Тщеславие, гордость и высокомерие – в чем разница?
Изучая священные тексты можно неоднократно натолкнуться на такие качества как гордость, тщеславие и высокомерие, которые однозначно описываются как грехи. На первый взгляд может показаться, что с ними всё понятно и стоит немного задуматься, как станет очевидна разница между ними. Однако, разницу между ними не так просто рассмотреть, а ложное ощущение очевидности не позволяет глубоко вникнуть в смысл всех этих недостатков, а значит и бороться с ними значительно труднее, даже несмотря на наставление священных писаний. Именно поэтому важно разобраться чем они отличаются друг от друга.
Гордость, тщеславие, высокомерие
Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество — таковы качества людей, наделенных демонической природой, о сын Притхи.
Бхагавад-Гита. 16.4
Следует сразу определить все эти три качества как греховные. Иногда у людей возникает ощущение, что это могут быть достоинства, которые демонстрируют самоуважение. Но человеку должно называть вещи своими именами: гордость называть гордостью, а самоуважение – самоуважением. Человек гордый лишен самоуважения, так как его болезненная привязанность к собственному мнимому превосходству показывает, что в глубине души он как раз себя не уважает, и гордость является компенсацией, тем что позволяет оправдать отсутствие собственного уважения к себе.
В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некоей утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством – и это по неведению или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением
Макарий Оптинский
Итак, гордость, тщеславие и высокомерие. Все эти качества объединяет чувство превосходства, но проявляется оно по-разному.
youtube.com/embed/z_TWvFgli2o?version=3&rel=1&showsearch=0&showinfo=1&iv_load_policy=1&fs=1&hl=ru-RU&autohide=2&wmode=transparent» allowfullscreen=»true» sandbox=»allow-scripts allow-same-origin allow-popups allow-presentation»>- Гордость – убежденность в превосходстве
- Тщеславие – стремление продемонстрировать превосходство
- Высокомерие – отношение к другим с позиции превосходства
Для того, чтобы избавиться от этих качеств, следует глубоко проанализировать каждое из них.
Гордость
Гордость – убежденность в превосходстве
Такая убежденность может касаться всего с чем человек связывает себя: страны, нации, города, семьи, собственных достижений, культуры и прочего. Например, человек может гордиться победой футбольной команды за которую он болеет, но если выиграет другая команда он гордиться этим не будет. Почему? Потому что гордость всегда касается только своего «Я». Футбольная команда за которую человек болеет относится к его «Я», а значит он будет гордиться ей в случае победы также, как если бы выиграл он сам.
Это же касается и всего с чем связано «Я» человека. Если представитель нации, к которой причисляет себя человек, совершил значимое достижение – он будет этим гордиться, внутри сердца полагая, что это и его достижение тоже. Почему? Потому что он убеждается в превосходстве своей нации, а значит и себя самого. Если член семьи, близкий друг или просто знакомый также совершит значимый поступок – гордость будет проявляться, хотя сам человек может не иметь к этому никакого отношения. По факту и гордиться нечем, но убежденность в собственном превосходстве рождается из причастности к чужому достижению. А дальше эта гордость будет проецироваться на других в виде тщеславия и высокомерия. Такой человек будет думать: «Я лучше других, а значит все должны это узнать» и «Я лучше других, а значит они должны относиться ко мне почтительно».
Теперь следует разобрать личную гордость, которая рождается из собственных достижений. Гордость в этом случае признак незрелости, так как показывает что человеку непривычно ощущение достижения в чем-либо. Когда юноша зарабатывает первые деньги – он этим невероятно горд, но когда зрелый мужчина получает очередную зарплату – для него это обыденность. Гордость за собственные достижения указывает на то, что достижений в жизни человека не так уж и много.
Почему человеку следует бороться с гордостью? С точки зрения духовности гордость является слепотой и отрицания воли Бога. Человек ставит свои заслуги выше божественной милости, благодаря которой все живые существа и существуют.
Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен пользоваться только тем, что ему необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать ни на что другое, хорошо понимая, кому все принадлежит.
Шри Ишопанишад. Мантра первая.
Таким образом, человек отдаляет себя от Бога, признавая не милость Бога, а собственные усилия причиной собственного успеха. Потеряв связь с Богом и осознание своего духовного существования, человек теряет нравственную основу существования. Иначе говоря, он теряет моральные ориентиры, открывается греху. Это проявляется как отказ от следования предписаниям священных текстов и оправдание собственных прегрешений с помощью софистики. Мораль такого человека искажается, а потому он неизбежно становится порочным. В нём взращивается гнев, жадность, вожделение, зависть, ненависть, грубость, тщеславие и высокомерие. И чем сильнее он гордится собой, тем порочнее он становится.
Антиподом гордости является смирение. Смирение даёт возможность понять роль своего предназначения в собственной жизни и жизни других людей. Смирение даёт видение божественного повсюду, что лишь приближает к Богу, а значит и избавляет от грехов. Смиренный будет сомневаться в своем превосходстве, а значит будет трезв в отношении себя с одной стороны, с другой же стороны, не стремясь продемонстрировать своё превосходство другим. В этом он утверждается на своем пути, сохраняет здравомыслие и не теряет присутствия Бога, а значит становится лишь добродетельнее.
Таким образом, опасность гордости заключается в увеличении значимости своего «Я» и отрицание других «Я» в том числе и Бога. Отстраняясь от понимания себя как части мира и приобретая понимания себя как целого, центра, человек теряет связь с реальностью и падает жертвой заблуждения.
Тщеславие
Тщеславие – стремление продемонстрировать превосходство
Тщеславие порождается гордостью или неуверенностью в себе, что, при детальном рассмотрении, одно и то же. Неуверенность в себе побуждает человека преувеличенно демонстрировать достоинства и достижения для того, чтобы психологически оправдать пребывание среди людей, которых он считает лучше себя из-за неуверенности. Тщеславие есть поведение ребёнка, который пытается доказать что он взрослый, демонстрируя свои способности.
Несмотря на то, что тщеславие означает, что человек считает себя хуже других, проблема его заключается в том, что само тщеславие есть стремление продемонстрировать свое превосходство, то есть показать что моё «Я» лучше чужого «Я». Можно подумать что такое бахвальство и самолюбие относительно безопасны, ведь нет ничего плохого в том, чтобы покрасоваться перед другими, пусть эти фантазии и будут ложью. В этом и заключается проблема. Поглощенный тщеславием человек будет прибегать к лжи, оскорблениям, присвоении чужих достижений, принижении заслуг других людей. Он становится опьяненный своими речами и начинает в них активно верить. И вот он уже гордится мнимыми достижениями. Это порождает цикл. Гордый человек будет тщеславным, а тщеславие – порождать гордость.
Из тщеславной манеры доносить собственную значимость рождается ненависть и презрение. Ненависть к тем, кто не верит и презрение к тем, кто верит. Человека раздражает, что его попытки показаться лучше других не признают, а тех кто поверил он автоматически считает хуже себя, ведь он уже продемонстрировал своё превосходство. Из этого и рождается отношение с позиции превосходства, то есть высокомерие.
Вера в историю, поведанную тщеславием, рождает внутри человека презрение к окружающим, в особенности к тем, благодаря кому он достиг чего-то значимого. Убежденный своим тщеславием, он начинает полагать, что роль других в его достижениях на самом деле не так уж и велика, а может они и вовсе помещали достигнуть ему большего успеха. Кто вчера был благодетелем – сегодня становится никем, и это ещё в лучшем случае. Тщеславие не выносит обязательств по отношению к другим, ведь в таком случае просто невозможно полагать себя единственной причиной успеха. Чувство обязательства в человеке рождает беспокойство, желание что-то сделать.
Благородный человек стремится отблагодарить благодетеля, низкий же человек просто сведет на нет роль другого путём просторных и пустых рассуждений. Так следует отличать людей низких от благородных: достаточно сделать для человека что-то хорошее.
Такое самолюбие неизбежно будет порождать ссоры между людьми, ведь пораженный тщеславием будет доказывать окружающим и своим благодетелям, что их роль на самом деле минимальна. Неблагодарность, в долгосрочной перспективе, отталкивает любого благодетеля и оказывается так, что человек окружен людьми, которые готовы верить в его россказни, но при этом ни на что негодны. Так человек падает в окружение низких людей, которые затаскивают его на дно. Ведь низкий человек вместо попыток изменить что-то в своей жизни и как-то выбраться со дна будет лишь затаскивать других, так как одному быть низким среди достойных не так уж комфортно, поэтому следует сделать низкими других. Тщеславие приводит человека в болото, откуда ему не выбраться до тех пор, пока он от этого тщеславия не избавится. Но это сделать будет практически невозможно.
Петля тщеславия заключается в том, что любой внешний позыв к отказу от тщеславия будет восприниматься как оскорбление, а значит реакция будет соответствующей. Разглядеть в себе недостаток будет просто невозможно, так как убежденность в собственном превосходстве глубоко прорастает в сердце.
Противоположностью тщеславия является скромность, когда человек отказывается показывать своё превосходство, достижения или успехи. Скромность приводит к смирению и является добродетелью. Скромность является показателем зрелости и уверенности, так как человеку просто не надо ничего доказывать. Настоящий мастер боевых искусств не стремится доказать свою способность нанести кому-то урон, этим обычно бахвалятся новички. Скромный понимает, что он достигает чего-то не только благодаря своим усилиям, но и благодаря поддержке других. Это рождает в сердце благодарность по отношению ко всем, кто причастен к его успеху, в том числе и по отношению к Богу. Благодарность к достойным людям позволяет человеку постоянно окружать себя ими, что позволяет достигнуть ещё большего.
Высокомерие
Высокомерие – отношение к другим с позиции превосходства
Человек находит в своём «Я» качество в котором он превосходит остальных и использует его для собственного возвеличивания ровно настолько же, сколько и для унижения других. Предположим, человек гордится своей нацией, значит он будет относиться к другим нациям с позиции превосходства, то есть испытывая смесь презрения, жалости и ненависти. Если человек богат и горд – он высокомерен по отношению к бедным, но будет завидовать тем, кто богаче. Если человек силён и горд – он будет презирать слабых и завидовать тем, кто сильнее. Всё это работает и с красотой, образованностью, происхождением, местом проживания и так далее. Зависть во всех случаях будет носить характер принижения чужих заслуг.
Опасность высокомерия в том, что человек убежден в своём превосходстве и будет проецировать его на других людей. То есть он будет неприкрыто презирать других, оправдывая это тем, что он, дескать, лучше. Но в ответ он будет также получать презрение, насмешки и оскорбления. И это отношение лишь укрепит его самовлюбленность и убежденность в правильности взглядов. То есть, высокомерный ненавидит других и получает в ответ ненависть, что порождает ещё больше ненависти. Это замкнутый круг.
Высокомерие отталкивает от человека тех, кто может его чему-то научить, дать полезный совет или помочь. С другой стороны он будет отказываться помогать кому-то, учить или давать полезные советы. Такому человеку будут подстать только равные, до тех пор, пока они не станут лучше или хуже. Фактически это стагнация, неспособность меняться, учиться чему-либо или приносить другим пользу.
Противоположностью высокомерия будет милосердие. Милосердие есть равно добродетельное отношение ко всем, которое происходит из осознания тождественности между собой и другими живыми существами. Высокомерие разделяет людей, милосердие их объединяет. Если высокомерие любое достоинство превращает в источник презрения, ненависти и страданий, то милосердие превращает любое достоинство в источник добродетели, счастья и любви.
- Сильный и гордый – притеснитель, сильный и милосердный – защитник
- Деятельный и милосердный – благодетель
- Богатый и милосердный – покровитель
- Образованный и милосердный – спаситель
Милосердие множит добро и является путём к истине. Беспричинное милосердие станет источником любви по отношению к человеку и тот будет лишь убеждаться в том, что он стоит на правильном пути, пусть не всегда легком. Так человек утверждается в добродетели, поэтому милосердие есть основа всякой морали и человечности.
Гордость, тщеславие и высокомерие являются теми грехами, которые убеждают человека в собственном превосходстве и отдаляют от Бога, а значит и от всякой добродетели. Не стоит полагать, что хоть одно из этих качеств на деле является чем-то благостным, этими качествами человек может продвинуться лишь по дурным путям, которые множат страдание, как самому человеку, так и другим людям. Поэтом следует избегать этих качеств и утвердиться в смирении, скромности и милосердии.
Кто любит людей, тот владеет Вселенной.
Рамаяна
Жестокий — силён, но сильнее — смиренный.
Пребудь в милосердии и обуздывай страсти,
Тогда обретёшь ты бессмертное счастье
Тщеславие и гордыня: их истоки, вездесущесть и разнообразие
Гордыня, называемая одним из смертных грехов, привлекала всегда пристальное внимание религиозных и светских исследователей. Она многилика и вездесуща, она проявляется у человека в самых, казалось бы, высоких его стремлениях, в самых выдающихся проявлениях его скромности и смирения. Вот слова Иоанна Лествичника:
«Когда я храню пост, я тщеславлюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его — тщеславлюсь о своем благоразумии.
Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше.
Говорить ли стану — тщеславием обладаюсь; соблюдаю молчание — паки оному предаюсь.
Куда сие терние ни поверни, все станет оно вверх своими спицами».
Священник Александр Ельчанинов так описывает проявления тщеславия:
«Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерывное ориентирование на других – что они скажут? как это покажется? что подумают?
Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных — серьезными, рассеянных — сосредоточенными, обжорливых — воздержанными и т. д.. Все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания.
Детская и юношеская застенчивость — часто не что иное, как то же скрытое самолюбие и тщеславие. Если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все — несомненно признаки гордости».
В этом разделе мы будем подробно говорить о том, откуда берется и как проявляет себя гордыня.
ИСТОКИ ГОРДЫНИ
«Развитие гордости – логический исход,
высшая точка и закрепление процесса,
начатого погоней за совершенством
и превосходством»
Многие неблагоприятные влияния могут помешать ребенку расти в соответствии с его индивидуальными потребностями и возможностями, утверждает Карен Хорни. Окружающие ребенка люди могут быть подавляющими, гиперопекающими, запугивающими, раздражительными, сверхпедантичными, потакающими, неустойчивыми, придирчивыми, равнодушными, могут иметь любимчиков в ущерб другим детям и т. д..
В результате у ребенка вместо чувства принадлежности, поддерживающего чувства «МЫ», развивается острое ощущение брошенности, изоляции и незащищенности, сопровождаемое сильной тревогой. Мир кажется такому ребенку враждебным, поэтому ребенок «вынужден бессознательно вести себя с людьми так, чтобы это не возбуждало (или не повышало), а смягчало его базальную тревогу». По сути, все силы ребенок бросает на то, чтобы выжить в этом мире.
«Военно-стратегические способы взаимодействия с другими людьми» (по словам Хорни) вынуждают ребенка изгнать свои искренние, истинные чувства, желания и мысли. При таком образе жизни подлинной сущности его личности не дано расти и взрослеть, подчеркивает Хорни. Его истинная сущность оказывается слабой и раздробленной, что только усиливает растерянность ребенка: «он больше не знает, где он и кто он». По словам Хорни, у ребенка не было шансов развить настоящую уверенность в себе: все его внутренние силы уходили на защиту, он «не собрал» свою личность в одно целое.
С точки зрения САМОСТИ, она остается недостаточно интегрированной. Отто Кернберг, рассматривая причины ПАТОЛОГИЧЕСКОГО НАРЦИССИЗМА, отмечает, что он развивается вследствие раннего расщепления САМОСТИ, в которой не интегрированы образы самого себя и идеализированных внешних и внутренних объектов (самость как бы распадается на реальную и идеальную) вследствие глубокого недоверия к этим объектам.
Ребенок нуждается в устойчивой и всеобъемлющей интеграции своей разорванной внутренней сущности. Он отчаянно нуждается в уверенности в себе или в каком-то ее суррогате. И он находит источник интеграции в самоидеализации.
Как отмечает Хорни, лишенный чувства принадлежности ребенок, чувствующий себя неполноценным, изолированным и окруженным «врагами», вынужденный бороться за то, чтобы с самого низа мира, в котором он проживает, пробраться к его вершинам. Так, у ребенка появляется настоятельная потребность поставить себя над другими.
«Постепенно и бессознательно воображение начинает работу и создает в его сознании идеальный образ его самого, — пишет Хорни, — В воображении он наделяет себя безграничной силой и необычайными способностями: он становится героем, гением, чудо-любовником, святым, божеством. Идеализация себя влечет за собой всемерное прославление себя и тем самым дает человеку более всего необходимое ему ощущение значительности и превосходства. Идеальный образ себя становится идеальным собой, ИДЕАЛЬНЫМ Я. При этом человек воспринимает свой идеал как нечто более реальное, чем его ПОДЛИННОЕ Я, и не потому, что идеал более привлекателен, но в первую очередь потому, что он отвечает всем его насущным потребностям».
Ребенок, отмечает Кернберг, переключается с наблюдения мира и ПОДЛИННОГО СЕБЯ в нем на самонаблюдение, стремясь соответствовать собственному ИДЕАЛУ. Это выливается в итоге в переживание собственной грандиозности.
Идеализация себя, или самоидеализация, которая, по словам Хорни, «лепится из материала личных переживаний, ранних фантазий, особых потребностей и присущих личности дарований», представляет собой всеобъемлющее решение, которое обещает удовлетворить все внутренние потребности человека, имеющиеся у него на данный момент.
Когда человек поверит, что нашел такое решение, он вцепляется в него не на жизнь, а на смерть, пишет Хорни.Не удивительно, что это решение становится компульсивным (навязчивым). Человек в своей гордыне ИДЕНТИФИЦИРУЕТ себя со своим ИДЕЛЬНЫМ Я, ощущая свое тождество с этим образом и переживая, наконец, чувство внутренней цельности.
Но все это возможно лишь при условии, что в жертву ИДЕАЛЬНОМУ Я будет принесено его ПОДЛИННОЕ Я. Фактически, гордец заявляет: «Я не должен быть собой».
Советую обратиться к книгам Эрика Берна, описавшего жизненные сценарии. Фантазии, разбуженные различными дефицитами и проблемами в раннем детстве, спровоцированные и поддерживаемые стилями поведения родителей и других значимых взрослых, определяют всю дальнейшую жизнь человека, который следует предписаниям своего сценария, а не потребностям своего подлинного Я.
***
Повышенная занятость собой имеет истоками чувство недостаточности, никчемности, несостоятельности, неприятия себя. Патологический нарциссизм (тщеславие, гордыня) — это суррогат дефицитарного опыта привязанности в детстве к родительским объектам. Эмоциональная холодность родителей, недостаток интереса окружения в отношении личности ребенка могут вести, по мере его взросления, к чрезмерной потребности в собственной важности и в переживании грандиозности и всемогущества.
Но не только дефициты любви и привязанности в раннем детстве приводят к нарушению структуры и интеграции самости и формированию потребности в превосходстве. Более поздние травматичные жизненные события, ранящие удары судьбы также угрожают самовосприятию и саморегуляции самости. Сюда могут относиться, например, опыт отверженности в школе или в среде сверстников. Дети, подвергающиеся издевательствам, часто замыкаются и выстраивают защиты в форме переживания собственной грандиозности, которые идут рука об руку с агрессивностью и самоотчужденностью.
Также неудачи на выбранных поприщах… Нередко эти поприща выбирают именно родители, верящие в гениальность своего ребенка (и за счет этого удовлетворяющие собственное тщеславие) и убедившие в этом ребенка. Крах ожиданий громкого успеха, например, в спорте, музыке, рисовании приводит к очень болезненным травмам самооценки. На защиту снова приходят фантазии о собственном величии. При этом, часто реализуются они уже в совсем других сферах, порой затрагивая судьбы миллионов людей. Вспомним неудачного художника Адольфа, который, возомнив себя сверхчеловеком, поставил мир на грань катастрофы.
Еще одна причина — дефициты в ВОЛЕВОЙ сфере, которые также имеют истоком травматичный опыт в раннем детстве, когда взрослые не поддерживали и не поощряли инициативу ребенка или даже наказывали его за инициативу. Альфред Адлер указывает на то, что люди, которым не хватает смелости совершить поступок, вполне довольствуются ФАНТАЗИЯМИ: «не чувствуя в себе большой силы, они всегда идут в обход, желая избежать трудностей; и благодаря этому бегству, благодаря постоянному уходу от битвы, у них появляется ощущение, что они сильнее и умнее, чем это есть на самом деле».
Люди со склонностью к различного рода навязчивостям, склонны также к тому, чтобы во всех сферах своей жизни достигать совершенства, поскольку именно совершенство тех защит, которые они выстраивают для защиты от тревоги перед бытием, может «гарантировать» им (как они подсознательно считают) покой и уверенность. Виктор Франкл указывает на то, что недостаточную решительность такие люди компенсируют навязчивым самонаблюдением (как бы не ошибиться, не просчитаться) и сверхсовестливостью («человек тогда одухотворен волей к совершенству, борьбой за абсолютное знание и за абсолютно правильное решение»). Отсюда — педантичность, дотошность, сверхсознательность таких людей.
Карен Хорни подчеркивает, однако, что для самочувствия гордеца имеют значение не такие «мелкие» детали как порядок и пунктуальность, а «превосходство без изъяна всего склада их жизни».
Фриц Риманн также отмечает, что стремление к совершенству возводится в принцип у таких людей. Им подходят лишь такие жизненные условия, когда все происходит в соответствии с их представлениями, потому что “не может быть того, чего быть не должно”. Стремление к безошибочности и совершенству (как бы вечное стремление к идеалу) требуют от человека исключительной точности. Необходимость принимать меры предосторожности против возможных ошибок и заблуждений может приобретать сверхценные формы, пишет Риман, и приводить к тому, что коррективы и улучшения будут бесконечными, поскольку идеальное совершенство недостижимо.
Перфекционизм, таким образом, является попыткой получить недополученное когда-то восхищение со стороны матери. Также он оказывается следствием недостаточной компетентности в различных сферах, вызывающей болезненные эмоции. Стремление к совершенству призвано, тем самым, предотвратить неприятные переживания. Человек пытается заблокировать негативные эмоции с помощью спирали навязчивых действий, направленных на достижение УСПЕХА.
Реалистичное целеполагание при этом невозможно из-за размытости целей. Реальные успехи не воспринимаются, так как отсутствует адекватная самооценка. Неудачей будет не реальная неудача, а несоответствие результатов неким идеальным представлениям (часто весьма размытым). Поэтому все потуги защититься таким образом от тревоги обречены на неудачу, переживание которой все же приводит к новым (часто все более изощренным) попыткам достичь совершенства. Так возникает порочный круг.
Человек, стремящийся к совершенству, поддерживает свою САМООЦЕНКУ за счет ОБЛАДАНИЯ вожделенными качествами, атрибутами или УСПЕХАМИ. Спектр вызывающих самовосхищение и чувство гордости успехов и собственных качеств может быть весьма различным. От простого самодовольства, гордости за нечто реальное, например, за то, что зарабатываешь много денег, отдыхал на модном курорте, живешь в престижном месте, знаком со знаменитостью (или просто видел ее рядом) до совершенно фантастических представлений о собственной гениальности и уникальности, от чрезмерного стремления к успеху в обыденных сферах (работа, учеба, семья) до хождения по головам или трупам в трудовой или политической карьере.
***
Думаю, гордыня от просто высокой САМООЦЕНКИ (даже вследствие обладания чем-то важным) отличается тем, что гордец ставит именно предмет своей гордости во главу угла. Именно сверхценность этого предмета для человека и делает человека гордецом: он, добиваясь вожделенного, становится выше в своих глазах, он превосходит других в этом. Он живет, по сути, не для СТАНОВЛЕНИЯ, когда все успехи и достижения — лишь побочный продукт расцвета и реализации собственных задатков. Он живет именно для достижения и успеха, забывая о своем ПОДЛИННОМ Я и его потребностях, желаниях и чувствах.
Вот, пушкинское «Ай да Пушкин, а да сукин сын»… Это радость заслуженным успехом, достигнутым упорным трудом и с опорой на свой реальный талант. Гордец же будет лучше фантазировать о своей гениальности и шедеврах, которые он может создать, чем реально прикладывать усилия.
Еще одно важное отличие. Гордец, в отличие от просто довольного собой человека, ставит во главу угла лишь свои собственные желания и амбиции. Ему нет дела до чувств и проблем других людей. Другие для него — лишь зрители или материал для торжества его гордыни.
Поведение и облик гордецов могут также сильно отличаться. Так, по словам Эриха Фромма, во многих случаях гордыня может скрываться за скромным и безропотным поведением; нередко случается, что человек делает покорность предметом своего самолюбования. На лице тщеславного человека «можно наблюдать проблеск ума или усмешку, которая одним придает выражение самодовольства, а другим позволяет выглядеть сияющими от счастья, вызывающими доверие, ребячливыми». Часто, особенно в экстремальных формах, его «можно определить по особому блеску в глазах, который одни принимают за признак святости, а другие – за признак легкого помешательства».
***
Гордец, стремящийся воплотить идею своего абсолютного превосходства, все же (в большей или меньшей степени) подсознательно чувствует, что его потуги соответствовать ИДЕАЛУ (достичь совершенства) тщетны, поэтому у тщеславия всегда две стороны:
• Самолюбование и самодовольство (основанные на иллюзорном представлении о собственном превосходстве, совершенстве)
• Ненависть к себе и АГРЕССИВНОСТЬ
Поэтому для гордецов характерны колебания между идеей грандиозности, повышенных ожиданий от себя, чрезмерных требований к себе и признанием собственной несостоятельности, самобичеваниями, самопоруганиями и ОТЧАЯНИЕМ.
Агрессивность может быть конкретной, то есть направленной на тех, кто (по мнению гордеца) ставит под угрозу его совершенство и мешает достижению идеального образа. Однако имеется и диффузная, базовая агрессивность – против мира, в котором не могут реализоваться честолюбивые ФАНТАЗИИ.
- Вперёд
Разница между гордостью и тщеславием
19 августа 2016 г.
от Hasa
Чтение через 3 мин.
Главное – Отличие – Гордость против Тщеславия
Гордость – это чувство удовольствия или удовлетворения, получаемое от собственных достижений или способностей. Тщеславие – это чрезмерная гордыня своей внешностью, достижениями или способностями. Хотя некоторые считают гордыню эгоистичным и вредным чувством, гордость — естественное человеческое чувство. Гордость иногда также может быть синонимом самоуважения. Основное различие между гордостью и тщеславием заключается в том, что гордость — это положительное и естественное чувство, тогда как тщеславие — отрицательное чувство.
Эта статья,
1. Что означает гордость? – Определение, значение и характеристики
2. Что означает тщеславие? – Определение, значение и характеристики
3. В чем разница между гордостью и тщеславием?
Что такое гордость
Оксфордский словарь определяет гордость как «чувство глубокого удовольствия или удовлетворения, получаемое от собственных достижений, достижений своих близких или от качеств или имущества, которыми все восхищаются» и Merriam-Webster. Словарь определяет его как «чувство, что вы уважаете себя и заслуживаете уважения со стороны других людей» и «чувство счастья, которое вы испытываете, когда вы или кто-то из ваших знакомых делает что-то хорошее, трудное и т. д.». Как видно из вышеприведенных определений, гордыня относится к вполне положительному чувству, вопреки предположениям многих людей.
Мы гордимся, когда добились чего-то великого. Гордость также может относиться к самоуважению и вашему желанию быть уважаемым другими. Гордость — очень естественное человеческое чувство. Хотя чрезмерная гордыня нехороша, гордыня в целом не является чем-то эгоистичным или негативным. Это уважение и симпатия, которые мы испытываем к себе и другим. Например, если ребенок становится первым в гонке, этот ребенок будет гордиться своим достижением, а его семья и друзья также будут гордиться им. Это очень естественное явление.
Что такое Тщеславие
Тщеславие — отрицательный аспект гордыни. Оксфордский словарь определяет тщеславие как «чрезмерную гордость или восхищение собственной внешностью или достижениями», а словарь Мерриам-Вебстер определяет его как «качество людей, которые слишком гордятся своей внешностью, способностями, достижениями и т. д.». Как показывают эти определения, тщеславие есть чрезмерная гордыня собой. Важно отметить, что тщеславие — это чувство, которое мы испытываем по отношению к себе, — оно относится к нашей собственной гордости за свою внешность или достижения.
Тщеславие также считается одним из смертных грехов и может привести к разрушениям. Оно изображается как отрицательное и разрушительное чувство во многих сказках, мифах и сказках. Например, именно тщеславие приводит к падению Нарцисса в греческой сказке «Эхо и Нарцисс»; это также главная слабость злой королевы в «Белоснежке».
Джейн Остин (в «Гордости и предубеждении») объясняет разницу между гордостью и тщеславием следующим образом.
«Тщеславие и гордость — разные вещи, хотя эти слова часто используются как синонимы. Человек может гордиться, не будучи тщеславным. Гордость больше связана с нашим мнением о себе, а тщеславие — с тем, что мы хотим, чтобы другие думали о нас ».
Отличие гордыни от тщеславия
Определение
Гордость — чувство глубокого удовольствия или удовлетворения, получаемое от собственных достижений, достижений своих близких.
Тщеславие — чрезмерная гордость или восхищение собственной внешностью или достижениями.
Негатив против позитива
Гордость — это позитивное чувство.
Тщеславие — негативное чувство.
Себя против Других
Гордость также может быть связана с достижениями близких людей.
Тщеславие — чувство, связанное с собственными достижениями.
Изображение предоставлено:
«Я тоже горжусь вами, ребята» – NARA – 514609″ Уиткомб, Джон, 1906–1988, художник (запись NARA: 4870564) – Управление государственных архивов и документации США (Национальное управление архивов и документации США) домен) через Commons Wikimedia
«Огюст Тулмуш-тщеславие» Огюст Тулмуш — , Public Domain) через Commons Wikimedia
Об авторе: Хаса
Хаса имеет степень бакалавра в области английского, французского языков и переводоведения. В настоящее время она учится на степень магистра английского языка. В сферу ее интересов входят литература, язык, лингвистика, а также еда.
Просмотреть все сообщения
Вам также могут понравиться эти
Vanity VS Pride | Зерно соли
Тщеславие и гордость — разные вещи, хотя эти слова часто используются как синонимы. Человек может гордиться, не будучи тщеславным. Гордость больше связана с нашим мнением о себе; тщеславие, к тому, что мы хотели бы, чтобы другие думали о нас.
Таким образом, от Мэри Беннет в романе Джейн Остин Гордость и предубеждение . Это не полезное различие для разговора, в который она его вставляет, но оно верное.
____________
Кто-то спросил меня, не перепутал ли я в своем последнем посте гордость и тщеславие. Я так не думаю, хотя понимаю, почему это могло так показаться. Гордость и тщеславие внешне похожи, но внутри они совершенно разные. Ненадежность и мотивы каждого порока делают их почти невозможными для одного человека одновременно. Давайте сначала посмотрим на тщеславие.
Алкивиад и тщеславие
Алкивиад был любимым учеником Сократа, любимым сыном Афин и печально известным предателем многих народов.
Его поведение показало много больших несоответствий и вариаций, вполне естественно, в соответствии с многочисленными и удивительными превратностями его судьбы; но среди многих сильных страстей его истинного характера преобладала одна — его честолюбие и стремление к превосходству.
~Плутарх Жизнь Алкивиада
Из этой цитаты мы, возможно, не сможем определить, проявлял ли Алкивиад тщеславие или гордость. Амбиции и желание быть выше — симптомы обоих. Но ключевым является первая часть: «большие несоответствия и вариации».
Алкивиад руководствовался тщеславием. Он был красив, блестящ и смел, и он говорил с милейшей шепелявостью, которую только можно себе представить. Его величие было признано с юных лет, и все хотели снискать его благосклонность. Как мог он устоять перед всеми подарками и лестью, предлагаемыми величайшими людьми века?
Сократ-философ тоже видел свое величие, но пытался отвлечь Алкивиада от мысли о нем. Сократ видел, что, сосредоточившись на себе, Алкивиад никогда не сможет использовать свои таланты в полной мере. Его юного друга погубят отвлекающие факторы тех, кто ниже его.
К сожалению, Сократ не смог излечить Алкивиада от мысли, что его самооценка заключается в привлечении к себе как можно большего числа людей. Он не был счастлив, пока все не любили его или, по крайней мере, казалось, что любили его. Он не мог считать себя хорошим, пока все вокруг не повторяли ему это.
Тщеславие погубило его. Когда его собственный народ отвернулся от него, он предал их врагам. Когда эти враги оказались не такими заискиваемыми, как он надеялся, он предал и их. Эта мотивация похвалы и хорошего мнения других заставляла его делать злые дела. И поэтому тщеславие не может сделать нас счастливыми.
Александр и гордость
Александр был в лучшем состоянии, чтобы избежать тщеславия; буквально лучшее состояние. Афины были прямой демократией, где мнение других могло либо привести вас к высшему типу успеха, либо изгнать вас из города. Македония, с другой стороны, была монархией, а Александр был наследным принцем. Его мнение было одним из немногих, которые имели значение.
Когда Александр проявил потенциал к величию, его отец, король Филипп, привел Аристотеля, чтобы тот научил его. Он узнал все об интеллектуальной жизни рядом с одним из величайших мыслителей, которых когда-либо знал мир. Он пришел к путям истинно разумного человека и преуспел в них. Он видел, насколько это сделало его лучше других людей. Так росла гордость.
Гордость ставит собственное мнение, особенно мнение о себе, выше мнения кого-либо другого. Как мы слышали от Фомы Аквинского в прошлом посте, гордыня — это «неумеренное стремление к собственному совершенству». Многие анекдоты Плутарха показывают, что Александр оценивал себя не по мнению других, а по тому, что, по его мнению, должен был сделать добродетельный человек. Так как он хотел видеть себя добродетельным, он не сделал ничего, что он счел бы постыдным:
Но Александр, считая более царственным управлять собой, чем побеждать своих врагов, не искал близости ни с одной из них [пленниц], ни с какой-либо другой женщиной до замужества, кроме Барсины.
~Плутарх Жизнь Александра
Хотя это шаг к добродетели и собственному совершенству, гордый человек в конечном итоге возлагает все суждения на себя. Как мы видели на прошлой неделе, гордость ведет к полному осуждению любви. Это ситуация, которую стоит пожалеть.
Неуверенность
И тщеславие, и гордость проистекают из одной и той же неуверенности: мы недостойны любви. Мы все хотим чего-то осязаемого, с помощью которого мы могли бы измерить нашу самооценку. Если это измеримо, мы думаем, что нашли способ контролировать это. Разница между этими двумя пороками заключается в том, куда мы могли бы отнести это достоинство.
Как мы видели на примере Алкивиада, тщеславный человек ставит свою самооценку в зависимость от того, что о нем думают другие. Так порок тщеславия связан с прилагательным «напрасный», означающим «бесполезный». Бесполезно чрезмерно заботиться о том, что другие думают о нас. В конце концов, мы не можем контролировать то, что они думают, и тщеславие загоняет нас в цикл попыток угодить всем, чего, как мы все заявляем, у нас не получается. Так что в конечном итоге мы недовольны собой и обвиняем мир.
Подобно Александру, когда мы горды, наша самооценка основывается на нашем собственном мнении о себе. У нас есть высокие, часто благородные идеалы, которых мы ожидаем от себя. Поскольку мы так велики, мы полагаем, что идеалы должны быть полностью достижимы. Когда мир докажет, что мы не можем их достать, ничто не удовлетворит.
Мотивы
Это подводит нас к посту прошлой недели: Чем отличаются тщеславные и гордые люди в том, что касается любви?
Когда тщеславный человек грустит, он хочет, чтобы люди говорили ему, что его любят. Что другие люди думают о нем хорошо.
Когда гордый человек грустит, он обычно обнаруживает, что любви недостаточно. Он хочет знать, что он милый , что он достоин любви. Получит ли он ту любовь, которую заслуживает, или нет, зависит от окружающих его людей, и это его не так сильно волнует. Только до тех пор, пока он может верить, что заслуживает этого.
Там, где Алкивиад угождал своим поклонникам, Александр презирал их. Алкивиад был хамелеоном, меняя то, кем он был и как он действовал, чтобы лучше нравиться толпе. У Александра, с другой стороны, были свои представления о том, как быть.