Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Уровень притязания личности в психологии: Уровень притязаний — Психологос

Притязания личности. Определение уровня притязаний

Содержание

  • Самооценка личностных качеств
  • Как установить уровень притязаний?
  • Притязания в свете реальных возможностей
  • Как определить свой?

Каждый человек, независимо от семейного положения и статуса в обществе, устанавливает цели и стремится их достичь. Цели разные, и степень их сложности зависит только от уверенности и настойчивости. В психологии это называется притязание личности. Это то, чего человек признает себя достойным.

В нем собраны задания, которые помогают человеку провести самоанализ и оценить адекватность действий.

Самооценка личностных качеств

В процессе жизни человек оценивает умение, способности, опыт, возможности. Сравнивая себя с окружающими, мы удовлетворяем собственные желания:

собственное совершенствование;
стремление к поставленной цели;
любопытство.

Самооценка дает возможность увидеть слабые и сильные стороны и выбирать подходящие варианты поведения в жизненных реалиях.

Человек оценивает собственное поведение, основываясь на двух компонентах:

эмоциональный — человек определяет, как он сам относится к собственным чертам характера, привычкам, поведению и другим чертам личности;
когнитивный — узнает о себе от друзей, родственников, коллег, недоброжелателей.

Психолог американец Джеймс У. вывел следующую формулу для самооценки: отношение успеха к степени притязаний.

Успех — установленный факт какого-либо результата, решения поставленной задачи. Степень притязаний в данном варианте  — цель будущих процессов в идеальном виде. Исходя из формулы видно, что возвысить самооценку можно двумя способами:

снизить уровень притязаний;
повысить результативность процессов.

Психологи отмечают, что уровень притязаний неразрывно связан с самооценкой.

Несоответствие реальных сил и притязаний приводит к тому, что человек судит себя и собственное поведение неправильно. Из-за этого появляется упадок эмоциональных сил и срыв, увеличивается тревожность. Это ведет к занижению собственной ценности и провалу поставленных планов.

Как установить уровень притязаний?

Этот термин и его понятие было выведено Левином К. совместно с его последователями. Они установили, что на формирование Уровня притязаний влияет успех или провал компании. Основной причиной его утверждения является не удача или провал, как объективный предмет, а переживания человека вследствие достижения поставленной цели или ее провала.

Достигая того или иного уровня, человек проходит три стадии:

уровень трудности — определяется одна цель, которая становится частичкой цепи будущих движений;
выбор следующего действия, который приведет к итоговому результату. Выбранный вариант зависит от успеха или провала бывших действий.
уровень самооценки, который желает личность.

Если человек стоит перед выбором степени трудности каждого процесса, уровень притязания личности смещается в зону более легких или трудоемких задач. Это возникает в результате удачного или неудачного достижения предыдущей цели. Если человек боится, что его вновь постигнет неудача, он стремится снизить притязания.

Отличия У.п.л. необходимо помнить при воспитании детей, так как гармоничное развитие личности возможно только при адекватном уровне притязаний. Малейшее несоответствие действительности приводит к конфликтным ситуациям, проявлению агрессии, замкнутости или другим отклонениям.

Притязания в свете реальных возможностей

Американские психологи-ученые разработали теорию, согласно которой индивидуумы, мотивируемые на успешное завершение цели, ставят задачи, которые они выполнят удачно. Такие люди смелы, решительны и стремятся добиться успеха в любом положении. Они способны мобилизовать собственные внутренние ресурсы и акцентировать внимание только на достижении поставленных задач.

Абсолютно по-другому ведут себя люди, которые от любых действий ждут неудачи. Их главная цель — избежать неуспеха. Люди, с самого начала настроенные на провал, неуверены в своих действиях. Они не верят в собственные силы. Ожидая критики, они с осторожностью делают каждый шаг. В результате они не получают удовольствия от своих действий и не верят в возможный успех.

Можно сказать, что у них определяется реалистичный Уровень притязания личности. Люди, готовящиеся к неудаче, чаще всего имеют высокие или сниженные притязания. В поведении нереалистичные притязания проявляются выбором трудоёмких или облегченных задач, неуверенностью и тревожностью. Такие люди избегают соревновательных моментов, они чаще ошибаются и не способны критично оценить полученный результат.

Как определить свой?

Выявить уровень притязания можно только с помощью опытного психолога или специально разработанных тестов. Определить эту характеристику стоит, если жизнь явно не получается, поставленные цели остаются недостигнутыми.

Проведя анализ можно установить, совпадает ли уровень притязаний с уровнем личностных качеств. В соответствии с результатами придется либо понижать планку притязаний, либо изменять определенные качества личности. В любом случае это долгий путь и к нему надо быть готовым.

Как определить уровень притязаний личности у себя и других

Автор: Анатолий Bacильeвич Бaтapшeв, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, почетный член Международной академии психологических наук, действительный член Международной академии наук педагогического образования и Балтийской педагогической академии.

 

Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. п. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.

Американскими учеными Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Согласно этой теории,

люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех.

Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерны мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленных целей.

Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.

Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильно оценивать свои способности, успехи и неудачи, адекватно оценивать себя. У них выявляется реалистический уровень притязаний. Напротив, люди, ориентированные на неудачу, неадекватно оценивают себя, что, в свою очередь, ведет к нереалистичным притязаниям (завышенным или заниженным).

В поведении это проявляется в отборе лишь трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т. п.

Далее описана методика оценки уровня притязаний, как она представлена в исследовании В. К. Гербачевского.

Опросник В. К. Гербачевского предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности. Время на выполнение задания не лимитировано. В зависимости от конкретных задание может выполняться с перерывами.

 

По завершении одного из этапов предложенного вам задания (на работе, дома и т. д.), когда часть задания вами уже выполнена и впоследствии предстоит работать над оставшейся его частью, сделайте перерыв для того, чтобы ответить на тест-опросник Гербачевского.

  • Прочтите каждое из приведенных в опроснике высказываний и отметьте, в какой степени вы согласны или не согласны с ним. Распечатайте и обведите, например, кружком соответствующую цифру в опроснике:
  • если полностью согласны с высказыванием — +3;
  • если просто согласны — +2;
  • если скорее согласны, чем не согласны — +1;
  • если вы совершенно не согласны — -3;
  • если просто не согласны — -2;
  • если скорее не согласны, чем согласны —
    -1
    ;
  • если же вы не можете ни согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его, то отметьте — .

 

Все высказывания относятся к тому, о чем вы думаете, что чувствуете или хотите в момент, когда работа над заданием прерывается.

 

Фамилия, имя _______________________________

Дата заполнения ____________ Возраст _____

Профессия (специальность) _____________________________

 

№ ппВысказываниеШкала для ответов
1Исследование мне уже порядком надоело
+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
2Я работаю на пределе своих сил+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
3Я хочу показать все, на что способен+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
4Я чувствую, что меня вынуждают стремиться к высокому результату+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
5Мне интересно, что получится+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
6Задание довольно сложное+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
7То, что я делаю, никому не нужно+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
8Меня интересует, лучше ли мои результаты пли хуже, чем у других+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
9Мне бы хотелось поскорее заняться своими делами+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
10Думаю, что мои результаты будут высокими+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
11Эта ситуация может причинить мне неприятности+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
12Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
13Я проявляю достаточно старания+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
14Я считаю, что мой лучший результат не случаен+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
15Задание большого интереса не вызывает+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
16Я сам ставлю перед собой задачи+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
17
Я беспокоюсь по поводу своих результатов+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
18Я ощущаю прилив сил+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
19Лучших результатов мне не добиться+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
20Эта ситуация имеет для меня определенное значение+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
21Я хочу ставить все более и более трудные цели+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
22К своим результатам я отношусь равнодушно+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
23Чем дольше работаешь, тем становится более интересно+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
24Я не собираюсь «выкладываться» в этой работе
+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
25Скорее всего мои результаты будут низкими+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
26Как ни старайся, результат от этого не изменится+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
27Я бы занялся сейчас чем угодно, только не этим исследованием+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
28Задание достаточно простое+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
29Я способен на лучший результат+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
30Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
31Я чувствую, что могу преодолеть все трудности на пути к цели+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
32
Мне безразлично, какими будут мои результаты в сравнении с другими+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
33Я увлекся работой над заданием+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
34Я хочу избежать низкого результата+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
35Я чувствую себя независимым+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
36Мне кажется, что я зря трачу время и силы+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
37Я работаю вполсилы+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
38Меня интересуют границы моих возможностей+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
39Я хочу, чтобы мой результат оказался одним из лучших+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
40Я сделаю все, что в моих силах для достижения цели+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
41Я чувствую, что у меня ничего не выйдет+3 -2 -1 0 +1 +2 +3
42Испытание — это лотерея+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

 

Проблемные ситуации, возникающие в процессе ответов на высказывания опросника, приводят к актуализации потребностей, среди которых выделяются познавательные, социальные, потребности самосознания, повышения самоуважения и т. п. На основе этих потребностей человек оценивает значимость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозируемые оценки развития личностных качеств.

По результатам тестирования определяется мотивационная структура личности испытуемого. В этой структуре различают 15 компонентов. По каждому из этих компонентов подсчитывается сумма баллов с помощью ключа (табл. 2) и правил перевода ответов испытуемого в баллы (табл. 3).

 

№ ппКомпоненты
мотивационной структуры
Номера
высказываний
Баллы
1Внутренний мотив15*, 23, 33 
2Познавательный мотив5, 22*, 38 
3Мотив избегания11, 17, 34 
4Состязательный мотив8, 32*, 39 
5Мотив смены деятельности1, 9, 27 
6Мотив самоуважения12, 21, 30 
7Значимость результатов7, 20*, 36 
8Сложность задания6, 28* 
9Волевое усилие2, 13, 37* 
10Оценка уровня достигнутых результатов19*, 29 
11Оценка своего потенциала18, 31, 41* 
12Намеченный уровень мобилизации усилий3, 24*, 40 
13Ожидаемый уровень результатов10, 25* 
14Закономерность результатов14, 26*, 42* 
15Инициативность4*, 16, 35 

 

Таблица 2. Ключ к компонентам мотивационной структуры личности

 

Примечание. Баллы с номерами высказываний, отмеченных звездочками (*), подсчитываются по правилам обратного перевода (табл. 3).

 

Перевод

Шкала для ответов

-3-2-3+1+2+3
Прямой1234567
Обратный7654321

 

Таблица 3. Правила прямого и обратного перевода ответов в баллы

 

Условно компоненты мотивационной структуры можно разделить на четыре блока (группы).

В первую группу входят 6 компонентов, представляющих собой ядро мотивационной структуры личности. К ним относятся:

Компонент 1 — внутренний мотив. Выражает увлеченность заданием, выявляет те аспекты, которые придают выполнению задания привлекательность.
Компонент 2 — познавательный мотив. Характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности.
Компонент 3 — мотив избегания. Свидетельствует о боязни показать низкий результат со всеми вытекающими из этого последствиями.
Компонент 4 — состязательный мотив. Показывает, насколько субъект придает значение высоким результатам в деятельности других субъектов.
Компонент 5 — мотив к смене текущей деятельности. Раскрывает переживаемые субъектом тенденции к прекращению работы, которой он занят в данный момент.
Компонент 6 — мотив самоуважения. Выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности.

Перечисленные выше компоненты, составляющие ядро мотивационной сферы личности, выступают в роли факторов, непосредственно побуждающих субъекта к определенному виду деятельности.

 

Вторую группу образуют компоненты, связанные с достижением достаточно трудных целей. Они относятся к текущим делам:

Компонент 7 — придание личностной значимости результатам деятельности.
Компонент 8 — уровень сложности задания.
Компонент 9 — проявление волевого усилия. Выражает оценку степени выраженности волевого усилия в ходе работы над заданием.
Компонент 10 — оценка уровня достигнутых результатов. Соотносится с возможностями субъекта в определенном виде деятельности.
Компонент 11 — оценка своего потенциала.

 

В третью группу компонентов входят составляющие прогнозных оценок деятельности субъекта:

Компонент 12 — намеченный уровень мобилизации усилий, необходимых для достижения целей деятельности.
Компонент 13 — ожидаемый уровень результатов деятельности.

 

Четвертая группа компонентов отражает причинные факторы соответствующей деятельности. В нее входят два компонента:

Компонент 14 — закономерность результатов. Выражает понимание субъектом собственных возможностей в достижении поставленных целей.
Компонент 15 — инициативность. Выражает проявление индивидом инициативы и находчивости при решении поставленных перед собой задач.

 

Перечисленные компоненты представляют собой потенциальную мотивационную структуру, возникающую в ходе выполнения задания. Центральным звеном в этой структуре являются мотивационные компоненты, а среди них компонент самоуважения адекватно выражает экспериментальную оценку уровня притязаний личности.

Оценки каждого компонента мотивационной структуры личности позволяют построить индивидуальный профиль испытуемого, в котором представлены количественные соотношения между всеми рассмотренными компонентами.

Компонент самоуважения, адекватный экспериментальной оценке уровня притязаний, формируется на основе трех высказываний:

12. Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти.
21. Я хочу ставить все более и более трудные цели.
30. Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть.

 

Суммарное количество баллов, которое испытуемый может набрать по данным высказываниям, составляет от 3 до 21.

Хотя нормативных данных для опросника не существует (каждый индивидуальный результат по соответствующим компонентам устанавливается в сравнении с другими компонентами индивидуального личностного профиля испытуемого), можно воспользоваться следующими экспериментальными показателями уровня притязаний:

  • низкий уровень: 3-9 баллов;
  • средний уровень: 10-16 баллов;
  • высокий уровень: 17-21 балл.

 

Научитесь достигать большего, получив нужные вам знания и навыки при обучении по абонементу, со скидкой.

Изучите сегодня

Также смотрите

10 вещей, которые нужно знать о психологии личности

Личность — это сочетание качеств, которые делают человека тем, кто он есть. Когда все основные характеристики человека складываются, мы можем увидеть его индивидуальную индивидуальность. У всех есть отличительные черты. Многие из нас также имеют некоторые общие характеристики. Эти качества или характеристики, о которых мы говорим, являются моделями того, как люди думают, чувствуют и ведут себя.

Психология личности – это попытка изучения сходств и различий между личностями людей. Когда эти паттерны и модели поведения анализируются, мы видим, что корни личности уходят корнями в нашу психологию. Довольно интересно, правда? Давайте исследуем глубже. Вот 10 вещей, которые нужно знать о психологии личности…


Психоаналитическая теория была разработана Зигмундом Фрейдом и утверждает, что человеческий мозг состоит из трех структур:

  • ID
  • Эго
  • Суперэго.

Эти структуры создают нашу личность. Теория черт утверждает, что наша личность определяется пятью примечательными чертами: открытостью, добросовестностью, экстраверсией, покладистостью и невротизмом. Гуманистическая теория утверждает, что наша личность и черты являются личным выбором. Теория социального познания основывает черты и характеристики личности на социальных взаимодействиях и нашей среде.


Существует 4 теории личности.


Личности путаются. Есть много факторов, и ни один мозг не является одинаковым. Тем не менее, есть некоторые общие знаменатели, когда дело доходит до упрощения концепции. Эти общие знаменатели помогают нам понять личности и то, как они различаются. Существует четыре категории личности, и они включают:

  • психоаналитические взгляды
  • теория черт
  • гуманистические взгляды
  • теория социального познания.


Есть основные черты характера, которые есть у каждого из нас.


Хотя все люди разные, мы всего лишь люди в конце концов. Мы все во многом связаны. Черты характера — это один из способов, которыми мы все связаны. Есть основные черты личности, на которых мы можем основывать все человеческие личности. Например, дружелюбие, уверенность, позитивность, смелость. Мы находимся на скользящей шкале того, сколько из этих черт мы на самом деле идентифицируем. Некоторые относятся к одной категории больше, чем к другой, но все мы связаны этими основными характеристиками.


Когда мы развиваем личность?


Наша личность определяет, кто мы есть, но когда это происходит? С возрастом мы начинаем понимать, кто мы есть. Через модели поведения мы развиваем нашу личность в течение длительного периода времени. Хотя очень приятно думать, что у младенцев появляется личность сразу после рождения, это не обязательно то, что мы можем увидеть сразу. Окружающая среда, генетика, методы воспитания и социальные факторы — все это брошено в один котел и развивает личность человека. Исследования показали, что наиболее активная часть этого процесса происходит в возрасте от 20 до 40 лет. Активность начинает замедляться примерно в 50 лет.


Личность и природа против воспитания.

По многим темам психологии обсуждается теория природы и воспитания. Когда дело доходит до развития личности, спор между природой и воспитанием уже давно является спорным вопросом. Природа утверждает, что люди устроены определенным образом из-за нашей генеалогии и биологии. Воспитание утверждает, что люди устроены определенным образом из-за внешних факторов, которым мы подвергаемся после рождения. Например:

  • опыт
  • методы воспитания
  • путешествия и т. д. 


Хотя эксперты спорят с обеих сторон, возможно, на личности людей влияют оба этих фактора. Есть тема поведенческой генетики. Эксперты считают, что если мы на самом деле наследуем черты, эти типы черт могут различаться, но обычно они распознаются довольно рано.


Наш характер может меняться в зависимости от среды, в которой мы находимся. 


Вы когда-нибудь чувствовали, что человек, которым вы являетесь на работе, не тот, кем вы являетесь, когда находитесь рядом с друзьями? Вы когда-нибудь чувствовали, что человек, которым вы являетесь, когда возвращаетесь домой со своими родителями, отличается от человека, которым вы являетесь, когда находитесь дома со своим партнером? Это потому, что многие из нас меняют то, как мы говорим и как мы действуем, в зависимости от нашего окружения. Пока мы остаемся собой в ядре, мы можем читать окружение и вносить некоторые изменения. Это может быть ради того, чтобы быть уместным, чтобы быть внимательным к чувствам других, из-за отсутствия уверенности или по любой другой причине.


10-13% людей в мире страдают расстройствами личности.

Расстройство личности, как и любое расстройство, является разновидностью норм и ожиданий. Люди, страдающие расстройствами личности, думают, чувствуют и ведут себя по-разному из-за психологических различий. Это может вызвать проблемы с человеческим взаимодействием, обучением и т. д. Большинство психологов считают, что существует 10 различных расстройств личности. Большинство группирует расстройства в три категории. К ним относятся:

  • подозрительный
  • эмоциональный и импульсивный
  • тревожный

Каждая категория различается по тяжести и симптомам.


Очень популярны личностные тесты.


Личностные тесты — это способ оценить личность человека на более глубоком уровне. Тесты обычно представляют собой длинную и подробную анкету. Тест личности можно использовать, чтобы просто помочь нам узнать больше о себе или посмотреть, в каких профессиях мы могли бы преуспеть. Его также можно использовать для помощи в клинической диагностике и помощи в определении метода терапии. Хотя мы часто думаем о своей личности и личности окружающих, личностные тесты позволяют нам копнуть глубже на научном уровне.


Черты характера могут быть связаны с успехом.

Есть определенные личности, которые выделяют людей из группы. Когда вы думаете о ком-то, кто очень успешен, как бы вы описали его личность? Многие могут ответить, что этот человек — лидер, трудолюбивый, интуитивный, со сложным мышлением и т. д. Заметив это, мы поймем, что успех — это то, на что мы психологически способны.


Черты характера могут играть роль в дружбе и общественной жизни.

Некоторые личности могут тянуться друг к другу, в то время как некоторые уже не могут быть разными. На среднем плане некоторые личности дополняют друг друга. Когда дело доходит до дружбы, люди могут тянуться к людям, на которых они больше всего похожи. Что касается людей, которые отличаются друг от друга, они могут узнать, что их разные личности на самом деле дополняют друг друга. Для некоторых людей они просто никогда не будут ладить друг с другом. Из-за этого личностные черты могут играть большую роль в нашей дружбе и в том, с кем мы себя окружаем.


Изучение и анализ психологии личности — это профессия.


Психология личности — популярная и хорошо известная форма психологии. Это изучение личностей и того, как они различаются среди людей. Люди, которые изучают и анализируют эту форму психологии, стремятся понять, как развиваются личности, а также как они влияют на то, как мы думаем и действуем. Психология личности полезна по многим причинам, но, пожалуй, самая популярная — это то, как она может изменить жизнь людей. Тот, кто является психологом в этой области, может анализировать, диагностировать и лечить людей, страдающих расстройствами личности.

Статьи по теме:

  • 20 способов использования психологии в повседневной жизни
  • 5 Карьера для когнитивного психолога
  • 5 Примеры тренировки мозга
Заявление о том, что это оскорбительно для психологов?

Вы когда-нибудь замечали, как мало социально-психологических теорий опровергаются или опровергаются? Опровержение теорий и гипотез (включая подмножество неподтверждений, неудачи в воспроизведении) должно быть нормальной частью развития научных знаний. Это нормально, что вы (или я, или доктор Лига Плюща) пришли к неправильным выводам или выдвинули их. В психологии такое случается редко. Почему бы и нет? Многие социальные психологи, кажется, отказываются объявлять некоторые утверждения «неправильными».

Источник: Panda Free Clip Art Images

Это происходит в основном по трем причинам. Во-первых, младшие ученые, особенно до пребывания в должности, могут обоснованно считать, что потенциальный гнев старших коллег (которых позже могут попросить написать письма для продвижения по службе) не является мудрым шагом. Такова природа зверя-землевладельца, но она объясняет поведение, в лучшем случае, меньшинства. Что насчет остальных?

Вторая причина по существу социальная (т.е. не научная). Я подозреваю, что объявление некоторого научного утверждения «неправильным» часто воспринимается как личная атака на заявителя. Вероятно, это происходит потому, что невозможно объявить какое-либо утверждение неверным, не процитировав какую-либо статью, в которой утверждается это утверждение. У статей есть авторы, поэтому объявить утверждение неверным равносильно утверждению «Dr. Заявления Эрнеста ошибочны».

Эта проблема усугубляется еще и тем, что теории, гипотезы и явления часто отождествляются либо с создателями, либо с апостолами (престижными исследователями, которые их популяризируют). Прайминг социального поведения? Основная ошибка атрибуции? Эффект свидетеля? Системное обоснование? Скрытый расизм? С каждой из этих идей связаны отдельные социальные психологи.

Источник: Lee Jussim

Оспаривание достоверности или даже силы или общности таких идей/эффектов/теорий/гипотез может быть истолковано как нечто большее, чем просто научное исследование – это может быть воспринято как личное оскорбление человека отождествлялись с ними. Таким образом, объявление утверждения «неправильным» рискует быть воспринятым не как научный акт опровержения теории или гипотезы, а как личная атака, а личные нападки никто не поддерживает.

Третья причина основана на очень уникальной точке зрения философии науки, а именно на том, что почти каждое утверждение верно при определенных условиях (явно сформулированные версии этого положения см. в Greenwald, Pratkanis, Leippe, & Baumgardner, 1986; McGuire, 1973). , 1983).

Таким образом, у нас есть много исследований «условий, при которых» некоторая теория или гипотеза верны, но очень мало исследований, обеспечивающих полное опровержение теории или гипотезы. Я слышал апокрифические истории о престижных исследователях, заявляющих (за закрытыми дверями), что они проводят исследования только для того, чтобы доказать то, что они уже знают, и что они могут провести исследование, чтобы подтвердить любую выбранную ими гипотезу. Эти апокрифы являются не свидетельством, а свидетельством р-хакинга в социальной психологии и других источниках (например, Ioannidis, 2005; Simmons et al, 2012; Vul et al, 2009).) поднимает вероятность того, что какое-то неизвестное количество социальных психологов проводит свои исследования в соответствии как с этими апокрифами, так и с представлением о том, что все верно при определенных условиях. Если каждое утверждение верно при определенных условиях, то огромная гибкость методов и анализа данных на службе демонстрации практически любого понятия становится не недостатком, который нужно искоренить в науке, а свидетельством «мастерства» и «мастерства» исследователей. и «качества» их исследований. В этом контексте объявление любого научного утверждения, вывода, гипотезы или теории «неверными» становится необоснованным. Это отражает не более чем незнание этого «сложного» взгляда на науку и высокомерие в том смысле, что никто, согласно этому взгляду, не может объявить что-либо «неправильным», потому что это верно при определенных условиях. Таким образом, объявление некоторых утверждений неверными снова может рассматриваться как оскорбительное действие.

Идея о том, что утверждения не могут быть «неправильными», потому что «каждое утверждение верно при определенных обстоятельствах», заходит слишком далеко по двум причинам. Во-первых, некоторые утверждения откровенно ложны, например, «Солнце вращается вокруг Земли». Кроме того, даже если два конкурирующих утверждения верны при некоторых условиях, это не означает, что они одинаково верны. Знание того, что что-то верно в 90% случаев, сильно отличается от знания того, что это правда в 10% случаев. Утверждение, что некоторые явления являются «мощными» или «повсеместными», когда данные показывают, что это лишь в редких случаях верно, неверно. Предположим, что в среднем стереотипные предубеждения в восприятии человека не очень сильны или широко распространены, а это не так (Jussim, 2012 — многочисленные метаанализы дают среднюю оценку r = 0,10 для таких предубеждений). Не лучше ли указать на то, что длинная история заявлений поля как мощного и всепроникающего ошибочна (по крайней мере, когда критерием являются собственные данные поля), чем просто сообщать данные, не признавая их влияние на давние выводы?

Это нежелание объявлять определенные теории или гипотезы ошибочными рискует привести к тому, что социальная психология наполнится множеством «…теорий о нежити, которые идеологически популярны, но на самом деле имеют мало оснований» (Ferguson & Heene, 2012, стр. 555). От этой забавной фразы не так-то просто отказаться — спросите себя: «Какие теории в социальной психологии когда-либо были опровергнуты?» Действительно, бывший президент Национального исследовательского совета д-р Брюс Альбертс и редактор журнала Science выразил это следующим образом (цитата по The Economist, 2013):

«И сами ученые должны разработать систему ценностей, в которой простое исправление ошибок без публичного признания их серьезно вредит, а не защищает научную репутацию. »

Согласен. Ошибаться — это нормально. На самом деле, если кто-то проводит достаточное количество научных исследований в течение достаточно длительного периода времени, он почти гарантированно ошибается в чем-то. Хорошее исследование в лучшем случае можно рассматривать как систематический, творческий и осознанный метод проб и ошибок. Но это включает… ошибки! Как ошибаться иногда, так и исправлять неверные утверждения — неотъемлемая часть здорового научного процесса9.0003

Источник: Lee Jussim**

Более того, с предписывающей точки зрения на то, как должна развиваться наука, я согласен с идеей Поппера (1959/1968) о том, что мы должны стремиться опровергнуть теории и гипотезы. Идеи, оставшиеся в силе перед лицом решительных попыток опровержения, с наибольшей вероятностью окажутся надежными и обоснованными. Таким образом, вместо того, чтобы быть чем-то, от чего мы, социальные психологи, должны уклоняться, прямое определение того, какие теории и гипотезы не выдерживают (и выдерживают!) проверки логики и существующих данных, должно быть основным компонентом того, как мы ведем нашу науку.

** Это моя собака за рулем моей машины. И если вы скажете мне, что я не прав, я буду очень оскорблен.

Ссылки

The Economist (19 октября 2013 г.). Проблемы в лаборатории. Получено 08.07.14 с: http://www.economist.com/news/briefing/21588057-scientists-think-science-self-correcting-alarming-grade-it-not-trouble

Ferguson, C. J., и Хине, М. (2012). Огромное кладбище теорий нежити: предвзятость публикаций и отвращение психологии к нулю. Психологическая наука, 7 , 555-561.

Гринвальд, А. Г., Пратканис, А. Р., Лейппе, М. Р., и Баумгарднер, М. Х. (1986). При каких условиях теория препятствует исследовательскому прогрессу? Психологический обзор, 93 , 216-229.

Иоаннидис, JPA (2005). Почему большинство опубликованных результатов исследований являются ложными. P ЛОС Медицина, 2 , 696-701.

Юссим, Л. (2012). Социальное восприятие и социальная реальность: почему точность преобладает над предвзятостью и самосбывающимся пророчеством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *