Психология толпы. Лидер в толпе. Механизмы управления толпой. — Последние новости — Ens.az
Дата: Просмотров: 1771
Психология толпы. Лидер в толпе. Механизмы управления толпой.
Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко — и в порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить участников ее к поведению определенного типа.
Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил. Всегда готовая восстать против слабой власти, толпа раболепствует и преклоняется перед властью сильной. Предоставленная самой себе, толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству.
Толпа столь же нетерпима, сколь и доверчива в отношении авторитета. Она уважает силу и мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода слабость. Она требует от героя силы и даже насилия, хочет, чтобы ею владели, ее подавляли. Она жаждет бояться своего властелина. Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет толпу подчиняться.
В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Его воля — это ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Роль вожаков состоит главным образом в том, чтобы создать веру, все равно какую. Именно этим объясняется их большое влияние на толпу.
Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они объявляют и защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Есть и еще одно качество, которым обыкновенно отличаются вожаки толпы: они не принадлежат к числу мыслителей — это люди действия.
Класс вожаков подразделяется на две категории:
- люди энергичные, с сильной, но появляющейся у них лишь на короткое время волей;
- люди, обладающие сильной и в то же время стойкой волей (встречаются гораздо реже).
Один из важных факторов, определяющих влияние лидера на толпу, — это его обаяние. Обаяние — вид господства какой-нибудь идеи или личности над умом индивида. Оно может складываться из противоположных чувств, например, восхищения и страха, и быть двух видов: приобретенное и личное. Личное обаяние отличается от искусственного или приобретенного и не зависит ни от титула, ни от власти. Оно основывается на личном превосходстве, на военной славе, на религиозном страхе, но не только на этом. В природе обаяния участвует множество различных факторов, но одним из самых главных всегда был и остается успех.
Управление толпой имеет двойственную природу, ибо толпа практически всегда — объект управления двух сил: с одной стороны, ею руководят лидеры, вожаки; с другой — толпой занимаются силы охраны общественного порядка, властные административные структуры.
Возможности управления толпой существенно различаются в зависимости от того, кто стремится быть в ней лидером — демагог или интеллигент. Как говорят на Востоке, тот, кто хочет управлять толпой, пытается оседлать тигра. Тем не менее, управлять личностями много сложней, чем толпой.
Механизмами массового поведения может воспользоваться политик с любыми взглядами и любого морального уровня. В таких случаях толпа становится игрушкой в руках лидера. Обычно люди, жаждущие вести за собой толпу, интуитивно владеют приемами воздействия на нее. Они знают: чтобы убедить толпу, надо сначала понять, какие чувства ее воодушевляют, притвориться, что разделяешь их, а затем вызвать в воображении толпы прельщающие ее образы. Толпе надо всегда предъявлять какие-либо идеи в цельных образах, не указывая на их происхождение.
Оратор, желающий увлечь толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями — вот способы аргументации для толпы.
Утверждение тогда лишь воздействует на толпу, когда оно многократно повторяется в одних и тех же выражениях: в таком случае идея внедряется в умы так прочно, что в конце концов воспринимается как доказанная истина, а затем и врезается в самые глубокие области бессознательного. Этот прием также вполне успешно применяется лидерами или вожаками толпы.
Теоретический анализ механизмов формирования толпы может в некоторой степени помочь и административным органам контролировать ее поведение. Перед ними стоит задача двоякого рода:
1) пробудить осознание индивидами толпы своих действий, возвратить им утраченное чувства самоконтроля и ответственности за свое поведение;
2) предотвратить образование толпы или расформировать уже образовавшуюся толпу.
Эффективными средствами могут считаться следующие:
- переориентирование внимания индивидов, составляющих толпу. Как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы, и толпа, только что объединенная «образом врага» или готовностью к совместным действиям, тут же распадается. Подавленные влиянием толпы черты личностной структуры индивидов оживают — каждый человек в отдельности начинает регулировать свое поведение. Толпа перестает быть активной, функционирующей и постепенно рассеивается;
- объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы;
- обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности;
- применение мер по захвату и изоляции лидеров толпы. Если из-за какой-нибудь случайности вожак исчезает и не замещается немедленно другим, толпа снова становится простым сборищем без всякой связи и устойчивости. В этом случае легче проводить мероприятия по рассеиванию толпы.
К слову, «завладеть толпой» можно и не прибегая к зажигательным речам и демагогии — опытному подстрекателю иногда бывает достаточно просто выкрикнуть или каким-либо образом «подсунуть» нужную идею в нужный момент. Из-за подсознательной способности и склонности человека к подражанию (как, например, ребёнок учится говорить?) гипнотическими свойствами для человека обладает практически любой объект
Источник: «Черная риторика»
Психология толпы, виды толп. Как управлять толпой
Мы рождаемся и живем в социуме. Мы стремимся к себе подобным и нуждаемся в общении с другими людьми так же, как нуждаемся в еде, свежем воздухе, крыше над головой. С момента появления на свет мы находимся в окружении людей и являемся частью различных групп. Но есть такой вид сообществ, в которых человек теряет самого себя и превращается из разумного, мыслящего индивида в часть стихии. Эта общность – толпа. Самая неорганизованная, стихийная и опасная социальная группа.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Толпа с точки зрения психологии
- 1.1 Психологические особенности толпы
- 1.1.1 Феномен психического заражения
- 1.1.2 Утрата рационального контроля
- 1.2 Как образуется толпа
- 1.2.1 Из кого состоит толпа
- 1.2.2 Стадии возникновения толпы
- 1.1 Психологические особенности толпы
- 2 Виды толп
- 2.1 По степени активности
- 2.2 По характеру эмоциональности
- 2.3 По степени стихийности
- 3 Как управлять толпой
Толпа с точки зрения психологии
Вероятнее всего, толпа – это древнейший вид совокупности людей, и ближайшими к ней аналогиями будут стадо и стая.
Массовые выступления людей, носящие стихийный и часто разрушительный характер, не редкость в истории цивилизации. «Распни его!» — кричала толпа на Голгофе. «Жги ведьм!» — бесновались фанатики вокруг костров инквизиции. «Да, здравствует император!» — восторженно орали люди, приветствуя нового жестокого правителя и тирана. Это вполне обычные явления, они есть и сейчас, только внешний антураж поменялся, а суть осталась все та же.
Еще в древнейшие времена были разработаны методы управления этой необузданной стихией, и они успешно использовались политическими и религиозными деятелями. Но изучение толпы как специфического социально-психологического феномена началось в XIX веке, когда человечество в своем развитии дошло до осознания опасности этого явления. Книга «Психология масс» французского социолога и психолога Густава Лебона не только заложила основу исследования стихийных человеческих сообществ, но и стала началом такой отрасли психологической науки, как социальная психология.
Психологические особенности толпы
Толпа относится к стихийным большим группам. В отличие от двух других видов таких групп – массы и публики – толпа основана на эмоциях. У людей, оказавшихся частью этой общности, нет осознаваемых общих целей, но есть то, что притягивает их внимание: информация, зрелище, враг, опасность, объект поклонения.
Высокий уровень эмоциональности и экзальтированности, характерный для толпы, приводит к двум важнейшим эффектам.
Феномен психического заражения
Этот древний психический механизм характерен для всех социальных животных и даже птиц. Вы видели когда-нибудь, как мгновенно и без видимой причины взлетает стайка воробьев? Это сработал эффект психического заражения.
В животном мире и в древнейших сообществах предков человека психическое заражение выполняло очень важную функцию: объединение и совместные действия особей помогали спастись от внезапной опасности. В примитивных социумах, как правило, коллективный разум сильнее и эффективнее индивидуального. Проявление этого феномена можно выразить фразой: «Все побежали, и я побежал».
Казалось бы, человек давно уже обрел самостоятельность и способность мыслить и принимать решения вне зависимости от социума. Но в толпе под влиянием эмоций он эту способность утрачивает. Человек «заражается» чужими чувствами и передает их окружающим, тем самым усиливая общую экзальтированность. И чем сильнее бушует ураган эмоций (страха, ненависти, восторга), тем сложнее не попасть под их влияние. Думаю, все видели, как неистовствуют футбольные болельщики на трибунах, как беснуются фанаты музыкальных групп, как с ненавистью выкрикивают лозунги люди на митинге или акции протеста.
Их поведение кажется странным, нелепым, пугающим, если наблюдать за толпой с приличного расстояния или на экране телевизора. Но оказавшись в самой толпе, человек быстро подпадает под влияние ее эмоций и особого настроя. Люди заражаются не только чувствами, но и энергией массы, они ощущают переполняющую их силу и вседозволенность и готовы смести всех врагов или отдать жизнь за своих кумиров.
Любой человек в толпе становится смелее, агрессивнее и безрассуднее, он может совершать поступки, на которые никогда бы не решился вне толпы, нарушать усвоенные с детства нормы и запреты. Я видела, как молодые девчонки-фанатки срывали лифчики и бросали их своим кумирам, выступающим на сцене. Как рвали на клочки футболку одного из певцов. Разве они способны на такое вне толпы?
Еще страшнее заражение ненавистью, когда люди готовы растерзать любого, кто покажется им врагом (или на кого укажет лидер), и такие случаи неоднократно описывались. А в состоянии панического страха толпа сметает все на своем пути и может затоптать даже детей и стариков.
Утрата рационального контроля
Этот второй эффект связан с первым. Мощный всплеск эмоций, который поддерживается и подпитывается толпой, вызывает блокаду рационального уровня сознания. Человек перестает контролировать свое поведение и управлять им. Наступает то, что психологи называют измененным состоянием сознания или помутнением сознания. Люди в прямом смысле слова утрачивают разум, становятся частью стихийного организма, который управляется коллективными эмоциями.
Отчасти это психическое явление напоминает состояние аффекта, которое человек переживает при сильном и внезапном эмоциональном потрясении. Но в этом случае он, как правило, спасает свою жизнь или жизнь своих близких. А вот эмоциональный всплеск, порождаемый толпой, не только бессмысленный, но и очень опасный. Ведь «крышу сносит» не у одного человека, а у нескольких сотен.
Как образуется толпа
Толпа считается стихийной группой, но всегда есть причина для ее образования, а нередко и люди, которые намеренно собирают, «заводят», провоцируют толпу. Зачинщики обычно рассчитывают использовать энергию этой стихии в своих целях. Иногда это получается, но далеко не всегда. Толпу несложно создать и разогреть, а вот управлять этой стихией очень непросто.
Из кого состоит толпа
Эта стихийная группа состоит из нескольких «слоев» людей, которые отличаются своими психологическими особенностями.
- Зачинщики — ядро толпы, их действия часто сознательны и целенаправленны.
- Следующий «слой» — наиболее внушаемые люди, которые быстро «заводятся» и не замечают, как утрачивают контроль над своим поведением, подчиняясь транслируемому зачинщиками настроению. «Внушаемые» обычно эмоциональные, а нередко и экзальтированные люди, они-то и создают ту эмоциональную атмосферу, которая охватывает всех, кто оказывается в толпе.
- Случайные и просто любопытствующие люди. Первоначально они относятся нейтрально и даже негативно к настроениям толпы, но не замечают, как подпадают под влияние феномена психического заражения.
- «Хулиганы» — это наиболее опасная часть толпы. К ним относятся асоциальные, агрессивные личности, которые примыкают к толпе ради «развлечения», желания безнаказанно подраться, погромить, удовлетворить свои садистские наклонности. Именно их действия и эмоции чаще всего и превращают просто эмоциональную массу людей в озверевшую толпу.
Не всегда в толпе есть четко выраженные зачинщики. Иногда роль объединяющего фактора выполняет какое-то событие, вызывающее всплеск эмоций: выступление популярных певцов, проигрыш (выигрыш) своей команды на спортивных соревнованиях, стихийное бедствие или техногенная катастрофа. В этом случае в роли ядра толпы выступают чрезмерно эмоциональные люди с неуравновешенной психикой, которые не умеют сдерживать свои эмоции и заводят остальных.
Стадии возникновения толпы
Если толпа стихийна, а люди в ней не связаны друг с другом, то возникновение ее всегда имеет причину. Это может быть какое-то событие или сознательная цель группы людей, но в основе формирования толпы всегда то, что привлекает внимание человеческой массы. Сам процесс возникновения и развития толпы тоже подчиняется четким психологическим законам и проходит определенные стадии.
- Образование ядра. Эта стадия может проходить в двух формах: сознательной (ядро составляют те, кто целенаправленно собрал толпу) и стихийной (в качестве ядра выступают эмоционально неуравновешенные люди).
- Информационный этап, который в психологии называют кружением. Примкнувшие к толпе люди из любопытства или под влиянием «чувства стадности» начинают быстро поглощать информацию, подпитываясь чувствами, и одновременно передавать ее окружающим. Информация в толпе всегда насыщена эмоциями, поэтому происходит рост возбуждения и готовность к действиям.
- Скачок внимания. Этот этап характеризуется осознанием объекта общего внимания и часто его изменением. То есть внимание людей оказывается перенаправлено. В случае сознательных действий группы людей в центр внимания попадает то, что им выгодно, например, общий враг.
- Активизация толпы. Рост эмоциональности и возбуждения требуют своего выхода, и наступает момент, когда толпа просто не может сдерживаться и начинает активные действия, нередко носящие крайне агрессивный и даже дикий характер. Если зачинщики вовремя не организуют активность толпы, то эта стихия станет неуправляемой и для них в том числе.
Не всегда эти 4 этапа четко выражены. Толпа может образоваться и вспыхнуть как копна сухого сена, особенно если люди были возбуждены какими-то событиями и до момента консолидации или им угрожает опасность.
Виды толп
Попытки сделать всеобъемлющую классификацию толп предпринимались неоднократно начиная с труда Лебона. Но до сих пор такой классификации не существует. Дело в том, что одна и та же толпа содержит в себе множество разных признаков и характеристик. Может быть одновременно:
- агрессивной и спасающейся;
- конвенциальной (объединенной общим интересом) и экспрессивной.
Поэтому существует несколько вариантов классификации по разным основаниям.
По степени активности
Выделяют 2 вида толп по этому признаку: пассивные и активные.
- Пассивные толпы отличаются низким уровнем эмоциональности и возбуждения. Из всех психологических признаков этому виду присуща только массовость, и в полном смысле слова подобные собрания людей толпами не являются. К ним относят, например, людей, осматривающих достопримечательности, встречающих, провожающих и ждущих поезд на вокзале, транспортные толпы в метро и т. д. Но в случае какого-то эмоционального события эти толпы быстро перестают быть пассивными.
- Активная толпа находится в состоянии эмоционального возбуждения, поэтому в ней формируется готовность к совместным действиям.
По характеру эмоциональности
Толпа всегда переполнена эмоциями, но они носят разный характер, что влияет на особенности действий этой стихийной группы:
- Восторженная или экстатическая толпа объединяет людей на основе положительных эмоций, которые вызваны общим зрелищем (концерт, фестиваль) или общим действом (религиозные обряды и культы, карнавалы и т. д.).
- Паническая толпа возникает под влиянием сильного чувства страха, который перерастает в панику. Это эмоциональное состояние приводит к быстрой утрате рационального контроля. Управлять панической толпой практически невозможно.
- Агрессивная толпа отличается высокой степенью психического напряжения и негативными эмоциями: ненавистью, отчаянием, фрустрацией. Возникновение агрессии всегда связано с каким-то стимулом, например, слухом, информационным вбросом, то есть явлением, вызывающим всеобщее негодование.
По степени стихийности
Хоть толпа и относится к стихийным большим группам, степень этой стихийности может быть разной.
- Организованная толпа. Этот вид описал еще Г. Лебон на примере массовых выступлений рабочих на митингах и забастовках. Его отличает целенаправленная организация и элементы управления, а нередко даже четкий план действий. Составляют его зачинщики и подключают к реализации своих сторонников из числа толпы.
- Ведомая толпа. Чаще образуется стихийно, но благодаря человеку или группе людей с лидерскими способностями принимает признаки организованной.
Есть и другие основания, по которым можно проводить классификацию толп, но эти самые основные и общепринятые.
Как управлять толпой
Политики, религиозные деятели и просто амбициозные люди нередко стремятся использовать толпу в своих целях. Надо признать, что несмотря на явную аморальность такого желания, наличие у толпы лидера несколько снижает ее опасность.
Управлять этой стихией одновременно и просто, и сложно:
- С одной стороны, толпа чем-то похожа на стадо и всегда готова идти за вожаком.
- С другой стороны, этот вожак должен выделяться из толпы, привлечь к себе внимание людей, обладать яркой харизмой. А это на фоне бушующих эмоций сделать совсем непросто.
Политтехнологи и социальные психологи знают несколько способов привлечения внимания в толпе:
- Демонстрация силы и власти. Потеряв себя в толпе, люди инстинктивно ищут сильного вождя, вожака — того, кто может противопоставить себя массе, поведет за собой. Учитывая примитивный характер сообщества, для этого иногда бывает достаточно стать выше толпы, ярче, громче, то есть заметнее.
- Экспрессивность выступления. Насыщенное эмоциями и громкое обращение к толпе тоже способно привлечь внимание, поэтому вожаки используют разные приемы усиления звука (в настоящее время технические).
- «Заводной» характер выступления. Толпа, насыщенная эмоциями, не готова слушать пространные выступления и оценивать объективные аргументы. На стихийную массу действуют короткие, повторяющиеся лозунги, не столько несущие информацию, сколько формирующие эмоциональный фон. С помощью этих лозунгов толпу сначала настраивают определенным образом, а потом программируют на конкретные действия.
Сложнее взять управление толпой человеку «со стороны». Как уже было сказано, люди в толпе теряют свою индивидуальность, утрачивают контроль над собой, и чтобы этого не случилось, индивид должен обладать огромной силой воли и способностью противостоять внушению и эмоциональному давлению.
Подчинить себе толпу можно опять же через привлечение внимания. Способы могут быть разные, вплоть до выстрелов в воздух, на которые люди непроизвольно оборачиваются. Увы, но бывает, зачинщики стреляют и не в воздух, если им не удается раскачать слишком пассивную толпу. А пролитая кровь резко повышает уровень агрессивности людей.
Феномен толпы изучается давно, но в настоящее время социальные психологи признаются в своей недостаточной компетенции. По сути, общество, как и в эпоху Средневековья, и в XXI веке не знает надежных средств управления толпой. И дело здесь не только в малой изученности предмета, но и в процессе эволюции массовых выступлений.
Коллективное поведение и почему некоторые толпы выходят из-под контроля
Через несколько месяцев после беспорядков 6 января в Вашингтоне, округ Колумбия, в 2021 году несколько подсудимых заявили, что их преступления не были их виной. Согласно их командам защиты: Толпа заставила их сделать это.
По крайней мере, для некоторых из них оборонительная стратегия не сработала, и они были признаны виновными по нескольким обвинениям. Тем не менее, возникает вопрос: может ли толпа действительно заставить людей вести себя так, что это глубоко расходится с их ценностями? Если да, то есть ли у кого-нибудь из нас иммунитет к коллективному поведению?
Теория заражения
Еще в конце 1800-х годов французский ученый Гюстав Ле Бон утверждал, что в большой толпе люди могут потерять способность мыслить рационально. Он писал, что толпа оказывает гипнотическое воздействие, которое побуждает рациональных людей к насилию.
Рассуждения Лебона, известные как «теория заражения», использовались в качестве защитной стратегии в 1993 году, чтобы объяснить, почему двое мужчин избили водителя грузовика во время беспорядков в Лос-Анджелесе в 1992 году. На этот раз это частично сработало, так как мужчины избежали жесточайших обвинений. Но когда его снова использовали после 6 января, он не увенчался успехом.
Подробнее: Почему эмоции заразительны?
Наука о поведении толпы
Дело в том, что эта предпосылка никогда не подвергалась научной проверке и потеряла популярность среди социальных психологов.
«Толпа может влиять на индивидуальное поведение, но я не думаю, что кто-либо в социальной психологии будет утверждать, что мы не несем ответственности за свои действия», — говорит Джаред Б. Кенворти, профессор социальной психологии в университете. Техаса в Арлингтоне.
Примеры коллективного поведения
Принимает ли кто-либо участие в противоправном поведении большой группы, зависит от того, разделяет ли он идентичность с окружающими его людьми. Одинокий фанат «Филадельфия Иглз» может отказаться присоединиться к группе болельщиков «Канзас-Сити Чифс», которые сносят стойки ворот. Этот человек может даже стать осуждающим, подумав: «Не могу поверить, что они это делают!»
Однако тот же фанат «Иглз» может захотеть швырнуть полные чашки пива в талисмана Шефа, Кей Си Вольфа, предполагая, что другие фанаты «Иглз» делают то же самое.
«Если вы находитесь в группе людей, с которыми себя идентифицируете, то все, что они делают, почти по определению приемлемо, и вы будете восприимчивы к этому», — говорит Кенуорти. «Предварительно существовавшее условие состоит в том, что вы должны идентифицировать себя с этой группой людей».
Эти общие идентичности могут включать любые общие интересы, включая политические убеждения, национальную идентичность, этническую и расовую принадлежность и, да, выбранную вами спортивную команду.
Подробнее: Психология культов
Поймать против вознаграждения
Большинство людей не стали бы бросать кирпич через витрину магазина, мчаться внутрь, хватать как можно больше предметов, а затем бежать обратно. Отчасти они знают, что вероятность того, что их поймают, высока.
Однако, допустим, кто-то уже бросил кирпич в витрину магазина, а внутри уже десятки людей, хватающих столько, сколько могут унести. Теперь кажется, что кто-то другой виновен в преступлении. Кроме того, вы можете чувствовать себя анонимным лицом в толпе, что снижает предполагаемый риск быть пойманным, говорит Тамара Д. Герольд, доцент кафедры уголовного правосудия Университета Невады в Лас-Вегасе.
Если толпа подбадривает вас, противозаконное поведение может показаться захватывающим, говорит Герольд.
«Дело не в том, что мы сходим с ума, — говорит Герольд. «Дело не в том, что мы теряем способность рассуждать. Дело не в том, что мы теряем то, кем мы являемся с точки зрения нашей основной сущности. Дело в том, что на нас влияет наше окружение».
Социология коллективного поведения
Когда мы смотрим по телевизору, как разворачивается буйство толпы, многие из нас самодовольно думают что-то вроде: «Я бы никогда. Что не так с этими людьми?»
Но это может быть чистая гордыня.
«Если из социальной психологии и можно извлечь достаточно предсказуемый урок, так это то, что мы плохо предсказываем собственное поведение», — говорит Кенуорти.
Если бы вы спросили людей перед шумным мероприятием, как бы они себя вели, большинство из них, вероятно, ответили бы вам, что они никогда не навредят кому-то или не уничтожат имущество — потому что они знают, что такие вещи считаются социально нежелательными.
«Но когда мы на самом деле оказываемся в ситуации, это становится совсем другой историей», — говорит Кенворти.
Как защитить свое поведение от толпы
Предполагая, что арест — это не то, чего вы хотите в будущем, подумайте над следующим, прежде чем отправиться на многолюдное мероприятие.
Знай свои слабости. Подумайте о своем прошлом поведении, когда вы были частью группы, предлагает Каролина Эстевес, клинический психолог из Infinite Recovery. Были ли случаи, когда вы действовали импульсивно или поддавались влиянию окружающих? Используйте эту информацию для разработки стратегий, позволяющих избежать подобных ловушек в будущем, — говорит она.
Подумайте о своих ценностях. Знайте, какие поведенческие линии вы не переступите ни при каких обстоятельствах. Если вы готовы пересечь некоторые границы в зависимости от обстоятельств — например, вы можете напасть на кого-то, чтобы он не причинил вреда другому — узнайте заранее, что это за обстоятельства.
Имейте план выхода. Подумайте о ситуациях, которые могут возникнуть во время мероприятия, и придумайте план, как с ними справиться, предлагает Кенворти. Что вы будете делать, если толпа нападет на прохожих? Ворует вещи? Уничтожает имущество? Паникует и бежит, топча всех на своем пути? Как бы вы отделили себя от такого поведения?
Подружитесь с толпой во время затишья. Обсуждая другие общие интересы заранее, вы сформируете связи. «Таким образом, если вам нужно попросить о помощи для обеспечения спокойствия и безопасности, толпа умножит силу», — говорит Герольд.
Подробнее: Позор и появление машины возмущения в социальных сетях
Управление толпой с помощью науки | Журнал Discover
Было сразу после 9 вечера. когда рэпер Трэвис Скотт вышел на сцену своего музыкального фестиваля Astroworld в Хьюстоне в ноябре прошлого года. Десятки тысяч фанатов бросились к сцене, чтобы быть поближе к исполнителю — и началась паника, когда люди изо всех сил пытались удержаться на ногах. Пока концерт продолжался, толпа росла еще час, и 10 человек в конечном итоге умерли от компрессионной асфиксии в давке. Еще 25 были госпитализированы, сотни получили ранения.
В одном из исков, поданных против Скотта и места проведения пострадавшим посетителем, утверждалось, что давки можно было избежать при тщательном планировании и надлежащих мерах безопасности. Сотни других исков также были поданы против рэпера и места проведения другими пострадавшими сторонами. Проблема заключается в том, что многие площадки и организаторы мероприятий не включают в свои приготовления управление толпой, хотя в последние годы люди умирали в хаотичных толпах, таких как в Astroworld. Эксперты предупреждают, что частота таких бедствий увеличивается.
Наука о толпе стремится избежать этого. Наука о толпе опирается на поведенческую психологию и компьютерное моделирование для анализа того, как группы людей могут реагировать в определенном месте, например, на станции метро, и при определенных условиях, например, услышав сигнал тревоги или почувствовав запах дыма. Компьютерные программы становятся все более изощренными, и теперь ученые могут наделять смоделированных людей множеством личностей и разнообразных реакций.
Crowd Control
Наука о толпе развивается с 19 века50-е годы. В ранних исследованиях исследователи сами ходили в толпе, замеряли время их движений, а затем анализировали данные. По мере совершенствования видеозаписи ученые изучали записи движения толпы, чтобы изучить плотность толпы и скорость, с которой двигалось большинство людей. Теперь сложные компьютерные программы, а также спутниковые снимки и карты улиц помогают исследователям анализировать и контролировать толпы еще до того, как начнутся какие-либо события.
Британская королевская свадьба Кейт Миддлтон и принца Уильяма, например, была изучена заранее, чтобы планировщики могли предвидеть проблемы. Исследователи рассмотрели, как люди могут прибывать, перемещаться и в конечном итоге уходить; команда поместила 360-градусные изображения из Google Maps под симуляции, в которых цифровые люди (или «агенты», как их называют) демонстрировали различные варианты поведения в отношении раздражителей. Тот же подход использовался при планировании Олимпийских игр, а также празднования Нового года в крупных городах.
Зрители на свадьбе принца Уильяма и Кейт Миддлтон в Лондоне 29 апреля 2011 года. (Фото: Thomas Dutour/Shutterstock) . Опасностями считается все, что потенциально может нанести вред члену толпы, например, неосвещенная лестница или невидимый склон. Риски — это вероятность того, что такая опасность может причинить кому-то вред, а угрозы — это внешние опасения, такие как возможность активного стрелка или террористическая атака.
Анализируя то, как люди входят и перемещаются, исследователи могут порекомендовать, как должно быть организовано событие. Например, установка дорожных заграждений может помешать машине намеренно въехать в толпу. Или, возможно, близлежащая станция метро может быть закрыта, чтобы избежать переполненности, заставляя посетителей идти в разных направлениях к другим станциям.
Психология роев
Ученые-бихевиористы начали изучать психологию давки в 19 веке. Представление о иррациональной, паникующей толпе долгое время считалось объяснением давки на религиозных собраниях, концертах, спортивных турнирах и фестивалях. Однако исследователи в области управления стихийными бедствиями все чаще отказываются от понятия иррациональной толпы в пользу улучшения управления толпой и дизайна мест проведения мероприятий, особенно потому, что компьютерное моделирование стало достаточно сложным, чтобы включать различные реакции паники в разные сценарии.
Например, в одном компьютерном моделировании протестировано движение толпы в сценарии пожара в офисе, в котором некоторые из цифровых агентов проявляли агрессивные наклонности. Пожар начался посреди офиса, среди лабиринта кабинок. Рабочие бросились в коридор и к выходам; некоторые люди замерли от страха и двигались медленно, в то время как другие запаниковали и попытались протолкнуться вперед. По мере распространения огня масса людей скапливалась у выходов, пытаясь спастись, в то время как агрессивные агенты ринулись вперед.
Подробнее: Понимание черт личности «большой пятерки»
Другие симуляции основывались на теории черт личности, которая утверждает, что люди имеют разные уровни психотизма (агрессии и эгоцентризма), экстраверсии (связанной с более смелым поведением) и невротизм (связанный с тревогой и застенчивостью). Моделирование может дать агентам разные уровни этих черт и идентифицировать каждого с рубашкой другого цвета. Красные рубашки, например, могут означать агрессивные реакции, а коричневые — застенчивость. Черты вызывают различные реакции, от попытки протолкнуться сквозь толпу до замедления из-за беспокойства. Затем исследователи засекают агентов в различных сценариях чрезвычайных ситуаций, чтобы определить, как их поведение влияет на эвакуацию.
Реальные толпы, реальные риски
Каждые 12 лет десятки миллионов индуистских паломников отправляются в Центральную Индию на Кумбха Мела, религиозное событие, во время которого люди искупают свои грехи ритуальным омовением.