Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Твердые и мягкие звуки глухие и звонкие: Звонкие и глухие согласные. Твёрдые и мягкие согласные – ҰБТ, Қорытынды аттестаттау және ОЖСБ сынақтарына дайындайтын онлайн жаттықтырғыш құралы

твердые и мягкие, сонорные, шипящие, свистящие

В этой статье поговорим про согласные звуки, их количестве, видах (мягкие, твердые, глухие и звонкие) и других особенностях и интересных фактах.

В русском языке 33 буквы из которых 21 согласная:

б — [б], в — [в], г — [г], д — [д], ж — [ж], й — [й], з — [з],
к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], п — [п], р — [р], с — [с],
т — [т], ф — [ф], х — [х], ц — [ц], ч — [ч], ш — [ш], щ — [щ].

Все названные согласные буквы обозначают 36 согласных звука.

В русском языке имеются также 10 гласных букв и лишь 6 гласных звука.

Итого 33 буквы (10 гласных + 21 согласных + «ь» и «ъ»), обозначающие 42 звука (6 гласных и 36 согласных) далеко не все звуки речи, а только основные.

Разница между количеством букв и звуков обусловлена особенностями русского письма, ведь, к примеру, твердые и мягкие согласные звуки обозначаются одной буквой.

Согласные звуки делятся на:

  • звонкие и глухие,
  • твёрдые и мягкие,
  • парные и непарные.

Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих — 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких — 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Твердые и мягкие согласные звуки

Согласные делятся на твердые и мягкие, такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными.

Например, буква «к» может обозначать как твердый звук [к], например, в слове кот, так и мягкий звук [к`], например, в слове — очки. Получаем, что звуки [к] и [к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:

  • согласный звук является твердым, если после него стоят гласные: а, о, у, ы, э;
  • и является мягким, если после него стоят гласные: е, ё, и, ю, я.

В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым ([ш], [ж], [ц]), либо только мягким ([й], [ч`], [щ`]). Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными.

Твердые и мягкие согласные

Глухие и звонкие согласные звуки

Согласные делятся на звонкие и глухие звуки. При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума.

Лайфхак по определению глухости или звонкости согласных звуков для школьников

Чтобы определить встретившийся звук является глухим или звонким, а с этим часто возникают трудности у детей, следует заткнуть уши руками и произнести звук. При произношении глухих звуков где-то в отдалении они будут слышны, а при произношении звонких в ушах прям зазвенит! Так можно определять какой звук встретился. Особенно во время фонетического разбора слов.

Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные

В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.

Сонорные согласные

Сонорные согласные звуки — это звонкие непарные согласные.

Всего существует 9 сонорных звуков: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

Шумные согласные звуки

Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’], а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Шипящие согласные звуки

Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: [ж], [ч’], [ш], [щ’]. Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.

Шипящие согласные

Свистящие согласные звуки

Свистящие согласные

Свистящие согласные звуки [з] [з’] [с] [с’] [ц] являют по своему произношению  переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков [з], [c] и [ц] зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.

При артикуляции мягких звуков [с’] и [з`] происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.

При произнесении звонких звуков [з] и [з`] голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.

Непарные согласные звуки звонкие и глухие, твердые и мягкие

Непарные согласные — это звуки, которые не соотносятся с другими согласными по признаку звонкости/глухости или твёрдости/мягкости.

Выясним, какие непарные согласные звуки существуют в русском языке и какие фонетические особенности они имеют.

Звонкие и глухие согласные

Чтобы понять, что такое непарные согласные, вначале определим, что наша речь состоит из предложений, предложения — из слов, а слова — из звуков.

Звук — это минимальная единица речи, которая сама по себе не имеет значения, но объединившись с другими звуками создает фонетический облик слова, имеющего лексическое значение.

Звуки речи произносятся по-разному. Если струя воздуха проходит свободно через напряжённые голосовые связки и полость рта, то образуются гласные звуки [а], [о], [э], [у], [и], [ы]. Гласные звуки формируются целиком голосом.

Большинство звуков речи образуются, когда выдыхаемый воздух встречает препятствия в виде языка, зубов, смыкания и размыкания губ и пр. Тогда появляется шумный звук, который называется согласным.

По соотношению голоса и шума согласные звуки делятся на звонкие и глухие.

Звонкие согласные состоят из шума и голоса:

[б], [в], [г], [д], [ж], [з]

А глухие согласные, напротив, «безголосые». Они состоят только из шума:

[к], [п], [с], [т],  [ф], [х], [ц], [ч’], [ш], [щ’]

Многие звонкие и глухие согласные похожи по способу образования, но различаются только своей звонкостью, то есть участием голоса, или глухостью. По признаку звонкости/глухости такие согласные составляют пары:

  • [б] — [п]
  • [в] — [ф]
  • [г]- [к]
  • [д] — [т]
  • [ж] — [ш]
  • [з] — [с].

Это парные согласные, которые различаются признаком звонкости/глухости.

В фонетике русского языка существует 6 пар звонких и глухих согласных. С их помощью можно различать слова:

  • убор — упор;
  • влага — фляга;
  • грот — крот;
  • дрова — трава:
  • жалость — шалость;
  • зев — сев.

Остальные согласные являются непарными.

Непарные звонкие согласные

В русском языке существуют непарные согласные, в образовании которых голоса больше, чем шума. При их образовании воздух проходит через гортань и голосовые связки напрягаются и вибрируют, то есть в их рождении участвует голос.

Эти звуки отличаются от звонких согласных своей особой звучностью, поэтому их назвали сонорными. Это название восходит к латинскому слову sonorus, что значит «звучный».

В формировании сонорных звуков шум тоже присутствует, но в меньшей степени, чем у звонких согласных.

Например, воздух проходит через нос и образует звуки [н] и [н’], а при смыкании губ получаются звуки [м] и [м’].

Если воздух встречает препятствие в виде языка и проходит в проход между краями щёк, то появляются звуки [л] и [л’].

Кончик языка поднимается к альвеолам и дрожит под выходящей струей воздуха. Тогда рождаются звуки [р] и [р’].

Если растянуть губы в улыбке, а кончик языка прижать к нижним зубам, то произнесем звук [й’].

Эти всегда звонкие звуки, которые произносятся с участием голоса и шума, не соотносятся ни с какими  глухими согласными. У них нет фонетической пары по признаку глухости/звонкости.

Определение

Звуки [й], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] — это непарные звонкие согласные.

Между собой они образуют пары по признаку твёрдости/мягкости:

  • [л] — [л’]
  • [м] — [м’]
  • [н] — [н’]
  • [р] — [р’]

Послушаем, как звучат мягкие и твердые сонорные звуки в словах:

  • банка — банька;
  • рад — ряд;
  • мыс — миска;
  • лов — лев.

А звук [й’] непарный по всем характеристикам:

  • непарный звонкий;
  • непарный мягкий.

Непарные глухие согласные

Среди глухих согласных также есть непарные, которые не соотносятся со звонкими согласными.

Определение

Звуки [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] — это непарные глухие согласные.

Глухие согласные [х] и [х’] образуют пару по признаку твёрдости/мягкости:

  • храбрый — хитрый;
  • хлеб — химия;
  • худой — хилый.

Остальные глухие согласные непарные по всем фонетическим признакам. Укажем их особенности:

  • звук [ц] — это непарный глухой, непарный твердый;
  • звук [ч’] — это непарный глухой, непарный мягкий;
  • звук [щ’] — это непарный глухой, непарный мягкий.

Непарные мягкие и твёрдые согласные

Вне зависимости от последующего гласного, обозначенного буквами «е», «ё», «и», «ю», «я»,  или «ь», звуки [ц], [ж], [ш] всегда твердые в словах, а [й’], [ч’ ] и [щ’], напротив, звучат мягко. B транскрипции слов их мягкость всегда обозначается апострофом.

Сравним:

  • ци́ркуль [ц ы р к ул’]
  • це́нный [ц э н: ы й’]
  • жёлтый [ж о л т ы й’]
  • за́лежь [з а л’ и ж]
  • кошёлка [к а ш о л к а]
  • пу́стошь [п у с т а ш]
  • чёрный [ч’ о р н ы й’]
  • чистота́ [ч’ и с т а т а]
  • щётка [щ’ о т к а]
  •  щу́ка [щ’ у к а].

Мягкий знак после шипящих согласных, обозначенных буквами «ж», «ш», «ч», «щ» служит для обозначения существительных женского рода (залежь, пустошь, вещь, речь) или форм глаголов (беречь, поёшь, отрежь), а не для указания мягкости согласного.

Итак, в фонетике русского языка три согласных [й’] [ч’] [щ’] являются непарными мягкими, а звуки [ж], [ш], [ц] — непарными твёрдыми.

Глухие или слабослышащие

Функциональная потеря слуха варьируется от легкой до глубокой. Часто люди, которые плохо слышат или вообще не слышат, называют себя «глухими». Люди с более легкой потерей слуха могут называть себя «слабослышащими». Когда эти две группы объединяются, их часто называют людьми с «нарушениями слуха», с «потерей слуха» или «слабослышащими». Когда речь идет о культуре глухих, слово «глухой» пишется с большой буквы. способности слуха человека. Визуальные приспособления включают в себя сурдопереводчиков, чтение по губам и субтитры. Слуховые приспособления включают в себя устройства усиления, такие как FM-системы.

Слабослышащие

Некоторые слабослышащие учащиеся могут слышать только определенные частоты или звуки в определенном диапазоне громкости. Они могут в значительной степени полагаться на слуховые аппараты и чтение по губам. Некоторые слабослышащие учащиеся могут никогда не выучить язык жестов. У слабослышащих учащихся могут быть нарушения речи из-за того, что они не могут четко слышать собственный голос.

Глухота или слабослышание могут повлиять на учащихся несколькими способами. Им может быть трудно слушать лекции в больших залах, особенно если акустика вызывает эхо или если говорящий говорит тихо, быстро или нечетко. Людям с нарушениями слуха может быть трудно одновременно смотреть демонстрации и следовать словесным описаниям, особенно если они смотрят на сурдопереводчика, экран с субтитрами или губы говорящего. За обсуждениями в малых группах также может быть трудно следить или участвовать, особенно если обсуждение быстро развивается и не модерируется, поскольку между комментариями докладчика и интерпретацией часто возникает задержка.

Слабослышащие учащиеся могут пользоваться слуховыми аппаратами. Учащиеся, использующие слуховые аппараты, вероятно, выиграют от усиления в других формах, таких как вспомогательные устройства для прослушивания (ALD), такие как телефоны, совместимые со слуховыми аппаратами, персональные шейные петли и вспомогательные системы для прослушивания с индукционной петлей. Некоторые учащиеся используют системы усиления FM, которые требуют от ведущего ношения небольшого микрофона для передачи усиленного звука учащемуся.

Глухота

Глухие учащиеся могут говорить слабо или вообще не говорить в зависимости от серьезности потери слуха и возраста, в котором она возникла. Они часто общаются через сурдопереводчика. Американский язык жестов (ASL) широко используется и имеет собственную грамматику и порядок слов. Другие учащиеся могут использовать ручной английский (или жестовый английский), который является языком жестов в английском порядке слов. Для перевода на любой язык используется сертифицированный переводчик. Глухим учащимся также могут быть полезны субтитры в реальном времени, когда устный текст печатается и проецируется на экран.

Важно помнить, что учащийся, использующий переводчика, читающий по губам или читающий субтитры в реальном времени, не может одновременно смотреть вниз на письменные материалы или делать заметки. Таким образом, описание написанного или спроецированного текста полезно для этого ученика. Полезны раздаточные материалы, которые можно прочитать до или после занятия или другой презентации.

Приспособления

Примеры приспособлений для учащихся с нарушениями слуха:

  • переводчиков
  • системы звукоусиления
  • блокноты
  • субтитры в реальном времени
  • Электронная почта
  • для встреч преподавателей и студентов и обсуждений в классе
  • Системы визуального оповещения о чрезвычайных ситуациях в лаборатории
  • изменение звуковых сигналов компьютера на мигающие изменения
  • видеопрезентаций с субтитрами

Существует также несколько способов изменить свой стиль речи и отрегулировать «темп» обучения, чтобы сделать информацию более доступной для учащегося с нарушениями слуха.

  • Во время разговора убедитесь, что учащийся может видеть ваше лицо, и избегайте ненужных шагов и движений.
  • Во время разговора не закрывайте губы или лицо руками, книгами или другими предметами.
  • Повторите вопросы для обсуждения и утверждения, сделанные другими учащимися.
  • Напишите вопросы/ответы для обсуждения на доске или проекторе.
  • Говорите четко и с нормальной скоростью.
  • Используйте наглядные пособия с небольшим количеством слов и крупными изображениями и шрифтами.
  • Предоставьте письменные планы, задания, инструкции и конспекты демонстраций и по возможности раздайте их перед классом или другой презентацией.

Проверьте свое понимание

Рассмотрим следующий пример, когда вы думаете о включении учащегося с нарушением слуха в вашу программу. Предположим, вы используете видео на мероприятии в кампусе. Как бы вы разместили ученика с нарушением слуха? Выберите ответ.

  1. Добавьте субтитры к видео.
  2. Предоставить сурдопереводчика.
  3. Скажите ученику, что просмотр видео не так важен.
  4. Предоставьте учащемуся расшифровку содержимого для чтения.

Ответы:

  1. Подписывайте видео.
    Лучше всего, если видео снабжено субтитрами для слабослышащих учащихся. Узнайте у издателя, доступна ли эта опция. Если нет, предложите им сделать записи с субтитрами для будущего использования. Это может занять некоторое время, но требование, чтобы издатели предоставляли свои продукты в доступных форматах, является лучшим долгосрочным решением.
  2. Предоставить сурдопереводчика.
    Это может быть разумным вариантом. Однако учащемуся может быть трудно наблюдать за переводчиком, а также улавливать важный визуальный контент из видео. Переводчик должен стоять близко к проецируемому экрану. Убедитесь, что имеется достаточное освещение, чтобы учащийся мог следить за интерпретацией. Позвольте учащемуся выбрать подходящее место для сидения.
  3. Скажите ученику, что просмотр видео не так важен.
    Неразумно отказываться от требования просмотра видеороликов, содержащих важную информацию. Если видеопрезентация не важна, предоставьте ее как вариант для всех учащихся, а не делайте исключение только для глухого ученика.
  4. Предоставьте учащемуся расшифровку содержимого для чтения.
    Студенту будет сложно прочитать сценарий, а также извлечь из видео важный визуальный контент. Если используется этот вариант, дайте учащемуся транскрипцию для чтения перед показом видео. Убедитесь, что стенограмма четко отражает визуальное содержание, а также произносимые слова в презентации.

Ссылки по теме

Совместная работа: компьютеры и люди с сенсорными нарушениями (брошюра)

Дополнительная информация

Ознакомьтесь с публикациями DO-IT, статьями базы знаний и веб-сайтами по этой теме в разделе Ресурсы по размещению: Глухие или слабослышащие. Чтобы узнать о конкретных приспособлениях для академической деятельности, выберите из списка ниже.

Звонкие и глухие согласные в русском языке

Звонкие и глухие согласные в русском языке

В русском языке 21 согласная, и все они делятся на 4 группы. На этом уроке русской грамматики мы научимся определять глухие и звонкие согласные. Также разберемся с правилами их чтения и звучания. There are 4 groups of them:

  • Regular voiced : Б , В , Г , Д , Ж , З
  • Regular deaf : П , Ф , Т , С , Ш , К
  • Always voiced ( sonorous ): Л , М , Н , Р , Й
  • Always deaf : Х , Х , Ц , Щ

Всегда глухие, звонкие согласные никогда не могут звучать глухими и глухими никогда не могут звучать. Это просто. Однако обычные звонкие и глухие согласные в русском языке могут менять свое звучание. Все они парные:

0117 П
ЗВУКОВОЙ ГЛУХОЙ
Б 4
Г К
Д Т
В Ф
Ж Ш
З С

Вы видите закономерность? При определенных условиях звонкие согласные могут звучать как их глухие пары, и наоборот. Их произношение определяется простыми правилами. Прослушайте эти аудиофайлы и попытайтесь уловить разницу.

Б & П

Г & К

Д & Т

В & Ф

Ж & Ш

З & С

Regular voiced consonants sound глухой , если этот
последний символ в слове (или если есть только
после него мягкий знак Ü ).

Они также звучат глухо если за ними в слове следует буква правильный глухой согласный .

Examples:

  • САПО́Г – sa-pok (boot) – Г sounds like К
  • МЁД – myot (honey) – Д sounds like T
  • MORж- MORSH (WALRUS)- ж Звучит ш
  • .0117 з Звучит как С
  • Дюйт — DU P (Дуб) — B Звучит как

    –1 2904.10104.1104.1104.1104.1104.10118

    . 9014.1104.1104.1104.1104.

    . 9014. 9014. 9014.

    .1104. . звуки типа Ф

Слышите, что конечные звонкие согласные в этих словах звучат как их глухие «пары»? Довольно легко, правда? Это потому, что это самый естественный способ произношения русских слов. Это потому, что это самый естественный способ произношения русских слов. Но, как мы уже знаем, правильные звонкие согласные в русском языке звучат глухо, если следующая буква в слове — правильная глухая. Прочтите следующие примеры и прослушайте прилагаемые аудиофайлы.

Examples:

  • ЛО́ Д К А – lot-ka (boat) – Д sounds like Т
  • СКА́ З К А – SKAS-KA
    (рассказ)- з Звучит как С
  • , ж К и ROSH-KI 03 ( ROSH-KI 03 (STALING ).

Во всех этих примерах правильные звонкие согласные звучат глухо, потому что следующий символ в слове — правильный глухой согласный ( К ). Однако обычные глухие согласные могут звучать так же, как их звонкие аналоги! Есть только одно простое правило.

Правильные глухие согласные звучат звонкими, если за ними в слове следует буква правильный звонкий согласный . Если между ними есть мягкий знак Ü , правило остается применимым.

  • ПРО С Ь Б А – прозь-ба (заявка) – С sounds like
    З
  • Э К З АМЕН – εg-za-men (an exam) – К sounds like Г
  • С Д ЕЛАТЬ – зде-лат’ (заставить что-то сделать) – С звучит как Z

Попробуйте записать свой голос и сравните результат с моими примерами. Если это звучит так же, это круто! Не думайте, что произношение глухих и звонких согласных в русском языке затруднено. Во-первых, если вы произносите их неправильно, они все равно будут понятны носителям языка. Во-вторых, русский способ произношения этих звуков облегчает. На следующем уроке мы учим твердые и мягкие согласные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *