АНТРОПОЦЕНТРИЗМ | это… Что такое АНТРОПОЦЕНТРИЗМ?
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. ανθρωπος— человек и лат. centrum — центр) — крайняя форма антропоморфизма, познавательной установки, в которой утверждается наличие человеческого измерения в любом знании о природе, обществе и в самом познании. Классическую формулировку антропоцентризм обретает в знаменитой формуле Дротагора “человек есть мера всех вещей”. В отличие от античного уподобления микро- и макрокосма, а также от объективизма классической рациональности в современном естествознании антропоцентризм выражает зависимость научного результата не только от положения субъекта-наблюдателя и характеристик его инструментальной и целеполагающей деятельности, но и от самого факта его присутствия во вселенной (см. Антропиый принцип).
В социальном познании антропоцентризм противоположен социоцентризму, или социологизму. В концепциях антропоцентристского направления подчеркивается самостоятельность индивида как субъекта свободного выбора и ответственного поступка.
Н. М. Смирнова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
Тест по теме «Антропология»
Тест по теме «Антропология»
Предмет: | Другое |
---|---|
Категория материала: | Тесты |
Автор: | Белевцева Евдокия Евгеньевна это Вы? |
Антропология
Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания – это …
1)Теоцентризм;
2)Антропоцентризм;
3)Натуроцентризм.
Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов, явлений неживой природы, небесных тел, мифологических существ называется…
1)Антропоморфизм;
2)Теоцентризм;
3)Натурализм.
Учение о человеке – это …
1)Онтология;
2)Антропология;
3)Социология.
Конкретный представитель человеческого рода, которому наряду с родовыми чертами, присущи сугубо индивидуальные черты – это …
1)Индивид;
2)Человек;
3)Лидер.
Совокупность свойств и способностей, отличающих данного индивида от массы других – это …
1)Индивидуальность;
2)Духовность;
3)Коллективность.
Ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества – это …
1)Фетишизм;
2)Анимизм;
3)Аскетизм.
Заполните таблицу.
Антропология
Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания – это …
1)Теоцентризм;
2)Антропоцентризм;
3)Натуроцентризм.
Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов, явлений неживой природы, небесных тел, мифологических существ называется…
1)Антропоморфизм;
2)Теоцентризм;
3)Натурализм.
Учение о человеке – это …
1)Онтология;
2)Антропология;
3)Социология.
Конкретный представитель человеческого рода, которому наряду с родовыми чертами, присущи сугубо индивидуальные черты – это …
1)Индивид;
2)Человек;
3)Лидер.
Совокупность свойств и способностей, отличающих данного индивида от массы других – это …
1)Индивидуальность;
2)Духовность;
3)Коллективность.
Ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества – это …
1)Фетишизм;
2)Анимизм;
3)Аскетизм.
Заполните таблицу.
Историческая эпоха
Ведущий принцип
Основное положение
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 17. |
Количество скачиваний: | 4 |
Просмотров: 38
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.
- Тест по теме «Философия эпохи Возрождения»
- Тестовые задания по профессии сварщик
- Тесты по слесарному делу
- Сборник тестовых задач для студентов учащихся на специалиста строителя
- 7нче сыйныфның рус төркемнәре өчен әдәбияттан арадаш аттестация эше биремнәре (Мотыйгуллина дәреслеге буенча)
- Тестовые задания МДК 01.01. Проектирование зданий сооружений
- Кайталау сабақ 8 сынып
- Қазақ тілінен тест сұрақтары 9 сынып
- Тест по информатике на тему «Текстовый редактор»
- Задания и анкеты для выявления одаренности детей и учителей
антропоцентризм | философия | Британника
- Похожие темы:
- гуманизм рог изобилия
Просмотреть весь связанный контент →
антропоцентризм , философская точка зрения, утверждающая, что люди являются центральными или наиболее значимыми существами в мире. Это основное убеждение, заложенное во многих западных религиях и философиях. Антропоцентризм рассматривает людей как нечто отдельное от природы и превосходящее ее, и считает, что человеческая жизнь имеет внутреннюю ценность, в то время как другие сущности (включая животных, растения, минеральные ресурсы и т. д.) являются ресурсами, которые можно оправданно эксплуатировать на благо человечества.
Многие специалисты по этике находят корни антропоцентризма в истории Сотворения, рассказанной в книге Бытие в иудео-христианской Библии, в которой люди созданы по образу Бога и им велено «покорить» Землю и «владычествовать» над всеми другими живыми существами. Этот отрывок был истолкован как указание на превосходство человечества над природой и как попустительство инструментальному взгляду на природу, согласно которому мир природы имеет ценность только тогда, когда он приносит пользу человечеству. Это направление мысли не ограничивается иудейской и христианской теологией, и его можно найти в 9-м учении Аристотеля.
Еще из Британники
гуманизм: антропоцентризм и индивидуализм
Некоторые антропоцентрические философы поддерживают так называемую точку зрения рога изобилия, которая отвергает утверждения об ограниченности ресурсов Земли или о том, что неконтролируемый рост населения превысит несущую способность Земли и приведет к во время войн и голода, поскольку ресурсов становится мало. Философы-рога изобилия утверждают, что либо прогнозы ограниченности ресурсов и роста населения преувеличены, либо что технологии будут развиваться по мере необходимости для решения будущих проблем дефицита. В любом случае они не видят ни моральной, ни практической необходимости в правовом контроле для защиты природной среды или ограничения ее эксплуатации.
Другие специалисты по этике окружающей среды предполагают, что можно ценить окружающую среду, не отказываясь от антропоцентризма. Эта точка зрения, которую иногда называют благоразумным или просвещенным антропоцентризмом, утверждает, что у людей действительно есть этические обязательства по отношению к окружающей среде, но они могут быть оправданы с точки зрения обязательств по отношению к другим людям. Например, загрязнение окружающей среды можно рассматривать как аморальное, потому что оно негативно влияет на жизнь других людей, например, тех, кого тошнит от загрязнения воздуха с фабрики. Точно так же расточительное использование природных ресурсов считается аморальным, поскольку оно лишает будущие поколения этих ресурсов. В 19В 70-х годах теолог и философ Холмс Ролстон III добавил к этой точке зрения религиозную оговорку и утверждал, что люди несут моральный долг защищать биоразнообразие, поскольку невыполнение этого требования будет означать неуважение к творению Бога.
До того, как экологическая этика стала академической областью, защитники окружающей среды, такие как Джон Мьюир и Альдо Леопольд, утверждали, что мир природы имеет внутреннюю ценность, подход, основанный на эстетической оценке красоты природы, а также этический отказ от чисто эксплуататорская оценка природного мира. В 19В 70-е годы ученые, работающие в зарождающейся академической области этики окружающей среды, поставили перед антропоцентризмом два фундаментальных вызова: они поставили под сомнение, следует ли считать людей выше других живых существ, и они также предположили, что природная среда может обладать внутренней ценностью, независимой от ее полезности для человечества. . Возникшая в результате философия биоцентризма рассматривает людей как один из многих видов в данной экосистеме и считает, что природная среда имеет внутреннюю ценность независимо от ее способности использоваться людьми.
Хотя антропоцентризм в антропоцентризм относится ко всем людям, а не исключительно к мужчинам, некоторые философы-феминистки утверждают, что антропоцентрическое мировоззрение на самом деле является мужской или патриархальной точкой зрения. Они утверждают, что рассматривать природу как низшую по отношению к человечеству аналогично тому, как рассматривать других людей (женщин, колониальных подданных, небелое население) как низших по сравнению с белыми западными мужчинами, и, как и в случае с природой, обеспечивает моральное оправдание их эксплуатации. Срок экофеминизм (придуман в 1974 году французской феминисткой Франсуазой д’Обонн) относится к философии, которая рассматривает не только взаимосвязь между деградацией окружающей среды и угнетением человека, но также может постулировать, что женщины имеют особенно тесные отношения с миром природы из-за их история угнетения.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Сара Э. Босло
Философия религии | ||||||||||||||
Глава 2. Религии мира | ||||||||||||||
Раздел 5 . Конфуцианство | ||||||||||||||
Вы должны прочитать достаточно материалов
представленные в этом разделе о традиции конфуцианства в
чтобы понять, как эта традиция отображает характеристики или
элементы, которые делают традицию той, которую можно было бы назвать религией.
традиция, представленная в нижеследующих материалах, является одним из миров живых
религии. Читая, вы должны указать, почему это так. АБСОЛЮТ: что делать верующие считают самым важным? Что является конечным источником ценности и значимость? Во многих, но не во всех религиях этому придается некоторая форма агентство и изображается как божество (божества). Это может быть концепция или идеал как и фигура. МИР: Что означает вера система говорит о мире? Его происхождение? его отношение к Абсолюту? Его будущее? ЛЮДИ: Куда они приходят от? Как они вписываются в общую схему вещей? Что их судьба или будущее? ПРОБЛЕМА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА: Что такое основная проблема для людей, с которой они должны научиться справляться и решать? РЕШЕНИЕ ДЛЯ ЛЮДЕЙ: Как люди, чтобы решить или преодолеть фундаментальные проблемы? СООБЩЕСТВО И ЭТИКА: Что такое моральный кодекс, провозглашенный религией? В чем идея сообщества и как люди должны жить друг с другом? ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИСТОРИИ: Предлагает ли религия объяснение происходящим во времени событиям? Является там единая линейная история со временем подходит к концу или вообще время перерабатывать? Есть ли план, который разрабатывается вовремя и обнаруживается в события истории? РИТУАЛЫ И СИМВОЛЫ: Что такое основные ритуалы, святые дни, одежды, церемонии и символы? ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ: Что такое объяснение того, что происходит после смерти? Поддерживает ли он религию вера в души или духи, переживающие смерть тела? Что это вера в то, что происходит потом? Есть ли воскресение тела? Реинкарнация? Растворение? Вымирание? ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ РЕЛИГИИ: Каков предписанный способ, которым верующие должны относиться к других религий и последователей других религий? ******************************************************* ******** Для тех, кто желает слушать информацию о мировых религии вот список ПОДКАСТОВ по РЕЛИГИЯМ от Cynthia Эллер. Если на вашем компьютере есть iTunes, просто нажмите, и вы попадете на
списки. Вот ссылка на сайт учебника РАСКРЫТИЕ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ связанные с которыми были сделаны эти подкасты. http://thinkingstrings.com/Product/WR/index.html ******************************************************* ********** Философ Конфуций 551-479 гг. до н.э. был ученым и учителем и великим мыслитель. Он принадлежал к традиции, изучавшей предыдущие великие произведения. Он был одним из «литераторов». Он изучал, размышлял и учил «литература» в центре китайской культуры в период ее формирования. Он объединил древние тексты и прокомментировал их. Он говорил и отвечал на вопросы по самым серьезным вопросам забота о человеке. Конфуцианство — это гуманизм, философия или отношение, которое касается с людьми, их достижениями и интересами, а не с абстрактные существа и проблемы богословия. В конфуцианстве человек – это центр мироздания: человек не может жить один, но с другими человеческими существа. Для человека конечной целью является личное счастье. необходимое условие для достижения счастья через мир. Чтобы получить мира, Конфуций открыл человеческие отношения, состоящие из пяти отношения, основанные на любви и долге. Война должна быть отменен; и должно развиваться Великое Единство мира. Традиция, развившаяся после его работа и учения стали носить его имя. Он не высказывал никаких желание создать образ жизни, но его влияние было настолько велико, что нельзя было игнорировать или забыть. Традиция, которая развитая, как правило, считается религией в той мере, в какой она проявляют черты религии, хотя многие на Западе, которые сомневаются в том, что конфуцианство можно назвать «религией». потому что у него нет божества или божеств, занимающих видное место в традиция. С другой стороны, он ясно передает то, что имеет значение. больше всего, и он действительно фокусируется на человечности и основных человеческих добродетелях. быть «высшей заботой» и, таким образом, имеет идею или концепцию Абсолюта которая служит основой веры для всего образа жизни. ******************************************************* ****************
| ||||||||||||||
О Конфуции и его учении:
| ||||||||||||||
интернет-сайтов, связанных с конфуцианством: http://religion-cults. com/Eastern/Confucianism/confuci.htm http://people.morehead-st.edu/fs/t.pitts/confucs.htm http://www.religioustolerance.org/confuciu.htm http://www.friesian.com/confuci.htm http://www.wam.umd.edu/~tkang/ Китайская философия http://main.chinesephilosophy.net/index.html Лексикон конфуцианства: http://humanum.arts.cuhk.edu.hk/ConfLex/ В Японии http://www.japan-guide.com/e/e2300.html | ||||||||||||||
СВЯЩЕННЫЙ ТЕКСТЫ http://www.sacred-texts.com/index.htm http://www.davidwiley.com/religion.html | ||||||||||||||
Перейдите к следующему разделу, нажав здесь> следующий Авторское право Филип А. |