Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Тест раймонда кеттелла: Личностный опросник Кеттелла: пройти многофакторный тест онлайн

Тест Кеттелла — Психологос

Кеттелл Рэймонд Бернард (1905-1998) — англо-американский ученый-теоретик в области изучения личности.

Опросник (метод психодиагностики личности) Кеттелла является многомерной методикой, оценивающей свойства нормальной личности, он описывает личностную структуру человека, выявляет личностные проблемы, помогает найти коррекционные механизмы для решения личностных проблем.

Основой теста Кеттелла служит «теория личностных черт». Согласно этой теории, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняются различиями в выраженности личностных черт. При этом предполагается, что порядок субъектов на шкале выраженности личностных черт остается одним и тем же в разных ситуациях. В ходе тестирования при таком подходе личность соотносится с готовой системой координат, в рамках которой измеряется выраженность заранее заданных свойств.

Несмотря на широкое распространение, теория личностных черт встречает ряд критических замечаний, наиболее существенные из которых сводятся к следующему.

  1. В данной теории человек предстает пассивным субъектом, «марионеткой» личностных черт (так как выраженность черт механически определяет поведение).
  2. Критиками ставится под сомнение стабильность проявления личностных черт в различных ситуациях. По мнению А. Анастази, эмпирические данные показывают, что «во многих неинтеллектуальных областях поведения (таких как агрессивность, конформизм, честность и т. д.) люди обычно проявляют ситуационную специфичность: человек может быть открытым и общительным на работе, но застенчивым и замкнутым на дружеской вечеринке».
  3. Оспаривается положение рассматриваемой теории о том, что сферы проявления выделенных личностных черт являются одинаковыми для всех индивидов.

Исследования Р. Кеттелла в рамках теории личностных черт отличаются выраженным эмпиризмом, так как он не опирался на исходные теоретические представления о содержании и количестве определяемых свойств личности.

Своеобразие подхода Р. Кеттелла состояло также в том, что метод факторного анализа использовался им как инструмент для выявления «основных исходных свойств личности», а не для упорядочивания полученных данных. Пытаясь добиться всестороннего описания личности, Р. Кеттелл начал со сбора всех названий свойств личности, встречающихся либо в словарях типа составленного Г. Олпортом и X. Одбертом, либо в психиатрической и психологической литературе. Полученный список названий (4500 характеристик) за счет объединения явных синонимов был сокращен до 171 свойства личности. Для дальнейшего сокращения списка Р. Кеттелл воспользовался услугами большой группы экспертов, которые оценивали друг друга по предложенным спискам личностных свойств. Оценки экспертов подвергались корреляционному и факторному анализу. Таким образом, Р. Кеттелл показал, что личностное пространство может быть сведено к 12-16 факторам. Как и ожидалось, факторы были биполярными, т. е. содержали пары признаков, имеющих высокие отрицательные корреляции.
Выделенные факторы позволили определить то, что Р. Кеттелл называл «основными первичными свойствами личности».

Свойства (черты) личности, выделенные Р. Кеттелом, представляют собой некоторые интегральные характеристики, т. к. они объединяют в себе несколько тесно связанных признаков и обобщают их содержание.

А. Анастази отмечает, что несмотря на обширные исследования, проводившиеся свыше тридцати лет Р. Кеттеллом и его коллегами, к предложенным им чертам личности лучше относиться как к предварительным. Хотя некоторые уязвимые места подхода Р. Кеттелла подвергаются критике, он имеет многих последователей. Исследования личности в этом направлении продолжаются.

Первичные факторы теста

  1. Фактор А: «замкнутость — общительность»
  2. Фактор В: интеллект
  3. Фактор С: «эмоциональная нестабильность — эмоциональная стабильность»
  4. Фактор Е: «подчиненность-доминантность»
  5. Фактор F: «сдержанность — экспрессивность»
  6. Фактор G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»
  7. Фактор Н: «робость — смелость»
  8. Фактор I: «жесткость – чувствительность»
  9. Фактор L: «доверчивость — подозрительность»
  10. Фактор М: «практичность — мечтательность»
  11. Фактор N: «прямолинейность — дипломатичность»
  12. Фактор О: «спокойствие — тревожность»
  13. Фактор Q1: «консерватизм — радикализм»
  14. Фактор Q2: «конформизм — нонконформизм»
  15. Фактор Q3: «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль»
  16. Фактор Q4: «расслабленность — напряженность»
  17. Фактор MD: «адекватная самооценка – неадекватная самооценка»

Вторичные факторы теста

  • F1. Тревога
  • F2. Экстраверсия — интроверсия
  • F3. Чувствительность
  • F4. Конформность

Интеллектуальный тест Кеттелла

Интеллектуальный тест Кеттелла. Измерение уровня невербального интеллекта и прогноз обучаемости.

Интеллектуальный тест Кеттелла предназначен для измерения уровня общего интеллекта и относится к разряду так называемых «свободных от влияния культуры» тестов. Основная психодиагностическая ценность таких методик заключается в возможности оценивать преимущественно биологически детерминированный («врожденный») компонент интеллектуального потенциала, не зависящий от последующих влияний культурной среды (воспитания, образования, целенаправленного обучения). Тест является невербальным, а, значит, на его результаты не влияют языковая принадлежность и уровень образования испытуемых.

Назначение и сфера возможного использования методики

«Культурно-независимый тест интеллекта» опирается на концепцию интеллекта Раймонда Кеттелла, получившую достаточно широкое распространение в англоязычных странах. По мнению автора, общий фактор интеллекта имеет психологический смысл, если опираться на двухфакторную модель: «общий флюидный фактор» (или «свободный» интеллект) и «общий кристаллический фактор» (или «связанный» интеллект):

«Свободный интеллект» формируется преимущественно под влиянием биологических факторов, на базе индивидуальной архитектоники коры больший полушарий мозга. В этом смысле индивидуальное развитие уже на ранних возрастных этапах сопровождается развитием единой общей интеллектуальной способности. Она не связана с усвоением каких-либо специфических знаний, навыков, умений или развитием какой-либо отдельной психической функции (сенсорной, моторной и т.п.). «Флюидные» способности опираются на понимание основных видов логических взаимосвязей, на ведущие операции мышления: часть-целое, понимание сходства, причинных связей, индукцию, дедукцию, пространственные отношения. «Флюидный (свободный) интеллект определяет способность выделять взаимосвязи между объектами, которые индивид способен воспринимать и которыми способен манипулировать. Исследования психологов показывают, что в результате травм мозга и в процессе биологического старения «свободный интеллект» страдает в первую очередь при большей стабильности «связанного интеллекта», который может оставаться сохранным до глубокой старости.

«Связанный интеллект» является продуктом усвоения разнообразных видов перцептивных и моторных умений и развивается на базе «свободного интеллекта» в процессе игровой, учебной и профессиональной деятельности, в процессе воспитания и общения, усвоения культурных ценностей. Его развитие обусловлено и спецификой образования, и некоторыми личностными особенностями (интересами, ценностными ориентациями, мотивацией, особенностями индивидуального развития памяти, внимания и т.д.). С этой точки зрения «связанный интеллект» близок к концепции Векслера и измеряется с помощью традиционных тестовых методик.

Интеллектуальный тест Кеттелла измеряет именно «свободный интеллект» на основе перцептивных заданий, в которых интеллект проявляется через особенности восприятия.

Методика может использоваться в образовательных учреждениях различных уровней и специфики, кадровых психологических службах, центрах занятости населения, так как является наиболее подходящим инструментом для:

оценки интеллекта при приеме на работу;

в профессиональной ориентации, для составления прогноза успешности профессиональной переквалификации;

выбора уровня образования, оценки интеллектуального развития и выявления причин неуспеваемости учащихся. Возрастной диапазон: с 8 лет

Время тестирования: 30-40 мин.

Категория методики: Когнитивный тест

Направление: интеллектуальные и творческие способности

Обработка результатов: ручная

Тестирование: бланковое

Форма проведения: Индивидуальная, групповая

Рэймонд Б. Кеттелл

Рэймонд Бернард Кеттелл (20 марта 1905 — 2 февраля 1998) был британским и американским психологом, известным своими исследованиями во многих областях психологии. К таким областям относятся:

  • основные параметры личности и темперамента
  • диапазон когнитивных способностей
  • динамические параметры мотивации и эмоций
  • клинические аспекты личности, модели группового и социального поведения
  • применений исследований личности в психотерапии
  • теория обучения, предикторы креативности и достижений
  • многие методы научных исследований для изучения и измерения этих областей.

Кеттелл был известен своей продуктивностью за свои 92 года, автором и соавтором более 50 книг и 500 статей, а также более 30 стандартизированных тестов. Согласно широко цитируемому рейтингу, он был 16-м самым влиятельным и выдающимся психологом 20 века.

Как психолог, Кеттелл был строго привержен научному методу. Он был одним из первых сторонников использования методов факторного анализа вместо того, что он называл «вербальным теоретизированием», для изучения основных аспектов личности, мотивации и когнитивных способностей. Одним из наиболее важных результатов применения факторного анализа Кеттеллом было открытие им 16 факторов, лежащих в основе человеческой личности. Он назвал эти факторы «исходными чертами», потому что считал, что они обеспечивают основной источник поверхностного поведения, которое мы считаем личностью. Эта теория личностных факторов и инструмент, используемый для их измерения, известны соответственно как модель 16 личностных факторов и опросник 16PF.

Хотя Кеттелл больше всего известен определением параметров личности, он также изучал основные параметры других областей: интеллекта, мотивации и профессиональных интересов. Кеттел предположил существование текучего и кристаллизованного разума, чтобы объяснить когнитивные способности человека. Он является автором теста интеллекта «Справедливая культура», чтобы свести к минимуму предвзятость письменного языка и культурного фона при тестировании интеллекта.

Основные достижения Кеттелла заключались в личности, интеллекте и статистике. Что касается личности, его лучше всего помнят за его 16-факторную модель личности, аргументируя это более простой трехфакторной моделью Айзенка и разрабатывая тесты для измерения его основных факторов в форме опросника 16PF. Он был первым, кто предложил иерархическую, многоуровневую модель личности с основными первичными факторами на первом уровне и более широкими, «второпорядковыми» или глобальными чертами личности на более высоком уровне организации личности (Cattell, 19).43). Эти пять глобальных черт теперь отождествляются с широко используемой моделью личности Большой пятерки. Его исследования привели к дополнительным концептуальным достижениям — например, к различению состояния и измерения черт личности: немедленные, преходящие состояния и долгосрочные, устойчивые уровни черт таких черт, как тревога.

В области интеллекта Кеттел лучше всего определяется различием текучего и кристаллизованного интеллекта: текущие, абстрактные, адаптивные интеллектуальные способности в сравнении с прикладными или кристаллизованными знаниями.

В качестве теоретического обоснования этого различия Кеттелл разработал инвестиционную модель способностей, утверждая, что кристаллизованные способности возникли в результате вложения изменчивых способностей в область знаний. Таким образом, он внес свой вклад в когнитивную эпидемиологию, утверждая, что кристаллизованное знание, хотя изначально отстает от способности к жидкости, может поддерживаться или даже увеличиваться после того, как способность к жидкости начала снижаться, — концепция, воплощенная в Национальном тесте чтения для взрослых (NART). Кеттелл разработал свой собственный тест способностей, Шкалы интеллекта «Справедливая культура», призванные свести к минимуму влияние культурного или образовательного фона и обеспечить полностью невербальную меру интеллекта, такую ​​​​как та, что сейчас наблюдается у Ворона.

В области статистики он основал Общество многомерной экспериментальной психологии (1960) и его журнал «Многомерные поведенческие исследования». Он был одним из первых и часто использовал факторный анализ и разработал улучшения для этого процесса, такие как тест осыпи, в котором использовалась кривая скрытых корней для оценки наилучшего количества факторов, получаемых в результате факторного анализа.

Он также разработал новое вращение факторного анализа, вращение «Прокруста», предназначенное для проверки соответствия данных ранее выдвинутой факторной структуре.

Дополнительные вклады включают:

  • Коэффициент сходства профилей (с учетом формы, разброса и уровня двух профилей оценок)
  • Динамический расчет для оценки интересов и мотивации
  • Факторный анализ P-метода для матрицы событий по переменным
  • Программа Taxonome для определения количества и содержания кластеров в наборе данных
  • Блок взаимосвязей основных данных (оценка размеров экспериментальных планов)
  • выборка переменных вместо или в сочетании с выборкой лиц
  • конструкт синтальности группы: «личность» группы
  • факторинг или повторные измерения отдельных лиц для изучения флуктуирующих состояний личности
  • Множественный абстрактный дисперсионный анализ (MAVA) с «уравнениями спецификации», включающими генетические и экологические переменные и их взаимодействия.

 

Шестнадцать личностных факторов Кеттелла Модель

Наука всегда стремилась разработать методологию, с помощью которой можно было бы отвечать на вопросы, используя общий набор принципов; психология ничем не отличается. Стремясь понять разные личности людей, Раймонд Бернард Кеттелл придерживался мнения, что для объяснения таких различий можно разработать общую таксономию.

Научная подготовка Кеттелла началась в раннем возрасте, когда он был принят в Королевский колледж Кембриджского университета, где в 19 лет получил степень бакалавра химических наук.26 (Лэмб, 1997). Согласно личным свидетельствам, социалистические взгляды Кеттелла в сочетании с интересами, возникшими после посещения лекции Сирила Берта в том же году, обратили его внимание на изучение психологии, которая до сих пор считалась философией (Horn, 2001). После завершения докторантуры по психологии в 1929 году Кеттелл читал лекции в Эксетерском университете, где в 1930 году он внес свой первый вклад в психологию с помощью тестов интеллекта Кеттелла (шкалы 1, 2 и 3). Во время стажировки в 1932, он обратил внимание на измерение личности, сосредоточив внимание на понимании экономических, социальных и моральных проблем и на том, как объективное психологическое исследование моральных решений может помочь в решении таких проблем (Lamb, 1997). Самый известный вклад Кеттелла в психологию также относится к изучению личности. Модель 16 личностных факторов Кеттелла направлена ​​​​на построение общей таксономии черт с использованием лексического подхода к сужению естественного языка до стандартных применимых личностных прилагательных. Хотя его теория никогда не была воспроизведена, его вклад в факторный анализ был чрезвычайно ценен для изучения психологии.

Происхождение модели 16 личностных факторов

При разработке общей таксономии черт для модели 16 личностных факторов Кеттелл в значительной степени полагался на предыдущую работу ученых в этой области. Предыдущая разработка списка дескрипторов личности Олпортом и Одбертом в 1936 году и аналогичная работа Баумгартена на немецком языке в 1933 году были сосредоточены на лексическом подходе к измерениям личности. Поскольку психология, как и большинство других наук, нуждается в описательной модели, чтобы быть эффективной, построение общей таксономии необходимо для успешного упрощенного объяснения личности (John, 19).90). Уже сосредоточившись на понимании личности с точки зрения психологии, Кеттелл решил сузить работу, уже проделанную его предшественниками. Целью исследования является достижение интеграции в отношении языка и личности, то есть выявление личностно-значимых прилагательных в языке, относящихся к конкретным чертам.

Лексический подход к языку создает основу общей таксономии естественного языка описания личности (Джон, 1990). Исторически сложилось так, что психологи полагались на такой естественный язык, чтобы помочь в идентификации атрибутов личности для такой таксономии. Первым шагом в таком процессе было сужение всех прилагательных в языке до тех, которые относятся к описаниям личности, поскольку это предоставило исследователям основу для такого лексического подхода. При работе с ограниченным набором переменных или прилагательных в языке, который развивался от устного слова по мере его развития на протяжении всего своего развития. Поскольку в языке существует конечное множество прилагательных, сужение переменных до базовых личностных категорий становится необходимым, поскольку несколько прилагательных могут выражать сходные значения в языке (John, 19).99).

В процессе разработки таксономии, который до этого момента занял у предшественников шестьдесят лет, Олпорт и Одберт систематизировали тысячи личностных характеристик в 1936 году. Они выделили четыре категории прилагательных при разработке таксономии, включая черты личности, временные состояния, высокооценочные суждения о личном поведении и репутации, а также о физических характеристиках. Черты личности определяются как «обобщенные и персонализированные детерминирующие тенденции — последовательные и стабильные способы приспособления индивидов к окружающей среде» (Джон, 19).99), как заявили Олпорт и Одберт в своем исследовании. Каждое прилагательное, относящееся к личности, попадает в одну из предыдущих категорий, чтобы помочь в идентификации основных категорий личности, и создает примитивную таксономию, которую многие психологи и исследователи будут разрабатывать и развивать позже. Норман (1967) разделил тот же ограниченный набор прилагательных на семь категорий, которые, подобно категориям Олпорта и Одберта, исключают друг друга (Джон, 1999). Несмотря на это, работа обеих сторон была классифицирована как содержащая неоднозначные границы категорий, что привело к общему убеждению, что такие границы должны быть отменены, а работа имеет меньшее значение, чем ранее вынесенное решение.

Факторный анализ

Введенный и установленный Пирсоном в 1901 году и Спирменом через три года после этого, факторный анализ представляет собой процесс, посредством которого большие кластеры и группировка данных заменяются и представляются факторами в уравнении. Когда переменные сводятся к факторам, отношения между факторами начинают определять отношения в переменных, которые они представляют (Goldberg & Digman, 1994). На ранних стадиях развития процесса он не получил широкого распространения, в основном из-за огромного количества ручных вычислений, необходимых для получения точных результатов, часто охватывающих периоды в несколько месяцев. Позже будет разработана математическая основа, помогающая в этом процессе и способствующая более поздней популярности методологии. В наши дни мощность суперкомпьютеров делает использование факторного анализа упрощенным процессом по сравнению с 1900-х годов, когда только преданные своему делу исследователи могли использовать его для получения точных результатов (Goldberg & Digman, 1994).

При проведении факторного анализа единственным наиболее важным фактором, который следует учитывать, является выбор переменных в качестве соображений, таких как домен, где один домен дает наивысшую точность, а другие репрезентативные переменные, связанные с одним доменом, могут обеспечить более точный результат ( Голдберг и Дигман, 1994). Исследовательский факторный анализ управляет одной областью, в то время как подтверждающий факторный анализ, часто менее точный и более сложный для расчета, управляет несколькими областями. Что касается переменных, маловероятно, что факторный анализ будет включать менее 50 переменных. В таких ситуациях другое статистическое уравнение может быть лучшим и более простым соображением для обработки информации. Стандартный размер выборки для такой функции колеблется от 500 до 1000 участников (Goldberg & Digman, 19).94).

Кеттелл, еще один поборник методологии факторного анализа, считал, что существуют три основных источника данных, когда речь идет об исследованиях личностных черт (Hall & Lindzey, 1978). L-данные, также называемые записью жизни, могут включать фактические записи поведения человека в обществе, такие как судебные протоколы. Однако Кеттелл собрал большую часть L-данных из оценок, данных коллегами. Анкеты самооценки, также известные как Q-данные, собирали данные, позволяя участникам оценивать свое собственное поведение. Третий источник данных Кеттелла — объективный тест, также известный как Т-данные, — создал уникальную ситуацию, в которой испытуемый ничего не знает. измеряемой черты личности (Pervin & John, 2001).

С целью обобщения выборка Кеттелла была репрезентативной для нескольких возрастных групп, включая подростков, взрослых и детей, а также представляла несколько стран, включая США, Великобританию, Австралию, Новую Зеландию, Францию, Италию, Германию, Мексику, Бразилию, Аргентину, Индии и Японии (Hall & Lindzey, 1978).

С помощью факторного анализа Кеттелл определил то, что он называл поверхностными и исходными чертами. Поверхностные черты представляют собой кластеры коррелирующих переменных, а исходные черты представляют основную структуру личности. Кеттел считал исходные черты более важными для понимания личности, чем поверхностные черты (Hall & Lindzey, 19).78). Выявленные исходные признаки легли в основу модели 16 PF.

Модель 16 личностных факторов направлена ​​​​на измерение личности на основе шестнадцати исходных черт. Таблица 1 обобщает поверхностные признаки как дескрипторы по отношению к исходным признакам в верхнем и нижнем диапазоне.

Критический обзор

Хотя Кеттелл внес большой вклад в исследование личности с помощью факторного анализа, его теория подвергается резкой критике. Наиболее очевидной критикой модели 16 личностных факторов Кеттелла является тот факт, что, несмотря на многочисленные попытки, его теория так и не была воспроизведена полностью. В 1971, факторный анализ модели 16 личностных факторов, проведенный Ховартом и Брауном, обнаружил 10 факторов, которые не связаны с элементами, представленными в модели. Howarth и Brown пришли к выводу, что 16 PF не измеряют факторы, которые он призван измерять на начальном уровне (Eysenck & Eysenck, 1987). Исследования, проведенные Sell et al. (1970) и Айзенк и Айзенк (1969) также не смогли проверить первичный уровень модели 16 личностных факторов (Noller, Law, Comrey, 1987). Кроме того, надежность данных самоотчетов Кеттелла также подвергалась сомнению исследователями (Schuerger, Zarrella, & Hotz, 19).89).

Кеттелл и его коллеги ответили критике, сохранив позицию о том, что причина, по которой исследования не смогли воспроизвести первичную структуру модели 16 личностных факторов, заключалась в том, что исследования не проводились в соответствии с методологией Кеттелла. Однако, используя точную методологию Кеттелла, Клайн и Барретт (1983) смогли проверить только четыре из шестнадцати первичных факторов (Ноллер, Лоу и Комри, 1987).

В ответ на критику Айзенка Кеттелл сам опубликовал результаты собственного факторного анализа Модели 16 личностных факторов, которая также не подтвердила гипотезу о первичных факторах (Айзенк, 19).87).

Несмотря на всю критику гипотезы Кеттелла, его эмпирические данные проложили путь к исследованию и последующему открытию «Большой пятерки» аспектов личности. Fiske (1949) и Tupes and Christal (1961) упростили переменные Кеттелла до пяти повторяющихся факторов, известных как экстраверсия или безотлагательность, приятность, сознательность, эмоциональная стабильность и интеллект или открытость (Pervin & John, 1999).

Модель шестнадцати личностных факторов Кеттелла подверглась резкой критике со стороны многих исследователей, в основном из-за невозможности воспроизведения. Более чем вероятно, что во время факторного анализа Кеттелла возникли ошибки в вычислениях, что привело к искажению данных и, таким образом, к невозможности воспроизвести. Поскольку компьютерных программ для факторного анализа во времена Кеттелла не существовало, а расчеты проводились вручную, неудивительно, что возникали некоторые ошибки. Тем не менее, исследуя достоверность модели Кеттелла, исследователи действительно открыли Большую пятерку факторов, которые сыграли монументальную роль в понимании личности в том виде, в каком мы ее знаем сегодня.

Таблица 1. Основные факторы и дескрипторы в модели 16 личностных факторов Кеттелла (адаптировано из Conn & Rieke, 1994).

Дескрипторы нижнего диапазона

Первичный фактор

Дескрипторы высокого диапазона

Сдержанный, безличный, формальный, холодный, сдержанный, безличный (Сизотимия) Теплота Теплый, общительный, внимательный к другим, добрый, спокойный, участвующий, любит людей (Аффектимия)
Конкретное мышление, более низкие общие умственные способности, меньший интеллект, неспособность справляться с абстрактными задачами (низкие учебные умственные способности) Рассуждение Абстрактное мышление, более умные, сообразительные, более высокие общие умственные способности, быстрая обучаемость (Высшая учебная умственная способность)
Эмоционально реактивный, изменчивый, поддающийся чувствам, эмоционально менее устойчивый, легко расстраивающийся (Низкая сила эго) Эмоциональная стабильность Эмоционально устойчивый, адаптивный, зрелый, смотрит в реальность спокойно (Высшая сила эго)
Уважительный, сотрудничающий, избегающий конфликтов, покорный, смиренный, послушный, легко управляемый, послушный, уступчивый (Покорность) Доминирование Доминантный, сильный, напористый, агрессивный, соперничающий, упрямый, властный (Доминирование)
Серьезный, сдержанный, расчетливый, неразговорчивый, задумчивый, молчаливый (Desurgency) Оживление Живой, оживленный, спонтанный, восторженный, счастливый и удачливый, жизнерадостный, экспрессивный, импульсивный (Срочный) (Низкая сила Супер-Эго) Сознание правил Сознание правил, послушный, добросовестный, конформный, моралистичный, уравновешенный, связанный правилами (Высокая сила Супер-Эго)
Застенчивый, чувствительный к угрозам, робкий, нерешительный, запуганный (Threctia) Социальная смелость Социально смелый, предприимчивый, толстокожий, раскованный (Parmia)
Утилитарный, объективный, несентиментальный, твердолобый, уверенный в себе, серьезный, грубый (Harria) Чувствительность Чувствительный, эстетичный, сентиментальный, нежный, интуитивный, утонченный (Premsia)
Доверчивый, ничего не подозревающий, принимающий, безусловный, легкий (Alaxia) Бдительность Бдительный, подозрительный, скептический, недоверчивый, оппозиционный (Protension)
Приземленный, практичный, прозаический, ориентированный на решение, устойчивый, конвенциональный (Praxernia) Абстрагированность Абстрактность, воображение, рассеянность, непрактичность, поглощенность идеями (Autia)
Прямолинейность, открытость, искренность, искренность , бесхитростный, наивный, непретенциозный, вовлеченный (Безыскусность) Скрытность Частный, сдержанный, неразглашающий, проницательный, изысканный, мирской, проницательный, дипломатичный (Проницательность)
Уверенный в себе, не беспокоящийся, самодовольный, безопасный, свободный от вины, уверенный в себе, самодовольный (безмятежный) Опасения Опасающийся, сомневающийся в себе, обеспокоенный, склонный к вине, неуверенный в себе, беспокоящийся, обвиняющий себя (Склонность к вине)
Традиционный, привязанный к привычному, консервативный, уважающий традиционные идеи (Консерватизм) Открытость к изменениям Открытость к изменениям, экспериментатор, либерал, аналитический, критический, свободомыслящий, гибкий (Радикализм)
Ориентированный на группу, аффилированный, зависимый от присоединяющегося и последователя (Групповая приверженность) Уверенность в себе Самостоятельный, одинокий, находчивый, индивидуалистичный, самодостаточный (Самодостаточность)
Терпимый беспорядок, нетребовательность, гибкость, недисциплинированность, вялость, конфликтность, импульсивность, небрежность к социальным нормам, неконтролируемость (Низкая интеграция) Перфекционизм Перфекционизм, организованность, компульсивность, самодисциплина, социально корректность, требовательность к силе воли, контроль, сентиментальность (Высокий контроль самооценки)
Расслабленный, спокойный, спокойный, апатичный, терпеливый, собранный, низкий драйв (Низкое эргическое напряжение) Напряжение Напряженность, высокая энергия, нетерпение, целеустремленность, разочарование, переутомление, гонка времени. (Высокое эргическое напряжение)

Каталожные номера

Астон, М.С., Ли, К., Перуджини, М., Шарота, П., де Врис, Р.Э., Ди Блас, Л., Бойс, К., и Де Раад, Б. (2004). Шестифакторная структура личностно-описательных прилагательных: Решения из психолексических исследований на семи языках. Журнал Личности и социальной психологии, 86, 356-366.

Кеттелл, РБ (1990). Успехи каттеллианской теории личности. В LA Pervin (Ed.), Справочник. личности: Теория и исследования (стр. 101-110). Нью-Йорк: Гилфорд.

Конн, С.Р., и Рике, М.Л. (1994). Техническое руководство 16PF, пятое издание. Шампань, Иллинойс: Институт тестирования личности и способностей, Inc.

Айзенк, Х. Дж., и Айзенк, М. В. (1985). Личность и личность отличия: естественнонаучный подход. Нью-Йорк: Пленум.

Голдберг, Л. Р., и Дигман, Дж. М. (1994). Выявление структуры данных: принципы Исследовательский факторный анализ. В S. Strack & M. Lorr (Eds.), Различие нормальной и ненормальной личности (стр. 216-242). Нью-Йорк: Спрингер.

Лэмб, К. (1997). Рэймонд Бернард Кеттелл: Целая жизнь достижений. Человечество Квартальная, 38, 127.

Холл, К.С., и Линдзи, Г. (1978). Теории личности (3-е изд.). Нью-Йорк: Уайли.

Холл, К.С., Линдзи, Г., и Кэмпбелл, Дж. Б. (1998). Теории личности (4-я ред.). Нью-Йорк: Уайли.

Хорн, Дж. (2001). Раймонд Бернард Кеттелл (1905–1998). Американский психолог, 56, 71-72.

Джон, О.П. (1990) Таксономия факторов Большой пятерки: параметры личности в естественном языке и в анкетах. В Л. А. Первин (ред.), Справочник личности: Теория и исследования (стр. 66-100). Нью-Йорк: Гилфорд.

Джон, ОП (1999). Таксономия признаков «Большой пятерки»: история, измерение и теоретические перспективы. В LA Pervin & OP John (Eds.), Справочник по личности: теория и исследования (2-е изд., стр. 102–138). Нью-Йорк: Гилфорд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *