АНТРОПОЦЕНТРИЗМ | это… Что такое АНТРОПОЦЕНТРИЗМ?
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. ανθρωπος— человек и лат. centrum — центр) — крайняя форма антропоморфизма, познавательной установки, в которой утверждается наличие человеческого измерения в любом знании о природе, обществе и в самом познании. Классическую формулировку антропоцентризм обретает в знаменитой формуле Дротагора “человек есть мера всех вещей”. В отличие от античного уподобления микро- и макрокосма, а также от объективизма классической рациональности в современном естествознании антропоцентризм выражает зависимость научного результата не только от положения субъекта-наблюдателя и характеристик его инструментальной и целеполагающей деятельности, но и от самого факта его присутствия во вселенной (см. Антропиый принцип).
В социальном познании антропоцентризм противоположен социоцентризму, или социологизму. В концепциях антропоцентристского направления подчеркивается самостоятельность индивида как субъекта свободного выбора и ответственного поступка.
Отход К. Маркса от антропоцентризма, заявленного в “Экономическо-фалософских рукописях 1844 г.” и “Манифесте Коммунистической партии” (“свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех”), отчетливо виден в его концепции формационного развития общества как естественно-исторического процесса, в рамках которого человек представляет собой “личный элемент производительных сил”. Русские марксисты, напр., Г. В. Плеханов, явно тяготели к социоцентризму в решении вопроса о роли личности в истории. В классической социологии основная позиция антропоцентризма отчетливо выражена Г. Спенсером, полагавшим, что “каждое социальное явление должно иметь своим источником известные свойства индивидов”, а потому “тип общества определяется природой составляющих его единиц”. Развернутую социологическую интерпретацию антропоцентризм обрел в “понимающей социологии” At. Вебера. Веберовский постулат субъективной интерпретации гласит: ничто не может быть понято лучше, чем индивидуальное осмысленное действие.
Борт). Современной социологии свойственны попытки снятия дилеммы антропо- и социоцентризма с помощью понятия габитуса как инкорпорированной социальности (П. Бурдье). Но в отличие от традиционных обществ, габитус современного человека, вовлеченного во множество изменчивых личных и анонимных социальных связей, не может считаться социальным инвариантом, а концепция габитуса—окончательным снятием дилеммы антропоцентризма и социоцентризма.Н. М. Смирнова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
Тест по теме «Антропология»
Тест по теме «Антропология»
| Предмет: | Другое |
|---|---|
| Категория материала: | Тесты |
| Автор: | Белевцева Евдокия Евгеньевна это Вы? |
Антропология
Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания – это …
1)Теоцентризм;
2)Антропоцентризм;
3)Натуроцентризм.
Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов, явлений неживой природы, небесных тел, мифологических существ называется…
1)Антропоморфизм;
2)Теоцентризм;
3)Натурализм.
Учение о человеке – это …
1)Онтология;
2)Антропология;
3)Социология.
Конкретный представитель человеческого рода, которому наряду с родовыми чертами, присущи сугубо индивидуальные черты – это …
1)Индивид;
2)Человек;
3)Лидер.
Совокупность свойств и способностей, отличающих данного индивида от массы других – это …
1)Индивидуальность;
2)Духовность;
3)Коллективность.
Ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества – это …
1)Фетишизм;
2)Анимизм;
3)Аскетизм.
Заполните таблицу.
Антропология
Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания – это …
1)Теоцентризм;
2)Антропоцентризм;
3)Натуроцентризм.
Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов, явлений неживой природы, небесных тел, мифологических существ называется…
1)Антропоморфизм;
2)Теоцентризм;
3)Натурализм.
Учение о человеке – это …
1)Онтология;
2)Антропология;
3)Социология.
Конкретный представитель человеческого рода, которому наряду с родовыми чертами, присущи сугубо индивидуальные черты – это …
1)Индивид;
2)Человек;
3)Лидер.
Совокупность свойств и способностей, отличающих данного индивида от массы других – это …
1)Индивидуальность;
2)Духовность;
3)Коллективность.
Ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества – это …
1)Фетишизм;
2)Анимизм;
3)Аскетизм.
Заполните таблицу.
Историческая эпоха
Ведущий принцип
Основное положение
| Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
|---|---|
| Размер: | 17.![]() |
| Количество скачиваний: | 4 |
Просмотров: 38
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.
- Тест по теме «Философия эпохи Возрождения»
- Тестовые задания по профессии сварщик
- Тесты по слесарному делу
- Сборник тестовых задач для студентов учащихся на специалиста строителя
- 7нче сыйныфның рус төркемнәре өчен әдәбияттан арадаш аттестация эше биремнәре (Мотыйгуллина дәреслеге буенча)
- Тестовые задания МДК 01.01. Проектирование зданий сооружений
- Кайталау сабақ 8 сынып
- Қазақ тілінен тест сұрақтары 9 сынып
- Тест по информатике на тему «Текстовый редактор»
- Задания и анкеты для выявления одаренности детей и учителей
антропоцентризм | философия | Британника
- Похожие темы:
- гуманизм рог изобилия
Просмотреть весь связанный контент →
антропоцентризм , философская точка зрения, утверждающая, что люди являются центральными или наиболее значимыми существами в мире.
Это основное убеждение, заложенное во многих западных религиях и философиях. Антропоцентризм рассматривает людей как нечто отдельное от природы и превосходящее ее, и считает, что человеческая жизнь имеет внутреннюю ценность, в то время как другие сущности (включая животных, растения, минеральные ресурсы и т. д.) являются ресурсами, которые можно оправданно эксплуатировать на благо человечества.
Многие специалисты по этике находят корни антропоцентризма в истории Сотворения, рассказанной в книге Бытие в иудео-христианской Библии, в которой люди созданы по образу Бога и им велено «покорить» Землю и «владычествовать» над всеми другими живыми существами. Этот отрывок был истолкован как указание на превосходство человечества над природой и как попустительство инструментальному взгляду на природу, согласно которому мир природы имеет ценность только тогда, когда он приносит пользу человечеству. Это направление мысли не ограничивается иудейской и христианской теологией, и его можно найти в 9-м учении Аристотеля.
Еще из Британники
гуманизм: антропоцентризм и индивидуализм
Некоторые антропоцентрические философы поддерживают так называемую точку зрения рога изобилия, которая отвергает утверждения об ограниченности ресурсов Земли или о том, что неконтролируемый рост населения превысит несущую способность Земли и приведет к во время войн и голода, поскольку ресурсов становится мало. Философы-рога изобилия утверждают, что либо прогнозы ограниченности ресурсов и роста населения преувеличены, либо что технологии будут развиваться по мере необходимости для решения будущих проблем дефицита. В любом случае они не видят ни моральной, ни практической необходимости в правовом контроле для защиты природной среды или ограничения ее эксплуатации.
Другие специалисты по этике окружающей среды предполагают, что можно ценить окружающую среду, не отказываясь от антропоцентризма. Эта точка зрения, которую иногда называют благоразумным или просвещенным антропоцентризмом, утверждает, что у людей действительно есть этические обязательства по отношению к окружающей среде, но они могут быть оправданы с точки зрения обязательств по отношению к другим людям.
Например, загрязнение окружающей среды можно рассматривать как аморальное, потому что оно негативно влияет на жизнь других людей, например, тех, кого тошнит от загрязнения воздуха с фабрики. Точно так же расточительное использование природных ресурсов считается аморальным, поскольку оно лишает будущие поколения этих ресурсов. В 19В 70-х годах теолог и философ Холмс Ролстон III добавил к этой точке зрения религиозную оговорку и утверждал, что люди несут моральный долг защищать биоразнообразие, поскольку невыполнение этого требования будет означать неуважение к творению Бога.
До того, как экологическая этика стала академической областью, защитники окружающей среды, такие как Джон Мьюир и Альдо Леопольд, утверждали, что мир природы имеет внутреннюю ценность, подход, основанный на эстетической оценке красоты природы, а также этический отказ от чисто эксплуататорская оценка природного мира. В 19В 70-е годы ученые, работающие в зарождающейся академической области этики окружающей среды, поставили перед антропоцентризмом два фундаментальных вызова: они поставили под сомнение, следует ли считать людей выше других живых существ, и они также предположили, что природная среда может обладать внутренней ценностью, независимой от ее полезности для человечества.
. Возникшая в результате философия биоцентризма рассматривает людей как один из многих видов в данной экосистеме и считает, что природная среда имеет внутреннюю ценность независимо от ее способности использоваться людьми.
Хотя антропоцентризм в антропоцентризм относится ко всем людям, а не исключительно к мужчинам, некоторые философы-феминистки утверждают, что антропоцентрическое мировоззрение на самом деле является мужской или патриархальной точкой зрения. Они утверждают, что рассматривать природу как низшую по отношению к человечеству аналогично тому, как рассматривать других людей (женщин, колониальных подданных, небелое население) как низших по сравнению с белыми западными мужчинами, и, как и в случае с природой, обеспечивает моральное оправдание их эксплуатации. Срок экофеминизм (придуман в 1974 году французской феминисткой Франсуазой д’Обонн) относится к философии, которая рассматривает не только взаимосвязь между деградацией окружающей среды и угнетением человека, но также может постулировать, что женщины имеют особенно тесные отношения с миром природы из-за их история угнетения.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Сара Э. Босло
Философия религии | ||||||||||||||
Глава 2. Религии мира | ||||||||||||||
Раздел 5 . Конфуцианство | ||||||||||||||
Вы должны прочитать достаточно материалов
представленные в этом разделе о традиции конфуцианства в
чтобы понять, как эта традиция отображает характеристики или
элементы, которые делают традицию той, которую можно было бы назвать религией.
традиция, представленная в нижеследующих материалах, является одним из миров живых
религии. Читая, вы должны указать, почему это так.АБСОЛЮТ: что делать верующие считают самым важным? Что является конечным источником ценности и значимость? Во многих, но не во всех религиях этому придается некоторая форма агентство и изображается как божество (божества). Это может быть концепция или идеал как и фигура. МИР: Что означает вера система говорит о мире? Его происхождение? его отношение к Абсолюту? Его будущее? ЛЮДИ: Куда они приходят от? Как они вписываются в общую схему вещей? Что их судьба или будущее? ПРОБЛЕМА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА: Что такое основная проблема для людей, с которой они должны научиться справляться и решать? РЕШЕНИЕ ДЛЯ ЛЮДЕЙ: Как люди, чтобы решить или преодолеть фундаментальные проблемы? СООБЩЕСТВО И ЭТИКА: Что такое моральный кодекс, провозглашенный религией? В чем идея сообщества и как люди должны жить друг с другом? ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИСТОРИИ: Предлагает ли религия объяснение происходящим во времени событиям? Является там единая линейная история со временем подходит к концу или вообще время перерабатывать? Есть ли план, который разрабатывается вовремя и обнаруживается в события истории? РИТУАЛЫ И СИМВОЛЫ: Что такое основные ритуалы, святые дни, одежды, церемонии и символы? ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ: Что такое объяснение того, что происходит после смерти? Поддерживает ли он религию вера в души или духи, переживающие смерть тела? Что это вера в то, что происходит потом? Есть ли воскресение тела? Реинкарнация? Растворение? Вымирание? ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ РЕЛИГИИ: Каков предписанный способ, которым верующие должны относиться к других религий и последователей других религий? ******************************************************* ******** Для тех, кто желает слушать информацию о мировых
религии вот список ПОДКАСТОВ по РЕЛИГИЯМ от Cynthia
Эллер. Если на вашем компьютере есть iTunes, просто нажмите, и вы попадете на
списки. Вот ссылка на сайт учебника РАСКРЫТИЕ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ связанные с которыми были сделаны эти подкасты. http://thinkingstrings.com/Product/WR/index.html ******************************************************* ********** Философ Конфуций
551-479 гг. до н.э. был ученым и учителем и великим
мыслитель. Он принадлежал к традиции, изучавшей предыдущие великие произведения.
Он был одним из «литераторов». Он изучал, размышлял и учил
«литература» в центре китайской культуры в период ее формирования.
Он объединил древние тексты и прокомментировал их.
Он говорил и отвечал на вопросы по самым серьезным вопросам
забота о человеке. Конфуцианство — это гуманизм, философия или отношение, которое касается
с людьми, их достижениями и интересами, а не с
абстрактные существа и проблемы богословия. Традиция, развившаяся после его
работа и учения стали носить его имя. Он не высказывал никаких
желание создать образ жизни, но его влияние было настолько велико, что
нельзя было игнорировать или забыть. Традиция, которая
развитая, как правило, считается религией в той мере, в какой она
проявляют черты религии, хотя многие
на Западе, которые сомневаются в том, что конфуцианство можно назвать «религией».
потому что у него нет божества или божеств, занимающих видное место в
традиция. ******************************************************* ****************
| ||||||||||||||
О Конфуции и его учении:
| ||||||||||||||
интернет-сайтов, связанных с конфуцианством: http://religion-cults. http://people.morehead-st.edu/fs/t.pitts/confucs.htm http://www.religioustolerance.org/confuciu.htm http://www.friesian.com/confuci.htm http://www.wam.umd.edu/~tkang/ Китайская философия http://main.chinesephilosophy.net/index.html Лексикон конфуцианства: http://humanum.arts.cuhk.edu.hk/ConfLex/ В Японии http://www.japan-guide.com/e/e2300.html | ||||||||||||||
СВЯЩЕННЫЙ ТЕКСТЫ http://www.sacred-texts.com/index.htm http://www.davidwiley.com/religion.html | ||||||||||||||
Перейдите к следующему разделу, нажав здесь> следующий Авторское право Филип А. | ||||||||||||||

Читая, вы должны указать, почему это так.
В конфуцианстве человек – это
центр мироздания: человек не может жить один, но с другими человеческими
существа. Для человека конечной целью является личное счастье.
необходимое условие для достижения счастья через мир. Чтобы получить
мира, Конфуций открыл человеческие отношения, состоящие из пяти
отношения, основанные на любви и долге. Война должна быть
отменен; и должно развиваться Великое Единство мира.
С другой стороны, он ясно передает то, что имеет значение.
больше всего, и он действительно фокусируется на человечности и основных человеческих добродетелях.
быть «высшей заботой» и, таким образом, имеет идею или концепцию Абсолюта
которая служит основой веры для всего образа жизни.
китайские ученые
почитал Конфуция как великого учителя и мудреца, но не поклонялся ему как
персональный бог. Да и сам Конфуций никогда не претендовал на божественность. в отличие
Христианские церкви, храмы, построенные Конфуцию, не были местами в
которые организовали общественные группы, собиравшиеся для поклонения, но общественные здания
предназначен для ежегодных церемоний, особенно ко дню рождения философа.
Несколько попыток обожествления Конфуция и обращения в конфуцианство потерпели неудачу.
из-за светского характера философии.
I Ching представляет собой руководство по
гадание, вероятно, составленное до 11 века до н.э.; его дополнительный
философская часть, содержащаяся в ряде приложений, могла быть
написанные позднее Конфуцием и его учениками. Shu Ching — это
собрание древних исторических документов и Ши Цзин, ан
Антология древних стихов. Li Chi имеет дело с принципами
поведение, в том числе для публичных и частных церемоний; это было
разрушен в 3 веке до н.э., но предположительно большая часть его материала была
сохранились в более позднем сборнике, Записи обрядов . Чунь
Ch’iu, , единственное произведение, составленное, по общему мнению, самим Конфуцием.
хроника основных исторических событий в феодальном Китае с 8 века
до н.э. до смерти Конфуция в начале 5 века до н.э.
философские высказывания, систематизированные с комментариями и
экспозиции его учеников; и Мэн-цзы (Книга Мэн-цзы),
содержащий учение одного из великих последователей Конфуция.
В политическом плане Конфуций выступал за патерналистское правительство в
государь благожелателен и почетен, а подданные
уважительно и послушно. Правитель должен культивировать нравственное совершенство в
чтобы подать хороший пример народу. В образовании Конфуций отстаивал
теория, замечательная для феодального периода, в котором он жил, что
«в образовании нет классового различия».
В политической мысли Мэн-цзы иногда считают одним из
первых защитников демократии, поскольку он выдвинул идею народного
верховенство в государстве.
Произведения также сформировали
основа более поздних экзаменов на государственную службу; кандидаты на ответственные
государственные должности получали свои назначения в силу своих
знание классической литературы. В результате конфуцианство прочно закрепилось
поддерживать китайскую интеллектуальную и политическую жизнь.
Хотя в первую очередь они были учителями этики, они также были
интересовался теориями мироздания и происхождения человеческой природы.
Феномен
Особые различия могут быть связаны с различными пропорциями и
плотность ch’i встречается среди отдельных лиц. Таким образом, те, кто
получить ци , которая мутна, обретет свою первоначальную природу
омрачены и должны очистить свою природу, чтобы восстановить ее чистоту. Чистота может
быть достигнуто путем расширения своих знаний о li в каждом
индивидуальный объект. Когда после продолжительных усилий человек исследует
и постиг универсальный li или естественный закон, присущий всем
одушевленных и неодушевленных предметов, человек становится мудрецом.
Высшее усилие должно быть направлено на развитие
интуитивное знание» ума, а не через изучение или
исследование естественного закона, но через напряженную мысль и спокойствие
медитация.
Вместо того чтобы ограничиваться изучением текстов, конфуцианцы
ученые проявляли активный интерес к политике и формулировали реформу
программы, основанные на конфуцианском учении. Кан Ю-вэй, лидер
Конфуцианское реформаторское движение предприняло попытку возвысить философию как
национальная религия. Из-за внешних угроз Китаю и неотложной
требование решительных политических мер, движения за реформы потерпели неудачу; в
интеллектуальный беспорядок, последовавший за китайской революцией 1911,
Конфуцианство было заклеймено как декадентское и реакционное. С крахом
монархия и традиционная семейная структура, от которых большая часть ее
была получена сила и поддержка, конфуцианство утратило свою власть над
нация. В прошлом ему часто удавалось преодолевать невзгоды и
возникают с новой силой, но в этот период беспрецедентного социального
потрясений оно утратило свою прежнюю способность приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам.

com/Eastern/Confucianism/confuci.htm