Будьте любезны! Или толерантны? | Статьи
Согласно словарю иноязычных слов Л.П. Крысина толерантный — это «терпимый, снисходительный к кому-чему-нибудь». Эту дефиницию можно организовать и иначе. Дело в том, что значения многих слов предполагают две части: некоторое предварительное условие и нечто в этих условиях проявившееся. Именно поэтому человек не может забыть то, чего он никогда прежде не знал. Проснуться может только тот, кто до этого спал, выздороветь — тот, кто болел, а поссориться можно лишь с тем, с кем был дружен или хотя бы знаком.
Толерантность, т.е. «терпимость и снисходительность к кому-чему-нибудь», можно проявить лишь в обстоятельствах, когда существуют какие-либо раздражители, способные вывести человека из обычного спокойного состояния, которое считается нормальным. По отношению ко многим раздражителям действительно обычно рекомендуют не реагировать, не обращать внимания, не брать в голову (в душу), не заморачиваться и т.п. Иными словами, проявлять равнодушие, не видеть, не замечать. Можно пойти еще дальше. Попытаться понять, почему вас просто отталкивают, не спросив разрешения пройти. Почему ваш сосед в автобусе кричит, разговаривая по мобильному телефону. Почему кто-то бросает на тротуар окурок, бутылку, упаковку. Может быть, первый очень торопился, второй боялся, что его не услышат, а третий впервые оказался в большом городе. И, поняв возможные причины раздражающего поведения, простить. Однако простить — это, видимо, та граница, дальше которой толерантность распространяться никак не может. Ибо за ней — уже готовность принять уровень культуры, который Бердяев называл пониженным.
Однако окружающая жизнь приготовила нам не только неприятные раздражители, на которые человек толерантный не должен реагировать. Довольно часто возникают и такие ситуации, когда толерантность, переходящая в безучастие и равнодушие, едва ли может быть рекомендована. Я имею в виду случаи, когда кто-то из окружающих просит о помощи или явно в ней нуждается. В таких случаях стоит быть просто внимательным, а еще лучше — участливым, чутким, отзывчивым. И хотя последние слова теперь менее употребительны, чем толерантный, утрата соответствующих качеств была бы делом весьма печальным. Об этом очень хорошо применительно к телефонным разговорам написал в «Известиях» от 3 февраля 2011 года композитор Александр Журбин.
Не забудем и о тех жизненных ситуациях, когда мы сами хотим попросить оказавшегося рядом человека о какой-либо помощи или услуге. На вопрос, как он поступает в таких случаях, прекрасно ответил министр Александр Авдеев: «Я говорю: будьте любезны». Говоря так, мы надеемся, что окружающие нас люди могут быть любезны, т.е. не просто формально вежливы, но, более того, уважительны и, может быть, даже предупредительны к другим людям, готовы оказать им любезность, «небольшую услугу, одолжение». Иными словами, сделать некоторое усилие, чтобы помочь другому, выразить ему свое расположение. К счастью, наши контакты с другими людьми не ограничиваются только раздражением и потребностью в помощи, исходящей от другого или от нас самих. Жизнь дарит нам картины радости, примеры совершенства, поводы для улыбки и веселья. И в этих ситуациях уместная реакция — это открытость, улыбчивость, доброжелательность.
Итак, толерантность не может быть главной чертой поведения человека в обществе. Она полезна лишь в ограниченном круге ситуаций. В нормальном обществе гораздо более востребовано другое поведение, черты которого — любезность, уважительность, доброжелательность. Уважение к другому человеку, радость от его удач, готовность при необходимости ему помочь, ожидание такого же отношения с его стороны. А обостренная потребность в толерантности, видимо, отражает количественный рост в обществе числа людей, не желающих корректировать свое поведение интересами других. Едва ли можно затормозить этот рост только превентивной настроенностью на толерантность как на всегда лучший способ поведения. Еще Максим Горький предупреждал, что если считать всех людей плохими, то только плохие к тебе и придут.
Статья Психология—Толерантность психологический ракурс
И. Г. Дорошина
Кандидат психологических наук, доцент,
генеральный директор, Научно-издательский центр «Социосфера»,
г. Пенза, Россия
Толерантному человеку присущи определенные качества его характера, проявляющиеся в его отношении к другим людям. Необходимым качеством является способность понимать других людей, что важно для организации эффективной совместной деятельности, потому что без понимания невозможно скоординировать действия и усилия. Понимание чего-либо и кого-либо означает постижение его смысла, обеспечивает стабильность и продолжительность общительного процесса. Для характеристики толерантных взаимоотношений необходимо взаимопонимание участников общения. Одностороннее понимание не гарантирует конструктивного социального контакта между субъектами и не устраняет потенциальные и существующие сложности в процессе взаимодействия. Взаимопонимание между людьми, группами способствует формированию между ними и других отношений ещё более высокого уровня, расширяются возможности построения партнёрства и сотрудничества. Одним словом, понимание как универсальное необходимое свойство солидарных, близких, дружеских, любовных, партнёрских и т. п. взаимоотношений является императивом социальной толерантности.
Понимание другого человека тесно связано с эмпатией, толерантным качеством личности, характеризующим способность человека понять и прочувствовать эмоциональное состояние другого. Выделяют эмоциональный и рациональный виды эмпатии. Эмоциональная эмпатия предполагает непосредственное сопереживание другому человеку, испытывание тех же эмоций. Эмпатичный человек искренне и непосредственно чувствует людей, быстро заражается их эмоциональным состоянием. Рациональная эмпатия – это понимание, осознание чувств и эмоций другого, основанное на жизненном опыте и специальных психологических знаниях. Развитая эмпатия облегчает процесс общения с людьми, повышает социальную активность и открытость.
Исследования психологов показывают, что более склонными к проявлению эмпатии являются женщины. С возрастом большее развитие приобретает рациональная эмпатия, потому что, сталкиваясь с различными жизненными ситуациями, испытывая и радость, и восторг, и обиду, и горе, человек учится распознавать схожие состояния у других, сопоставлять причины психических переживаний и их результаты. Эмпатия не является врождённым качеством, она развивается в процессе воспитания. Тёплые, душевные взаимоотношения родителей с ребёнком, крепкие дружеские связи, открытые и искренние взаимоотношения в кругу трудового коллектива и других знакомых всесторонне способствуют формированию и стабильному развитию эмпатических качеств личности.
Понимание нужд другого человека способствует проявлению у толерантного человека заботливости, то есть внимании, уважении, оказании помощи и поддержке окружающих. Основными чертами заботливости являются добровольность и бескорыстие. Забота может быть направлена на кого-либо (младших и старших детей, престарелых людей, друзей, животных, птиц) и что-либо (урожай, порядок и т. д.).
Действия и поступки заботливого человека, стремящегося облегчить состояние другого, одновременно доставляют огромное душевное удовольствие и ему самому, вдохновляют его на новые добрые дела. В этом смысле забота выступает как приятные хлопоты. Забота есть веление души, проявление духовной потребности человека, один из главных смыслов толерантных взаимоотношений [1].
Забота непосредственно вытекает из таких человеческих качеств, как любовь, дружба, сострадание, сотрудничество, долг, совесть и т. п. Заботливость – залог воспитания нравственного, культурного человека. Например, всем известно, какое огромное социальное значение имеет для будущего общества материнская забота о детях, заботливые учителя в отношениях со своими учениками, забота руководства трудового коллектива о сотрудниках, забота государства о своих гражданах, а также осуществление заботливости в обществе в виде попечительства, благотворительности и т. д. Сопровождаясь добровольными действиями, направленными на облегчение трудностей других, на создание благоприятных условий жизни и содействие свершения добрых, благих дел, забота является одним из основных факторов, способствующих формированию толерантности.
Важным качеством, характеризующим толерантного человека, является искренность, которая выражается в чистосердечном, откровенном и бескорыстном отношении человека и социальной группы с другими, возникает на эмоциональном уровне, подразумевает простодушие, характеризует справедливый подход к окружающим. Искренность проявляется в словах, поведении и поступках. Искренние взгляды и искренний подход придают некую особую теплоту социальным связям между людьми, тем самым укрепляя взаимоотношения между ними.
С искренним человеком всегда хочется поговорить, послушать его, обменяться мнениями по поводу чего-либо. В плане развития социальной толерантности еще одной важной особенностью данного качества является то, что она поддерживает, сохраняет и способствует развитию множества других толерантных качеств и одновременно выступает как условие терпимых отношений. Противоположностями искренности являются лживость, лицемерие, обманчивость, хитрость, лукавство, скрытность. По поводу искреннего человека всегда спокойно, у него много друзей и окружают его добрые люди. Искренность как высокое моральное качество является центральной темой множества художественных книг, произведений и научно-философских исследований. Искренний человек заслуживает уважения, доверия и почтительного отношения.
Близким понятием искренности можно назвать открытость – толерантное качество людей, подразумевающее искреннее, явное, непредвзятое отношение к человеку, социальной группе, народу, нации, их добрым, нравственным, созидательным действиям и поступкам, такую же готовность к их восприятию.
С точки зрения толерантности открытость не означает непосредственного и прямого восприятия любого другого человека, социального факта, явления, события, потому что это толерантное качество характеризует определённый культурный уровень субъекта и подразумевает справедливое отношение к позитивным явлениям, которые служат духовно-нравственному прогрессу общества, а не наоборот. Открытый человек, как правило, – честный человек, у него отсутствуют лицемерие, коварство и обманчивость, но его нельзя назвать наивным, он очень зрелый и хорошо понимает своё достойное место во взаимоотношениях с другими.
Кроме прочего, открыть означает высокую коммуникабельность человека. Рядом с такими открытыми людьми другие чувствуют психологический комфорт. Тем самым они заслуживают высокого внимания, уважения и доверия. Открытые, искренние взаимоотношения являются прочными предпосылками для построения дружественных, любовных связей. Таким образом, открытость является одним из важных факторов развития культуры толерантности, так как данное качество подразумевает непосредственный подход человека исключительно к морально-нравственным, духовным, гуманным людям и к их действиям и поступкам.
Искренние, открытые люди вызывают у окружающих доверие. Доверие, как своеобразная открытость и доброжелательность контакта, подразумевает уверенность участника общения в надежности и порядочности других. Доверие является фундаментом, на основе которого формируются уникальные и неповторимые взаимоотношения. Оно не возникает в один момент, а складывается в процессе многочисленных ситуаций взаимодействия. Отсутствие доверия, сомнения, подозрения являются сильным препятствием на пути общего успеха. Взаимное доверие – необходимое условие гармоничных взаимоотношений, обеспечивает психологический комфорт, спокойствие и уверенность. Хотя полного взаимного доверия во всех вопросах очень сложно достичь, но стремление к этому является признаком толерантного человека.
Следует отметить, что нередко доверие выступает и как средство достижения корыстных целей, когда некоторые безнравственные люди путем лжи, обмана и лицемерия завоевывают доверие и злоупотребляют им. Открытость, честность и бескорыстие в общении являются залогом доверия. Заслужить доверие – благо воспитанных, культурных и порядочных людей. Доверие как тонкая материя требует бережного подхода, потому что разрушить доверие легко, а заново его завоевать очень сложно. Таким образом, доверие наделяет человека ощущением счастья, что в свою очередь, служит возвышению стабильных, взаимных, близких, бескорыстных отношений.
Высоким нравственным качеством, отражающим неизменную приверженность человека и социальной группы к кому-то или чему-то, является преданность. Она подчёркивает такие толерантные качества, как уважение, верность, терпимость, любовь, ответственность и т. п. Также преданность является необходимым условием достижения высоких результатов в науке, культуре, производстве и т. д., потому что она способствует развитию профессионализма. Преданные люди – это верные мужья и жёны, «фанаты» науки, виртуозы в искусстве, профессионалы в спорте, отважные военачальники и солдаты, инициативные учителя и воспитатели и т. д. Таким образом, преданность – это уверенные шаги в будущее, несмотря на жизненные сложности и проблемы. Преданный человек заслуживает и добивается доверия окружающих, его верность и искренность представляют собой своеобразное украшение, подчёркивающее стабильный характер взаимоотношений [1].
Невозможно представить себе человека, толерантно относящегося к другим, но избегающего общения с людьми. Поэтому одним из необходимых толерантных качеств мы считаем коммуникабельность. Как важное качество человека она способствует нахождению достойного места в обществе, потому что это умение общаться с людьми различных взглядов, убеждений, национальностей. Коммуникабельность, с одной стороны, демонстрирует самые яркие личностные черты человека и группы, с другой стороны, означает открытость, готовность к общению с другими. Это качество украшает нрав человека, делает его более привлекательным. Но, следует отметить, коммуникабельность – это синтез необходимых знаний, умений, жизненного опыта. Человек, сумевший правильно привести в соответствие эти три элемента, достигает коммуникабельности.
Уместно сказать, что коммуникабельность – это черта не только добрых и толерантных людей, эта способность, такой талант используется и хитрыми, коварными, лицемерными людьми. К сожалению, иногда хорошие, добрые люди попадаются на их уловки. Тем не менее, коммуникабельность предоставляет огромную возможность для достижения взаимопонимания, потому что проявления коммуникабельности освобождают процессы общения от сложностей, комплексов и других неуместных препятствий контакта.
По нашему мнению, толерантный человек – это не пассивный трус, который терпит любое поведение окружающих. Толерантный человек с уважением относится к людям, заслуживающих этого, но в то же время способен настойчиво и достойно отстаивать свои права, при этом, не ущемляя прав других. Мы согласны с У. Р. Кушаевым, что «толерантность не означает отказа от своих взглядов и ценностей» [2, c. 19]. Ассертивность предполагает прямые, открытые поступки, без унижения других людей. Существуют различные социально-психологические методы развития и укрепления ассертивности, но их объединяет принцип развития способности личности проявлять уверенность, честность и дружелюбие.
Ассертивный человек не зависит от внешних воздействий и оценок, он способен сам регулировать свое поведение и нести ответственность за него. Обычно модель поведения имеет две крайности: пассивность и агрессию. Оба эти способа не приемлемы для поддержания равноправных взаимоотношений. В этом контексте ассертивность выступает одной из эффективных моделей поведения и опирается на принцип: «я тебе ничего не должен, и ты мне ничего не должен, мы партнёры». По своей сути, ассертивность – это философия личной ответственности, это такой императив, который означает однозначный ответ за собственное поведение и уважение прав других людей на проявления соответствующих реакций в конкретных ситуациях.
В заключении стоит отметить, формирование культуры толерантности у людей невозможно без укрепления психологических основ стабильных взаимоотношений, потому что толерантное отношение к другим – это, прежде всего, мощный психологический настрой, который является следствием высокой силы воли, здоровой психики и правильного духовно-нравственного воспитанию у человека. С этой точки зрения, вопросы, связанные с толерантностью должны стать одними из ведущих во многих отраслях современной психологической науки.
Библиографический список
- Кушаев У. Р., Дорошина И. Г. Толерантность : энциклопедический словарь. – Пенза : Научно-издательский центр «Социосфера», 2014. – 484 с.
- Кушаев У. Cущность и структура культуры толерантности // The culture of tolerance in the context of globalization: methodology of research, reality and prospect : materials of the international scientific conference on May 13–14, 2014. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». – 240 p. – P. 18–20.
Терпимость и нетерпимость: хорошее, плохое и безобразное
От нашего приглашенного автора, Майкла Джозефсона.
Что такое толерантность и всегда ли это хорошо? Это помогает понять различные аспекты этой концепции.
Основное определение. Толерантность проявляется в способности и готовности принимать и уважать разных людей, идеи и практики. Толерантность способствует непредвзятому, непредубежденному, терпеливому, снисходительному отношению к разнообразным людям, идеям и практикам. Это важная добродетель в демократическом обществе. Терпимость, антоним нетерпимости, фанатизма, ограниченности и предрассудков, требует уважительного принятия расовых, этнических и физических характеристик; непопулярные, неортодоксальные или оскорбительные убеждения, мнения и практики, особенно те, которые имеют тенденцию вызывать ненависть, предубеждение, пренебрежение, презрение или страстное несогласие.
Континуум толерантности. Толерантное отношение включает в себя ряд пяти отношений: 1) безразличное признание, 2) завистливое терпение, несмотря на дискомфорт или несогласие, 3) искреннее принятие, 4) чуткое понимание, 5) уважение и признательность.
Суждение. Это относится к людям, которые высказывают непрошенные, гиперкритичные, неодобрительные, пренебрежительные и даже осуждающие суждения о том, как другой человек думает, живет или действует. Это брат нетерпимости и форма неуважения.
Ограничения допуска. Неограниченная, непроницательная терпимость перестает быть социальной добродетелью, когда она принимает, разрешает, оправдывает или поддерживает или делает возможным отношение и действия, которые должны быть недопустимы в справедливом и гуманном демократическом обществе. Мы можем не всегда соглашаться с тем, кто фанатик, а кто нет, но мы должны согласиться противостоять фанатизму во всех его формах. Это не партийный вопрос. Терпимость к нетерпимости — это саморазрушительное мышление.
Нетерпимость к нетерпимости . Парадоксально, но толерантное общество требует нетерпимости к фанатизму, предрассудкам и ненависти, связанной с крупом. Хотя существуют некоторые разногласия по поводу внешних границ того, что недопустимо, толерантное общество должно препятствовать, подавлять или предотвращать определенные группы и отдельных лиц, которые проповедуют или практикуют крайние уровни нетерпимости, включая поведение, которое является бесчеловечным, оскорбительным, неуважительным к достоинству других, или иным образом социально злонамеренным.
Противоречие: вежливость против политкорректности. Также, как некоторые опасаются, что терпимость может зайти слишком далеко, есть и те, кто считает ограничения терпимости невыносимыми. Сторонники толерантности стремятся уменьшить или исключить слова, взгляды и действия, которые исключают, маргинализируют или оскорбляют группы людей, которые находятся в неблагоприятном социальном положении или подвергаются дискриминации. Уничижительное использование термина «политкорректность» относится к крайним или чрезмерным усилиям по подавлению осуждающих обобщений и характеристик, которые, хотя и негативны, тем не менее верны.
Это Майкл Джозефсон напоминает вам, что персонаж имеет значение.
Майкл Джозефсон – влиятельный и всемирно известный поборник воспитания характера у молодежи и этического поведения в бизнесе, правительстве, полиции, журналистике, спорте, здравоохранении и юриспруденции. Многие считают его человеком, наиболее ответственным за возрождение и профессионализацию воспитания характера в школах и молодежных организациях. В 1992 году под эгидой Института Джозефсона он создал «ХАРАКТЕР СЧИТАЕТ!», наиболее широко реализуемую в мире инициативу по развитию характера, основанную на общем языке общих ценностей — «Шесть столпов характера») и «Стремление к победе с честью» (19).96), сопутствующей программы, пропагандирующей этику в спорте.
Узнайте больше об образовании персонажей.
Терпимость и нетерпимость: хорошее, плохое и безобразное
Tagged on: характер гражданство уважение
10 Вопросы о толерантности. Насколько вы толерантны?
Следующий вопрос
Вы заказываете ужин с друзьями с помощью нового приложения. Один из них, вегетарианец, просит заказать в другом месте, так как там не предлагают вегетарианские блюда. Как бы вы отреагировали?
- 0 Вы говорите своему другу-вегетарианцу: «Может быть, в этот раз ты попробуешь мясо?»
- 1 Вы заказываете ужин в другом месте, но все время жалуетесь на него.
- 2 Вы заказываете ужин в заведении, которое предлагает вам и всем вашим друзьям вариант, приемлемый для всех.
Вы посещаете онлайн-встречу. Один из участников делает презентацию. Внезапно его ребенок начинает шуметь и появляется на экране. Что ты будешь делать?
- 2 Вы предлагаете выступающему позволить кому-то другому сделать свою презентацию, а затем он может продолжить
- 1 Вы упрекаете родителя в том, что он не может успокоить своего ребенка
- 0 Вы терпеть не можете детей
Вы проводите собеседование с кандидатами на работу в супермаркете. У одного из кандидатов есть татуировка на запястье. Что ты будешь делать?
- 1 Вы уже решили не брать его на работу из-за татуировки, но все же проводите собеседование с кандидатом
- 0 Вы отказываетесь от кандидата без собеседования
- 2 Вы берете интервью у кандидата, как и другие, не обращая внимания на его татуировку.
Ваши родители не одобряют ваше решение жениться на человеке другой национальности.
Как вы будете реагировать?- 0 Вы подчинитесь их желанию и немедленно расстанетесь с партнером
- 2 Вы поговорите с ними начистоту и объясните, что все равны, независимо от национальности
- 1 Вы предлагаете своему партнеру сменить этническую принадлежность.
Вы собираетесь на работу и торопитесь. Водителем такси, которое вы заказали через приложение, оказалась женщина. Что ты будешь делать?
- 1 Вы предлагаете водить машину, потому что вы лучший водитель
- 0 Вы отменяете поездку и уезжаете
- 2 Вы сидите в машине и спокойно продолжаете читать статью на телефоне
Человек, сидящий рядом с вами в самолете, просит вас поменяться местами по религиозным соображениям. Что ты будешь делать?
- 2 Вы согласны, потому что не возражаете. Похоже, так ему будет удобнее.
- 1 Вы раздражаетесь и вообще не отвечаете.
- 0 Вы отказываетесь пересаживаться, зачем вам это?
Вы работаете над групповым проектом.
Один из членов вашей группы — студент с инвалидностью. Другой член группы предлагает поговорить с лектором, чтобы перевести студентку с инвалидностью в другую группу, потому что «у вас нет времени читать ей книгу вслух». Что ты будешь делать?- 0 Вы исключаете человека, который сделал предложение, из команды
- 2 Вы объясняете человеку, который сделал предложение, что у учащейся с инвалидностью есть своя программа для чтения текстов, и она сможет участвовать в групповом проекте, как и другие.
- 1 Вы соглашаетесь и говорите с лектором.
Вы стали свидетелем происшествия в автобусе. В частности, пассажир громко оскорблял другого пассажира (молодого человека) из-за его оранжевой рубашки и серьги. Что ты будешь делать?
- 1 Вы выходите из автобуса, даже если это не ваша остановка
- 0 Вы немедленно призываете пассажира, который оскорбляет другого пассажира, выйти из автобуса
- 2 Вы пытаетесь разрядить обстановку, говоря пассажиру, что его не касается то, как одевается другой человек.