Аномия: как резкие изменения в обществе шокируют человека и толкают к аморальному поведению
В рубрике «Словарь» мы просто и коротко объясняем новые термины, которые мелькают в медиа. Аномия — последствие кризиса и частая причина самоубийств. Разбираемся, когда она возникает и почему людям так важны социальные нормы.
Что такое аномия
Аномия — это отсутствие нормы. В социологии так называют состояние общества, в котором старая иерархия ценностей разрушена, а новой ещё нет. Людей никто не контролирует. Никто не знает, что можно, а что нельзя, что справедливо и несправедливо, какие требования законны, а какие нет. Общественное мнение теряет авторитет, больше нет никакой сдерживающей силы.
Признаки аномии — отчуждённость от общества, апатия, разочарованность в жизни, преступность. Аномию испытывают как отдельные люди, так и целые группы. Она затрагивает все слои общества, но сильнее всего её ощущает молодёжь. Аномия — спутник любых социальных потрясений, болезненных кризисов, благоприятных, но слишком быстрых преобразований. Чтобы избавиться от неё, нужно время.
История термина
Слово «аномия» произошло от французского anomie («отсутствие закона»). Это понятие ввёл французский социолог Эмиль Дюркгейм. В 1893 году он впервые упомянул его в своей работе «О разделении общественного труда». Относительно чёткое определение термина Дюркгейм сформулировал в 1897 году. В книге «Самоубийство» он назвал аномию «общим состоянием дезорганизации». Это социальный хаос, потерянность и неукоренённость, из-за которых люди теряют моральные ориентиры. В отчаянии они прерывают собственную жизнь.
Дюркгейм считал, что в промышленном мире от аномии никуда не деться. Люди всех слоёв не могут найти себе места, вечно чего-то хотят и проводят жизнь в погоне за призрачными целями. Малейшая неудача выбивает их из колеи, и в итоге они совершают самоубийство. По мнению Дюркгейма, главное лекарство от аномии — сплочённость. Каждый человек должен держаться за социальную группу. А она, в свою очередь, должна покрепче держать его. Только устойчивое общество защитит от аномии.
В 1938 году теорию аномии развил американский социолог Роберт Мертон. В своей статье «Социальная теория и социальная структура» он назвал аномию «культурным хаосом». Аномия для Мертона — выбор запрещённых методов для достижения личных целей. Он считал, что преступник грабит банк не из-за своей греховной природы. Его поведение — результат жизни в обществе. Преступность — это порождение аномии.
Сегодня понятие «аномия» используют социологи, психологи, политологи и криминалисты. Этому концепту посвящают научные исследования и лекции, его обсуждают на семинарах. Одни учёные изучают аномию в целом, других интересует её влияние на отдельные государства.
Примеры аномии
В семье
Эмиль Дюркгейм выделил понятие супружеской (брачной) аномии. Брак он считал «регламентацией отношений между полами». Институт брака дарит супругам моральное равновесие, устанавливает рамки приличий, сдерживает страсти. Люди привыкают любить друг друга, супружество их дисциплинирует. Аномия в семье возникает при разводе. Человек становится беспокойным, его пугает неопределённость будущего. Дюркгейм писал, что брачная аномия — одна из причин аномичных самоубийств. По его подсчётам, разведённые супруги лишают себя жизни в три-четыре раза чаще остальных.
Российский психолог Сергей Степанов назвал примером семейной аномии новую модель семьи. В такой семье женщина работает наравне с мужчиной и не зависит от него материально (иногда даже содержит мужа). При этом мужчина продолжает считать себя главным. Признать, что его спутница успешнее, — унижение, но он не пытается сделать хоть что-то, чтобы изменить своё положение. Это приводит к аномии. А она, в свою очередь, — к моральной деградации и ссорам.
В истории
Примером аномии называют Великую французскую революцию 1789–99 годов. Она стала крупнейшим социальным переворотом Нового времени. Восставшие ремесленники, крестьяне и буржуазия уничтожили королевскую власть, установили буржуазную республику и расчистили почву для капитализма. Но при этом волнения погрузили Францию в нестабильность и беззаконие. Люди утратили чувство общности. Им пришлось учиться жить в совершенно новом мире.
Ещё один пример аномии — распад СССР в 1991 году. Это событие перекроило общественно-политическое устройство страны. Прежние социальные институты разрушили, экономику переставили на новые рельсы. На смену социализму и коллективизму пришли индивидуализм и капитализм. По мнению социолога Сергея Кары-Мурзы, развал государства стал глубокой культурной травмой для населения. В 90-е годы общество было разрозненным и потерянным. Многие отказывались принять новую реальность. По данным одного из опросов тех лет, 70% россиян считали себя «людьми без будущего».
Аномию постсоветского пространства усилил контраст между крупными городами и глухой провинцией. Социальное разделение обострилось — пока одни люди шиковали, другие едва сводили концы с концами. При этом новая культура превозносила денежный успех. Невозможность достичь его подтолкнула общество к аномии. Из-за неё возрос уровень преступности, алкоголизма, наркомании.
Что почитать и посмотреть
Статьи
Эшли Крессман «Социологическое определение аномии» (на английском языке)
Илья Плужников «Психология суицидального поведения»
Видео
The School of Life «Социология — Эмиль Дюркгейм» (на английском языке)
«Современная аномия» | Парк Чон Ван | TEDxGeorgetown (на английском языке)
CrashCourse. «Эмиль Дюркгейм о самоубийстве и обществе: ускоренный курс социологии № 5» (на английском языке)
Разница между Аномией Дюркгейма и Мертона
Основное различие между Аномией Дюркгейма и Аномией Мертона состоит в том, что теория аномии Дюркгейма описывает отсутствие социальной сплоченности и солидарности, которые часто сопровождают быстрые социальные изменения, в то время как теория аномии Мертона описывает, как аномия приводит к отклонению от норм и возникновению преступности в обществе.
Аномия является социальным состоянием, приводящим к распаду или исчезновению социально-этических норм и ценностей. Этот термин иногда понимается как ненормальность. Эмиль Дюркгейм первым ввел термин «Аномия». Позже американский социолог Роберт К. Мертон развил и расширил эту теорию.
Содержание
- Обзор и основные отличия
- Что такое Аномия Дюркгейма?
- Что такое Аномия Мертона?
- В чем разница между Аномией Дюркгейма и Мертона?
- Заключение
Что такое Аномия Дюркгейма?
Первым термин «аномия» ввел французский социолог Эмиль Дюркгейм. Дюркгейм впервые упомянул понятие аномии в своей работе 1893 года «Разделение труда в обществе». Он также описал эту концепцию в своей работе 1987 года «Самоубийство». Если проанализировать понятие аномии во всех его работах, это понятие будет несколько двусмысленным и противоречивым.
Французский социолог и философ Давид Эмиль ДюркгеймВ «Разделении труда в обществе» он исследовал тему аномического разделения труда, феномена, который включает в себя неупорядоченное разделение труда, при котором некоторые группы больше не вписываются в него, как это было в прошлом. Дюркгейм объяснил это результатом индустриализации европейских стран и изменения характера труда наряду с развитием более сложного разделения труда. Он также использовал концепции механической солидарности и органической солидарности для объяснения аномии. Он также объяснил, что аномия не возникает в органической солидарности, поскольку это гетерогенная форма солидарности, которая позволяет разделению труда развиваться по мере необходимости, так что никто не остается в стороне и все люди играли значимую роль.
В своей работе 1938 года «Самоубийство» Дюркгейм также исследовал концепцию аномии. Он утверждал, что аномическое самоубийство является результатом того, что люди лишают себя жизни из-за нарушения социальных стандартов, необходимых для регулирования поведения. Кроме того, он пояснил, что всякий раз, когда социальная система находится в состоянии аномалии, общие ценности, этика или значения больше не являются действительными или приемлемыми, и новые стандарты или ценности ещё не были разработаны. В таком обществе многие чувствуют бесперспективность, отсутствие цели, отчаяние и эмоциональную пустоту. Это также может повлиять на разрыв социальных или общинных связей.
Что такое Аномия Мертона?
В 1938 году американский социолог Роберт Мертон связал понятие аномии с отклонением от норм и создал теорию структурной деформации. Она объясняет, как аномия приводит к отклонению и преступности. Согласно этой теории, когда общество не предоставляет людям законных средств для достижения культурно значимых целей, они ищут альтернативные пути, чтобы вырваться из норм и достичь своих целей. Например, если общество не предоставит достаточно рабочих мест, которые позволят людям нормально жить, многие из них превратятся в преступников или будут использовать незаконные методы заработка. Таким образом, согласно Мертону, отклонением от норм и преступность являются результатом аномического состояния беспорядка.
Американский социолог Роберт Кинг МертонВ чем разница между Аномией Дюркгейма и Мертона?
Теория аномии Дюркгейма относится к ней как к ненормальности, так и к отсутствию социальной сплоченности и солидарности, которые часто сопровождают быстрые социальные изменения. С другой стороны, теория аномии Мертона является продолжением теории аномии Дюркгейма и описывает, как аномия приводит к отклонениям от норм и преступности.
Согласно Дюркгейму, аномия — это ненормальность, которая является результатом отсутствия социальной сплоченности и солидарности, которая обычно сопровождает быстрые социальные изменения. Однако, согласно теории аномии Мертона, большинство людей пытаются достичь культурно значимых целей. Когда общество не предоставляет людям законные средства для достижения культурно значимых целей, они ищут альтернативные пути, тем самым отходят от норм для достижения своих целей, что приводит к преступности и отклонению.
Заключение
Теория аномии Дюркгейма описывает отсутствие социальной сплоченности и солидарности, которые часто сопровождают быстрые социальные изменения, в то время как теория аномии Мертона описывает, как аномия приводит к отклонениям и преступности в обществе.
Матье Дефлем: Аномия
Матье ДефлемGoogle Scholar | Исследовательские ворота | ORCID
Это копия статьи из The Blackwell Encyclopedia of Sociology , Online Edition, 2015.
Также доступна в формате PDF.
Пожалуйста, цитируйте как: Дефлем, Матье. 2015. «Аномия». В Социологическая энциклопедия Блэквелла, онлайн-издание . Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл. Интернет-издание, 26 октября 2015 г. https://doi.org/10.1002/9781405165518.wbeosa054. pub2
Abstract
Понятие аномии использовалось учеными, работающими в различных теоретических рамках социологии. Наиболее известны концепции аномии, введенные Эмилем Дюркгеймом и Робертом Мертоном, которые использовали термин для обозначения дерегулирования социального порядка и деморализации законных норм соответственно. С тех пор исследования в традициях аномии проводились с разной степенью популярности в области преступности и девиантного поведения, а также в условиях социальных беспорядков.
Социологическое понятие аномии в целом можно определить как отсутствие или неэффективность нормативного регулирования в обществе. Этот термин восходит к древности Греции, религиозным традициям, связанным с христианской Библией, и французской философии конца девятнадцатого века (Orrù, 1987). В древнегреческом языке термин «аномия» использовался для обозначения отсутствия или дерегулирования норм и закона. Обсуждаемый во время, обычно отмеченное социальными волнениями, этот термин применялся как к социальному положению дел, так и к людям, которые проявляли отсутствие должного уважения к нормам. В библейских писаниях этот греческий термин используется для перевода множества еврейских слов, обозначающих различные формы зла, проступка, разврата и греха. Постепенно это религиозное употребление слова «аномия» стало пониматься в более узком смысле как относящееся к нежелательному состоянию общества, а не к недостаткам со стороны человека. В Средние века понятие аномии пришло в упадок, но возродилось в Англии шестнадцатого и семнадцатого веков, где англизированное выражение «аномия» использовалось для обозначения состояния беззакония, а не состояния религиозной и религиозной жизни. общественный порядок, основанный на естественном законе.
Французский термин «аномия», который социологи используют до сих пор, первоначально был введен французским философом Жаном-Мари Гюйо в конце девятнадцатого века (Besnard, 1987). Прямо ссылаясь на греческие традиции, Гюйо изменил значение слова «аномия», указав на упадок религиозной морали в пользу возникновения новой системы норм, основанной на индивидуальной ответственности.
Дюркгейм впервые использовал это новое, социологическое понятие аномии в своем исследовании социальных причин и последствий разделения труда (Durkheim 1933 [1893]). Вопреки материалистической философии Карла Маркса, социологическое исследование Дюркгейма показало, что разделение труда в разнообразных или органических обществах не проблематично, если оно сопровождается соответствующими уровнями регулирования. Однако при особых или исключительных обстоятельствах, утверждал Дюркгейм, разделение труда принимает аномальную форму либо из-за отсутствия регулирования, либо из-за того, что уровень регулирования, необходимый для обеспечения адекватной социальной интеграции, не соответствует степени развития общества.
разделение труда. Дюркгейм видел такие аномальные формы в периоды промышленных кризисов, в конфликте между трудом и капиталом, в отсутствии единства и чрезмерной степени специализации в науках. Дюркгейм утверждал особую роль государства в поддержании порядка посредством соответствующей политики и законодательства.В своем знаменитом социологическом исследовании самоубийства как социального факта Дюркгейм (Durkheim, 1952 [1897]) расширил свой взгляд на аномию, отождествив — наряду с альтруистическим и эгоистическим самоубийством — аномическое самоубийство. Дюркгейм утверждал, что аномическое самоубийство имеет место, когда нормативные регламенты почти полностью отсутствуют, как, например, в мире торговли и промышленности (хроническая аномия), или когда как положительные, так и отрицательные, но всегда резкие переходы в обществе приводят к потере эффективности норм. регулировать поведение (острая аномия). Последний тип объясняет высокий уровень самоубийств среди разведенных мужчин (а не среди разведенных женщин, которых Дюркгейм считал браком скорее скованных, чем сдерживаемых), а также в периоды финансового кризиса и подъема политической мощи вслед за военными.
Дюркгеймовская концепция аномии не имела большого влияния в социологической теории и исследованиях, пока не была принята и расширена в контексте теории девиантного поведения и структур возможностей Роберта К. Мертона (1938; 1968). Проводя различие между культурно принятыми целями общества и его институционализированными средствами достижения этих целей, Мертон утверждает, что состояние аномии возникает в результате необычно сильного акцента в американском обществе на культурных целях (индивидуальный успех, выраженный в денежном выражении) без соответствующего акцента. на законных нормах (образование, работа) для достижения этих целей. Таким образом, аномия относится к результирующему социальному состоянию деморализации или деинституционализации законных средств общества. В этих аномальных условиях, которые, как утверждает Мертон, применимы к Соединенным Штатам в целом, некоторые члены общества с большей вероятностью будут использовать незаконные и часто незаконные средства для достижения культурно одобренных целей, потому что их социально-экономические условия препятствуют доступу к законным структурам возможностей общества.
успех.Благодаря огромному влиянию работ Мертона аномия стала одной из наиболее обсуждаемых и применяемых концепций в социологии США в 1950-х и 1960-х годах. Широко работая в рамках структурно-функционалистской структуры, были введены и применены в эмпирических исследованиях различные теоретические расширения и переформулировки. Теоретически аномия воспринималась немарксистами как полезная альтернатива отчуждению. В вопросах эмпирических исследований важным событием стало введение понятия аномии (не путать с орфографически идентичным греческим словом). Первоначально представлен Лео Сроле (1956), аномия относится к социально-психологическим психическим состояниям людей, которые сталкиваются с социальными условиями аномии.
На протяжении 1960-х годов концепция аномии широко использовалась в эмпирических исследованиях, отчасти потому, что ее можно было легко измерить на основе шкалы аномии, введенной Сроле. Хотя связь между (индивидуальной) аномией и (общественной) аномией не была удовлетворительно рассмотрена на концептуальном уровне, применение теории аномии Мертона было популярно в эмпирических исследованиях, особенно в области преступности и девиантности.
Теоретически этот криминологический интерес достиг даже работы Талкотта Парсонса, который в своей основополагающей книге «Социальная система» обсуждает понятие аномии для обозначения состояния расхождения между ожиданиями и реальностью, которое приводит к отсутствию социального контроля, ведущему к увеличению в суициде и девиантном поведении (Парсонс, 1951).Популярность структурного функционализма пошла на убыль в 1970-х и начале 1980-х годов, и, следовательно, концепция аномии стала гораздо меньше обсуждаться и применяться. Однако с конца 1980-х годов произошло возрождение социологического использования понятия аномии по крайней мере в двух областях исследования. Во-первых, точка зрения Мертона на аномию и социальную структуру в настоящее время широко признана как один из самых влиятельных вкладов в криминологическую социологию (Adler and Laufer, 19).95; Пассас и Агнью, 1997). Наряду с теоретическими переформулировками Мертона с 1938 года и его расширениями другими, теоретический подход в настоящее время расширился и теперь включает теорию аномии и отдельную теорию деформации (Featherstone and Deflem, 2003).
Во-вторых, менее широко распространено, но не менее важно недавнее использование концепции аномии в дискуссиях и исследованиях обществ, переживающих быстрые социальные и экономические изменения. Эта точка зрения выросла, в частности, из социологических попыток объяснить радикальные политические и экономические изменения, которые произошли в Восточной Европе после краха коммунизма и в Китае после его экономической модернизации.
Возобновление интереса к аномии во многом связано с работами Дюркгейма, который ввел это понятие для обозначения формально сходных событий перехода и потрясений. Остается увидеть, интегрируется ли это современное внимание к аномии с соответствующей литературой по глобализации и неравенству, и если да, то каким образом. Истинное возрождение интереса к аномии пока невозможно предсказать.Ключевые слова: преступление; девиантность и социальный контроль; Дюркгейм, Эмиль; Мертон, Роберт; Парсонс, Талкотт
См. также:
Ссылки
- Адлер Ф. и Лауфер В.С. (редакторы) (1995) Наследие теории аномии: достижения криминологической теории, том. 10, Transaction, Нью-Брансуик, Нью-Джерси.
- Besnard, P. (1987) Аномия: эти обычаи и эти функции в социологической дисциплине Дюркгейма, Presses universitaires de France, Paris.
- Дюркгейм, Э. (1933 [1893]) Разделение труда в обществе, пер. Г. Симпсон, Free Press, Гленко, Иллинойс.
- Дюркгейм, Э. (1952 [1897]) Самоубийство: исследование по социологии, пер. Дж.А. Сполдинг и Г. Симпсон, Рутледж и Кеган Пол, Лондон.
- Фезерстоун, Р. и Дефлем, М. (2003). Аномия и напряжение: контекст и последствия двух теорий Мертона. Социологическое исследование, 73, 471–489..
- Мертон, Р.К. (1938) Социальная структура и аномия. Американское социологическое обозрение, 3, 672–682.
- Мертон, Р.К. (1968) Социальная теория и социальная структура, Free Press, Нью-Йорк.
- Орру, М. (1987) Аномия: история и значение, Allen & Unwin, Бостон, Массачусетс.
- Парсонс, Т. (1951) Социальная система, Free Press, Нью-Йорк.
- Пассас, Н. и Агнью, Р. (редакторы) (1997) Будущее теории аномии, издательство Северо-восточного университета, Бостон, Массачусетс.
- Srole, L. (1956) Социальная интеграция и некоторые последствия: предварительное исследование. Американское социологическое обозрение, 21, 709–716.
1.4.1: Объясните взаимосвязь между социологическим воображением и дюркгеймовской аномией.
Социологическое воображение предлагает нам способ взглянуть на социальный опыт с точки зрения как отдельного человека, так и общества в целом. В 1959, социолог К. Райт Миллс ввел термин s социологическое воображение , средство понимания взаимосвязи между нашими личными проблемами и общественными проблемами общества (C-19) .
Личные проблемы , вопросы, возникающие на индивидуальном уровне, ограничены областями социальной жизни, о которых вы непосредственно и лично осведомлены. Они основаны на поведении и выборе, который вы делаете в своей жизни. Если вы потеряете работу и больше не сможете оплачивать свои счета, это проблема, которая не касается людей, живущих в двух кварталах от вас, или людей, живущих на другом конце страны. Но если достаточное количество людей в обществе испытывают одни и те же личные проблемы, это становится ситуацией, которую социологи называют общественная проблема , вопрос , влияющий на общество в целом . Таким образом, если большое количество людей в обществе больше не может позволить себе оплачивать свои счета, компании, поставляющие товары и услуги этим людям, не будут получать оплату за свои усилия и, следовательно, не могут позволить себе платить своим сотрудникам. Без оплаты эти сотрудники не смогут оплачивать свои собственные счета, что ставит под угрозу способность других компаний платить своим сотрудникам. Волновой эффект от того, что люди не выполняют свои финансовые обязательства, распространяется на все общество и превращает то, что в противном случае могло бы быть личными проблемами нескольких людей, в гораздо большую общественную проблему. Если сотни или тысячи людей теряют работу, это становится общественной проблемой.
Как объяснил Миллс, человека нельзя понять отдельно от более широкого социального контекста, в котором он живет. Точно так же общество нельзя понять независимо от людей, которые его составляют. Использование социологического воображения требует, чтобы вы учитывали историю общества, происхождение людей в обществе и социальные структуры, которые общество развило, чтобы оно могло функционировать. Глобальная пандемия COVID-19 дает нам представление о разнице между личными проблемами и общественными проблемами, а также дает возможность углубить наше понимание социологического воображения.
Важность социальных связейГлобальная пандемия COVID-19 негативно повлияла на города по всему миру. Нью-Йорк (NYC) является ярким примером. Пандемия повлияла на систему метро, водителей такси, бродвейские постановки, туризм и многие другие аспекты этого культового города.
Из-за вынужденных ограничений закрылись рестораны и предприятия, что привело к потере работы и лишениям семей. Более 600 000 жителей города были безработными более 6 месяцев, что часто приводило к сопутствующим неблагоприятным последствиям для физического и психического здоровья (Parrott 2021). Отрицательно пострадали и дети: за 6 месяцев 2020 года 4200 детей пережили смерть родителей, а во время пандемии 325 000 детей Нью-Йорка оказались в бедности или почти за чертой бедности (Brundage and Ramos-Callan 2021). В результате COVID-19прогнозируется снижение выручки Нью-Йорка на 14,5 млрд долларов в 2021 финансовом году и общий убыток в размере 62 млрд долларов в настоящее время прогнозируется до 2024 финансового года (Partnership for New York City 2021). Экономические последствия вируса были разрушительными для почти 19 миллионов жителей и 240 000 малых предприятий в Нью-Йорке. По оценкам, треть этих предприятий закрылась и больше не откроется (Sandberg 2021; Haag 2020).
Один из способов анализа экономического кризиса в Нью-Йорке — сосредоточиться на личных проблемах отдельных людей, а другой — на общественных проблемах. Учитывая масштабы экономического кризиса, вызванного пандемией, легко увидеть, что трудности, с которыми столкнулись люди, вышли далеко за рамки личных проблем и стали общественными проблемами. Но как человек реагирует на такие резкие изменения в обществе? Глядя на работу Дюркгейма, мы обнаруживаем, что его концепция аномия , разрыв социальных связей между людьми и обществом , предлагает нам эффективный инструмент для понимания опыта жителя Нью-Йорка с социологической точки зрения. Аномия возникает при отсутствии социального контроля и регулирования в результате ухудшения связи между личностью и обществом; это то, что человек испытывает, когда общество кажется в беспорядке. Этот беспорядок есть не что иное, как общество, переживающее перемены, и поэтому он может быть положительным (как в случае финансового бума) или отрицательным (как в случае экономического спада). Если социальные службы и система социальной защиты в обществе ослаблены, как это было в Нью-Йорке, связь между человеком и обществом также ослабевает.