Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Тест роршаха цель методики: Методика чернильных пятен Г. Роршаха 💡 Психология

Тест роршаха. Практика и теория под редакцией Л. Н. Собчик


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации



Закладка

Б. И. Белый

ТЕСТ РОРШАХА. ПРАКТИКА И ТЕОРИЯ
под редакцией Л. Н. Собчик

«КАСКАД» Санкт-Петербург 2005


ББК88.3 Б43

Белый Б. И.

Б43 Тест Роршаха. Практика и теория / Под ред. Л. Н. Собчик. — СПб.: ООО «Каскад», 2005. — 240 с.

ISBN 5-902877-01-6

Основной целью данной работы является выявление механизма связей между особенностями восприятия пятен в тесте Роршаха и отдельными личностными характеристиками. В монографии подробно изложен использованный автором способ трактовки результатов теста. Собственные наблюдения автора включают обследование тестом: здоровых детей и взрослых, олигофренов и детей с задержкой психического развития, больных опухолями мозга, атеросклерозом, шизофренией и алкогольным делирием.

ББК 88.3

ISBN 5-902877-01-6

© Б. И. Белый, 1992

©Л. Н. Собчик, 1992

© П. В. Борозенец, обложка, 2004

Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ 5

От издателей 6

Глава 1. ГЕРМАН РОРШАХ И ЕГО ТЕСТ 7


  1. Об авторе методики 7

  2. Основные положения теста Роршаха 8

  3. Распространение методики 10
Глава 2. ШИФРОВКА ОТВЕТОВ 12


  1. Проведение эксперимента 12

  2. Определение ответа 15

  3. Локализация ответов 18

  4. Детерминанты 28

  5. Содержание ответов 36

  6. Оригинальность ответов 37

  7. Оценка уровня формы 38

  8. Расчеты 43

  9. Особые феномены 46
Глава 3. СИМПТОМАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ТЕСТА РОРШАХА (обзор литературы) 53



  1. Тип восприятия 53

  2. Процент ответов с четкой формой (F+%) 58

  3. Тип переживания 59

  4. Другие показатели 68
3. 5. Оценка содержательной стороны ответов и психоаналитическая
символика 72

3.6. Проективная гипотеза и оценка теста Роршаха

как личностной методики 75

Глава 4. ТОЛКОВАНИЕ ПЯТЕН РОРШАХА ЗДОРОВЫМИ

ВЗРОСЛЫМИ ИСПЫТУЕМЫМИ 82

Глава 5. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПЯТЕН РОРШАХА БОЛЬНЫМИ

С ОПУХОЛЯМИ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА 85

Глава 6. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТА РОРШАХА ПРИ

ОРГАНИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА 110

Глава 7. ДИНАМИКА ЗРИТЕЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЕМАЯ ПО МЕТОДУ РОРШАХА У ДЕТЕЙ

ОТЗ ДО 12 ЛЕТ 119

Глава 8. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТА РОРШАХА В ДИАГНОСТИКЕ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

И ОЛИГОФРЕНИИ НО

Глава 9. ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТА ПО РОРШАХУ 151

Глава 10. СОПОСТАВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ

ПЯТЕН РОРШАХА С ХАРАКТЕРОМ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ
АКТИВНОСТИ МОЗГА 159

Глава 11. ТЕСТ РОРШАХА И ШИЗОФРЕНИЯ 167



  1. Обзор литературы 167

  2. Интерпретация пятен Роршаха больными с вялотекущей психопатоподобной шизофренией и больными шизофренией
с апато-абулическим дефектом 170

11. 3. Интерпретация пятен Роршаха больными с бредовыми формами

шизофрении 190

Глава 12. ПОКАЗАТЕЛИ ТЕСТА РОРШАХА У БОЛЬНЫХ

С АЛКОГОЛЬНЫМ ДЕЛИРИЕМ 221

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 224

ЛИТЕРАТУРА 228

ПРЕДИСЛОВИЕ

Введение в практику теста Роршаха явилось одним из крупных достижений психологии XX в. Автору теста удалось создать чрезвычайно тонкий и многосторонний инструмент, позволяющий судить о разнообразных аспектах личности по характеру восприятия бесструктурных зрительных стимулов.

За 70 лет, прошедших после выхода книги Г. Роршаха «Психодиагностика», в литературе скопился огромный фактический материал, касающийся особенностей восприятия у здоровых людей разного возраста и у психически больных. Полученные данные в основном подтвердили правильность исходных положений автора теста, однако объяснение механизмов связи между способами восприятия зрительных стимулов и отдельными свойствами личности требовало новой разработки с учетом современных воззрений на работу мозга.

Именно эту проблему и попытался решить автор настоящей монографии.

Диапазон наблюдений автора достаточно широк. Им обследовано 1234 испытуемых: детей и взрослых, здоровых и психически больных, пациентов с опухолями мозга, церебросклерозом и с разными степенями задержки психического развития.

В монографии доходчиво изложены сложные теоретические проблемы. Автор впервые отошел от традиционных психологических трактовок и предложил оригинальное толкование теста Роршаха с анатомо-физиологических позиций. Им получены новые данные относительно механизмов организации зрительного восприятия в полушариях головного мозга, выявлены закономерности созревания отдельных мозговых структур в онтогенезе, прослежены связи между особенностями зрительного восприятия и характером электроэнцефалограмм.

Помимо научной ценности монография имеет и прикладное значение. В ней четко изложены способы шифровки и оценки показателей теста и дано много примеров интерпретации пятен Роршаха различными испытуемыми. Это позволяет одновременно использовать монографию в качестве учебного пособия для специалистов, желающих глубже освоить тест Роршаха. Полученные автором результаты позволяют рекомендовать тест для обследования детей, как отстающих в развитии, так и опережающих своих сверстников, для определения латеральности органического поражения мозга и как вспомогательное средство для дифференциальной диагностики различных форм психических расстройств.

Новые факты и выводы, изложенные в монографии, представят интерес не только для психологов и психиатров, но и для тех специалистов, которые интересуются проблемами зрительного восприятия и деятельности мозга в целом.

Директор НИИ мозга Российской АМН академик О. С. Адрианов
От издателей

Предлагаемая Вам, Уважаемый Читатель, книга смогла появиться в свет на территории России только благодаря личным усилиям Людмилы Николаевны Собчик. По поручению наших коллег-ученых и от себя лично выражаем глубочайшую признательность и благодарность Людмиле Николаевне, которая в наше тяжелое для любого интеллигентного человека время потратила немало сил и своих собственных средств на то, чтобы этот фундаментальный труд не пропал для наших соотечественников.

Надеемся, что к нам присоединятся все, кто понимает ценность научного знания.

Президент АОЗТ «ИНТЕРС» Соколов А. С. Генеральный директор АОЗТ «ДОРВАЛЬ» Кудин В. Н.

Глава 1

ГЕРМАН РОРШАХ И ЕГО ТЕСТ

1.1. Об авторе методики

Создатель теста Герман Роршах родился в 1884 г. в Цюрихе (Швейцария) в семье художника. Еще студентом медицинского факультета он сблизился с русским землячеством в Цюрихе, изучил русский язык и познакомился со своей будущей женой — русским врачом. Получив врачебный диплом, стал психиатром и через три года защитил докторскую диссертацию. В Цюрихе Роршах общался с Блейлером, Юнгом, Бинсвангером и другими представителями психоаналитического направления. В 1919 г. он был избран вице-президентом Швейцарского психоаналитического общества. Трижды он приезжал в Россию: дважды проводил там каникулы у друзей; в третий раз в течение семи месяцев работал в частном санатории в Крюково под Москвой.

Опыты по восприятию чернильных пятен Роршах начал в 1911 г.

и через восемь лет изложил их в рукописи «Психодиагностика» [220]. Вначале она получила отказ у шести или семи издателей. В 1921 г. ее удалось напечатать, но приложенные к ней таблицы с изображением пятен по техническим причинам подверглись значительным изменениям. Размеры их были уменьшены, первоначальные цвета искажены, вместо предложенных пятнадцати таблиц были отпечатаны только десять. И именно эти десять измененных таблиц стали каноническими и в тысячах копий разошлись по свету. Главным моментом оказались не конкретные характеристики пятен, а сама идея теста: судить о личности по особенностям ее восприятия.

Судьба монографии первое время складывалась печально. Из 1200 экземпляров первого издания было продано всего несколько книг. Отзывы были малочисленны и отрицательны. В 1922 г. Герман Роршах умер в возрасте 37 лет от поздно диагностированного аппендицита, не подозревая о том необычайном успехе, который завоюет впоследствии его труд.

По отзывам современников, Роршах был многосторонне одаренным человеком. Он свободно говорил на французском, итальянском и русском языках, превосходно рисовал, интересовался искусством. В своих воспоминаниях [221] жена описывает его как гармоничного, скромного, совершенно непритязательного в обычной жизни человека, «вечного студента». Он работал с удивительной легкостью, как бы играючи, был очень работоспособен. Роршах испытывал глубокую симпатию к России. Любил Толстого и Достоевского, хотел написать работу о последнем. Передал свои сбережения для открытия столовой голодающим детям на Урале. Свою «Психодиагностику» считал ключом к познанию человека и его возможностей и рассматривал ее только как начало большой предстоящей работы. После его смерти известный швейцарский психиатр Блейлер написал его жене: «Ваш муж был гениален».

1.2. Основные положения теста Роршаха

Что же принципиально нового внес Герман Роршах? Почему его тест получил всемирное признание?

В отличие от всех существовавших прежде психологических методик испытуемые в этом тесте дают свои ответы самостоятельно, а не выбирают их среди заранее подготовленных экспериментатором. В этих условиях ответы в значительно большей степени зависят от врожденных особенностей восприятия и индивидуального прошлого опыта, чем от заданных в эксперименте внешних раздражителей. Такие методики получили в дальнейшем название личностных, и тест Роршаха был первым среди них.

Толкование чернильных пятен изучалось и до Роршаха, но ограничивалось главным образом содержательной стороной ответов. Роршах [220] впервые перешел от анализа содержания ответов к механизмам их возникновения. Главным он считал не то, что именно человек видит, а то, как он видит и какие особенности пятен (цвет, форму и т. д.) он при этом использует.

В предложенных им десяти таблицах Роршаху удалось создать такую комбинацию пятен, которая позволяет практически неисчислимым количеством способов выделять в них различные участки, опираясь при этом то на форму, то на цвет, то на оттенки пятен, то на очертания прилежащих к пятнам участков белого фона, то на сочетание всех этих способов восприятия.

Роршах сумел формализовать ответы на пятна, ввел количественные критерии, изучил особенности толкования пятен у 405 испытуемых, среди которых были как здоровые лица различных возрастных групп, так и больные разными психическими заболеваниями. Он заметил, что определенные категории ответов сочетаются с некоторыми личностными свойствами и что по характеру интерпретаций можно примерно оценить степень интеллекта испытуемых. Он показал, чем отличаются ответы здоровыхлюдей от интерпретаций психически больных, и описал способы трактовки таблиц, характерные для шизофрении, врожденного и приобретенного слабоумия, эпилепсии и маниакально-депрессивного психоза.

Основные теоретические установки Роршаха заключались в следующем. Если человек оперирует всем пятном целиком — значит, он способен воспринимать основные взаимосвязи и склонен к систематизированному мышлению. Если фиксируется на мелких деталях, значит, он придирчив и мелочен, если на редких — значит, склонен к «необычайному» и способен к обостренной наблюдательности. Ответы на белый фон, по мнению Роршаха, свидетельствуют о наличии оппозиционной установки: у здоровых людей — о склонности к дискуссиям, об упрямстве и своеволии, а у психически больных — о негативизме и странностях в поведении. Во всех этих трактовках прослеживается тенденция к прямым аналогиям и мысль об однозначности способа видения и характера мышления. Видишь всякую мелочь, — значит, педант, видишь не сами пятна, как большинство людей, а прилежащий белый фон, — значит, и мыслишь нетрадиционно.

Способность к четкому восприятию формы пятен Роршах считал индикатором устойчивости внимания и одним из важнейших признаков интеллекта. Ответы по движению, возникающие при содействии представлений о прежде виденных или испытанных самим субъектом движениях, он рассматривал как показатель интеллекта, меру внутренней жизни (интроверсии) и эмоциональной стабильности. Большое количество цветовых ответов он расценивал как проявление эмоциональной лабильности.

Соотношение ответов по движению и цвету Роршах назвал «типом переживания». Преобладание ответов по движению он связал с интро-версивным типом переживания, преобладание цветовых ответов — с экстратензивным. Главное отличие интроверсии от экстратензии он усматривал в большей зависимости от внутренних переживаний, чем от внешних впечатлений.

Уделив особое внимание особенностям восприятия пятен, Роршах сравнительно мало останавливался на том, какие именно объекты усматривались в них. Он полагал, что содержательная сторона ответов только случайно отражает переживания испытуемых.

Роршах не смог предложить теории, объясняющей связь особенностей восприятия пятен с теми или иными личностными характеристиками. Все его трактовки носили эмпирический характер и нередко строились по принципу аналогий и «здравого смысла». Но ему удалось создать почти универсальный тест, способный давать большое количество оригинальной и новой информации практически о любой однородной группе испытуемых. В создании этого необычайного и удивительно многостороннего аппарата исследования он сумел сделать так много, что за семь десятилетий, прошедших после его смерти, тест в своей основе не изменился, в него были внесены лишь небольшие добавления.
1.3. Распространение методики

После смерти Германа Роршаха его тест постепенно получил широкое признание. В Швейцарии этим тестом занимались Цуллигер, Бин-дер, Мейли-Дворецки [194 ], во Франции — Лосли-Устери [188], в Дании многократно переиздавалось руководство Бома [98].

Наибольшее распространение эта методика получила в США, где появился ряд направлений и школ. Лидирующее положение среди американских роршахистов занял Клопфер. Он разработал подробную систему опроса и оценок ответов, ввел новые символы и термины, внес ряд интерпретационных новинок; в 1939 г. открыл институт Роршаха, где трудились психологи, психиатры и социологи. Были созданы специальные трехлетние курсы обучения тесту, где диплом выдавался только после определенной практики (не менее 25 собственных наблюдений) и экзамена. Стал выходить специальный журнал, посвященный этой методике.

Из других крупных американских роршахистов следует указать Бека [94], Хертц [157], Рапапорта [216], Форд [129]. Все перечисленные исследователи подходили к тесту с психоаналитических позиций (в наименьшей степени это относится к Беку). Пиотровски [208—211], напротив, интересовался преимущественно перцептивными характеристиками ответов и допускал, что использование теста Роршаха сопоставимо с любой личностной теорией (цит. по: Экснер [121]). Шех-тел [225] в своей книге привел много тонких наблюдений относительно интерпретации ряда категорий ответов. Аронов и Резников [90] посвятили свою монографию содержательным аспектам методики, Франк [132—138] в серии статей, опубликованных в 1976-1979 гг., обсуждал валидность ряда гипотез Роршаха.

В период, когда тест Роршаха переживал свой расцвет, его широко использовали в вооруженных силах США, Канады, Англии и ФРГ для выявления людей, непригодных к военной службе, и при выдвижении

на руководящие должности в армии и в промышленности. В 1960 г. тест Роршаха по степени распространенности занял первое место среди всех психологических методик. Однако после появления ряда статей, критиковавших отдельные теоретические установки теста, интерес к нему постепенно стал падать. Если в 1954 г. ссылки на публикации, посвященные тесту Роршаха, составляли 36,4% ссылок на всю психологическую литературу, то в 1968 г. число таких ссылок упало до 11,3% [100].

В нашей стране за последние 20 лет появился ряд исследований о применении теста Роршаха при обследовании депрессивных больных [37, 67], при МДП [19], опухолях мозга [8, 11], эпилепсии [4], у детей [9, 12,22], у сенильных больных [21]. Вышла статистическая работа по категории локализации [20], ряд теоретических статей [10, 59, 66, 81]. Защищены три кандидатские диссертации по методике Роршаха, опубликованы две монографии [26, 72] и методические рекомендации [4]. Методика вошла в программу факультетов психологии университетов.

Глава 2 ШИФРОВКА ОТВЕТОВ

В главе рассмотрены две задачи: дать описание терминов методики и предложить унифицированный способ шифровки ответов испытуемых, адаптированный к особенностям нашего общества.

Большинство отечественных авторов [4, 19, 26, 67] пользовались двумя способами шифровки. Один из них — «классический Роршах» — представлен монографией Бома [98], другой — так называемая «американская школа» — наиболее полно изложен в работах Клопфера и соавторов [173, 174]. Поскольку между этими двумя направлениями имеются различия, то выводы авторов, пользующихся разными обозначениями, в ряде случаев становятся трудносопоставимыми.

За основу использованных в данной работе способов шифровки была взята система Клопфера как наиболее разработанная (большинство примеров этой главы взято из руководства Клопфера и соавторов [174]). Указанная система дополнялась некоторыми положениями, взятыми у других авторов [20, 98, 216, 251].

2.1. Проведение эксперимента

Исследование должно проводиться в спокойной и непринужденной обстановке в отсутствие посторонних. При необходимости присутствия третьего лица желательно предупредить об этом испытуемого и получить его согласие. Следует заранее обеспечить непрерывность эксперимента, исключить телефонные звонки и другие отвлекающие моменты. Если испытуемый пользуется очками, надо заранее позаботиться, чтобы они были под рукой. Испытание лучше проводить при дневном свете. В тех случаях, когда проводится развернутое психологическое исследование, тест Роршаха рекомендуется предлагать испытуемому в первую очередь.

Экспериментатор садится за стол под прямым углом по отношению к испытуемому или рядом с ним так, чтобы видеть таблицы одновременно с испытуемым. Таблицы предварительно кладутся слева от экспериментатора вниз изображением.

Прежде чем начать опыт, надо спросить испытуемого, знаком ли он с методикой, слышал или читал о ней. Перед показом таблиц в предварительной беседе следует установить контакт с испытуемым. Чрезвычайно важно также знать о физическом (усталость, болезнь) и психическом состоянии субъекта во время показа таблиц.

Происхождения таблиц обычно не объясняют. Если испытуемый спрашивает, не является ли данный эксперимент проверкой интеллекта, следует ответить отрицательно, но можно согласиться с мнением, что испытание представляет собой проверку фантазии. От вопросов испытуемого в ходе эксперимента следует уклоняться и откладывать их разрешение «на потом».

Работа с испытуемым состоит из четырех этапов: 1) собственно выполнение, 2) опрос, 3) использование аналогий, 4) определение пределов чувствительности.

1-й этап. Таблицы дают испытуемому в руки в основном положении, в определенной последовательности — согласно номеру на обороте таблицы. Испытуемого спрашивают, что напоминают ему пятна, на что они похожи. Инструкцию можно повторять несколько раз. Если испытуемый сомневается в правильности своих ответов, то ему говорят, что ошибочных ответов не бывает, так как все люди видят на таблицах разное. Бом [98 ] предлагает дополнить инструкцию следующей фразой: «Вы можете поворачивать таблицы как угодно». По мнению Клопфера и соавторов [174], замечания о повороте таблиц в первоначальную инструкцию включать не следует, но когда испытуемый сам начинает поворачивать таблицу, ему не мешают. Мы рекомендуем воспользоваться инструкцией Бома.

Следует избегать всякой подсказки в отношении толкований пятен. Допустимы поощрения: «Да», «Отлично», «Видите, как хорошо у Вас получается». При трудностях с ответом на первую таблицу экспериментатор ведет себя выжидательно, но, если толкование так и не дается, надо переходить к следующей таблице. Если после первого ответа следует длинная пауза, спрашивают: «А что еще? Вы можете дать несколько ответов».

Время не ограничивается. Допускается прерывание работы с одной таблицей после 8-10 ответов.

Все ответы испытуемого записываются в протокол исследования. Фиксируются восклицания, мимика, поведение испытуемого и все замечания экспериментатора. Положение таблицы отмечают углом, вершина которого означает верхний край таблицы, или буквами: Л — основное положение таблицы (а), > — верхний край таблицы справа (b), V — таблица перевернута (с),

2-й этап. Опрос, необходимый для уточнения ответов. Главная ориентация опроса заключается в словах «где?», «как?» и «почему?» («Покажите, где находится», «Как возникло у Вас такое впечатление?», «Почему это такой-то образ?») При этом лучше пользоваться терминологией самого испытуемого. Если, например, дан ответ «красивая бабочка», можно спросить, что делает пятно похожим на бабочку и почему она выглядит красивой. Формулировка последующих вопросов будет зависеть от полученных ответов. Не следует наводящими вопросами внушать испытуемому такие ответы, которые не отражают его личного восприятия.

Если испытуемый затрудняется в словесном обозначении локализации, ему предлагают сделать копию указанной части пятна при помощи прозрачной бумаги или нарисовать увиденный образ. Для уточнения, виден ли человеческий образ в движении, экспериментатор просит испытуемого более подробно рассказать о воспринятом. Вопросы типа «Речь идет о живом или о мертвом?» не рекомендуются. Для выяснения, использован ли в ответе цвет, спрашивают, можно ли увидеть тот же образ на уменьшенных ахроматических диаграммах (см. таблицы локализации на рис. 2.1).

Если на этом этапе даются дополнительные ответы, они могут быть использованы для общей оценки, но при расчетах не учитываются.

3-й этап. Использование аналогий необязательно и применяется только там, где опрос не выявил, на какие особенности пятен опирался испытуемый в своих ответах. Спрашивают, можно ли тот или иной детерминант (цвет, движение, оттенки), указанный в одном ответе, применить кдругим ответам. Полученные результаты относят к дополнительным оценкам.

4-й этап. Определение пределов чувствительности. Необходимость его тем меньше, чем богаче первоначальный протокол. На этом этапе определяют: 1) может ли испытуемый видеть детали и интегрировать их в целое, 2) может ли он воспринимать человеческие образы и проецировать на них движение, 3) может ли он воспринимать цвет, светотень и популярные образы.

Ответы испытуемого провоцируются все более конкретными вопросами. Если испытуемый дает только целостные ответы, говорят: «Некоторые люди могут что-нибудь увидеть в отдельных частях таблицы. Попробуйте, может быть, у Вас тоже получится». Если испытуемый затрудняется выполнить эту просьбу, указывают на обычную деталь (D) и спрашивают: «На что это похоже?» Если и это не помогает увидеть образ в детали пятна, можно сказать, что некоторые люди видят «животных» в боковых розовых областях табл. VIII и «пауков» в верхних боковых синих пятнах табл. X.

Если испытуемый не дает популярных ответов, то ему показывают несколько популярных образов и спрашивают: «Как Вы думаете, похоже это на?..»

Когда в протоколе отсутствуют цветовые ответы, предлагают разложить все таблицы на группы по какому-нибудь признаку. При выделении групп, например по содержанию, просят еще раз разделить таблицы по другому признаку. В третий раз можно предложить разложить таблицы на приятные и неприятные. Если в течение трех попыток испытуемый не выделит группу цветных таблиц, делается вывод, что он не реагирует на цветовой стимул.

Каталог: book -> psychodiagnostic systems
psychodiagnostic systems -> История развития психолого-педагогических методов диагностики в специальной психологии
psychodiagnostic systems -> Сборник психологических тестов часть I пособие Минск 2005 (075. 8)
psychodiagnostic systems -> Тесты. Спб.: Изд-во «Дидактика Плюс»
psychodiagnostic systems -> Елена Евгеньевна Туник Психодиагностика супружеских отношений
psychodiagnostic systems -> Л. И. Переслени. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. М
psychodiagnostic systems -> Т. В. Белых дифференциальная психология теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности Учебное пособие
psychodiagnostic systems -> 1. Методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко
psychodiagnostic systems -> Психологическая диагностика Под редакцией М. К. Акимовой
psychodiagnostic systems -> Методы диагностики познавательных процессов дошкольников


Скачать 3.5 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Тест Роршаха. Методика чернильных пятен Г. Роршаха


Скачать 0,58 Mb.

страница1/20
Дата23.05.2023
Размер0,58 Mb.
#218927
ТипИнструкция

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   20

Связанные:
Методика Роршаха
Практическая №15 Смирнова Ю.А., Практическое задание 57, Задание 1. Опросник Келлермана Плутчика., Задание 1. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния., Практическое задание 28 Смирнова Юлия Андреевна

    Навигация по данной странице:
  • Описание методики (особенности подготовки стимульного материала, особенности проведения).
  • Инструкция к методике.

  1. Название методики.

  1. Цель методики.

Психодиагностическая проективная методика для исследования личности.


  1. Описание методики (особенности подготовки стимульного материала, особенности проведения).

Время тестирования от 30 до 60 минут. Обычному взрослому требуется от 40 до 60 минут для того, чтобы дать полный протокол. Маленькие дети обычно обходятся меньшим временем, то есть дети младше 10 лет укладываются в 30-45 минут. Роршах более старших детей требует примерно столько же времени, сколько тестирование взрослых.


  1. Инструкция к методике.

Проводящий исследование предлагает испытуемому посмотреть на бумажный лист с чернильным пятном неправильной формы и просит описать, что изображено на этом «рисунке». Исследователь показывает карточки с пятнами в определенном порядке.


Тестируемый должен назвать все, что видит, уточнить, где он/она это видит и почему чернильное пятно вызывает у него тот или иной образ. Карточку можно крутить, наклонять, переворачивать вверх ногами — то есть рассматривать, как заблагорассудится. Записываются все слова и действия пациента, а также отмечается продолжительность ответов.
Инструкция: «Посмотрите по очереди на предлагаемые картинки и ответьте для каждой из них на следующие вопросы. Что бы это могло быть? Укажите то, что вы на нем видите: в целом или по частям. Что напоминает пятно по форме или цвету, статично оно или движется? Время просмотра каждого рисунка не ограничено. Закончив с одним рисунком, переходите к другому, запомнив или зафиксировав свой ответ».
После того, как пациент пройдет первый раз все десять пятен, и сообщит психологу, что он видит в каждом пятне, психолог снова должен предложить человеку каждое пятно, прося проходящего тест помочь психологу увидеть то, что человек видел при первом ответе. Именно здесь психолог получает определенные детали для более четкого понимания, какие и различные аспекты и где именно испытуемый видел в каждом пятне.
Психолог говорит: Сейчас мы пройдём все таблицы снова. Это не займёт много времени. Я хочу увидеть то же самое, что вы видели и быть уверен/а, что вижу в точности как вы. Мы пройдём все ответы по одному. Я буду зачитывать ответ, а вы покажете мне, где именно вы это видели и расскажете, что создало такое впечатление, так, чтобы мне стало понятно и я смог/ла увидеть это как вы.
Основной вопрос, который необходимо задать испытуемому в инструкции звучат так: «Как это выглядит, что бы это могло быть?». В некоторых случаях можно услышать от начинающих неправильные варианты инструкции, такие как: «Что это такое?» Или «Что это вам напоминает?». Последний вариант особенно опасен, потому что предполагает скорее ассоциативный, чем перцептивный процесс и может легко активизировать воображение.
  1. Скачать 0,58 Mb.


    Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   20


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Бағдарламасы

Бизнес-план

Биография

Бюллетень

Викторина

Выпускная работа

Глава

Диплом

Техника Роршаха — проективные техники, личностные опросники, тесты и личность

Проективная оценка личности, основанная на реакции субъекта на серию из десяти изображений чернильных пятен.

Широко известный как тест «Чернильное пятно», метод Роршаха или психодиагностический тест Роршаха является наиболее широко используемым проективным психологическим тестом. Тест Роршаха используется для оценки структуры личности и выявления эмоциональных проблем. Как и другие проективных техник , она основана на том принципе, что субъекты, рассматривающие нейтральные, неоднозначные стимулы, проецируют на них свою личность, тем самым обнаруживая множество бессознательных конфликтов и мотивов. Назначаемый как подросткам, так и взрослым, тест Роршаха также можно использовать с детьми в возрасте от трех лет. Тест предоставляет информацию о мыслительных процессах человека, восприятии, мотивации и отношении к его или ее окружающей среде , и он может обнаруживать внутреннее и внешнее давление и конфликты, а также нелогичные или психотические модели мышления.

Метод Роршаха назван в честь швейцарского психиатра Германа Роршаха (1884-1922), который его разработал. Роршах, который прежде всего интересовался юнгианским анализом, начал экспериментировать с чернильными пятнами еще в 1911 году как средство определения интроверсии и экстраверсии . Техника Роршаха проводится с использованием 10 карточек, каждая из которых содержит сложный рисунок чернильных пятен, пять цветных и пять черно-белых. Испытуемые смотрят на карточки по одной и описывают, на что похоже каждое чернильное пятно. После того, как испытуемый просмотрит все 10 карточек, экзаменатор обычно возвращается к ответам для получения дополнительной информации. Субъекта можно попросить уточнить некоторые ответы или описать, какие особенности каждого чернильного пятна вызвали ответы.

Результаты тестов зависят от нескольких факторов. Во-первых, это местоположение или то, на какой части пятна фокусируется человек: на целом пятне (W), на его частях (D) или только на отдельных деталях (Dd). Другой вопрос заключается в том, основана ли реакция на таких факторах, как форма, цвет, движение или затенение (называемых детерминантами). Например, считается, что люди, склонные видеть движение в пятнах Роршаха, интеллектуальны и интроспективны; те, кто видит в основном неподвижные объекты или узоры, описываются как практичные и ориентированные на действие. Наконец, содержание относится к тому, какие объекты, лица или ситуации человек видит в кляксе (категории включают людей, животных, одежду и природу). Большинство экзаменаторов также оценивают ответы на основе частоты

Пример теста чернильных пятен Роршаха. ( Стэн Голдблатт. Photo Researchers, Inc. Воспроизведено с разрешения.)

определенные ответы, данные предыдущими тестируемыми. Многие психологи свободно интерпретируют тест в соответствии со своими субъективными впечатлениями, включая их впечатление о поведении испытуемого во время прохождения теста (кооперативное, тревожное, оборонительное и т. д.). Такие интерпретации, особенно в сочетании с клиническими наблюдениями и знанием личной истории клиента, могут помочь терапевту прийти к более широкому и глубокому пониманию личности клиента.

Хотя метод Роршаха по-прежнему широко используется, в последние десятилетия его популярность несколько снизилась. В отличие от объективных опросников личности, которые можно проводить в группе, тест Роршаха должен проводиться индивидуально. Требуется квалифицированный экзаменатор, а выполнение и интерпретация теста может занять несколько часов. Как и другие проективные тесты, его критиковали за недостаточную валидность и надежность. Интерпретация ответов сильно зависит от индивидуального суждения экзаменатора: два разных тестировщика могут совершенно по-разному интерпретировать одни и те же ответы. Кроме того, лечебные процедуры в 9В учреждениях 0007 психического здоровья часто требуются более конкретные, объективные типы описания личности, чем те, которые дает метод Роршаха.

Роршах, придумавший тест в 1921 году, не разработал всеобъемлющей системы подсчета очков. В ответ на жалобы на достоверность были разработаны методы оценки, направленные на обеспечение большей объективности за счет четкого определения определенных личностных переменных и их связи с клиническими диагнозами. Комплексная система Роршаха Экснера, выпущенная в 1987, представляет собой компьютерную систему подсчета очков, которая предоставляет сводку результатов и перечисляет вероятные описания личности и приспособлений для каждого испытуемого. Чтобы преодолеть ограничения теста Роршаха, Уэйн Хольцман и его коллеги разработали тест Хольцмана на чернильные пятна, который использует 45 чернильных пятен, оценивает 22 характеристики и допускает только один ответ на карточку.

Тест Роршаха обычно используется как часть набора тестов и должен проводиться опытным психологом.

Тест Роршаха и его использование в рекрутинге

Познание особенностей личности кандидата для подбора персонала организации возможно посредством проективной методики, позволяющей с определенными критериями успешности выбрать подходящего человека на конкретную должность в компании.

Среди проективных методик выделяется тест Роршаха. Это проективный метод психологической диагностики, разработанный Германом Роршахом в 1921 году.

Технике удалось достичь определенного распространения в психоаналитической среде, а также среди психологов и терапевтов того времени.

В этом тесте используется набор из 10 билатерально-симметричных карточек с чернильными пятнами. Некоторые из них серые или черные, а другие содержат цветные приложения. Тест требует квалифицированного персонала для его надлежащего применения и оценки.

Субъекта просят описать свое восприятие или точки зрения на неоднозначные изображения, представленные ему или ей. Цель – интерпретация структуры мышления и личности интервьюируемого.

Он предназначен для оценки таких элементов, как когнитивный стиль, эмоции, креативность и импульсный контроль, среди прочих моделей.

Первоначально этот тест был разработан для использования в клинических условиях для обнаружения паттернов расстройства мышления при шизофрении, хотя он развился и в других областях. Как и в случае с судебной сферой по экспертизе, а также по подбору персонала для организаций.

Критерии оценки

Наиболее важными критериями оценки в тесте Роршаха для отбора персонала являются:

  • Латентность: время, чтобы дать первый ответ
  • Форма: восприятие элементов в целом или в деталях.
  • Расположение: чтобы увидеть его в деталях пятна, во всем, или в пустом месте.
  • Позиция: Размещение карты, под каким углом.
  • Движение: то, что вы видите, неподвижно или движется? Одушевлено ли оно какой-то силой?
  • Цвет: отсылки к цвету, дифференциация текстур, глубина и т.д.
  • Категории: то, что вы видите, соответствует человеческим фигурам? Пейзажи, животные, сексуальные объекты или растения?

Является ли тест Роршаха спорным?

Хотя тест Роршаха известен давно, значительная часть научного сообщества сомневается в его достоверности и точности. Это не ново, поскольку с пятидесятых годов многие психиатры и психологи утверждают, что интерпретация проективной техники полностью субъективна.

Следовательно, его результаты считаются мало проверяемыми как в области психиатрии, так и в процессе набора и отбора кадров.

В 1997 году североамериканский суд отменил решение, в котором тест Роршаха использовался в качестве доказательства для отказа в дополнительном социальном доходе (SSI) заявителю, страдающему депрессией.

По методике заявитель чувствовал себя достаточно хорошо и не имел права на подачу заявления на получение SSI.

Однако судья постановил, что результаты не соответствуют минимальным требованиям стандартизации, надежности или достоверности клинических диагностических и интерпретационных тестов.

Аналогичным образом, отсутствие обоснованности и сомнения в отношении стандартов, на которых основана интерпретация данных психограммы, были предметом споров.

Подчеркнуты его краткость и расплывчатость, так как это культурная неоднородность образцов, использованных при установлении первых стандартов теста.

С другой стороны, его механизмы проверки считаются недостаточными. Способность идентифицировать паттерны экспрессии реакции Роршаха во всех ее аспектах и ​​ориентациях отсутствует в литературе или, по крайней мере, нуждается в обновлении.

Какова степень достоверности теста Роршаха?

Некоторые эксперты отмечают, что тесту Роршаха не хватает надежности. Это означает, что одни и те же результаты могут быть получены независимо от того, кто тестируется.

Надежность относится к тому, насколько последовательны результаты данного теста. То есть надежный тест будет давать одни и те же результаты снова и снова.

Поскольку в этом тесте количество баллов и оценка будут зависеть от того, кто их интерпретирует, следовательно, два экзаменатора могут прийти к очень разным выводам, наблюдая за ответами одного и того же испытуемого.

Многие эксперты согласны с тем, что проблема проективных тестов заключается в том, что им не хватает этих двух ключевых аспектов: валидности и надежности. Оба параметра имеют решающее значение в любой психологической оценке.

Следовательно, значительное число специалистов отдают предпочтение надежности онлайн-психометрических тестов. Например, Big Five или 16 PF, которые позволяют вам лучше узнать нужных кандидатов.

Психометрические тесты являются фундаментальными и привычными инструментами управления развитием человеческих талантов в современных организациях.

Эти психометрические тесты начались в 1870 году и были ограничены образовательной средой. Его предшественником был Альфред Бине из Сорбоннского университета по запросу Министерства образования Франции, и его целью было выявление детей-студентов с превосходным интеллектом.

Сегодня эти психометрические тесты регулярно используются в процессе подбора персонала в компаниях.

Основная причина их использования заключается в том, что они являются инструментами, которые позволяют организациям реальным и надежным образом подходить к необходимым характеристикам потенциальных сотрудников. Следовательно, они могут иметь более общее представление о заявителе, и это можно сделать онлайн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *