Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Тест кеттелла цель методики: цель использования, характеристика шкал, процедура проведения, обработки и интерпретации результатов тестирования.Описание методики

Содержание

цель использования, характеристика шкал, процедура проведения, обработки и интерпретации результатов тестирования.Описание методики

Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.

Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний — и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Процедура проведения

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

Инструкция

Перед вами вопросы, которые помогут выяснить особенности вашего характера, вашей личности. Не существует «верных» и «неверных» ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Старайтесь отвечать искренне и точно. В начале Вы должны ответить на четыре вопроса, которые даны в качестве образца и посмотреть не нуждаетесь ли Вы в дополнительных разъяснениях.

Вы должны зачеркнуть соответствующие Вашему ответу квадратик на специальном бланке для ответа. Существует три возможных ответа на каждый вопрос.

Обработка полученных данных производится с помощью ключа.

Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в два балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «b» — в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор «В» — здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл.

Полученное значение каждого фактора переводится в стены (стандартные единицы) с помощью таблиц.

Интерпретация результатов Описание вторичных факторов

При интерпретации уделяется внимание в первую очередь «пикам» профиля, т. е. наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» — от 8 до 10 стенов.

Многофакторный личностный опросник Кеттелла: методика и интерпретация

Как следует из названия теста, этот опросник был создан группой психологов, работавших под началом Кеттелла, и является на сегодняшний день одним из наиболее популярных в России и зарубежных странах. Его задача состоит в том, чтобы оценить личностные особенности человека, а именно индивидуально-психологические черты характера. Отличие этого теста от других заключается в следующем: он помогает выявить или признать отсутствие в характере тестируемого шестнадцати факторов, которые являются относительно независимыми друг от друга и достаточно полно описывают личность.

  • Описание методики Кеттелла
  • Теоретические основы методики Кеттелла
    • Этапы разработки методики опросника
  • Процедура проведения теста
    • Примерная инструкция
    • Обработка полученных результатов
  • Интерпретация результатов опросника Кеттелла
    • Первичные факторы
    • Вторичные факторы
    • Интерпретация сочетаний факторов

Описание методики Кеттелла

В чём состоит смысл фактора, что входит в это понятие? Кеттелл понимал под фактором совокупность нескольких поверхностных качеств индивида, которые возможно объединить под одним общим знаменателем. Опросник был опубликован его создателем в 1949 году. Первоначально он включал в себя форму А и форму В, которые позднее были дополнены следующими тестами:

  • Форма С и форма D, появившиеся в 1956 году;
  • Форма Е и форма F, увидевшие свет в 1961 году;
  • подростковый опросник на четырнадцать факторов;
  • детский тест на двенадцать факторов;
  • сокращённый вариант для взрослых, рассчитанный на 13 факторов.

Для того

чтобы верно интерпретировать полученные результаты, используется несколько алгоритмов подсчёта:

  • специальные,
  • сокращённые,
  • упрощённые.

Теоретические основы методики Кеттелла

Виды данных, использованных для составления опросника

Чтобы разработать собственный опросник, Кеттеллу было необходимо накопить и использовать в своей работе информацию о личностных характеристиках человека и методах, с помощью которых эти характеристики могут быть измерены. Кеттелл выделял следующие источники данных:

  1. L-данные. Эта информация извлекалась из данных, полученных путём наблюдения за действиями индивида, которые он совершал в своей повседневной жизни. Обычно L-данные извлекают из мнений квалифицированных психологов-экспертов, которые могли фиксировать поведение людей в определённых экспериментальных ситуациях, и формализуют их. Плюсом такого вида данных является то, что с их помощью можно установить измеримые поведенческие признаки. Но нельзя забывать о недостатках L-данных, на которые указывают критики метода Кеттелла, например, на то, что всегда существует риск искажения восприятия человека, даже если он считается признанным экспертом; в зависимости от наличествующих отношений между наблюдающим и наблюдаемым оценка действий может диаметрально различаться.
  2. Q-данные. Их источники – это опросники и иные методы для самооценки. Преимущество Q-данных заключается в том, что их легко и просто получить, поэтому они занимают главенствующее положение в исследованиях личностных характеристик. Недостатком подобных данных являются искажения, зависящие, в первую очередь, от самооценки человека, проходящего тест, и, как правило, имеющие мотивационное либо познавательное основание.
  3. T-данные. Их получают во время проведения психологических экспериментов, проходящих в заданных организаторами эксперимента условиях. Такие данные считаются наиболее объективными из всех видов данных, рассмотренных нами.

Этапы разработки методики опросника

При составлении опросника на первом этапе Кеттелл использовал труды психологов Одберта и Олпорта, занимавшихся тем, что они находили в английском языке слова, с помощью которых можно было описать отличительные черты характера и поведения личности. Поскольку таких слов было очень много (4,5 тысячи), то неудивительно, что Кеттелл решил уменьшить их число до разумного значения и использовал факторный анализ для решения этой задачи. Он разбил определения черт характера и поведения человека на группы исходя из их синонимичности, а затем выбирал какое-либо одно слово, которое, по его мнению, наиболее полно отражало сущность целой группы слов.

С помощью применения этого метода Кеттелл уменьшил число характеристик до 171 слова. Затем, заручившись помощью психологов-экспертов, Кеттеллу удалось осуществить взаимную корреляцию их оценок, на основе которой он смог отобрать тридцать шесть коррелирующих плеяд слов, являющихся биполярными или антонимами, например, «радостный — печальный».

В дальнейшем Кеттелл провёл несколько дополнительных исследований, установивших, что количество биполярных пар можно сократить до шестнадцати факторов. Значение полученных знаний очень велико, поскольку они способствовали подтверждению следующих психологических теорий: теория самоконтроля и теория интроверсии и экстраверсии.

Так как шестнадцать факторов были выделены только с помощью L-данных, то они являлись малопригодными для использования их на практике. Дело в том, что осуществить измерение личностных особенностей большого количества людей, применяя только L-данные, не представляется возможным, потому что экономически нецелесообразно обучать значительное число экспертов работе с испытуемыми.

Исходя из этого, Кеттелл сделал логический вывод: необходимо заняться исследованием Q-данных, что привело к появлению других, более поздних по времени, форм опросника.

Процедура проведения теста

Прежде всего тестируемому предлагают прочитать инструкцию, подробно описывающую порядок действий при прохождении опросника. Затем специалисты предоставляют человеку, проходящему исследование, бланк, на котором он будет отмечать верные, с его точки зрения, варианты ответов. Обязательные условия прохождения теста: спокойная обстановка; испытуемый изолирован от других людей; максимальное время, выделяемое на все вопросы, – не более тридцати минут.

Примерная инструкция

С помощью вопросов, которые вы можете видеть в тесте, определяются отличительные черты вашей личности и характера. Любой из вариантов ответа является верным, поскольку существуют различные взгляды на одни и те же вещи. Вам нужно отвечать предельно точно и максимально искренне. Предварительно вам необходимо дать ответы на четыре предложенных вопроса. Исходя из этого, вы сможете осознать, требуется ли вам дополнительная помощь от организаторов исследования.

Имейте в виду, что периодически в опроснике встречаются вопросы, на которые есть только 1 правильный ответ. Вам нужно запомнить следующие 4 правила и неукоснительно пользоваться ими при прохождении теста:

  • вам нужно давать естественные ответы, те, которые молниеносно пришли вам на ум и не тратить время на размышления;
  • желательно давать как можно меньше ответов со средним значением или «не знаю»;
  • нельзя пропускать вопросы, если ни один из вариантов предложенных ответов не относится к вам. В таком случае нужно выбрать максимально близкий вам вариант. Если вопросы кажутся чересчур навязчивыми и вторгающимися в ваше личное пространство, учтите, что расшифровать результаты без применения ключа невозможно;
  • от вас требуется полная честность. При прохождении теста не думайте о том, какое впечатление вы производите и как, по вашему мнению, необходимо отвечать на вопросы, чтобы показать себя с выгодной стороны перед экспериментатором.

Обработка полученных результатов

Для расшифровки данных, которые используются в дальнейшем для интерпретации личностных характеристик тестируемого, применяется ключ. Если ответ испытуемого совпадает с ключом, ему начисляется определённое количество баллов, которые затем суммируются. В опроснике для оценки каждого фактора применяется несколько вопросов, разбросанных в произвольном порядке по тесту. Сумма баллов по таким вопросам в итоге даёт значение требуемого фактора.

Затем психолог-исследователь занимается тем, что трансформирует баллы в стандартные единицы или стены при помощи специальных таблиц. После этого специалист берёт биполярную шкалу и распределяет по ней стены на все шестнадцать факторов, которые в совокупности образуют то, что Кеттелл назвал профилем личности.

Интерпретация результатов опросника Кеттелла

Первичные факторы

Как говорилось в предыдущей главе, стены по всем шестнадцати факторам распределяются по биполярной шкале. Крайние значения на этой шкале — это один и десять. Если значение стена лежит в промежутке от одного до пяти с половиной, значит, фактору присваивается знак минус, а если значение стена находится в промежутке от пяти с половиной до десяти, то знак плюс. Когда специалисты интерпретируют первичные факторы, то они первым делом смотрят на их пиковые значения, т.е. находящиеся в самых верхних и самых нижних границах рассматриваемого диапазона.

В опроснике Кеттелла измеряются следующие факторы:

  1. Фактор А. Благодаря ему исследователи получают сведения об уровне замкнутости или, наоборот, общительности человека.
  2. Фактор В. С его помощью психологи измеряют уровень оперативности мышления индивида и общий уровень эрудиции, присущий ему.
  3. Фактор С. Он определяет способность личности быть уравновешенной в эмоциональном плане в стрессовых и фрустрирующих ситуациях.
  4. Фактор Е. Описывает уровень доминантности либо способности испытуемого подчиняться внешней воле.
  5. Фактор F. Определяет, является ли тестируемый сдержанным или экспрессивным человеком.
  6. Фактор G.Показывает, склонен ли в своём поведении индивид придерживаться социальных правил.
  7. Фактор H. Измеряет активность личности, проявляемую ею во взаимодействии с другими людьми. Иными словами, можно ли её назвать смелой или застенчивой.
  8. Фактор I. С его помощью возможно почерпнуть массу информации о развитии чувственной сферы человека, есть ли в индивиде романтический настрой или же он рассудительный, логичный и жёсткий.
  9. Фактор L. Измеряет уровень доверчивости испытуемого к людям.
  10. Фактор М. Человек с развитым фактором М имеет подвижное воображение и часто мечтает. Противоположностью ему является практичный, здравомыслящий и уравновешенный индивид.
  11. Фактор N. Демонстрирует то, как человек проявляет своё отношение к окружающим его людям, или, иными словами, что в нём более развито, дипломатичность или прямолинейность.
  12. Фактор О. Измеряет уровень спокойствия и тревожности испытуемого.

Вторичные факторы

  1. Q1. Если у человека низкие оценки данного фактора, то он обычно следует догме, чем новаторским правилам, больше полагается на традиции и принятые ритуалы, чем личность, обладающая высокими оценками по этому фактору.
  2. Q2. Показывает уровень конформизма в поведении личности.
  3. Q3. Лица, имеющие высокие показатели, имеют железную волю, отлично контролируют свои эмоции и поведение и, в целом, обладают превосходным самоконтролем.
  4. Q4. Характеризует степень расслабленности либо напряжённости, присутствующей в поведении индивида.

Интерпретация сочетаний факторов

Для толкования сочетаний факторов исследователи объединяют несколько родственных факторов в группу и на основе данных, полученных при интерпретации такой группы, вырабатывают заключение о психологических особенностях какой-либо из граней человеческой натуры.

Существуют следующие группы факторов:

  • коммуникативные факторы, объединяющие в себе такие черты характера, как дипломатичность, смелость, доминантность, общительность и самостоятельность. Изучив указанные свойства личности, психологи могут с достаточно высокой степенью точности судить, насколько развита у конкретного человека сфера взаимоотношений с людьми, как он проявляет себя в общении с членами социума и есть ли у него способности общаться;
  • к интеллектуальным факторам относятся восприимчивость к чему-либо новому, дипломатичность, интеллектуальность и мечтательность. С его помощью учёные определяют возможности интеллекта испытуемого, какой вид мышления преобладает в его деятельности (абстрактный или образный), как он обдумывает проблемные и сложные ситуации, склонен ли индивид погружаться во внутренние переживания или его фокус обращён вовне его;
  • эмоциональные факторы представлены чувствительностью, напряжённостью, беспечностью, устойчивостью в эмоциональном плане. Эти факторы характеризуют возможности индивида чувствовать или не чувствовать ситуации, связанные с эмоциями, способность его нервной системы справляться с потрясениями, восприятие личностью происходящего вокруг него на эмоциональном или рассудочно-логическом уровне;
  • последняя группа факторов — регуляторная. Она представлена всего лишь двумя свойствами: нормативность и самодисциплина. Прежде всего, они описывают, насколько человек способен идти к желаемому вопреки всему, есть ли у него такие черты, как организованность, настойчивость и самообладание.

Глава 17, часть 2: Основные концепции теории Кеттелла – PSY321 Текст курса: Теории личности

Кеттелл изучал различные типы личности и личностные черты. Особый интерес для Кеттелла вызывали способы оценки личности, и на его работу сильно повлиял систематический сбор научных данных. Это сильно отличается от многих психодинамических и гуманистических теоретиков, которые основывали свои теории на клинических наблюдениях, но это похоже на теоретиков обучения, которые также ценят тщательное, объективное наблюдение и сбор научных данных. Ни один из подходов по своей сути не лучше, поскольку каждый из них служит разным целям. Однако подход Кеттелла оказал сильное влияние на психологическое тестирование.

Типы и признаки

Психологический тип относится к более широкому описанию личности, чем психологическая черта, и часто ассоциируется с ненормальной психологией. Согласно Кеттеллу, тип можно понять только с точки зрения черт личности. Например, злодей — это тип, основанный на наборе связанных черт, таких как безнравственность, жестокость и пренебрежение законом и правами других. Кеттел считал, что типы попадают в одну из пяти основных категорий: характеристики темперамента , интересы и характер , способности , склонность , распад и болезненные процессы . В качестве дополнительных примеров и в соответствии с категориями типов Кеттелла мы можем включить древние типы личности Гиппократа (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик), орально-эротический и анально-эротический типы Зигмунда Фрейда, музыкальные и математические гении, несдержанные и сдержанные личности, а также различные невротические и психотические синдромы (Кеттелл, 1946, 1950а, б, 1965).

Кеттелл считал, что клинические психологи всегда принимали черты личности как должное, но сосредоточили свое внимание на паттернах черт, определяющих клинические синдромы (или типы). Однако, если кто-то хочет провести тщательное описание и измерение личности, целью этого исследования должны быть черты. Таким образом, Кеттел сосредоточил свое внимание на деталях понимания и описания признаков. Он согласился с описанием Олпортом индивидуальных и общих черт, хотя и предпочел использование термина 9.0007 уникальных черт для описания первого. Кеттелл описал черту как набор реакций или ответов, связанных каким-то единством, что позволяет охватить ответы одним термином и обрабатывать их одинаково в большинстве ситуаций. Задача заключается в выявлении природы единства, что по-разному делалось на протяжении всей истории изучения личности. Таким образом, черта направляет поведение в определенном направлении, соединяя все аспекты этой черты в единое целое (независимо от того, направлен ли процесс вовне, реакция или результат внешних раздражителей, реакция). Поскольку понимание индивидуальных черт позволило бы нам предсказать природу таких ответов или реакций, Кеттел предложил довольно простое определение личности: «Личность — это то, что позволяет предсказать, что человек сделает в данной ситуации» (стр. 2; Кеттелл, 19 лет50б).

Согласно Кеттеллу, черты и типы не являются фундаментально разными, а скорее противоположными крайностями одних и тех же статистических показателей. Фундаментальные, лежащие в основе признаки известны как исходных признаков . Исходные черты часто комбинируются и/или взаимодействуют таким образом, что на первый взгляд кажется, что они указывают на одну черту. Например, в области способностей единичный интеллект проявляется в хорошей успеваемости, такого ребенка, который хорошо учится в школе. Конечно, дети, которые хорошо учатся в школе, как правило, преуспевают в большинстве областей, таких как математика, английский язык, общественные науки и т. д. То, что сейчас может показаться типом «хорошего ученика», также может быть описано как 9. 0007 поверхностный признак (Cattell, 1950b). Какими бы полезными ни были поверхностные черты или типы для описания, чтобы по-настоящему понять личность, нужно обратиться к исходным чертам. Однако сначала их необходимо идентифицировать.

Исходные признаки и факторный анализ

Кеттелл использовал метод факторного анализа для определения шестнадцати исходных признаков. Он часто использует термины «исходная черта» и « фактор » как синонимы. Факторный анализ — это статистический метод, который определяет ряд факторов или кластеров на основе взаимной корреляции между рядом отдельных элементов. Кеттелл считал факторный анализ радикальным отходом от предшествовавших ему исследований личности, поскольку он0039, а не , основанный на произвольном выборе наиболее важных переменных. Вместо этого метод факторного анализа определяет соответствующие переменные на основе имеющихся данных:

…проблема с измерением черт в том, что их слишком много!… В прошлом у психологов была тенденция воображать какую-то конкретную черту, такую ​​как «авторитаризм», «экстраверсия», «гибкость» — против «жесткость», «нетерпимость к двусмысленности» и т. д., и сосредоточить внимание на ее отношении ко всем видам вещей… отдельные психологи ведут к системе, которая пытается обрабатывать по крайней мере столько же черт, сколько существует психологов! (стр. 55; Кеттелл, 19 лет)65)

Когда Кеттелл применил факторный анализ к списку слов, идентифицированному Олпортом и Одбертом, он определил более или менее 16 личностных факторов. Причина говорить больше или меньше заключается в том, что любой статистический метод подвержен известной вероятности ошибки. Таким образом, Кеттелл считал свои шестнадцать факторов лишь оценкой количества исходных признаков (Cattell, 1952). Когда были выявлены потенциальные исходные черты, которые Кеттеллу было трудно выразить словами, он присвоил им номер универсального индекса (UI), чтобы их можно было оставить для рассмотрения до тех пор, пока они не будут изучены и объяснены. Кеттелл определил целых сорок два личностных фактора (см. Cattell, 19).57). К 1965 году, когда Кеттелл написал «Научный анализ личности », он включил три дополнительных фактора в свой основной список, что дало ему девятнадцать личностных факторов, и оставил тринадцать из оставшихся в своем списке факторов, которые еще не были подтверждены (хотя каждый из них имел условное название).

В конце 1940-х Кеттелл и его коллеги разработали опросник по шестнадцати личностным факторам (широко известный как 16-PF), основанный на 15 факторах, которые, по их мнению, лучше всего установлены на основе их данных, плюс общий интеллект в качестве шестнадцатого фактора (см. Кеттелл, 19 лет56). Шестнадцать факторов описаны в таблице ниже. В очень интересной главе, написанной Хизер Кеттелл (третьей женой Кеттелла), представлены и сравниваются профили 16-PF для супружеской пары, муж которой проходил терапию у Хизер Кеттелл (см. H. Cattell, 1986). Она описала, как профили дают представление о проблемах, возникающих у г-на А (как муж указан в главе), как в его личной жизни, так и в его браке. Хотя брак закончился разводом, последующее наблюдение показало, что и г-н А, и г-жа А, похоже, преуспевают в своей отдельной жизни.

Независимости
Анкета шестнадцати личностных факторов Размеры
Коэффициент Низкий балл Описание Описание рекорда
А. Тепло Зарезервировано – отстраненный, критический, отчужденный, жесткий Исходящий – душевный, легкий на подъем, участвующий
Б. Интеллект Менее умный – конкретное мышление Более умный – абстрактно мыслящий, сообразительный
C. Эмоциональная стабильность Под влиянием чувств – эмоционально менее устойчивый, легко расстраивающийся, изменчивый Эмоционально стабильный – зрелый, сталкивается с реальностью, спокойный
E. Агрессивность Скромный – мягкий, легко управляемый, послушный, уступчивый Напористый – агрессивный, упрямый, конкурентный
Ж. Живость Трезвый – молчаливый, серьезный Беспечный – восторженный
Ж. Исполнение долга Уместный – несоблюдение правил Добросовестный – настойчивый, нравоучительный, уравновешенный
H. Социальная уверенность Застенчивый – робкий, чувствительный к угрозам Авантюрный – раскованный, социально смелый
I.Чувствительность Смелый – самостоятельный, реалистичный Нежный – чувствительный, привязчивый, чрезмерно защищенный
Л. Паранойя Доверие – принятие условий Подозрительно – трудно обмануть
М. Абстрактность Практические – «приземленные» вопросы Образный – богемный, рассеянный
Н. Интроверсия Прямолинейный – непритязательный, искренний, но социально неуклюжий Проницательный – изысканный, социально осведомленный
О. Беспокойство Уверенный в себе – спокойный, безопасный, благодушный, безмятежный Настороженный – самоупрекающий, неуверенный в себе, тревожный, беспокойный
Q1. Непредубежденность Консервативный – уважающий традиционные идеи Экспериментатор – либерал, свободомыслящий
Q2. Зависит от группы — «столяр» и звукоподражатель Самодостаточный – находчивый, предпочитает собственные решения
Q3. Перфекционизм Недисциплинированный конфликт с самим собой – расхлябанность, следует собственным побуждениям, пренебрежение общественными правилами Контролируемый – требовательная сила воли, социально корректная, навязчивая
Q4. Напряжение Расслабленный – спокойный, неразочарованный, собранный Напряженный – расстроенный, ведомый, переутомленный

Типы данных, используемых при оценке личности

В довольно очевидном заявлении Кеттелл отметил, что для того, чтобы психолог мог изучать корреляции, должны быть доступны две меры, которые можно было бы сопоставить. Систематическое измерение различных аспектов психики, включая личность, привело к развитию особого направления психологии, известного как психометрия 9.0008 . Для того чтобы психометрист мог получить полную и непредвзятую оценку личности, он должен иметь представление о поведении человека в целом, о том, что Кеттел назвал личностной сферой . Кеттелл полагал, что лучше всего это можно сделать, взяв за образец 24-часовой период жизни человека и собрав три типа данных: показатели «биографии» человека или L-данных ; информация, предоставленная анкетами, или Q-данные ; данные о структуре их личности, полученные с помощью объективных тестов, или Т-данные (Кеттелл, 1965).

L-data имеет дело с реальными повседневными ситуациями человека. В идеале L-данные можно собирать без суждения обученного психометриста. Примеры конкретного поведения включают в себя такие вещи, как оценки в школе, количество автомобильных аварий, в которых участвовал человек, количество раз, когда его арестовывала полиция, к скольким организациям он принадлежит и т. д. Иногда эти данные не соответствуют действительности. их легко получить, и их нужно получить от кого-то, кто хорошо знает человека. Например, мы можем попросить друзей или членов семьи оценить человека с точки зрения того, насколько он общителен в школе, насколько он эмоционально стабилен во время занятий спортом или насколько он ответственен (Кэттелл, 19 лет).65).

Q-данные можно получить, попросив человека заполнить анкету, например информационный лист, который вы заполняете, ожидая приема у врача для медицинского осмотра. К сожалению, эти данные подвержены ряду проблем, таких как искажения из-за плохого самопознания, заблуждений о себе или преднамеренного намерения подделать результаты опроса. Поэтому очень важно, чтобы психолог правильно подбирал слова при разработке анкеты:

Хотя анкета выглядит как простая серия вопросов, на которые человек подчеркивает краткий ответ, например, «да», «нет», «в целом», [так в оригинале] и т. выбор психологом слов, направление вопроса, использование прилагательных для обеспечения правильного использования всех альтернатив и так далее. (стр. 61; Cattell, 1965)

Как отмечалось выше, T-данные получены из объективных тестов. По словам Кеттелла, анкеты могут показаться объективными, поскольку их оценка объективна, но процесс предполагает, что человек оценивает себя. В действительно объективных тестах конкретное поведение или мысли человека измеряются напрямую и точно. Важно, чтобы только используются закрытые вопросы , такие как множественный выбор или варианты ответа «Да-Нет». Если используются открытых вопросов , например: «Как вы себя чувствуете, когда просыпаетесь утром?» не исключено, что два психолога интерпретируют ответ совершенно по-разному. Если есть возможность различных интерпретаций, очевидно, что тест не может быть объективным.

Сравнивая три типа данных, Кеттелл сделал несколько интересных наблюдений относительно L-данных. Хотя это происходит естественным образом, его измерение является искусственным и несколько произвольным. Хотя оно объективно в том смысле, что это реальное поведение, оно не создается и не контролируется; это просто наблюдается. Он также подвержен культурным различиям в гораздо большей степени, чем Q-данные и Т-данные. Однако особую озабоченность Кеттелла вызывал банальный характер L-данных:

Большая часть безответственного теоретизирования личности, критикуемого [в начале книги], выросла в сфере L-данных, поскольку это было традиционной областью наблюдения философа, кабинетного наблюдателя и клинициста. , тогда как Q- и T-данные были разработаны психометристами, занимающимися более дисциплинированными методами. L-данные — это, действительно, поле поведения, которое является общим достоянием каждого… здесь возникает потребность в надлежащей разработке методов измерения, особенно в том, что касается их применения к L-данным… (стр. 54-55; Кеттелл , 1957)

Кеттелл считал, что оценка личности работает лучше всего, когда психолог понимает всю сферу личности человека. Для этого необходимо измерить L-данные, Q-данные и T-данные. Дают ли эти данные полное представление о человеке? Как вы думаете, какие данные труднее всего получить и как это может повлиять на общую картину личности?

Дополнительные материалы

Раймонд Кеттелл

Это видео [47:19] предоставляет озвученную версию контента, предоставленного Кеттеллом в Википедии. Рассматриваемые темы включают его биографию, его научный подход к психологии, многомерные исследования, факторный анализ, теорию личности и его взгляды на расу и евгенику.

Источник: https://youtu.be/WTJm4Cbb5O8

Ссылки

Текст: Келланд, М. (2017). Теория личности. ООР Commons. Получено 28 октября 2019 г. с https://www.oercommons.org/authoring/22859-personality-theory. Лицензия CC-BY-4.0.

Википедия TTS. (2019, 4 октября). Раймонд Кеттелл | Аудио статья в Википедии. [Видеофайл]. Получено с https://youtu.be/WTJm4Cbb5O8. Стандартная лицензия YouTube.

Рэймонд Б. Кеттелл

Рэймонд Бернард Кеттелл (20 марта 1905 — 2 февраля 1998) был британским и американским психологом, известным своими исследованиями во многих областях психологии. К таким областям относятся:

  • основные параметры личности и темперамента
  • диапазон когнитивных способностей
  • динамические аспекты мотивации и эмоций
  • клинические аспекты личности, модели группового и социального поведения
  • применения исследований личности в психотерапии
  • теория обучения, предикторы креативности и достижений
  • многие методы научных исследований для изучения и измерения этих областей.

Кеттелл был известен своей продуктивностью за свои 92 года, автором и соавтором более 50 книг и 500 статей, а также более 30 стандартизированных тестов. Согласно широко цитируемому рейтингу, он был 16-м самым влиятельным и выдающимся психологом 20 века.

Как психолог, Кеттелл был строго привержен научному методу. Он был одним из первых сторонников использования методов факторного анализа вместо того, что он называл «вербальным теоретизированием», для изучения основных аспектов личности, мотивации и когнитивных способностей. Одним из наиболее важных результатов применения факторного анализа Кеттеллом было открытие им 16 факторов, лежащих в основе человеческой личности. Он назвал эти факторы «исходными чертами», потому что считал, что они обеспечивают основной источник поверхностного поведения, которое мы считаем личностью. Эта теория личностных факторов и инструмент, используемый для их измерения, известны соответственно как модель 16 личностных факторов и опросник 16PF.

Хотя Кеттелл больше всего известен определением параметров личности, он также изучал основные параметры других областей: интеллекта, мотивации и профессиональных интересов. Кеттел предположил существование текучего и кристаллизованного разума, чтобы объяснить когнитивные способности человека. Он является автором теста интеллекта «Справедливая культура», чтобы свести к минимуму предвзятость письменного языка и культурного фона при тестировании интеллекта.

Основные достижения Кеттелла заключались в личности, интеллекте и статистике. Что касается личности, его лучше всего помнят за его 16-факторную модель личности, аргументируя это более простой трехфакторной моделью Айзенка и разрабатывая тесты для измерения его основных факторов в форме опросника 16PF. Он был первым, кто предложил иерархическую, многоуровневую модель личности с основными первичными факторами на первом уровне и более широкими, «второпорядковыми» или глобальными чертами личности на более высоком уровне организации личности (Cattell, 19).43). Эти пять глобальных черт теперь отождествляются с широко используемой моделью личности Большой пятерки. Его исследования привели к дополнительным концептуальным достижениям — например, к различению состояния и измерения черт личности: немедленные, преходящие состояния и долгосрочные, устойчивые уровни черт таких черт, как тревога.

В области интеллекта Кеттел лучше всего определяется различием текучего и кристаллизованного интеллекта: текущие, абстрактные, адаптивные интеллектуальные способности в сравнении с прикладными или кристаллизованными знаниями. В качестве теоретического обоснования этого различия Кеттелл разработал инвестиционную модель способностей, утверждая, что кристаллизованные способности возникли в результате вложения изменчивых способностей в область знаний. Таким образом, он внес свой вклад в когнитивную эпидемиологию, утверждая, что кристаллизованное знание, хотя изначально отстает от способности к жидкости, может поддерживаться или даже увеличиваться после того, как способность к жидкости начала снижаться, — концепция, воплощенная в Национальном тесте чтения для взрослых (NART). Кеттелл разработал свой собственный тест способностей, Шкалы интеллекта «Справедливая культура», призванные свести к минимуму влияние культурного или образовательного фона и обеспечить полностью невербальную меру интеллекта, такую ​​​​как та, что сейчас наблюдается у Ворона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *