Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Уровень субъективного контроля дж роттера: Методика УСК (Уровень субъективного контроля)

Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж.Роттера (уск) (адаптирован Бажиным е.Ф., Голынкиной с.А., Эткиндом а.М.)

Название: методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК).

Автор методики: Дж.Роттер (адаптация Бажин Е.Ф., Голынкина С.А., Эткинд А.М.).

Контингент испытуемых: подростки и взрослые.

Цель исследования: изучение уровня субъективного контроля.

Материал и оборудование: текст методики, бланк ответов.

Процедура исследования: в основу определения уровня субъективного контроля личности положены 2 предпосылки:

  1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил — случая, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.

  2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности в случае неудач и в сфере достижений, причем это в равной степени касается различных областей социальной жизни.

Методика УСК включает в себя следующие диагностические показатели или шкалы:

1. Ио — шкала общей интернальности.

2. Ид — шкала интернальности в области достижений.

3. Ин — шкала интернальности в области неудач.

4. Ис — шкала интернальности в семейных отношениях.

5. Ип — шкала интернальности в производственных отношениях.

6. Им — шкала интернальности в области межличностных отношений.

7. Из — шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.

В ходе проведения методики УСК испытуемому предлагается 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Ему необходимо оценить степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями по 7-балльной шкале:

Полное Полное несогласие -3 -2 -1 0 1 2 3 согласие

Другими словами, испытуемому необходимо обвести против каждого утверждения один из 7 предложенных баллов с соответствующим знаком «+» (согласие), «—» (несогласие) или 0 (не знаю).

Обработка и интерпретация результатов: обработка результатов данной методики включает три этапа.

ЭТАП 1

Подсчет «сырых» (предварительных) баллов по 7-ми шкалам (Ио, Ид, Ин, Ис, Ип, Им, Из) осуществляется с помощью ключа. Необходимо посчитать сумму Ваших баллов (с учетом знака) по каждой из 7-ми шкал, при этом вопросы, указанные в столбце «+» берутся со знаком Вашего балла, а вопросы, указанные в столбце «—», изменяют знак Вашего балла на обратный.

Ключ к методике уск

Ио

Ид

Ин

Ис

Ип

Им

Из

+

+

+

+

+

+

+

2

1

12

1

2

7

2

7

19

1

4

6

13

3

4

3

15

5

4

24

16

14

22

9

27

38

34

23

11

5

27

6

20

33

20

26

25

10

12

6

32

14

31

38

32

28

42

30

13

7

36

26

42

40

37

41

15

8

37

43

44

41

16

9

17

10

19

14

20

18

22

21

25

23

27

24

29

26

31

28

32

30

34

33

36

35

37

38

39

40

42

41

44

43

Итак, в итоге Вы получили 7 сумм баллов.

ЭТАП 2

Затем осуществляется перевод «сырых» баллов в стены (стандартные оценки). Стены представлены в 10-ти балльной шкале и дают возможность сравнивать результаты различных исследований.

Таблица для перевода «сырых» баллов в стены

Ио

Ид

Ин

Ис

от

до

=

от

до

=

от

до

=

от

до

=

-132

-13

1

-36

-10

1

-36

-7

1

-30

-11

1

-13

-2

2

-10

-6

2

-7

-3

2

-11

-7

2

-2

10

3

-6

-2

3

-3

1

3

-7

-4

3

10

22

4

-2

2

4

1

5

4

-4

0

4

22

33

5

2

6

5

5

8

5

0

4

5

33

45

6

6

10

6

8

12

6

4

7

6

45

57

7

10

15

7

12

16

7

7

11

7

57

69

8

15

19

8

16

20

8

11

14

8

69

80

9

19

23

9

20

24

9

14

18

9

80

132

10

23

36

10

24

36

10

18

30

10

Ип

Им

Из

от

до

=

от

до

=

от

до

=

-30

-4

1

-12

-6

1

-12

-3

1

-4

0

2

-6

-4

2

-3

-1

2

0

4

3

-4

-2

3

-1

1

3

4

8

4

-2

0

4

1

3

4

8

12

5

0

2

5

3

4

5

12

16

6

2

5

6

4

5

6

16

20

7

5

7

7

5

7

7

20

24

8

7

9

8

7

9

8

24

28

9

9

11

9

9

11

9

28

30

10

11

12

10

11

12

10

ЭТАП 3

Построение «профиля УСК» по 7-ми шкалам. Отложите свои 7 результатов (стенов) на семи десятибалльных шкалах и отметьте так же норму, соответствующую 5,5 стенов.

Уровень субъективного контроля (уск) дж. Роттера (Адаптация е.Ф.Бажина, с.А.Голынкиной, а м.Эткинда)

ОПИСАНИЕ

Данная экспериментально-психологическая методика позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Методика разработана в НИИ им. Бехтерева. Опросник разработан на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера (Locus of control scale) и опубликован Е. Ф. Бажиным с соавт. в 1984г. Субъективным контролем называется склонность человека брать на себя и возлагать на других людей ответственность за то, что с ними происходит. В отличие от субъективного может существовать так называемый объективный контроль событий, при котором они происходят по воле обстоятельств, случая, независимо от желания человека Данная методика оценивает, в какой степени человек готов брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Испытуемому предлагаются 44 утверждения, ответы на которые свидетельствуют о том, каков уровень субъективного контроля у данного человека. С каждым из этих суждений испытуемый, прочтя его, должен выразить свое согласие или несогласие. Впервые подобные методы были апробированы в 60-х годах в США. Наиболее известным из них является шкала локус контроля Дж. Роттера.  Эта шкала основана на двух принципиальных положениях. 1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил — случая, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу. 2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться.  Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в разной степени касается различных областей социальной жизни. Уровень субъективного контроля — обобщенная характеристика личности, оказывающая регулирующее воздействие на формирование межличностных отношений, способы разрешения кризисных семейных и производственных ситуаций и т. д. В соответствии с концепцией локуса контроля (лат. locus — место, месторасположение), те лица, которые принимают ответственность за события своей жизни на себя, объясняя их своим поведением, способностями, чертами личности, обладают внутренним (интернальным) контролем. И напротив, людям, которые склонны приписывать ответственность за все события внешним факторам (другим людям, случаю, судьбе и т. п.), присущ внешний (экстернальный) контроль. Любой человек по локусу контроля занимает определенное место на континууме интер-нальность-экстернальность. Экспериментальные работы установили связь разнообразных форм поведения и параметров личности с экстернальностью-интернальностью. Конформное и уступчивое поведение в большей степени присуще людям с экстернальным локусом. Интерналы в отличие от экстерналов менее склонны подчиняться давлению других, сопротивляться, когда чувствуют, что ими манипулируют, они реагируют сильнее, чем зкстерналы, на утрату личной свободы. Люди с интернальными локусами контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением или при видеозаписи. Для экстерналов характерно обратное. Интерналы и экстерналы различаются по способам интерпретации разных социальных ситуаций, в частности по способам получения информации и по механизмам их каузального объяснения. Интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы. В одной и той же ситуации интерналы атрибутируют большую ответственность индивидам, участвующим в этой ситуации. Интерналы в большей степени избегают ситуационных объяснений поведения, чем экстерналы. Исследования, связывающие интернальность-экстернальность с межличностными отношениями, показали, что интерналы более популярны, более благожелательны, более уверены в себе, проявляют большую терпимость. Существует связь высокой интернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального «Я». У интерналов обнаружена более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы о своем состоянии, больше заботятся 6 своем здоровье и чаще обращаются за профилактической помощью. Экстернальность коррелирует с тревожностью, с депрессией, с психическими заболеваниями. Интерналы предпочитают недирекгивные методы психокоррекции; экстерналы субъективно более удовлетворены поведенческими методами. Все это дает достаточные основания полагать, что выделение личностной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, и в какой — пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обоснованно существующими эмпирическими исследованиями и может способствовать дальнейшему изучению проблем прикладной психологии личности. Второе вышеизложенное положение, на котором основывается американская традиция исследования локуса, представляется малоприемлемым. Описание личности с помощью обобщенных транссинтуативных характеристик является недостаточным. Большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность особенностей поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций. Особенности субъективного контроля, в частности, могут изменяться у одного и того же человека в зависимости от того, представляется ли ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т. д. Поэтому измерение локуса контроля, по-видимому, более перспективно строить не как одномерную характеристику, а как многомерный профиль, компоненты которого привязаны к типам социальных ситуаций разной степени обобщенности. В целях повышения достоверности результатов опросник сбалансирован по следующим параметрам:  I) по интернальности-экстернальности — половина из пунктов опросника сформулирована таким образом, что положительный ответ на них дадут люди с интернальным УСК, а другая половина сформулирована так, что положительный ответ на нее дадут люди с экстернальным УСК;  2) по эмоциональяому знаку — равное количество пунктов опросника описывают эмоционально позитивные и эмоционально негативные ситуации;  3) по направлению атрибуций — равное количество пунктов сформулировано в первом и третьем лице.   Как видно из представленного, в отличие от шкалы Дж.Роттера, в опросник УСК включены пункты, измеряющие экстернальность-интернальность в межличностных и семейных отношениях; в него также включены пункты, измеряющие УСК в отношении болезни и здоровья. Как показали исследования, проведенные на нормальных испытуемых, ответы на все пункты опросника имеют достаточный разброс: ни одна из половин шкалы не выбиралась реже, чем в 15% случаев. Результаты заполнения опросника отдельными испытуемыми преобразуются в стандартную систему единиц — стенов и могут быть наглядно представлены в виде профиля субъективного контроля. Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности — таким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частным ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности и ряд ситуационных показателей. Стандартизация опросника проводилась на выборке из 84 обследуемых — студентах вуза, средний возраст которых составлял 20,4 года. Авторы УСК сообщают о весьма высоких показателях его надежности. Валидность шкал УСК демонстрируется их связями с другими характеристиками личности, измеренными, в частности, при помощи личностного опросника 16PF Кэттелла. Субъективный контроль над позитивными событиями (достижения, успехи) в большей степени коррелирует с силой Эго (фактор +С) опросника 16PF Кеттела, самоконтроля (фактор +Q3), социальной экстраверсией (факторы +А;—Q2), чем субъективный контроль над негативными событиями (неприятности, неудачи). С другой стороны, люди, не ощущающие ответственности за неудачи, чаще оказываются более практичными, деловыми (фактор —М), чем люди с сильным контролем в этой области, что нехарактерно для субъективного контроля над позитивными событиями. Человек с низким субъективным контролем (считающий, что он мало влияет на то, что с ним происходит, и склонный считать свои успехи и неудачи следствием внешних обстоятельств) эмоционально неустойчив (фактор —С), склонен к неформальному поведению (фактор —G), малообщителен (фактор +Q), у него плохой самоконтроль (фактор —Q3) и высокая напряженность (фактор +Q4). Человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью (фактор +С), упорством, решительностью (+G), общительностью (фактор —Q2) хорошим самоконтролем (фактор +Q3) и сдержанностью (фактор –Q4). Существенно, что интеллект (фактор В) и многие факторы, связанные с экстраверсией-интраверсией, не коррелируют ни с Ио, ни с ситуативными характеристиками субъективного контроля. Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах различающихся формами ответов испытуемых. Вариант А, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по 6-балльной шкале (-3, -2, -1, +1, +2, +3), а которой ответ «+3» означает «полностью согласен», «—3» — «совершенно не согласен» с данным пунктом. Вариант Б, предназначенный для психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале «согласен — не согласен». Применение. Тест предназначен для индивидуального и группового обследования. Применение опросника УСК возможно при решении широкого круга социально-психологических и медико-психологических проблем в клинической психодиагностике, при профотборе, семейной консультации и т. д. УСК повышается в процессе психокоррекционного воздействия на личность. Поэтому возможно применение УСК для оценки эффективности методов психологической коррекции. Рекомендуется использование УСК в клинической психодиагностике, семейных консультациях, для изучения эффективности социально-психологического тренинга и групповой психотерапии.

Теория социального обучения Джулиана Б. Роттера

Теория социального обучения Джулиана Б. Роттера

Теория социального обучения

(1916 — 2014)

Биографическая справка Джулиан Б. Роттер родился в октябре 1916 года в Бруклине, штат Нью-Йорк, и был третьим сыном в семье еврейских иммигрантов. Отец Роттера вел успешный бизнес до Великой депрессии. Депрессия сильно повлияла на Роттера, чтобы он осознал социальную несправедливость и влияние ситуационной среды на людей. Интерес Роттера к психологии начался, когда он учился в средней школе и читал книги Фрейда и Адлера. Роттер учился в Бруклинском колледже, где начал посещать семинары, проводимые Адлером, и собрания его Общества индивидуальной психологии в доме Адлера.

После выпуска Роттер поступил в Университет Айовы, где брал уроки у Курта Левина. Роттер занимался речевой патологией и учился у семантика Венделла Джонсона, чьи идеи оказали непреходящее влияние на взгляды Роттера на использование и неправильное использование языка в психологической науке. После получения степени магистра Роттер прошел стажировку по клинической психологии — одну из немногих доступных в то время — в Государственной больнице Вустера в Массачусетсе. В 1939 году Роттер защитил докторскую диссертацию. работает в Университете Индианы, одной из немногих программ, предлагающих докторскую степень в области клинической психологии. Там он защитил диссертацию по уровню притязаний и окончил ее в 1941. Получив докторскую степень. по клинической психологии, пройдя преддокторскую стажировку, Роттер стал одним из первых клинических психологов, обученных тому, что сейчас является традиционным способом.

После службы в армии и ВВС во время Второй мировой войны Роттер занял академическую должность в Университете штата Огайо. Именно здесь он приступил к своему главному достижению, теории социального научения, которая объединила теорию научения с теорией личности. Он опубликовал Социальное обучение и клиническая психология в 1954 году. Роттер также придерживался твердого мнения о том, как следует обучать клинических психологов. Он был активным участником конференции в Боулдере 1949 года, на которой была определена модель обучения клинических психологов с докторской степенью. Он убедительно говорил о том, что психологов надо готовить на факультетах психологии, а не под наблюдением психиатров. Его идеи по-прежнему влиятельны сегодня (Herbert, 2002).

В 1963 году Роттер уехал из штата Огайо, чтобы стать директором программы обучения клинической психологии в Университет Коннектикута. После выхода на пенсию он оставался там почетным профессором.

Роттер был президентом отделений социальной психологии и психологии личности и клинической психологии Американской психологической ассоциации. В 1989 году он был удостоен награды Американской психологической ассоциации за выдающийся научный вклад.

Роттер был женат на Кларе Барнс, с которой познакомился в Вустерском университете, с 1941 года до ее смерти в 1985 году. У них было двое детей. Позже он женился на психологе Дороти Хохрайх. Роттер умер 6 января 2014 года в возрасте 9 лет.7 в своем доме в Коннектикуте.

[Приведенная выше информация основана на биографическом эссе, написанном Джулианом Роттером: Rotter, JB (1993). Ожидания. В CE Walker (Ed.), История клинической психологии в автобиографии (том II) (стр. 273-284). Пасифик-Гроув, Калифорния: Брукс/Коул. Фотографии предоставлены Университетом Коннектикута.]


Обзор теории Когда Роттер разработал свою теорию социального научения, доминирующей точкой зрения в клинической психологии в то время был психоанализ Фрейда, который сосредоточился на глубоко укоренившихся инстинктивных мотивах людей как определяющих поведение. Люди считались наивными по отношению к своим бессознательным импульсам, и лечение требовало долгосрочного анализа детского опыта. Даже в подходах к обучению в то время доминировала теория влечений, которая утверждала, что люди мотивированы физиологически обоснованными импульсами, которые вынуждают человека удовлетворять их. Разрабатывая теорию социального научения, Роттер отошел от психоанализа, основанного на инстинктах, и бихевиоризма, основанного на побуждениях. Он считал, что психологическая теория должна иметь психологический мотивационный принцип. Роттер выбрал эмпирический закон следствия как его мотивирующий фактор. Закон эффекта гласит, что люди мотивированы искать положительную стимуляцию или подкрепление и избегать неприятной стимуляции. Роттер сочетал бихевиоризм и изучение личности, не полагаясь на физиологические инстинкты или побуждения как на движущую силу.

Основная идея теории социального научения Джулиана Роттера состоит в том, что личность представляет собой взаимодействие человека с его или ее окружением. Нельзя говорить о личности, внутренней по отношению к индивидууму, независимой от среды. Точно так же нельзя сосредотачиваться на поведении как на автоматическом ответе на объективный набор внешних стимулов. Скорее, чтобы понять поведение, нужно принять во внимание как индивидуума (т. е. его или ее жизненную историю обучения и опыта), так и окружающую среду (т. е. те стимулы, которые человек осознает и на которые реагирует). Роттер описывает личность как относительно стабильный набор возможностей реагировать на ситуации определенным образом.

Роттер видит личность, а значит и поведение, как всегда изменчивым. Измените способ мышления человека или измените среду, на которую он реагирует, и поведение изменится. Он не считает, что существует критический период, после которого устанавливается личность. Но чем больше у человека жизненного опыта для создания определенных наборов убеждений, тем больше усилий и вмешательства требуется для того, чтобы произошли изменения. Роттер воспринимает людей оптимистично. Он видит, что их влекут вперед их цели, стремящиеся максимизировать свое подкрепление, а не просто избегать наказания.

У Роттера есть четыре основных компонента в его модели теории социального обучения, предсказывающей поведение. Это поведенческий потенциал, ожидание, ценность подкрепления и психологическая ситуация.

Поведение Потенциал. Поведенческий потенциал – это вероятность проявления определенного поведения в конкретной ситуации. Другими словами, какова вероятность того, что человек проявит определенное поведение в ситуации? В любой данной ситуации есть несколько моделей поведения, в которых можно участвовать. Для каждого возможного поведения существует поведенческий потенциал. Человек будет демонстрировать то поведение, которое имеет самый высокий потенциал.

Ожидание. Ожидание — это субъективная вероятность того, что данное поведение приведет к определенному результату или поощрению. Насколько вероятно, что поведение приведет к результату? Наличие высоких или сильных ожиданий означает, что человек уверен, что поведение приведет к результату. Наличие низких ожиданий означает, что человек считает маловероятным, что его или ее поведение приведет к подкреплению. Если результаты в равной степени желательны, мы будем вести себя с наибольшей вероятностью окупиться (т. е. с наибольшим ожиданием). Чтобы иметь высокое ожидание, люди должны верить в то, что (а) они способны эффективно реализовать поведение, и (б) что это поведение приведет к подкреплению.

Ожидания формируются на основе прошлого опыта. Чем чаще поведение приводило к подкреплению в прошлом, тем сильнее ожидание человека, что поведение приведет к такому результату сейчас. Кроме того, людям не обязательно иметь непосредственный опыт подкрепления того или иного поведения. Роттер писал, что наши наблюдения за результатами поведения других людей влияют на наши собственные ожидания. Если мы видим, что кого-то другого наказывают за определенное поведение, нам не нужно лично переживать наказание, чтобы сформировать ожидание того, что это поведение, вероятно, будет наказано.

Важно отметить, что ожидание — это субъективная вероятность, потому что одним из распространенных источников патологии являются иррациональные ожидания. Между субъективной оценкой человеком вероятности подкрепления и фактической, объективной вероятностью его появления может не быть никакой связи. Люди могут либо переоценивать, либо недооценивать эту вероятность, и оба искажения потенциально могут быть проблематичными.

Значение усиления. Подкрепление — это другое название результатов нашего поведения. Ценность подкрепления относится к желательности этих результатов. То, что мы хотим, чтобы произошло, что нас привлекает, имеет высокую ценность подкрепления. То, чего мы не хотим, чего хотим избежать, имеет низкую ценность подкрепления. Если вероятность получения подкрепления одинакова (т. е. ожидания равны), мы будем демонстрировать поведение с наибольшей ценностью подкрепления, то есть поведение, направленное на желаемый результат. Как следует из названия теории социального научения, социальная среда имеет первостепенное значение для формирования нашего поведения. Социальные результаты, такие как одобрение, любовь или неприятие, сильно влияют на наше поведение. Для людей наиболее важными подкреплениями часто являются социальные подкрепления.

Как и в случае с ожиданием, ценность подкрепления субъективна , что означает, что одно и то же событие или опыт могут сильно различаться по желательности в зависимости от жизненного опыта человека. Наказание со стороны родителей отрицательно повлияет на большинство детей, и этого следует избегать. Однако дети, которые получают мало положительного внимания со стороны родителей, могут искать родительского наказания, потому что оно имеет более высокую ценность подкрепления, чем пренебрежение.

Ценность любого подкрепления частично определяется другими будущими подкреплениями, к которым оно может привести. Например, хорошая сдача экзамена в определенном классе будет иметь повышенную ценность поощрения, если вы считаете, что хорошая работа в этом классе приведет к тому, что вы сможете работать в лаборатории вашего профессора. Таким образом, даже кажущееся тривиальным событие может иметь очень сильное подкрепление, как положительное, так и отрицательное, если человек видит, что оно ведет к другим сильно ценным подкреплениям.

Наименьшее количество подкрепления, которое все еще имеет положительное значение, известно как минимальная цель . Если люди достигают результата, равного или превышающего их минимальную цель, они будут считать, что добились успеха. Когда уровень подкрепления падает ниже минимальной цели человека, это подкрепление ощущается как неудача. Люди различаются по своим минимальным целям. Таким образом, один и тот же результат может означать успех для одного человека (с более низкой минимальной целью), в то время как для другого человека (с более высокой минимальной целью) он кажется неудачей.

Прогнозная формула. Поведенческий потенциал (BP), ожидание (E) и ценность подкрепления (RV) могут быть объединены в формулу прогнозирования поведения:

БП = f (Е и RV)

Эту формулу можно прочитать следующим образом: поведенческий потенциал является функцией ожидания и ценности подкрепления. Или, другими словами, вероятность того, что человек проявит определенное поведение, является функцией вероятности того, что это поведение приведет к данному результату, и желательности этого результата. Если ожидание и ценность подкрепления высоки, то потенциал поведения будет высоким. Если значение ожидания или подкрепления низкое, то и поведенческий потенциал будет ниже.

Психологическая ситуация. Психологическая ситуация представляет собой идею Роттера о том, что опыт каждого человека в окружающей среде уникален. Хотя психологическая ситуация не фигурирует непосредственно в формуле Роттера для предсказания поведения, Роттер считает, что всегда важно помнить, что разные люди интерпретируют одну и ту же ситуацию по-разному. У разных людей будут разные ожидания и ценности подкрепления в одной и той же ситуации. Таким образом, именно субъективная интерпретация людьми окружающей среды, а не объективный набор стимулов, имеет для них значение и определяет их поведение.

Общность против специфичности. Важным аспектом теорий личности является соотношение общности и специфичности их конструкций. Общие конструкты широки и абстрактны, а частные конструкты узки и конкретны. Оба типа конструкций имеют свои преимущества. Теория с общими конструкциями позволяет делать множество прогнозов в разных ситуациях, зная лишь небольшой объем информации. Однако недостатки общих конструктов заключаются в том, что их сложнее измерить, а сделанные на их основе прогнозы имеют более низкий уровень точности. Конкретные конструкты, с другой стороны, легче измерить, и их можно использовать для более точных прогнозов. Однако эти прогнозы ограничены конкретной ситуацией.

Например, знание того, что кто-то в целом настроен враждебно, позволяет нам делать прогнозы, что этот человек будет враждебен по отношению к ряду людей. В разных ситуациях этот человек, вероятно, будет более враждебным по отношению к другим, чем человек с низким уровнем враждебности. Однако наша способность предсказать, например, насколько враждебно этот человек будет относиться к Джейн, ограничена, потому что могут быть другие факторы, определяющие, будет ли этот человек относиться к Джейн враждебно во время конкретной встречи (например, человеку нравится Джейн или ситуационные факторы препятствуют проявлению враждебности). С другой стороны, если мы знаем, что этот человек ненавидит Джейн, мы можем с высокой точностью предсказать, что этот человек будет относиться к Джейн враждебно. Но мы не сможем предсказать, будет ли этот человек относиться к другим людям враждебно.

Сильной стороной теории социального научения Роттера является то, что она явно сочетает в себе частные и общие конструкции, предлагая преимущества каждой из них. В теории социального научения все общие конструкции имеют конкретный аналог. Для каждого ситуационно-специфического ожидания существует кросс-ситуационное обобщенное ожидание . Теория социального научения сочетает в себе общность и специфичность, что позволяет психологам измерять переменные и делать большое количество точных прогнозов на основе этих переменных.

«Локус контроля». Для многих людей единственным знакомством с идеями Джулиана Б. Роттера является его концепция обобщенных ожиданий контроля над подкреплением, более известная как локус контроля. Локус контроля относится к очень общим, кросс-ситуативным убеждениям людей о том, что определяет, получают ли они подкрепление в жизни. Людей можно классифицировать вдоль континуума от очень внутренних до очень внешних.

Люди с сильным внутренним локусом контроля считают, что ответственность за то, получат они подкрепление или нет, в конечном итоге лежит на них самих. Интерналы считают, что успех или неудача обусловлены их собственными усилиями. Напротив, экстерналы считают, что поощрения в жизни контролируются удачей, случаем или другими могущественными людьми. Поэтому они не видят большого влияния своих собственных усилий на количество получаемого ими подкрепления.

Роттер много писал о проблемах с интерпретацией людьми концепции локуса контроля. Во-первых, он предупредил людей, что локус контроля — это не типология. Он представляет собой континуум, а не предложение «или/или». Во-вторых, поскольку локус контроля представляет собой обобщенное ожидание, он будет предсказывать поведение людей в различных ситуациях. Однако могут быть какие-то специфические ситуации, в которых люди, например, в целом экстерналы, ведут себя как интерналы. Это потому, что их история обучения показала им, что они могут контролировать подкрепление, которое они получают в определенных ситуациях, хотя в целом они мало контролируют то, что с ними происходит. Опять же, можно увидеть важность понимания личности как взаимодействие человека и окружающей среды.

Психопатология и лечение. Роттер категорически против медицинской модели представления психических расстройств как заболеваний или болезней. Скорее, он понимает психологические проблемы как неадекватное поведение, вызванное ошибочным или неадекватным опытом обучения. Роттер (1969) писал, что патология может развиться, когда «человек, ожидающий наказания или неудачи, может избегать ситуаций физически, избегать их путем подавления или может пытаться достичь [своих или ее] целей с помощью рационализации, фантазии или символических средств» (стр. 7).

Для Роттера симптомы патологии, как и любое поведение, приобретаются. Следовательно, лечение следует рассматривать как учебную ситуацию, в которой обучают адаптивному поведению и познанию. Отношения терапевт-клиент рассматриваются как подобные отношениям учитель-ученик. Наличие теплых отношений между клиентом и терапевтом придает терапевту большую ценность для клиента. Это позволяет терапевту больше влиять на поведение клиента посредством похвалы и поощрения. Большая часть современной когнитивно-поведенческой терапии уходит своими корнями в теорию социального научения Роттера, хотя эти долги часто остаются незамеченными.

Согласно Роттеру, патология может развиться из-за трудностей в любой точке его прогностической формулы. Поведение может быть неадекватным, потому что человек никогда не научился более здоровому поведению. В этом случае терапевт будет делать прямые предложения о новом поведении, которое можно попробовать, и будет использовать такие методы, как ролевые игры, для развития более эффективных навыков преодоления трудностей.

Ожидания могут привести к патологии, когда они иррационально занижены. Если у людей низкие ожидания, они не верят, что их поведение будет подкрепляться. Следовательно, они прикладывают мало усилий к своему поведению. Если они не попытаются добиться успеха, они, скорее всего, потерпят неудачу. И когда они терпят неудачу, это подтверждает их низкие ожидания. Этот процесс снижения ожиданий является обычным явлением при патологии, известной как порочный круг. Когда у клиентов низкие ожидания, терапевты пытаются повысить доверие клиентов, используя свое терапевтическое влияние, чтобы помочь клиентам (а) понять иррациональность своих ожиданий и (б) попытаться сделать то, чего они избегали из страха неудачи. В целом, психотерапевты, занимающиеся социальным обучением, всегда пытаются повысить ожидания своих клиентов в отношении подкрепления.

Наконец, значение подкрепления проблемы могут привести к патологии. Подкрепление – это цели, к которым мы стремимся в жизни. Если люди ставят перед собой нереально высокие и недостижимые цели (т. е. имеют слишком высокие минимальные цели), они, скорее всего, будут часто терпеть неудачи. Этот сбой может привести к развитию описанного выше порочного круга. В этой ситуации терапевты помогали клиентам снизить минимальные цели, разрабатывая для себя разумные и достижимые стандарты. Гибкость в постановке минимальных целей — один из признаков хорошего психического здоровья. Лучше шаг за шагом стремиться к достижению ряда целей, чем ставить перед собой одну далекую, высокую цель. Терапевт Роттера также хочет, чтобы клиенты учитывали долгосрочные последствия своего поведения, а не только краткосрочные последствия.


Значение для области психологии Джулиан Б. Роттер был назван одним из 100 самых выдающихся психологов 20 века. Хаггблум и др. (2002) обнаружили, что Роттер занимал 18-е место по частоте цитирования в журнальных статьях и 64-е место по общей известности.
  • Haggbloom, S. J. et al. (2002). 100 самых выдающихся психологов 20 века. Обзор общей психологии, 6, 139-152.


Радиоинтервью и профиль Джулиан Роттер дал интервью о локусе контроля в программе Mind Changers на BBC в 2012 году.

Джулиан Роттер также был представлен в 2012 году в UConn Today .


Прохождение Новости о смерти Джулиана Роттера и некрологи были размещены здесь:
  • UConn Университета Коннектикута сегодня
  • Радио BBC (начало в 9:00)

Современные исследования в области теории социального обучения Исследования личности все еще проводятся с использованием очень гибкой системы Роттера. Катандзаро и Мирнс использовали теорию социального обучения для определения обобщенных ожиданий регуляции негативного настроения (ЯМР). Ожидания ЯМР представляют собой убеждения людей относительно их способности контролировать неприятные настроения, которые они испытывают. В соответствии с теорией Роттера эти ожидания предсказывают, как люди справляются с различными расстраивающими событиями, а также результаты этого преодоления с точки зрения настроения и здоровья. Посетите страницу исследования ЯМР.

Избранная библиография У Роттера множество публикаций, охватывающих более семи десятилетий. В этом разделе будут освещены его наиболее важные вклады в литературу. Заинтересованные стороны должны ознакомиться с этими работами для более подробного описания концепций, представленных на этой веб-странице.
  • Роттер, Дж. Б. (1942). Уровень притязаний как метод изучения личности. II. Разработка и оценка контролируемого метода. Журнал экспериментальной психологии, 31, 410-422.
  • Роттер, Дж. Б., и Рафферти, Дж. Э. (1950). The Rotter Incomplete Sentences Blank manual: Форма колледжа. Нью-Йорк: Психологическая корпорация
  • Роттер, Дж. Б. (1954). Социальное обучение и клиническая психология. Нью-Йорк: Прентис-Холл.
  • Роттер, Дж. Б. (1960). Некоторые последствия теории социального обучения для прогнозирования целенаправленного поведения на основе процедур тестирования. Психологический обзор, 67, 301-316.
  • Роттер, Дж. Б., Ливеран, С., и Краун, Д. П. (1961). Рост и исчезновение ожиданий в случайно контролируемых и квалифицированных задачах. Журнал психологии, 52, 161-177.
  • Роттер, Дж. Б. (1966). Обобщенные ожидания внутреннего и внешнего контроля подкрепления. Психологические монографии, 80. (Всего № 609).
  • Роттер, Дж. Б. (1969, июнь). Подход социального обучения к психическому здоровью сообщества. В Симпозиум по молодежи: их ценности, цели и концепции карьеры [третий доклад]. Ренсселервиль, Нью-Йорк. (ERIC № ED036828) скачать PDF .
  • Роттер, Дж. Б. (1970). Некоторые последствия теории социального научения для практики психотерапии. В D. Levis (Ed.), Подходы к обучению терапевтическому изменению поведения (стр. 208-241). Чикаго: Альдин.
  • Роттер, Дж. Б. (1971). Общие ожидания межличностного доверия. Американский психолог, 26, 443-452.
  • Роттер, Дж. Б. (1971). Об оценке способов вмешательства в чужую жизнь. Клинический психолог, 24, 1.
  • Роттер, Дж. Б., Чанс, Дж. Э., и Фарес, Э. Дж. (1972). Применение теории социального обучения личности. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
  • Роттер, Дж. Б. (1975). Некоторые проблемы и заблуждения, связанные с конструкцией внутреннего и внешнего контроля подкрепления. Журнал консалтинга и клинической психологии, 43, 56-67.
  • Роттер, Дж. Б. (1978). Обобщенные ожидания от решения проблем и психотерапии. Когнитивная терапия и исследования, 2, 1-10.
  • Роттер, Дж. Б. (1980). Межличностное доверие, благонадежность и доверчивость. Американский психолог, 26, 1-7.
  • Роттер, Дж. Б. (1981). Психологическая ситуация в теории социального научения. В Д. Магнуссон (ред.), К психологии ситуаций: интерактивная перспектива (стр. 169-178). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
  • Роттер, Дж. Б. (1982). Развитие и применение теории социального обучения. Нью-Йорк: Прегер.
  • Роттер, Дж. Б. (1989). Внутренний и внешний контроль подкрепления: история болезни переменной. Американский психолог, 45, 489-493.
  • Роттер, Дж. Б., Лах, М. И., и Рафферти, Дж. Э. (1992). Rotter Incomplete Sentences Blank Руководство, второе издание. Нью-Йорк: Психологическая корпорация.
  • Роттер, Дж. Б. (1992). Некоторые комментарии по поводу «родственных личному контролю». Прикладная и профилактическая психология, 1, 127-129.

Дополнительная литература
  • Кирш, И. (1986). Самоэффективность и ожидание: старое вино с новыми этикетками. Журнал личности и социальной психологии, 49, 824-830.
  • Мирнс, Дж. (2009). Теория социального обучения. В H. Reis & S. Sprecher (Eds.), Энциклопедия человеческих отношений (том 3) (стр. 1537-1540). Тысяча дубов, Калифорния: Sage.
  • Уильямс, Д. М. (2010). Ожидание результата и самоэффективность: теоретические последствия неразрешенного противоречия. Обзор личности и социальной психологии, 14, 417-425.

Авторские права на текст © Джек Мирнс, 2000-2021. Все права защищены.

обр. 21.08.21

FRI0621-HPR ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ У БОЛЬНЫХ РЕВМАТОИДНЫМ АРТРИТОМ ПОСЛЕ КУРСА ОБУЧЕНИЯ БИОУПРАВЛЕНИЕМ

Текст статьи

Меню статьи

  • Статья
    Текст
  • Артикул
    Информация
  • Цитата
    Инструменты
  • Поделиться
  • Быстрое реагирование
  • Артикул
    метрика
  • Оповещения

PDF

Медицинские работники в области ревматологии Тезисы

Постерные презентации

Пятница, 05 июня 2020 г.

Вмешательства HPR (образовательные, физические, социальные и психологические)

1

FRI0621-HPR ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ У БОЛЬНЫХ РЕВМАТОИДНЫМ АРТРИТОМ ПОСЛЕ КУРСА ОБУЧЕНИЯ БИОУПРАВЛЕНИЕМ

Бесплатно

  1. R. grekhoff1
  1. 1 Zborovsky ‘Научно -исследовательский институт

    1161016 0103 9603 9000 03030303030301010101010 годов Amebrage Amegrable Amegrable Amegrable Amegrable, Ameble Amexity 965 61010101010101010101010 годов. БОС) провести обучение по локусу контроля у больных ревматоидным артритом (РА) и обосновать использование этого метода в комплексном лечении заболевания.

    Методы: Обследовано 40 больных РА, госпитализированных в ревматологическое отделение. Средний возраст больных составил 48,6 лет ± 7,73 года (от 30 до 70 лет), большинство составили женщины = 26 (86%), средняя продолжительность заболевания 12 лет ± 3,44 года. Мы используем шкалу локуса контроля Дж. Роттера в адаптации Е.Ф.Бажина. Больные РА были разделены на две группы: основную (20 больных) и контрольную (20 больных). Пациенты основной группы получали комплексную терапию с 12 сеансами БОС-тренировки, преимущественно на основе параметров электрической активности головного мозга — релаксации ЭЭГ с использованием комплекса психофизиологической реабилитации «Реакор™» производства ООО «Медиком МТД» (Таганрог).

    Результаты: Нами выявлена ​​экстернальность у больных РА в области общего (3,03 ± 0,3), а также в области отношения к болезни (3,86 ± 0,23) и в сфере производственных отношений (3,43 ± 0, 25). После занятий БОС у больных основной группы наблюдалось повышение интернальности по шкалам общей сферы (р<0,05) и отношения к болезни (р<0,01). В группе больных, получавших традиционное лечение, динамика результатов была недостоверной.

    Заключение: Следует отметить, что локус контроля (или субъективного контроля) – это качество, характеризующее склонность человека возлагать ответственность за результаты своей деятельности на внешние силы, либо на собственные способности и усилия. Экстернальность проявляется, когда люди предпочитают перекладывать ответственность за важные события своей жизни на внешние обстоятельства и внешние силы (начальство, коллеги и т. д.). В сфере отношения к болезни экстернальность проявляется, когда больной ведет себя пассивно, и считает, что никак не может повлиять на течение болезни, перекладывая всю ответственность за результаты лечения на медицинский персонал, что может привести к несоблюдению со схемой лечения и повышением уровня тревоги и депрессии, снижением самооценки. Начало заболевания и связанные с ним социальные последствия (инвалидность, утрата социальных ролей и др.) могут вызывать негативное психическое состояние выученной беспомощности. Выученная беспомощность определяется как состояние, возникающее в результате неконтролируемых, преимущественно негативных событий, проявляющееся в нарушениях эмоциональных, мотивационных и когнитивных процессов. Иными словами, больной РА, страдающий этим состоянием, ожидает неудач лечения и снижает контроль за соблюдением режима лечения. БОС-терапия может быть использована для коррекции и профилактики состояния выученной беспомощности за счет повышения уровня интернализации.

    Предполагается, что повышение интернализации в процессе БОС связано с обучением пациента навыкам саморегуляции физиологических процессов. Механизмы терапевтического действия БОС заключаются не только в изменении физиологических показателей (улучшение мозгового и периферического кровотока, мышечная релаксация, улучшение сна), но и в смещении локуса контроля с внешнего на внутренний, что может повысить комплаентность, уменьшают невротические жалобы, мобилизуют волевой потенциал и повышают самооценку пациентов.

    В результате курса БОС у больных отмечено повышение интернальности по шкалам общей сферы и сферы отношения к болезни. Применение БОС целесообразно для повышения комплаентности и эффективности комплексного лечения больных РА.

    Раскрытие интересов: Не заявлено

    http://dx.doi.org/10.1136/annrheumdis-2020-eular.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *