Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Типологии характера: Типология характеров

Типология характеров

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних попыток являлась та, которую предложил в начале ХХ века немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни — Э. Фромм, К. Леонгард, А. Е. Личко и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:

  1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
  2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие проявлять и строить типологию характеров.
  3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Одной из наиболее известных классификаций является типология характеров, предложенная немецким ученым К.

Ленгардом. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров.

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У такого человека возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризует энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьёзностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты: пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего также часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного -замкнутыми. Во время душевного подъема ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада — с дистимной.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют своё поведение.

5. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Стремится добиться высоких показателей в любом деле за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе. Особенно чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, вступая ведет себя пассивно. На службе себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда изводит домашних чрезмерными требованиями аккуратности. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьёзность, надежность в делах, а отталкивающие — формализм, занудливость, брюжание.

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственна низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных. Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе. Привлекательные черты: доброта, сострадание, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам. Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Привлекательные черты личности: обходительность, артистичность, способность увлечь других, неординарность мышления и поступков. Отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям.. Они альтруистичны, сострадательны, имеют хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, приверженность сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы, открыты для любой информации. Привлекательные черты: готовность внимательно выслушать другого, исполнительность. Отталкивающие особенности: приверженность к влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении слухов.

12. Интровертированный тип. Его характеризует низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, любовь к одиночеству. Привлекательные черты: сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность Отталкивающие черты: упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей.

Данная классификация относится в основном к взрослым людям и представляет типологию характеров преимущественно с точки зрения отношения к людям.

Истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми.

В характерных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает взрослым близким людям. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведение взрослых.

Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от 2-3 лет до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со своими сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всём. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для подкрепления нужных форм поведения.

Стили общения взрослых с друг другом, способ обращения с ним мамим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. То, как действует мать и отец в отношении ребенка, много лет спустя становится способом обращения его со своими детьми.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличность. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт уходит вглубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком.

Те свойства характера, которые наиболее явно проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность и другие деловые качества складываются в раннем и дошкольном детстве.

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношении с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел дома. Получает поддержку в школе, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются на протяжении всей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и взрослыми не подтверждает как правильные те характерные формы поведения, которые он получил дома, то начинается постепенная ломка характера, которая сопровождается внутренними и внешними конфликтами.

Чаще всего происходит частичное изменение черт характера, и компромисс между тем к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

В подростковом возрасте активно развиваются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые, нравственные, мировоззренческие его основы.

К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

понятие, типология, этапы формирования характера личности

Введение

В психологии понятие характер (от греч. charakter -«печать», «чеканка»), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Характер — качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности.

Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный «образ жизни человека» формируется Я, сам человек. Большую роль играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив.

Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности.

Понятие «характер» относится в большей степи к отношению этих объективно существующих задач. Поэтому характер — это не просто любое, проявление твердости, упорства и т. п., а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности — это не одно и то же, добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека и наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности.

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л.Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И.П. Павлов — городками, Д.И. Менделеев — чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер возможно понять только как определенное единство направленности и образа действий.

I. Характер и его особенности

1.1 Общие понятия о характере

Характер — это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент на форме проявления характера, своеобразно окрашивает те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика — в сосредоточенном обдумывании.

Холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм — чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой — трудолюбие как черта характера.

Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека.

Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.

Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.

В-третьих, с состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия — интроверсия, спокойствие — тревожность, сдержанность — импульсивность, переключаемость — ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.

Основы типов личности (Типология 101)

Доктор А.Дж. Drenth

I. Зачем изучать шрифт?
II. Как узнать свой тип
III. Восемь предпочтений (E, I, S, N, T, F, J, P)

Типология личности — это изучение типов личности. Представления о различных темпераментах или типах личности существовали на протяжении тысячелетий, они встречались еще в древних трудах Галена и Платона. Типология 16 типов, которой мы уделяем основное внимание здесь в разделе «Личностный наркоман», основана на фундаментальной работе Карла Юнга, которая была в дальнейшем развита и популяризирована Изабель Майерс и Кэтрин Бриггс (т. е. «Майерс-Бриггс»).

Зачем изучать тип?

Прежде чем посвятить время изучению чего-то нового, вполне естественно подумать о преимуществах этого. Вот некоторые из многих преимуществ изучения типологии:

Лучше понять себя и других

Изучение себя, а также своих друзей и семьи может быть очень увлекательным. Это также может дать важную информацию о наших мыслях, эмоциях, отношениях и поведении. Это может объяснить, например, почему некоторым людям нужно больше времени проводить в одиночестве, а другие предпочитают окружать себя людьми. Если вам нравится наблюдать за людьми и анализировать их, типология предоставит вам проверенный временем набор инструментов для точного анализа и понимания человеческого поведения.

Проясните свой жизненный путь и цель

В современном мире постоянно расширяющихся возможностей бывает трудно понять, кто вы и что делать со своей жизнью. Это была одна из главных причин, по которой меня привлекла типология. Я хотел лучше понять себя, чтобы увидеть свой оптимальный путь. Хотя типология не может точно сказать вам, что вы должны делать, она может дать столь необходимое понимание того, кто вы есть и к каким вещам вы были привязаны.

Карьерный анализ и рекомендации

Personality Junkie® может помочь вам сопоставить ваш тип личности с карьерой, работой или специализацией в колледже, которая соответствует природным силам и интересам вашего типа. В наших статьях о карьере рассказывается о карьере и призвании, которые лучше всего подходят для различных типов личности.

Улучшение отношений

Многие люди знакомы с концепцией «Мужчины с Марса, женщины с Венеры». Но такие представления лишь царапают поверхность человеческих отношений. Разделив пирог личности на 16 различных типов, можно достичь гораздо большей точности и конкретности в понимании своей собственной личности, а также личности и поведения вашего партнера. Таким образом, типология может служить полезным инструментом для понимания и улучшения ваших личных отношений (подробнее об этом читайте в наших статьях об отношениях).

Как узнать свой тип

Люди часто спрашивают меня в первую очередь, как точно определить свой тип личности. К сожалению, сделать это не всегда так просто и просто, как кажется. Чтобы прийти к однозначному выводу о вашем типе личности, может потребоваться время и терпение. С учетом сказанного существует несколько способов определения и уточнения обозначения вашего типа:

Тесты личности

Тесты личности могут помочь вам определить или уточнить ваш тип. Во многих случаях люди колеблются между двумя или тремя типами, прежде чем остановиться на своем истинном типе. Мы предлагаем бесплатный личностный тест, а также два теста для конкретных типов — определение типа INFJ-INFP и определение типа INTJ-INTP — чтобы помочь вам определить свой тип.

Узнайте о предпочтениях и функциях

У каждого типа личности есть четыре предпочтения и четыре основные функции. Это основные «ингредиенты», которые в совокупности составляют каждый тип личности. Я предоставляю общий обзор настроек в следующем разделе ниже. Узнав о предпочтениях, вы можете сделать следующий шаг и начать изучать 8 функций. В какой-то момент вы можете погрузиться еще глубже, работая над пониманием «функционального стека» и других элементов теории типов. Если предпочтения и функции являются основными «ингредиентами» типов, то функциональный стек — это «рецепт» или «формула». Он предсказывает степень использования каждой функции (т. е. относительную силу каждой функции), а также способы, которыми функции взаимодействуют, чтобы дать нам конечный продукт типа личности.

Прочтите о типах личности

Мы предлагаем онлайн-профили для каждого из 16 типов личности, а также многочисленные статьи, в частности, об Интуитивных (N) типах. Вы также можете изучить наши книги «Мой истинный тип» и «16 типов личности», которые призваны помочь вам уточнить и лучше понять свой тип.

8 предпочтений Майерс-Бриггс

Каждый тип личности имеет четыре основных предпочтения. Например, четыре предпочтения типа INFJ — это интроверсия (I), интуиция (N), чувство (F) и суждение (J).

Важно понимать, что ни одно предпочтение (или тип личности) не является по своей природе лучше или более желательным, чем другое. Чтобы нормально функционировать в обществе, нам нужны все типы личности. Поэтому суть в том, чтобы выяснить, к какому типу вы относитесь, а не к тому типу, которым вам хотелось бы быть.

Далее следует обзор четырех «дихотомий», каждая из которых состоит из двух противоположных предпочтений. Для тех из вас, кто увлекается математикой, это дает нам 4 дихотомии x 2 предпочтения на дихотомию = 8 доступных предпочтений.

Интроверсия (I) и экстраверсия (E)

Не все интроверты социально неуклюжи или антисоциальны, и не все экстраверты — социальные бабочки. При этом, как правило, верно, что интровертам нужно больше времени для себя, чем экстравертам. Некоторые интроверты могут чувствовать себя подавленными из-за слишком большого количества внешнего шума или активности, что побуждает их уединиться в тихих местах, чтобы отдышаться. Экстраверты, с другой стороны, нуждаются в внешней стимуляции, чтобы не скучать. Некоторые могут искать этого у людей, в то время как другие могут обратиться к физической активности или различным формам средств массовой информации.

I Интроверты. Внутреннее направление; нужно достаточно времени в одиночестве; медленно и устойчиво, сосредоточьтесь на
одной задаче за раз; сдержанный и осторожный

E Экстраверты. Внешний направленный; активный,
энергичный, общительный и напористый;
разносторонний с широким кругозором

Короче говоря, поскольку интроверты легче стимулируются собственным разумом, они часто счастливы в одиночестве. Экстраверты, напротив, менее самостимулируются и поэтому более склонны искать внешние источники стимуляции. Узнайте больше в нашем посте «Интроверт (I) – Экстраверт (E) Различия в личности, мотивации и мировоззрении».

Интуиция (N) и ощущение (S)

Согласно Юнгу, у нас есть два основных варианта восприятия информации: ощущение и интуиция. Валютой Интуиция является абстрактная информация, то есть информация, недоступная через пять основных чувств. Интуитивов привлекают идеи, закономерности, теории, фантазии, гипотезы и/или возможности. Им быстро надоедает повседневная конкретная деятельность. Они предпочитают заглядывать вглубь, чтобы понять, как работают вещи (или люди), а также то, как вещи связаны и взаимосвязаны. По этой причине им часто нравится обсуждать абстрактные вопросы, такие как теология, философия, политическая теория, психология и т. д. Рассматривая все как сложное и переплетенное, они также склонны понимать вопросы истины и морали менее традиционными или более тонкими способами.

N Интуитивность. Абстрактные, любопытные и ориентированные на идеи-
; задавать вопросы «почему»; откройте
разнообразным идеям, ценностям и образам жизни

S Датчики. Практичный и ориентированный на задачу;
предпочитают действие размышлению; excel в
обработка деталей и конкретных задач

Типы датчиков , напротив, обычно более практичны и «приземлены». Они больше дома обсуждают и участвуют в повседневных делах. В то время как интуитивы могут проводить много времени, размышляя и созерцая жизнь, сенсорики больше довольствуются тем, что просто живут ею. Они, как правило, ориентированы на задачу, делают то, что им нужно, без чрезмерного анализа вещей. Узнайте больше в нашем посте «Интуиция (N) против восприятия (S): ключевые различия».

Мышление (T) и Чувство (F)

Измерение «Мышление-Чувство» — единственная дихотомия, в которой пол, по-видимому, играет роль: мужчины чаще печатаются как Мыслители, а женщины — как Чувствующие. А так как это Типология 101, мы будем довольно кратко описывать эту дихотомию.

Мыслителей можно понять как предпочитающих «голову сердцу», логику чувствам. Они менее непосредственно озабочены потребностями других, больше сосредотачиваясь на преследовании своих собственных интересов и целей.

T Мыслители. Используйте логический анализ для
принятия решений; настроен на факты,
последовательность и справедливость

F щупальца. Принимать решения на основе ценностей
и заботиться о других;
чувствительный, заботливый и готовый к сотрудничеству

Чувствующие , напротив, больше соприкасаются со своими чувствами и эмоциями. Как правило, они более заботливы и сострадательны по отношению к другим людям. Дело не в том, что Мыслители не чувствуют или Чувствующие не думают, а только в том, что они отличаются степенью, в которой они руководствуются безличной логикой (T) по сравнению с чувствами и ценностями (F). Узнайте больше в нашей статье «Как мыслящие и чувствующие люди справляются с эмоциями».

Суждение (J) и Восприятие (P)

Измерение Суждение-Восприятие немного сложнее и может быть более запутанным, чем другие дихотомии. На данный момент наиболее важно знать, что J-P относится главным образом к внешнему поведению и установкам. Другими словами, речь идет не о том, как вы видите или понимаете себя изнутри, а о том, как другие могут видеть и характеризовать вас со стороны . Возможно, вы даже захотите спросить других, как они вас видят, чтобы помочь вам прояснить свои предпочтения J-P.

J Судьи. Внешне твердый, прямой,
и решительный, передающий закрытие;
планирующий и добросовестный

P Воспринимающий. Внешне открытый, восприимчивый
и адаптируемый; медленнее выражают
или навязывают свои суждения другим

Некоторые книги по типологии или веб-сайты могут заявлять что-то вроде: «Воспринимающие неряшливы, дезорганизованы, прокрастинируют и хронически опаздывают». Или: «Судьи опрятны, опрятны, организованы и взволнованы». Хотя такие черты можно объяснить с помощью более подробного анализа личности, их нельзя точно предсказать, основываясь только на классификации J-P. Поэтому для наших нынешних целей мы сохраним наши критерии J-P довольно простыми и лаконичными:

Судьи внешне тверды, прямолинейны, самоуверенны и решительны. Они более склонны, чем Воспринимающие, прямо заявлять о своих взглядах или пожеланиях. Другие могут обратиться к внешней силе Судей в ситуациях, требующих твердого решения или заключения.

Воспринимающие внешне восприимчивы и легко адаптируются. Они менее склонны открыто высказывать свое мнение или навязывать свою волю другим. Следовательно, они, правильно это или нет, часто воспринимаются как хорошие слушатели и непредвзятые в своем отношении к другим.

Чтобы уточнить свой тип личности и узнать больше о каждом из восьми предпочтений, обязательно изучите нашу книгу «Мой истинный тип: уточнение вашего типа личности, предпочтений и функций».

Подробнее:

8 функций (типология 201)

«Функциональный стек» (типология 301)

Переосмысление суждения (J) и восприятия (P) у интровертов

1.1000 Акции

Типология личности и секрет познания человека

В древности Гиппократ Косский, греческий врач пятого и четвертого веков до нашей эры, и Гален Пергамский, греческий врач и философ второго века нашей эры, разделили людей в виды. Эти типы были основаны, по их словам, на уровнях человека, которые они определили как четыре жизненно важные телесные жидкости, необходимые для питания, роста и метаболизма, в первую очередь возникающие в процессе пищеварения. Эти врачи считали, что чрезмерный уровень любой из этих жидкостей в человеке приводит к определенным, умеренно предсказуемым недостаткам и сильным сторонам характера.

В начале 1900-х годов швейцарский психиатр и психоаналитик Карл Юнг обнаружил большой интерес к тому факту, что он и его коллеги Альфред Адлер и Зигмунд Фрейд рассмотрели один и тот же клинический и научный материал и пришли к совершенно разным выводам, о которых он писал в его книга « Психологические типы ». Он стремился примирить теории Фрейда и Адлера и разработал свою собственную модель, в которой человек характеризуется сначала оценкой предпочтения в своем общем отношении (т. е. интроверсия против экстраверсии), затем предпочтением между двумя функциями восприятия (т. наконец, предпочтением между двумя функциями суждения (т. е. мышление против чувства).

Источник: Джошуа Эрл/Unsplash

Прошло почти 100 лет с тех пор, как Карл Юнг преобразовал мышление древних в глубокие и душевные нюансы (более) современной психологической модели, однако типологии Юнга так и не были подтверждены эмпирически. Он основывал свои теории на наблюдениях и анекдотах и ​​критиковал академическую науку.

Юнг писал:

Любой, кто хочет знать человеческую психику, почти ничего не узнает из экспериментальной психологии. Лучше бы ему бросить точную науку, снять мантию ученого, проститься с учебой и с человеческим сердцем побродить по свету. (Юнг, 1916)

Дихотомии черт и легендарное я

Изабель Бриггс Майерс, исследователь и практик теории Юнга, добавила четвертую дихотомию к модели Юнга (суждение против восприятия) в своем чрезвычайно популярном индикаторе типов Майерс-Бриггс. Дихотомии — это деления, представляющие противоположности, которые ведут нас к отождествлению себя либо с той, либо с другой чертой. Большинство популярных типологий личности в значительной степени опираются на дихотомию черт на каком-то уровне, однако такие разбиения носят одномерный характер. Сам Юнг однажды утверждал, что любой, кто является только интровертом или экстравертом, естественным образом попадает в сумасшедший дом.

Психолог-личностный психолог Дэн П. МакАдамс критически относился к любому подходу к пониманию личности в редукционистских терминах и особенно к характеристике человека исключительно с точки зрения личностных черт. В действительности люди часто противоречат категориям, в которые их помещают модели. МакАдамс (1995) писал: «Человека нельзя узнать, не зная черт. Но знать черты недостаточно». Он утверждал, что «психологи-личностные психологи должны прежде всего стремиться узнать людей» (McAdams, 1996).

При этом, по словам МакАдамса, нам лучше всего пройти через три уровня оценки, начиная с оценки общих черт личности, которую он называет личностной оценкой «Уровня 1», «первого уровня познания человека». Современные личностные психологи используют эмпирически проверенные наборы показателей черт, такие как опросник Большой пятерки, который оценивает экстраверсию, доброжелательность, добросовестность, негативную эмоциональность (часто называемую невротизмом) и непредубежденность (также известную как открытость опыту).

От начального уровня черт, говорит МакАдамс, проницательный оценщик переходит на второй уровень, зная личные проблемы:

«[Личные заботы] говорят о том, чего хотят люди, часто в определенные периоды их жизни или в определенных сферах жизни». действий и какие жизненные методы люди используют (стратегии, планы, средства защиты и т. д.), чтобы получить то, что они хотят, или избежать получения того, чего они не хотят, с течением времени, в определенных местах и/или в отношении определенных ролей» (МакАдамс). , 1996).

Источник: Дмитрий Ратушный/Unsplash

На «третьем уровне» мы получаем представление о чувстве единения смысла и цели человека, о его собственной концепции самоидентификации, которая особенно проявляется в том, как он рассказывает истории о себе. МакАдамс (1996) объяснил: «[Современные мужчины и женщины] создают… более или менее связные, последовательные и живительные истории, которые продуктивно и плодотворно интегрируют человека в общество и обеспечивают целенаправленную самоисторию».

Модели ошибочны, но потенциально полезны.

Коммерциализация психологии неизбежно сокращает и, следовательно, развращает. Следовательно, как члены коммерциализированного общества, мы всегда рискуем создать карикатуры на самих себя. Тем не менее, оценка личности может быть полезным предиктором поведения. По крайней мере, это может помочь нормализовать тревогу по поводу того, почему мы часто чувствуем, думаем и ведем себя определенным образом.

Знаменитый британский статистик Джордж Бокс однажды сказал: «Все модели ошибочны, но некоторые из них полезны». Типологические модели помогают нам понять континуумы ​​личности. Мы просто должны быть осторожны, чтобы не принять их точность или, что еще хуже, гороскопическое значение. С другой стороны, человеческие личности — это не просто непреодолимые единичные экземпляры. Многие популярные личностные тесты на самом деле являются лженаукой, но мы должны быть осторожны, чтобы не спутать этот факт с ложным представлением о том, что личность — это миф. Нет, это не так. Дело в том, что личность есть вещь. Оно не является фиксированным, но относительно стабильным, легко наблюдаемым и весьма существенным.

Даже точные науки сами строят и используют модели, обязательно прибегая к своим собственным формам редукционизма. Бокс (1979) рассуждал,

Было бы очень замечательно, если бы любая система, существующая в реальном мире, могла быть точно представлена ​​любой простой моделью. Однако искусно выбранные экономные модели часто действительно обеспечивают удивительно полезные приближения. Например, закон PV = RT, связывающий давление P, объем V и температуру T «идеального» газа через константу R, не совсем верен для любого реального газа, но часто обеспечивает полезную аппроксимацию, и, кроме того, его структура информативна, поскольку оно вытекает из физического взгляда на поведение молекул газа. Для такой модели нет необходимости задавать вопрос «Верна ли модель?» Если правда должна быть всей правдой, ответ должен быть «Нет». Единственный интересующий вопрос: «Является ли модель понятной и полезной?»

Секрет познания человека

В конце концов, у моделей есть свои ограничения. Почти наверняка лучший способ познать слои и отличительные черты своей собственной личности — и личности другого человека — это дружба.

Источник: Matheus Ferrero/Unsplash

Психолог и исследователь Михай Чиксентмихайи (1990) предположил: «Именно в компании друзей мы можем наиболее ясно ощутить свободу личности и узнать, кто мы на самом деле». Дружба выявляет разные части нас самих. К. С. Льюис (1960), автор книги «Хроники Нарнии », писал о том, как дружба оживляет определенные аспекты того, кто мы есть: «В каждом из моих друзей есть что-то такое, что только другой друг может полностью раскрыть. Сам по себе я недостаточно велик. призвать к действию всего человека; я хочу, чтобы другие огни, кроме моего собственного, показали все его грани».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *