Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Типы манипуляторов по шострому: Типы манипуляторов по Э. Шострому

Типы манипуляторов по Э. Шострому

Эверетт Шостром – известный американский психолог ХХ века считал манипулирование болезнью современного общества. В какой-то степени к разного вида уловкам иногда прибегает каждый из нас, ведь это самый лёгкий способ добиться желаемого результата.

Манипуляция людьми – это воздействие на них с помощью лукавства, обмана, лести, запугивания, угроз – словом, используя скрытую тактику а не путем прямого объявления своей позиции и пожеланий другому человеку.

Как же ведут себя манипуляторы? И какие типы манипуляторов существуют?

Э. Шостром выделяет восемь основных типов манипуляторов, которые легко разбить на логические пары: что предлагает один – того недостаёт другому. Первый в паре – активная позиция, второй – пассивная. Причем, в зависимости от ситуации, он может исполнять разные роли.

1. Диктатор. Его позиция – доминировать, указывать, управлять. Диктатору нужны жертвы.

2. Тряпка (или слабак). Это противоположность Диктатора, то есть его жертва. Тряпка выполняет пассивную роль: молчит, уступает, не спорит.

3. Вычислитель пытается всё рассчитать наперёд. Его основные инструменты хитрость и ложь. Это типаж афериста, игрока, шантажиста.

4. Прилипала. Ведомый, его позиция: «Сделай всё за меня». Обычно встречаются такие типажи прилипал: нытик, ипохондрик, иждивенец, паразит.

5. Хулиган, в женском варианте – стерва, сварливая баба. Хулиган преувеличенно агрессивен, жесток. Он оскорбляет, угрожает, пугает.

6. Славный парень излишне заботлив. Он душит своей любовью. Такие люди угодливы, чересчур доброжелательны, навязчивы в своей доброте.

7. Судья. Это тип обвинителя, критикана. Он всегда всё знает лучше всех, считает себя вправе оценивать и обличать других, позорить виноватых. Очень мстительный тип.

8. Защитник же берёт на себя роль адвоката. Своей излишней помощью он мешает самостоятельности подзащитных, лишает их возможности исправить свои ошибки. Самоотверженность Защитника не даёт ему обратить внимание на свои дела, он вынуждает себя заботиться проблемах других.

Причины. Почему они это делают?

Одна из главных причин – желание получить любовь окружающих через власть над ними. В этом случае манипулятор скрывает свои истинные чувства и мысли. Он пытается заставить полюбить его.

Вторая причина – это внутренний конфликт человека, его недоверие к себе и другим. Чтобы добиться доверия, манипулятор пытается контролировать людей, приблизить их к себе.

Следующая причина – страх перед глубокими отношениями. Поэтому манипуляторы предпочитают поверхностный контроль, а не близкое взаимодействие. Отсюда их гипертрофированный самоконтроль: они не позволяет себе выражать сильные чувства (страх, радость, гнев).

Как противостоять?

Под влияние таких воздействий попадают и сильные, эмоционально стабильные люди, на горизонте которых появился особо искусный манипулятор или в жизни начался нелегкий период.

Но поскольку опорные пункты скрытого воздействия — это чувства неуверенности в себе, гиперответственности, вины, стыда, а также заниженная самооценка, именно в этом направлении нужно работать над собой, чтобы как можно меньше становиться жертвой манипуляций.

Типы манипуляторов по Шострому — Маша Мошковская — LiveJournal

Предлагаю завтра на группе обсудить, кто во что горазд.
Когда понимаешь, какой вид манипуляции «твой», то уже есть больше возможностей корректировать свое поведение.
Давайте уже актуализаторами становиться )) Прямо завтра и начнем.
Типы манипуляторов по Шострому:

1. Манипулятор-диктатор. Это тиран, направо и налево раздающий указы, сыплющий окриками, угрозами. Он стремится управлять, помыкать окружающими при помощи грубой силы сурового и жестокого слова и, конечно, действия. Такие манипуляторы зачастую рвутся к власти, а, получив её, используют весь деспотизм.

2. Манипулятор-калькулятор (вычислитель). Такой джентльмен в общении с людьми стабильно ищет выгоду, его намерения корыстны. Он постоянно что-то высчитывает, выгадывает, желает оставаться «в выигрышном положении» в каждой ситуации. Ему неведомо простое искреннее дружеское общение, опека и участие в судьбах близких.

3. Манипулятор-тряпка. Покоряет всех своей инфантильностью, беспечностью, безволием, слабостью. Хочет, чтобы его жалели, чтобы были рядом только с ним, сам стелется и желает, чтобы стелились около него. В пример разрешается привести изнеженную женщину, постоянно жалующуюся на головную боль, упрекающую домочадцев в чёрствости, невнимании к своей персоне.

4. Прилипало. Этот манипулятор стремится быть ведомым, управляемым, руководимым. Он также слаб и безволен. Но в различие от «тряпки» (эгоиста, мелкого шантажиста), прилипало на самом деле слаб, ленив, назойлив.

5. Манипулятор-судья. Вечно всем недоволен, осуждает и порицает весь мир, приписывает каждому человеку мыслимые и немыслимые прегрешения, видит в каждом врага, лжеца, ходит с «осуждающим ликом».

6. Манипулятор-защитник. Готов выгородить, оправдать каждый поступок близкого человека. Так, «добрая» бабуся своего внучка любимого «не даёт в обиду» родителям, не наказывает, хвалит за любое действо и слово, тем самым портит ребёнка, мешает ему расти как воспитанному человеку.

7. Славный парень. Этот манипулятор сражает наповал своей добротой, но доброта его неискренняя, слащава до приторности, навязчива. Такой человек, мило улыбаясь, готов совершить любую подлость. Люди, контактирующие с ним и поимевшие из-за него неприятности, удивляются, что фальшивая доброта так подкупила их.

8. Манипулятор-хулиган. Этот джентльмен привык «наводить порядок» в своём окружении при помощи кулаков, агрессии, силы, дебоширства. Он громит всё и вся, если кто-то не согласен с ним.
По мнению Э. Шострома, для любого манипулятора характерны такие личностные качества как ложь, фальшь, недоверие, отстранённость от людей.

Противоположностью манипулятора является актуализатор. Кто это? Какими качествами обладает этот человек?

Актуализатор стремится к самореализации, к воплощению себя в обществе, к активному воздействию на явь и к гармонии с ней. Он — собственник своей судьбы и сам создает свое счастье, причём это счастье актуализатор не пытается создать за счёт других и «на костях» окружающих, он использует «резервы своей души» для того, чтобы сделаться успешным и счастливым.

Запись и вопросы:
[email protected]
8 916 547 08 02

Иллюстрация: Дмитрий Шелихов

Tags: группа, манипуляции, провокация, экзистенциальная группа

Психологическая манипуляция | Энциклопедия MDPI

Психологическое манипулирование — это тип социального влияния, целью которого является изменение поведения или восприятия других с помощью оскорбительных, обманных или закулисных тактик. Продвигая интересы манипулятора, часто за чужой счет, такие методы можно считать эксплуататорскими, оскорбительными, коварными и вводящими в заблуждение. Социальное влияние не обязательно негативно. Например, такие люди, как друзья, родственники и врачи, могут попытаться убедить изменить явно бесполезные привычки и поведение. Социальное влияние обычно воспринимается как безвредное, когда оно уважает право находящегося под влиянием принять или отвергнуть его и не носит чрезмерного принуждения. В зависимости от контекста и мотивов социальное влияние может представлять собой закулисную манипуляцию.

1. Требования для успешного манипулирования

По словам автора психологии Джорджа К. Саймона, успешное психологическое манипулирование в первую очередь связано с манипулятором: [1]

  1. Сокрытие агрессивных намерений и поведения.
  2. Знание психологических уязвимостей жертвы для определения наиболее эффективной тактики.
  3. Наличие достаточного уровня безжалостности, чтобы не сомневаться в причинении вреда жертве в случае необходимости.

Следовательно, манипулирование, скорее всего, осуществляется с помощью скрытых агрессивных (реляционно-агрессивных или пассивно-агрессивных) средств. [1]

2. Как манипуляторы управляют своими жертвами

2.1. Согласно Braiker

Harriet B. Braiker (2004) определила следующие способы, с помощью которых манипуляторы контролируют своих жертв: [2]

  • Положительное подкрепление: включает похвалу, поверхностное обаяние, поверхностное сочувствие (крокодиловы слезы), чрезмерное извинение, деньги. , одобрение, подарки, внимание, выражение лица, такое как натянутый смех или улыбка, и общественное признание.
  • Отрицательное подкрепление: включает в себя удаление человека из негативной ситуации в качестве награды, т.е. «Тебе не придется делать домашнюю работу, если ты позволишь мне сделать это с тобой».
  • Прерывистое или частичное подкрепление: Частичное или прерывистое негативное подкрепление может создать эффективную атмосферу страха и сомнений. Частичное или прерывистое положительное подкрепление может побудить жертву упорствовать — например, в большинстве форм азартных игр игрок, вероятно, время от времени выигрывает, но в целом все равно теряет деньги.
  • Наказание: включает придирки, крики, молчаливое обращение, запугивание, угрозы, ругань, эмоциональный шантаж, чувство вины, дуться, плакать и изображать из себя жертву.
  • Травматическое обучение с одной попытки: использование словесных оскорблений, взрывного гнева или другого запугивающего поведения для установления доминирования или превосходства; даже один случай такого поведения может обусловить или обучить жертву избегать огорчения, конфронтации или противоречия манипулятору.

2.2. По Симону

Саймон определил следующие манипулятивные приемы: [1]

  • Ложь (по заказу): трудно сказать, лжет ли кто-то в то время, когда он это делает, хотя часто правда может быть очевидна позже, когда это правда. слишком поздно. Один из способов свести к минимуму шансы быть обманутым — это понять, что некоторые типы личности (особенно психопаты) являются экспертами в искусстве лжи и обмана, делая это часто и часто изощренно.
  • Ложь по умолчанию: Это очень тонкая форма лжи, заключающаяся в сокрытии значительной части правды.
    Этот прием также используется в пропаганде.
  • Отрицание: Манипулятор отказывается признать, что он сделал что-то не так.
  • Рационализация: оправдание неподобающего поведения со стороны манипулятора. Рационализация тесно связана с вращением.
  • Минимизация: это тип отрицания в сочетании с рационализацией. Манипулятор утверждает, что их поведение не такое вредное или безответственное, как предполагал кто-то другой, например, говоря, что насмешка или оскорбление были всего лишь шуткой.
  • Избирательное невнимание или избирательное внимание: Манипулятор отказывается обращать внимание на что-либо, что может отвлечь от его повестки дня, говоря что-то вроде «Я не хочу это слышать».
  • Отвлечение: манипулятор не дает прямого ответа на прямой вопрос и вместо этого отвлекается, переводя разговор на другую тему.
  • Уклонение: похоже на отвлечение, но дает неуместные, бессвязные, расплывчатые ответы, ласковые слова.
  • Скрытое запугивание: Манипулятор заставляет жертву защищаться, используя завуалированные (тонкие, косвенные или подразумеваемые) угрозы.
  • Чувство вины: особый вид тактики запугивания. Манипулятор внушает добросовестной жертве, что она недостаточно заботится, слишком эгоистична или легкомысленна. Обычно это приводит к тому, что жертва чувствует себя плохо, держит ее в неуверенном в себе, тревожном и покорном положении.
  • Пристыжение: Манипулятор использует сарказм и оскорбления, чтобы усилить страх и неуверенность в себе у жертвы. Манипуляторы используют эту тактику, чтобы заставить других чувствовать себя недостойными и поэтому подчиняться им. Тактика пристыжения может быть очень тонкой, например, свирепый взгляд или взгляд, неприятный тон голоса, риторические комментарии, тонкий сарказм. Манипуляторы могут заставить человека стыдиться даже того, что он осмеливается бросить им вызов. Это эффективный способ вызвать у жертвы чувство неполноценности.
  • Очернение жертвы: больше, чем любая другая, эта тактика является мощным средством заставить жертву защищаться, одновременно маскируя агрессивные намерения манипулятора, в то время как манипулятор ложно обвиняет жертву как обидчика в ответ, когда жертва стоит отстаивать или защищать себя или свою позицию.
  • Игра в роли жертвы: Манипулятор изображает из себя жертву обстоятельств или чьего-то поведения, чтобы вызвать жалость, сочувствие или вызвать сострадание и тем самым получить что-то от другого. Заботливые и добросовестные люди не выносят чужих страданий, а манипулятору часто легко играть на сочувствии, чтобы добиться сотрудничества.
  • Игра в роли слуги: маскировка корыстных целей под видом служения более благородному делу, например, говоря, что они действуют определенным образом, чтобы быть «послушными» или «служить» авторитетной фигуре или « просто делают свою работу».
  • Соблазнение: Манипулятор использует обаяние, похвалу, лесть или открытую поддержку других, чтобы заставить их ослабить свою защиту и отдать свое доверие и лояльность манипулятору. Они также предложат помощь с намерением завоевать доверие и получить доступ к ничего не подозревающей жертве, которую они очаровали.
  • Проецирование вины (обвинение других): манипуляторы становятся козлами отпущения часто тонкими, трудно обнаруживаемыми способами. Часто манипулятор проецирует свое мышление на жертву, заставляя жертву выглядеть так, будто она сделала что-то не так. Манипуляторы также будут утверждать, что жертва виновата в том, что поверила лжи, в которую их заставили поверить, как если бы жертва вынудила манипулятора лгать. Вся вина, за исключением той части, которая используется манипулятором для принятия ложной вины, делается для того, чтобы жертва чувствовала себя виноватой в том, что делает здоровый выбор, правильное мышление и хорошее поведение. Он часто используется как средство психологического и эмоционального манипулирования и контроля. Манипуляторы лгут о лжи только для того, чтобы заново превратить первоначальную, менее правдоподобную историю в «более приемлемую» правду, в которую поверит жертва. Выдавать ложь за правду — еще один распространенный метод контроля и манипуляции. Манипуляторы любят ложно обвинять жертву в том, что она «заслуживает такого обращения». Они часто заявляют, что жертва сошла с ума и/или жестока, особенно когда против манипулятора есть улики.
    (См. Притворство ниже.)
  • Симуляция невиновности: Манипулятор пытается внушить, что причиненный вред был непреднамеренным или что он не делал того, в чем его обвиняют. Манипулятор может изобразить удивление или негодование. Эта тактика заставляет жертву сомневаться в собственных суждениях и, возможно, в своем здравомыслии.
  • Имитация замешательства: манипулятор пытается прикинуться дураком, делая вид, что не знает, о чем говорит жертва, или не понимает важного вопроса, доведенного до ее сведения. Манипулятор намеренно сбивает жертву с толку, чтобы та усомнилась в собственной точности восприятия, часто указывая на ключевые элементы, которые манипулятор намеренно включил, на случай, если есть основания для сомнений. Иногда манипуляторы заранее использовали когорты, чтобы подтвердить свою историю.
  • Размахивание гневом: Манипулятор использует гнев, чтобы размахивать достаточной эмоциональной интенсивностью и яростью, чтобы потрясти жертву и заставить ее подчиниться.
    Манипулятор на самом деле не злится, он просто притворяется. Они просто хотят того, чего хотят, и «сердятся», когда им отказывают. Контролируемый гнев часто используется как тактика манипуляции, чтобы избежать конфронтации, не говорить правду или еще больше скрыть намерения. Манипулятор часто использует угрозы обратиться в полицию или ложно сообщает о злоупотреблениях, которые манипулятор намеренно придумал, чтобы напугать или запугать жертву и заставить ее подчиниться. Шантаж и другие угрозы разоблачения — это другие формы контролируемого гнева и манипуляции, особенно когда жертва отказывается от первоначальных просьб или предложений манипулятора. Гнев также используется в качестве защиты, чтобы манипулятор мог не говорить правду в неудобное время или при неблагоприятных обстоятельствах. Гнев часто используется в качестве инструмента или защиты, чтобы отразить вопросы или подозрения. Жертва становится более сосредоточенной на гневе, а не на тактике манипуляции.
  • Эффект подношения: манипулятор утешает жертву, заставляя ее подчиниться, утверждая (будь то правда или ложь), что многие люди уже что-то сделали, и жертва тоже должна это сделать. К ним относятся такие фразы, как «Многим людям ты нравишься…» или «Все так делают». Такую манипуляцию можно увидеть в ситуациях давления со стороны сверстников, часто возникающих в сценариях, когда манипулятор пытается заставить жертву попробовать наркотики или другие вещества.

2.3. Уязвимости, используемые манипуляторами

Согласно книге самопомощи Брайкера, [2] манипуляторы используют следующие уязвимости (кнопки), которые могут существовать у жертв:

  • «болезнь в угоду»
  • пристрастие к получению одобрения и признания других
  • Эмотофобия (боязнь отрицательных эмоций; т. е. боязнь выражения гнева, разочарования или неодобрения)
  • отсутствие напористости и умения говорить нет
  • размытое чувство идентичности (с размытыми личными границами)
  • низкая самостоятельность
  • внешний локус контроля

По словам Саймона, [1] манипуляторы используют следующие уязвимости, которые могут существовать в жертвах:

  • наивность — жертве слишком трудно принять идею о том, что некоторые люди хитры, коварны и безжалостны или «отвергают «если они становятся жертвами.
  • чрезмерная добросовестность — жертва слишком хочет дать манипулятору презумпцию невиновности и увидеть свою сторону вещей, в которой они обвиняют жертву.
  • низкая уверенность в себе — жертва сомневается в себе, не уверена в себе и настойчива, склонна слишком легко защищаться.
  • чрезмерная интеллектуализация — жертва слишком сильно пытается понять и считает, что у манипулятора есть какая-то понятная причина причинять вред.
  • эмоциональная зависимость — жертва имеет покорную или зависимую личность. Чем более эмоционально зависима жертва, тем более она уязвима для эксплуатации и манипулирования.

Манипуляторы обычно не торопятся, чтобы изучить характеристики и уязвимости своих жертв.

Кантор советует в своей книге Психопатология повседневной жизни: как вести себя с манипулятивными людьми [3] , что уязвимость перед психопатами-манипуляторами подразумевает также и то, что они:

  • зависимые — зависимые люди нуждаются в том, чтобы их любили, и поэтому они легковерны и склонны сказать «да» тому, чему они должны были бы сказать «нет».
  • незрелый — имеет нарушения суждений и поэтому склонен верить преувеличенным рекламным утверждениям.
  • наивный — не может поверить, что в мире есть нечестные люди, или считает само собой разумеющимся, что если они есть, им не будет позволено охотиться на других.
  • впечатлительный — чрезмерно соблазненный очаровашками. Например, они могут проголосовать за, казалось бы, очаровательного политика, который целует младенцев.
  • доверчивый — честные люди часто предполагают, что все остальные честны. Они с большей вероятностью посвящают себя людям, которых едва знают, не проверив учетные данные и т. д., и менее склонны задавать вопросы так называемым экспертам.
  • одинокий — одинокие люди могут принять любое предложение человеческого контакта. Незнакомец-психопат может предложить человеческое общение за определенную плату.
  • нарциссический — нарциссы склонны поддаваться незаслуженной лести.
  • импульсивны — принимать поспешные решения, например, что купить или на ком жениться, не посоветовавшись с другими.
  • альтруистический — противоположность психопатическому: слишком честный, слишком справедливый, слишком чуткий.
  • экономный — не может отказаться от сделки, даже если знает, почему она такая дешевая.
  • материалистичный — легкая добыча для ростовщиков или схем быстрого обогащения.
  • жадный — жадный и нечестный человек может стать жертвой психопата, который может легко соблазнить его на аморальный поступок.
  • мазохисты — не уважают себя и поэтому бессознательно позволяют психопатам использовать их в своих интересах. Они думают, что заслужили это из-за чувства вины.
  • пожилых людей — пожилые люди могут стать утомленными и менее способными к многозадачности. Услышав рекламное предложение, они с меньшей вероятностью сочтут, что это может быть афера. Они склонны давать деньги кому-то с неудачной историей. См. Жестокое обращение с пожилыми.

3. Мотивы манипуляторов

Манипуляторы могут иметь различные возможные мотивы, включая, но не ограничиваясь: [2]

  • необходимость продвижения своих собственных целей и личной выгоды практически любой ценой для других
  • сильная потребность достичь чувства власти и превосходства в отношениях с другими
  • желание и потребность чувствовать себя под контролем
  • желание обрести чувство власти над другими, чтобы повысить их самооценку
  • скука или усталость от своего окружения, видя в этом игру, а не причинение вреда другим
  • тайные планы, преступные или иные, включая финансовые манипуляции (часто наблюдаются, когда пожилые люди или ничего не подозревающие, незащищенные богатые становятся преднамеренными мишенями с единственной целью получения финансовых активов жертвы)

4.

Психопатия

Манипулятивность входит в Фактор 1 контрольного списка психопатии Хэйра (PCL). [4]

4.1. На рабочем месте

Психопат на рабочем месте часто может быстро переключаться между эмоциями, которые используются для манипулирования людьми или вызывают сильное беспокойство. [5]

Авторы книги Змеи в костюмах: когда психопаты идут на работу описывают пятиэтапную модель того, как типичный психопат на рабочем месте достигает власти и удерживает ее. На третьем этапе (манипулирование) психопат создаст сценарий «психопатической фантастики», где будет создаваться позитивная информация о себе и негативная дезинформация о других, где будет использоваться ваша роль как части сети пешек или покровителей, и вы будет подготовлен к принятию плана психопата. [6]

5. Антисоциальные, пограничные и нарциссические расстройства личности

Согласно Кернбергу, все антисоциальные, пограничные и нарциссические расстройства личности организованы на пограничном уровне организации личности, [7] и все три разделяют некоторые общие характерологические недостатки и перекрывающиеся черты личности, при этом лживость и исключительные манипулятивные способности являются наиболее распространенными чертами среди антисоциальных и нарциссических. Пограничные люди подчеркиваются непреднамеренными и дисфункциональными манипуляциями, но стигма в отношении лживых пограничных людей все еще неправомерно сохраняется. [8] Антисоциальные, пограничные и нарциссы часто бывают патологическими лжецами. [7] Другие общие черты могут включать патологический нарциссизм, [7] последовательная безответственность, макиавеллизм, отсутствие эмпатии, [9] жестокость, подлость, импульсивность, склонность к членовредительству и зависимостям, межличностная эксплуатация, враждебность , гнев и ярость, тщеславие, эмоциональная нестабильность, чувствительность к неприятию, перфекционизм и использование примитивных защитных механизмов, которые являются патологическими и нарциссическими. Общие нарциссические защиты включают расщепление, отрицание, проекцию, проективную идентификацию, примитивную идеализацию и обесценивание, искажение (включая преувеличение, преуменьшение и ложь) и всемогущество. [10]

Психолог Марша М. Линехан заявила, что люди с пограничным расстройством личности часто демонстрируют поведение, которое на самом деле не является манипулятивным, но ошибочно интерпретируется как таковое. [11] По ее словам, такое поведение часто выглядит как бездумное проявление сильной боли и часто не является преднамеренным, чтобы считаться настоящим манипулированием. В DSM-V манипуляция была удалена как определяющая характеристика пограничного расстройства личности. [12]

Манипулятивное поведение свойственно нарциссам, которые используют манипуляции для получения власти и нарциссической поддержки. Те, у кого антисоциальный характер, будут манипулировать из-за материальных благ, власти, мести и множества других причин. [13]

6. Истерическое расстройство личности

Люди с истерическим расстройством личности обычно высокоактивны как в социальном, так и в профессиональном плане. У них обычно хорошие социальные навыки, несмотря на то, что они склонны использовать их, чтобы манипулировать другими, чтобы сделать их центром внимания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *