Психология творчества
Понятие творчества
Творчество является сложным феноменом человеческой жизни.
Определение 1
Психологией творчества называется подраздел в психологии, изучающий создание произведений искусства, изобретений и открытий.
Ученые много лет исследуют процессы творения, ведь они проходят через всю жизнь человека и развитие каждой личности.
Благодаря творчеству человек может познавать себя и внешний окружающий мир, преображаясь самостоятельно и трансформируя свое окружение.
Замечание 1
Творчество это деятельность по созданию новых ценностей, спонтанному воплощению мысли в реальной действительности.
Результаты творчества проявляются в книгах, картинах, научных открытиях, любых продуктах деятельности, ставших культурными ценностями. Психология творчества связана с самим процессом творения и результатом творения.
Существует несколько стадий творческого процесса:
- Подготовительный.
- Формирование идеи. Происходит аналитический процесс помощью чувств мыслей и технологий.
- Проявление творчества. Идет дальнейшее развитие процесса творения.
- Реализация идей. Образ притворяется в продукт творчества.
Творческая психология занимается изучением нового и уникального во всех сферах жизнедеятельности. Психологи анализируют значение роли воображения, вдохновения и индивидуальных особенностей личности во время творчества.
Один из основных вопросов, который стоит перед психологами звучит так: почему некоторые люди становятся великими писателями, художниками, изобретателями, а другие люди не могут ничего придумать и создать? Скорее всего, ответом здесь является одаренность человека и творческие таланты.
Учеными установлено, что способности и таланты заложены в каждом человеке с момента рождения и их необходимо развивать.
Одарённость может передаваться по наследству, и связана с уникальностью нервной системы.Психология творчества содержит в себе художественный, технический и научный аспекты. При этом ведется изучение соотношения творческих личностей, их духовного потенциала и внутреннего мира.
Исследование трудов связанных с наукой и техникой очень сильно отличается от творчества в художественной сфере. Например, художественное творчество проявляет личностное начало и индивидуальность человеческой личности, в отличии от научных творений.
Психология творчества исследует влияние разнообразных факторов, которые способны усиливать творчество, процессы мышления, вдохновения и других особенностей.
Сложности восприятия психологии творчества
К проблематике психологии творчества можно отнести взаимодействие художественных, технических, научных и творческих подходов, а также личностного жизненного восприятия.
При анализе продуктов художественного творения легко можно интерпретировать психологическую информацию, индивидуальность пронизывает такой продукт.
Существуют конкурирующие друг с другом способы мышления, один из них можно назвать критическим, а второй вид мышления – творческим.
С помощью критического мышления выявляются недостатки в других людях и их произведениях.
Благодаря творческому мышлению открывают принципиально новые знания, собственные оригинальные идеи, без учета чужого мнения.
Пример 1
Например, если у человека развито критическое мышление, тогда он уделяет внимание критическому восприятию, при этом, не осмеливаясь самостоятельно творить. А человек с творческим мышлением не видит своих и чужих недостатков, он внимание уделяет процессу творчества.
Решением подобных перекосов может быть уравновешивание в личности обоих аспектов восприятия. Для эффективного творения важно разумно сочетать творческое и критическое мышление.
Психология творчества — Психология человека
Свобода выражается в творчестве.Сергей Николаевич Булгаков
Психология творчества – это раздел психологии, который изучает создание человеком всего нового и оригинального в самых разных сферах деятельности. Речь может идти о новых научных открытиях, изобретениях, искусстве, технике, и в целом о привнесении чего-то нового в нашу обыденную жизнь. Также психология творчества изучает структуру и развитие творческого потенциала человека. Считается, что этот раздел один из самых трудных в психологии, поскольку критерии новизны и оригинальности весьма расплывчаты и неоднозначны. С одной стороны, все в нашей жизни по-своему ново и неповторимо, поэтому сама жизнь – это и есть творчество. Вы не найдете в этом мире абсолютно одинаковых людей, как не найдете и одинаково сделанных ими дел. Поступки, слова, идеи разных людей – не похожи друг на друга. Но с другой стороны, есть такие вещи, такие, скажем так, творения человека, которые очень сильно отличаются от всего остального, что имеется в этом мире. И некоторые талантливые люди продолжают с помощью таких вот своих творений – изменять нашу жизнь. Поэтому, можно сказать, что все сильно новое и сильно оригинальное – это именно то, что мы называем продуктом творческого труда. И я хочу сказать вам, уважаемые читатели, что творчество само по себе – это очень сильная сторона человека. Творчество – это наш великий дар! И вот о том, как этим даром пользоваться и о том, какую пользу можно извлечь из психологии творчества, я расскажу вам в этой статье.
Первое, что я хотел бы сказать в рамках данной темы – это то, что к творчеству необходимо относиться серьезно, так как это очень сильный инструмент в руках человека, от которого в будущем наша жизнь станет зависеть еще больше, чем она зависит сегодня и зависела в прошлом. А чтобы к творчеству относиться серьезно, его нужно правильно понимать. Вот именно это психология творчества и позволяет нам сделать. Все люди по своей природе творцы, но не все из них творят, хотя каждый из нас что-то постоянно делает, по-своему, неповторимо, так, как умеет. Но мы признаем только то творчество, которое, во-первых, как уже было сказано выше, предлагает нам что-то сильно новое, а во-вторых, несет какую-то, пусть даже эстетическую пользу обществу. Все, что порождает новые мысли и новые образы в нашей голове, и при этом является полезным для нас, пусть даже только с нашей, субъективной точки зрения, мы определяем как творчество.
При этом мы с вами должны понимать, что творческий подход применим ко всем сферам жизни, и что-то новое, оригинальное, необычное, совсем необязательно должно относиться к какому-то определенному виду деятельности, например, к искусству. Даже в рутинной работе есть место новизне и оригинальности, которая часто приводит к прогрессу и повышению эффективности труда, а следовательно, и к более высокой отдаче от этой работы. Когда человек находит новые решения старых задач и тем самым решает их более эффективно – это положительный пример творческого подхода к работе и к жизни. Человек на такое способен, вот что удивительно. Вот какую нашу особенность изучает психология творчества – нашу способность творить, выходить за рамки известного, придумывать новое. А вот, скажем, компьютер, который работает по алгоритму и не может от него отступить, на подобные вещи не способен, пока во всяком случае.
Поскольку мы, люди по большей части практичные, жизнь вынуждает нас быть такими, то мы хотим знать что-то, не ради самого знания, а ради того, чтобы использовать эти знания для решения каких-то конкретных проблем и задач и для улучшения своей жизни. Поэтому к творчеству мы должны подходить с практической стороны, чтобы понимать, в какой области его можно использовать, и каким именно образом это можно сделать. Так вот, свои творческие способности вы можете использовать абсолютно во всем, начиная со своей работы и заканчивая личной жизнью. Как я уже сказал, творческий подход к жизни – это обязательное условие для успешного человека завтрашнего дня, поэтому искать новое нужно во всем. А чтобы это новое найти – нужно отойти от старого подхода к жизни, когда мы усваивали какие-то знания, какие-то схемы, какие-то алгоритмы, а затем пользовались ими в течении практически всей своей жизни. Другими словами, старая модель образования, которую многие из нас используют в своей жизни – отживает свое. Теперь, грубо говоря, знания нужно не получать – их нужно создавать, придумывать. Творческий человек – это не робот, не машина, не механизм, не винтик в системе – это личность. Но это не просто личность, это даже не необычная личность – это открыватель, это фантазер, это в какой-то степени, очень рисковый человек, и в некотором смысле даже первопроходец. Ведь большинство людей привыкли жить по шаблону, по заранее усвоенной схеме, по определённой программе, когда самому думать не нужно вообще – нужно просто выполнять чужие указания и поручения, или, как я уже сказал, руководствоваться заранее усвоенными знаниями. Такой подход к жизни все еще уместен, и людей, которые не привыкли, а потому и не умеют думать своей головой – полно. Но мир меняется, он давно уже начал меняться, делая ставку на творческие личности, на индивидуальность, а теперь этот процесс ускорился – и эти творческие личности, способные создавать новое и благодаря этому покорять всех остальных, уже не являются исключением – на таких людей, на такой подход к жизни, делается ставка прогрессивной частью человечества.
Так вот, возвращаясь к психологии творчества, хочу сказать, что с ее помощью, друзья, вы можете сделать из себя – человека завтрашнего дня, то есть, самостоятельную, творческую личность, умеющую и главное, хотящую думать своей головой, чтобы придумывать что-то новое и внедрять это новое в жизнь. Людей-механизмы в скором времени заменят машины, роботы, автоматы, компьютерные программы, тогда как люди, главным преимуществом которых будут их мозги, с помощью которых они смогут творить, создавать что-то новое, более совершенное, очень сильно возрастут в цене. Жизнь не стоит на месте, и если еще, условно выражаясь, вчера, можно было с имеющимся багажом знаний достойно пройти весь свой жизненный путь, то сегодня этот багаж необходимо постоянно пополнять и обновлять, избавляясь от всего старого и неэффективного. Для кого-то из вас, возможно, это не так важно, ибо, в конце концов, это молодежь должна больше думать о том, как ей жить в завтрашнем мире. Но все равно, кем бы вы ни были, где бы вы ни работали и сколько бы вам не было лет, согласитесь – творческий подход к жизни существенно упрощает ее и делает более интересной. Ведь как часто мы оказываемся в таких ситуациях, которые воспринимаем, как тупиковые, из которых нет выхода, тогда как в действительности, мы просто о нем знаем, а точнее – не можем его придумать. Так вот, творческое мышление, творческий подход к жизни – способен вывести нас из любого тупика. Поэтому чем глубже вы погрузитесь в эту тему, — в тему творческих способностей человека, в том числе и с помощью изучения психологии творчества – тем больше у вас будет возможностей усовершенствовать себя.
У многих людей, по моим и не только моим наблюдениям, возникают проблемы с творчеством, в плане реализации ими своих творческих идей. В голову-то им идеи хорошие, интересные, светлые приходят, такие идеи, которые могут многое в их жизни и в жизни вообще изменить, если они их реализуют. Но люди боятся это сделать. Они сомневаются в себе, в своих возможностях, они боятся быть высмеянными, боятся того, что кто-то уже придумал что-то лучшее или что их идеи хуже чужих идей и так далее и тому подобное. Другими словами, из-за неуверенности в себе и низкой самооценки – люди боятся творить. Это очень большая ошибка, это вообще проблема и весьма серьезная для людей, которую, кстати, психология творчества способна решить. А точнее, хороший психолог способен избавить человека от тех внутренних тормозов, которые вызывают эту проблему. Ведь это психологическая проблема. И решать ее следует посредством преодоления страха. Страха быть не должно, ибо страх убивает творчество. Творчество требуется свободы и независимости, а также смелости и уверенности в себе, иначе даже самые светлые мысли, просто вспыхнут и погаснут, так ничего после себя и не оставив. Поэтому не надо никого и ничего бояться. Не обращайте внимание на мнение других людей, особенно на мнение тех из них, кто сам ничего не делает, а лишь критикует других. Критики будут всегда и критиковать вас будут всегда, что бы вы ни делали и как бы хорошо или плохо вы это ни делали. Вас будут критиковать всегда и за все, даже если вы совсем ничего делать не будете, и уж тем более за что-то, что будет абсолютно новым для большинства людей. Люди боятся нового, и не любят тех, кто выделяется на фоне остальных. А творчество, безусловно, выделает нас, оно делает нас особенными и уникальными, оно делает нас личностью. Благо, в современном мире за это не наказывают, как это делали раньше, хотя критике подвергнуть могут, а в скором будущем и вовсе, творческие люди станут на вес золота. Так что творите и ничего не бойтесь. Да, творчество – это определенный риск, но это жизнь, понимаете. Вы живете, когда творите, а не просто плывете по течению, как пустое бревно. А когда ты живешь, по-настоящему живешь – ты несешь ответственность за свою жизнь. И это, согласитесь, немного пугает. Жить и творить без риска невозможно, но этот риск надо полюбить, а страх осознать, тогда мир вам покорится.
Человек по своей природе творец, и изучая творчество и творческие процессы, психология творчества докапывается до божественной сущности человека, до тех его врожденных качеств, которые не только отличают его от животных, но и отличают каждого отдельно взятого человека от других людей. Как нет одинаковых отпечатков пальцев и сетчаток глаз, так не существует и одинаковых творений человека, каждое из которых обогащает и чаще всего улучшает этот мир. А человека творчество делает свободным. Увлекаясь психологией творчества – вы, друзья мои, можете сделать себя свободными людьми, независимо от того положения, которое вы занимаете в обществе. Творчество, как я уже сказал, требует свободы, оно требует свободы в душе и голове человека, поэтому если вы творите, если вы стараетесь творить, если вы стремитесь творить – вы освобождаете свою душу от тех оков, в которые ее заключило общество. Творческий человек, который стремится реализовать себя через творчество – чувствует себя свободным. А чувствовать себя свободным, и тем более чувствовать и быть свободным человеком – это большое счастье. Многие люди несчастны именно потому, что не чувствуют себя свободными – из них сделали автоматы, которые целыми днями занимаются ненужной им и нередко абсолютно бессмысленной деятельностью, чтобы только поддерживать себя в “живом” состоянии и иметь определенный уровень жизни. Но это не жизнь – это существование. Человек не живет, когда он действует по кем-то навязанной ему программе – он проживает свою жизнь, то есть, в какой-то степени просто прожигает ее. И, к сожалению, многие люди вынуждены так существовать, независимо от того, какая у них работа, сколько денег они имеют и что могут себе позволить. Не достаточно полная жизнь не может быть полной наполовину, нельзя стать счастливым, просто нажравшись от пуза, забив свой дом всяким барахлом и получив в обществе определенный статус. Человеку нужно себя реализовать посредством творчества, ему нужно подчеркнуть свою уникальность, и не внешней атрибутикой, а с помощью своих способностей и своих творений. Не вещи делают человека особенным, не внешняя атрибутика, а он сам, его внутреннее Я.
Стать творцом и благодаря творческой деятельности и творческому подходу к жизни обрести счастье, может каждый, ну или почти каждый человек, в этом я абсолютно уверен. Мне ни раз приходилось помогать людям в этом вопросе. Я просто помогал им выйти из механистического состояния ума и начать жить свободной жизнью, чтобы творить, чтобы быть особенным, уникальным, не таким, как все. Люди нуждаются в этом, они хотят быть особенными и уникальными – эта одна из их потребностей. Помимо этого, когда человек творчески подходит к жизни, многие проблемы для него просто перестают существовать, он начинает не столько жить и тем более не выживать, а скорее играть в игру под названием жизнь. Он избавляется от гнетущего его страха и начинает получать удовольствие от каждого своего действия, от каждого своего решения, от каждой своей мысли. Он получает от этого удовольствие потому, что это его действие, его решение, его мысль. Человек не подражает, не повторяет, не сравнивает себя ни с кем, ни на кого не стремится быть похожим – он осознает свое Я и через творчество реализует его. При этом, речь не идет о том, чтобы творить в строго очерченных рамках, скажем, рисовать никому ненужные картины или лепить скульптуры. Все гораздо интереснее. Как я уже сказал, на творчество нужно смотреть шире, а точнее, в процессе творения вообще не должно быть никаких ограничивающих человека рамок, поскольку в действительности их нет. Мысль должна получить свободу, чтобы развиваться и совершенствоваться, тогда творческая деятельность человека будет плодотворной и успешной. И ограничений у нее, повторю, нет. Поэтому вы можете стать творцом на своей работе, в своем бизнесе, в своей семье, вы можете творчески решать любые проблемы и задачи, а вернее, с помощью творческого подхода вы можете любую проблему превратить в интересную для вас задачу и с удовольствием ее решить.
Я, друзья, уважаю психологию творчества только за то, что она вообще занимается изучением творческих способностей человека и даже за то, что она вообще обращает внимание людей на эту тему, на эту врожденную способность человека. Ведь от природы мы все творцы и это наш дар, наше преимущество, наша радость. Но этот дар надо развить, это преимущество необходимо использовать, эту радость нужно ощутить, испытать, пережить, тогда мы почувствуем себя счастливыми, настолько счастливыми, что никакие другие мирские удовольствия не затмят наше ощущение своей божественной сущности.
Для меня творчество – это возможность жить, и не просто жить телом, каждый день набивая его едой, чтобы оно работало, а жить душой, жить разумом, жить всей своей сущностью. И даже мои взгляды на жизнь во многом определяются моей любовью к творчеству и какому-никакому умению творить. Вот, допустим, мне иногда говорят о моих коллегах, как о моих конкурентах, с которыми я должен конкурировать, например, в интернете. Я же в свою очередь, всегда отвергаю эту точку зрения на свою работу, на свою деятельность, на себя, как на специалиста, и тем более, как на человека. Для меня это неприемлемо – сравнивать себя с кем-то и поэтому с кем-то конкурировать. Это все равно, что в свободном поле толкаться с другими людьми на одном месте, пытаясь его занять. Зачем это нужно – когда повсюду бесконечный простор? У меня нет конкурентов и не может быть в принципе, потому что я один такой, моя деятельность не похожа на деятельность других людей, я никому не подражаю, ни за кем не повторю, ни на кого не хочу быть похожим. Все, что я делают в жизни – это уникально и неповторимо. А людям, в том числе и своим клиентам, я могу нравится или не нравится, это уже их дело. Есть те, кому моя деятельность нравится, и это, можно сказать, мои люди, а есть такие, кого что-то в моей деятельности не устраивает, которым я сам, быть может, не нравлюсь. И я их не держу, я их ни в чем не переубеждаю, я не тащу их к себе и не стараюсь измениться ради них, ибо это все равно бессмысленно делать – всем никогда не угодишь. Просто это – не мои люди, и только. Есть другие специалисты, и возможно с ними этим людям будет лучше, интереснее, возможно с ними их взгляды на жизнь будут совпадать намного больше, и они окажутся друг другу полезными. Разве это плохо? Это нормально, так и должно быть – мы все разные, мы должны быть разными, поэтому мы не всегда подходим друг другу. Так что ни о какой конкуренции речи быть не может, каждый из нас дает другим людям то, что может дать. И каждый из нас берет от других людей то, что хочет и что может взять. Поймите это, примите это, и вам станет намного проще жить. А душа ваша обретет свободу, так как не будет чувствовать себя ущемленной из-за других людей. Не сравнивайте себя ни с кем, не позволяйте другим людям сравнивать вас с кем-то – будьте собой, и это будет здорово, это просто великое счастье – быть собой. Не надо толкаться с другими людьми на одной дороге, куда бы она не вела – идите своим путем, и тогда те люди, которым понравится ваш путь, и вы сами – пойдут с вами.
Теперь, давайте еще раз вернемся к вопросу о том, что можно считать творчеством? Друзья, решайте сами. В вашей жизни именно вы должны решать, что для вас будет являться творчеством, творческой деятельностью, а что нет. Какая к черту разница, кто и что там думает по этому поводу. Вы что, думаете, наука должна указывать вам, что такое творчество? Или другие люди? Вам никто не должен указывать, что значит творить. Это вы сами должны чувствовать. Творческий человек, когда он что-то творит, вообще не задумывается над тем, насколько его творение уникально и ново. Ему хорошо от того, что он делает. Он не констатирует факт творческого процесса – он его просто чувствует. Если вам надо решить какую-то задачу нестандартным методом – решайте ее, как вам хочется, главное, решите. А если потом выяснится, что ваш метод уже кем-то был открыт и использован, то разве это станет для вас проблемой? Для себя вы сами его открыли, и это главное. Ну а если вы себя выражаете посредством творчества, тогда и вовсе не стоит ломать голову над тем, что о вашей деятельности будут думать другие люди. Ведь одно дело – что-то предложить людям, чтобы они это приняли, тут, конечно, надо уметь производить на людей впечатление своим творчеством, и совсем другое – творить для себя, для души. Начинать лучше с последнего – с творения для себя любимого. Ваша основная задача – не ограничивать себя никакими рамками. Ваши творческие способности проявят себя самым наилучшим образом только в том случае, если вы будете чувствовать себя свободным и не будете ничего и никого бояться.
Ну и, наверное, вас интересует вопрос – можно ли научить человека творчеству? Я хоть его уже и касался, но напоследок еще раз скажу вам о том, что можно подвести человека к такому состоянию, которое будет способствовать пробуждению в нем творческих способностей с их дальнейшим развитием. Вот это точно можно сделать. Я это знаю, потому что проделывал это с разными людьми и с самим собой много раз. А вот именно творить, создавать новое, необычное, человека научить, на мой взгляд, нельзя, потому что научить можно только тому, как что-то за кем-то повторять, тогда как творчество – это рождение чего-то абсолютно нового, что человек сам, по своей собственной воле придумывает, без чьей-либо помощи. Но, повторю, можно подвести человека к такому состоянию, при котором его творческие способности смогут полностью раскрыться. Также можно научить человека изменять существующие идеи и концепции, чтобы выводить из них что-то свое. Вот эти процедуры, в принципе, можно назвать научением творчеству. Ну и я надеюсь, уважаемые читатели, что поняв всю силу и, если хотите, выгодность творчества, вы проявите к этому нашему дару достаточный интерес и начнете его в себе развивать. А психология творчества в свою очередь, поможет вам в этом.
Психология творчества | Lesley University
Что делает человека творческим?
Креативность определяется известным психологом Джоном Р. Хейсом как «потенциал людей создавать творческие работы независимо от того, создали ли они какие-либо работы до сих пор».
В последние годы научные данные показали, что ментальное познание является результатом динамического взаимодействия распределенных областей мозга, работающих в так называемых крупномасштабных нейронных сетях.
В прошлом ученые думали, что творческие способности исходят исключительно из правого полушария мозга, но недавние открытия показали, что множество нейронных сетей в мозгу вызывают творческие способности и контролируют наши реакции на различные раздражители.
Когда мы рассказываем анекдот, историю или даже думаем о том замечательном обеде, который у нас был в прошлую субботу, наш мозг получает информацию из окружающего мира, получает доступ к воспоминаниям и создает новые мысли — короче говоря, познание, константа нашего опыт.
Вот три крупномасштабные нейронные сети, которые вносят свой вклад в психологию творчества.
Сеть значимости
Сеть значимости представляет собой «внутренне связанную крупномасштабную сеть», расположенную глубоко в головном мозге в пределах передней островковой доли и дорсальной передней поясной коры. Исследования показали, что сеть значимости способствует множеству сложных функций мозга, включая социальное поведение, общение и самосознание.
Невролог из Стэнфордского университета Майкл Грейциус и его коллега Уильям Сили описали сеть значимости как систему, которая подготавливает мозг к действию. Подумайте о том, как мозг реагирует на стимулы «бей или беги». Одним из примеров этого является реакция водителя, когда он или она видит пешехода, перебегающего оживленную улицу, или когда человек пытается быстро вспомнить факты во время викторины или викторины.
Чтобы сделать ситуацию заметной, она должна быть значимой для вовлеченного в нее человека. Стимулы для заметной сети могут исходить изнутри, например, чувство голода и боли, или из внешних источников, таких как полицейская сирена. Когда что-то становится различимым — когда полицейская машина с ревом сирен становится громче, — мозг получает команду ответить. Если бы стимулы оставались далеко, мы могли бы с меньшей вероятностью реагировать.
В недавнем исследовании Грейциус обнаружил убедительные прямые доказательства того, что сеть заметности играет ключевую роль в «мотивации и готовности действовать». Интересно, что у некоторых людей с большей, чем обычно, активностью в сети значимости был диагностирован аутизм, а у некоторых людей с повреждением ключевых областей сети значимости был диагностирован тип слабоумия.
Испытания на лабораторных животных показали, что, когда сеть значимости блокируется или в нее вмешиваются, животные легче сдавались при попытке найти пищу в лабиринте, чем те, чья сеть значимости не была заблокирована.
В целом, сеть значимости помогает нашему мозгу получать и отслеживать информацию из внутренних или внешних источников, будучи при этом достаточно гибкой, чтобы давать нам различные стимулы в отношении того, как реагировать на ситуации, позволяя проявлять творческий подход в стрессовой ситуации.
Сеть по умолчанию
Даже когда мозг не сосредоточен на какой-то конкретной деятельности, его части функционируют на высоком уровне.
В течение последних нескольких десятилетий ученые изучали сеть режима по умолчанию, крупномасштабную сеть нескольких областей мозга, которые загораются, когда мы находимся в состоянии покоя, или режим по умолчанию.
Некоторые из действий, которые люди могут выполнять, когда сеть режима по умолчанию активируется через свои синапсы, включают мечтания, вспоминание воспоминаний и просто общие размышления о различных предметах. По словам Рэнди Бакнера, сеть режима по умолчанию связана с «построением динамических ментальных симуляций на основе личного прошлого опыта, например, используемого во время запоминания, размышлений о будущем и, как правило, при воображении альтернативных точек зрения и сценариев настоящего». Сеть режима по умолчанию также участвует в социальном познании.
Исследования показали, что нарушение работы сети режима по умолчанию было связано с естественным старением и заболеваниями мозга, такими как болезнь Альцгеймера.
Следует отметить, что некоторые в сообществе психологов не согласны с тем, что существует сеть режима по умолчанию, поскольку трудно точно определить, что является состоянием покоя по сравнению с другими.
Сеть внимания руководителей
Сеть внимания руководителей — это крупномасштабная сеть, которая отслеживает и разрешает конфликты между мыслями, чувствами и реакциями.
Исполнительное внимание — это способность ума концентрироваться на чем-то одном и блокировать отвлекающие факторы, что является важным навыком для обучения детей. Сеть исполнительного внимания загорается, когда вы концентрируетесь на сложном тесте или участвуете в решении сложной задачи. Сеть расположена «поперек боковых (внешних) областей префронтальной коры и областей к задней (задней) теменной доле».
Сеть исполнительного внимания занимается рабочей памятью (кратковременной и долговременной памятью в настоящем) и следующими задачами мышления: планированием, переключением и торможением.
Психология творчества
Психологи, занимающиеся поведением, получают пользу от понимания неврологии, познания и эмоций.
В психиатрической практике психология и неврология могут быть взаимосвязаны. Область нейропсихологии изучает активность мозга и связывает ее с диагностированными проблемами психического здоровья. Терапевты, лечащие психические расстройства, используют это понимание сложности функций нашего мозга, чтобы помочь клиентам выздороветь.
Вы можете узнать больше о психологии творчества и других темах на онлайн-курсе бакалавра психологии Университета Лесли. Вы освоите навыки, которые ищут работодатели, а стажировка поможет вам получить опыт, необходимый для работы в области психологии. Вы можете воспользоваться нашим гибким онлайн-форматом, позволяющим совмещать учебу с повседневной жизнью.
Творчество | Введение в психологию
Цели обучения
- Дать определение творчеству, дивергентному и конвергентному мышлению
Что общего у следующего: препарат пенициллин, Эйфелева башня, фильм
Рисунок 1 . Людям часто трудно описать, откуда взялись их творческие идеи. Когда вы думаете о чем-то творческом, как вы обычно это придумываете?
Творчество: что это такое?
Креативность возникает, когда кто-то выдвигает творческую идею. Примером может служить творческое решение сложной проблемы. Но что делает идею или решение креативными? Креативность — это способность генерировать, создавать или открывать новые идеи, решения и возможности. Очень творческие люди часто хорошо разбираются в чем-то, работают над этим годами, ищут новые решения, обращаются за советом и помощью к другим экспертам и идут на риск. Хотя творчество часто ассоциируется с искусством, на самом деле это жизненно важная форма интеллекта, которая побуждает людей во многих областях открывать что-то новое. Творчество можно найти в каждой сфере жизни, от того, как вы украшаете свое жилище, до нового понимания того, как работает клетка.
Хотя психологи предложили несколько определений креативности (Plucker, Beghetto, & Dow, 2004; Runco & Jaeger, 2012), вероятно, лучшим определением является определение, недавно адаптированное из трех критериев, которые использует Патентное ведомство США для принятия решения о том, является ли изобретение могут получить патентную защиту (Simonton, 2012).
Первый критерий оригинальность . Идея должна иметь низкую вероятность. Действительно, он часто должен быть уникальным. Специальная теория относительности Альберта Эйнштейна определенно удовлетворяла этому критерию. Никакой другой ученый не придумал эту идею.
Второй критерий полезности . Идея должна быть ценной или работать. Например, решение должно, по сути, решать проблему. Оригинальный рецепт, по которому получается блюдо, вкус которого настолько ужасен, что его невозможно есть, не может быть творческим. В случае с теорией Эйнштейна его принцип относительности дал объяснение тому, что в противном случае было бы необъяснимым эмпирическим результатом.
Рисунок 2 . Даже с учетом трех критериев креативности (оригинальность, полезность и неожиданность) определение того, является ли искусство «творческим», может оказаться трудным. Особенно со всеми примерами художников, чья работа не считалась творческой до их смерти. [Изображение: Линус Боман]
Третий и последний критерий сюрприз . Идея должна быть неожиданной или, по крайней мере, неочевидной (если использовать термин, используемый Патентным ведомством). Например, решение, основанное на приобретенном опыте, нельзя считать удивительным, даже если оно было оригинальным. Теория относительности Эйнштейна не была пошаговым выводом из классической физики, а была построена на новом фундаменте, который бросил вызов самой основе традиционной физики.
Когнитивные процессы: как думают создатели?
Рисунок 3 . Если бы вам поручили придумать как можно больше применений кирпича, насколько хорошо вы бы справились? Вы бы подумали выточить кирпич в скульптуру? Как насчет того, чтобы использовать его в качестве тротуарного мела? [Изображение: Саймон Хукс]
Ученые-когнитивисты уже давно интересуются мыслительными процессами, которые приводят к творческим идеям (Simonton & Damian, 2013). Действительно, многие так называемые «креативные тесты» на самом деле являются мерой мыслительных процессов, которые, как считается, лежат в основе творческого акта (Simonton, 2003b). Следующие две меры являются одними из самых известных.
Ссылка на обучение
Проверьте свои творческие способности на этом веб-сайте, пройдя один из пяти распространенных тестов на креативность.
Первым из них является тест удаленных партнеров, или RAT, который был представлен Медником (1962). Медник считал, что творческий процесс требует способности связывать идеи, которые концептуально считаются очень далекими друг от друга. RAT состоит из заданий, требующих от респондента определить слово, которое может быть связано с тремя довольно разными словами-стимулами. Например, какое слово может быть связано со словами «вдова, укус, обезьяна»? Ответ — паук (паук черная вдова, укус паука, паук-обезьяна). Этот конкретный вопрос относительно прост, другие гораздо сложнее, но он дает вам основную идею.
Вторая мера — это задача необычного использования (Guilford, 1967; Torrance, 1974). Здесь участника просят придумать альтернативное использование общего объекта, например кирпича. Ответы могут быть оценены по четырем параметрам: (a) беглость , общее количество соответствующих использований; (b) оригинальность , статистическая редкость данного использования; (c) гибкость , количество отдельных концептуальных категорий, подразумеваемых различными вариантами использования; и (d) уточнение , количество деталей, предоставленных для сгенерированных применений. Например, использование кирпича в качестве пресс-папье представляет собой другую концептуальную категорию, чем использование его объема для сохранения воды в туалетном бачке. Способность к необычному использованию — лишь один из примеров общей когнитивной способности заниматься дивергентным мышлением (Guilford, 1967). В отличие от конвергентного мышления , которое сходится на одном лучшем ответе или решении, дивергентное мышление предлагает несколько возможностей, которые могут сильно различаться по полезности.
К сожалению, многие различные когнитивные процессы связаны с творчеством (Simonton & Damian, 2013). Вот почему мы не можем использовать единственное число; не существует такой вещи, как
Everyday Connection: Creativity
Доктор Том Стейц, бывший профессор биохимии и биофизики Йельского университета в Стерлинге, посвятил свою карьеру изучению структуры и специфических аспектов молекул РНК, а также тому, как их взаимодействие может помочь в производстве антибиотиков и предотвращении болезней. В результате всей своей работы он получил Нобелевскую премию по химии в 2009 году. Он написал: «Оглядываясь назад на развитие и прогресс моей научной карьеры, я вспоминаю, насколько жизненно важно хорошее наставничество на ранних этапах карьерный рост и постоянные личные беседы, дебаты и дискуссии с коллегами на всех этапах исследований. Выдающиеся открытия, озарения и разработки не происходят в вакууме» (Steitz, 2010, п. 39).). Из комментария Стейтца становится ясно, что чье-то творчество, хотя и является индивидуальной силой, извлекает выгоду из взаимодействия с другими. Вспомните случай, когда ваш творческий потенциал был вызван разговором с другом или одноклассником. Как этот человек повлиял на вас и какую проблему вы решили с помощью творчества?
Попробуйте
Глоссарий
конвергентное мышление : противоположность дивергентному мышлению, способность сузить круг до единственного «правильного» ответа или решения данного вопроса или проблемы (например, дать правильный ответ на интеллектуальное тесты)
креативность: способность генерировать, создавать или открывать новые идеи, решения и возможности
дивергентное мышление : противоположность конвергентному мышлению, способность исследовать множество потенциальных ответов или решений данного вопроса или проблемы ( например, придумать много разных способов использования общего предмета)
Поддержите!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.