейда, в чем состоит его огромная заслуга перед наукой. 2. Структура личности по З. Фрейду Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами. Взаимосвязь между топографической и структурными моделями показана на рисунке. ИД. Первичные процессы мышления. Из рисунка видно что сфера ИД полностью неосознаваема, в то время как суперэго пронизывает все три уровня. Это было названо структурной моделью Структурная модель личности: ид (оно), эго и суперэго. Сфера ИД полностью неосознаваемая, в то время как суперэго пронизывает все три уровня. Рассмотрим поподробнее все три структуры. ИД. «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа. И только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни» (З. Фрейд «Я и Оно»). Фрейд предавал огромное значение этому делению: «здесь начинается психоаналитическая теория». Слово «ИД» происходит от латинского «ОНО», в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция и наполняет наше поведение энергией. Ид имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений, хаотично. Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка и получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, ид, в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества. Также оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами. Фрейд также описал два процесса, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Примером рефлекторных действий является кашель на раздражение дыхательных путей. Но не всегда эти действия приводят к снятию напряжения. Тогда вступают в действия первичные процессы, которые формируют психические образ, непосредственно связан с удовлетворением основной потребности. Первичные процессы — нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. Так младенцы, по утверждению Фрейда, не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. И только после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к отсрочке удовлетворений этих потребностей. С момента появления этого знания возникает следующая структура – эго. ЭГО (лат. «ego» – «я») Компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Эго является отделением от ид, черпает от него часть энергии для преобразования и реализации потребностей в социально приемлемом контексте, таким образом, обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Оно использует когнитивные и перцепционные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид. Эго в своих проявлениях руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, «исполнительным органом» личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем. Освобождение некоторого количества энергии эго для решения проблем на более высоком уровне психики является одной из основных целей психоаналитической терапии. Таким образом, мы подошли к последней структуре психики. Скачать 63.69 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
основы теории, сферы психики, эго
Психоанализ возник в начале прошлого столетия и воспринимается как одно из ярких течений в психологии. Однако предпосылки для его развития наблюдались еще в рамках ассоциативного подхода. Разберем психоаналитическую теорию личности более подробно.
Основы психоаналитической теории
Ассоциативные психологи считали, что психическая жизнь ребенка носит сознательный характер. Основной принцип же заключался в тождестве детской психики и самого сознания. В то же время утверждение принципа тождественности автоматически становилось причиной и отрицания данного принципа, а именно для формулировки положения, согласно которому не вся психика тождественна сознанию. Это положение стало причиной возникновения и развития психоанализа.
Замечание 1Следовательно, данная теория может рассматриваться как полностью независимая от социальной психологии, однако возможность ее появления заложена в рамках ассоциативной точки зрения.
Психоаналитическая теория личности образовалась благодаря З. Фрейду (S. Freud). Ученый в своей практике часто сталкивался с жалобами пациентов на паралич рук и прочие нарушения, которые нельзя было объяснить с точки зрения медицины.
Замечание 2Жалобы во многом были связаны с наличием повреждений нервной ткани, хотя в реальности такие повреждения отсутствовали.
Фрейд пытался разобраться, чем могли быть вызваны жалобы, если явных предпосылок к ним не находилось. Чтобы достичь успеха в своих изысканиях ученый обратился к работам Ж. Шарко, который применял гипноз при работе со своими пациентами. Шарко выявил, что если находящемуся под гипнозом человеку внушить симптомы какого-либо заболевания, то после завершения гипнотического сеанса человек будет в реальности демонстрировать внушенное ему.
Вывод 1Таким образом, на основании работ Шарко удалось установить, что подобные нарушения в жизнедеятельности человека могли основываться на бессознательном мышлении.
Психоаналитическая теория
Идея бессознательного легла в основу психоаналитической теории Фрейда. Ученый выдвинул предположение о том, что каждый человек обладает мыслями, отражающими желания и стремления о которых даже не подозревает владелец.
Определение 1Фрейд дал определение области психики, в которой содержатся подобные мысли – бессознательное.
Ключевая особенность бессознательных мыслей заключается в их влиянии на человеческое поведение с не меньшей силой, чем сознательные умозаключения.
Вывод 2Таким образом, действия человека может обуславливаться не только осознанными побуждениями, но и мотивами, которые остаются незамеченными, в которых человек не отдает себе отчет. А Фрейд, разделив психику на сознательное и бессознательное смог объяснить поведенческие отклонения у своих пациентов.
Зигмунд Фрейд выдвинул предположение, что если человек в повседневной жизни вынужден сталкиваться с неразрешимой проблемой, вызывающей тяжелые переживания, он находит выход, вытесняя травмирующие мысли из сознательной в бессознательную часть психики, тем самым стараясь избежать болезненных эмоциональных переживаний.
Замечание 3Иными словами, человек старается отрешиться от плохих мыслей, замещая их более позитивными сторонами действительности, постепенно забывая о травмирующих переживаниях и возвращая себе комфорт.
Однако, вытесненная в бессознательное проблема все еще остается не решенной, продолжая существовать, как в случае с пациентами под гипнозом. С одной стороны, отодвинутые в бессознательное, переживания облегчили жизнь пациентов, а с другой, накапливаясь, они начали проявлять себя, провоцируя недуги, в том числе параличи, боли в спине и прочее. Фрейд первым сделал заключение о том, что такие, не поддающиеся медицинскому объяснению, симптомы могут быть вызваны неразрешенными жизненными сложностями, которые были оттеснены в бессознательное.
Для лечения пациента необходимо было погрузить его в воспоминания об исходной проблеме и заставить осознать ее причину. Ученым был предложен способ выявления конфликтов в бессознательном. Методика основывалась на свободном рассказе пациента о своих мыслях, без попытки их критиковать или анализировать. В процессе рассказа психолог внимательно слушал и определял бессознательные конфликты в словах пациента. данная методика была названа «метод свободных ассоциаций».
Замечание 4Помимо рассказов пациентов о жизни, он также подвергал анализу и их сновидения, полагая, что в них находят отражение внутренние конфликты человека.
Сферы психики
Основываясь на своих исследованиях и практических изысканиях, Фрейд выделил три основные сферы психики, представляющие собой основные силы, управляющие поведением человека. Ученый дал им определения, которые разберем подробнее.
Ид
Ид или оно является источником активности ребенка, содержащим в себе энергию, необходимую для всевозможных действий.
Замечание 5Бренд, в свою очередь, выделял положительную энергию (позитивную, созидательную, энергию либидо) и негативную (разрушительную), которая выступала источником любого деструктивного поведения.
По мнению Фрейда, описанные Брендом виды энергии, произрастают от инстинкта жизни и смерти.
В момент рождения ребенок обладает только Ид, который и определяет всю психику новорожденного. Главная идея заключается в том, что ребенок осуществляет деятельность по принципу удовольствия или неудовольствия. Следовательно, он стремится к положительному и старается избегать всего негативного. Поскольку в основу Ид заложены инстинкты, то и вся деятельность ребенка является инстинктивной, влекущей к положительным переживаниям. Данные инстинктивные состояния характеризуются фазами:
- Напряжение инстинкта.
- Удовлетворение.
- Релаксация.
В качестве примера рассмотрения фаз, можно привести структуру пищевого поведения человека.
Пример 1Если человек долго не ест, к нему приходит чувство голода, вызывающее стремление поиска пищи – фаза напряжения инстинкта. После наступает фаза удовлетворения в процессе поглощения пищи и постепенного насыщение. В итоге, приходит чувство сытости, человек забывает о необходимости принимать пищу – фаза релаксации.
В процессе смены фаз происходит расходование инстинктивной энергии либидо, что вызывает чувство удовлетворения у человека. Любой инстинктивный акт, как предполагал Фрейд, сопровождается удовольствием в процессе расходования инстинктивной энергии. Ключевая особенность в интерпретации инстинкта Фрейдом заключается в том, что чувство удовольствия возникает не благодаря тому, что человек употребляет пищу, а вследствие растрачивания собственной энергии в процессе приема. Это связано с механизмом снятия напряжения вызванного возникновением соответствующего желания.
У новорожденного фактически присутствует только два переживания: приятное и неприятное. Они ведут его по жизни, заставляя, так или иначе, выполнять конкретную деятельность, связанную с приятными или неприятными ощущениями. При этом ребенок не имеет понятия о различии окружающих его объектах, границах его собственного тела и объектов взаимодействия. Единственные реакции, которые может показывать ребенок – это крик, глотание, неконтролируемые движения конечностей.
Пример 2Когда новорожденный чувствует голод, что является для него неприятным переживанием, он плачет до того момента, пока чувство голода не будет утолено. Спустя какое-то время цикл голод-кормление-снижение напряжения воспроизводится вновь.
Многие психоаналитики придерживаются мнения, что со временем вкус, запах, вид еды и кормящего фиксируются в памяти ребенка. Под воздействием такого циклического процесса у ребенка формируется представление о тех объектах, с которыми связаны положительные переживания. Подобное становится причиной того, что ребенок при виде матери начинает радоваться. За такой эмоциональной реакцией стоит ожидание того, что ее присутствие является причиной получения удовольствия.
Замечание 6На начальном этапе ребенок еще не имеет различий между разумными, одобряемыми способами получения удовольствия и не одобряемыми. Главная его задача заключается в избавлении от напряжения и получении удовольствия в момент его разрядки.
Эго
Определение 2Эго или «Я» – это часть психики, которая существует по законам реальности.
В Эго представлены объекты, которые являются частью реальности и способны удовлетворять желания, т. е. в Эго содержится совокупность образов всех объектов, способных удовлетворить желания Ид. Фрейд отмечал, что Эго формируется из Ид, а именно тогда, когда ребенок в процессе удовлетворения Ид желаний стремится не только получить удовольствие и избежать негативных переживания, но и учитывает при этом окружающие условия. Учет этих условий основан на различии ребенком объектов, вызывающих негативные и позитивные переживания.
Подобное позволяет ребенку принимать решения в конфликтных ситуациях, когда его потребности вступают в противоречие с текущими обстоятельствами или условиями.
Пример 3Удовлетворение пищевой потребности возникает не тогда, когда ребенок сосет палец, а тогда когда он берет грудь или бутылочку со смесью.
Таким образом, при помощи Эго ребенок оказывается способным анализировать окружающую среду и оценивать ее с учетом возможности удовлетворения своих Ид потребностей.
С точки зрения психологического анализа развитие Эго заключается в установлении ребенком все большего количества ассоциаций между образами объектов способных удовлетворить потребности Ид, и положительными или отрицательными эмоциями от процесса удовлетворения. С возрастанием количества таких потребностей у Эго ребенка появляется возможность прогнозировать, какие переживания вызовет тот или иной объект. Так, Эго начинает управлять поведением ребенка в зависимости от того, какие объекты на данный момент находятся в его ближайшем окружении.
Суперэго
Суперэго или Сверх-«Я» подразумевает, что ребенок рождается не имея представления о понятиях «хорошо» и «плохо». Он не имеет внутреннего голоса, способного направить на правильные поступки в тех или иных ситуациях. Вследствие чего маленький ребенок не склонен к переживанию чувства вины или стыда при нарушении общественно установленных правил. Вместе с этим в процессе взросления у ребенка начинает развиваться чувство гордости, грусти, стыда, вины. На протяжении всего детства происходит становление системы моральных ценностей, которые перенимаются у окружающих его взрослых. Данная система ценностей и носит название Суперэго по Фрейду.
Ученый предполагал, что формирующееся из Эго Суперэго, является контролирующим компонентом, роль которого ранее на себя брали взрослые. Если изначально поведение регулировалось через систему поощрений и наказаний, то далее эту роль будет исполнять Суперэго.
Пример 4Если поведение не соответствует общеустановленным моральным принципам, то Суперэго вызывает чувство вины, страха или стыда, таким образом, наказывая ребенка. Соблюдение же регламентированных обществом правил, напротив, сопровождается чувствами гордости и самоудовлетворения, вызванными Суперэго.
Следовательно, поведение детей, с точки зрения З. Фрейда является результатом плотного взаимодействия Ид, Эго и Суперэго.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.
Психодинамические теории личности — Фрейд, Эриксон и Адлер
Психодинамические теории личности в основном составлены известными теоретиками, такими как Зигмунд Фрейд, Эрик Эриксон и Альфред Адлер. Теория объектных отношений также принадлежит к этой группе теорий личности. Давайте посмотрим, как каждая теория объясняет природу и процессы личности.
Откройте для себя еще 10 статей по этой теме
Не пропустите эти статьи по теме:
- Культура
- Бихевиоризм
- Социальные когнитивные теории
- Теория черт
- Гуманистическая перспектива
Зигмунд Фрейд: структурная модель личности три части личности человека (ид, эго и суперэго).
Фрейд считает, что человек рождается с Ид, частью нашей личности, ищущей удовольствия. Он считал, что для новорожденных Ид имеет решающее значение, поскольку оно побуждает нас удовлетворять наши основные потребности. Например, ребенок голоден, и его Ид хочет еды; это заставляет его плакать, пока его потребность не будет удовлетворена. Говорят, что Ид не принимает во внимание другие обстоятельства — все, что его волнует, — это собственное удовлетворение.
В течение трех лет ребенок растет и начинает узнавать новое, взаимодействуя с окружающей средой. В это время развивается его Эго. Эго основано на принципе реальности, поскольку оно является частью личности. Он стремится удовлетворить Ид, но учитывает сложившуюся ситуацию, таким образом уравновешивая Ид и Супер-Эго. .
Когда ребенку исполняется пять лет, он начинает узнавать о морально-этических правилах и ограничениях, налагаемых его родителями, учителями и другими людьми. В это время развивается Суперэго. Он основан на моральном принципе, поскольку он говорит нам, правильно ли что-то или неправильно.
Согласно Фрейду, у здорового человека его эго является самой сильной частью его личности.
Альфред Адлер: неполноценность и порядок рождения
Теория Альфреда Адлера утверждает, что все мы рождаемся с чувством неполноценности, о чем свидетельствует то, насколько слабым и беспомощным является новорожденный. Тем самым Адлер смог объяснить, что эта неполноценность является важнейшей частью нашей личности в том смысле, что она является движущей силой, которая побуждает нас стремиться к превосходству.
В дополнение к Теории Неполноценности Личности, Адлер также рассматривает порядок рождения как главный фактор в развитии нашей личности. Он считал, что первенцы могут чувствовать себя неполноценными и могут даже развить комплекс неполноценности, как только появится их младший брат или сестра. Дети среднего рождения, с другой стороны, не так избалованы, как их старший или младший брат или сестра, но у них есть чувство превосходства, чтобы свергнуть своего старшего брата или сестру в здоровой конкуренции. Таким образом, они имеют наибольший потенциал для достижения успеха в жизни. Младшие дети могут чувствовать, что у них меньше всего возможностей влиять на других членов семьи. Поскольку они часто самые изнеженные, у них могут развиться личностные проблемы неполноценности, как и у первенцев.
Эрик Эриксон: Теория психосоциального развития
Этапы психосоциального развития связаны с проблемами, которые человек должен преодолеть, чтобы добиться успеха на более поздних стадиях. Во-первых, в возрасте от 0 до 1 года ребенок должен иметь возможность доверять другим; иначе он станет бояться позже в своей жизни, поскольку он будет чувствовать, что не может никому доверять. Во-вторых, в возрасте от 1 до 3 лет он должен развивать автономию, иначе в будущем он будет страдать от стыда и сомнений. В-третьих, в возрасте от 3 до 6 лет он должен научиться самоутверждаться, планируя и руководя деятельностью, иначе он будет чувствовать себя виноватым, останется последователем и откажется от возможности лидерства. В-четвертых, в возрасте от 6 до 12 лет ребенок должен воспитывать чувство гордости и уверенности в своих достижениях; иначе он будет чувствовать себя обескураженным и всегда будет сомневаться в том, что он может сделать. В-пятых, в подростковом возрасте у подростка должно быть сильно развито чувство идентичности; иначе у него будут проблемы с личностью, поскольку он запутается в том, чего он хочет достичь. В-шестых, молодой взрослый может с оптимизмом смотреть на вещи вокруг себя, потому что он вовлечен в интимные отношения, или он может стать пессимистом, потому что он может быть не привержен здоровым романтическим отношениям. В-седьмых, в середине взрослой жизни человек чувствует себя продуктивным, когда он может внести свой вклад в общество своим тяжелым трудом, в то время как он может чувствовать себя наоборот, когда ему не удается хорошо выполнять свою работу. Наконец, целостность эго в позднем взрослом возрасте порождает радостную, позитивную личность, в то время как отчаяние испытывают те, кто оглядывается на свои ранние годы и видит, что они были непродуктивными.
Теория объектных отношений
Теория объектных отношений утверждает, что объект (человек, часть этого человека или его символ) связан с другим посредством действий или поведения, на которые влияют остатки прошлых межличностных отношений. Это теория, которая говорит об отношениях внутри группы людей, особенно в семье.
Фрейд повсюду | Psychology Today
Источник: CC0 Public Domain
Фрейд произвел революцию в понимании и лечении психических расстройств. Он создал психоаналитическую теорию личности. Но помимо этого, он глубоко изменил наше понимание человечества, мышления и культуры. Фрейд, как и Дарвин, нарушил сон мира, открыв до сих пор неприятные, но фундаментальные истины о человеческой природе.
Оспариваемая и критикуемая теория Фрейда до сих пор пронизывает западную культуру и науку. Современная нейробиология подтверждает догадку Фрейда о том, что большая часть психической жизни протекает вне сознания. Общепризнано, что половое влечение и агрессивные импульсы неотделимы от человеческих мыслей и действий.
Хотя основные формулировки Фрейда о функционировании человеческого разума неизбежно подвергаются постоянному развитию и модификации, они выдержали испытание временем.
Сначала Фрейд был неврологом-исследователем и внес свой вклад в оригинальные медицинские исследования афазии и детского церебрального паралича. Но постепенно он отказался от невропатологии, расширив свои усилия на более всесторонние исследования психических или психологических состояний, препятствующих успешному функционированию человека.
Первоначальное предположение Фрейда заключалось в том, что коренными причинами дисфункциональных психологических симптомов (неврозов), препятствующих нормальному функционированию человека, были продолжающиеся вредные последствия травмирующих переживаний, которые были вытеснены из сознания, но продолжали контролировать поведение, чувства и мышление человека. .
Вытесненное воспоминание о травме напоминало отгороженное инородное тело, аналогичное инкапсулированным очагам туберкулеза. Эта сосредоточенность на психической травме и ее бессознательных последствиях, проявляющихся в мышлении и поведении человека, позволила применить научный метод к изучению сознания, несмотря на неспособность науки того времени связать сознание с неврологическими структурами и деятельностью.
Фрейд, однако, смотрел дальше пациентов, которые продолжали страдать от последствий травмирующих психических переживаний, и признавал универсальную роль бессознательного конфликта и фантазии у всех людей.
В частности, он сделал вывод, что сексуальные и агрессивные фантазии относятся к универсальным детерминантам эмоций, мыслей и поведения. Более того, чтобы разработать научный подход к причинно-следственной связи при изучении этих детерминант человеческой личности, Фрейд предположил, что половое влечение человека влияет на психическую жизнь в последовательности развития. Он в общих чертах называл сексуальное влечение «либидо», а организующие психологические эффекты — «либидинозными фазами развития», которые он определял как ныне хорошо известные оральную, анальную и фаллическую фазы либидо. Теории развития личности Фрейда были необходимый предшественник развития сегодняшних гораздо более сложных психоаналитических теорий личности.0003
Глубокое влияние Фрейда выросло не только из широты его теоретических интересов, но и из универсальности его источников. Его гениальность отразилась в объединении изолированных, разнообразных и часто противоречивых источников.
Прежде всего, он полагался на свой самоанализ, осуществляемый в первую очередь через сновидения и свободные ассоциации, неявно признавая, что человеческие психические процессы универсальны. Он также извлек уроки из мифов и легенд древности и интуитивных прозрений великих писателей, философов и художников разных времен, мест и культур, в т.ч. Софокл и Шекспир, Гете и Шопенгауэр, Достоевский и Диккенс, Леонардо и Микеланджело.
В детстве Фрейд выучил идиш и немецкий языки своих родителей и зачатки чешского диалекта своих нянек. В юности он выучил английский, чтобы читать Шекспира, и испанский, чтобы читать Сервантеса. Образование Фрейда познакомило его с противоречиями специфики и универсальности самого языка, которые он позже применил к своим исследованиям сновидений.
Фрейд понимал сон и сновидения совершенно иначе, чем в предшествующих культурах, таких как древняя Греция. По его мнению, сны продолжали оставаться источником важных знаний, но не знаний о будущих событиях. Для Фрейда сны обеспечивали самопознание, воссоздавая наше недавнее и далекое прошлое.
Фрейд различал явное (сознательное) и латентное (бессознательное) содержание сновидений и мечтаний. Он определил, что манифестное содержание было сконструировано в целях защиты, чтобы замаскировать неприемлемое скрытое содержание. Его идеи о психологических защитах, таких как отрицание, вытеснение, регрессия, проекция, изоляция, уничтожение, реактивное формирование и реверсирование, стали частью обыденного понимания («Дама слишком много протестует», Шекспир, , Гамлет ). Скрытое содержание сновидений заключало в себе запрещенные, обычно сексуальные и агрессивные, желаемые детские фантазии.
Фрейд привлек внимание образованной публики своими идеями об Эдиповом комплексе, комплексе кастрации, первичной сцене и семейном романе, сформулированными на основе самоанализа Фрейдом его собственных сновидений и ассоциаций. Сны и связанные с ними экранные воспоминания были замаскированными и искаженными путями к реконструкции формирующих событий нашего детства, которые могли быть выявлены в клиническом психоанализе.
Для Фрейда сны были «царской дорогой к пониманию бессознательного». Он считал Толкование снов как его шедевр. «Мы состоим из того материала, из которого сделаны мечты» (Шекспир, , «Буря», ).
Больше невозможно смотреть пьесу или другое произведение искусства, не опираясь на проницательное видение Фрейда. Ни одна современная биография не обходится без изучения детства, семьи и травматического, а также полезного раннего опыта субъекта.