Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Типологии личности по юнгу: Типология личности по Карлу Юнгу и влияние на культуру

Типология личности по Карлу Юнгу и влияние на культуру

Как зависит характер восприятия мира от психологического типа личности и какова природа архетипичных образов коллективного бессознательного в работах швейцарского психиатра и культуролога Карла Густава Юнга

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ

Имя Карла Густава Юнга часто ассоциируется с именем другого известного ученого-психиатра – Зигмунда Фрейда. Несмотря на то, что на момент знакомства ученых Юнг уже пользовался популярностью, работы и взгляды Фрейда оказали на него существенное влияние. Впрочем, осваивая и перенимая ряд постулатов фрейдизма, Юнг критически относился к некоторым выводам друга. Со временем градус противоречий между ними возрастал, а в итоге и вовсе произошел полный разрыв.

Карл Юнг

Wikimedia Commons 

Именно в этот период глухого одиночества и «внутренних колебаний с отсутствием почвы под ногами», как описывал его сам Юнг, он обращается к переживанию образов бессознательного.

Анализируя собственную психику, учёный приходит к выводу, что именно психологический тип обуславливает суждения индивида. 

Проблема типологии становится ключевой в исследованиях ученого. Результаты этого объемнейшего труда длиною в жизнь выражаются в книге «Психологические типы».  

ХАРАКТЕР ВОСПРИЯТИЯ МИРА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

Юнг выделяет две основные психологические направленности личности: 

   > интроверсия

   > экстраверсия

и две группы базовых функций (подтипов): рациональные и иррациональные. Подтипы определяют характер восприятия мира и зависят от того, на что опирается оценочное суждение личности – на логику (поддающуюся анализу) или на субъективное восприятие.

Рациональные функции Юнга:

  • чувство. Человеку с такой функцией трудно принимать решения. Он получает удовольствие от переживаний и «сладких страданий», а делая выбор, может совершать его не обдуманно, а скорее импульсивно – идя на риск.
    В зрелом возрасте у таких людей эмоциональный вектор нередко сменяется, так, что им становится свойственна  консервативность взглядов. Также они могут испытывать сложности с адаптацией к переменам. Например, Артюру Рембо эмоциональная экстраверсия сначала помогла стать гениальным поэтом и привлечь внимание современников, а позже – способствовала творческому выгоранию и отказу от писательства. 
  • мышление. Личности с таким подтипом опираются на логику: исходя из цепочек причинно-следственных связей, они прогнозируют возможные результаты. Взгляд индивида с функцией мышления охватывает процесс целиком, учитывая все мелочи и детали. Неспешные и собранные, такие люди, прежде всего, опираются на факты, уделяя особое внимание организации собственного времени. Склонность к мышлению в совокупности с интроверсией, вероятно, стала одним из факторов, позволивших Альберту Эйнштейну развить сложнейшую теорию относительности: учёный чётко планировал каждый свой день, был предельно собран, и методично анализировал необходимые факты, шаг за шагом двигаясь в нужном направлении.

К иррациональным функциям Юнг относит:

  • ощущение. Люди с такой функцией обладают сенсорным типом восприятия. Они интересуются преимущественно настоящим, проживают каждый момент во всей его полноте, все предметы для них «существуют» только если они обладают сенсорными характеристиками: весом, объёмом, цветом и т.д. Категории добра и зла оцениваются такими людьми через переживание – то есть личный опыт. Для них актуален эмпирический путь познания – наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение. Известный эмпирик Фрэнсис Бэкон стал одним из наиболее выдающихся английских философов благодаря убежденности, что каждое явление окружающей действительности можно испытать.
  • интуиция. Личности с интуитивной функцией нетерпеливы, стремительны, зачастую они отвергают накопленный коллективный опыт (прошлое) и реальность (настоящее), предпочитая в любой ситуации руководствоваться собственными убеждениями. Такие люди не зависят от оценки окружающих. Особое внимание интуиции уделял Рене Декарт, подразумевая под ней новые, несводимые к логике формы познания. Имея склонность опираться на интуитивные суждения, философ не признавал никаких теорий без интуитивных (априори ясных) аксиом и был убеждён в том, что главное в человеке – способность мыслить. Одно из наиболее известных выражений ученого: «Я мыслю, следовательно, существую».

Сочетание направленности и функции формирует восемь психологических типов личности. Например: 

   > Экстравертный мыслительный тип

   > Экстравертный чувствующий тип

   > Интровертный интуитивный тип

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ: ОСОБЫЙ ТИП ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕ ЧЕЛОВЕКА

Развивая теории Фрейда, Юнг формирует новую категорию – коллективное бессознательное, определяющую вид психической действительности вне личности. «Оно», как назвал бессознательное Фрейд, базируется на опыте древнего человека, мифах, образах и генетической памяти, передаваемой из поколения в поколение. Коллективное бессознательное буквально представляет собой «память предков» – то есть последовательные воспоминания, накапливающиеся не в сознании конкретного человека, а в сознании целого рода.

Однако, всего одной обобщенной категории было недостаточно для всеобъемлющего анализа психических процессов, поэтому Юнг ввёл понятие «архетип» – и выявил целый ряд базовых образов коллективного бессознательного, опираясь на искусство, религиозные аспекты и переживания духовных практик.

Архетип – особая программа восприятия и реакций на окружающую действительность, заложенная в человеке с рождения. Юнг связывал каждый архетип с тенденцией к самовыражению и, как культуролог, придавал большое значение искусству. Поэтому бессознательное у Юнга имеет скорее культурную природу, в то время как у Фрейда – личностную, физиологическую.

 

Шесть архетипов Юнга:

  • Анима – бессознательное женское в мужчине. Образ Девы Марии, матери, Моны Лизы;

  • Анимус – бессознательное мужское в женщине. Образ Иисуса, отца, Дон Жуана;

  • Персона. Социальная роль человека, навязанные в детстве стереотипы, потребность соответствовать общественному поощрению. Образ маски вместо подлинной личности;

  • Тень. Бессознательно отзеркаленные установки, настойчиво утверждаемые в сознании индивида. Всё неприемлемое, аморальное, вытесняемое. Образ Сатаны, Гитлера. Противопоставляется Персоне;

  • Самость. Гармоничный архетип, стремящийся к целостности. Благодаря ему регулируется ядро личности;

  • Мудрец. Образ Пророка, жизненной мудрости и познания

АРХЕТИПЫ ЮНГА В КУЛЬТУРЕ

Архетипы прослеживаются буквально во всех сферах жизни общества – это и логотипы известных компаний, и герои фильмов, книг или легенд, и яркие культурные образы. Наиболее наглядно они проявляются в изобразительном искусстве – ведь каждая картина визуализирует представления о тех или иных объектах с точки зрения художников, каждый из которых, в свою очередь, испытывает влияние определенных архетипов.

Анимус и Анима, противопоставленные друг другу, представляют собой гендерные столпы личности. Эти архетипы неосознаваемы и ведут непосредственно к бессознательному. Связь Анимы и бессознательного можно увидеть, например, в обрядах шаманов, часто использующих при подготовке к ритуалам женскую атрибутику, одежду и украшения. Отличный пример визуального представления бессознательного — картины перуанского шамана и художника Пабло Амаринго.

Пабло Амаринго

 

Проявление Анимы заметны в православных иконах: мужчины часто изображены с длинными волосами, тонкими изящными чертами лица, узкими запястьями, нередко они полностью лишены намеков на усы или бороду.

Андрей Рублев. Икона Архангела Михаила из Звенигородского чина. Начало XV века

Государственная Третьяковская галерея

Анима, как женская часть бессознательного, формирует в мужчине эмоциональность, раздражительность, а в некоторых случаях даже истеричную чувствительность. Анимус же – мужская часть бессознательно в женщине, напротив, апеллирует к таким понятиям как всеобщая совесть, создающая общественное мнение, облик морали и поощряемой добродетели. Характерный пример — Жанна Д’Арк, осваивающая исключительно мужское, относительно ее времени, занятие. Бессознательный Анимус сформировал в мышлении героини образ чести и доблести, создал конечную цель, подталкивая ее к кардинальным решениям. Визуализации Жанны Д’Арк также зачастую связаны именно с мужской атрибутикой (доспехи, мужская одежда, оружие).

Жан Огюст Доминик Энгр. Жанна д’Арк на коронации Карла VII в Реймском соборе. 1854

Лувр, Париж

 

Персона и Тень нередко противопоставляются друг другу, как то, что формируется под давлением общества, и то, что вытесняется, как неприемлемое и аморальное. Эти архетипы лежат в основе романа «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Именно так, как уживались в одном человеке две сущности – порядочный доктор и распутный преступник, – существуют в бессознательном Персона и Тень.

Самость, как отмечает Юнг, – противоречивый архетип, составляющий подлинную личность со светлыми и темными сторонами. После развития Самости от нее отделяется Эго (негативная часть), как, по мнению самого Юнга, от Бога отделился Сатана. Тем не менее, парадоксальность Самости (признание добра и зла, мужского и женского, интеллектуального и глупого) делает этот архетип индивидуальным и коллективным одновременно, создавая неповторимые черты каждого человека.

Под архетипом Мудреца понимается стремление личности к открытиям, опыту и знаниям. Ярким примером служит персонаж знаменитой трилогии «Властелин Колец» – маг Гэндальф. Как и сам архетип, герой появляется в те минуты, когда необходимо принять решение или найти выход. Нередко развитый архетип Мудреца приводит к озарению через сновидения, пограничные состояния или мистический опыт, часто граничащий с затворничеством и безумием.

Приведенные установки Юнг считал бессознательными веяниями, вытесненными травматичным опытом. Со временем они могут приобретать деструктивный характер, изматывая человека вытесненными аспектами и необходимостью подавлять определенные черты своей личности. В то же время проявления любого психотипа, подчиненные воле и ориентированные на сознание, позволяют человеку не только проявлять себя в культуре или науке, но и, в первую очередь, гармонично существовать с самим собой.

На обложке: Андре Массон. Автоматический рисунок. 1925. Нью-Йоркский музей современного искусства

Психологические типы К.

Г. Юнга Психологические типы К. Г. Юнга

Татьяна Прокофьева

Психологические типы К. Г. Юнга

Талантливый ученик и соратник З. Фрейда, Карл Густав Юнг (1875 – 1961), швейцарский ученый, психиатр и психотерапевт, имел большую психиатрическую практику, которую вел около шестидесяти лет. В процессе работы он систематизировал свои наблюдения и пришел к выводу, что между людьми существуют устойчивые психологические различия. Это различия в восприятии действительности. Юнг заметил, что структура психики, описанная З. Фрейдом, проявляется у людей не одинаково, ее особенности связаны с психологическим типом. Изучая эти особенности, Юнг описал восемь психологических типов. Разработанная типология, десятилетиями применявшаяся и уточнявшаяся в практике самого Юнга и его учеников, получила воплощение в книге «Психологические типы» [К.Г. Юнг. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995.], вышедшей в 1921 году.

С точки зрения типологии К. Г. Юнга каждый человек имеет не только индивидуальные черты, но и черты, свойственные одному из психологических типов. Этот тип показывает относительно сильные и относительно слабые места в функционировании психики и тот стиль деятельности, который предпочтительнее для конкретного человека. «Два лица видят один и тот же объект, но они видят его не так, чтобы обе, полученные от этого картины, были абсолютно идентичны. Помимо различной остроты органов чувств и личного уравнения часто бывают глубокие различия в роде и размере психической ассимиляции воспринимаемого образа»,– писал Юнг [К.Г. Юнг. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995.].

Каждого человека можно описать в терминах одного из юнговских психологических типов. При этом типология не отменяет всего многообразия человеческих характеров, не устанавливает непреодолимых преград, не мешает людям развиваться, не налагает ограничений на свободу выбора человека. Психологический тип – это структура, каркас личности. Множество разных людей одного и того же типа, имея большое сходство во внешности, манерах, особенностях речи и поведения, не будут похожи друг на друга абсолютно во всем. Каждый человек имеет свой интеллектуальный и культурный уровень, свои представления о добре и зле, свой жизненный опыт, собственные мысли, чувства, привычки, вкус.

Знание своего типа личности при этом помогает людям найти именно свои средства к достижению целей, быть успешными в жизни, выбирая наиболее приемлемые виды деятельности и достигая в них наилучших результатов. По мнению составителя хрестоматии [Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: «Бахрах», 1996.], «юнговская типология помогает нам понять, сколь различным образом люди воспринимают мир, сколь разными критериями они пользуются в действиях и суждениях».

Для описания наблюдений К. Г. Юнг ввел новые понятия, которые легли в основу типологии и позволили применить аналитические методы к изучению психики. Юнг утверждал, что каждый человек изначально ориентирован на восприятие либо внешних сторон жизни (внимание преимущественно направлено на объекты внешнего мира), либо внутренних (внимание преимущественно направлено на субъект). Такие способы осознания мира, себя и своей связи с миром он назвал установками человеческой психики. Юнг определил их как экстраверсию и интроверсию:

Экстраверсия есть, до известной степени, переложение интереса вовне, от субъекта к объекту» [К.Г. Юнг. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995.].

Интроверсией Юнг назвал обращение интереса внутрь, когда «мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение» [К.Г. Юнг. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995.].

В мире нет ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, но каждый из нас более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках. «Каждый человек обладает общими механизмами, экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес одного или другого определяет тип» [К.Г. Юнг. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995.].

Далее К. Г. Юнг ввел понятие психологических функций. Опыт работы с пациентами дал ему основания утверждать, что одни люди лучше оперируют с логической информацией (рассуждения, умозаключения, доказательства), а другие – с эмоциональной (отношения людей, их чувства). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствие, восприятие в целом, инстинктивное схватывание информации), другие – более развитыми ощущениями (восприятие внешних и внутренних раздражителей). Юнг выделил на этом основании четыре базовые функции: мышление, чувство, интуицию, ощущение и определил их так:

Мышление есть та психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях.

Чувство есть функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо – плохо, красиво – некрасиво.

Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Интуиция – это своего рода инстинктивное схватывание, достоверность интуиции покоится на определенных психических данных, осуществление и наличность которых остались, однако, неосознанными.

Ощущение – та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. Ощущение базируется на прямом опыте восприятия конкретных фактов.

Наличие у каждого человека всех четырех психологических функций дает ему целостное и уравновешенное восприятие мира. Однако эти функции развиваются не в одинаковой степени. Обычно одна функция доминирует, давая человеку реальные средства для достижения социального успеха. Другие функции неизбежно отстают от нее, что ни в коем случае не является патологией, а их «отсталость» проявляется лишь в сравнении с доминирующей. «Как показывает опыт, основные психологические функции редко или почти никогда не имеют равной силы или одинаковой степени развития у одного и того же индивидуума. Обычно та или другая функция перевешивает как в силе, так и в развитии» [К.Г. Юнг. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995.].

Если же у человека, например, мышление оказывается на одном уровне с чувством, то, как писал Юнг, речь идет «об относительно неразвитом мышлении и чувстве. Равномерная сознательность и бессознательность функций является признаком примитивного состояния духа» [К.Г. Юнг. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995.].

По доминирующей функции, которая накладывает свой отпечаток на весь характер индивида, Юнг определял типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий. Доминирующая функция подавляет проявления остальных функций, но не в равной степени. Юнг утверждал, что «чувствующий тип больше всего подавляет свое мышление, потому что мышление, скорее всего, способно мешать чувству. И мышление исключает, главным образом, чувство, ибо нет ничего, что было бы так способно мешать и искажать его, как именно ценности чувства». Здесь мы видим, что Юнг определял чувство и мышление как альтернативные функции. Точно так же он определил и другую пару альтернативных функций: интуиция – ощущение.

Юнг разделил все психологические функции на два класса: рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (интуиция и ощущение).

«Рациональное есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему».

Юнг определял разум, как ориентацию на нормы и объективные ценности, накопленные в социуме.

Иррациональное по Юнгу – это не что-то противоразумное, а лежащее вне разума, на разуме не основанное.

«Мышление и чувство являются функциями рациональными, поскольку решающее влияние на них оказывает момент размышления, рефлексии. Иррациональные же функции суть те, целью которых является чистое восприятие, таковы интуиция и ощущение, потому что они должны для полного восприятия как можно более отрешиться от всего рационального. … В соответствии со своей природой [интуиция и ощущение] должны быть направлены на абсолютную случайность и на всякую возможность, поэтому они должны быть совершенно лишены рационального направления. Вследствие этого я обозначаю их как функции иррациональные, в противоположность мышлению и чувству, которые суть функции, достигающие своего совершенства в полном согласовании с законами разума» [К.Г. Юнг. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995.].

И рациональный, и иррациональный подход могут сыграть свою роль в решении разных ситуаций. Юнг писал: «слишком большое ожидание или даже уверенность в том, что для каждого конфликта должна существовать возможность разумного разрешения, может помешать его действительному разрешению на иррациональном пути».

Используя введенные понятия, Юнг построил типологию. Для этого он рассмотрел каждую из четырех психологических функций в двух установках: как в экстравертной, так и в интровертной и определил соответственно 8 психологических типов. Он утверждал: «как экстравертированный, так и интровертированный тип может быть или мыслительным, или чувствующим, или интуитивным, или ощущающим». Подробные описания типов Юнг привел в своей книге «Психологические типы». Для лучшего понимания типологии Юнга сведем все 8 типов в таблицу (табл. 1).

Таблица 1. Психологические типы К. Г. Юнга

 РациональныеИррациональные
ЭкстравертыЭкстравертный мыслительный тип

Экстравертный чувствующий тип

Экстравертный ощущающий тип

Экстравертный интуитивный тип

ИнтровертыИнтровертный мыслительный тип

Интровертный чувствующий тип

Интровертный ощущающий тип

Интровертный интуитивный тип

Не следует забывать, что живой человек, хотя и принадлежащий к какому-то из типов личности, не станет всегда проявлять типологические черты. Речь идет лишь о предпочтениях: ему удобнее, легче поступать в соответствии со своим психологическим типом. Каждый человек успешнее в деятельности, свойственной его типу личности, но он при желании имеет полное право развивать в себе и применять в жизни и в работе и свои слабые качества. При этом необходимо знать, что такой путь менее успешен и часто ведет к невротизации. Юнг писал, что при попытках изменить тип личности человек «становится невротическим, и его излечение возможно только через выявление естественно соответствующей индивидууму установки» [К.Г. Юнг. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995.].

 

Еще статьи по теме на сайте НИИ СОЦИОНИКИ
1999 г.

юнгианских типов личности: простое введение

Перейти к содержимому

Предыдущий Следующий

  • Посмотреть увеличенное изображение

Карл Юнг был пионером раннего психолога и одним из первых исследователей типов личности. Его юнгианские типы личности во многом повлияли на наше понимание личности. Вот некоторые из его представлений о людях: экстраверты или интроверты? Являются ли они сенсорными или интуитивными? Они думают или чувствуют?

Резюме проекта «Мир труда»

 

Отказ от ответственности

Прежде чем читать что-либо еще по этой теме, мы хотели бы, чтобы вы знали, что некоторые люди считают типы личности спорными. Мы часто получаем противоречивые и противоречивые отзывы о том, что мы написали в этой области. Есть те, кто думает, что мы слишком их поддерживаем. И те, кто думает, что мы слишком пренебрежительно или критично относимся к ним. Это явно разделяющая тема.

Также мы не специалисты и не вникаем в большие глубины. Однако мы общаемся и учимся у людей, более осведомленных, чем мы. По сути, мы просто пытаемся дать людям представление об этих темах. Это делается для того, чтобы они могли узнать больше, если захотят.

Приготовьтесь к этому, возьмите щепотку соли и читайте дальше…

Карл Юнг

Карл Юнг родился в 1875 году. 1961. Карл получил психиатрическое образование и одно время был участником психоаналитического движения Фрейда. Затем он ушел со своей собственной аналитической психологией. Сегодняшние практикующие, вероятно, отнесли бы его к психотерапевтам.

Модель личности Юнга

Модель личности Юнга и его классификация личностей в его типологии учитывают как сознательные, так и бессознательные аспекты разума. Частично это было выведено из наблюдения за другими, но в основном основано на интроспективном исследовании психических процессов от первого лица. Это происходило через его собственный опыт и опыт его клиентов в анализе.

По его собственным словам, Юнг рассматривал свою типологию как: « критический аппарат, служащий для сортировки и организации сумбура эмпирического материала, но ни в коем случае не для того, чтобы навешивать ярлыки на людей с первого взгляда. Это… критическая психология, имеющая дело с организацией и разграничением [психологических] процессов, которые могут быть показаны как типичные »[Собрание сочинений Юнга 6, предисловие к аргентинскому изданию.]

Типология Юнга

Типология Юнга рассматривает людей как имеют три парные области умственной обработки. Это две установки: интроверсия или экстраверсия, а также функции мышления или чувства и ощущения или интуиции.

Известно, что Юнг изобрел термины интроверсия и экстраверсия. Термины, полученные из латыни, означают «повернуть внутрь» и «повернуть наружу» соответственно. Для целей этой статьи мы предполагаем, что читатели приблизительно понимают, что они имеют в виду. Юнг рассматривал интроверсию и экстраверсию вовсе не как « черт характера, а как механизмы, которые могут как бы включаться или выключаться по желанию » и что « только из их привычного преобладания развиваются соответствующие признаки».0014» [Юнг Собрание сочинений 6, параграф 479].

Помимо изобретения интроверсии и экстраверсии, Юнг описал в своей типологии две основные «рациональные» функции и две основные «иррациональные» функции. Две основные «рациональные» функции связаны с суждением (т. е. оцениванием) и представляют собой мышление и чувство. Две «иррациональные» функции связаны с восприятием и называются «ощущением и интуицией».

Когда мы соберем все это вместе, мы увидим, что на самом деле Юнг определял широкие области ментальной обработки, или, как говорит юнгианский аналитик доктор Джон Биб, «различные типы сознания» [Energies and Patterns in Psychological Types, Routledge, p3 ].

Наш характер может зависеть от того, как мы реагируем на события

Приоритеты лидерства и управления в 2023 году. менеджеры людей должны сосредоточиться на в наступающем году.

На 2023 год мы определили четыре основных направления деятельности. Прочтите все о них и о том, что мы о них думаем, в нашем техническом документе: «Лидерство и управление в 2020 году: человеческое внимание в неспокойные времена»

Юнгианские личности

В модели Юнга все представляют собой смесь. Он ясно дал понять, что у всех нас есть и отношение, и все четыре функции. Как он говорит, «типичная установка всегда означает просто относительное преобладание одного механизма» [Юнг, собрание сочинений 6, параграф 6]. Важно отметить, что это отличается от динамики более позднего MBTI и постъюнгианского типа.

Хотя у всех нас есть и отношение, и все четыре функции, люди могут стать несколько односторонними. Они могут укорениться в используемых ими психических процессах. Когда это происходит, один психический процесс становится относительно более сознательным, дифференцированным, ценным и утонченным. В то же время другой становится относительно бессознательным и обесценивающимся.

На то, кто мы есть, влияет множество различных факторов.

На самом деле мы склонны видеть, что люди не имеют равномерно сбалансированных профилей. Вместо этого они, как правило, имеют зубчатые. Другими словами, они могут быть сбалансированы между противоположными процессами одного измерения и чрезвычайно ориентированы на один процесс, а не на другой в другом измерении. Люди более склонны иметь проблему односторонности в одних измерениях, чем в других.

Важно отметить, что ни Юнг, ни MBTI не имеют метода количественной оценки количества или силы предпочтения между функциями. Тип – это качественная модель. Он просто направлен на то, чтобы посмотреть, к какому пути человек склонен естественным образом, а не на «размер» этой тенденции. Однако стоит отметить, что чем более поляризован человек, тем больше проблем он может создать. Кстати, стоит отметить, что проблемы возникают, когда люди поляризуются и принимают чью-то сторону, считая один способ восприятия или оценки реальности правильным, а другой — неправильным. Легко понять, насколько актуальна эта проблема для нынешнего политического климата, в котором мы живем9.0003

Последнее, что стоит упомянуть о Юнге, это то, что вся его работа посвящена развитию человеческого потенциала. Он специально предлагает, чтобы люди изменились. Что они могут превзойти и примирить противоположности, и при этом стать более целостными и сбалансированными личностями. Тип сам по себе является динамической вещью, которую всегда нужно рассматривать в контексте разработки.

Восемь юнгианских типов личности

Исследуя перестановки, возможные благодаря двум установкам интроверсии и экстраверсии и четырем функциям мышления или чувства и ощущения или интуиции, мы можем увидеть, что существует восемь основных юнгианских типов личности.

Например, кто-то может быть преимущественно «экстравертным, интуитивным, думающим» человеком. Помните, что это означает, что, хотя у них есть все остальные функции, они тяготеют к экстраверсии, интуиции и мышлению. В результате эти процессы становятся развитыми и занимают центральное место в их идентичности. Остальные семь функций-установок, как их назвали более поздние авторы, все еще существуют. Они просто существуют на разных уровнях бессознательности и более низкого развития.

Хотя люди с одинаковыми типами личности и предпочтениями в отношении определенных психических процессов могут иметь что-то общее и действовать сходным образом, они все же могут быть очень разными как личности. Они вовсе не тождественны, просто их объединяет широкая системная направленность на определенные психические процессы. И их предпочтения по отношению к этим процессам могут быть разной силы.

Личность можно рассматривать на многих уровнях. Юнг полностью осознавал «личностный» уровень, более предпочитаемый Фрейдом. С этой точки зрения нас формируют определенные события в нашей жизни. В то время как каждая из функций Юнга взаимодействует с реальностью определенным абстрактным общим «способом», она может проявляться на индивидуальном уровне во множестве уникальных выражений, в зависимости от того, как она развивается вместе с нашим жизненным опытом.

Другими словами, все мы являемся типом личности и уникальными личностями одновременно. Это просто зависит от того, на каком уровне вы смотрите.

Типы личности и черты поведения

Стоит кратко остановиться на связи между типами личности и чертами поведения. То, что мы описали выше, — это типы личности. Черты поведения — это аспекты нашего поведения, которые наблюдаются и оцениваются. Например, личностный тест «большой пятерки» рассматривает поведенческие черты.

Динамика на уровне функциональных систем разума, «различные типы сознания», которые Юнг исследовал в своей модели личности, являются одним из основополагающих факторов, влияющих на наше поведение. В свою очередь, это поведение можно измерить как поведенческие черты в моделях личности, основанных на чертах, таких как Большая пятерка. Однако отношения и причинно-следственная связь сложны, и основная функциональная тенденция, описываемая типом, является одним из множества факторов, влияющих на поведение.

Эта взаимосвязь между типом и чертой проявляется в том факте, что более поздние исследования показали значительную, но далекую от идеальной корреляцию между MBTI и данными большой пятерки.

Те, кто работает над типами и чертами, на самом деле говорят об одном и том же — личности. Они просто делают это из разных, но связанных психологических парадигм. Как соотносятся эти две точки зрения, пока неясно, но они явно связаны. К сожалению, до тех пор, пока не будет больше ясности в отношениях между ними, мы можем продолжать наблюдать диссонанс, который испытывают некоторые ученые.

Наш онлайн-курс по руководству изменениями объединяет несколько теорий изменений и дает отличные знания о том, как мыслить и руководить изменениями инклюзивным образом. Вы можете купить его на Udemy.

Udemy

Дополнительная информация

Мы прекрасно понимаем, что совсем не являемся экспертами в этой области. Тем не менее, на нашем веб-сайте мы кратко рассмотрели ряд личностных тестов. К ним относятся Myers Briggs, Discovery Insights, Merrill-Reid, Birkman и Big Five, а также некоторые другие вещи, такие как личности типа A и типа B. Пожалуйста, рассматривайте наши сообщения по этим темам как отправную точку для дальнейшего чтения и понимания. Кстати, вам также может быть интересно прочитать о темной триаде типов личности.

Личностные тесты могут помочь людям улучшить самосознание. Это одна из причин, по которой люди их делают. Если хотите, вы можете послушать наш подкаст о самосознании через плеер ниже.

Представление проекта «Мир труда»

Многие современные оценки личности, такие как MBTI, восходят к модели личности Юнга. Модель Юнга и ее потомки являются полезными инструментами, помогающими людям понять различные аспекты себя и других. Повышенное самосознание, которое приходит с пониманием своей личности, может помочь людям расти и продолжать развиваться как личности. Это было в значительной степени частью основного намерения Юнга.

Стоит отметить, что модель Юнга не дает количественной категоризации поведения. Однако это не его цель.

Наш подкаст.

Наш подкаст — отличный способ узнать больше о сотнях увлекательных тем из мира труда.

Spotify

Другие