Мшелоимство
Мшелои́мство – греховная страсть, заключающаяся в стремлении приобретать все новые и новые вещи, без их видимой пользы для себя, собирание ненужных вещей, болезненное вещелюбие. Разновидность страсти сребролюбия.
Из литературных героев был заражён этой страстью помещик Плюшкин из “Мёртвых душ” Гоголя. В современном языке людей, страдающих этим недугом, называют шопоголиками (ониоманами).
Мшелоимство есть форма вещелюбия, когда вещи приобретаются ради самих вещей. «Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцев, горше и пребедственнее сребролюбия», – учит св. преподобный Лев Оптинский.
Мшелоимство, по слову св. Игнатия Брянчанинова – это заведение различных предметов прихоти и роскоши. Виды мшелоимства разнообразны – от взяток вещами, пристрастия к подаркам, бесполезного коллекционирования до собирания хлама.
В любом случае человек подверженный страсти порабощается вещам (от древнерусского мшель – вещь, имущество; в церковнославянском – мзда, корысть, прибыль), то есть временному и преходящему в ущерб заботе о своей участи в вечности. Человеку надо помнить, что «чей ум привязан к какой-либо земной вещи, тот не любит Бога» (Св. Максим Исповедник). Все вещи преходящи, и только блаженное соединение с Богом вечно.
***
иеромонах Серафим (Калугин)
— В молитвослове в “Исповедании грехов повседневных” именуются грехи – мшелоимство, скверноприбытчество. Опишите, пожалуйста, что под этим подразумевается?
— Оба эти греха связаны с обогащением, накоплением материальных ценностей.
Скверноприбытчество, (скверное приобретение) – это использование для обогащения служебного положения, авторитета или даже священного сана. Предупреждая об этом, Апостол Павел пишет в послании к Титу: «Суть бо мнози непокориви, суесловцы и умом прельщени, наипаче же сущии от обрeзания, ихже подобает уста заграждати: иже вся домы развращают, учаще яже не подобает, сквернаго ради прибытка… обличай их нещадно, да здрави будут в вeрe» (Тит. 1:10–13). Я специально привожу славянский текст, чтобы это слово звучало так же, как в молитвослове (на русский оно переведено: «ради постыдной корысти»). В данном случае апостол говорит об учителях, которые в корыстных целях в угоду слушателям извращают церковное учение.
Мшелоимство – это такой вид греха, точнее, такой греховный образ жизни, когда у человека есть нечто, что ему самому не нужно, но это нечто, ему ненужное он тем не менее под себя кладет, а другим не отдает. Здесь на ум сразу приходит знаменитый гоголевский персонаж, к которому “и дороги-то знать не советовали”.
Слово «мшелоимство» происходит от старинного корня «мшель» – прибыль (словарь прот. Г. Дьяченко). В Толковом словаре В.И. Даля «мшель» – мзда, корысть.
Надо помнить, что молитвословы составлялись применительно к монашеской жизни. Тогда это слово обозначало собирание монахом в своей келии ненужных ему в обиходе красивых, ценных предметов, накопительство.
Один из монашеских уставов говорит: «Монашествующим не должно заводить в келье лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой кельи служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения Святых Отцов. Келья монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келья должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока. Светские же и мирские вещи и принадлежности не должны находиться в келье» (Из устава Свято-Троицкого мужского монастыря).
Святые отцы-подвижники довольно строго высказываются об этом греховном состоянии. Преподобный Лев Оптинский (1768–1841) говорит: «Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцев, горше и пребедственнее сребролюбия». А преподобный старец Паисий Святогорец (1924–1994) так объясняет пагубность пристрастия к вещам: «Само по себе сердечное пожелание не является злым. Но вещи, пусть даже и не греховные, пленяя частичку моего сердца, уменьшают мою любовь ко Христу. Если я желаю получить что-то полезное, например, книгу, и это полезное пленяет частичку моего сердца, то такое пожелание недобро. Почему книга должна пленять часть моего сердца? Что лучше – хотеть книгу или вожделевать Христа»?
Это говорят монахи. А как же быть простым Православным? Нужно всегда помнить, что путь спасения мирянина по сути ничем не отличается от монашеского. Монахи удаляются в пустыню лишь для того, чтобы удобнее проходить этот путь, который для всех – и монахов, и мирян состоит в исполнении Христовых заповедей. Конечно, мы пока еще далеки от того, чтобы отдать и верхнюю одежду, и последнюю рубашку, по слову Христову. Однако каждому из нас наша христианская совесть должна подсказать, не нуждается ли кто-либо больше меня в той вещи, которая мне совершенно не нужна, и если нуждается, то с легким сердцем пойти и отдать ее.
«Один старый батюшка объяснял это слово от прилагательного «замшелый» – поросший мхом: заплесневелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которую хранили «на черный день», старые ненужные вещи – всякое бессмысленное и разорительное накопительство в духе Плюшкина. Это часто бывает грех корысти не только богатого, но и бедного».
протоиерей Сергий Правдолюбов
«Страсть к накопительству, скупость – черта, присущая не только богачам. Довольно часто люди задают вопрос: «Что такое мшелоимство?», про которое мы читаем в исповедальной вечерней молитве. Мшелоимство – это стяжание ненужных для нас вещей, когда они от долгого хранения и бездействия как бы покрываются мхом. Этим грехом могут страдать и люди весьма бедные, приобретая и копя посуду, одежду, любые другие предметы, заполняя ими все шкафы, полки и кладовки и часто забывая даже, что где лежит».
священник Павел Гумеров
«Великое безумие – любить создание бессмысленное и бесчувственное, которым взаимно любимы быть не можем. Вещь бесчувственная, бессмысленная, мертвая любить нас не может: и нам не подобает ее любить, но одного Бога любящего нас, и ближнего, по образу Его созданного.
…Если скажет кто, что, мол, создания все сотворены ради человека, – ему отвечаю:
Первое. Тем самым создания должны человеку служить и работать, а не человек созданиям; служит же им тот, кто к ним прилепляется сердцем и любовью.
Второе. Должно их употреблять, а не злоупотреблять ими, – употреблять умеренно, а не излишне, ради нужды, а не ради сладострастия.
Третье. Создания эти подобны неким следам и свидетельствам, по которым Создателя познаем и к Нему приходим: от создания познаем Создателя и Его учимся и убеждаемся любить, почитать, что такое дивное ради нас сотворил.
Четвертое. Созданы служить нам, чтобы мы Богу служили; а когда не служим Богу, то и их служение нам бесполезно бывает, а Богу оттого великая неблагодарность проистекает. Человек, как разумный и по образу Божию созданный, есть ближайший Божий слуга, и как посредник между Богом и созданиями, употребляя их служение, Бога благодарить и служить Ему должен. Так, например, рабы господину своему служат для того, чтобы он монарху и обществу служил; а если не служит, то и их служение, его нерадением, тщетно бывает: так и создания человеку служат, чтобы он Богу служил как разумный, и за всех них Бога благодарил и хвалил. А когда человек этого не исполняет, то и создания напрасно использует, и потому Создателю своему неблагодарным является…».
св. Тихон Задонский (Плоть и дух, 27)
«Накупил ты, как узнал я, множество книг, хотя не умеешь читать, и почитаешь себя богатым, поступая точно так же, как и те, которые имеют много пшеницы и кормят ею червей. Ибо и книги, когда они плотно уложены, зарождают и питают в себе моль. Посему, или пользуйся приобретением, или не позорь ученость, подвергаясь ее за это великому осмеянию, приобретая прозвище губителя книг, или книжного гроба и воспитателя моли, и усугубляя виновность свою пред Богом, как скрывший весьма полезный талант, который вверен был другим и разумно употребляем ими в дело, а тобою бесстыдно вкопан в землю».
Прп. Исидор Пелусиот (Письма, 127)
Связь ромашек с романтикой, истории и легенды о ромашках, букеты из ромашек сегодня
Ну точно – к сердцу прижмет!
Мировой цветок
Ромашки в природе встречаются в Европе и Азии, обеих Америках, Африке. Эти растения – украшения полей и лугов. Один взгляд на них может доставить радость. Они напоминают солнце.
В Древнем Египте ромашка считалась одним из цветков бога солнца Ра.
В скандинавских мифах и легендах это растение было одним из подарков миру людей от верховного бога Одина.
Свойства ромашки изучали древнегреческие врачеватели. Гиппократ и Диоскорид описывали, как следует лечиться этим растением.
Медицина Рима, которая переняла учение Гиппократа и из которой в конечном итоге (хоть и с большим торможением в Средние века) родилась медицина современная, также уделяла ромашке большое внимание.
Конечно, в те времена она еще не именовалась ромашкой. Ее латинское название – matrix (матка), маточная трава, что явно указывает на лечение в первую очередь именно женских болезней.
До ввода в обиход производного от латинского имени славяне называли красивый бело-желтый цветок… «пупавка», т. к. желтое соцветие похоже на пупок. Кстати, пупок расположен на животе, а живот – это жизнь. Так что, как ни крути, а простым цветком ромашку не назовешь.
Народы, имевшие отношения с Римом и перенявшие принципы классических школ врачевания, стали именовать ромашку «римским цветком», romana (оно уже трансформировалось в привычное сегодня название).
Ромашки и сегодня известны как полезные лекарственные растения. Вспомним: ромашковый чай, отвары для полоскания и ванночек, компрессы и косметический лед на основе этих отваров. Ромашку заваривают и по специальной схеме пьют для лечения гинекологических заболеваний, спринцуются ромашковым отваром. Вот вам и matrix.
Видов ромашек в мире очень много, не будем углубляться в ботанику. Кратко: аптечная ромашка – не такая красивая, как специально выведенная пышная садовая. Многие цветы бывают похожи на ромашки, можно спутать.
Например, трехреберник почти один в один – ромашка, как и некоторые разновидности маргариток. А если вы встретите привычный цветок, но как будто бы с ободранными лепестками, не спешите возмущаться. Это может быть так называемая «ромашка пахучая», она всегда такая. Но в конечном счете это не важно. Если растение красивое, у него белые лепестки и желтая серединка, просто порадуемся ему.
А сколько с ромашкой связано красивых и, конечно, романтических историй!
Однажды прекрасная фея влюбилась в земного юношу, простого пастуха, услышав, как тот играет на дудочке. Они стали встречаться на природе, и волшебница от полноты чувств наделила своего избранника даром целительства, которым тот не преминул воспользоваться. К бедному когда-то пастуху начал стекаться народ, тот лечил людей сначала бесплатно, потом за деньги и постоянно повышал цены. Он стал очень богат, но сердцем очерствел. Фея оказалась ему больше не нужна. Брошенная возлюбленная печалилась и плакала, и из ее слез вырастали прекрасные ромашки.
Ромашки – цветы любви, порой неразделенной
У славян про ромашки своя легенда.
Давным-давно жили на свете влюбленные – Роман и Любовь. Они были молоды, счастливы и считали, что поженятся и проживут долго и счастливо. Но однажды Роману, который, засыпая, думал о своей возлюбленной, приснился очень красивый и нежный цветок с белыми лепестками и желтой сердцевиной. Проснувшись, юноша обнаружил, что цветок этот волшебным образом оказался у него в саду. Разумеется, тот сразу подарил его своей Любови. Та назвала растение в честь любимого дарителя. Но цветок был всего один, он неизбежно бы завял, и Роман решил непременно найти и другие, чтобы подарить своей девушке и показать такую красоту другим людям. Юноша отправился в путешествие, а дева осталась в ожидании.
Эта история – тоже отличная основа для народного гадания на лепестках и девичьей любовной ворожбы с этим цветком.
Ну а как еще узнать: любит или нет?
Некоторые племена Центральной Африки всерьез считали, что ромашка способна привлекать духов, и настолько этого опасались, что почти полностью уничтожили растение на своих территориях.
А вот в Австралию, где о ромашках до колонизации не знали, цветок был завезен и теперь растет там и не тужит.
На широко распространенном в XIX веке среди богатых и знатных людей языке цветов (когда за каждым цветком, их сочетанием в композиции и оформлением официально был закреплен смысл и букет можно было буквально «прочитать») ромашка означала юность, свежесть, чистоту, невинную, но сильную любовь, нежность и верность. Читайте – романтику.
Дела сердечные
В России ромашку с недавних пор практически официально сделали цветком любви. Светлана Медведева, в те времена, когда президентом страны был ее муж Дмитрий Медведев, смогла популяризировать праздник День семьи, любви и верности (в православии День памяти Петра и Февронии Муромских, 8 июля по новому стилю). Его стали называть «нашим ответом Дню святого Валентина». Цветком-символом для этого дня была определена ромашка, хоть в оригинальном сказании она не фигурировала. Сегодня мы прочно ассоциируем именно ромашку с семейным праздником. Букеты ромашек дарят парам, отметившим серебряные, золотые, бриллиантовые свадьбы, и молодоженам, только вступающим в мир супружеской жизни. Изображения ромашек пересылают друг другу в мессенджерах, поздравляя с праздником. Бело-желтыми цветками 8 июля украшают загсы, банкетные залы, общественные места.
Романтичнее некуда!
Ромашки – лучший подарок
Итак, ромашковый букет – отличный презент с «романтическим уклоном».
Его можно вручать очень широкому кругу лиц по самым разным поводам.
Ромашки негласно считаются не такими обязывающими, как, например, розы, хризантемы, лилии и другие «взрослые» цветы.
Букет ромашек отлично подойдет молодой девушке, например на день рождения или выпускной.
Хороши эти цветы и для официальных, но не слишком жестких протокольных мероприятий.
Раз ромашка связана с Днем семьи, любви и верности, то не только 8 июля, а в любой день на свадьбу молодоженам, в годовщины супружеской жизни уместно дарить букеты из ромашек.
А если вам кажется, что одних ромашек все-таки мало, ничто не мешает составить пышный букет, в котором они будут присутствовать наравне с другими полевыми и луговыми цветами. Да и более тяжелые, элегантные композиции милые ромашки прекрасно дополнят, придав нотки легкости и романтичности.
Букет «Нотки нежности»
А как романтично подарить ромашки безо всякого повода! Действуйте.
Зачем нам нужны люди, которых у нас нет? 9 причин
Я уверен, что все мы помним, как в детстве мы хотели чего-то, чего, по словам наших родителей, мы не могли иметь, но после того, как нам отказали, мы хотели этого еще больше.
Учтите, что у вас есть дочь-подросток, и как родитель вы действительно не любите ее бойфренда-плохого мальчика, однако, чем больше вы пытаетесь воспрепятствовать отношениям, тем больше она, кажется, хочет быть с ним. Такая же реакция может возникнуть и у взрослых.
К сожалению, несмотря на постоянное разочарование и неприятие, некоторые взрослые не могут выкинуть из головы мысль о том, чтобы быть с человеком, который ими не интересуется. Чем больше он/она отвергает вас и чем настойчивее он/она показывает, что не хочет быть с вами, тем более желанным вы становитесь.
Предыдущие исследования свиданий, отношений и отказов показывают, что отказ может привести к усилению тоски и ощущению на крючке, что-то вроде острых ощущений во время погони.
Романтический отказ может привести к увеличению тоски, потому что он стимулирует части мозга, связанные с мотивацией, вознаграждением, зависимостью и тягой. Новое исследование также предполагает, что рассуждения, что люди влюбляются в недоступное, на самом деле могут быть научными, некоторые люди не могут с этим поделать. Некоторых людей привлекает неизвестность, непредсказуемость свиданий или отношения с кем-то, кто кажется отличным от них.
Большинство из нас знакомы с милым парнем или милой девушкой, который всегда помнит о наших чувствах, делает все возможное, чтобы сделать нас счастливыми, и, как назло, заинтересован в отношениях с нами.
Впрочем, особого восторга они для нас не представляют, скорее скучноваты – по крайней мере, для нас. Как ни странно, плохой мальчик или девочка занимают много времени и места в наших умах. Было бы упущением, если бы я не признал, что плохой мальчик и плохая девочка могут быть не обязательно плохими людьми, возможно, просто не подходящими для нас. Он или она может иметь отношение «люби их и оставь их», состоит в других отношениях, эмоционально недоступен, не ценит нас или наши мнения так, как мы их, не честен и не заслуживает доверия, посылает смешанные сигналы и т. д.
И все же мы не можем перестать думать о них.
Некоторые люди могут возразить, что причина, по которой мы преследуем то, чего не можем иметь, коренится в потерях. Однако это не обязательно так, поскольку у нас его никогда не было с самого начала. Часто, когда мы чего-то или кого-то хотим, мы фантазируем об этом, сгибаем и скручиваем в вещь или человека, которого хотим. Мы начинаем приписывать ценностные характеристики, которыми может не обладать интересующее нас лицо. Мы можем безумно любить кого-то, кто нас не хочет и никогда не хотел, но иногда ситуация может быть такой же болезненной, как если бы кто-то расстался с нами.
Другая теория связана с беспокойством и дистрессом, когда мы начинаем задаваться вопросом, почему он или она не хочет быть с нами, чего нам не хватает?
9 Причина, почему мы хотим того, чего не можем иметь Включает:
- Мы в восторге от азарта погони
- Мы верим, что если нас примет человек, которого мы желаем, это добавит нам ценности или подтвердит нашу правоту
- Это удовлетворит наше эго
- Мы боремся с низкой самооценкой
- Нас привлекает неизвестность или непредсказуемость другого человека
- Мы хотим осуществить фантазию
- Мы хотим доказать себе и другим, что мы заслуживаем их
- Мы бессознательно придали объекту нашего желания сверхчеловеческие качества
- Чем меньше человек отвечает взаимностью, тем больше времени мы тратим на то, чтобы заставить его ответить взаимностью
Итак, когда вы хотите кого-то, кого вы просто не можете иметь, лучше всего расслабиться, отступить и по-настоящему подумать о почему вы хотите быть с этим человеком, который не заинтересован в вас.
Вы хотите быть с ними из-за чувства неполноценности, необходимости признания или повышения самооценки? Если какая-либо из этих причин имеет место, вы не можете получить ценность опосредованно через кого-то другого. Единственный способ повысить свою ценность — это инвестировать в себя время и энергию.
Мы должны ценить себя и относиться к себе хорошо. Чтобы другие увидели в нас ценность. Однако даже в этом случае объект нашего желания может просто не входить в нас.
10 фактов об атеистах | Исследовательский центр Пью
Участники митинга Reason Rally 2012 года в Вашингтоне, округ Колумбия, слушают спикеров (Allison Shelley/Getty Images)Измерять атеизм сложно. Некоторые люди, называющие себя атеистами, также говорят, что верят в какую-то высшую силу или духовную силу. В то же время некоторые из тех, кто идентифицирует себя с религией (например, говорят, что они католики или евреи), говорят, что не верят в Бога.
Одно можно сказать наверняка: наряду с ростом количества нерелигиозных американцев, многие из которых верят в Бога, соответственно увеличилось и число атеистов.
1 Доля американцев, считающих себя атеистами, за последнее десятилетие незначительно, но значительно увеличилась . Телефонные опросы Pew Research Center, проведенные в 2018 и 2019 годах, показывают, что 4% взрослых американцев говорят, что они атеисты, когда их спрашивают об их религиозной принадлежности, по сравнению с 2% в 2009 году. Еще 5% американцев называют себя агностиками, по сравнению с 3% в 2009 году. десятилетие назад.
2 Согласно Merriam-Webster, буквальное определение «атеиста» — это «человек, который не верит в существование бога или каких-либо богов». И подавляющее большинство американских атеистов подходят под это описание: 81% говорят, что не верят в Бога, высшую силу или какую-либо духовную силу. (В целом эту точку зрения разделяют 10% взрослых американцев.) В то же время примерно каждый пятый самопровозглашенный атеист (18%) говорит, что действительно верит в некую высшую силу . Однако ни один из опрошенных нами атеистов не сказал, что верит в «Бога, описанного в Библии».
3 Атеисты составляют большую долю населения во многих европейских странах, чем в США. ) идентифицируют себя как атеисты, как и 16% в Дании, 15% во Франции и 14% в Нидерландах и Швеции. Но европейская страна с, пожалуй, самой большой долей атеистов — это Чехия, где четверть взрослого населения идентифицирует себя так. В соседней Словакии 15% идентифицируют себя как атеисты, хотя в остальной части Центральной и Восточной Европы атеистов меньше, несмотря на историческое влияние официально атеистического Советского Союза. Как и американцы, европейцы во многих странах чаще говорят, что не верят в Бога, чем считают себя атеистами, в том числе две трети чехов и не менее половины шведов (60%), бельгийцев (54%) и голландцев. взрослые (53%), которые говорят, что не верят в Бога. В других регионах, обследованных Центром, включая Латинскую Америку и Африку к югу от Сахары, атеистов в целом гораздо меньше.
4 В США атеисты в основном мужчины и относительно молоды, согласно исследованию религиозного ландшафта 2014 года. Примерно семь из десяти атеистов в США — мужчины (68%). Средний возраст атеистов составляет 34 года по сравнению с 46 годами для всех взрослых американцев. Атеисты также чаще бывают белыми (78% против 66% населения в целом) и высокообразованными: около четырех из десяти атеистов (43%) имеют высшее образование по сравнению с 27% населения в целом. Самоидентифицирующие себя атеисты также , как правило, связаны с Демократической партией и политическим либерализмом.
5 Подавляющее большинство атеистов США говорят, что религия не слишком важна или совсем не важна в их жизни (93%), и что они редко или никогда не молятся (97%). В то же время многие не видят противоречия между атеизмом и обдумыванием своего места в мире. Около трети американских атеистов говорят, что думают о смысле и цели жизни не реже раза в неделю (35%), и что они часто испытывают глубокое чувство душевного покоя и благополучия (31%). На самом деле, исследование религиозного ландшафта показывает, что атеисты чаще, чем американские христиане, говорят , что они часто испытывают чувство удивления по поводу Вселенной (54% против 45%) .
6 Где атеисты находят смысл жизни? Как и большинство американцев, большинство атеистов упомянули «семью» как источник смысла, когда исследовательский центр Pew задал открытый вопрос об этом в опросе 2017 года. Но атеиста гораздо чаще, чем христиане, описывали хобби как значимое или приносящее удовлетворение (26% против 10%). Атеисты также чаще, чем американцы в целом, описывали финансы и деньги, творческие занятия, путешествия и досуг как значимые. Неудивительно, что очень немногие атеисты в США (4%) заявили, что находят смысл жизни в духовности.
7 Во многих случаях быть атеистом означает не только личное неприятие религиозных ярлыков и верований — большинство атеистов также выражают негативное мнение, когда их спрашивают о роли религии в обществе . Например, согласно опросу 2019 года, семь из десяти американских атеистов говорят, что влияние религии в американской общественной жизни снижается, и это хорошо (71%). Это мнение разделяет менее одного из пяти взрослых жителей США (17%). Большинство атеистов (70%) также считают, что церкви и другие религиозные организации приносят обществу больше вреда, чем пользы, и еще большая доля (93%) считают, что религиозные институты имеют слишком большое влияние на политику США.
8 Атеисты могут не верить религиозным учениям, но они достаточно осведомлены о религии . В опросе о религиозных знаниях, проведенном Pew Research Center в 2019 году, атеисты были среди групп с лучшими показателями, правильно ответив в среднем примерно на 18 из 32 вопросов, основанных на фактах, в то время как взрослые американцы в целом ответили правильно примерно на 14 вопросов. Атеисты были, по крайней мере, так же хорошо осведомлены, как и христиане, в вопросах, связанных с христианством — примерно восемь из десяти в обеих группах, например, знают, что Пасха знаменует воскресение Иисуса, — и они также в два раза чаще, чем американцы в целом, знали, что христианство Конституция США гласит, что для занятия государственной должности не требуется «никакого религиозного теста».
9 Большинство американцев (56%) считают, что , а не вера в Бога необходима для того, чтобы быть нравственным, а 42% говорят, что вера в Бога необходима для того, чтобы иметь хорошие ценности, согласно опросу 2017 года. В других богатых странах меньшие доли говорят, что вера в Бога необходима для хороших нравов, в том числе всего 15% во Франции. Но во многих других частях мира почти все говорят, что человек должен верить в Бога, чтобы быть нравственным, в том числе 99% в Индонезии и Гане и 98% в Пакистане, согласно международному опросу Pew Research Center 2013 года.
10 Американцы менее тепло относятся к атеистам, чем к членам большинства основных религиозных групп. В опросе исследовательского центра Пью, проведенном в 2019 году, американцев просили оценить группы по «термометру чувств» от 0 (наиболее холодный и отрицательный, насколько это возможно) до 100 (самый теплый, самый положительный возможный рейтинг).