Типология лидеров и их функции лидеров
Главная | Книги по политологии | Мухаев: ПОЛИТОЛОГИЯ | Типология лидеров и их функции лидеров |
Проявления лидерства достаточно разнообразны. Предпринимавшиеся попытки их классификации и типологизации вызваны желанием спрогнозировать вероятное поведение лидеров на основе тех или иных признаков (переменных). В зависимости от количества классификационных признаков й их содержания системы типологий бывают простыми и сложными. Так, количественный показатель (число лидеров) позволяет «развести» единоличное лидерство и коллективное.
Типологию лидерства на основе учета личных качеств лидера и конкретной ситуации, в которой он выполняет свои функции, предложил немецкий социолог М. Вебер в работе «Харизматическое господство». В качестве классификационного признака он выдвинул понятие «авторитет», которое определяет как «вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей». Способность отдавать приказы и ожидать их выполнения основана на различных ресурсах власти. Соответственно М. Вебер выделил три типа господства — традиционное, рационально-легальное, харизматическое.
Традиционное лидерство опирается на обычаи и традиции, силу привычки, которые уходят корнями в далекое прошлое. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции передачи власти по наследству: право на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Это тот тип авторитета, которым некогда пользовался вождь племени, глава рода, монарх. Хотя данный тип лидерства сходит со сцены, тем не* менее он до сих пор сохраняется в ряде стран (например, в некоторых странах Персидского залива).
Харизматическое лидерство основано на вере в богоизбранность личности, в исключительные качества данного человека. Харизматическая власть, отмечал М. Вебер, «характеризуется личной преданностью подданных человеку и их верой только в его личность, которую отличают выдающиеся качества, героизм или другие отличительные свойства, превращающие его в вождя». Именно такова харизматическая власть, которой пользовались пророки, а в области политики — военачальник, получивший одобрение на плебисците, суверен, «великий демагог или глава политической партии». Харизматическое лидерство присуще переходным обществам, проводящим модернизацию, поэтому харизматическое господство может создавать условия либо для традиционной власти (например, для возвращения к институту монархии), либо для рационально-легальной. Особенность харизматической власти состоит в том, что она лишена каких-либо объективных оснований (например, не опирается на закон, традицию), а существует благодаря исключительно личным качествам харизматического лидера, веры в него.
Рационально-легальное лидерство олицетворяет бюрократия. Власть авторитета признается в силу «легальности», в силу веры в правомерность правового статуса и «компетенции», основанной на рационально установленных законах. Власть опирается на единый и принятый всем обществом свод правовых норм. Компетенция каждого носителя власти обусловлена конституцией и правовыми нормами. Рационально-легальное лидерство получает распространение во все большем количестве государств, а традиционное и харизматическое лидерства сходят с исторической сцены.
Одной из наиболее современных и общераспространенных типологий лидеров является система М. Херманн, которая классифицирует лидеров на основе имиджа. «Имидж» в переводе с английского означает «образ». Это визуальная привлекательность личности. Естественно, каждый человек живет признанием себя другими, это тем более свойственно лидерам. М. Херманн выделяет четыре образа лидеров (по подобию идеальных типов М. Вебера) на основе учета четырех переменных: характера лидера; свойств его сторонников; способов взаимосвязи лидера и его сторонников; конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство.
Первый собирательный образ лидера — это лидер-знаменосец. Его отличают собственный взгляд на реальность, наличие оораза желаемого будущего и знание средств его достижения. Такой лидер определяет характер происходящего, темпы и способы преобразований. Для понимания данного типа лидерства важно знать личные черты лидера, средства его воздействия на своих сторонников. К лидерам-знаменосцам можно отнести М. Ганди. В. И. Ленина. Мартина Л. Кинга и др.
Второй собирательный образ лидера — лидер-служитель. Он достигает признания через выражение интересов своих приверженцев. Лидер действует от их имени, он — агент группы. На практике лидер-служитель руководствуется тем, что от него ожидают, во что верят и в чем нуждаются его избиратели. Примером такого типа лидеров можно назвать Л. И. Брежнева, К. У. Черненко, выражавших интересы партийной бюрократии.
Третий образ — лидер-торговец. Существенная черта его заключается в способности уоедить. Президент США Г. Трумэн заметил, что «суть власти президента в том, чтобы объединить людей и попытаться убедить их делать то, что они должны делать без всякого убеждения». Признания со стороны своих сторонников он добивается знанием их потребностей, желанием их удовлетворить. Благодаря способности убеждать лидер-торговец вовлекает приверженцев в претворение своих планов. Образцом подобного типа лидера можно считать Р. Рейгана.
Четвертый образ — лидео-пожаоный. Его отличает быстрая реакция на насущные треоования времени, сформулированные его’ сторонниками. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию. Большинство лидеров в современных обществах может быть отнесено именно к этому типу. Выделение четырех собирательных образов лидеров в достаточной мере условно, поскольку в чистом виде такие типы встречаются редко. Чаще всего в лидерстве одной личности на различных этапах ее политической карьеры сочетаются те или иные свойства каждого из перечисленных идеальных типов.
Заметная нивелировка различий лидеров демократических обществ с точки зрения их имиджа, личных достоинств была предсказана еще в начале XX в. Г. Лебоном, который, в частности, писал: «Более серьезным недостатком демократии является возрастающая посредственность людей, стоящих во главе управления. Им нужно только одно существенное качество: быть всегда готовыми говорить тотчас же о чем бы то ни было, находить сразу правдоподобные или по крайней мере громкие аргументы в ответ своим противникам». Данное обстоятельство заставляет искать иные системы типологий, позволяющие выделять специфику лидеров в различных странах.
В последнее время доминируют классификации лидеров по стилю поведения. Эти классификации позволяют прогнозировать действия того или иного руководителя. Поведенческие концепции лидерства акцентируют внимание на его результативности и эффективности. В этом случае составляющими эффективности являются методы поддержания или проведения политического курса, способы реагирования на возникающие проблемы и потребности населения, характер взаимодействия лидера со своими сторонниками и другими участниками политического процесса. Наиболее характерные черты политического стиля позволяют определить тип лидера, его эффективность для конкретных условий, предсказуемость действий. Можно выделить пять политических стилей по степени доминирования тех или иных качеств: параноидальный, демонстративный, компулъсивный, депрессивный и шизоидальный, хотя в истории встречаются лидеры, сочетающие несколько стилей.
Параноидальный политический стиль. Ему соответствует тип лидера, которого можно обозначить термином «хозяин». Такой личности свойственны подозрительность, недоверие к другим, сверхчувствительность к скрытым угрозам и мотивам, постоянная жажда власти, контроля над другими людьми. Его поведение и действия часто непредсказуемы. Политик параноидального стиля не приемлет другой точки зрения, кроме собственной, отвергает любую информацию, не подтверждающую его теории, установки и убеждения.
Тип мышления подобного политика инверсионный, когда реальность рассматривается через крайности «белое» — «черное», а люди делятся на «врагов» и «друзей». Стремление лидера к безграничной власти обеспечивается им путем постоянных манипуляций подчиненными, интригами и столкновениями их друг с другом в собственных интересах. Подобный стиль часто сопровождается желанием любой ценой подавить или унизить другого политика, даже вопреки элементарной логике.
Опасность такого лидера состоит в том, что его стиль может совпадать с политическим поведением широких масс в обществах без устойчивых демократических традиций, со слабой политической культурой. Ненависть к другим, подозрительность и озлобленность лидера формируют обстановку всеобщего страха, доносительства, поиска «врагов», что может привести к установлению тоталитарных режимов. Подобный политический стиль не столь эффективен внешне, но может обладать значительным ресурсом мобилизации населения, способен решать стратегически важные задачи в исторически ограниченные сроки, последовательно осуществлять свой политический курс. Однако «хозяин» может эффективно лидировать, только опираясь на развитую карательную систему, политический террор. Представителями параноидального политического стиля могут считаться И. В. Сталин, Иван Грозный.
Демонстративный политический стиль. Он характерен для типа лидера, которого можно назвать «артист», поскольку он всегда «играет на публику». Его отличает любовь к демонстрациям, он охвачен страстным желанием нравиться, постоянно привлекать к себе внимание. Во многом его поведение, политические действия зависят от того, нравится он другим, любим он толпой или нет. Вследствие этого он достаточно «управляем», предсказуем, может потерять бдительность, наслушавшись льстецов. Однако он может лишиться самообладания, столкнувшись с критикой в свой адрес. В таком случае реализация продуманного политического курса оказывается невозможной в силу изменения мотивации политического поведения, в которой теперь превалирует желание получить у масс одобрение и политическое признание любой ценой. Ориентация на подобные стимулы вынуждает лидера приносить в жертву не только общественно значимые интересы, но даже свои собственные политические убеждения.
Менее всего представители демонстративного стиля предрасположены к упорной и созидательной работе, рассчитанной на длительное время. Они хороши в переломные моменты (в ситуациях недовольства, разочарования), когда надо «завести» и повести за собой толпу. Однако надолго их энергии не хватает, они, как правило, оказываются неспособными завершить начатое дело. «Артисты» более эмоциональны, чем прагматичны. К подобному стилю лидерства можно отнести А. Ф. Керенского, Л. Д. Троцкого, В. В. Жириновского.
Компульсивный политический стиль обычно характерен для лидера, собирательный образ которого можно обозначить тер» мином «отличник». Ему свойственно почти навязчивое желание делать все наилучшим образом, независимо от возможностей. Стиль его поведения характеризуют напряженность, отсутствие легкости, гибкости, маневра. Он постоянно озабочен, мелочен, слишком пунктуален, догматически подходит ко всем инструкциям, правилам, что нередко служит причиной конфликтов во властных структурах. Особенно дискомфортно «отличник» чувствует себя в экстремальных условиях, когда необходимо быстро принимать решения, использовать нестандартные методы. Любые отклонения от запланированного хода деятельности для него болезненны, а опасность совершить ошибку способна ввергнуть его в панику. Вследствие этого «отличник» строго следует избранному политическому курсу, хотя тот может и не соответствовать реальностям жизни, стремится не поступаться принципами и на основе данных принципов объединяться с другими «отличниками». Постоянно изменяющиеся условия способствуют потере им социальных ориентиров, чувства времени, и он может завести общество в тупик, обречь на застой и кризис даже вопреки своим искренним намерениям обеспечить процветание государства. Типичным представителем такого политического стиля можно считать Л. И. Брежнева.
Депрессивный политический стиль олицетворяет «соратник». Лидер этого типа не способен играть ведущую роль и потому пытается объединиться с теми, кто реально может «делать политику». «Соратник» часто идеализирует отдельных людей и политические движения, а сам плетется в хвосте событий. Он не имеет четкого политического курса, устойчивых подходов к решению возникающих проблем. Политическую реальность он воспринимает настороженно и пессимистически, обнаруживая слабость и политическое безволие. К подобным лидерам можно отнести императора России Николая П.
Шизоидалышй политический стиль тесно связан с депрессивным. Его представляет лидер-«одиночка». Самоизоляция и самоустранение его от участия в конкретных событиях имеют более отчетливый характер. «Одиночка» не желает присоединяться ни к какому конкретному движению и предпочитает позицию стороннего наблюдателя. Зато политическая ответственность в таком случае практически отсутствует. Естественно, стремление к лидерству не позволяет удержаться на позиции стороннего наблюдателя и заставляет либо присоединиться к какому-либо движению, партии, либо создавать собственную партию. Шизоидальный стиль поведения исторически преходящ, менее самостоятелен и неэффективен. Лидер-«одиночка» по мере участия в политической жизни и расширения властных полномочий трансформирует свой стиль, дополняя его чертами параноидального и демонстративного стиля. Подобное изменение политического стиля было свойственно политической биографии В. И. Ленина (до революции 1917 г. — «одиночка», а после нее добавились черты «хозяина» и «артиста»).
Однако следует заметить, что выделенные как «идеальные» указанные политические стили встречаются достаточно редко, скорее они выступают как тенденции. Они обусловлены мен-тальностыо и культурой общества, включающих устойчивые представления о желаемой модели общества и роли лидера в нем, о предпочтительных способах решения возникающих проблем. Стили политики заметно различаются в силу нетождественности национальных культур различных стран. Тип доминирующей культуры определяет и характер политических ориентации, свойственных лидерам.
Американский исследователь Дж. Барбер различал политические стили по выполнению лидерами своих политических ролей. Ожидаемое политическое поведение лидеров (президентов, руководителей конгресса) может определяться либо их субъективным пониманием своей роли, либо ожиданиями конкретных групп. Например, стиль, ориентированный на эффективную и результативную деятельность, он назвал активно-позитивным (примером его может быть деятельность Ф. Рузвельта, Р. Рейгана). Преобладание личного самолюбия в осуществлении лидирующих функций формирует активно-негативный стиль (Г. Трумэн). Зависимость от каких-либо предпочтений, привязанность к устойчивым стандартам и ценностям обусловливают пассивно-позитивный стиль (Дж. Картер). Минимальное выполнение своих функций порождает пассивно-негативный стиль (Док. Буш).
Кроме того, стили политического поведения могут различаться по технологии выработки и принятия лидером решений. Так, различаются авторитарный стиль лидерства, ориентированный на единоличное принятие решений, и демократический, опирающийся на инициирование активности своих сторонников, их участие в процессе управления.
Заметим, что системы классификаций лидеров, использующие макросоциальные факторы типа «характер эпохи», «представитель класса» и т. д., малоэффективны и не функциональны. Они обладают ограниченными прогностическими возможностями. Современные общества настолько дифференцированы, что исключают возможность достижения политического господства со стороны какого-либо класса и чтобы лидер представлял исключительно его интересы и потребности.
Функции лидеров в конкретном обществе зависят от степени зрелости его экономической, политической, культурной сфер, от уровня культуры населения, от характера (типа) политического режима и, наконец, от индивидуальных качеств самого лидера. Граждански зрелое общество с высокой степенью разделения социальных и политических ролей и функций заметно сокращает возможности доступа к лидирующим позициям политикам-непрофессионалам, что нередко происходит в традиционных и переходных обществах.
Среди общезначимых функций лидеров выделим следующие:
1) интегративную: объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;
2)ориентаццонную: выработку политического курса, отражаю щего тенденции прогресса и потребности групп населения;
3) инструментальную: определение способов и методов решения поставленных перед обществом задач;
4) мобилизационную: инициирование необходимых измене ний с помощью создания развитых стимулов для населения;
5) коммуникативную: обеспечение устойчивых форм полити ческой самоорганизации на основе тесных контактов с общест венностью, различными организациями, группами и слоями;
6) функцию гаранта справедливости, законности и порядка (от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности).
5. Типология лидеров.
Проявления лидерства достаточно разнообразны. Предпринимавшиеся попытки их
классификации и типологизации вызваны желанием спрогнозировать вероятное
поведение лидеров на основе тех или иных признаков (переменных). В
зависимости от количества классификационных признаков и их содержания системы
типологий бывают простыми и сложными. Так, количественный
показатель (число лидеров) позволяет «развести» единоличное лидерство и
коллективное.
5.1. Три типа лидерства.
Типологию лидерства на основе учета личных качеств лидера и конкретной
ситуации, в которой он выполняет свои функции, предложил немецкий социолог М.
Вебер в работе «Харизматическое господство». В качестве классификационного
признака он выдвинул понятие «авторитет», которое определяет как
«вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы
людей». М. Вебер выделил три типа господства — традиционное,
Традиционное лидерство опирается на обычаи и традиции, силу привычки,
которые уходят корнями в далекое прошлое. Привычка подчиняться основана на вере
в святость традиции передачи власти по наследству: право на господство лидер
приобретает благодаря своему происхождению. Это тот тип авторитета, которым
некогда пользовался вождь племени, глава рода, монарх. Хотя данный тип
лидерства сходит со сцены, тем не менее, он до сих пор сохраняется в ряде стран
(например, в некоторых странах Персидского залива).
Харизматическое лидерство основано на вере в богоизбранность личности, в
исключительные качества данного человека. Харизматическая власть, отмечал М.
Вебер, «характеризуется личной преданностью подданных человеку и их верой
только в его личность, которую отличают выдающиеся качества, героизм или другие
отличительные свойства, превращающие его в вождя». Харизматическое лидерство
присуще переходным обществам, проводящим модернизацию. Особенность
харизматической власти состоит в том, что она лишена каких-либо объективных
оснований (например, не опирается на закон, традицию), а существует благодаря
исключительно личным качествам харизматического лидера, веры в него.
Рационально-легальное лидерство олицетворяет бюрократия. Власть
авторитета признается в силу «легальности», в силу веры в правомерность
правового статуса и «компетенции», основанной на рационально установленных
законах. Власть опирается на единый и принятый всем обществом свод правовых
норм. Компетенция каждого носителя власти обусловлена конституцией и правовыми
нормами. Рационально-легальное лидерство получает распространение во все
большем количестве государств, а традиционное и харизматическое лидерства
сходят с исторической сцены.
Кроме того, что выделяют три типа лидерства, лидеров классифицируют на
основе имиджа, а также в последнее время появилось разделение лидеров
по стилю поведения.
5.2. Классификация лидеров на основе имиджа.
Одной из наиболее современных и общераспространенных типологий лидеров является
система М. Херманн, которая классифицирует лидеров на основе имиджа
.«Имидж» в переводе с английского означает «образ». Это визуальная
привлекательность личности. М. Херманн выделяет четыре образа лидеров.
Первый собирательный образ лидера — это лидер-знаменосец. Его отличают
собственный взгляд на реальность, наличие образа желаемого будущего и знание
средств его достижения. Такой лидер определяет характер происходящего, темпы и
способы преобразований. Для понимания данного типа лидерства важно знать личные
черты лидера, средства его воздействия на своих сторонников. К
лидерам-знаменосцам можно отнести М. Ганди, В. И. Ленина, Мартина Л. Кинга
и др.
Второй собирательный образ лидера — лидер-служитель. Он достигает
признания через выражение интересов своих приверженцев. Лидер действует от их
имени, он — агент группы. На практике лидер-служитель руководствуется тем, что
от него ожидают, во что верят и в чем нуждаются его избиратели. Примером такого
типа лидеров можно назвать Л. И. Брежнева, К. У. Черненко, выражавших
интересы партийной бюрократии.
Третий образ — лидер-торговец
способности убедить. Президент США Г. Трумэн заметил, что «суть власти
президента в том, чтобы объединить людей и попытаться убедить их делать то, что
они должны делать без всякого убеждения». Признания со стороны своих
сторонников он добивается знанием их потребностей, желанием их удовлетворить.
Благодаря способности убеждать лидер-торговец вовлекает приверженцев в
претворение своих планов. Образцом подобного типа лидера можно считать Р.
Рейгана.
Четвертый образ — лидер-пожарный. Его отличает быстрая реакция на
насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Он способен
эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения,
адекватно реагировать на ситуацию. Большинство лидеров в современных
обществах может быть отнесено именно к этому типу.
Выделение четырех собирательных образов лидеров в достаточной мере условно,
поскольку в чистом виде такие типы встречаются редко. Чаще всего в лидерстве
одной личности на различных этапах ее политической карьеры сочетаются те или
иные свойства каждого из перечисленных идеальных типов.
9 типов лидерства и их сильные стороны
- Существует девять различных стилей лидерства, и тип, который вы используете для управления своей командой, может сильно повлиять на успех вашей организации.
- Каждый стиль лидерства имеет свои сильные стороны, хотя некоторые из них, такие как трансформационное, демократическое и ситуационное лидерство, обычно считаются более желательными.
- Поймите и используйте сильные стороны вашего стиля руководства, чтобы эффективно общаться и мотивировать свою команду.
- Эта статья предназначена для владельцев бизнеса и менеджеров, которые хотят узнать свой стиль руководства и максимально использовать свои сильные стороны.
Независимо от того, руководите ли вы небольшой группой или крупной организацией, ваш стиль руководства может сильно повлиять на эффективность ваших усилий. Хотя существует несколько типов лидерства, наиболее подходящий из них зависит от вас и вашей команды. Кристи Линдор, основатель и генеральный директор Tessi Consulting, рассказала нам о некоторых общих чертах эффективного лидера.
«Эффективные лидеры демонстрируют политическую волю к принятию трудных решений и достаточно ответственны, чтобы выполнять обещания», — сказала она. «Прозрачные стили общения также делают лидеров эффективными».
В дополнение к принятию трудных решений и четкому общению продуктивные лидеры должны периодически проверять свой стиль и оценивать, как его воспринимают подчиненные. Иногда необходимо чередовать стили руководства, чтобы приспособиться к изменяющимся потребностям команды. [Статья по теме: 7 распространенных ошибок в руководстве, которые вы, вероятно, совершаете ]
9 наиболее распространенных типов лидерства
Стили лидерства могут быть уникальными для каждого человека. Однако эксперты сходятся во мнении, что большинство лидеров подходят по крайней мере к одному из этих девяти различных стилей лидерства. Линдор сказал, что когда вы анализируете, какой стиль руководства вы используете, имейте в виду, что нет правильных или неправильных стилей.
«Все дело в сочетании стилей лидерства с правильным соответствием организации, рынка, сроков и потребностей таким образом, чтобы добиться успешных результатов», — сказала она.
- Самодержавное руководство: Это один из самых строгих типов. Авторитарные лидеры, как правило, полностью контролируют процесс принятия решений. Этот стиль руководства может быть эффективен, когда принятие решений является срочным или выполнение работы является рутинным.
- Бюрократическое лидерство: Хотя они и не такие строгие, как авторитарные лидеры, бюрократические лидеры также склонны строго соблюдать правила и статусы в иерархии. Этот стиль руководства может быть эффективен в сфере здравоохранения и безопасности.
- Харизматическое лидерство: Харизматичные лидеры обладают заразительным присутствием, которое мотивирует их команду следовать их примеру. Их симпатия помогает им и их командам добиться успеха в бизнесе. Этот стиль лидерства может быть эффективен в условиях активной работы, требующей большого морального духа.
- Демократическое лидерство: В отличие от автократических или бюрократических лидеров, демократический лидер часто приветствует участие подчиненных в принятии решений. Этим стилем руководства часто восхищаются, и он может быть эффективен в творческой рабочей среде, не требующей быстрых решений.
- Лидерство по принципу невмешательства: Лидеры по принципу невмешательства используют принцип невмешательства и позволяют своим сотрудникам брать на себя ответственность в процессе принятия решений, хотя они все равно должны определять ожидания сотрудников и контролировать их работу. Этот стиль руководства может быть эффективен при работе с опытными и уверенными в себе сотрудниками.
- Лидер-слуга: Лидер-слуга делит власть и принятие решений со своими подчиненными и часто руководит организацией, исходя из интересов команды. Этот стиль руководства может быть эффективен для гуманитарных организаций, некоммерческих организаций и команд, которым необходимо создавать разнообразие, инклюзивность и моральный дух.
- Ситуационное лидерство: Ситуационные лидеры применяют ряд типов лидерства и изменяют свой стиль в зависимости от потребностей своих сотрудников и окружающей среды. Благодаря своей универсальности этот тип лидерства эффективен в большинстве организаций.
- Транзакционное лидерство: Транзакционный лидер использует систему вознаграждения/последствий, чтобы мотивировать сотрудников к успеху и отговаривать их от неудач. Этот стиль руководства может быть эффективен для команд, мотивированных наградами.
- Трансформационное лидерство: Подобно харизматичным лидерам, трансформационные лидеры используют свою вдохновляющую энергию и индивидуальность для создания вовлеченного рабочего места. Этот стиль часто более эффективен, чем харизматическое лидерство, поскольку он также мотивирует команды на укрепление доверия и подотчетности. Он может быть эффективен в организациях с интеллектуальными членами команды, которые преуспевают в интерактивной среде.
«Стиль лидерства, которым я больше всего восхищаюсь, — это трансформационный стиль, который заключается в формулировании вдохновляющего видения и помощи людям в обновлении себя и своей компании; лидерство слуги, которое заключается в заботе о ваших клиентах, сотрудниках и обществе в целом; и ситуационное лидерство, которое заключается в создании гибкого способа лидерства и мышления в зависимости от потребностей организации или рынка», — сказал Линдор.
Каждый стиль руководства имеет свои недостатки и преимущества, хотя некоторые стили считаются более желательными. Например, большинство малых предприятий могут извлечь выгоду из трансформационного, демократического или ситуационного лидерства.
Как определить свой стиль руководства
Изучив различные типы стилей руководства, определите, какой из них кажется вам наиболее аутентичным.
Для этого задайте себе следующие вопросы:
- Что я ценю больше – цели или отношения?
- Верю ли я в структуру или свободу выбора?
- Принимать решение самостоятельно или коллективно?
- Должен ли я сосредоточиться на краткосрочных или долгосрочных целях?
- Мотивация исходит от расширения прав и возможностей или направления?
- Как мне видится здоровая командная динамика?
На эти вопросы нет правильного или неправильного ответа; Многие люди находят свой стиль руководства методом проб и ошибок. Поэкспериментируйте с различными подходами, чтобы увидеть, какой из них лучше всего подходит для вас и вашей команды. Вы также можете найти наставника по лидерству, который может дать совет о том, как они разработали свой стиль. Запрашивайте отзывы и у людей, которым вы доверяете. Самое главное, будьте аутентичны. Постарайтесь выбрать стиль руководства, который кажется естественным и соответствует вашим сильным сторонам.
Почему важно понимать свой стиль руководства
По словам Линдора, самосознание является основой хорошего лидера. Когда вы понимаете, какой стиль руководства лучше всего подходит вам и вашей команде, становится легче быть эффективным лидером.
«Важно знать, каким лидером вы являетесь (или не являетесь), чтобы эффективно проявить себя в организации», — сказал Линдор. «Знание своего стиля руководства также поможет вам решить, какие организации могут лучше соответствовать культуре».
Нора Николлс, директор Deloitte Tax LLP, сказала, что хорошее понимание вашего стиля руководства может помочь вам более эффективно общаться с вашей командой.
«Важно, чтобы вы сохраняли прозрачность в отношении того, на чем вы сосредоточены как лидер, и помогали согласовать свое видение и цели», — сказала она. «Важно создать культуру, в которой люди понимают сильные стороны, которые они коллективно привносят в команду».
Николлс сказал, что эффективные лидеры способны сформировать видение, привести людей в соответствие с этой точкой зрения и показать им, как они могут вместе достичь этого намерения. Однако для достижения этой цели вы должны использовать сильные стороны своего стиля руководства. «Если вы сможете лучше понять свои лидерские качества и использовать их, вы продолжите расти и добиваться успеха».
Эффективные лидеры понимают, кто они и кем они не являются, поэтому они могут эффективно управлять.
Ежедневное лидерское поведение, которое мотивирует сотрудников
Независимо от вашего стиля лидерства, вы можете демонстрировать лидерские качества, которые вдохновляют сотрудников на мотивацию и успех. Ярким примером является быть положительным образцом для подражания для вашей команды.
«Показывайте своим людям, что вы постоянно сосредоточены на совершенствовании своих собственных навыков — лидерских качеств, отраслевых знаний, технических навыков — имеет решающее значение для хорошего лидерства», — сказал Николлс. «Поощряйте их изучать новые навыки, чтобы убедиться, что они знают, что вы привержены их развитию».
Великие менеджеры каждый день подают пример. Они подлинны, сострадательны и инклюзивны.
Когда вы подаете хороший пример своим сотрудникам и проявляете интерес к их успеху, они с большей вероятностью последуют вашему примеру и будут уважать ваш авторитет. Линдор сказал, что вы также должны ежедневно проявлять искренность, сострадание и участие, чтобы вдохновлять сотрудников. Вы можете завоевать доверие своих сотрудников, если будете проявлять искренние действия и готовы работать вместе со своей командой, когда это необходимо.
«Сотрудникам нравится работать с лидерами, которые, по их мнению, заботятся об их интересах, лидерами, которые встанут и поддержат их, особенно в трудные времена», — сказал Линдор. «Независимо от вашего стиля руководства, всегда помните о своих людях, и они, в свою очередь, позаботятся о вас».
Тьерра Смит участвовала в написании и написании этой статьи. Источник интервью были проведены для предыдущей версии этой статьи.
10 типов стилей руководства
Существует несколько подходов к лидерству, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны, как вы увидите ниже. Приведены различные советы и примеры стилей лидерства и того, как каждый тип может реагировать на одну и ту же ситуацию — управление розничным магазином с целью повышения эффективности в следующем квартале.
Обратите внимание, что Capital One не отдает предпочтение какому-либо стилю руководства. Как лидер, вы должны располагать информацией, необходимой для определения того, какой метод лучше всего подходит для вас и вашей команды.
1. Демократическая партия
Демократические лидеры ценят мнение своей команды при принятии важных решений. Хотя последнее слово по-прежнему остается за лидером, команда часто чувствует себя услышанной и уважаемой. Этот стиль лидерства наиболее эффективен в среде, которая ценит творчество и инновации, и может позволить себе дополнительное время, которое этот подход может добавить к процессу принятия решений.
- Как стать более демократичным лидером: Подключайте свою команду к важным решениям, чтобы получить их мнение. Позвольте им голосовать по вопросам, которые их касаются, например, по любым изменениям в расписании или процессах. Хотя последнее слово по-прежнему остается за вами, вы можете предложить им приемлемые варианты на выбор или учесть их опасения при принятии важных решений.
Пример: Чтобы решить проблемы эффективности в вашем розничном магазине, вы собираете свою команду и проводите с ними мозговой штурм. Они предлагают конкретные варианты, такие как ужесточение процессов или повышение ответственности команды, которые вы рассматриваете, прежде чем внедрять те, которые, по вашему мнению, будут наиболее эффективными.
2. Тренер
Тренер поддерживает, мотивирует и знаком со своей командой. Они знают сильные и слабые стороны, мотивы и потенциал каждого сотрудника и учитывают эти аспекты при принятии решений.
Коучинг-лидерство может работать лучше всего, когда вы можете работать один на один с каждым членом команды, и когда эти члены команды готовы принять вызов, чтобы расти.- Как стать лучшим тренером: Как можно чаще, например, ежемесячно или ежеквартально, проводите быстрые встречи с каждым членом вашей команды, чтобы получить представление о личных и профессиональных проблемах, которые могут повлиять на их работу. Отслеживайте роли или обязанности, в которых каждый участник преуспевает или мог бы улучшить, и дайте им возможность продемонстрировать или укрепить эти навыки. Работайте с участниками, которые могли бы использовать дополнительную поддержку, чтобы помочь им добиться успеха.
Пример: Вместо того, чтобы искать идеи у своей команды, вы анализируете то, что знаете о них. Вы меняете способ делегирования задач, чтобы у каждого члена вашей команды были обязанности, которые лучше соответствуют их сильным сторонам. Вы также планируете внедрить в своем магазине программу наставничества или обучения, объединяющую сотрудников, которые могут помогать друг другу справляться со своими слабостями.
3. Лидер
Лидер подает пример и поддерживает высокий уровень своей команды. Члены команды испытывают гордость, когда достигают этих стандартов. Хотя похвала может быть щадящей, она гораздо ценнее, когда ее дают. Лидерство, задающее темп, наиболее эффективно, когда ваша команда уже мотивирована и работает в динамичной среде.
- Как стать лучшим лидером: Активно работайте вместе со своей командой на регулярной основе, завоевывая их уважение и доверие. Установите высокие, но разумные и достижимые ожидания. Когда команда или член команды делает все возможное или показывает образцовую работу, искренне похвалите их и выразите свою признательность.
Пример: Хотя вы можете принять решение внести некоторые изменения в процессы или рабочие нагрузки, ваша основная реакция — прыгнуть и работать вместе с вашей командой. Вы работаете максимально быстро и эффективно, чтобы показать своей команде, на что они способны, а ваши действия мотивируют и вдохновляют персонал магазина.
4. Слуга
Слуга-руководитель заботится о благополучии команды. Эти лидеры знают, что чем счастливее и здоровее их команда, тем более они продуктивны и вовлечены. Когда они чувствуют, что их ценят, ценят и о них заботятся, члены команды часто работают усерднее. Руководители-слуги уделяют первостепенное внимание удовлетворенности команды, сотрудничеству и общению, чтобы создать поддерживающую и позитивную культуру на рабочем месте. Он эффективен во многих средах, особенно для некоммерческих организаций.
- Как стать лидером-слугой: Будьте щедры на похвалу, когда она заслужена, и регулярно проверяйте свою команду, чтобы узнать, как они справляются с работой и личной жизнью. Внедрите политику открытых дверей, которая приглашает их обращаться к вам с любыми проблемами или разочарованиями, которые у них есть. Спросите об их наблюдениях и впечатлениях и внимательно выслушайте. Когда кто-то испытывает личные трудности, поощряйте его заботиться о себе и будьте готовы сделать шаг вперед, если ему понадобится время. Создайте возможности для отдельных лиц, чтобы они могли руководить проектами или взять на себя ответственность за конкретные инициативы, а затем предоставлять отзывы и поддержку.
Пример: Вы хвалите достижения команды и отмечаете успехи и сильные стороны каждого. Затем вы даете каждому анкету, в которой спрашиваете, как вы могли бы лучше поддержать их, какие задачи им нравятся или интересны, и какое обучение или ресурсы могут помочь им достичь цели следующего квартала. Вы также планируете проводить индивидуальные встречи с персоналом магазина в течение следующих нескольких недель, чтобы обсудить их ответы, проблемы и цели.
5. Трансформационный
Лидер-трансформатор постоянно подталкивает своих сотрудников к профессиональному росту и выходу за пределы своей зоны комфорта для достижения всеобъемлющих организационных целей. Трансформационные лидеры часто ставят цели, ставя новые по мере достижения старых, чтобы стимулировать постоянный прогресс. Это эффективный способ управления командой в компании, ориентированной на постоянный или быстрорастущий рост. Сначала цели могут показаться простыми, но со временем они становятся более динамичными и сложными.
- Как стать трансформационным лидером: Подталкивайте свою команду к постоянному повышению эффективности. Установите достижимые еженедельные цели для каждого участника, которые опираются на их сильные стороны и позволяют им практиковать навыки, которые они должны улучшить. Установите более сложные ежемесячные или ежеквартальные цели для работы команды в целом. Когда они достигнут цели, поставьте новую, немного более сложную. Следите за производительностью и целями компании, чтобы вы могли согласовать задачи своей команды с ними.
Пример: Вы объясняете цель эффективности, которую хотите достичь в следующем квартале, а также то, как вы надеетесь повысить эффективность в долгосрочной перспективе. Вы объявляете, что у каждого сотрудника будут еженедельные цели производительности с учетом его сильных и слабых сторон. По мере достижения сотрудниками своих целей они будут получать новые, чуть более сложные, чтобы они постоянно работали на максимально возможном уровне.
6. Транзакционный
Транзакционный лидер также ставит цели для членов своей команды, но обычно предлагает стимулы, такие как бонусы, когда цели достигнуты. Цели могут быть менее сложными, чем те, которые ставят трансформационные лидеры, поскольку транзакционные лидеры больше сосредоточены на быстрых результатах, чем на всеобъемлющих изменениях. Это эффективный стиль руководства для команд, которые сосредоточены на показателях производительности, например, в продажах или обслуживании клиентов.
- Как стать транзакционным лидером: Сообщайте четкие цели и четкие вознаграждения своей команде. Нацеливайте индивидуальные и групповые цели вашей команды на области, требующие немедленного улучшения, такие как эффективность или производительность. Ставьте разумные цели и поощряйте быструю реакцию, а также определяйте варианты вознаграждения, соответствующие этим требованиям.
Пример: Вы проводите собрание группы и устанавливаете цель эффективности на следующий квартал, к которой периодически приводятся более мелкие цели. За каждую достигнутую маленькую цель вы можете предложить обед вашей команде. Если ваша команда достигает большой квартальной цели для вашего магазина, каждый получает бонус в размере 5% в конце следующего квартала.
7. Провидец
Прозорливый лидер имеет четкое видение будущего организации и/или команды и использует его, чтобы вдохновлять и мотивировать свою команду. Мечтатели часто харизматичны, энергичны и обладают отличными коммуникативными навыками. Они завоевывают доверие и уважение своей команды, укрепляя свою уверенность и работая над достижением достойной восхищения и желаемой цели. Хотя это эффективно во многих организациях, эта стратегия часто особенно полезна для некоммерческих организаций.
- Как стать лучшим дальновидным лидером: Разработайте четкое представление о том, как, по вашему мнению, будет выглядеть ваша команда или компания в ближайшие 5 или 10 лет, включая преимущества, которые это принесет вашей команде. Затем сообщите им об этом видении таким образом, чтобы показать ваше искреннее волнение и веру в их способность достичь этих целей. Прозрачность поможет завоевать доверие и поддержку вашей команды. Подумайте о том, чтобы повесить что-нибудь в комнате отдыха, например, доску визуализации или коллаж из связанных изображений, чтобы сохранить это видение на переднем плане и зарядить свою команду энергией благодаря регулярной похвале и энергичной, позитивной обстановке.
Пример: Вы объясняете ожидания эффективности в следующем квартале и преимущества повышения эффективности, такие как более довольные клиенты и команда, которая более поддерживает, сотрудничает и способна. Вы также можете упомянуть, как это приближает вас на один шаг к долгосрочной цели или видению, над которым вы работали. Вы также можете предложить поддержку, рекомендации и ресурсы, чтобы помочь вашей команде достичь своих целей.
8. Laissez-Faire
«Laissez-faire» буквально переводится как «разрешить делать», с общим принципом «пусть люди решают, что им делать». Эти лидеры делегируют задачи своим непосредственным подчиненным, а сами сосредотачиваются на управленческих обязанностях. Этот подход может расширить возможности членов команды, которым доверяют выполнять задачи эффективно и в соответствии с высокими стандартами практически без помощи. Он эффективен для команд, которые обладают квалификацией, опытом и опытом работы, чтобы гарантировать этот уровень доверия и могут надежно выполнять работу независимо.
- Как быть лидером невмешательства: Назначьте членам вашей команды задачи в соответствии с их навыками и опытом, а затем доверьте им выполнение задач в соответствии с ожидаемым стандартом. Дайте им знать, что вы здесь, чтобы ответить на любые вопросы или решить возникающие проблемы, но затем позвольте им управлять своей собственной работой. Вы должны выполнять обязанности, которые нельзя передать подчиненным, в то время как ваша команда выполняет другие задачи практически без надзора.
Пример: Вы информируете свою команду об ожидаемой эффективности на следующий квартал. Вы решаете не заниматься микроменеджментом и просите их нести ответственность за выполнение своих повседневных задач и работать с максимальной эффективностью. Команда напрягает свои усилия и проводит мозговой штурм идей для изменений процессов или политики, которые могут помочь повысить эффективность, отправляя их вам на утверждение, прежде чем вводить их в действие.
9. Бюрократический
Бюрократический лидер создает строгий план с подробными инструкциями и четкими ожиданиями. Хотя они могут принимать входные данные, они, как правило, следуют установленным правилам и практикам. Предложение, которое противоречит письменным инструкциям или правилам, скорее всего, будет отклонено. Бюрократические лидеры также могут организовывать членов команды в иерархию с многоуровневыми обязанностями и задачами. Эта стратегия может быть эффективной в отраслях, где важны точность и последовательность.
- Как быть бюрократическим лидером: Создавайте подробные планы на каждый рабочий день и рабочую неделю, указывая, что ожидается от каждого члена команды и как они должны выполнять свои задачи, в том числе когда и в каком порядке. Прислушайтесь к любой обратной связи от вашей команды и решите самостоятельно, следует ли вам изменить планы, используя соответствующие политики компании для обоснования вашего решения (например, протоколы безопасности).
Пример: Используя показатели производительности за последние несколько кварталов, вы определяете области, требующие улучшения, и создаете план их устранения. Вы анализируете ожидания и планируете вместе со своей командой, а также отвечаете на любые вопросы, которые у них возникают. В конце встречи вы говорите им, что открыты для обратной связи, которая может принести пользу команде, но соблюдаете правила.
10. Авторитарные
Автократические лидеры также склонны быть строгими и предоставлять своей команде четкие планы и инструкции, которым они ожидают выполнения. Однако авторитарные лидеры обычно не принимают обратную связь или переговоры. Они ориентированы на результат. Эта стратегия эффективна в условиях высоких ставок, таких как строго регулируемые отрасли, где необходимы последовательные и воспроизводимые результаты.