Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Теория развития личности эриксон: Детство и общество. Теория развития личности. Эрик Эриксон

Содержание

Детство и общество. Теория развития личности. Эрик Эриксон

Эрик Хомбургер Эриксон (англ. Erik Homburger Erikson; 15 июня 1902, Франкфурт-на-Майне — 12 мая 1994, Харвич, Массачусетс) был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком. Известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности.

Книга «Детство и общество» посвящена проблемам возрастных кризисов. Автор выделяет восемь основных периодов жизни человека и подробно анализирует каждый их них.

Скачать книгу в PDF

Теория развития личности Эрика Эриксона утверждает:
  1. Социум для ребенка не антагонистичен.
  2. Личность развивается от рождения до смерти.
  3. Личность развивается через последовательные этапы жизни.
  4. Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех.
  5. В развитии человека восемь стадий.
  6. Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет.
  7. Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом.
  8. В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта — ее вернуть.
Социум для ребенка не антагонистичен

В концепции психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные, антагонистические друг другу начала. Эриксон стал различать ритуалы и ритуализмы и утверждал, что отношения личности и общества могут быть отношениями сотрудничества, обеспечи­вающими гармоничное развитие личности.

Личность развивается от рождения до смерти

Это еще один отход от классического психоанализа, где развитие личности описывалось только как психосексуальное развитие. Впрочем, развитие личности для Эрика Эриксона — пассивный личностный рост, где главным является не достижение тех или иных вершин, а «согласие с самим собой».

Личность развивается через последовательные этапы жизни

Согласно Эрику Эриксону, в развитии личности есть некоторые обязательные и следующие друг за другом ступени, которые должен пройти каждый в своем развитии. Как парадигма развития, это — лестница. Единственный ли это возможный взгляд на развитие личности? Нет. Другие исследователи считают, что личность может развиваться и по типу сот, и по типу короны.

Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех

Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. Эпигенез — наличие целостного врожден­ного плана, определяющего основные стадии развития.

В развитии человека восемь стадий

По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:

  1. Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
  2. Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
  3. Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
  4. Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
  5. Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
  6. Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
  7. Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
  8. Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.

Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость. Подробнее

Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет

Благополучное прохождение определяется обычно тем, насколько благополучно прошел человек предыдущие стадии своего развития, а также благополучностью социальной обстановки. Войны, социальные кризисы и другие удары судьбы мешают человеку удачно пройти очередной этап своего жизненного пути.

Эрик Эриксон не работал с людьми, занимающимся активным личностным ростом и развитием, развивающим себя по плану и сознательно. Эриксон описывал то, что происходит в стихийном развитии личности, включая элементы личностной деградации. И если развитый человек может строить себя осознанно, быть автором своей жизни, то с пациентами Эриксона благополучное прохождение очередной стадии только случалось — либо не случалось, либо повезло, либо нет — и тогда, уважаемые жертвы, вам направление к психотерапевту. Психотерапевт помогал человеку строить свой очередной этап жизни более активно и более сознательно, хотя Эрик Эриксон никогда не ставил себе задачу становиться личным коучем.

Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом

Представление о развитии как о последовательности психосоциальных кризисов — как минимум, неочевидно. Да, на каком-то этапе жизни человеком оказываются альтернативные пути развития, и в зависимо­сти от его выбора личностное развитие может оказаться как позитивным и гармоничным, так и негативным, с нарушениями развития и расстройствами эмоционально-личност­ной и познавательной сфер. Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности; не­гативное — деструктивного новообразования, препятствующего фор­мированию эго-идентичности.

Вопрос, почему наличие важной альтернативы в развитии следует называть кризисом? Согласно Википедии, кризис – это перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы. Если в ситуации выбора использовать неадекватные средства достижения целей и порождать непредсказуемые проблемы, то, действительно, каждый выбор будет оказываться кризисом. Возможно, клиенты Эрика Эриксона такими людьми и оказывались. Но формулировать на этом основании, что для любого человека, в том числе умного и здорового, строительство нового этапа его жизни является кризисом – наверное, оснований недостаточно. Более того, кажется, что подобные формулировки являются патогенными, формирующими необоснованные тревоги по поводу предстоящих жизненных событий.

В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта — ее вернуть

Для Эрика Эриксона, главное в жизни человека — быть в согласии с самим собой, но одновременно развиваться. Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. «Я развиваюсь, но я— тот же самый»

 

Этапы развития личности по Эрику Эриксону

Согласно теории развития личности Эрика Эриксона, развитие личности продолжается всю жизнь, где один этап в случае благополучного разрешения внутренних противоречий приходит на смену другому.

Детство

1. Доверие и недоверие

Первая стадия развития чело­века соответствует оральной фазе классического психо­анализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социаль­ного взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.

Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, по­требности которого быстро удовлетворяются, который никогда долго не испытывает недомогания, которого ба­юкают и ласкают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди — существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие — боязливость и подозритель­ность по отношению к миру вообще, к людям в частно­сти, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития.

Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой пос­ледующей стадии развития. Это и несет надежду и таит угрозу. Ребенок, который приходит в школу с чувством настороженности, может постепенно проникнуться до­верием к какой-нибудь учительнице, не допускающей не­справедливости по отношению к детям. При этом он мо­жет преодолеть первоначальную недоверчивость. Но зато и ребенок, выработавший в младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием на последующих стадиях развития, если, скажем, в слу­чае развода родителей в семье создается обстановка, пе­реполненная взаимными обвинениями и скандалами.

Благоприятное разрешение этого конфликта — надежда.

Достижение равновесия

2. Самостоятельность и нерешительность (автономия и сомнения).

Вторая ста­дия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учит­ся не только ходить, но и лазить, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, дос­тавать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабаты­вается ощущение, что он владеет своими мышцами, сво­ими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятель­ность.

Но если воспитатели проявляют нетерпение и спе­шат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность. Конеч­но, не бывает родителей, которые ни при каких условиях не торопят ребенка, но не так уж неустойчива детская психика, чтобы реагировать на редкие события. Только в том случае, если в стремлении оградить ребенка от уси­лий родители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за «несчастные случаи», будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитая чашка или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.

Если из этой стадии ребенок выйдет с большой до­лей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрос­лого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к раз­витию самостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью, с одной сторо­ны и стыдливостью и неуверенностью — с другой, установившееся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.

Благоприятное разрешение этого конфликта — воля.

3. Предприимчивость и чувство вины (в другом переводе — Предприимчивость и неадекватность).

Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретатель­ность его проявляет себя и в речи, и в способности фан­тазировать. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на од­ном полюсе и чувством вины на другом. От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему же­ланию бегают, борются, возятся, катаются на велосипе­де, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родите­лей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость), и не мешать ему фантазировать, и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что воп­росы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.

Благоприятное разрешение этого конфликта — цель.

4. Умелость и неполноценность (творчество и комплекс неполноценности).

Четвертая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латент­ной фазой. В этот период любовь сына к матери и рев­ность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скры­том состоянии. В этот период у ребенка развивается спо­собность к дедукции, к организованным играм и регламен­тированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эриксон говорит, что психосоци­альный параметр этой стадии характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности — с другой.

В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робин­зон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с ко­торым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и руко­дельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребен­ка вырабатывается умелость и способности к техничес­кому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пач­котню», способствуют развитию у них чувства неполно­ценности.

В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие об­щественные институты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор учитывавшего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ре­бенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отстава­ние в классе несоразмерно развивает у него чувство не­полноценности.

Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может ожи­вить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого пара­метра зависит не только от родителей, но и от отноше­ния других взрослых.

Благоприятное разрешение этого конфликта — уверенность.

Кризис подросткового возраста

5. Идентификация личности и путаница ролей.

При переходе в пятую стадию (12-18 лет) ребенок сталкивает­ся, как утверждает классический психоанализ, с про­буждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым весьма проигрывают далеко не­совершенные, но реально существующие семьи, религии и обще­ства. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое. Короче говоря, подросток — это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.

Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между поло­жительным полюсом идентификации «Я» и отрицатель­ным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, об­ретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей — психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.

В отличие от предыдущих стадий, где родители ока­зывали более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития, влияние их теперь оказывается наиболее косвенным. Если благодаря родителям подрос­ток уже выработал доверие, самостоятельность, предпри­имчивость и умелость, то шансы его на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, зна­чительно увеличиваются.

Обратное справедливо для подростка недоверчиво­го, стыдливого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентификации в под­ростковом возрасте должна начинаться, по сути, с мо­мента рождения.

Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симпто­мы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая пута­ница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распу­щенность, очень часто обладают фрагментарным пред­ставлением о своей личности и свои беспорядочные по­ловые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», то есть отождествляет свое «Я» с образом, противополож­ным тому, который хотели бы видеть родители и друзья.

Но иногда лучше идентифицировать себя с «хиппи», с «малолетним преступником», даже с «наркоманом», чем вообще не обрести своего «Я».

Однако тот, кто в подростковом возрасте не приоб­ретает ясного представления о своей личности, еще не обречен оставаться неприкаянным до конца жизни. А тот, кто опознал свое «Я» еще подростком, обязательно будет сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоре­чащими или даже угрожающими сложившемуся у него представлению о себе. Пожалуй, Эриксон больше всех других психологов-теоретиков подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии еще не гарантирует избавить человека от возникновения новых про­блем на других этапах жизни или появление новых реше­ний для старых, уже решенных, казалось, проблем.

Благоприятное разрешение этого конфликта — верность.

Конфликты среднего возраста

6. Близость и одиночество.

Шестой стадией жизнен­ного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоана­лиз не говорит ничего нового или, иначе, ни­чего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение чело­века в трудовую деятельность, указывает на специфичес­кий для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества.

Под близостью Эриксон понимает не только физи­ческую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем су­щественным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родите­лей, но лишь от того, насколько успешно человек про­шел предыдущие стадии. Так же как в случае идентифи­кации, социальные условия могут облегчать или затруд­нять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тес­ные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиноче­ство — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

Благоприятное разрешение этого конфликта — любовь.

7. Общечеловечность и самопоглощенность (производительность и застой).

Седьмая стадия — зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появля­ется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью — на другом.

Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на са­мом себе и главной его заботой становится удовлетворе­ние своих потребностей и собственный комфорт.

Благоприятное разрешение этого конфликта — забота.

8. Цельность и безнадежность.

На восьмую и после­днюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная paбoта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внука­ми, если они есть. Психосоциальный параметр этого пе­риода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлет­ворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упу­щенного не вернуть. Такого человека охватывает отчая­ние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь. Благоприятное разрешение этого конфликта — мудрость.

Источник

Психосоциальная концепция развития личности (э. Эриксон)

Из практики психоанализа возникла теория развития личности Э. Эриксона. По мнению Эриксона, основы человеческого «я» коренятся в социальной организации общества. Каждой стадии развития личности отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.

Эти идеи Эриксона легли в основу 2-х важных понятий его концепции — «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребёнка ориентировано на включение его в социальную группу, формируется групповая идентичность. Параллельно с групповой формируется эго-идентичность, которая создаёт у субъекта чувств устойчивости и непрерывного своего «я», несмотря на изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Эриксон выдвинул 3 важных и новых положения. 1) он предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития, в ходе которого меняется направленность влечения от аутоэротизма к внешнему объекту, существуют и психологические стадии развития «я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.

Разрабoтанная американским психологом Эриком Эриксоном психосоциальная концепция развития личности показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. В каждой культуре имеется особый стиль воспитания детей, он всегда принимается матерью как единственно правильный. Этот стиль определяется тем, что ожидает от ребенка общество, в котором он живет. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному обществу ожидания, которые человек может оправдать ил не оправдать, и развитие его личности может пойти по негативному или позитивному направлению.

Первая стадия — младенчество (от рождения до одного года). Без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания и заботы нарушается социализация ребенка, возникает задержка психического развития, развиваются различные заболевания; у ребенка появляется агрессивность, а в будущем — различные проблемы, связанные со взаимоотношениями с другими людьми. Таким образом, эмоциональное общение младенца со взрослыми является ведущей, главной деятельностью на данном возрастном этапе, влияющей на развитие его человеческой психики и обусловливающей положительный или негативный исход, результат развития на это этапе.

Позитивным результатом можно считать формирование у младенца доверия к миру, людям, оптимизм, негативным результатом — формирование недоверия к миру, людям, пессимизм, даже агрессивность.

Вторая стадия — раннее детство (от года до трех лет) связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокры штанишки». Социальное неодобрение открывает глаза ребенка на самого себя, он чувствует возможность наказания; формируется чувство стыда. В конце стадии должно наступить равновесие автономии и стыда. Это соотношение стане благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желания ребенка, не будут бить его за провинности.

Третья стадия — детство (по терминологии Эриксона — возраст игры; 3 — 6 лет). На данной стадии ребенок уже убежден, что он личность; он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром. У ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре, следовательно, игра является ведущей деятельностью на данном возрастном этапе. Игра очень важна для развития ребенка: она формирует инициативу, творчество; посредством игры ребенок осваивает отношения между людьми, развивает свои психические возможности — волю, память, мышление и пр. Если же родители не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно сказывается на его развитии, способствует закреплению пассивости, неуверенности, чувства вины.

Четвёртая стадия — младший школьный возраст (6 — 11 лет). Ребёнок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает его к знаниям о будущей деятельности, к культуре общества. Ведущей деятельностью на данной возрастной стадии является учеба. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, спокоен, уверен в себе. Напротив, неудачи в школе приводят к появлению, а порой и закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учёбе. В этом случае ребенок как бы снова возвращается в семью; она становится для него убежищем, если родители относятся к нему с пониманием, стараются помочь преодолеть трудности в учебе. Если же родители лишь ругают и наказывают ребёнка за плохие оценки, чувство неполноценности у него закрепляется порой на всю его жизнь.

Пятая стадия — подростковый и юношеский возраст (от 11 до 20 лет) На данной стадии формируется центральная форма эго-идентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. Ведущей деятельностью, сильнее всего влияющей на развитие личности подростка, является его общение со сверстниками.

На данной стадии обостряются все критические моменты прошедших периодов. Если на ранних стадиях у ребенка сформировались автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создаёт целостную форму эго-идентичности, находит своё «Я», признание себя со стороны окружающих.

В противном случае происходит диффузия идентичности. Подросток не может найти свое «Я» , не осознает своих целей и желаний; происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским, иждивенческим реакциям. Возникает смутное, но устойчивое чувство тревоги, одиночества, опустошенности, постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает. Появляются страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать, на лиц противоположного пола, рождаются враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство «непризнания себя» со стороны окружающих.

Шестая стадия — молодость (от 20 до 25 — 30 лет). Для человека приобретают актуальность поиск спутника жизни тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой. Человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается; закрепляются изоляция, одиночество.

Стадия молодости соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность; соответствует период становления, самоутверждения человека в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

Седьмая, центральная стадия — взрослость, зрелость (от 30 до 60 лет). Развитие идентичности продолжается всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы семьи, детей), то человек опустошается; намечаются застой косность, психологический и физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего развития (если всегда были отрицательные выборы на этапах развития).

В зрелые годы выделяются два кризисных периода.

Кризис ЗЗ — 35 лет, когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять что-то в своей жизни: работу, супруга, место жительства, хобби и т. п.

Затем наступает недолгий период стабилизации — от 35 до 40 — 43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг. О уверен в своем профессиональном мастерстве, своем авторитете; имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка. Нормализуются здоровье, положение в семье, сексе.

Кризис 45 — 55 лет наступает вслед за периодом стабильности. Человек начинает чувствовать приближение среднего возраста, когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми. Приходит опасение, что уже ничего лучшего в жизни, в карьере, в любви не получишь. В результате возникают чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках доказать свою молодость через любовные интриги или взлет карьеры.

Завершающий период зрелости длится с 55 до 60 — 65 лет. Это период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни.

Восьмая стадия (после 60 — 65 лет). После 60 лет происходит создание завершенной формы эго-идентичности на основе всего пути развития личности. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным: человек переосмысливает всю свою жизнь, осознаёт своё «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах, и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла неверно, зря.

Если человек принимает себя и свою жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если принятия себя и жизни не произошло, то человек чувствует разочарование, отчаяние, теряет вкус к жизни, поскольку ничего исправить в своей жизни уже невозможно.

Теория развития личности Эрика Эриксона утверждает:

1. Социум для ребенка не антагонистичен.

2. Личность развивается от рождения до смерти.

3. Личность развивается через последовательные этапы жизни.

4. Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех

5. В развитии человека восемь стадий.

6. Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и

нет.

7. Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом.

8. В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта — ее вернуть.

Подробнее.

Социум для ребенка не антагонистичен

В концепции психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные,

антагонистические друг другу начала. Эриксон стал различать ритуалы и ритуализмы и

утверждал, что отношения личности и общества могут быть отношениями

сотрудничества, обеспечивающими гармоничное развитие личности.

Личность развивается от рождения до смерти

Это еще один отход от классического психоанализа, где развитие личности описывалось

только как развитие детской сексуальности. Впрочем, развитие личности для Эрика

Эриксона — пассивный личностный рост, где главным является не достижение тех или

иных вершин, а «согласие с самим собой».

Личность развивается через последовательные этапы жизни

Согласно Эрику Эриксону, в развитии личности есть некоторые обязательные и

следующие друг за другом ступени, которые должен пройти каждый в своем развитии.

Как парадигма развития, это — лестница. Единственный ли это возможный взгляд на

развитие личности? Нет. Другие исследователи считают, что личность может развиваться

и по типу сот, и по типу короны.

Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех

Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. Эпигенез — наличие целостного

врожденного плана, определяющего основные стадии развития.

В развитии человека восемь стадий

По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий

развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение

которого приводит к переходу на новый этап:1. Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;

2. Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;

3. Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и

неадекватностью;

4. Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт

между творчеством и комплексом неполноценности;

5. Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;

6. Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и

одиночеством;

7. Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и

застоя;

8. Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.

Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»).

Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель,

уверенность, верность, любовь, забота и мудрость. Подробнее см.→

Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет

Благополучное прохождение определяется обычно тем, насколько благополучно прошел

человек предыдущие стадии своего развития, а также благополучностью социальной

обстановки. Войны, социальные кризисы и другие удары судьбы мешают человеку удачно

пройти очередной этап своего жизненного пути.

Эрик Эриксон не работал с людьми, занимающимся активным личностным ростом и

развитием, развивающим себя по плану и сознательно. Эриксон описывал то, что

происходит в стихийном развитии личности, включая элемены личностной деградации. И

если развитый человек может строить себя осознанно, быть автором своей жизни, то с

пациентами Эриксона благополучное прохождение очередной стадии только случалось —

либо не случалось. Либо повезло, либо нет — и тогда, уважаемые жертвы, вам направление

к психотерапевту. Психотерапевт помогал человеку строить свой очередной этап жизни

более активно и более сознательно, хотя Эрик Эриксон никогда не ставил себе задачу

становиться личным кочуем.

Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом

Представление о развитии как о последовательности психосоциальных кризисов — как

минимум, неочевидно. Да, на каком-то этапе жизни человеком оказываются

альтернативные пути развития, и в зависимости от его выбора личностное развитие может

оказаться как позитивным и гармоничным, так и негативным, с нарушениями развития и

расстройствами эмоционально-личностной и познавательной сфер. Позитивное

разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или

сильного свойства личности; негативное — деструктивного новообразования,

препятствующего формированию эго-идентичности.

Вопрос, почему наличие важной альтернативы в развитии следует называть кризисом?

Согласно Википедии, кризис – это перелом, при котором неадекватность средств

достижения целей рождает непредсказуемые проблемы. Если в ситуации выбора

использовать неадекватные средства достижения целей и порождать непредсказуемые

проблемы, то, действительно, каждый выбор будет оказываться кризисом. Возможно,

клиенты Эрика Эриксона такими людьми и оказывались. Но формулировать на этомосновании, что для любого человека, в том числе умного и здорового, строительство

нового этапа его жизни является кризисом – наверное, оснований недостаточно. Более

того, кажется, что подобные формулировки являются патогенными, формирующими

необоснованные тревоги по поводу предстоящих жизненных событий.

В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта — ее вернуть

Для Эрика Эриксона, главное в жизни человека — быть в согласии с самим собой, но

одновременно развиваться. Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся

личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения,

которые происходят с нами в процессе роста и развития. «Я развиваюсь, но я— тот же

самый».

Теория развития личности Эрика Эриксона среди

других подходов

Концепция Эрика Эриксона напрямую не ставит перед собой педагогических, обучающих

или развивающих задач, она констатирует существующее положение как норму и

отмечает неудачные, неадаптивные, нежелательные варианты развития. Концепция Эрика

Эриксона – пособие для скорее для психотерапевтической деятельности, а не

специалистов по развитию личности

Эпигенетическая теория развития

личности Э.Эриксона

Автор — Марина Смирнова

Введение

Развитие личности – тема, интересующая и психолога как исследователя человеческой

жизни, и самого человека, как пользователя психологических знаний. Как, чем

определяется превращение младенца в подростка, подростка — во взрослого человека? А

после взросления — что? Есть ли дальнейшие этапы, есть ли вершины развития личности?

Один из вариантов ответа на эти вопросы дает эпигенетическая теория развития личности

Эрика Эриксона – немца, родившегося в Франкфурте-на-Майне и основную часть своей

жизни проработавшего в Бостоне и Гарварде.

Эрик Эриксон всегда считал себя психоаналитиком. Тем более интересно, как он был

вынужден – и сумел – модернизировать психоанализ под требования современных ему

тем психотерапевтической работы.

Психотерапевты знают, что запросы клиентов имеют свои колебания, похожие на смены

увлеченности той или иной модой или музыкальным направлением. В 50-е годы

актуальной была тема потери смысла жизни, в последние несколько десятилетий типовойявляется тема «Не знаю, что мы хочется». В то время, как работал и творил Эрик Эриксон

(это тридцатые-пятидесятые годы ХХ века), в десятилетия труднейших в первую очередь

социальных выборов, одним из важных запросов был запрос на «Кто я? Туда ли

направлена моя жизнь, не сбился ли я с пути?» Эта тема, которую Э.Эриксон назвал темой

эго-идентичности, стала центральным пунктом его творчества.

Но как?

Тема эго-идентичности и психоанализ

В концепции психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные,

антагонистические друг другу начала. Фрейд представляет отношения «ребенок —

общество» как антагонистические, враждебные, история которых — трагическое

противостояние личности и общества, борьба двух миров — мира детства и мира

взрослых. Супер-Эго – это представитель требований социума, а собственно Я ребенка –

это изначально асоциальные влечения: биологические потребности выживания,

сексуальные влечения и влечение к смерти. Как же тогда ему, психоаналитику, отвечать

на вопрос клиента, которые спрашивает «Кто я?», имея в виду то, что в нем есть помимо

внедренного в него социума? «Твое истинное я – это либидо и влечение к смерти? Твой

настоящий путь – лишь вечный конфликт с социумом, и только?»

Такой ответ, видимо, не устраивал ни клиентов Эриксона, ни его самого. В этой ситуации

Э. Эриксон решился рассматривать отношения личности и общества как отношения

сотрудничества, обеспечивающие гармоничное развитие личности. Он стал различать

ритуалы и ритуализмы. Ритуализмы – это антагонистические для личности интервенции в

личность, а ритуалы – дружественные влияния общества. Ритуальные действия имеют

общее значение, понятное и разделяемое всеми участниками. Например, выпускной вечер,

когда вручение аттестата зрелости «присваивает» юноше или девушке новые права и

обязанности взрослого. Такие ритуалы дают личности чувство безопасности, статус и

открывают человеку новые возможности.

Более того, если Фрейд решающую роль отводил детской сексуальности, то Эриксон

поставил сексуальность в один ряд с другими влечениями и интересами ребенка.

Основные положения теории Эрика Эриксона

Суммируя 15 лет практической и теоретической работы, Эрик Эриксон выдвинул три

новых положения, ставшие тремя важными вкладами в изучение человеческого «Я»:

1. Наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития (оральной,

анальной, фаллической и генитальной), в ходе которого меняется направленность

влечения (от аутоэротизма до влечения к внешнему объекту), существуют и

психологические стадии развития «Я», в ходе которого индивид устанавливает

основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.

2. Становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается

на весь жизненный цикл.

3. Каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, способные

принимать положительные и отрицательные значения.

Основные стадии развития личности по Эрику Эриксону

1. Доверие и недовериеПервая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психо-

анализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон,

развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого

служит доверие, а отрицательным — недоверие.

Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и

к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец,

который получает все, что хочет, потребности которого быстро удовлетворяются, который

никогда долго не испытывает недомогания, которого баюкают и ласкают, с которым

играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди—существа

отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает

любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие — боязливость и подозрительность

по отношению к миру вообще, к людям в частности, и недоверие это он несет с собой в

другие стадии его развития.

Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не

решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой последующей

стадии развития. Это и несет надежду и таит угрозу. Ребенок, который приходит в школу

с чувством настороженности, может постепенно проникнуться доверием к какой-нибудь

учительнице, не допускающей несправедливости по отношению к детям. При этом он мо-

жет преодолеть первоначальную недоверчивость. Но зато и ребенок, выработавший в

младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием на

последующих стадиях развития, если, скажем, в случае развода родителей в семье

создается обстановка, переполненная взаимными обвинениями и скандалами.

Благоприятное разрешение этого конфликта — надежда.

Стадии развития личности Эриксона Эриксона

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Развитие личности

  2. младенчество (рождение-18 месяцев)

  3. Раннее детство (2-3 года)

  4. . 5 лет)

  5. Школьный возраст (6-11 лет)

  6. Процитированные работы

Развитие личности

Понятие личности является одним из наиболее обсуждаемых в психологии. Существует несколько психологических теорий, которые подчеркивают и обсуждают этапы развития личности, сосредотачиваясь на различных аспектах, которые можно считать влиятельными для прогресса личности. Эрик Эриксон — автор теории развития личности, в основе которой лежит влияние социальных факторов, определяющих восемь стадий процесса развития.

Наши специалисты могут предоставить Эссе Эрика Эриксона «Этапы развития личности»
с учетом ваших инструкций
всего за 13,00 долларов США 11,05 долларов США за страницу

308 квалифицированных специалистов онлайн

Узнать больше

3

3 теории Зигмунда Фрейда, оказавшего влияние на видения Эриксона, несмотря на то, что его теория зависит не от факторов личной сексуальности, а от социального опыта и влияния родителей. Для анализа особенностей психологического развития детей необходимо рассмотреть первые четыре стадии, описанные в теории Эриксона.

Таким образом, для определения стадий и факторов, которые можно считать решающими для их развития, Эрик Эриксон сосредоточился на таких понятиях, как эго-идентичность, личная идентичность и социальная идентичность. Согласно Эриксону, социальные взаимодействия можно рассматривать как ключевые аспекты развития эго-идентичности, личной идентичности и социальной идентичности. При этом успешное личностное развитие на каждом этапе зависит от особенностей преодоления определенных конфликтов, определяющих эти этапы (Муни). Психологический рост на определенном этапе влияет на развитие личности на следующем этапе (Георгис и Глейзер). Первые четыре стадии, связанные с возрастом детей, — это периоды младенчества (от рождения до 18 месяцев), раннего детства (малыши, 2—3 года), дошкольного (3—5 лет) и школьного (6—11 лет). ) возраст (Эриксон).

Младенчество (от рождения до 18 месяцев)

Первая стадия развития основана на конфликте между чувством доверия и недоверия младенца. Эриксон рассматривает эту стадию как основу для развития других стадий. Вот почему родители несут ответственность за заботу о своих детях, потому что на этом этапе им необходимо чувствовать себя в безопасности. Дети зависят от своих родителей, и качество заботы и материнских отношений может сильно повлиять на чувство доверия ребенка к миру. Во избежание дальнейшего недоверия и страхов у детей необходимо уделять большое внимание общению родителей и детей, их зрительным и сенсорным контактам. Эриксон акцентирует внимание на том, что основным понятием этого этапа является надежда как результат доверия (Эриксон).

Раннее детство (2-3 года)

На этом этапе дети осознают себя как самостоятельные личности. Вот почему главный конфликт периода основан на соотношении автономии и стыда. Детская автономия проявляется в необходимости контролировать свои действия (приучение к туалету, функции организма). Однако обратной стороной этого процесса является чувство стыда, на которое может повлиять неспособность справиться с тем или иным навыком и функцией (Муни).

Прогресс детей на этом этапе приводит к развитию их самосознания и самостоятельности в управлении определенными аспектами своей жизни. Таким образом, Эриксон концентрируется на развитии понятия воли подобно основному (Эриксон). Дети начинают выбирать еду и игрушки, выявляя свои самостоятельные предпочтения. Этот этап важен для формирования у детей чувства уверенности в своих действиях (Георгис и Глейзер).

Дошкольный возраст (3-5 лет)

Третий этап процесса развития во многом зависит от второго этапа, поскольку мировосприятие детей и их способность к контролю в этот период играют значительную роль в их социальных взаимодействиях. Ощущение независимости и контроля трансформируется в процессе игры. Дети начинают играть роли взрослых, которые являются результатом видений жизни и социальных взаимодействий между людьми. Кроме того, детям важно проявлять инициативу в игре, чтобы подчеркнуть свою самостоятельность и определенные способности. Основной конфликт этой стадии — между инициативой и чувством вины.

Своевременная доставка! Получите свой 100% персонализированная бумага
готово за
всего за 3 часа

Начнем

Чувство вины появляется, когда у детей возникают трудности с проявлением инициативы и игрой активной роли. Эриксон также акцентирует внимание на значении сексуального аспекта этой фазы (Эриксон). В дошкольном возрасте дети могут испытывать множество проблем, связанных с их социальной идентичностью, что может привести к развитию таких комплексов, как «Эдипова борьба». Основное понятие этого периода — цель. Вот почему дети начинают задавать много вопросов о причинах и целях тех или иных действий и явлений (Муни).

Школьный возраст (6-11 лет)

Школьный возраст раскрывает значимость такого понятия, как компетентность. В этот период дети начинают развивать свои творческие и обучающие способности. Поэтому им нужна поддержка родителей и окружающих, несмотря на то, что авторитет родителей начинает снижаться. Когда способности и действия детей поощряются, развивается чувство трудолюбия. Это чувство находится в конфликте с чувством неполноценности, которое может стать следствием отсутствия поддержки и веры в способности детей. Таким образом, на данном этапе чувство уверенности должно подкрепляться чувством компетентности в совершении таких общественно значимых действий, как обучение и творчество (Муни).

По мнению Эрика Эриксона, первые четыре стадии развития личности чрезвычайно значимы, поскольку составляют основу дальнейшего развития личности и оказывают влияние на развитие каждой последующей стадии. Возможные успехи и неудачи человека могут быть следствием особенностей развития этих этапов.

Процитированные работы

Эриксон, Эрик Х. Личность и жизненный цикл . США: WW Norton & Company, 1994. Печать.

Джорджис, Синди и Джоан Глейзер. Литература для детей младшего возраста: поддержка грамотности в возрасте 0–8 лет . США: Прентис Холл, 2008. Печать.

Муни, Кэрол Г. Теории детства: введение в Дьюи, Монтессори, Эриксона, Пиаже и Выготского . США: Redleaf Press, 2000. Печать.

Эрик Эриксон | Кафедра психологии

ДОМ / ЛЮДИ /

(1902-1994)
Психосоциальная теория развития человека
Психобиография

Эрик Эриксон (Источник: Wikimedia Commons)

Отношения Эрика Эриксона с Гарвардом длились десятилетиями, что совпало с некоторыми из его самых влиятельных работ. Родившийся во Франкфурте и обучавшийся психоанализу в Вене у Анны Фрейд, Эриксон приехал в Бостон в 1933 году. Он согласился стать научным сотрудником Гарвардской психологической клиники; в связи с этой должностью Эриксон начал работать над дипломом психолога в Гарварде. Оказавшись в противоречии с количественной и эмпирической направленностью факультета психологии Гарварда, Эриксон прекратил учебу в 1919 году.36, не закончив ученую степень. В течение следующих двух десятилетий он преследовал свои интересы в области человеческого развития, проводя исследования в Йельском университете и Беркли, а также продолжая свою частную психоаналитическую практику.

Гуманистическая теория психосоциального развития Эриксона существенно отличалась от традиционной фрейдистской психосексуальной теории человеческого развития по двум причинам. Эриксон считал, что человеческая личность продолжает развиваться после пяти лет, и считал, что развитие личности напрямую зависит от разрешения экзистенциальных кризисов, таких как доверие, автономия, близость, индивидуальность, целостность и идентичность (которые рассматривались в традиционном понимании). психоаналитическая теория как побочный продукт разрешения сексуальных кризисов). Очень влиятельная теория восьми стадий развития Эриксона также расширила первоначальные пять стадий Фрейда, чтобы охватить годы жизни после раннего детства. В рамках этой теории Эриксон представил и описал характеристики подросткового кризиса идентичности и кризиса среднего возраста у взрослых.

Несмотря на отсутствие докторской степени, Эриксон вернулся в Гарвард в 1960 году в качестве профессора человеческого развития и лектора психиатрии в Гарвардской медицинской школе, и его пригласили стать неофициальным членом Департамента социальных отношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *