Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Учеба и подросток: Подросток и учеба

Подросток и учеба

Родители и школьные учителя часто замечают, что у подростков 6-7 класса часто пропадает желание учиться, успеваемость снижается, а выполнение домашних заданий откладывается в бесконечно долгий ящик. Ребенок не хочется учиться. Что же с ним происходит?
Несмотря на снижение учебной мотивации, ребенок продолжает учиться. Подросток учится, но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Именно сейчас ваш ребенок узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе, изучает как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку.

В возрасте 13-15 лет активно закладывается психологический фундамент всей будущей взрослой жизни.
Средняя школа — важный этап психологической подготовки к старшим классам. В старших классах интерес ребенка к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Важно, чтобы за период переходного возраста у ребенка сложилось адекватное представление о себе как о личности, чтобы подросток был уверен в своих достоинствах и мог смотреть в будущее как взрослый – оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Ведь, когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения., не правда ли?
Однако нужно понимать, что эта главная причина в отсутствии желания учиться может быть  вовсе не единственной. На снижение успеваемости влияет сильная перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок позволяет нагружать себя дополнительными занятиями, а в средней школе усталость накапливается, и главное – появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Здесь нужно помнить о здравом смысле и соотносить силы ребенка с его возможностями. У подростка должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать.
Еще одна причина — разочарование в учителях. В подростковом возрасте ребенок уже может объективно оценивать характер и качества взрослого, и авторитет учителя уже не сводится к  его профессиональной принадлежности. Авторитет у подростка учителю нужно заслужить, общаться с ним не сверху вниз, а как с равным. К сожалению, не все педагоги умеют и хотят понимать и принимать таких разных и в то же время одинаково непростых детей. Одним словом, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу — заинтересуйте подростка этим предметом сами: посещайте тематические места и сайты,  изобретайте, воплощайте, экспериментируйте, рассуждайте, учитесь вместе с ребенком.
Третья причина — одна из самых непростых — это взаимоотношения в семье. Обычно самые тяжелые трудности переходного периода связаны с тем, что дружбы, понимания и доверия у ребенка с родителями нет. В таких условиях трудно сохранить самообладание, не то что познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между небольшими, но уже почти привычными, ссорами и плохими оценками ребенка нет. Проверить это можно, только наладив или даже выстроив взаимоотношения друг с другом. Как это сделать? Обратитесь к психологу. Очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, начинает работу с решения общесемейных проблем, потому что часто корень всех бед кроется именно в них.
Главный совет, который дают психологи родителям, чьи дети пребывают в эпицентре подросткового возраста — будьте рядом и помогайте утолять жажду познания себя и общения со сверстниками. Пока эта жажда ребенка не утолена — ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде – о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками – не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, – это о его собственной самооценке. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Занимайтесь вместе с ребенком интересной и познавательной деятельностью. На самом деле, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно же — в хорошей компании.  

Психолог Гусева Е.П.

«Забросил учёбу, ни во что меня не ставит». 5 претензий родителей к подросткам и что с ними делать

Быть родителем подростка непросто и в чём-то похоже на игру «Сапёр»: никогда не знаешь, какой шаг спровоцирует взрыв протеста. Мы поговорили с детским психологом Марией Гололобовой, чтобы разобраться в поведении подросших детей и понять, как правильно на него реагировать.

Начнём с факта, который должен вас немного успокоить: если поведение подростков ставит вас в тупик, то это нормально и опытные психологи в этом смысле недалеко от вас ушли. Некоторые прямо так и говорят: про подростков мы не знаем ровным счётом ничего.

Дело в том, что сам феномен «подросткового возраста» появился относительно недавно и лонгитюдных исследований (то есть наблюдений за группой людей в течение долгого времени) на эту тему не так много, чтобы можно было делать какие-то объективные выводы.

Раньше — грубо говоря, до середины XIX века — всё было просто: сначала в семье рос ребёнок, а потом он сразу становился взрослым и заводил свою семью (вы же помните, что браки в 15–18 лет считались нормой). Но вместе с развитием общества, технологий и появлением социологичесткого понятия детства появились и современные подростки.

Другими словами, теперь дети растут, взрослеют и продолжают жить вместе с родителями. И вот тут начинаются вопросы. Как сосуществовать с теми, от кого пришло время сепарироваться? Как жить с тем, кто всеми возможными способами пытается показать, что он самостоятельный и взрослый?

«Он ни во что меня не ставит»

«Подросток грубит, хамит и ни во что меня не ставит», — жалуются родители. «Это нормально, — уверяет психолог Мария Гололобова. — Как правило, такое поведение связано с первичной сепарацией, попыткой отделиться. Но дело в том, что отделиться от родителей по-мирному не получится — по крайней мере, ни у кого ещё не получалось. А отделиться от родителя, который ласковый, добрый, заботливый, понимающий и вообще классный, ещё сложнее. И чтобы это случилось, нужно родителя обесценить».

Именно поэтому в речи подростка и появляются фразы вроде «Ты ничего не понимаешь», «Да что ты знаешь» и т. д. Примерно то же самое родители переживали, когда ребёнку было три года и он кричал: «Я сам!» Правда, тогда он лишь нащупывал границы собственной личности, а сейчас он их уже точно знает. И в его возрасте эта личность становится сверхценной — крутой и классной, а «предки ничего не понимают».

«Сепарация — абсолютно нормальный процесс, — продолжает Мария. — Он был, есть и будет всегда. И задача родителей — научить подростка конфликтовать и отвергать семью наиболее приемлемым способом. Ведь как дети начинают себя вести? Так же, как в обществе сверстников: меня обозвали — обзову в ответ; ударили учебником по голове — и я в ответ ударю. Только родители могут скорректировать это поведение. Главное — делать это мягко, без крика, который заведомо ставит родителя в слабую позицию. Важно объяснять: „Со мной так нельзя“. Садиться и обсуждать правила общения в семье».

Есть и ещё один интересный момент.

Грубость — это не проблема подростка. Это проблема родителя, который об эту грубость ранится

«Если вам больно, если вы переживаете, когда подросток так ведёт себя с вами, можно предположить, что вы слишком привязаны к нему, включены в его существование. А подросток таким образом просто говорит: „Мам, достаточно. Тебя слишком много“». Что в этой ситуации делать маме или папе? Переключиться. Сфера взаимодействия с взрослеющим ребёнком ускользает, сжимается до минимальных размеров, и освободившееся место нужно обязательно чем-то заполнить. Это может быть работа, хобби, отдых, спорт — что угодно.

А вот если во время домашних конфликтов дело доходит до физической агрессии со стороны подростка — это по-настоящему тревожный звоночек. »Это уже не просто сепарация и попытка отстоять свою самостоятельность: подросток проявляет жестокость. Причиной может быть и реактивное расстройство привязанности, и биполярное расстройство — вариантов много. Но в сухом остатке причина, скорее всего, одна: родитель давно перестал замечать подростка в каких-то вопросах, что-то в их отношениях расстроилось. И произошло это не вчера и не на прошлой неделе. Такая агрессия — крик о помощи, на который нельзя отвечать агрессивно, иначе можно просто порвать отношения навсегда».

Иллюстрация: BRO.vector / shutterstock / fotodom

«Он постоянно нарушает запреты»

Протестное поведение, нарушение давно устоявшихся в семье правил и традиций — это неотъемлемая часть сепарации подростка. «Разбросанные носки — не более чем форма протеста, попытка обозначить свою самостоятельность, свою свободу. Что с этим делать? С детьми 13–17 лет отлично работает система договоров. Не со всеми, конечно, но многим подросткам важно, чтобы всё было запротоколировано. Для них первостепенна тема справедливости и несправедливости — и этим можно воспользоваться».

Как всё это будет выглядеть, зависит от конкретной семьи. Кто-то составляет список прав и обязанностей и вывешивает его на холодильник (неактуальные пункты можно вычёркивать, добавляя при этом новые). Кто-то составляет полноценный договор и скрепляет его подписями и печатями. Главное, чтобы при составлении такого договора учитывались потребности и желания подростка, а вот гиперконтроль и гиперопека — главные враги доверительных и доброжелательных отношений с ним.

Такова природа пубертата: вчерашние дети просто обязаны протестовать против контроля

Ведь главная задача подростка — вырасти и стать самостоятельным.

Одна из самых частых претензий родителей к подросткам — это «бардак в комнате». Но стоп: это же его комната. Да, это трудно понять и принять, но сделать это очень важно: с какого-то момента в своей комнате он волен делать всё, что ему вздумается: красить стены в черный или ярко-зелёный цвет, хранить горы грязных носков и фантиков. А вот за её пределами начинают действовать правила, в которых учитываются пожелания всех. По мнению Марии Гололобовой, такая постановка вопроса помогает решить многие проблемы.

«Он не разговаривает со мной»

Обычная история: подросток приходит из школы, в лучшем случае говорит: «Привет, мам» — и скрывается в своей комнате, на которой висит табличка: «Без стука не входить. И со стуком тоже не входить».

За претензией «он со мной не разговаривает», по словам Марии, угадываются сразу две родительские жалобы. Первая — «подросток просто невоспитанный». Но такая постановка вопроса сразу многое проясняет: подросток и не захочет общаться с теми, кто сразу озвучивает какие-то претензии («невоспитанный»).

Вторая жалоба заключается в том, что родитель чувствует себя лишним и ему одиноко. Но здесь мы снова должны вернуться к вопросу насыщенности родительской жизни: образовавшуюся в результате сепарации ребёнка пустоту нужно заполнять чем-то другим.

Что же касается претензии в духе «он не хочет ничего мне рассказывать», то она, по словам психолога, скорее всего, не имеет отношения к реальности: «Чаще всего оказывается, что подросток просто не говорит того, что хотелось бы услышать родителям. А найти другие темы для разговора всегда можно: природа, погода, Илон Маск, в конце концов».

Уход от общения, своеобразная аутизация подростка — это, по сути, всё тот же протест против контроля. Ведь как обычно разговаривают родители? Учиняют — с точки зрения ребёнка — допрос: «Как дела в школе?», «Что у вас сегодня было?», «Ты всё сделал?»

По мнению психолога, если отношения в семье открытые и без гиперконтроля, то подросток хоть что-то да будет рассказывать. Проблема в том, что родители склонны многие из этих рассказов обесценивать. Если подросток начинает пересказывать мангу, а в ответ слышит: «Ой, я в этом не разбираюсь, зачем ты мне всё это рассказываешь?» — то всё, больше он к вам с такими разговорами не подойдёт. Родителям неинтересно поддерживать беседу о компьютерных играх, о других геймерах, о Люсе Чеботиной — и вдруг оказывается, что и тем для разговора нет.

И кого нужно в этом упрекать?

«Он забросил учёбу»

Год назад ребёнок исправно делал домашку, с удовольствием ходил в кружки и секции — и вдруг резко утратил интерес к учёбе. Этому есть несколько объяснений — и они родителям не очень понравятся.

«Когда ребёнок «ничего не хочет», это в порядке вещей, но только при одном условии — если у него остаётся желание общаться со сверстниками, — говорит Мария Гололобова. — В начальной школе у ребёнка так называемая ведущая деятельность — учебная. Она как бы берёт ученика за ручку и ведёт его в светлое будущее. А в средней школе, на которую как раз и приходится начало подросткового возраста, ведущая деятельность меняется. На смену обучению приходит общение.

Когда подросток говорит: «Идите на фиг со своей учёбой!» — это нормально

Он должен рваться в школу — но не за парту, а к тусовке. В школе надо удержаться не ради дальнейшего «карьерного роста», а просто потому, что там классные люди. И да, он не хочет делать уроки — потому что это неинтересно. Интересно — общаться с друзьями». Или с гаджетами. По словам Марии, они вообще вне конкуренции и борьба за внимание подростка всегда будет проиграна: победит смартфон.

Если убеждения и разговоры о необходимости учиться не помогают (угрозы вообще нерабочий вариант) и подросток скатывается на двойки, то так тому и быть. «Надо достать дна, чтобы от него оттолкнуться», — говорит психолог. Другими словами, школьник сам должен понять и почувствовать, что что-то пошло не так.

Кроме того, по опыту Марии, многим подросткам учёба в принципе не кажется нужной — они обесценивают её ещё классе в третьем: «Как правило, это связано с тем, что в школе очень много ситуаций, провоцирующих чувство стыда, и ребёнку не хочется туда возвращаться. А если в дополнение к этому и дома вместо поддержки он слышит вопросы в духе „Почему снова четвёрка?“, то интерес к обучению пропадает совсем. Но в любом случае нужно примириться с мыслью, что чаще всего учёба нужна родителям, а не детям».

Иллюстрация: NTL studio / shutterstock / fotodom

«Он стал совсем чужим»

Главное для подростка — быть принятым группой, стаей. Именно общение со сверстниками — та самая ведущая деятельность, которая обеспечивает его нормальное психическое развитие. Если этого общения не будет, то развитие индивидуума застопорится.

«Когда потребность в общении выходит на первый план, подростки начинают чётко делить всех на своих и чужих, — объясняет психолог. — Свои — моего роста, возраста и статуса; чужие — выше и старше. Родители, как несложно догадаться, подпадают в категорию чужих».

Понятно, что родителям важно знать, с кем их ребёнок проводит время, что это за компания, чему они его там научат. Но важно аккуратно балансировать на грани гиперопеки и попустительства. Да, необходимо обсуждать возможные опасности, но сделать это получится только в случае доверительных отношений с подростком. А начинать выстраивать их нужно задолго до того, как ребёнок вступит в пубертат.

«Подростки рисковые, у них не хватает осознанности, но это было во все времена и будет всегда, — резюмирует Мария Гололобова. — И задача родителей подростков — быть тем островком безопасности, куда всегда можно вернуться, где тебе дадут тарелку горячего супа, нальют чая и укроют тёплым одеялом — если ты этого попросишь».

Изображение на обложке: Bulgakova Christina / shutterstock / fotodom

Как помочь подросткам развить хорошие привычки к учебе

Хорошие привычки к учебе не всегда приходят легко или естественно. Большинству подростков нужно учить, как их развивать. И это может быть сложно, когда вы не уверены, сколько (или как мало) контролировать или участвовать в выполнении домашних заданий.

Изучение эффективных стратегий обучения может уменьшить стресс вашего ребенка по поводу школы и улучшить оценки. И это может даже помочь вам обоим избежать ссор из-за домашнего задания. Вот две полезные стратегии, которыми можно поделиться с детьми, основанные на предложениях в разделе 9.0005 Стратегии академического успеха для подростков с нарушениями обучаемости и СДВГ (© Brookes Publishing Co., 2003).

Свыше «С» тесты и задания.

Учеба — это не просто просмотр заметок. Это также включает в себя знание того, что вам нужно изучать и когда, и отслеживание заданий и тестов.

Многие учителя средних и старших классов используют онлайн-программу оценивания. Многие будут перечислять ежедневные задания и сроки выполнения, а также оценки. Дети могут использовать это, чтобы планировать свое обучение, используя следующие шаги.

Создать календарь. Покажите детям, как пользоваться большим настенным календарем и набором маркеров, чтобы отслеживать все задания. Они могут назначить каждому классу маркер разного цвета и записать все свои задания, мероприятия и встречи в календаре. Или они могут использовать онлайн-календарь и синхронизировать его с несколькими устройствами, включая смартфон и ноутбук.

Создать еженедельник. Дети могут разбивать информацию в календаре, чтобы составить учебный план на каждую неделю. Покажите им, как переносить обязательства на каждую неделю из большого календаря в еженедельный планировщик, обязательно предусмотрев время для работы над каждым заданием за несколько дней до его срока. Или попросите их распечатать еженедельный список из своего онлайн-календаря.

Создайте ежедневный контрольный список. Это может показаться излишним, но разделение недельного плана на ежедневный контрольный список также может быть очень полезным. Этот список дел помогает детям отслеживать свой день и видеть, какого прогресса они добиваются. Детям рекомендуется составлять список ежедневных задач в том порядке, в котором они должны их выполнять, и записывать конкретное время каждого занятия или встречи.

«ЧЕК» на учебу.

Как только подростки разберутся в что учиться, следующим шагом будет изучение как учиться. Его можно разбить на ПРОВЕРОЧНЫЙ список, где каждая буква в «проверке» означает шаг в процессе подготовки.

Учитывайте местоположение. Ваш подросток лучше учится в школе, в библиотеке или дома? Некоторым подросткам лучше работать вдали от отвлекающих факторов. Другим нравится иметь кого-то поблизости на случай, если им понадобится помощь. Что бы ни выбрали дети, когда придет время делать домашнюю работу, это среда, в которой они должны учиться. 0003

Все материалы должны быть под рукой. Поиск карандаша или калькулятора во время учебы может сильно отвлекать. Помогите детям найти место, где они могут хранить все материалы для домашних заданий, чтобы они были готовы к работе.

Установить награды. Сначала вам может понадобиться помочь детям настроить систему вознаграждений. Например, для каждой прочитанной главы вы можете разрешить им пользоваться компьютером в течение 10 минут. В конце концов, однако, они научатся вознаграждать себя, даже если это будет просто перекус между домашним заданием по английскому и алгебре.

Создайте контрольный список исследования. Это включает в себя все шаги, которые дети должны предпринять, чтобы подготовиться к выполнению домашнего задания, и то, что им нужно для изучения в этот день. Имея все перечисленное, им будет легче начать работу и расставить приоритеты в своем времени. Это также может сделать их домашнюю работу менее тяжелой.

Держите блокнот для беспокойства. Блокнот для беспокойства — это инструмент для подростков, которые легко отвлекаются на собственные мысли. Вместо того, чтобы пытаться справиться со всеми отвлекающими вещами, которые постоянно приходят им в голову, они могут записывать их в блокноте. Когда они закончат учебу, они смогут заняться тем, что их отвлекало.

Чтобы выработать хорошие привычки в учебе, нужно время. Узнайте, что одна группа родителей хотела бы сделать раньше, чтобы поддержать свою дочь. Прочитайте советы студента колледжа по учебе, если у вас СДВГ. Если вы планируете нанять репетитора, получите ответы на распространенные вопросы о репетиторстве.

Если у вашего подростка проблемы с организацией и управлением временем, вы также можете попробовать:

  • Контракт на мобильный телефон для распечатки
  • Цветовое кодирование
  • Советы, которые помогут старшеклассникам замедлить выполнение домашних заданий

Основные выводы

  • Знание того, что изучать, организация времени и материалов, а также управление отвлекающими факторами — важные навыки домашней работы.

  • Если подростки отвлеклись во время учебы, они могут записать свои мысли в блокнот и вернуться к ним позже.

  • Если у вашего ребенка возникают проблемы с развитием хороших учебных навыков, вы можете проконсультироваться с академическим тренером.

    Поощрение хороших привычек подростков к учебе

    Автор: Jennifer Proe

    Родители подростков наверняка узнают знакомую сцену: ребенок приходит домой из школы. Ребенок бросает рюкзак у двери. Ребенок плюхается на диван с электронным устройством и закуской. Вы знаете, что у них был напряженный день в школе, и им нужно немного отдохнуть, но когда должно закончиться время простоя и начаться учеба? Когда пора начать уделять внимание хорошим привычкам в учебе для подростков?

    Это непростой путь для переговоров, но начало учебного года — это время, чтобы помочь вашему подростку установить хороший распорядок учебы, который будет служить ему в течение всего года.

    «Студентам гораздо проще встать на верный путь в начале года, чем пытаться исправить ситуацию позже», — говорит Эмили Левитт, вице-президент по образованию в Sylvan Learning, которая предлагает курс общеобразовательных навыков в дополнение к репетиторству по предмету.

    Хорошие привычки к учебе для подростков

    Основываясь на своем опыте помощи в развитии эффективных учебных навыков, Левитт предлагает следующие советы:

    1. Составьте расписание

    Расписание домашних заданий. Время может меняться в зависимости от занятий спортом и внеклассных занятий, но чем последовательнее вы будете, тем лучше: по понедельникам и средам домашние задания начинаются в 17:00. По вторникам и четвергам домашние задания начинаются в 19:00 после тренировки по футболу и ужина.

    2. Держите материалы организованными

    Поощряйте вашего подростка использовать единую организационную структуру в течение учебного года для каждого предмета. Домашнее задание по английскому идет в красную папку; научные задания в зеленой папке.

    3. Записывайте домашние задания

    Подростки должны записывать все свои задания, независимо от того, публикует ли учитель домашнюю работу в Интернете или отправляет смс-напоминания каждый вечер. Исследования показали, что запись чего-либо делает нас более способными запомнить это. Кроме того, это экономит время на поиски в Интернете и позволяет избежать оправдания «мой учитель не опубликовал домашнее задание».

    4. Иметь место для учебы

    Иметь специально отведенное место для учебы, где ваш подросток может работать каждый день, даже если это просто более тихий уголок. Запасите место всеми школьными принадлежностями, которые им понадобятся. Многим подросткам до сих пор нравится покупать и выбирать школьные принадлежности. Сделайте это совместными усилиями, если это возможно.

    Как улучшить привычки к учебе с помощью новых стратегий

    Если выполнение домашнего задания становится постоянной битвой, может помочь делегирование аспекта наблюдения, по словам Хилари Парсонс Александер, лицензированного профессионального клинического консультанта из Центра педиатрической поведенческой терапии Кливлендской клиники. Здоровье.

    «Если идет борьба за власть, подумайте о том, чтобы обратиться к школьному консультанту или специалисту по вмешательству, в репетиторский центр или даже к старшему подростку, который хочет заработать деньги или часы работы», — говорит Александр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *