Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Ученик схема слова: Фонетический разбор слова и звуко-буквеннный анализ

Содержание

Памятка учителю «Фонетический разбор слова»

Фонетический разбор слова.

Зачем младшему школьнику знания  об устройстве и закономерностях звуковой стороны языка?

Знакомство со звуковой стороной языка является необходимой предпосылкой успешного воспитания и обучения младшего школьника. Фонетические знания и умения способствуют формированию всех 4 видов речевой деятельности: понимания, говорения, чтения и письма. Чтобы адекватно воспринимать слышимую речь, нужно иметь развитый фонематический слух, благодаря которому мы различаем слова по их звучанию. Кроме того, развитые фонетические способности позволяют нам проникать за пределы первоначального значения слова: по интонации речи улавливать смысл, который говорящий вкладывает в то, о чём нам сообщает(одобрение, негодование…).

Фонетические знания и умения необходимы не только для понимания речи, но и для обучения говорению. Это произносительные нормы, соблюдение которых необходимо для того, чтобы коммуникативная деятельность происходила без помех.

О значении фонетических знаний и умений в обучении первоначальному чтению и письму написано много.  К.Д. Ушинский придавал принципиальное значение ознакомлению со звуковой стороной языка как основе обучения грамоте. Без фонетики нельзя научить лексике, грамматике, морфемике. Хорошая фонетическая подготовка- основа преемственности в обучении языку между младшими и средними классами. Фонетические ошибки являются самыми стойкими и трудно преодолимыми. Не только младшие школьники, но и ученики средних и старших классов не различают твёрдые и мягкие согласные, не слышат звук [й ,], когда он  «замаскирован» в буквенной форме слова, ошибаются в определении ударного слога, не умеют вычленить звук из слова и произнести его изолированно, допускают ошибки характеризуя звуки (гласный-согласный, звонкий-глухой…). Что же нужно для того , чтобы узнать звук? Всего лишь услышать его. Почему же тогда так устойчивы фонетические ошибки  у учащихся с вполне нормальным слухом? Звук невидим, мгновенен.

Издавна человек связывал произнесённое слово с чем-то нестойким: «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь». Хотя, давно замечено, что до обучения ребёнок, как правило, отличный фонетист. 1 сентября свои рисунки они подписывают  как слышат звуки речи.

Как только ребёнок начинает обучаться в школе, он чётко говорит:  «Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим». И в это же время, он как раз перестает слышать звуки. С появлением в опыте ребёнка  букв взамен мгновенного и невидимого звука он приобретает надёжный ориентир: «Написано пером — не вырубишь топором». Возникает естественное стремление опереться  на представление написанного слова при работе с ним. В результате ориентации на букву фонетика утрачивает свой предмет. Остаются разговоры о звуках, а сами звуки порой полностью отсутствуют в опыте учащихся, так как они их не слышат. Знания по фонетике должны опираться  на реальное  слышание слова. Вне звуковой оболочки нет языка, а буквы- искусственная «одежда» слова, изобретение человека.

Далеко не каждое слово могут быть предметом звукового анализа в школе, тем более в начальной. Если это условие не соблюдать, то учитель вынужден прибегать  ко всякого рода упрощениям в процессе звукового разбора, которые не развивают фонематический слух, а наоборот притупляют его.

Как же первоначально знакомить учащихся со звуками человеческой речи?

Учитель говорит о том, что нас окружают различные предметы, которые из чего-то сделаны стол из дерева, тетрадь – из бумаги…   А из какого «материала» сделаны слова? Дети, обычно, отвечают из букв. Услышав от учеников, что слова сделаны из букв, учитель должен уточнить, что из букв «сделаны» только написанные слова. А слова, которые человек произносит , «сделаны» изчего-то другого. Из чего же? И всегда находится первоклассник, который знает, что произносим мы звуки. Чтобы все дети поняли , о чём идёт речь, необходимо показать, что слова состоят не из любых звуков, а из звуков человеческой речи. Учитель стучит карандашом по столу и просит послушать.

Можно ли из этих звуков составить слова? Учитель обращает внимание детей на то, что вокруг нас много разных звуков : грохочут машины, щебечут птицы, раздаются шаги. Но из этих звуков слово не построишь. Слова «делаются» не из всяких звуков, а из звуков человеческой речи. Эти  звуки возникают  тогда,  когда «работают» органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки. Дать учащимся задание понаблюдать, как при произнесении разных  звуков по-разному движутся губы и язык, по-разному прикасается язык к различным участкам рта. Затем учитель протяжно произносит:   ЫЫЫЫ… Что – нибудь поняли? А так:
ММММ
… Понятно? А теперь по порядку один за другим: [м, ] [ и ]  [ р ]. Узнали слово? Что оно значит? Слово, в отличие от звука, значит очень много. Слова состоят из звуков. Звуки человеческой речи- строительный материал языка.

Начальный и основополагающий момент в обучении фонетике — формирование способов звукового анализа. Осознанным  это действие может стать только в том случае , если одновременно с самим действием учащиеся будут  осваивать способы контроля за правильностью выполнения действия. Например, если ребёнок допускает ошибку в выделении звука.

В слове ЗИМА учащийся называет звук [з] твёрдым.

— Проверь, правильно ли ты вычленил первый звук в слове ЗИМА? Что нужно сделать, чтобы узнать отдельный звук? Нужно произнести всё слово , протягивая звук, и послушать себя. (Ученик пытается тянуть звук [з ], учитель своим произношением старается подсказать ему, как будет звучать всё слово с этим звуком: [зыма  ])

-Произнеси ещё раз всё слово, протягивая в нём первый звук, и слушай себя([ з,з,з,з,з,има  ]).

-Так какой первый звук? Скажи его…

Умение вычленять звуки в словах  и определять их последовательность становится способом действий для учеников, если в самом начале своего формирования оно складывается осознанно  и целенаправленно , а ученик не только осваивает определённую последовательность операций , но и приобретает способность контролировать и оценивать свои действия.

В русском языке есть несколько звуков , которые не тянутся (взрывные согласные) [б] , [п],  [д] , [т],  [г],  [к] и их мягкие пары. Если звук не тянется , его следует интонационно подчеркнуть силой голоса, повторами [ кккот ]. Следует демонстрировать как искажается слово, если хоть один из звуков назван неверно, чтобы научить детей контролировать себя в момент вычленения звуков. Способ звукового анализа , который обеспечивает действительное оперирование звуками, не подменяя их буквами – это протяжное (или акцентрированное) произнесение каждого звука в полном слове, при котором каждый звук становится отчётливо слышимым. Такая организация работы позволяет задать вопрос учащимся : «Что нужно сделать, чтобы правильно найти звук?». При этом не надо описывать действия, гораздо эффективнее будет попытка ученика произнести слово так, чтобы слышимым стал контрольный звук. Уместно и требование проверить, верно ли найден звук. Способ проверки – произношение целого слова с выделенным звуком.

Как объяснить различие между гласными и согласными звуками.

Объясняя различие между гласными и согласными, обычно учителя используют такие формулировки: звуки, при произнесении которых струя воздуха проходит во рту свободно, не встречая во рту никакой преграды, называются гласными; звуки, при произнесении которых струя воздуха встречает во рту преграды, называются согласными.

Другое объяснение. «Гласные – ртораскрыватели. Чем громче их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные – ртосмыкатели. Чем громче их надо произнести, ем плотнее надо сжать рот… Произнесите сначала тихонько, а потом громко: а! А! Заметили, что ротво втором случае хочет шире открыться? Произнесите сначала тихонько, а затем громче: с! С! Заметили: когда громче, то язык стремится плотнее примкнуть к зубам.»

Развитие речевого слуха также связано с формированием умения характеризовать  согласные по их словоразличительным качествам. В русском языке функцию словоразличения выполняет звонкость – глухость и твёрдость – мягкость. Для того, чтобы научиться характеризовать согласные по этим признакам, учащиеся должны осознать их. Лучше всего эти качества звуков выделяются при сопоставлении пар слов, в  которых единственным различителем лексического значения является именно это подлежащее выделению свойство: «Если два разных звука встречаются в одном и том же окружении, но в двух разных словах , то это два полноценных, настоящих различителя слов.

» Вот почему ознакомление с твёрдостью – мягкостью согласных хорошо проводить сравнения слов НОС-НЁС, ДОМ-ТОМ, ЗАЙКА-САЙКА, ГАЛКА-ГАЛЬКА.

Парные по звонкости – глухости согласные по характеру артикуляции практически идентичны и отличаются лишь наличием – отсутствием голоса, то произнесённый шёпотом звонкий шумный воспринимается как парный ему глухой.

ИГРА.

Учитель подзывает ученика и ему на ухо шёпотом говорит слово со звонким шумным согласным ЖАР , а затем говорит детям:

-Я сказала на ухо слово. Он сейчас вам его назовёт , но очень тихо, шёпотом. Какое слово вы услышали?

Дети назовут слово ШАР. Ученик громко называет слово.

Широко используется приём определения звонкости – глухости согласных путём прикладывания руки к горлу (или произнесения звука с заткнутыми ушами), особенно при определении звонкости – глухости непарных согласных, не  имеющих оппозиции по этому признаку: Ц,Х,Щ. Помочь закрепить умение различать словоразличительные качества согласных могут игры со звуками.

ИГРА «ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ПОКУПАТЕЛИ»

На учительском столе лежат различные предметы. Среди них те, названия которых начинаются на один и тот же звук. Задание:- Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки название которых начинается на звук [м]. Эти игрушки вы можете взять, но не ошибитесь, не берите неоплаченную игрушку.(матрёшка, машина, мышка, мяч, мишка)

Работа со схемами.

Одна из трудностей в работе со звуками заключается в том, что от произнесения слова как верного, так и неправильного, никаких следов не остаётся. Поэтому, чтобы зафиксировать звучащее слово, не используя буквы, используют схемы, модели, условные знаки. Э то использование в обучении грамоте стало традиционным. В последующем обучении о них забывают, считают лишним. Между тем применение небуквенных средств помогает  остановить выделенный звук, осознать различие между буквой и звуком.

Работа со схемами начинается, когда первоклассники учатся делить слова на слоги и находить ударный слог. Слоговая схема вводится одновременно с формированием самого понятия о слоге.

СЛОГ— минимальная произносительная единица. Деление на слоги происходит естественно, без особых затруднений. Просто надо создать ситуацию, когда происходит неосознанное произнесение слова по слогам. Эта ситуация моделируется в игре «На стадионе».

Болельщики, когда хотят , чтобы хоккеисты забили гол кричат слово: ШАЙ-БУ. Кричат слово по слогам. Слоги  — это такие кусочки, на которые делятся слова но всё равно его можно узнать на слух.

Когда команда забивает гол, болельщики кричат : [МА-ЛА-ЦЫ]. При произнесении слова по слогам нельзя произносить его так , как оно пишется. Должно сохраняться орфоэпическое произношение слова. Теперь, когда вы захотите разделить слово на слоги, представьте, что вы болельщики на стадионе и кричите (только негромко) это слово игрокам. Тогда оно само разделится на слоги. Показываются схемы:

 

1)                                                                             2)

-Какая схема к какому слову подходит?

-Чаще всего учителя навязывают детям неверное членение на слоги из боязни, что верное деление может помешать им впоследствии членить слово на морфемы и правильно переносить слова (ку- сты, а не кус-ты). Это отучает детей верить слуху.

Так как в каждом слоге есть «ртораскрыватель» (гласный) стоит подложить руку под подбородок, на каждом гласном будет открываться рот, а подбородок касаться руки. Так можно проверить верно ли мы сосчитали слоги. Одновременно проходит работа по нахождению ударного слога. Для того, чтобы облегчить нахождение ударного слога, предлагается «позвать» или «спросить» слово, т. е. такое произношение при котором акцентрируется ударный слог. Есть ещё один приём – это последовательное перемещение ударения в слове со слога на слог. Этому способствует игра «Русский, польский и французский».

-Ударение в русском языке может падать на любой слог, а есть такие языки, где ударение падает всегда на один и тот же слог. Например, во французском языке ударение падает всегда на последний слог: пальто, в польском – на предпоследний: Висла. Поэтому французы, когда учатся говорить по- русски, часто произносят русские слова на французский лад: во всех словах делают ударным последний слог. Например, вместо бы’стро говорят быстро’. Итак: Вас пригласили сниматься в кино, предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по- русски: все слова произносит с ударением на последнем слоге. Прочитайте слова с доски так как их прочитает француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, бочка. Другой сыграет роль польки, она прочитает эти же слова с ударением на предпоследнем слоге. Это сопровождается с показом соответствующих схем.

А можно игру на определение ударного слога при помощи вопросительной интонации провести так:

Одному ряду раздать картинки с изображением зверей, а другому слоговые схемы с ударением на разных слогах. Ученик берёт схему, которая, как он считает, соответствует картинке. Подходит к этому ученику и спрашивает, выделяя ударный слог: ТЫ ЛИСА? Если схема подходит, то выбранный ученик говорит: «Да, я лиса. Давай дружить». Дети берутся за руки и выходят к доске.

Применение звуковых схем помогает совершенствовать фонетические знания и умения учащихся, так как создаёт предпосылки для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Чем более конкретный характер имеет звуковая модель, тем труднее подобрать к ней слова. Важно привлекать детей к оценке правильности выбранных слов. Причём ученик  не только принимает или «бракует» слово, но и объясняет, в чём ошибка товарища. Например:

                                                                                                                                                                                        

                          +                                +                                      Лена, Витя, Вера, Дима, Нина, Юра, Зина.

                           —                                 —     

Контролёр принимает у детей слова и не пропускает слово ВИТЯ, т. к. первый слог соответствует, а второй нет.

Со звуковыми схемами можно проводить самые разнообразные упражнения. Даны 3 схемы и 3 слова. Дети определяют, какой из моделей соответствует каждое слово, при этом среди моделей есть такая, которая не подходит ни к одному слову. Ученики находят эту схему и составляют нужную. Можно расселять животных в их квартиры (схемы) или исправляют ошибки литературных героев.

Звуковой анализ слова.    

Основной вид упражнений, развивающий фонетические способности ученика- фонетический разбор. Их 2: фонетический  (звуковой) и фонетико- графический (звуко- буквенный) .

Цель первого характеристика звуковой структуры слова без обращения к буквам.   

Цель второго- выяснение соотношения звуковой структуры слова с буквенным обозначением.

Звуковой разбор выполняют в подготовительный период обучения грамоте.   Этот вид  говорит о том , что со звуками можно работать и без букв. Как проводить звуковой анализ так, чтобы он   помогал ученику выполнять   те действия,   которые необходимы для действительного вычленения звуков из слова и определения их последовательности. Если мы хотим добиться, чтобы ученик реально оперировал звуками, т. е. развивался его фонематический слух, надо проводить в определённой последовательности:

1)Скажи и послушай слово.

2)Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.

3)Протяни первый звук в целом слове, назови его и охарактеризуй.

4) Обозначь выделенный звук условным значком.

5)Аналогично далее.

6)Проверь, получилось ли слово.

Содержание этих операций.

1)Скажи и послушай слово. Ученик вслух произносит слово, которое он будет разбирать. Учитель добивается, чтобы слово было произнесено как предписывают нормы литературного языка. Иначе может получиться , что учитель и ученик будут разбирать разные слова. Например, [марос ] – учитель,   [ мароз] – ученик.    Ошибки возможно связаны с особенностями произношения или стремлением приблизить звучание слова к его написанию.  Исправить орфоэпическую ошибку учитель должен до того, как ученик приступит к разбору.

2)Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.    

Характеристика гласных звуков включает в себя  указание на ударность или безударность, поэтому имеет смысл находить ударный слог в начале разбора. Ученик дважды прозносит слово: первый раз- целиком (со звательной или вопросительной интонацией), затем по «кусочкам»(скандируя) , т.е. по слогам.

3)Протяни первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. Звук протягивается (акцентируется)   в составе полного слова, подсказывает ученику средство контроля за правильностью выполнения действия. После того, как ученик назвал нужный звук , т. е. произнёс его изолированно, максимально  приближая к звучанию в полном слове , он характеризует звук: о гласном говорит, ударный он или безударный, а о согласном – какой он (сначала- твёрдый или мягкий, затем- глухой или звонкий).

4)Обозначь выделенный звук условным значком. Эта запись звуков помогает «удержать» звук. На начальном этапе звуковая схема даётся ученикам в готовом виде, до того, как они приступят к звуковому анализу. Это опора, служит средством контроля . Например: ПИЛА

                                         — модель показывает, что в слове 4 звука

                                      — слоговая модель с указанием ударного слога

 

                                    — — звуковая модель, на которой согласные охарактеризованы по твёрдости- мягкости

                                     — звуковая модель, показывающая также звонкость- глухость

6)Проверь  получилось ли слово. Хотя все вычленялись из целого слова, а значит правильность контролировалась Стоит ещё раз «прочитать» всё слово, чтобы убедиться не исказилось ли звучание слова.

Рассмотрим слово КОНЬ.

-Послушайте, какое слово мы будем разбирать: [кон]   

Ученик  у доски.

-Произношу слово: [ кон ]. В слове один слог.

Ищу первый звук: [ккккон  ]. Звук [к ], он согласный, твёрдый, глухой, обозначаю его на схеме.

Ищу второй звук: [коооон ] . Второй звук гласный, обозначаю его на схеме.   

Ищу третий звук: [конннн  ]. Это звук [н ], он согласный, мягкий, звонкий.

Проверяю, получилось ли слово , читаю [кон  ].

Преобразование собственно звукового разбора  в звуко-буквенный требует дополнения одним пунктом: какой буквой обозначается   каждый звук и почему?

Фонетико- графический разбор.                                                                                                                                       

Это – один из видов звуко- буквенного анализа. В отличие собственно звукового разбора  он имеет целью выяснение соотношения звуков и букв в слове. Чаще всего предлагается такой план проведения звуко- буквенного анализа:

1)Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?

2)Сколько в слове звуков и букв? (Если букв больше, то почему).

3)Сколько гласных звуков, сколько согласных?

4)Охарактеризуйте каждый звук. Какой буквой обозначается каждый звук на письме?

В данном анализе видна количественная характеристика. Для развития фонематического слуха важна качественная характеристика.

Последовательность фонетико- графического анализа и его результата видны в записи , которую оформляет ученик. Например:

[с’]            — с                                   [ д]           —   д                                    [й ‘ ]         —                                                            

[ э ]            — е                                  [ р]          —     р                                    [  э]        —          е

[ м’ ]           — м                                 [у ]         —      у                                    [ л’]         —          л

                     ь                                   [  з’]-        —      з                                                               ь

      семь                                           [  й’’]         —                                             ель                                                                           

                                                           [ а ]         —        ья

                                                           друзья

Такая запись показывает анализ от звуков к букве. Левый столбик показывает, что дети сначала слушают слово и вычленяют звук, затем во втором столбике даётся характеристика звука, помещая условный знак, который занимает меньше времени, чем запись. Только после этого помещается буква, которой он обозначается (третий столбик). Запись комментируется:

— В слове  [С’ЭМ’] первый звук  [С’С’С’ЭМ’]- [С’], он согласный мягкий глухой. Второй звук [С’ЭЭЭМ’] – [ Э], он гласный. Следующий звук  [С’ЭМ’М’М’] –[ М’], согласный мягкий звонкий. Первый звук [С’] обозначается буквой ЭС, второй- гласный [Э] обозначаю буквой Е, так как гласный находится после мягкого согласного, последний звук [М’] обозначаю двумя буквами: ЭМ и мягким знаком, так как мягкость согласного  на конце слова передаётся с помощью мягкого знака. Записываю СЕМЬ.

запиши звуковую схему слова – тест для 1 класса от Skills4u

Первичное тестирование для определения вашего уровня знаний — бесплатно.

Советуем пройти тестирование за весь 1 класс по русскому языку, чтобы узнать пробелы в знаниях по всем темам и получить индивидуальный план обучения.

Вопросов в тесте: 20

Среднее время прохождения: ~10:00

Как работает платформа Skills4u

Платформа определит, насколько хорошо сформирован навык. Если тема усвоена плохо, предложит «прокачать» ее до 100%.

Не забудьте, что для формирования стойкого навыка нужно выполнить 5 коротких повторений по несколько минут в течение ближайших 4 дней.

Платформа пришлет своевременное напоминание.

Содержание каждого из последующих вопросов будет подстраиваться под ваши индивидуальные особенности с учетом уже выполненных заданий.

Почему нужно пройти общее тестирование по русскому языку за 1 класс, а не по отдельной теме «Звуковая схема слова»

Пройдя тестирование за класс вы получите ПОЛНУЮ КАРТИНУ ЗНАНИЙ ПО ВСЕМ ТЕМАМ.
Такой подход позволит глубинно проанализировать знания, вывести успеваемость и понимание предмета на качественно новый уровень.

Пройдя тестирование по одной теме вы получите РЕЗУЛЬТАТ ЗНАНИЙ ТОЛЬКО ЭТОЙ ТЕМЫ, которая, возможно, плохо изучена. Такой метод не является комплексным и дает лишь точечное понимание знаний по предмету.

Зарегистрироваться и пройти тестирование

Наш интерактивный тренажер научит первоклассников, как составить звуковую схему слова. Для некоторых учеников это представляет серьезное затруднение, хотя на самом деле ничего сложного нет. Гласные и согласные звуки имеют цветовые обозначения. Красный – это гласные, а для твердых и глухих согласных предусмотрены обозначения зеленого и синего цвета. Соединения звуков обозначаются прямоугольниками, разделенными по диагонали. На уроках ученики получают необходимые сведения, а дома могут закрепить полученные знания на нашем тренажере. Мы помогаем освоить учебный материал и научиться без ошибок читать звуковые схемы слов для 1 класса.

Выполнение этого теста займет не более 5-10 минут. При этом не потребуются ни тетрадь, ни учебник. Ребенку нужно будет выбрать правильный вариант из четырех, предложенных на экране. Сначала дается слово или слог, а потом его обозначение. Чтобы легко и быстро выполнить задание: соедини слово с его звуковой схемой, нужно обладать базовыми знаниями и регулярно практиковаться в чтении схем. В этом вам и поможет наш тренажер. Если звуковая схема слова указана неправильно, загорится красный свет. Верные ответы подсвечиваются зеленым цветом. Ученик сразу заметит ошибку и увидит правильный вариант ответа. По итогам опроса система составляет рейтинг и дает рекомендации по дальнейшему продолжению занятий. Обычно бывает достаточно пройти тест повторно через несколько часов и затем возвращаться к его выполнению в течение последующих 4-5 дней. За это время успевает сформироваться устойчивый учебный навык безошибочно проводить звуковой анализ слов схемы.

Итак, если в следующий раз ваш ученик получит задание: запиши звуковую схему слова, он справится с ним успешно и получит хорошую оценку. Именно это и является нашей целью. Регистрируйтесь на сайте образовательной платформы Skills4u и осваивайте школьную программу без затруднений. Для безлимитного доступа следует оформить подписку. Условия ищите на сайте.

Как растут результаты учеников
после занятий на тренажерах Skills4u

Занятия
на Skills4u

Занятия
с учебником

Успеваемость

Мотивация

Внимательность

Скорость

Самостоятельность

Запоминание

Первичный Тест «Звуковая схема слова» по русскому языку за 1 класс онлайн и бесплатно предоставляется всем желающим.

Советуем пройти тестирование за весь 1 класс по русскому языку, чтобы узнать пробелы в знаниях по всем темам и получить индивидуальный план обучения.

После регистрации вы получите 7 дней бесплатного доступа, чтобы увидеть первые результаты занятий и оценить эффективность тренажеров.

Зарегистрироваться и пройти тестирование

Итак, если в следующий раз ваш ученик получит задание: запиши звуковую схему слова, он справится с ним успешно и получит хорошую оценку. Именно это и является нашей целью. Регистрируйтесь на сайте образовательной платформы Skills4u и осваивайте школьную программу без затруднений. Для безлимитного доступа следует оформить подписку. Условия ищите на сайте.

А для комплексного результата пройдите общее тестирование за
класс! Узнайте пробелы в знаниях по всем темам

Ученик

Занимайся 20 минут в день и прокачай знания по школьной программе за месяц!

Родитель

Наслаждайтесь прогрессом вашего ребенка в школе и на платформе

Учитель/
репетитор

Задавайте и проверяйте домашние задания прямо на платформе

Зарегистрироваться и пройти тестирование

57413


учеников уже занимаются с нами

19 типов графических органайзеров для эффективного преподавания и обучения

Графические органайзеры объединяют как текст, так и изображения. Научно доказано, что это эффективный способ преподавания и обучения. Их использование может быть чрезвычайно полезным как для учителей, так и для учеников, поскольку они сделают уроки более увлекательными и понятными.

Ниже мы перечислили несколько типов графических органайзеров, которые вы можете использовать в различных сценариях, когда вы читаете, пишете, проводите исследования или готовитесь к экзаменам. К каждому инструменту прилагается шаблон, который вы можете использовать сразу.

1. Что такое графические органайзеры

1.1. Преимущества графических органайзеров

Что такое графические органайзеры 

Графический органайзер — это учебно-методический инструмент, который используется для организации информации и идей таким образом, чтобы их было легко понять и усвоить. Интегрируя текст и изображения, графические органайзеры показывают отношения и связи между понятиями, терминами и фактами.

Графические органайзеры можно использовать во всех классах, и они зарекомендовали себя как эффективные средства обучения для одаренных детей и учащихся с особыми потребностями. А для взрослых учащихся графические органайзеры могут помочь установить связь между тем, что они уже знают, и новыми знаниями.

Преимущества графических органайзеров

Различные типы графических органайзеров могут использоваться в учебной программе для преподавания, обучения и ведения заметок. Их легко создать, и они эффективно упрощают информацию.

  • Помогите визуализировать или представить информацию таким образом, чтобы ее было легче понять, разбивая более крупные или сложные концепции или идеи на более мелкие и простые части.
  • Предоставьте учащимся возможность активно вносить свой вклад и участвовать в учебном процессе посредством создания графических органайзеров.
  • Помощь в развитии когнитивных навыков, таких как мозговой штурм, критическое и творческое мышление, категоризация и расстановка приоритетов контента, размышления и т.  д.0022
  • Способствует самообучению. Используя графические органайзеры для ведения заметок, анализа, изучения и т. д., учащиеся могут гораздо легче ознакомиться с уроком.

Типы графических органайзеров

Здесь мы перечислили 19 типов графических органайзеров для преподавания и обучения. В зависимости от их различных целей вы можете использовать их для чтения, письма, исследования, мозгового штурма и анализа.

Графические органайзеры для письма

1. Карта убеждения

Карта убеждения представляет собой интерактивный графический органайзер, который помогает учащимся ознакомиться с процессом убедительного письма. Он помогает им излагать и подготавливать аргументы для своих эссе, речей, дебатов и т. д. 

Как им пользоваться

Шаг 1: Выберите интересующую тему для эссе/дебатов. Проведите надлежащее исследование, чтобы собрать достаточно информации.

Шаг 2: Определите утверждение, которое вы хотите сделать в своем эссе. Начните свою карту убеждения, сначала записав это.

Шаг 3: Рядом с этим запишите причины, по которым вы сделали это заявление.

Шаг 4: Затем запишите факты, примеры и информацию, подтверждающую ваши рассуждения.

Шаг 5: Завершите карту убеждения заключением своего эссе.

Шаблон карты убеждения (Нажмите на шаблон, чтобы отредактировать его онлайн)
2. Диаграмма последовательности используется для ведения заметок, планирования уроков и написания эссе.

Как использовать

Шаг 1: Определите этапы процесса или события.

Шаг 2: С помощью диаграммы последовательности расположите эти шаги в последовательном порядке.

Шаблон

Графический органайзер последовательности (Нажмите на шаблон, чтобы отредактировать его онлайн)

Графический органайзер для чтения

3. Карта-история

Карту-историю можно использовать для идентификации различных элементов, таких как персонажи, сюжеты персонажей темы, приемы и т. д. в книге, которую читают студенты. Это полезный инструмент, который учителя могут интегрировать в урок, чтобы улучшить понимание учащихся.

Как им пользоваться

Шаг 1: Прочтите книгу и хорошо ее поймите.

Шаг 2: Обсудите различные важные элементы, которые были задействованы в истории. Это могут быть персонажи, сеттинг, проблема и решение и т. д. Карту истории можно заполнить во время обсуждения.

Шаг 3: Когда карта будет готова, вы можете обсудить каждый элемент в отдельности.

Графический органайзер Story Map (Нажмите на шаблон, чтобы отредактировать его онлайн)
4. Графический органайзер биографии

Это инструмент, помогающий более глубоко понять персонажа романа, автобиографии или фильма или историческую личность. Он привлекает внимание к различным важным факторам жизни человека.

Как его создать

Шаг 1: Соберите как можно больше информации о персонаже, которого вы изучаете. Вы также можете обратиться к онлайн-ресурсам или спросить у учителей или экспертов.

Шаг 2: Анализируя собранную информацию, выделяйте факты, которые выделяются или кажутся вам важными.

Шаг 3: Используйте графический органайзер биографии, чтобы представить информацию в презентабельном виде. Вы также можете добавить изображения, чтобы сделать его более понятным.

Биографический графический органайзер (Нажмите на шаблон, чтобы отредактировать его онлайн)
5. Диаграмма KWL

Диаграмма KWL используется для сбора информации из предшествующих знаний или опыта учащегося. Эта 3-столбцовая диаграмма отражает этапы чтения до (что читатель уже знает), во время (что читатель хочет узнать) и после (что читатель узнал).

Как им пользоваться

Шаг 1: Попросите учащихся провести мозговой штурм по выбранной теме и запишите все, что они знают о ней, в колонке K.

Шаг 2: Попросите их составить список вопросов о том, что они хотят знать, в столбце W диаграммы.

Шаг 3: Во время или после чтения книги/урока попросите их ответить на эти вопросы в колонке L.

KWL Chart Graphic Organizer (Нажмите на шаблон, чтобы редактировать его онлайн)

Графические органайзеры для обучения

6. Учебная карта

Учебные карты наглядно отображают основные выводы — навыки, идеи, знания — которые учащиеся должны получить на уроке. Обычно он обеспечивает общее представление об уроке/разделе/курсе, который необходимо изучить, и связи между его различными компонентами. Учащиеся также могут использовать учебные карты в классе для ведения заметок.

Как им пользоваться

Шаг 1: В центре карты напишите тему (т.е. название урока или модуля)

Шаг 2: Обсудите идеи и информацию, связанную с ними. Запишите их на ветвях, выходящих из центра. Убедитесь, что вы разместили их так, чтобы это было удобно для обучения, или в логической последовательности вокруг центра.

Шаг 3: Добавьте соединители между этими элементами и добавьте метки, чтобы выделить вид связи между ними.

Шаблон карты обучения (Нажмите на шаблон, чтобы отредактировать его онлайн)
7.
Графический органайзер аналогий 

Графический органайзер аналогий использует аналогию, чтобы помочь учащимся определить сходства и различия между новой темой и темой, с которой они уже знакомы.

Как его использовать 

Шаг 1. Выберите тему/концепцию, которая уже известна учащимся и аналогична в некоторых аспектах новой теме

Шаг 2. Представьте новую концепцию и предложите учащимся прочитать и обсудить it

Шаг 3: С помощью графического органайзера аналогий попросите учащихся провести мозговой штурм и записать сходства и различия между двумя темами.

Шаг 4. На основе заполненного графического органайзера попросите учащихся написать краткое описание новой темы

Аналоговый графический органайзер (Нажмите на шаблон, чтобы отредактировать его онлайн)
8. Графический органайзер словарного запаса

Этот инструмент можно использовать для оценки словарного запаса учащихся. Вы можете создавать графические органайзеры, включающие различные элементы, чтобы помочь учащимся выучить новые слова, а также выучить антонимы и синонимы.

Графический органайзер словаря (Щелкните по шаблону, чтобы отредактировать его онлайн)
9. Органайзер для решения задач

Графический органайзер для решения задач можно использовать для улучшения навыков решения задач у учащихся. Это помогает учащимся находить и оценивать решения проблем.

Как им пользоваться

Шаг 1: Определите проблему и запишите ее в поле проблемы

Шаг 2: Попросите учащихся записать, почему они считают, что это проблема в первую очередь

Шаг 3: Попросите их обсудить все возможные решения, а также плюсы и минусы, связанные с ними.

Шаг 4: После того, как они выберут наилучшее возможное решение, попросите их перечислить все его возможные последствия

Шаг 5: Затем учащиеся могут внести предложения по дальнейшему улучшению выбранного решения

Графический органайзер для решения задач (Нажмите на шаблон, чтобы изменить его онлайн)
10. Графический органайзер по математике 

Графический органайзер для математических задач используется для графического описания математических понятий для учащихся. Это помогает упростить и решить сложные математические задачи.

Как использовать

Шаг 1: Выберите математическую задачу, которую вы хотите определить, и соответствующий графический органайзер, который вы можете использовать для ее решения.

Шаг 2: Пригласите своих учеников или коллег к совместной работе по вашему желанию.

Нажмите на изображение, чтобы отредактировать его онлайн и загрузить

Графические органайзеры для обучения

11. Графический органайзер временной шкалы

Диаграммы временной шкалы — это тип графического органайзера, который показывает последовательность событий в хронологическом порядке.

Они пригодятся при изучении истории, поскольку вы можете использовать их для отображения основных исторических событий, которые произошли в течение определенного периода времени, а также важных деталей, таких как даты и места, в которых они произошли.

Кроме того, временные диаграммы также можно использовать для отображения прогресса чего-либо (например, роста бизнеса) или изменений.

Как им пользоваться

Шаг 1: Определите различные события и последовательность, в которой они происходили.

Шаг 2: Используйте шаблон временной шкалы, чтобы упорядочить их в хронологическом порядке

Шаг 3: Включите важные детали, такие как даты, места и другую дополнительную информацию по мере необходимости.

Шаблон временной шкалы (Нажмите на шаблон, чтобы отредактировать его онлайн)
12. Т-диаграмма

Т-диаграмма позволяет учащимся изучать два аспекта темы. Например, недостатки и преимущества, плюсы и минусы, различия и сходства и т. д. 

Как им пользоваться

Шаг 1: Нарисуйте Т-диаграмму и запишите две области, по которым вы хотите провести мозговой штурм, в каждом заголовке столбца.

Шаг 2: Запишите факты в каждой колонке по мере проведения мозгового штурма.

T Chart Graphic Organizer (Нажмите на диаграмму, чтобы редактировать ее онлайн)
13. Иерархическая диаграмма

Иерархические диаграммы визуализируют элементы системы, организации или концепции от самого высокого положения до самого низкого. Учащиеся могут использовать этот инструмент, чтобы понять главные и подчиненные категории темы и взаимосвязь между ними.

Как им пользоваться

Шаг 1: Определите наиболее важный элемент изучаемой темы. Запишите это в верхней части таблицы иерархии.

Шаг 2: Перечислите второй слой подэлементов, вытекающих из первого идентифицированного вами компонента. При необходимости добавьте третью и четвертую.

Шаг 3: Соедините их линиями, чтобы показать, как они связаны друг с другом.

Шаблон иерархической схемы (Нажмите на шаблон, чтобы редактировать его онлайн)
14. Звездная диаграмма

Звездчатая диаграмма используется для систематизации характеристик выбранной темы. Его также можно использовать для мозгового штурма по новым темам.

Как им пользоваться

Шаг 1. Выберите тему, которую хотите изучить, и запишите ее в центре звездообразной диаграммы.

Шаг 2: Запишите характеристики или атрибуты, относящиеся к центральным темам в каждой точке звезды. Отрегулируйте точки звезды в зависимости от того, сколько признаков вы записываете.

Графический органайзер Star Diagram (Нажмите на шаблон, чтобы отредактировать его онлайн)

Графические органайзеры для мозгового штурма

15. Кластерная диаграмма

Кластерные диаграммы могут использоваться для облегчения сеанса мозгового штурма или структурирования генерирования идей и даже для помощи в изучении новых тем .

Как им пользоваться

Шаг 1: Выберите интересующую вас тему для изучения. Это должно быть помещено в середине диаграммы.

Шаг 2: Проведите мозговой штурм вокруг этой основной идеи и придумайте связанные с ней подтемы. Расположите их вокруг центра.

Шаг 3: Проведите мозговой штурм по каждой из подтем и запишите связанные с ними идеи.

Шаг 4: Добавьте столько слоев, сколько хотите. Однако используйте цветовое кодирование, чтобы выделить каждую ветвь мысли. Это облегчит вам чтение и понимание диаграммы кластера.

Шаблон кластерной диаграммы (Щелкните по шаблону, чтобы отредактировать его онлайн)
16. Диаграмма Lotus

Диаграмма Lotus — это аналитический инструмент, который можно использовать для разбивки более широких и сложных тем на более мелкие компоненты для облегчения понимания. Его можно использовать для мозгового штурма и изучения новых тем.

Как им пользоваться

Шаг 1: Нарисуйте сетку 3×3 в центре. На квадрате в центре напишите основную тему, которую необходимо изучить.

Шаг 2: Запишите связанные с ним подтемы во время мозгового штурма.

Шаг 3: Нарисуйте еще 8 сеток 3×3 вокруг той, что в центре. Каждый из них можно использовать для записи фактов, которые вы обдумываете по каждой подтеме.

Шаблон диаграммы Lotus (Нажмите на шаблон, чтобы редактировать его онлайн)
17. Графический органайзер причин и следствий

Этот тип графического органайзера показывает причины и следствия события. Причина — это причина того, почему что-то произошло, а следствие — результат того, что произошло. Визуализация помогает четко понять различные причинно-следственные связи.

Как им пользоваться

С помощью графического органайзера причин и следствий определите причины и следствия, связанные с проблемой, которую вы изучаете или о которой пишете. Может быть несколько моделей событий причины и следствия, например, одна причина приводит к одному следствию или множеству следствий, или несколько причин приводят к одному следствию или множеству следствий.

  • Одна причина приводит к нескольким следствиям
  • Несколько причин приводят к одному следствию (Здесь можно использовать диаграмму «рыбий скелет»)
  • Каждая причина имеет одно связанное следствие
  • Одна причина вызывает другую причину, которая ведет к другой
Причина и следствие Графический органайзер (Нажмите на шаблон, чтобы изменить его онлайн)
18. Интеллект-карта 

Интеллект-карта — это инструмент, который помогает уловить свободный поток мыслей и широко используется для мозгового штурма по темам. Кроме того, его также можно использовать для организации и группировки информации по теме.

Как им пользоваться

Шаг 1: Запишите тему, над которой вы размышляете, в центре.

Шаг 2: На ветвях, выходящих из середины, запишите идеи/мысли мозгового штурма.

Шаг 3: Расширьте каждую подидею дополнительными фактами. Вы можете продолжать добавлять дополнительную информацию в свою карту ума, пока не получите достаточно.

Шаблон интеллект-карты (Нажмите на шаблон, чтобы отредактировать его онлайн)

Графические органайзеры для сравнения и сопоставления

Здесь мы перечислили 19типы графических органайзеров для преподавания и обучения. В зависимости от их различных целей вы можете использовать их для чтения, письма, исследования, мозгового штурма и анализа. Лучше всего вы можете использовать наш инструмент для создания сравнительных и контрастных диаграмм, чтобы нарисовать их.

19. Карта двойного пузыря

Карта двойного пузыря — одна из популярных карт мышления. Она очень похожа на диаграмму Венна и используется для определения сходных и различных качеств двух вещей.

Как им пользоваться?  

Шаг 1: Запишите две идеи/темы, которые вы сравниваете, в двух кружочках в центре.

Шаг 2: Во время мозгового штурма и анализа темы запишите различия в кружках, расходящихся от центра.

Шаг 3: Запишите сходства в кружках, общие для обеих тем.

Шаблон двойной пузырьковой карты (Нажмите на шаблон, чтобы изменить его онлайн)
20. Диаграмма Венна 

Еще одним графическим органайзером, который поможет вам визуально представить сравнение различий и сходств между двумя объектами, является диаграмма Венна. Что отличает ее от карты двойного пузыря, так это то, что она может включать более двух тем и одну общую область.

Как использовать

Работает аналогично карте двойного пузыря.

Шаг 1: Запишите сравниваемые темы в верхней части каждого круга.

Шаг 2: Запишите различия или уникальные характеристики внутри своего сектора, избегая перекрывающихся областей.

Шаг 3: Перечислите сходства в общей области.

Шаблон диаграммы Венна (Нажмите на шаблон, чтобы отредактировать его онлайн)
Добавить в наш список графических органайзеров для учителей и учащихся

Хотя в этом посте мы рассмотрели 19 типов графических органайзеров, существует множество других, которые могут быть полезны нашим пользователям. Узнать больше? Упомяните в разделе комментариев ниже, чтобы продолжать расширять список лучших графических органайзеров.

графические органайзеры Графические органайзеры для математики графические органайзеры для чтения Графические органайзеры для учащихся Графические органайзеры для словарного запаса графические органайзеры для письма Список графических органайзеров типы графических органайзеров

Диаграммы предложений и один вопрос, который вы должны задать

Как вы, наверное, знаете, я ОБОЖАЮ диаграммы предложений. Но помогать людям составлять предложения в виде диаграмм — не моя цель. Моя цель — помочь людям развить глубокое понимание и любовь к языку.

Диаграммы предложений могут быть отличным инструментом для развития вашего понимания языка, но есть один вопрос, который вы должны задать себе, чтобы убедиться, что вы приобретаете знания грамматики, а не только способность рисовать диаграммы. (Если вы учитель, вы должны задать этот вопрос своим ученикам.) 

Конечно, способность составлять предложения в виде диаграмм указывает на определенный уровень понимания грамматики, но я хочу, чтобы у вас было понимание, которое вы можете выразить словами.

Проблема и решение 

Некоторые люди отлично следуют шаблонам и могут составлять предложения, не зная  почему  они делают то, что делают.

Я видел это много раз, когда был учителем в классе. Я раздавал задание, и несколько студентов начинали строить диаграммы в манере робота с остекленевшими глазами. мне было интересно Понимает ли этот ученик, как строятся предложения? Может ли она объяснить функцию каждого слова и взаимосвязь между словами. .. или она просто следует шаблону?

Я обнаружил, что есть очень простой способ выяснить это.

Задайте один простой вопрос: Почему?

Посмотрите на диаграмму предложений ниже. Давайте представим, что вы только что закончили эту диаграмму, выполняя упражнения в одной из наших книг или курсов. Предложение составлено идеально, но как проверить, действительно ли вы понимаете грамматику предложения?

Оранжевые листья медленно падали на землю.

В идеальном мире, когда вы рисуете это предложение, у вас в голове бы возникали такие мысли: 

Оранжевые листья медленно падали на землю.

Как вы можете быть уверены, что знаете все эти вещи сознательно? Задайте себе (или своим ученикам) несколько вопросов ПОЧЕМУ.

  • ПОЧЕМУ предложная фраза находится под глаголом?
  • ПОЧЕМУ оранжевый  изображен под  листья ?
  • ПОЧЕМУ медленно  под глаголом?

Хотя вы можете довольно легко задать себе эти вопросы обо всех ваших диаграммах, это может стать немного утомительным, если вы будете делать это для каждой части каждой диаграммы, которую вы делаете. Просто не забудьте посыпать эти вопросы здесь и там. Это похоже на небольшую контрольную работу, и это поможет вам действительно узнать, что вы изучаете.

Еще один способ проверить понимание

Одна из полезных альтернатив постоянному спрашиванию, почему вы можете найти это в нашей программе по видеограмматике, – это заполнить частично заполненную таблицу после построения схемы каждого предложения.

Схема служит отличной проверкой понимания и гарантирует, что вы не превратитесь в робота, рисуя схему.

Вот пустая таблица для приведенного выше предложения.

Апельсин медленно уходит
упал на землю.
предложение
листы
оранжевый
глагол (полный непереходный)
наречие
на землю
на
заземление

Вот заполненная таблица.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *