Тренинг повышения самооценки «Время для себя» | План-конспект занятия по психологии (9, 10, 11 класс) на тему:
Тренинг повышения самооценки «Время для себя»
(тренинг проводится в небольшой группе)
Цель: Формировать позитивное принятие себя.
Задачи:
1. Научить определять и анализировать уровень самооценки.
2. Познакомить с приемами самодиагностики, самораскрытия.
3. Развить умение вступать в контакт с самим собой; занимать позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации;
Материалы и оборудование: анкета, листы А4,ручки
Ход занятия.
Консультация: «Самооценка как важнейшая составляющая личности».
Ведущий. Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной.
Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.
Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.
Высокая самооценка – человек верит в себя, чувствует себя «на коне», но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.
Определение самооценки
Инструкция. Отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас перечисленные ниже состояния: очень часто, часто, иногда, редко, никогда.
Вопросник методики экспресс диагностики самооценки.
1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
2. Я чувствую свою ответственность по работе.
3. Я беспокоюсь о своем будущем.
4. Многие меня ненавидят.
5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
7. Я боюсь выглядеть глупцом.
8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
10. Я допускаю ошибки в своей жизни.
11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.
12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими.
14. Я слишком скромен.
15. Моя жизнь бесполезна.
16. Многие неправильного мнения обо мне.
17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
18. Люди ждут от меня очень многого.
19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
20. Я часто смущаюсь.
21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
22. Я не чувствую себя в безопасности.
23. Я часто волнуюсь и понапрасну.
24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
25. Я чувствую себя скованным.
26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
27. Я уверен, что люди все в жизни принимают легче, чем я.
28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
30. Как жаль, что я не так общителен.
31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.
Ключ к тесту, обработка и интерпретация результатов. Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям по следующей шкале: Очень часто — 4 балла
Часто — 3 балла
Иногда — 2 балла
Редко — 1 балл
Никогда — 0 баллов
А теперь подсчитайте, каков общий суммарный балл по всем 32 суждениям.
Уровни самооценки: Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях. Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек лишь время от времени старается подладиться под мнения других. Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с чужими мнениями и считает себя хуже других.
Упражнение 1 «Я в лучах солнца».
Инструкция. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети — с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача — вспомнить как можно больше хорошего.
Этот рисунок советуем оставить себе. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали то или иное свое качество.
Упражнение 2 «Самохвальство».
Инструкция. Составьте список хороших дел, которые вы сегодня совершили (то, что не удалось осуществить, в расчет не берите). Можете записать их положительные результаты. Например.
- Вовремя встал.
- Приготовил завтрак для всей семьи отдельно второй завтрак детям в школу.
- Вовремя пришел на работу.
- Сварил коллеге кофе.
- Выполнил…
- Завершил работу над…
•Вечером поиграл с детьми, помог им сделать домашнее задание.
Проанализируйте: трудно или легко вспомнить то позитивное, что вы сделали за день.Если такого рода записи вы будете делать в течение всего дня, то не перестанете удивляться, сколько хорошего, полезного для себя и других вы совершаете».
Упражнение 3 «Уровень счастья»
Инструкция. Составьте список того, за что вы благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в него было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, свое здоровье, здоровье, жилье, пища, красота, любовь, мир. После того как все выполнят задание, ведущий выясняет, кто из участников нашел 10 обстоятельств, за которые можно быть благодарным судьбе; кто пять; кто ни одного. Ведущий обобщает: «Хотелось бы напомнить историю о двух людях, которым показали стакан воды. Один сказал: «Он наполовину полон, и я благодарен за это». Другой сказал: «Он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым». Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют. Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем «обманутые» люди, чьи стаканы всегда наполовину пусты
Упражнение 4 «Принятие себя»
Цель. Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим, осуществлять самоанализ.
Задание. Определение своих достоинств и недостатков.
Инструкция. Возьмите лист чистой бумаги, разделите его на две колонки: «Мои недостатки» и «Мои достоинства», предельно откровенно запишите в них все, что считаете нужным.
Вопросы после упражнения:
-Кто из вас написал более 5 своих достоинств и недостатков
-Какой список более длинный?
Хорошо, что вы смогли написать и свои достоинства, и свои недостатки. Недостатки, если вы о них знаете, можете исправить, и все же научитесь себя принимать такими, какими вы есть, не занимайтесь самоедством.
Обратная связь:
-Была ли для вас информация новой?____________________________
-Считаете ли вы полезную информацию, которую получили на тренинге?_____________________
-Чувствуете ли, какие – либо изменения в себе. (даже самые минимальные)___________________
Повышение самооценки — тренинг, упражнения, аутотренинг
Повышение самооценки является насущной проблемой практически каждого. Ведь именно от величины самооценки зависит дальнейшая жизнь и успешность индивида. У людей, в разные периоды жизни, уровень самооценки может варьироваться, несмотря на то, что его азы закладываются в раннем детстве родителями.
Самооценивание в сторону занижения таит опасность следующего характера – индивид при наличии потенциала будет бояться себя проявлять, вследствие чего останется не реализованным. Поэтому уровень самооценки воздействует абсолютно на все области жизнедеятельности индивидуума, начиная от межличностного общения и заканчивая любым видом деятельности. Он формируется, основываясь на перечне убеждений в отношении своей личности, списке положительных и отрицательных черт.
Тренинг повышение самооценки
В реалиях современного мира тем, кто испытывает неуверенность в своем потенциале и в себе, в целом вряд ли получится достигнуть в жизни больших высот. Любые достижения личности, маленькие и не очень, напрямую связаны с ее умением адекватно оценивать себя и свои возможности. Адекватный уровень самооценки позволяет индивиду принимать грамотные решения и достигать поставленных целей.
Как правило, в жизни больше можно встретить индивидов с низким уровнем самооценки, чем с высоким. В основном, к завышенной самооценке склонна молодежь, однако со временем она становится адекватной. Бывает, что под влиянием определенных жизненных обстоятельств самооценка падает, практически, до нуля. В таких случаях она подлежит коррекции. Ведь людям с заниженной самооценкой свойственен страх принятия самостоятельных решений, они склонны недооценивать свой потенциал, вследствие чего упускают множество возможностей карьерного роста и не добиваются семейного счастья. Именно для коррекции неадекватной самооценки и разработана методика повышения самооценки, психологические тренинги, направленные на решения проблем личности с заниженной самооценкой.
Тренинг повышение самооценки заключается в помощи человеку обрести уверенность в своей личности, способностях, потенциале. Способы повышения самооценки направлены на программирование подсознания индивида на жизненную успешность.
У большинства людей проблема заниженной самооценки заключается, в первую очередь, в том, что такие люди считают себя недостойными любви окружающих и своей собственной. Также многие ошибочно полагают, что любовь к себе называется эгоизмом. Любить себя – это означает уважать свою личность, право на самовыражение. Человек, любящий себя, обладает чувством собственного достоинства и никому не позволяет унижать себя.
Еще одной задачей тренингов на повышение личностной самооценки является обучение индивидов правильному отношению к оценкам, особенно негативного характера, себя окружающими. Не стоит заострять внимание на отрицательных характеристиках в свой адрес. Люди всегда обсуждали, и будут обсуждать. Единственное мнение, на которое следует ориентироваться – это свое собственное.
Тренинги помогают увидеть все свои возможности и таланты, которые ранее вами недооценивались. Они учат, как правильно противостоять негативной критике, занижающей самооценку. Тренинги помогают обретению уверенности в себе и открывают множество дорог на пути к успешности. Ведь самооценка индивида определяет его судьбу и направление развития по пути прогресса или деградации.
Аутотренинг для повышения самооценки
Все, что вы говорите о себе, обязательно откладывается на вашем подсознании. Поэтому нужно следить за всеми своими мыслями. Необходимо стараться говорить и думать только в позитивном русле. Нужно понимать, что каждая личность создает сама себя. Старайтесь найти в себе положительные черты и качества, тем самым повышая свою самооценку.
Базисом любого аутотренинга служат упражнения, которые основываются на волевом расслаблении и закрепляют положительные эмоции, условные рефлексы, а также аффирмации для повышения самооценки. Самовоспитание и самовнушение открывают путь к рациональной трансформации личностных качеств и характеристик.
Главная роль в аутотренинге отводится словесным формулировкам, которые при постоянном повторении закрепляются в нашем сознании. Такие формулировки можно придумать самому, главное придерживаться основных правил построения. Надо полностью отказаться от использования таких слов, как «попытаюсь» и «постараюсь». Все формулировки должны нести только положительную установку, запрещается использовать частицу «не». Аутотренинг нужно завершать словами «в данный момент я осознаю …».
Аутотренинг для повышения самооценки считается одним из самых эффективных приемов. Управляя своими мыслями, можно изгнать тревожность и придать себе уверенность. Всем известно, что эмоции воздействуют на тело, но существует и обратная связь – наше тело воздействует на эмоции и общее настроение. Идя утром на работу или занимаясь домашними делами, повторяйте про себя или вслух аффирмации для повышения самооценки. И результат не заставит себя долго ждать.
После регулярного аутотренинга наблюдаются следующие положительные эффекты:
— снижается эмоциональное перенапряжение и физическое напряжение;
— снимаются симптомы переутомления;
— восстанавливаются силы и работоспособность благодаря расслабляющему действию;
— нормализуется сон;
— развивается самоактуализация, активизируется внимание и воображение;
— облегчается процесс социализации личности;
— уходит чрезмерная неуклюжесть, робость в общении и неуверенность в себе;
— повышается уровень социальной компетентности и самооценки.
Повышение женской самооценки
Заниженная самооценка у женской части населения часто является результатом общественного мнения. Характеристики негативного характера, услышанные в свой адрес от окружающих, ведут к понижению самооценки. От таких характеристик больше страдает женская внешность. Ведь для прекрасной половины человечества жизненно необходимо быть красивыми, восхищать и покорять. Без поклонения себе женщина начинает увядать. Первым признаком заниженной самооценки считается неумение принимать комплименты. Неуверенная в себе женщина воспринимает комплимент в качестве насмешки, отрицая его.
Проблема всех особ женского пола заключается в том, что они часто сравнивают себя с признанными эталонами красоты, которые как бы в насмешку над ними взирают с глянцевых обложек и голубых экранов. Обычно такие сравнения еще больше занижают самооценку. И никто не задумывается о том, что над образом модели поработала куча стилистов, визажистов, модельеров, парикмахеров и др. А вот теперь подумайте, есть ли смысл комплексовать, если даже всеми признанные красавицы не обходятся без килограмма косметики и «фотошопа»?
Все способы повышения самооценки у женщин основываются на постоянной и кропотливой работе над собой. Начинать работу следует с пересмотра круга общения. Общение, прежде всего, должно дарить радость, а не вгонять в депрессию. Поэтому нужно подумать, есть ли среди вашего круга общения люди, которые способствуют уменьшению вашей веры в себя и понижению самооценки. Если такие есть, то лучше избегать с ними общения или свести его к минимуму. Затем следует провести «инвентаризацию» своих достоинств. Выделите все свои положительные характеристики и достоинства внешности. Напишите их на листе бумаги. Каждый раз, когда будет портиться настроение или вы будете нуждаться в положительной подпитке, перечитывайте этот список.
Повышение женской самооценки включает создание своего идеального облика. Посмотрите на себя беспристрастно, как бы со стороны и постарайтесь описать то, что предстало вашему взору. Подумайте, нравится ли вам то, что вы видите или хотели бы что-нибудь поменять. Придумайте свой идеальный образ в деталях. Полюбуйтесь им и как бы слейтесь с ним. Любые недостатки фигуры – это всего лишь повод к действиям с вашей стороны. Главное любить себя. Ведь даже, если вы и скорректируете все недостатки внешности, то вам начнет не нравиться в себе что-нибудь другое. Пока вы не полюбите себя ничего не изменится.
Следующим шагом на пути к переоценке себя и вселению уверенности, будет обновление гардероба. Выкиньте хлам из дома в виде поношенных и старых вещей, в которых вы ощущаете себя неудобно и неловко. Всегда контролируйте свою осанку. Правильная осанка – это верный признак энергичной, решительной и уверенной в себе личности.
Старайтесь избегать негативного оценивания себя. Помните, ваша сила в индивидуальности и непохожести на других. Любите и цените свою внешность, свой потенциал и себя в целом.
Повышение самооценки подростка
Если вы заметили, что ранее жизнерадостный и активный ребенок вдруг замкнулся в себе, стал избегать компаний, часто грустит и комплексует по поводу и без, то возможно, что причина этому лежит в понижении самооценки и потери уверенности в себе. Также пониженная самооценка может проявляться в виде немотивированной агрессии или показной веселости, вызывающим стилем одежды или поведением. Как бы там ни было, низкая самооценка является преградой для полноценной реализации личности. Индивиды в пубертатном периоде с низкой самооценкой намного легче попадают под негативное воздействие среды.
Повышение самооценки подростка — это первоочередная задача родителей. Однако в этом деле чрезмерное усердие тоже может навредить. Не следует постоянно восторгаться чадом и слащаво его хвалить. Дети всегда остро чувствуют ложь. Поэтому это только может усугубить ситуацию. Лучше обратите внимание на свои методы воспитания и то, как вы критикуете ребенка. Негативные формулировки должны быть направлены не на личность ребенка, а на его поступки или поведение в целом, т.е. на то, что поддается корректировке. Замените фразу «я тобой недовольна» на формулировку типа «я недовольна твоим поведением». Никогда не критикуйте, а тем более не оскорбляйте человека, как личность. Запомните, что не ребенок плохой, а его поступок.
Невозможно повысить самооценку подростку, если его не будут уважать собственные родители. Поэтому постарайтесь советоваться с ним, спрашивать его мнение о фильме, прочитанной книге и др. Особенно важно слышать ребенка в вопросах, которые касаются его самого.
Итак, можно выделить несколько условий развития адекватной самооценки, таких как конструктивная критика и заработанная похвала, внимание и уважение личности ребенка, персональная территория.
Упражнения на повышение самооценки
Методика повышения самооценки основана на регулярном проведении упражнений на повышение собственной значимости в своих глазах, уверенности в себе и своем потенциале.
К выполнению любых упражнений нужно относиться серьезно. Естественно вам придется выделить для них определенное время. Поэтому если вы не готовы уделять ежедневно хотя бы 30 минут занятиям, то лучше и не начинать, так как неполучение результата может еще больше понизить самооценку.
Итак, необходимо на листе бумаги или в компьютерном файле составить перечень своих сильных сторон, причем такой перечень должен состоять не менее чем из 50 пунктов. В такой список нужно включать все, например, красивую улыбку или умение делать вкусные коктейли. Затем нужно перечислить все свои слабые, качества, которые вы относите к отрицательным и которые вам не нравятся. Тут не стоит слишком усердствовать. Так, например, если вы не умеете решать сложнейшие математические примеры, но при этом работаете переводчиком, то такое неумение не считается вашей слабой стороной.
Следующим этапом данного упражнения будет трансформация ваших минусов в плюсы. Для этого нужно подумать о том, какие преимущества может вам принести тот или иной недостаток. Например, неспособность довести начатое дело до конца может свидетельствовать о том, что вы являетесь легко увлекающейся натурой. Попытайтесь понять, что недостатки – это всего лишь необработанные достоинства. Также любые недостатки являются своеобразными ступенями для роста, побудительными причинами.
Потратьте некоторое количество времени на проработку каждого минуса из перечня, и вы поймете, что все не так уж и плохо, как кажется на первый взгляд. Для закрепления результата, следует регулярно перечитывать результаты упражнения.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Самооценка: Ваше ежегодное путешествие | ECLKC
Этот обучающий модуль отправляет вас в путешествие по программе Moving Forward Head Start. В нем рассматривается девятиэтапный процесс планирования и проведения обязательной ежегодной самооценки Head Start.
О модуле
Самооценка: Ваше ежегодное путешествие — это самоуправляемый интерактивный обучающий модуль. Он проводит участников через процесс планирования и проведения ежегодной самооценки программы Head Start.
Двигайтесь вперед с головой Начните программу с перехода от постоянного мониторинга к самооценке и завершите возвратом к циклу планирования программы. Попутно вы будете практиковать каждый ключевой аспект самооценки на следующих этапах.
Этот модуль занимает примерно один час. Мы настоятельно рекомендуем вам проработать каждый этап. Пересматривайте модуль в любое время, чтобы просмотреть этапы, которые лучше всего соответствуют вашим интересам, знаниям и потребностям в отношении ежегодной самооценки.
Чтобы заработать CEU за прохождение этого курса, пройдите его через портфолио индивидуального профессионального развития (iPD). Название курса то же: «Самооценка: ваше ежегодное путешествие».
Обзор
Узнайте о новом мышлении и лучших методах ежегодной самооценки.
PRE: От текущего мониторинга к самооценке
Расставьте приоритеты, что принести на ежегодную самооценку.
Фаза 1: Разработка процесса
Определите и пригласите нужных членов команды присоединиться к команде.
Этап 2: Вовлеките команду
Сориентируйте свою группу по самооценке. Держите свою команду на правильном пути с помощью полезных методов фасилитации.
Этап 3: Анализ и диалог
Изучите методы анализа данных и поддерживайте диалог на протяжении всего командного процесса.
Фаза 4: Рекомендовать
Группировать открытия по темам. Сортируйте рекомендации по этим темам: прогресс в достижении целей и задач, системные проблемы и/или инновации.
Фаза 5: Подготовка отчета
Определите место информации в окончательном отчете.
POST: от самооценки к планированию программы
Установите связь между самооценкой и каждой частью текущего планирования программы.
Резюме
Загрузите все ресурсы и формы из этого модуля.
- Обзор
- Узнайте о новом мышлении и лучших методах проведения ежегодной самооценки.
- PRE: от постоянного мониторинга к самооценке
- Расставьте приоритеты, что принести на ежегодную самооценку.
- Этап 1. Разработка процесса
- Определите и пригласите подходящих членов команды присоединиться к команде.
- Фаза 2: привлечение команды
- Сориентируйте свою команду по самооценке.
- Держите свою команду на правильном пути с помощью полезных методов фасилитации.
- Фаза 3: анализ и диалог
- Изучение методов анализа данных.
- Поддерживайте диалог на протяжении всего командного процесса.
- Фаза 4: рекомендация
- Группируйте открытия по темам.
- Сортировать рекомендации по этим темам в:
- Прогресс в достижении целей и задач
- Системные проблемы
- Инновации
- Этап 5: Подготовка отчета
- Определите место информации в итоговом отчете.
- POST: от самооценки к планированию программы
- Установите связь между самооценкой и каждой частью текущего планирования программы.
- Подведение итогов
- Проверьте свои знания о процессе самооценки.
Материалы
Руководство фасилитатора
Используйте это руководство, чтобы помочь лидерам программы Head Start провести ежегодную самооценку. Найдите советы о том, как планировать процесс, расставлять приоритеты, создавать команду и проводить самооценку. Он также включает образец отчета о самооценке и три заполняемые формы, отчет о текущем мониторинге и две версии отчета о прогрессе в достижении целей и задач.
Ориентация на процесс самооценки в Head Start
Настройте эти слайды PowerPoint, чтобы сориентировать вашу группу самооценки. Слайд-презентация может быть ценным справочным материалом на протяжении всего процесса, но чаще всего она используется на этапе 2: вовлечение команды. Он предлагает 30-минутный обзор программы Head Start, процесса самооценки и того, чего могут ожидать члены группы самооценки, приступая к своей работе. Доступен в формате PDF.
Самооценка: текст вашего ежегодного путешествия, версия
Этот файл содержит информацию, найденную в интерактивном инструменте.
Связанные ресурсы
Обучение для новых лидеров: самооценка
Это занятие является альтернативным учебным пособием для изучения основ процесса самооценки. Узнайте о новом мышлении и передовом опыте, а также о том, как использовать отчет о самооценке в качестве источника важных данных для процесса планирования.
Подробнее:
Самооценка
, Планирование программы
Тип ресурса: Статья
Национальные центры: Управление программами и финансовые операции
Аудитория: Директора и менеджеры
Последнее обновление: 3 августа 2022 г.
Самооценка – развитие своих сильных сторон
Доступен один сеанс:
Начало 14 апреля
Окончание 13 декабря
Зарегистрироваться
Я хотел бы получать электронные письма от FullbridgeX и узнавать о других предложениях, связанных с самооценкой — Развитие своих сильных сторон.
Об этом курсе
Что вы выучите
Инструкторов
EDX для бизнеса
3 недели
3–4 часа в неделю
149 долларов США
Доступна одна сессия:
Начало 14 апреля
Окончание 13 декабря
Зарегистрироваться
Я хотел бы получать электронные письма от Fullbridge Your StrengthsX и узнавать о других предложениях, связанных с Self-Developing Asses .
Самооценка – развитие своих сильных сторон
Этот курс развития карьеры для самостоятельного обучения поможет вам определить свои сильные стороны и интересы и согласовать свои увлечения с перспективной карьерой. Посредством управляемого самоанализа и инструкций вы создадите заявление о видении карьеры, в котором будет указано, как вы надеетесь использовать свои навыки и интересы, чтобы сфокусировать свою карьеру. Благодаря этому пониманию вы выберете карьерный путь, который соответствует вашей личности, предпочтениям и целям. Наконец, вы создадите план профессионального развития, который поможет вам достичь этих целей.
Это первый курс из четырех частей серии XS Series «Развитие карьеры» компании Fullbridge, предназначенной для того, чтобы подготовить вас к успеху на современном рабочем месте.
AT A Glance
- Институт: FullBridgex
- Тема: Бизнес и управление
- Уровень: Вводной
- Пререквизиты:
- Как определить свой стиль работы, в том числе то, как вы относитесь к другим на рабочем месте
- Как получить отзывы о профессиональном развитии, чтобы стать более эффективным участником на рабочем месте
- Как распознать различные организационные структуры и их бизнес-цели
- Как определить роли и организации, которые дополняют ваши сильные стороны
- Как определить свои амбиции в заявлении о видении карьеры
- Как создать план профессионального развития, который поможет вам реализовать свое видение карьеры
Это курс для самостоятельного изучения , который можно пройти в соответствии с вашим собственным расписанием .