Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Тест люшера методика проведения: Недопустимое название — Psylab.info

Содержание

Психологическое обследование детей «Готовность детей к школе»

Эмоционально – личностная сфера.

Основной показатель эмоционально – личностной сферы является самооценка ребенка, его личностные особенности и представления о значимых социальных сферах (о семье и детском саде).

Для диагностики этой сферы используются следующие методики:

Методика «Лесенка»

Цель методики.

Изучить особенности самооценки.

Особенности проведения методики.

Ребенку предлагают: «Посмотри на эту лесенку. Тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньках выше стоят хорошие дети (показывают), чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньки – самые хорошие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама, папа, воспитательница?

Ребенку предлагается листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить правильно ли ребенок понял вашу инструкцию.

Интерпретация методики.

Первая ступень – низкая самооценка,

Вторая ступенька – заниженная самооценка,

Третья ступенька – адекватная самооценка,

Четвертая ступенька – завышенная самооценка,

Пятая ступенька – высокая самооценка.

Цветовой тест Люшера.

Цель методики.

Позволяет исследовать, насколько комфортно ребенок чувствует себя дома, в детском саду и выявить эмоциональные установки школьников по отношению к предстоящему школьному обучению.

Описание методики.

Цветовые карточки выкладываются перед ребенком. В ряд (один или два) карточки раскладывать нельзя, так как в этом случае из-за эффекта сочетания искажается восприятие цвета. Карточки надо разбросать на листе в случайном порядке.

Ребенку дается следующая инструкция:

«На какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты утром идешь в школу? Покажи этот цвет пальцем». Задайте следующий вопрос: «На какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение дома в выходные дни?»

У дошкольников спрашивают об их настроении в ситуации, когда они:

1) утром идут в детский сад;

2) находятся дома в выходные дни;

3) думают, что скоро в школу.

Номера выбранных цветов заносятся в Бланк ответов.

Продолжение инструкции

«А теперь будем выбирать цвета заново. Сейчас из разложенных перед тобой цветов выбери тот, который тебе больше всего нравится, кажется красивее». Выбранный цвет уберите из поля зрения ребенка. Далее предложите ребенку произвести аналогичный выбор среди оставшихся цветов и так далее до конца. Последовательность предпочтения цветов записывается в Бланке ответов.

Иногда среди оставшихся 2-3 цветов ребенок не может выбрать лучший, так как все они ему не нравятся. Тогда надо изменить инструкцию и спросить: «Какой из этих цветов самый плохой, хуже всех?» Ответы записываются в «обратном порядке», начиная с последнего цвета.

Далее ребенку предлагается соотнести персонажей с цветными карточками (мама, папа, твой друг, воспитатель, твой враг, сестра, брат, бабушка, дедушка) результаты вносятся в таблицу.

Интерпретация методики.

Результаты вносятся в таблицу, по которой видно, настроение ребенка в определенных ситуациях («дома», детский сад», «школа»), предпочитаемые цвета ребенка, соотнесение персонажей и цвета по отношению к ребенку.

Чем выше испытуемый располагает себя (ассоциирует себя с наиболее предпочитаемым цветом), тем выше его самооценка.

Особо следует отметить положение родителей и других родственников по отношению к ребенку. Понятно, что отстраненность персонажа (отдаленность от ребенка) говорит о неблагоприятной ситуации в их отношениях.

Отдельно необходимо отметить те случаи, когда ребенок обозначает себя и какого-либо из персонажей одним цветом, обычно одного из родителей. Ребенок хочет быть похожим на этого человека.

Интерпретация цветовых выборов.

Синий цвет.

Выбирают чувствительные, впечатлительные, но в то же время спокойные и уравновешенные дети с хорошим эстетическим развитием. Имеют потребность в глубоком личностном, а не поверхностном игровом общении. Если эта потребность удовлетворяется (либо в школе, либо дома), то ребенок чувствует себя хорошо. Если эта потребность не удовлетворяется, то все равно еще долго сохраняется как позитивный эмоциональный настрой ребенка.

Зеленый цвет.

Предпочитают дети с высоким уровнем притязаний. Для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Они испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других.

Дома – необходимо, чтобы в семье их уважали и проявляли серьезное отношение к их желаниям и достижениям, чтобы взрослые не обращались с ними как с маленькими.

Школа – стремятся получать только пятерки, хотят быть отличниками, проявляют высокую чувствительность во взаимоотношениях с учителями. Добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим.

Красный цвет.

Предпочитают активные, энергичные, деятельные дети. Они обычно оптимистичны, шумны и веселы. Часто сдержаны.

Желтый цвет.

Предпочитают мечтательные дети. Полные надежд, но не готовые активно действовать и склонные занимать выжидательную позицию.

Дом и школа – вызывают у ребенка положительные и светлые чувства.

Фиолетовый цвет.

Предпочитаю дети, у которых присутствуют инфантильные установки

Школа – ребенок еще не чувствует ответственности ученика и хочет ходить в школу, в основном, для того, чтобы играть и общаться с другими детьми. Таким детям нравится в школе, когда там бывает интересно и когда их там хвалят. Но если появляются трудности отношение к школе резко меняется.

Дома – родители продолжают общаться с ребенком как с маленьким, умиляются его капризам и строят отношения с ним по принципу гиперопеки.

Коричневый цвет.

Предпочитают тревожные дети, которые часто испытывают эмоциональный и физический дискомфорт, неприятные болезненные отношения (меня тошнит, болит голова), страх.

Дома, школа, детский сад – плохо себя чувствует в этих ситуациях. Боится дома, школы и все что с ними связано.

Черный цвет.

Предпочтение этому цвету отражает негативное отношение к себе и к о всему окружающему миру, активное, резкое неприятие, протест. Если выбирает в качестве основного любимого цвета, то ребенок видимо смирился с той отрицательной оценкой, которую часто получает от окружающих.

Школа, детский сад – ненавидят все, что связанно с ними и открыто говорят об этом.

Дома – состояние открытой конфронтации с родителями.

Серый цвет.

Предпочтение серого связано с инертность и безразличием. Серое отношение к д/с, школе выражено пассивным неприятием и равнодушием.

Дома – дети представлены сами себе, брошены, какое-либо эмоциональное участие со стороны взрослых отсутствует.

Дома

Д /сад

Школа

Красный

Желтый

Зеленый

Фиолетов

Синий

Коричн.

Серый

Черный

Тест Теммл — Дорки – Амен.

Цель методики.

Выявление уровня тревожности у детей.

Описание методики.

Ребенку предлагается следующая инструкция: «Художник нарисовал картинки, но забыл нарисовать лицо. Посмотри, что здесь происходит, и скажи (или покажи), какое бы ты подставил личико — веселое или грустное?»

Ответы ребенка заносятся в Бланк ответов. При этом можно использовать любой вариант шифровки. Например: «+» — веселое, «—» — грустное или «1» — веселое, «2» — грустное и пр. Дети не обязаны объяснять, почему они выбирают то или иное лицо. Даже если ребенок выбирает веселое личико для картинки, на которой на мальчика (девочку) замахиваются стулом, — не возражайте. Предупредите детей, что в этом задании нет правильных или неправильных ответов, и каждый решает так, как ему хочется. Следите, чтобы другие дети не мешали ребенку подсказками. Нельзя объяснять ребенку то, что происходит на картинке, нельзя «подводить» его к ответу.

Можно лишь периодически просить ребенка, чтобы он внимательнее смотрел на то, что происходит на картинке.

Интерпретация результатов.

Обработка теста происходит путем суммирования количества грустных лиц, выбранных ребенком. Полученный результат характеризует уровень его тревожности. Для вычисления индекса тревожности в процентах следует сумму отрицательных выборов разделить на 14 и умножить на 100:

ИТ = (отрицательные лица / 14) * 100

ИТ – число эмоционально – негативных выборов.

В зависимости от величины индекса тревожности дети подразделяются на три группы:

Высокий уровень – ИТ 50

Средний уровень – 20 ИТ 50

Низкий уровень – ИТ 20

Познавательная сфера.

Познавательная сфера отвечает за реализацию позиции, особенно характерной для дошкольного возраст, которую можно обозначить с помощью вопроса, часто задаваемого детьми: «Что это такое?». Для того чтобы ответить на него, ребенок использует такие процессы, как мышление, восприятие, память, внимание, воображение.

Пиктограмма (А.Р. Лурия)

Цель методики.

Методика направлена на диагностику развития произвольного опосредованного запоминания, а так же словесно-логического мышления, распределения внимания.

Особенности проведения методики.

С этой целью испытуемым предлагается 12 слов и выражений, которые необходимо запомнить. Инструкция звучит следующим образом:

«Сейчас я буду называть тебе слова, а ты нарисуй то, что поможет потом тебе их вспомнить в конце занятия. Рисовать можно только картинки, а не буквы. Листочек только один, поэтому расположи рисунки так, чтобы все они на нем уместились».

Качество рисунка не имеет значения. На каждый рисунок отводится 1-2 минуты. Однако экспериментатор должен поинтересоваться у испытуемого, каким образом приведенное изображение поможет ему вспомнить то или иное слово. Объяснения ребенка помогут оценить степень адекватности его ассоциаций. После окончания работы следует пронумеровать рисунки. Проверка результатов осуществляется спустя 20-30 минут: испытуемому предъявляют его рисунки, а он старается воспроизвести слова или словосочетания.

Набор слов:

Интерпретация результатов методики.

Анализ методики осуществляется по пяти показателям.

  1. Количество правильно воспроизведенных слов говорит об уровне развития опосредованной памяти. Поэтому в протоколе обязательно отмечаются воспроизводимые слова.

В норме дети 5 лет без искажений могут воспроизвести 5-6 слов из 10; дети

6 лет –7-8 слов из 12, 7 лет –9-10 слов из 12. Как правило, часть слов дошкольники искажают на смысловом уровне ( трудная работа – тяжелая работа). С учетом таких ошибок можно привести следующие нормы: для детей 5 лет – 7 слов из 10,

6 лет – 9-10 слов из 12, 7 лет – 10-11 слов из 12.

  1. Уровень развития мышления. Слова, включенные в набор для запоминания, различаются по степени конкретности. Например, «развитие», «сомнение», справедливость» — весьма абстрактные понятия, которые предполагают особый способ изображения. Поэтому на основании полученных рисунков делается вывод о преобладании конкретных (характерных при доминировании наглядно-образного мышления) или абстрактных образов, то есть обобщенных (при соответствующем уровне развития словесно – логического мышления).

Ярким показателем конкретности мышления является наличие на рисунках людей. При наличии выраженного образного мышления ассоциации могут быть достаточно оригинальными и одновременно позволяющими испытуемому вспомнить нужное слово или словосочетание.

  1. Уровень развития воображения на основании параметра гибкости и разработанности.

Показатель гибкости определяется на основании того, сколько различных образов создал испытуемый. Несмотря на то, что все слова, предлагаемые ребенку для опосредствованного запоминания разные, можно встретить рисунки на которых они обозначаются одинаково.

Показатель разработанности определяется степенью детализированности изображения. При этом нужно помнить о том, что деталь должна быть функциональной, то есть направленной на установление адекватной ассоциации с образом и словом.

Повышенная детализация рисунков, явно не раскрывающая специфику образа (или представление нескольких образов изображений для обозначения одного слова), может свидетельствовать не только о развитии воображения, сколько о слабости памяти, либо об общей неуверенности ребенка. Если в методике «Десять слов» испытуемый показал нормальный результат, то, скорее всего, речь идет о эмоциональной напряженности, тревожности.

  1. Уровень развития внимания. Устойчивость (концентрация) внимания отражается на качестве рисунков. Если качество изображения постепенно падает, то это свидетельствует об истощаемости внимания. То, как ребенок располагает рисунки, говорит о распределении внимания. Если он разбрасывает изображения хаотично, сильно варьируя размер, сталкиваясь с проблемой нехватки места, то это говорит о низком уровне развития внимания. Причиной этого может быт быть повышенный уровень тревожности. Однако в случае, когда рисунки тщательно отгораживаются друг от друга и нумеруются. То есть отмечается подчеркнутая организация работы, то речь может идти о высоком уровне концентрации внимания на фоне повышенной тревожности.

  2. Реакция испытуемого на те или иные слова. Ребенок может эмоционально реагировать на те или иные слова и словосочетания, поскольку они могут затрагивать значимые для него сферы жизни. Это отражается не только на характере используемых для запоминания ассоциаций, сколько на характере изображений. Изображения эмоционально окрашенных слов будут выделяться на фоне остальных рисунков.

Низкий уровень – 0 – 6 слов;

Средний уровень – 7 – 8 слов;

Высокий уровень – 9 – 12 слов.

Методика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко)

Цель методики.

Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

Особенности проведения методики.

В качестве материала детям дается по 10 фигур и предлагается, поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так, чтобы получилась картинка.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Интерпретация методики.

  • 0 – 2 балла – ребенок ничего не придумал; нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии.

  • 3 – 4 балла — нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается.

  • 5 – 7 баллов – изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.

  • 8 – 9 баллов – нарисовал несколько объектов, объединенным сюжетом.

  • 10 баллов – создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы.

Низкий уровень – от 0 до 2 баллов.

Средний уровень – от 3 до 7 баллов.

Высокий уровень – от 8 до 10 баллов.

Мотивационно – потребностная сфера.

При анализе мотивационно – потребностной сферы интересуют мотивы, актуализированные у ребенка. Если к началу дошкольного возраста все значимые сферы развития являются фактически рядоположенными, то к его концу на первый план должен выходить социальный мотив, являющийся одним из критериев готовности к школе ребенка. С этой целью используется

Методика «Три желания» (А.М.Прихожан, Н.Н. Толстых)

Цель методики.

Данная методика предназначена для оценки развития мотивационно – потребностной сферы.

Особенности проведения методики.

Для проведения методики экспериментатор заранее на листе бумаги рисует цветок с тремя лепестками. Затем дает испытуемому следующую инструкцию: «Представь себе, что это волшебный цветок. На каждом лепестке можно написать заветное желание». Экспериментатор вписывает ответы в лепестки.

Интерпретация методики.

При анализе ответов ребенка, прежде всего, необходимо определить общую направленность его желаний: ориентированность на себя или на других людей. Если все желания отражают эгоцентрическую направленность ребенка, то это свидетельствует о недостаточном развитии мотивационно-потребностной сферы. Однако если все желания направлены на других, то это также не является показателем благополучного развития (скорее всего ребенок боится выразить собственное желание). Еще одним неблагоприятным показателем развития является отказ от желаний или называние в качестве желаний установленных педагогом норм и правил.

Очевидно, что наиболее значимые желания высказываются в первую очередь, поэтому необходимо оценивать порядок называния желаний. В дошкольном возрасте большинство желаний должно быть связано с ведущей, игровой деятельностью.

При анализе ответов определяются их категории, которые представляют ту или иную значимую для ребенка сферу. Это могут быть:

  • материальная сфера (например, игрушки),

  • сфера общения (например, поближе познакомится с кем-то из сверстников),

  • учебная сфера (например, желание повысить успеваемость),

  • семейная сфера (например, сходить с папой в зоопарк).

Общий проективный характер методики позволяет актуализировать наиболее напряженные для ребенка сферы, в рамках которых сосредоточены его потребности. Напряжение может проявляться в желаниях содержащих агрессию («хочу избить обидчика»), тревожность («хочу, чтобы меня не пугали»), нехватку эмоционального тепла («хочу киску»)

эмоциональное состояние или свойства личности?

И. Л.Соломин. По ту сторону теста Люшера. Психологическая газета, N2/53, февраль, 2000.

В 1980 году я был студентом третьего курса факультета психологии тогда еще Ленинградского университета. В то время мы испытывали острый дефицит тестов. Это не значит, что их не было вообще. Где-то, у кого-то они существовали, можно было договориться, достать их на время, на что-нибудь обменять. Однако необходимо было делать копии для себя. И, конечно, основными средствами копирования были пишущая машинка и фотоаппарат.

Многие студенты и преподаватели старались создать для себя свой банк методик. В ходу были Кеттел, MMPI, Векслер, Равен, ТАТ, Розенцвейг. И для того, чтобы все это воспроизвести, требовалось печатать, рисовать, резать, клеить, красить. Словом, заниматься натуральным хозяйством. Причем, происхождение «оригиналов», с которых снимались копии, было таким запутанным, что зачастую могло бы лечь в основу сюжета какой-нибудь детективной истории.

В тот период психология, как правило, считалась еще наукой, а психологи — исследователями, поэтому психодиагностические методы воспринимались как измерительный инструмент, который был необходим преимущественно для решения научно-исследовательских задач. Вопрос об использовании тестов для консультирования, профориентации, кадрового отбора, управления, экспертизы ставился редко. И, тем не менее, спрос на средства психологической диагностики уже тогда был огромным. Психологи с энтузиазмом искали и находили новые для них методики, переводили и распространяли неизвестно откуда взявшиеся руководства, с упорством осваивали диагностические премудрости.

И вот на фоне машинописных текстов и черно-белых рисунков, имевшихся в распоряжении психологов, появились яркие цвета. Это были тесты Роршаха и Люшера. Однако если Роршах имел к тому времени почти семидесятилетнюю историю, славу первой психодиагностической методики и большое количество литературы, то Люшер был совершенно «серой» лошадкой. И, тем не менее, методика казалась поистине волшебной. Действительно, как еще можно объяснить, что в течение одной минуты можно получить о человеке столько удивительно точной информации.

Коллеги привычно сели за пишущие машинки, чтобы в очередной раз размножить руководство. А вот с цветами возникли неожиданные трудности. Оказалось, что оригинальные цветные карточки для теста Макса Люшера производились в издательстве Test Verlag в Швейцарском городе Базеле. И платить за них нужно было не рублями. Откуда простому советскому психологу взять такое количество валюты? И принялись коллеги производить собственные цветные карточки, кто как умел. Кто-то красил бумагу, кто-то вырезал карточки из обложек книг. Однако выяснились неприятные обстоятельства. Во-первых, трудно было найти оригинал, стали возникать споры, чьи карточки правильнее. Во-вторых, оказалось, что подобрать оттенки цветов на глаз не так то просто. В-третьих, восприятие цвета зависит от фактуры поверхности и качества материала для основы.

В-четвертых, при высыхании краски меняют свои характеристики, а со временем имеют обыкновение выцветать. Словом, мороки хватало.

И тут оказалось, что в начале восьмидесятых годов карточки Люшера стали производить во ВНИИ метрологии им. Д.И.Менделеева в Ленинграде. В том самом, на базе которого возникло через несколько лет государственное предприятие «ИМАТОН». Многие психологи бросились покупать цветные квадратики с маркой ВНИИМ, доверие к которым подкреплялось авторитетом специалистов по колориметрии из институтских лабораторий. И через некоторое время установился негласный стандарт на цвета Люшера. После чего цветовой тест Люшера стал, по-видимому, самой модной психологической методикой восьмидесятых годов.

После того, как был решен вопрос о цветовых эталонах, настало время всерьез приступить к анализу теоретических и методических основ теста Люшера. Руководство по тесту Люшера подробно описывает психологическое содержание различных цветов на основе ассоциаций, которые с ними связываются. Однако ответ на самый главный вопрос остается невыясненным. А именно, как тест работает? Какие психологические механизмы лежат в его основе? Как известно, в процессе тестирования по Люшеру испытуемый располагает в порядке привлекательности восемь карточек различных цветов. Однако, почему, зная, какие цвета человеку нравятся, а какие — не нравятся, можно столь подробно говорить о состоянии этого человека?

Не зная, как работает тест, очень трудно бывает анализировать полученные результаты. Как же в таком случае поступает большинство психологов? Очень просто: они пользуются таблицами интерпретации. Ведь в руководстве подробно описывается, как кодировать цветовую раскладку, а также как на основе полученной кодировки входить в таблицы интерпретации и получать нужные заключения. Вот поэтому многие психологи, особенно те, кто недавно начал работать с Люшером, без таблиц интерпретации или соответствующих компьютерных программ оказываются как без рук. Между тем, принципы работы теста Люшера очень просты. Люшер основан на двух положениях, зная которые можно отказаться от таблиц интерпретации раз и навсегда.

Во-первых, каждый цвет характеризует определенную человеческую потребность, ассоциируется с ней, является символом этой потребности.

Во-вторых, структура цветовых предпочтений человека позволяет выявить структуру этих потребностей.

Однако, для того, чтобы использовать эти положения на практике, следует наполнить их более конкретным содержанием.

Табл.1. Соответствие потребностей цветам по тесту Люшера

Название цвета

Предпочтение цвета

Отвержение цвета

1

Синий

Стремление к согласию, доверию, пониманию, сочувствию, отсутствию конфликтов, дружеским отношеним, любовь, привязанность, спокойствие

Нарушение отношений, одиночество, беспокойство

2

Зеленый

Стремление к самоутверждению, повышению положения, власти, уважению, признанию, превосходству, уверенность, независимость, настойчивость, оборона

Недостаток признания, принуждение, унижение, обида, неспособность к сопротивлению

3

Красный

Стремление к достижению, успеху, инициатива, наступление, деятельность, борьба, возбуждение

Перевозбуждение, раздражение, бессилие, утомление, защита

4

Желтый

Стремление к изменению, выходу, освобождению, расслаблению, ожидание, надежда на удачу и случай, оптимизм, избегание проблем

Разочарование, отчаяние, подозрение, недоверие

5

Фиолетовый

Стремление к отождествлению, идентификации с кем-то, эротические и эстетические устремления, желание понравиться, обратить на себя внимание, произвести впечатление, получить одобрение

Подавление чувств, рациональность, контроль, скромность, стремление быть незаметным

6

Коричневый

Стремление к физическому комфорту, безопасности, отдыху, чувственному удовлетворению, болезненное состояние, слабость, усталость, голод

Вытеснение физических потребностей, самоограничение, отрицание слабости

7

Черный

Стремление к разрушению, агрессия, враждебное отношение, негативизм, неприятие, протест, отказ

Отрицание и подавление агрессии

0

Серый

Желание избежать участия, скрыться, маскировка, утаивание

Активное включение в ситуацию

Сила потребности определяется степенью привлекательности того цвета, который ей соответствует.

Однако, зависимость положения цвета от силы выраженности соответствующей потребности неодинакова для основных и дополнительных цветов. К основным относятся хроматические цвета: синий, зеленый, красный и желтый, к дополнительным — ахроматические: коричневый, черный и серый. Фиолетовый не является ни основным, ни дополнительным. В норме основные цвета обычно располагаются в начале и середине ряда, то есть, занимают первые пять позиций, в то время как дополнительные цвета, как правило, находятся на последних трех местах. В случае если потребность, выраженная основным цветом, является очень слабой или полностью удовлетворенной, то цвет, который ассоциируется с этой потребностью, является индифферентным, то есть, находится в середине ряда. Он не является ни приятным, ни противным. Когда соответствующая потребность усиливается, то символизирующий ее цвет становится более привлекательным, перемещаясь в начало раскладки. Наконец если потребность становится настолько сильной, что удовлетворить ее в полной мере не представляется возможным, то цвет, который характеризует эту потребность, становится неприятным и занимает одно из последних мест в ряду.

Подобная закономерность проявляется во многих проективных тестах, а также в реальном поведении людей. Проанализируем, для примера, динамику пищевой потребности. В случае, когда потребность слаба, не является актуальной и значимой, то она не привлекает внимания человека. При этом человек не склонен обсуждать тему еды в разговорах с другими людьми, и не упоминает ее в рассказах по картинкам ТАТ. Когда пищевая потребность актуализируется, становится более сильной, человеку хочется поговорить на эту тему. В этом случае при описании изображений ТАТ тема еды часто возникает даже тогда, когда на картинке нет ничего подобного. Интересы человека, его восприятие, фантазия концентрируются на удовлетворении потребности. Однако, при дальнейшем обострении потребности все, связанное с ее удовлетворением, начинает раздражать человека. Неудовлетворенная потребность становится источником фрустрации, тревоги, эмоционального напряжения, неприятных переживаний. Потребность, не смотря на большую объективную значимость, подавляется, вытесняется из сознания. Человек начинает активно избегать обсуждения болезненной темы с другими людьми, старается не только не говорить, но и не думать о ней. И количество рассказов по ТАТ, связанных с темой еды, снова сокращается.

Таким образом, даже такая мощная психодиагностическая методика как ТАТ не позволяет измерить силу той или иной потребности, поскольку отсутствие тем, связанных с этой потребностью, может свидетельствовать как об ее отсутствии, так и о чрезмерной степени ее выраженности. В отличие от ТАТ тест Люшера представляет собой более современную психодиагностическую методику, позволяющую дифференцировать сверхзначимое содержание от незначимого, выявлять подавляемые и вытесняемые потребности и локализовать источники фрустрации.

Итак, для основных цветов позиции в середине ряда соответствует либо наиболее слабой степени выраженности соответствующих потребностей, либо полной их удовлетворенности. Позиция основных цветов в начале ряда свидетельствует о том, что потребности, которые они символизируют, являются наиболее актуальными. Наконец, в том случае, если основные цвета находятся в конце ряда, то это является признаком фрустрированных, подавленных, вытесненных потребностей. Это может быть связано либо с тем, что соответствующие потребности являются настолько выраженными, что человек не может удовлетворить их в полной мере, либо с тем, что человек испытывает непреодолимые затруднения в удовлетворении в общем не самых сильных потребностей, и они вследствие этого приобретают характер сверхзначимых.

Рис.1. Зависимость силы потребности от привлекательности цвета

Однако если последовательно придерживаться этой схемы анализа результатов, то придется согласиться с тем, что потребности, выраженные дополнительными цветами, как правило, подавляются человекам и являются источником фрустрации. Ведь в норме ахроматические цвета оцениваются как наименее привлекательные. Кстати, потребности, соответствующие коричневому, черному и серому цвету наиболее близки к базовым биологическим потребностям человека. Может быть, так оно и есть? Может быть, потребности человека в пище, сексе, отдыхе, защите и агрессии действительно являются фатально неудовлетворенными и должны вытесняться? Если так, то либо данные потребности являются наиболее сильными в человеческой жизни, либо социальные нормы препятствуют их полному удовлетворению. Если же это не так, то принцип анализа потребностей, соответствующих дополнительным цветам, должен быть другим. А именно, дополнительный цвет на последних местах ряда свидетельствует о слабой, наименее выраженной потребности, в середине ряда — об актуальной потребности, в начале ряда — о наиболее сильной потребности, которая может приводить к нарушению контроля поведения и состояния со стороны человека. Таким образом, привлекательность дополнительных цветов позволяет предположить ведущую роль базовых биологических потребностей в человеческом поведении, в то время как у большинства людей эти потребности не являются решающими или в достаточной мере удовлетворены.

К таким выводам я пришел в процессе двадцатилетнего опыта практического использования теста Люшера и обучения ему различных специалистов. Результаты изучения механизма действия теста Люшера позволили мне более успешно использовать эту методику для решения различных задач. Когда я работал в Военно-медицинской академии, тест Люшера применялся мною как индикатор изменения потребностей и эмоционального состояния людей в различных, в том числе экстремальных ситуациях. Тогда же тест служил мне в качестве одного из критериев оценки эффективности различных фармакологических и нефармакологических способов воздействия на психическое состояние человека. Наконец, я активно использовал Люшера в процессе консультирования клиентов как средство, которое облегчало установление контакта и выявление проблем. Кроме того, оказалось, что сформулированные ранее принципы работы Люшера позволяют легко и быстро его освоить. Были случаи, когда я на спор брался научить коллег основам Люшера за 30 минут. И в ходе этого обучения мне часто приходилось отвечать на разные вопросы.

1. Можно ли самим подобрать цвета, соответствующие Люшеру?

Конечно, можно самостоятельно подобрать цвета, похожие на Люшеровские. Однако придется затратить на это довольно много времени и сил. К тому же нет гарантии, что вы будете довольны полученным результатом.

2. Можно ли использовать компьютерные версии теста Люшера?

Использовать компьютерные программы для проведения теста Люшера можно. Однако следует отдавать себе отчет в том, что даже при использовании самых современных мониторов и видеоадаптеров цвета, которые они отображают, существенно отличаются от Люшеровских. Кроме того, разные мониторы настроены неодинаково. В зависимости от установок яркости, контрастности и других характеристик мониторов одни и те же цвета воспринимаются неодинаково. Поэтому при использовании компьютерных программ, реализующих тест Люшера, невозможно обеспечить воспроизводимость полученных результатов на разных компьютерах, а также после перенастройки мониторов.

Разумеется, тест Люшера выявляет эмоциональное состояние человека. Это состояние может существенно меняться в зависимости от ситуации. Однако если мы используем Люшера для тестирования одного человека многократно в течение достаточно продолжительного времени, то мы можем обнаружить ряд повторяющихся от ситуации к ситуации особенностей. Кроме того, мы можем выяснить, что люди существенно различаются по тому, остаются ли у них постоянными цветовые раскладки при повторных замерах, или они меняются. В том случае, если цветовые предпочтения у человека сохраняются в большинстве ситуаций, мы можем сделать выводы об индивидуальных особенностях его личности, более или менее постоянных чертах. Если же раскладки часто меняются, то мы можем предположить, что человек характеризуется эмоциональной неустойчивостью, непостоянством настроения, существенной зависимостью его поведения от переживаний.

4. Что такое полный тест Люшера и чем он отличается от восьмицветного?

До сих пор мы говорили только о сокращенном тесте Люшера, который входит в состав полного теста или может использоваться самостоятельно. Полный тест Люшера состоит из трех частей. В первой части испытуемый располагает в порядке привлекательности черный, три оттенка серого и белый цвет. Во второй части испытуемый упорядочивает восемь классических цветов, тех самых, которые могут составлять сокращенный набор. В третьей, заключительной части испытуемый осуществляет выборы попарно сначала между основными четырьмя цветами, затем между четырьмя оттенками каждого из основных четырех цветов. Полный тест Люшера основан на более сложной теоретической модели эмоционального состояния — так называемом «эмоциональном кубе». За счет увеличения продолжительности исследования и использования метода вынужденных выборов результаты, полученные с помощью полного теста Люшера, могут быть более точными и дифференцированными. Однако полный тест Люшера является более дорогим и пока еще мало доступен большинству отечественных психологов.

5. Какова надежность и валидность теста Люшера?

Как и в отношении многих проективных методик, оценить психометрические свойства теста Люшера затруднительно. К сожалению, концепция надежности методики, предназначенной для диагностики состояния человека, в отличие от устойчивых индивидуальных свойств, пока еще в должной мере не разработана. Автор теста репертуарных решеток Дж.Келли вообще определяет надежность теста как степень его нечувствительности к изменениям. Что же касается валидности теста Люшера, то существует большое количество исследований, косвенно подтверждающих валидность методики в целом и, главным образом, отдельных ее показателей, таких, например, как показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы, вегетативный коэффициент и т.п. Оценить же коэффициент валидности теста Люшера в целом не представляется возможным, поскольку результатом тестирования по Люшеру является не какой-то один количественный показатель, а целая структура показателей.

6. С какого возраста можно использовать тест Люшера?

Специальных возрастных ограничений при использовании теста Люшера не существует. Мне известны случаи использования теста Люшера при исследовании детей дошкольного возраста. Однако валидность Люшера при работе с дошкольниками не доказана, а вероятность ошибок в этом возрасте представляется мне достаточно высокой. Ошибки могут быть вызваны неправильным пониманием или выполнением инструкции маленькими детьми, ситуационно обусловленными реакциями, недостаточной сформированностью познавательной сферы и произвольных действий, нестабильностью эмоционального состояния. Поэтому следует быть осторожными при анализе результатов, полученных с помощью теста Люшера на дошкольниках.

[PDF] Надежность проективных техник как инструментов психологической оценки. ЧАСТЬ 1: ПОЧЕМУ НЕПРАВИЛЬНО Описывать некоторые из Них как проективные? *

  • Идентификатор корпуса: 29841600
 @inproceedings{StemplewSkaakowicz2013TheRO,
  title={Надежность проективных техник как инструментов психологической оценки . ЧАСТЬ 1: ПОЧЕМУ НЕПРАВИЛЬНО Описывать некоторые из Них как проективные? *},
  автор={СтемплевСка-Жакович и Владислав Яцек Палуховский},
  год = {2013}
} 
  • StemplewSka-Żakowicz, W. J. Paluchowski
  • Опубликовано в 2013 г.
  • Психология

Целью данной статьи является обзор и обсуждение научного статуса проективных методов, используемых в оценке личности. проективные методы не могут быть освобождены от основных требований любого измерительного инструмента и особенно от требований, предъявляемых к психологическим тестам. Тем не менее, если их модифицировать для соответствия критерию объективности, их надежность можно сравнить с надежностью других тестов. Некоторые психологи ошибочно полагают, что всякое «проективное поведение» обходит человека…

forensicscience.pl

ROCZNIKI PSYCHOLOGICZNE/ ANNALS OF PSYCHOLOGY

  • Monika TARNOWSKAa, Bartosz ZALEWSKIa, Władysław Jacek PALUCHOWSKIb
  • Psychology

  • 2015

The paper summarizes the discussion on continuing education in psychological assessment to which the передовая статья Filipiak et al., опубликованная в Roczniki Psychologiczne (18 (2015), No 2, 171-183…

SCORS-G и Card Pull Effect of TAT Stories: A Study With Nonclinical Sample of Children

  • A. Auletta, Simone Cupellaro, C. Sogos
  • Психология

    Оценка

  • 2018

Настоящее исследование является первой попыткой изучить выборку стимулов итальянских детей из начальных и средних школ в неклинической выборке. и обнаруживает, что некоторые важные результаты в отношении дисперсии внутри шкал повторяют предыдущие результаты других исследований.

ПОКАЗЫВАЕТ 1-10 ИЗ 31 ССЫЛОК

СОРТИРОВАТЬ ПОРелевантностьНаиболее влиятельные документыНедавность

Повышение достоверности и оценка психопатологии у взрослых.

Результаты исследований возрастающей валидности описаны для (а) интервью, (б) личностных опросников, (в) проективных методов и (г) кратких самостоятельных и клиницистских измерений. В некоторых…

Качество формулировок психотерапевтических кейсов: сравнение опытных, опытных и начинающих когнитивно-поведенческих и психодинамических терапевтов.

Шестьдесят пять экспертов, опытных и начинающих когнитивно-поведенческих и психодинамических психотерапевтов предоставили формулировки случаев «думать вслух» в ответ на 6 стандартизированных виньеток пациентов, различающихся по…

Усовершенствованная терминология оценки личности: время отказаться от «объективных» и «проективных» дескрипторов личностных тестов

(2006 г.). Усовершенствованная терминология оценки личности: время отказаться от «цели» и «проективности» в качестве дескрипторов теста личности. Журнал оценки личности: Vol. 87, № 3, стр. 223-225.

Отражает ли использование цветов детьми эмоциональное содержание их рисунков?

  • Э. Кроуфорд, Дж. Гросс, Т. Паттерсон, Х. Хейн
  • Психология

  • 2012

Когда дети рисуют в клиническом контексте, клиницисты иногда полагаются на использование детьми цвета, чтобы сделать выводы об их эмоциональной реакции на предмет рисунка. Здесь мы рассмотрели, являются ли…

Дискредитированные психологические методы лечения и тесты: опрос Delphi.

  • J. Norcross, G. Koocher, A. Garofalo
  • Психология

  • 2006

В контексте повышенного интереса к доказательной практике (ДОП) авторы стремились прийти к консенсусу в отношении дискредитировавших себя психологических методов лечения. и оценки с использованием методологии Delphi. А…

Diagnoza oparta na dowodach empirycznych — Czy Potrzebny Jest „Polski Buros»?

  • W. J. Paluchowski
  • Психология

  • 2010

. Эта статья посвящена двум ключевым темам в оценке, основанной на фактических данных. Первая из них…

Эффект Барнума в интерпретации цветового теста Люшера

  • C. B. Holmes, J. Buchannan, D. Dungan, Teresa L. Reed
  • Образование

  • 1986

Ряд утверждений из раздела интерпретации цветового теста Люшера был выбран случайным образом и помещен в форму абзаца. Студенты колледжа читают эти интерпретирующие утверждения под…

k.

, проективные методы, charles
  • c. Томас,

  • 1948

Проективные методы изучения личности

  • Л. Франк, Дж. Мэйси
  • Психология

  • 1939

wurtz тел. J., выбор фиолетового цвета по Люшеру в психиатрической пробе, Перцептивные и моторные навыки

  • 1985

метод тестирования

Поделиться с:

Метод испытаний — это метод испытаний в области науки или техники, например, физическое испытание, химическое испытание или статистическое испытание. Это окончательная процедура, которая дает результат теста. [1] Чтобы обеспечить точные и релевантные результаты испытаний, метод испытаний должен быть «четким, однозначным и экспериментально осуществимым», [2] , а также эффективным [3] и воспроизводимым. [4]

Тестом можно считать наблюдение или эксперимент, который определяет одну или несколько характеристик данного образца, продукта, процесса или услуги. Цель тестирования включает в себя предварительное определение ожидаемого наблюдения и сравнение этого ожидания с тем, что на самом деле наблюдается. [5] Результаты тестирования могут быть качественными (да/нет), количественными (измеренное значение) или категориальными и могут быть получены из личного наблюдения или выходных данных прецизионного измерительного прибора.

Обычно результатом теста является зависимая переменная, измеренный отклик, основанный на конкретных условиях теста или уровне независимой переменной. Некоторые тесты, однако, могут включать изменение независимой переменной, чтобы определить уровень, на котором происходит определенная реакция: в этом случае результатом теста является независимая переменная.

Содержание

  • 1 Важность
  • 2 Содержание
  • 3 Валидация
  • 4 См. также
  • 5 ссылок
    • 5.1 Общие ссылки, книги
    • 5.2 Связанные стандарты

Важность

При разработке программного обеспечения, проектировании, науке, производстве и бизнесе его разработчики, исследователи, производители и соответствующий персонал должны понимать и согласовывать методы получения данных и проведения измерений. Обычно на физическое свойство сильно влияет точный метод тестирования или измерения этого свойства. Таким образом, жизненно важно полностью документировать эксперименты и измерения, а также предоставлять необходимую документацию и описания спецификаций, контрактов и методов испытаний. [6] [2]

Для начала хорошо использовать стандартизированный метод испытаний, возможно, опубликованный уважаемой организацией по стандартизации. Иногда более полезно модифицировать существующий метод испытаний или разработать новый, хотя такие отечественные методы испытаний должны пройти валидацию [4] и, в некоторых случаях, продемонстрировать техническую эквивалентность первичным, стандартизированным методам. [6] Опять же, необходима документация и полное раскрытие информации. [2]

Важна хорошо написанная методика тестирования. Однако еще более важным является выбор правильного метода измерения свойства или характеристики. Не все тесты и измерения одинаково полезны: обычно результат теста используется для предсказания или предположения о пригодности для определенной цели. [2] [3] Например, если изготавливаемый объект состоит из нескольких компонентов, методы испытаний могут иметь несколько уровней соединений:

  • результаты испытаний сырья должны быть связаны с испытаниями компонента, изготовленного из этого материала
  • результаты тестирования компонента должны быть связаны с тестированием производительности всего элемента
  • результаты тестирования производительности в лаборатории должны быть связаны с производительностью в полевых условиях

Эти связи или корреляции могут быть основаны на опубликованной литературе, инженерных исследованиях или официальных программах, таких как развертывание функции качества. Часто требуется подтверждение пригодности метода испытаний. [4]

Содержание

Системы управления качеством обычно требуют полной документации процедур, используемых в тесте. Документ для метода испытаний может включать: [7] [8]

  • описательное название
  • сфера действия, по которой класс(ы) элементов, политики и т. д. могут быть оценены
  • дата последней действующей редакции и обозначение редакции
  • ссылка на последнюю валидацию метода тестирования
  • лицо, офис или агентство, ответственное за вопросы по методу испытаний, обновлениям и отклонениям
  • значимость или важность метода испытаний и его предполагаемого использования
  • терминология и определения для разъяснения значений метода испытаний
  • типы аппаратов и средств измерений (иногда конкретных устройств), необходимых для проведения испытания
  • Процедуры отбора проб (способ отбора и подготовки проб, а также размер выборки)
  • меры предосторожности
  • необходимые системы калибровки и метрологии
  • проблемы и соображения, связанные с окружающей средой
  • Проблемы и соображения относительно среды тестирования
  • подробные процедуры проведения теста
  • расчет и анализ данных
  • интерпретация данных и вывод метода испытаний
  • формат отчета, содержание, данные и т. д.

Валидация

Методы испытаний часто тщательно проверяются на предмет их достоверности, применимости и точности. Очень важно, чтобы область применения метода испытаний была четко определена, и чтобы любой аспект, включенный в область применения, был показан как точный и воспроизводимый посредством валидации. [4] [7] [9] [10]

Валидация методов испытаний часто включает следующие аспекты: демонстрация точности может потребовать создания эталонного значения, если оно еще недоступно

  • повторяемость и воспроизводимость, иногда в форме датчика R&R.
  • диапазон или континуальная шкала, в пределах которой метод испытаний будет считаться точным (например, испытание с усилием от 10 до 100 Н)
  • разрешение измерений, будь то пространственное, временное или иное
  • аппроксимация кривой, как правило, для линейности, которая оправдывает интерполяцию между калиброванными контрольными точками
  • надежность или нечувствительность к потенциально малозаметным переменным в тестовой среде или настройке, которые трудно контролировать
  • полезность для прогнозирования характеристик и производительности конечного использования
  • погрешность измерения
  • межлабораторные или круговые испытания
  • другие виды анализа измерительных систем
  • См.

    также
    • Сертифицированные эталонные материалы
    • Анализ данных
    • Планирование экспериментов
    • Система управления документами
    • Методы Агентства по охране окружающей среды
    • Интегрированная испытательная установка
    • Анализ систем измерения
    • Неопределенность измерения
    • Метрика
    • Ошибка наблюдения
    • Репликация (статистика)
    • Выборка (статистика) 9 a b Управление нормативно-правовой базы (12 мая 2014 г.). «5.4 Методы испытаний и проверка метода» (PDF) . Лабораторное руководство по политике качества для регулирующих лабораторий ORA: Том 1 . Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США. Проверено 8 февраля 2018 г. .
    • Общие ссылки, книги