Творческая личность – кто это в психологии. Особенности, признаки, психологический портрет
Человеческая цивилизация – это продукт творчества, поэтому творческие личности всегда находятся в центре внимания. Не только философы и психологи, но и далекие от мудрствований люди задумывались над тем, кто же все эти создатели шедевров и талантливые ученые, и чем они отличаются от обычных людей. Может, это гении, наделенные божественным даром, или безумцы, мозг которых работает с серьезными отклонениями? А возможно, они обычные люди, и способность к творчеству доступна каждому?
Несмотря на серьезные исследования в области психологии творчества, которые проводились в течение всего XX века, однозначного ответа на эти вопросы нет. Но я постараюсь познакомить вас с наиболее распространенным подходом к пониманию сути творческой личности.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Творческие люди – кто они?
- 1.1 Психологическая характеристика творчества
- 1.2 Познавательная сфера творческой личности
- 1. 3 Роль волевой сферы
- 1.4 Сфера интересов
- 2 Биологическое и социальное в структуре творческой личности
- 2.1 Биологические предпосылки для творчества
- 2.2 Социальные факторы
- 3 Психологический портрет творческой личности
Творческие люди – кто они?
Когда речь заходит о людях, занимающихся творчеством, то обычно сразу вспоминают о художниках, музыкантах, поэтах, писателях, реже об ученых. И так как эти виды деятельности в силу специфических способностей доступны не всем, то создается впечатление, что творчество – какой-то уникальный дар.
Но так ли это? Попытайтесь сами ответить на вопрос: возможно ли творчество в других видах деятельности? Например, в педагогике. Разве не может быть творческим учитель? А кулинар? А менеджер, инженер, сантехник? Согласитесь, что творчество возможно в самых разных видах деятельности, причем доступно оно каждому. Вопрос в другом: каждый ли воспользуется возможностью быть творческой личностью? Для понимания этого стоит разобраться в том, что такое творчество.
Психологическая характеристика творчества
В психологии творческая деятельность определяется очень просто. Это созидание чего-либо нового: картин, музыки, научных теорий, зданий, механизмов, кулинарных рецептов, методики преподавания, приемов деятельности и т. д. То есть творчество – это не особая деятельность, а ее форма или уровень. Есть деятельность репродуктивная – тиражирование, выполнение операций по образцу, усвоенному человеком в процессе обучения. А если человек изобретает что-то свое, делает по-новому, то это уже творчество.
Да, есть художественное творчество, связанное со специфическими видами деятельности, которые объединяются общим понятием «искусство». Но и музыкант может играть в строгом соответствии с партитурой, написанной совершенно другим человеком – композитором. И живописец может виртуозно делать копии картин. И это не считается творчеством.
Но, будучи возможным в любой сфере деятельности, творчество требует от человека особых качеств и способностей. В первую очередь эти способности связаны с когнитивной, познавательной сферой, особенно с мышлением.
Познавательная сфера творческой личности
Вопрос о своеобразии творческого мышления интересовал психологов и философов давно. Но только в XX веке его стали изучать серьезно. Это было связано с острой потребностью общества в творческих личностях. Такая потребность существовала всегда, то лишь к началу прошлого века общество осознало, что творчество можно эффективно использовать не только в сфере искусства и науки, но и во всех других областях жизни, в том числе в маркетинге, создании новых товаров и услуг, в сфере управления и т. д.
Итогом этого возросшего интереса стало развитие психологии творчества и разработка теории творческого мышления. Благодаря исследованиям таких ученых, как Дж. Гилфорд, Э. де Боно, Г. Альтшуллер, С. Медник, Т. Бьюзен, Я. Пономарев и др., были выявлены основные характеристики этого необычного вида мышления.
- Дивергентный характер. С точки зрения Дж. Гилфорда, дивергентность (направленность в разные стороны) – главный признак творческого мышления. Это его отличает от конвергентного, однонаправленного логического мышления.
- Образность. Творческая мысль рождается в форме образа, на что обратил внимание еще А. Эйнштейн. В слова творческие идеи облекаются только в процессе разработки и сообщения их другим людям. Поэтому наиболее ярко творчество проявляется в сфере искусства, которое оперирует образами.
- Ассоциативность. Ассоциации – это связи, которые возникают в мозге между различными элементами или блоками информации. Они помогают подключить к мышлению самые разные сферы нашего опыта, знаний, представлений. Чем больше возникает таких ассоциаций, тем более интересные и оригинальные мысли рождаются.
- Спонтанная активность воображения. Творческий человек не только мыслит образами, у него в мозгу они рождаются спонтанно, без особых усилий, благодаря развитому воображению.
Кроме особенного мышления, в познавательной сфере творческой личности важную роль играет образная память, помогающая сохранить массу полезной информации, и способность сосредотачиваться на своей деятельности. Хорошо управляемое, развитое внимание в сочетании с воображением позволяет творческим людям замечать необычное, удивительное в мире, то, чего не видят остальные.
Роль волевой сферы
Наряду с понятием «творческая личность», часто используют термин «креатив». Само это слово происходит от английского существительного creativity – креативность, творческая одаренность. Несмотря на очевидное родство этих двух понятий, между ними есть отличие. Креативами называют людей, проявляющих творческую активность, деятельных, а не просто наделенных способностью к творчеству.
Для людей даже с высоким творческим потенциалом такая активность не всегда характерна. Часто процесс творчества протекает на уровне сознания, а его результаты не всегда реализуются на практике. Так можно придумать оригинальный, увлекательный сюжет, но книгу так никогда и не написать. Лежа на диване, можно разработать проект собственного бизнеса, но так никогда его и не реализовать. И если бы вы знали, сколько гениальных идей, изобретений и художественных шедевров так и остались «на диване»!
Чтобы стать креативом, активной личностью, одного творческого мышления недостаточно, нужны еще и волевые качества. Ведь гениальную идею нужно разработать, проявить упорство в ее доказательстве, высокую работоспособность в ее реализации, не бояться трудностей, не опускать руки перед неудачами и быть готовыми к критике, к недоброжелателям и завистникам. Воля в творческом процессе часто играет даже большую роль, чем способности, уровень креативности и интеллекта.
Сфера интересов
Как рождаются новые идеи и находятся новые решения сложных задач? По сути дела, наш мозг ничего абсолютно нового придумать не может, например, мы не можем представить то, что никогда не видели, если нет описания этого. Творчество – это комбинаторная деятельность, то есть преобразование и комбинирование элементов прежнего опыта, имеющихся в памяти знаний, представлений и т. д. Информация, хранящаяся в нашей памяти – это строительный материал, и чем ее больше и она разнообразнее, тем лучше условия для творчества.
Для творческой личности важен не только объем, но и разнообразие знаний. Это позволяет подключать их для решения самых разных задач. А если еще и ассоциативное мышление хорошо развито, то комбинирование информации создает практически неограниченные возможности для созидания нового. Таким образом, креативов отличают не только творческие способности, но и разносторонние интересы, эрудированность.
Сейчас наступило такое время, когда, казалось бы, отпала необходимость запоминать и хранить большие объемы информации. Ведь есть же колоссальные базы данных интернета, где можно найти все. Да, но они находятся за пределами нашего мозга, значит, и не участвуют в процессе творчества, которое во многом спонтанно и неосознанно. А это значит, что эрудированность и разносторонние интересы не утратили своего значения. Если, конечно, вы хотите быть творческой личностью.
Биологическое и социальное в структуре творческой личности
Спор о том, что определяет способность к творчеству – врожденные особенности или социальная среда – не утихает до сих пор. И это не простое любопытство. Ведь если решающее значение имеет биологический фактор, то творческие люди, действительно, избранные, и воспитание не играет существенной роли. А если на первом месте социальный фактор, то каждый человек в любом возрасте может развить у себя творческие способности, главное, чтобы условия были подходящими.
Вторая точка зрения мне нравится больше, но я не могу не признать очевидной связи творчества с врожденными, генетически заданными особенностями работы мозга и организма в целом.
Биологические предпосылки для творчества
Исследования биологических особенностей творческих личностей проводились серьезными учеными и научными коллективами. Изучались и высшая нервная деятельность, и биохимия мозга, и обмен веществ, и многое другое. На основе этих исследований были выделены следующие биологические особенности креативов:
- Своеобразие деятельности мозга, которое выражается в преобладающей активности правого полушария, отвечающего за образное мышление. Правда его повышенная активность характерна именно для периодов творческого подъема.
- Выработка клетками головного мозга повышенного количества определенных веществ, которые улучшают работоспособность, повышают тонус нервной системы, стимулируют память, внимание и т. д. Например, к ним относятся гормоны ацетилхолин, глутамат, дофамин.
- Повышенное содержание в организме мочевой кислоты, действие которой схоже с известными стимуляторами умственной активности, такими как кофеин.
- Особенности темперамента. Подвижность и чувствительность нервной системы, что обеспечивает творческим личностям восприимчивость к внешним раздражителям, способность к быстрому переключению внимания и гибкость мышления. С другой стороны, эта же особенность является причиной частой смены настроения, повышенной эмоциональной возбудимости и, как следствие этого, опасности профессионального выгорания.
Эти биологические особенности креативов имеют и оборотную сторону. Они не только обеспечивают высокую творческую активность и работоспособность, но и приводят к тому, что человек плохо контролирует свою деятельность, забывает про сон, отдых, а иногда и еду. Поэтому творческие личности нередко страдают от психических и физических перегрузок и повышенной эмоциональности. Для креативов характерны и различные болезни, не связанные непосредственно с творчеством, потому что, поглощенные процессом творчества, эти люди часто не обращают внимания на свое физическое состояние.
Социальные факторы
И все же невозможно утверждать однозначно, что способности к творчеству биологически заданы. Тем более изменения в организме креативов могут быть и не причиной, а следствием повышенной творческой активности. За исключением, конечно, врожденных черт темперамента.
Социальная среда и влияние общества играют не меньшую, а возможно, и большую роль в формировании креативности. Прежде всего речь идет о воспитании, но на воспитании творческой личности мы останавливаться не будем, так как это тема отдельного разговора. Большинство детей рождается с отчетливо выраженной потребностью к творчеству, которую они удовлетворяют даже вопреки запретам социума. Например, раскрашивают обои фломастером, подстригают кота или разбирают игрушки, чтобы узнать, как они устроены. А вот сохранится ли эта потребность и дальше, будут ли развиты способности малышей, зависит от их родителей, воспитателей, учителей.
Но и для взрослых социальное окружение тоже важно. Творчество вообще социально, оно требует оценки, поддержки общества или хотя бы критики. А в забвении, при отсутствии внимания окружающих потребность в творчестве и желание развивать свои способности быстро угасают. Недаром же в последнее время такое распространение получили разнообразные виды творчества, причем не только вполне демократичное декоративно-прикладное искусство. Интернет дал возможность всем попробовать себя в роли художников, скульпторов, писателей, творцов миров и сумасшедших идей. Ведь теперь мы можем поделиться результатами своего творчества с огромным количеством людей, даже проживающих от нас за тысячи километров.
Психологический портрет творческой личности
Подводя итоги этой непростой темы, хочу обобщить все сказанное и представить своеобразный психологический портрет творческой личности.
Конечно, креативы все разные и отличаются друг от друга больше, чем среднестатистические обыватели, но все-таки общие черты у них есть:- Потребность в творчестве, которая во многом управляет жизнью творческого человека: выбором профессии, хобби, круга друзей и т. д. Эта потребность первостепенна и часто удовлетворяется даже в ущерб другим жизненно важным нуждам.
- Стремление к самореализации. Это другая, не менее значимая потребность, побуждающая креатива искать себя в разных видах деятельности, а найдя сферу приложения своего таланта, все свое время отдавать любимому делу.
- Высокая активность и работоспособность. Активность эта связана с областью творчества и не всегда социальна, так как творческие личности часто плохо адаптируются к обществу.
- Особый тип мышления позволяет креативу видеть необычное в обычном, находить нестандартные решения и добираться до цели своими, оригинальными путями. Это не может не вызывать недоумение у окружающих, поэтому творческие личности часто слывут чудаками.
- Высокий уровень воображения и творческое мышление делают креативов желанными членами любой команды, но они же и мешают социуму принять творческую личность, вызывают чувство отчуждения по отношению к «выскочке», «странному человеку», «самому умному» и т. д.
- Упорство, стремление к цели и увлеченность творчеством позволяют креативу развивать специальные способности в разных видах деятельности и становиться Мастером. И это тоже выделяет его из общей массы.
Кажется, что креатив противостоит обществу, большинство членов которого не стремится к творческой активности. До последнего времени это было очень заметно. Но XX век с его ориентацией на динамичное и творческое развитие буквально всех областей жизни заставил изменить отношение к креативам. Они стали не только необходимыми в любой команде, но и самих творческих личностей стало значительно больше, чем это было 100 и даже 30 лет назад.
Творческая личность
Творческая личность — это личность человека-творца, то есть того, кто создает некие, принципиально новые, продукты в результате своей деятельности. Творчество — в исходном и научном понимании этого слова — не игра на музыкальных инструментах (вернее — не только и не просто игра), не рисование и не вышивка крестиком. Творчество — это созидающая деятельность. Соответственно, творческая личность — это человек, готовый к такой деятельности и занимающейся ей.
Здесь, по аналогии, можно вспомнить известную триаду выбора профессии Е. А. Климова «Хочу — Могу — Надо». Идеальный выбор профессии — такой, при котором человек и хочет заниматься данным видом профессиональной деятельности (у него выражены интересы и склонности), и может им заниматься (развиты способности, нет противопоказаний), и — что тоже важно — эта профессия должна быть востребована, то есть нужна окружающим людям. Так и творческий человек:
— у него выражены интересы и склонности к творческой деятельности,
— он способен заниматься данным видом творческой деятельности (или вообще творчеством),
— его творчество будет не полным повторением опыта предшественников, а оригинальным и — хотя бы в некоторой степени — востребованным.
Соответственно можно выделить три основные причины, по которым человек не может быть творческой личностью:
— творчество не представляет интереса, человек не испытывает удовлетворения от самого процесса творчества,— низкие способности, особенно в отношении психических процессов мышления и воображения (если речь идет о конкретном виде творческой деятельности, то может встать вопрос и о владении техникой творческой деятельности),
— отсутствие стремления творить новое, низкая мотивация достижения.
Важный вопрос: насколько можно развивать себя или другого человека как творческую личность? Очевидно, что по крайней мере отчасти это является возможным. Вот, например, взять воображение. Оно всегда присутствует в любом творчестве. Без развитого воображения не может быть продуктивной творческой деятельности. Развитием воображения можно управлять.
Г. Альтшуллер и И. Верткин провели ряд интересных исследований. Было изучено около тысячи биографий, выделены общие моменты в жизнедеятельности творческих личностей.
Для творческой личности важно как можно раньше выйти на свою «творческую стезю». Лучше, если это произойдет еще в детстве. Можно нащупать свой путь и в значительно более позднем возрасте, но с возрастом это будет сделать все сложнее. Было даже введено такое понятие, как «встреча с чудом», то есть с чем-то таким, что перевернуло весь внутренний мир молодого человека. Это может быть и какая-то вещь, и какой-то интересный человек.
Еще в раннем детстве Шлиман увидел книгу «Падение Трои». На обложке был рисунок — крепость, огонь, воин с мечами… Все это было настолько здорово нарисовано, что ребенок пошел к отцу и стал ему объяснять, какие он прочитал интересные вещи. Отец ответил ему, что это лишь сказка, легенда, выдумка художника. Шлиман-младший не спорил с папой, но в душе затаил уверенность в том, что этого не может быть — откуда же художник знал? В этот же день Шлиман принял решение посвятить свою жизнь раскопкам Трои, открыть для человечества пласт новой культуры. И он, как известно, осуществил это, но значительно позже.
В творческих образах — можно сказать, что образах будущего — отражаются желания и воля их создателя. Творческие люди поэтому — всегда романтики, хотя бы чуть-чуть. Сложно, почти невозможно быть творческой личностью, имея лишь ограниченный набор потребностей и круг интересов, ограничивающийся домом, местом учебы или работы и увеселительными заведениями. При этом романтический настрой — не только способствует формированию мотивации на творчество, он еще будоражит воображение, способствует его развитию.
В плане воспитания будущих творческих личностей важным является постепенно сталкивать ребенка с понятиями «новое», «необычное», «невероятное». Для ребенка все в этой жизни внове. Поэтому важно, чтобы ребенок понял, что есть вещи, которые внове, необычны не только ему, но и всему человечеству. Ребенка следует заинтересовать необычностью того или иного объекта, явления.
Развитие способностей и трудолюбие — тоже является верным на пути к творческому успеху. Для развития способностей обычно важно освоить ту или иную специализированную технику. Леонардо да Винчи было бы сложно нарисовать свою «Мону Лизу», если бы он умел рисовать только фломастерами, и то плохо. В современной науке, чтобы сделать какое-то более-менее значимое открытие, надо посвятить годы, если не десятилетия изучению науки, опыта предшественников.
Многие творческие люди для развития своих способностей прибегают к строгой самодисциплине. Известен пример Иммануила Канта, который сорок с лишним лет прожил по одному заведенному распорядку.
Литература
Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск, 1994
См. также
Личность
- Активность личности
- Аналитическое и синтетическое понятие личности
- Асоциальная личность
- Ведущие стороны жизни
- Взаимосвязь социального и биологического в личности
- Воображение и личность
- Гармоническая личность
- Гармонично развитая личность
- Идеалы
- Идентификация личности
- . .. и другое
Творчество
- Воображение и творчество
- Инкубация
- Стадии творческого процесса по Уоллесу
Десять навыков высокотворческих людей
Что такое творчество? Многие из нас полагают, что креативность — это то, что было у нас в детстве, но мы потеряли, или что-то, принадлежащее редким личностям, которым мы можем восхищаться только издалека.
Адаптировано из Wired to Create: Unraveling the Mysteries of the Creative Mind , Скотта Барри Кауфмана и Кэролин Грегуар (Perigee Books, 2015)
Но наука показала, что во многих отношениях мы все запрограммированы творить. Ключ в том, чтобы признать, что креативность многогранна — на уровне мозга, личности и творческого процесса — и может проявляться по-разному: от глубоко личного опыта раскрытия новой идеи или опыта до самовыражения через слова. фотографии, мода и другие повседневные творения, а также работы известных художников, которые выходят за рамки веков.
Нейробиологи, изучающие креативность, обнаружили, что креативность не затрагивает ни одну область мозга или даже одну сторону мозга, как предполагает миф о «правом полушарии» творчества; вместо этого он задействует весь мозг. Этот сложный процесс состоит из множества взаимодействующих когнитивных систем (как сознательных, так и бессознательных) и эмоций, при этом разные области мозга задействованы для выполнения каждой задачи и совместной работы в команде для выполнения работы.
Рекламное объявление ИксПознакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»
Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.
Открытие «сети по умолчанию» мозга — той части мозга, которая работает, когда мы целенаправленно не занимаемся другими задачами, — является одним из самых важных недавних открытий в нейробиологии. Сеть по умолчанию позволяет нам создавать личный смысл из нашего опыта, представлять другие точки зрения и сценарии, понимать истории и размышлять о психических и эмоциональных состояниях — как собственных, так и других. Поэтому неудивительно, что деятельность этой сети — как мы любим ее называть, «сети воображения» — также формирует наши самые творческие идеи.
Однако сеть «управляющего внимания» мозга также имеет решающее значение для творчества. Процессы исполнительного контроля поддерживают творческое мышление, помогая нам преднамеренно планировать будущие действия, не забывать использовать различные творческие тактики, отслеживать, какие стратегии мы уже испробовали, и отвергать самые очевидные идеи. Они также помогают нам сосредоточить наше воображение, блокируя внешние отвлекающие факторы и позволяя нам настроиться на наши внутренние переживания.
Когда мы генерируем новые идеи, эти сети вместе с сетью заметности, отвечающей за мотивацию, участвуют в сложном танце. Исследователи наблюдали за этим когнитивным танго в действии посредством сканирования мозга людей, занятых своими личными творческими процессами. Первоначально состояния их мозга напоминают состояние потока или полного погружения в задачу. Сети воображения и значимости очень активны, в то время как более сфокусированная исполнительная область относительно спокойна. Однако по мере того, как творческие люди оттачивают и совершенствуют свою работу, сеть внимания руководителей становится все более активной.
Творческие люди особенно хорошо проявляют гибкость в активации и деактивации этих мозговых сетей, которые у большинства людей, как правило, противоречат друг другу. При этом они могут жонглировать, казалось бы, противоречивыми способами мышления — когнитивным и эмоциональным, преднамеренным и спонтанным. Даже на неврологическом уровне творчество беспорядочно.
Итак, что мы можем сделать, чтобы увеличить эту когнитивную гибкость? В нашей книге « Wired to Create » мы исследуем, как развивать креативность как привычку, образ жизни и стиль взаимодействия с миром. Мы представляем множество парадоксов — осознанность и блуждание ума, открытость и чувствительность, уединение и сотрудничество, игру и серьезность, интуицию и разум — которые способствуют творческому процессу. Мы призываем людей принять свои парадоксы и сложности и открыться для более глубокого уровня самопонимания и самовыражения. Именно эта способность удерживать себя во всей его пространственной красоте является самой сутью творческих достижений и творческой реализации.
Вот некоторые привычки ума, которые мы рекомендуем для развития творчества в вашей жизни.
1. Игра с воображением
Наблюдение за детьми в игре с воображением открывает источник естественного творчества. Во время притворной игры дети принимают разные точки зрения и игриво манипулируют эмоциями и идеями.
Воспитание детского чувства игры во взрослом возрасте может коренным образом изменить наш подход к работе.
Исследования показывают, что гибридные формы работы и игры могут фактически обеспечить наиболее оптимальный контекст для обучения и творчества как для детей, так и для взрослых, и что игра и внутренняя радость тесно связаны, создавая синергию, которая естественным образом приводит к большему вдохновению, усилиям. и творческий рост.
2. Страсть
Страсть часто проистекает из опыта или отношений, которые каким-то образом тронули нас и могут вдохновить. Часто именно эмоциональное топливо заставляет человека идти по творческому пути, но это только начало. Люди, которые воплощают свои творческие мечты в долгосрочной перспективе, уравновешивают волнение по поводу будущего реалистичными стратегиями приближения к своим целям; вдохновение упорным трудом; и мечтать с деланием.
Когда кто-то советует вам «Следовать за своей страстью», будьте осторожны: помимо того, что это одно из самых распространенных клише, это не очень полезный совет. Вы должны искать страсть, которая находится в гармонии с вашим истинным «я» и совместима с другими вашими занятиями. Стремление проявить себя перед другими, вероятно, не приведет к творчеству, поскольку оно зависит от того, что вы избегаете проблем, которые в противном случае привели бы к росту. Итак, хотя вы должны быть открыты для того, что вас вдохновляет, не следуйте слепо за страстью. Убедитесь, что это действительно резонирует с вами и вашими навыками.
3. Мечтать
Творческие люди знают, несмотря на то, что им говорили родители и учителя, что мечтать наяву — это совсем не пустая трата времени. Обзор последних достижений науки о мечтаниях показал, что блуждание ума приносит очень личные награды, включая творческую инкубацию, самосознание, планирование будущего, размышления о значении своего опыта и даже сострадание.
Каким бы праздным это ни казалось, блуждание ума часто бывает совсем не бессмысленным; это может привести к улучшению творческого мышления. Итак, в следующий раз, когда вы будете усердно работать над творческим проектом или рабочим заданием, которое требует интенсивной концентрации и творческих усилий, попробуйте каждый час делать пятиминутный перерыв на мечты. Попробуйте заняться простым занятием, которое позволит вашему разуму блуждать, например прогулкой, рисованием или уборкой, и посмотрите, как это повлияет на ваши идеи и мышление.
4. Уединение
Метафорическая «собственная комната» является базовой потребностью многих творческих людей. Теперь наука подтвердила то, что продемонстрировали рабочие привычки бесчисленных художников: время для уединенных размышлений действительно питает творческий ум.
Нейробиологи обнаружили, что одиночное, сосредоточенное вовнутрь отражение использует другую мозговую сеть, чем сосредоточенное вовне внимание. Когда наше ментальное внимание направлено на внешний мир, сеть управляющего внимания активируется, тогда как сеть воображения обычно подавляется. Вот почему наши лучшие идеи обычно не возникают, когда наше внимание полностью занято внешним миром.
Важно находить время для уединения, дать себе возможность поразмышлять, установить новые связи и найти смысл. К сожалению, одиночество широко недооценивается в обществе, из-за чего многие люди избегают проводить время в одиночестве. Мы склонны рассматривать время, проведенное в одиночестве, как потраченное впустую время или как признак антисоциальной или меланхоличной личности. Но способность получать удовольствие и продуктивно использовать нашу собственную компанию может стимулировать творчество, помогая нам проникнуть в наши мысли и наш собственный внутренний мир. Итак, не избегайте этого… примите это!
5. Интуиция
Интуиция возникает из бессознательных или спонтанных систем обработки информации и играет важную роль в том, как мы думаем, рассуждаем, творим и ведем себя в обществе. За последние тридцать лет ученые-когнитивисты добились огромных успехов в демистификации силы бессознательного, что привело к признанию теории двойного процесса человеческого познания — или теории «быстрого и медленного мозга». Интуиция является частью системы быстрого мозга.
Быстрый мозг структурно сложнее, чем медленный. Это помогает нам ассимилировать новую информацию в наши существующие структуры знаний и помогает нам в распознавании сложных образов и в установлении нетрадиционных связей, которые приводят к более оригинальным идеям и решениям. Быстрый мозг играет наибольшую роль при генерировании творческих идей, в то время как более преднамеренный медленный мозг играет более важную роль при изучении этих идей и экспериментировании с ними, чтобы определить их использование и применение. И быстрый мозг, и медленный мозг играют свою роль.
6. Открытость новому опыту
© Flickr / Soldatnytt
Открытость новому опыту — стремление к когнитивному исследованию своего внутреннего и внешнего мира — это самая сильная и наиболее устойчивая черта личности, которая предсказывает творческие достижения. Открытость может быть интеллектуальной, характеризующейся поиском истины и стремлением к взаимодействию с идеями; эстетический, характеризующийся стремлением исследовать фантазию и искусство и испытать эмоциональное погружение в красоту; или аффективный, характеризующийся исследованием глубин человеческих эмоций.
Исследования показали, что желание учиться и открывать, по-видимому, значительно больше влияет на качество творческой работы, чем только на интеллект. Итак, если вы хотите повысить свою креативность, попробуйте новый творческий выход или совершенно другое средство самовыражения, или выберите новый маршрут домой с работы, или найдите новую группу людей с другими интересами или ценностями, которым вы могли бы научиться. из. Открытость к новому опыту может помочь повысить вашу интегративную сложность — способность распознавать новые закономерности и находить связи между, казалось бы, несвязанными фрагментами информации.
7. Осознанность
Способность наблюдать за настоящим моментом, не отвлекаясь и не осуждая, является жизненно важным навыком для всех, кто ищет радости и удовлетворения в жизни, она особенно важна для творчески мыслящих людей.
Большое количество исследований связывают внимательность — как практику и как личностную черту — со многими когнитивными и психологическими преимуществами, такими как улучшение концентрации на задаче и устойчивое внимание, эмпатия и сострадание, самоанализ, саморегуляция, улучшенная память и улучшенное обучение. , а также положительный аффект и эмоциональное благополучие. Многие из них имеют ключевое значение для творчества.
Однако для оптимальной когнитивной гибкости и творчества лучше всего достичь баланса осознанности и блуждания ума. Некоторые формы внимательности могут на самом деле работать против творчества — в частности, те, которые побуждают человека отпустить мысли, а не принимать мысли более открытым образом. Интересно, что медитация с открытым наблюдением, в которой особое внимание уделяется настройке на собственный субъективный опыт, увеличивает как активацию, так и функциональную связность сети воображения. Итак, попробуйте практиковать открытый мониторинг или недирективную форму медитации и позвольте сознанию конструктивно блуждать, одновременно повышая внимание.
8. Чувствительность
Если мы думаем о творчестве как о «соединении точек», то чувствительные люди — те, у кого повышенная чувствительность к своему окружению, а также интенсивный опыт сенсорного ввода, например, звука, освещения, и запах — испытайте мир, в котором больше точек и больше возможностей для связи.
Чувствительность может быть как благословением, так и проклятием, приводя к большей интенсивности переживаний, а также к эмоциональному перегрузке. Журналистка Андреа Барц писала в Psychology Today , что «те, кто научится сдерживать безжалостные наплывы и подъемы эмоций, которые почти неизменно сопровождают крайнюю чувствительность, способны преобразовать сырое восприятие в острую проницательность».
Итак, вместо того, чтобы пытаться закалить себя, вы можете использовать свою чувствительность в художественном выражении.
9. Превращение невзгод в пользу
Опыт потерь, борьбы, страданий и поражений может стать мощным катализатором личного роста, творчества и глубокой трансформации. Часто через страдания мы учимся состраданию, из потерь мы учимся пониманию, а преодолевая трудности, мы открываем собственную силу и красоту.
Неблагоприятные события могут заставить нас пересмотреть наши убеждения и жизненные планы, и в этом заключается их сила и творческий потенциал. Пережив невзгоды, разум активно демонтирует старые системы убеждений, которые больше не выдерживают критики, и создает новые структуры смысла и идентичности. Чтобы осмыслить трудный опыт, попробуйте выразительное письмо, которое, как показали исследования, может уменьшить симптомы посттравматического стресса и депрессии, улучшая при этом некоторые когнитивные функции, такие как рабочая память.
Интересно, что исследование также показало, что чрезвычайно позитивные события, в частности те, которые вызывают чувства благоговения, удивления, вдохновения и связи с чем-то большим, чем я, также могут стимулировать творчество. Положительные эмоции укрепляют психологические ресурсы человека, расширяют внимание, вдохновляют на новые мысли и поступки, стимулируют творческое мышление. Итак, если вы ищете творческий импульс, относитесь ко всем значимым моментам жизни — хорошим и плохим — как к потенциальным источникам вдохновения и мотивации.
10. Мышление по-другому
Творческих людей объединяет их нежелание придерживаться традиционных способов мышления и действий. Выбирая делать что-то по-другому, они допускают возможность неопределенности и неудачи, но именно этот риск открывает возможности для настоящих инноваций.
Секрет творческого величия заключается в том, чтобы делать что-то по-другому, даже если это означает неудачу. Метод проб и ошибок важен для инноваций, особенно на этапах генерации идей. Дин Кит Саймонтон, изучающий креативность, обнаружил, что качество творческих идей является положительной функцией количества: чем больше идей генерируют авторы, тем больше у них шансов создать в конечном итоге шедевр. Делать что-то по-другому означает, что вы, вероятно, будете делать что-то плохо или неправильно; так что ожидайте этого и не позволяйте осторожности мешать творчеству.
Следование всем этим путям к творчеству означает, что вы станете творческим гением? Не обязательно. Но, когда в любом человеке живет художник, каким бы ни было его творчество, он становится существом изобретательным, ищущим, смелым, самовыражающимся. Если мы научимся принимать свое беспорядочное, творческое «я», мы позволим другим делать то же самое. Мы помогаем создать мир, который более гостеприимен для творческого духа, и мы даем возможность найти более тесную связь с другими и с самими собой в процессе.
Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com
ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
творчески творчески
желтокресс большой многолетнее травянистое растение, произрастающее на ручьях и берегах рек по всей Европе, за исключением крайнего севера и Средиземноморья; иногда относят к роду Nasturtium
творческий человек человек, чья творческая деятельность демонстрирует чувствительность и воображение
креативность способность создавать
гериатрия отрасль медицины, изучающая пожилых людей
74″>креатинфосфорная кислота органическое соединение креатина и фосфорной кислоты
творческий мыслитель важный интеллектуал
Великие озера группа из пяти крупных взаимосвязанных озер в центральной части Северной Америки
Great Falls город в центральной части Монтаны на реке Миссури
творческое мышление способность творить
создать словесно создать со словами или из слов
благодарность теплые дружеские чувства признательности