Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

В чем особенности межличностных отношений: В чем состоят основные особенности межличностных отношений?

Содержание

Особенности межличностных отношений в группах сверстников в условиях дополнительного образования

)

 

Вне общения человеческое общество немыслимо. Общение выступает как способ объединения индивидов, неотъемлемый элемент их личностного развития. Этим и определяется существование общения как реальности общественных и межличностных отношений. Потребность во взаимодействии с себе подобными объясняется социальной природой человека. Возникла она в процессе общественно-исторического развития людей и является одной из определяющих поведение человека. Человек не может не обмениваться действиями, поступками, мыслями и чувствами с другими людьми. Развитое общение осуществляется в дружбе и любви [1, с.105].

Личность — есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что почти все в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных больших социальных и малых групп. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать, как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно авторитетным социально-психологическим образованием [1, с.223].

Положение человека в группе может неоднократно меняться. Одним из существенных видов групп является коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений.

Эти фундаментальные положения социальной психологии наиболее ярко проявляются в практике дополнительного образования, организации детского учебного коллектива [2]. Традиционно выделяют три этапа формирования учебного коллектива. На первом организационном этапе группа учащихся не представляет собой коллектив.

Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог. Он внимательно изучает каждого члена группы, его характер, особенности личности. В целом первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, то есть активным приспособлением к учебному процессу и усвоением требований, норм, традиций учебного заведения.

Второй этап формирования и развития коллектива наступает, когда выявляется неформальный актив, то есть члены группы, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Этот этап характеризуется созданием системы межличностных и деловых отношений между членами коллектива. Педагогу для организации соответствующей коррекционной работы чрезвычайно важно знать, какова структура межличностных отношений в коллективе, а также на чем они основаны. В этой связи большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выявить скрытую от непосредственного наблюдения структуру межличностных взаимоотношений в группе, выявить лидеров и статусное положение всех остальных членов группы.

Лидер — определяющая сила группы. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.

Третий этап развития коллектива характеризуется высоким уровнем сплоченности — ценностно-ориентированного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам наиболее значимым для группы в целом.

Комплексным показателем взаимоотношений в коллективе является его социально-психологический климат — совокупность отношений членов коллектива к условиям и характеру совместной деятельности; к членам коллектива; к руководителю.

Межличностные отношения строятся на симпатиях, антипатиях, привлекательности и предпочтительности, а именно, но критериях выбора. Чем важнее для человека намечаемая деятельность, чем более длительное и правильное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно и проходит ряд этапов [3, с. 277].

В свою очередь Я. Коломинский критериями выбора называл вопросы о желании человека совместно с кем-либо участвовать в какой-либо деятельности [4]. Например: «С кем вы хотите вместе решать задачу?» или «Кого вы пригласите на день рождения?». Часто успех изучения взаимоотношений зависит от правильного подбора этих вопросов, критериев. Различают сильные и слабые критерии выбора. Сильные критерии выявляют более глубокие и устойчивые отношения людей.

Деление критериев по силе, обобщенности связано с представлением о наличии между людьми спонтанных, непосредственных влияний как основы межличностных отношений.

Таким образом, межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе людей, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов, влияющих на них. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия социального статуса и социальной роли.

Социальный статус обычно определяется как ранг или позиция индивида в группе или группы, во взаимоотношениях с другими группами (некоторые социологи используют термин «социальная позиция» как синоним социального статуса). Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Хотя ролевое обучение бывает чаще всего бессознательным, оно не делается от этого менее реальным. Не случайно уже с детства главная и большая часть процессов социализации личности состоит в обучении различным видам социальных действий, как мужчин, так и женщин.

Если определение мужских и женских ролей субъективно и зависит от конкретного места и времени, то приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам — извечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям.

Пол и возраст — это только два примера из многих предписанных статусов. Все подобнее статусы включают роли, которые могут успешно выполняться только тогда, когда каждый из индивидов социализируется к предписаниям, установленным в обществе относительно этих ролей [5, с.175].

Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус. Если каждая личность имеет некоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе или обществе без учета ее индивидуальных способностей или предпочтений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в результате везения.

На этих базовые положениях Дж.Морено построил свою социометрическую технику диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Важную информацию несет в себе индивидуальный индекс эмоционального благополучия, многозначный по своему диагностическому потенциалу. Он отражает, во-первых, оценку, данную членом ЭПК своего коллектива, а во-вторых, в оценке опосредуется личное эмоционально-психологическое состояние учащегося в данном социуме.

 

Литература:

  1. Кон И. С. Психология ранней юности. –М.: Просвещение. –1989. –255с.
  2. Тесленко А. Н. Педагогика и психология социализации личности. Кокшетау: КУАМ, 2012. -232 с.
  3. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. –М.: Педагогика. –1990. -437 с.
  4. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности.- М., 2001. -56с.
  5. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. –М.: Мысль. –1971. –315 с

Особенности межличностных отношений старшеклассников

Особенности межличностных отношений старшеклассников

Семёнова Анна,

обучающаяся 10а класса

БОУ «Тарская гимназия №1»

В современной психологии нет четкого определения понятия «межличностные отношения». Так, Н.Н. Обозов отмечает, что межличностные отношения – это всегда «субъект-субъектные» связи [9, с.11-12].

Е.П. Ильин в своей книге «Психология общения и межличностных отношений» даёт следующее определение: «межличностные отношения – это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.» [2, с.445].

Г.М. Андреева определяет межличностные отношения как объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми [1, с.272-273].

В своей работе под межличностными отношениями вслед за Е.П. Ильиным мы будем понимать отношения, складывающиеся между отдельными людьми, которые сопровождаются переживаниями эмоций и выражают внутренний мир человека.

Анализируя имеющиеся теоретические и эмпирические данные о проблеме межличностных отношений в зарубежной и отечественной психологической литературе, Н.Н. Обозов предлагает следующую классификацию межличностных взаимоотношений [9, с. 94]:

Таблица 1

Классификация межличностных отношений

Название

Характеристика

Отношения знакомства

отношения между людьми, знающими друг друга, связанными общением;

Приятельские отношения

вид отношений, носящие поверхностный характер, основывающиеся на симпатии;

Товарищеские отношения

отношения, складывающиеся между людьми в процессе их совместной деятельности на основе единства интересов, жизненных задач.

Дружеские отношения

вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности;

Любовные отношения

вид отношений, основанные на высшем духовном чувстве человека, богатым разнообразными эмоциональными переживаниями, основанным на благородных чувствах и высокой морали и сопровождаемым готовностью сделать все от себя зависящее для благополучия любимого человека;

Супружеские отношения

это отношения между мужем и женой

Родственные отношения

связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого (прямое родство), или разных лиц от общего предка, а также на брачных семейных отношениях.

Деструктивные отношения

это разрушительные отношения, в которых страдает один или оба партнера.

В каждом возрастном периоде, по мнению Э. Эриксона, межличностное общение имеет свои специфические особенности, определяемые развитием потребностно-мотивационной сферы. Так он в своей книге «Идентичность: юность и кризис» выделяет стадии развития личности [14, с. 14-16] (Таблица 2).

Таблица 2

Стадии развития личности по Э.Эриксону

Название стадии

Возрастной промежуток

1

Младенчество

0-1 год

2

Раннее детство

1-3 года

3

Детство

3-6 лет

4

Школьный возраст

6-12 лет

5

Отрочество и юность

12-20 лет

6

Ранняя зрелость

20-25 лет

7

Средний возраст

25-65 лет

8

Поздняя зрелость

После 65 лет

Кулагина И. Ю. и Колюцкий В.Н. в своей книге «Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека» на основе данной классификации выделяют для каждый стадии свои особенности межличностного общения, так, например, «на первой стадии развития (орально-сенсорной), соответствующей младенческому возрасту, возникает доверие или недоверие к миру», или же, «на третьей стадии (локомоторно-генитальной), совпадающей с дошкольным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива» [5, с. 192-193].

Для старшеклассника межличностное общение и взаимодействие является неотъемлемой частью успешной адаптации в классе. Поэтому проблема межличностных отношений в старшем школьном возрасте является одной из центральных в формировании личности школьника.

Особенно интенсивно человек развивается в начале жизненного пути — с рождения до 17 лет, пока стремительно взрослеющий ребёнок не окончит школу и не вступит во взрослую жизнь. Поздний подростковый возраст и юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию идентичности [5, с.195-196].

Подросток больше не осуществляет себя ребёнком, поэтому переходит в следующий возрастную фазу, а именно во взрослость. Д.Б. Эльконин разграничивает в развитии подростков объективную и субъективную взрослость. Объективная взрослость проявляется в готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника. Элементы объективной взрослости в подростковом возрасте можно заметить в отношении подростков к учению и труду, к родителям и сверстникам, к детям и пожилым людям [13, с.137].

Субъективная взрослость, или чувство взрослости, характеризуется появлением у подростка отношения к себе не как к маленькому, а как к взрослому. Основными показателями чувства взрослости служат: проявления потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности, желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых, наличие собственной линии поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников, появление привычек, заимствованных у взрослых, таких как: распитие спиртных напитков, курение и т. д. [13, с.138].

В юношеском возрасте происходит существенное обновление мотивов общения. Расширяется круг общения, а также его задачи. Разрушается внутригрупповое общение со сверстниками, увеличиваются контакты с лицами противоположного пола, складываются две разные по своему значению для психического становления системы отношений: одна – со взрослыми, иная – со сверстниками. Взаимоотношения со сверстниками обычно строятся на равноправии субъектов отношений, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отстраняется от семьи и начинает больше времени проводить со сверстниками.

Повзрослевший ребёнок присоединяется к новым социальным группам и приобретает иные представления о самом себе. Непротиворечивая идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, креативность и компетентность позволяют ребёнку решить главную задачу, а именно задачу самоопределения, выбора жизненного пути.

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная система самооценивания, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание себя как личности, неповторимой и не похожей на других. Таким образом, постепенно у тинейджера формируется своя «Я – концепция», которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

Старшеклассник сложен и противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. Физическое и психическое становление постепенно уравновешивается, в отличие от младшего подросткового этапа, основной чертой которого была неравномерность развития.

Как уже говорилось ранее, общение в классе является неотъемлемой частью адаптации ребёнка в обществе, так и формирования его личности. Школьный класс – важнейшая группа принадлежности старшеклассников. Для старшеклассника особенно важны процессы развития самосознания, динамика и регулирования образов «я». У большинства старшеклассников отчетливо выражена дифференциация интересов и предпочтение тех или иных видов деятельности [12].

В школьном классе ученики не только контактируют, но и взаимодействуют друг с другом в течение достаточно длительного времени, находясь в одном помещении, а кроме этого взаимодействуют во время проведения различных школьных мероприятий. Это взаимодействие продолжается и за стенами школы, во время работы над совместными проектами, при участии в подготовке групповых дискуссий. Эти взаимодействия могут быть как примитивные (реакции амбиции, превосходства) так, и альтруистические, от конкуренции, соревнования до сотрудничества.

В подростковых группах обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который по какой-либо причине не находится в центре внимания сверстников. Подросток всегда особенно дорожит личной дружбой с лидером и стремится её завоевать.

Формирование лидерских качеств связано с тем, что у старшеклассника формируется определенный образ лидера и лидерства в целом, он осознает свои индивидуально-психические особенности, свойства, способности и возможности, необходимые для выполнения лидерской роли, у него начинает формироваться необходимый блок лидерских качеств, лидерское поведение. Быть лидером в подростковых группах, как в любой возрасте, значит вести за собой, но в юношестве лидер также неосознанно пропагандирует свою манеру поведения и другие особенности, присущие ему. Подростки видят в нём ориентир, на который следует равняться и подражать [6].

Формирование индивидуальности ведёт за собой также и негативные последствия. Подростки, которые только находят себя, могут быть неприняты другими. Их интересы могут выбиваться из привычных представлений их сверстников, что ведёт за собой неприязнь и травлю. Мотивом для травли может быть зависть, месть, глубокая неприязнь человека, борьба за власть, самоутверждение за счет более слабого человека, желание быть в центре внимания, выглядеть лучше остальных, стремление унизить, запугать непонравившегося человека.

Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростов: интимно-личностную, стихийно-групповую, социально-ориентированную [11, с.35].

В старшем школьном возрасте дружеские отношения становятся типичными. Школьники уже осознают различия между дружбой и приятельством, их выбор друзей становиться менее хаотичен, нежели подростковом возрасте, и ограничивается двумя-тремя по-настоящему близкими друзьями. Старшеклассники одновременно могут входить в несколько социальных групп: небольшую приятельскую группу (5-6 человек), большую компанию (до 12-15 человек). Для общения в этих группах характерно то, что предмет их занятий выступает лишь как повод для общения. Прежде всего, это поиск приятельских отношений.

Приятельские отношения возникают, когда знакомые ощущают симпатию друг к другу.

Симпатия (от греч. sympatheia – влечение, внутреннее расположение) – это устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому– или чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи (альтруизму) [2, с.126].

Причины возникновения симпатии могут быть осознанными и малоосознанными. К первым относятся общность взглядов, идей, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Ко вторым – внешняя привлекательность, черты характера, манера поведения и т. п. [1, с. 473]

На основе симпатии может сформироваться дружба. Дружба является важнейшей составляющей, как подросткового и юношеского возраста, так и все возрастов в целом.

Дружба — вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности [10, с.187].

И. С. Кон выявляет причины формирования дружбы [3, с.104]:

  • потребности субъекта, побуждающие его выбирать того или иного партнера;
  • свойства партнера, стимулирующие интерес или симпатию к нему;
  • благоприятствующие особенности процесса взаимодействия возникновению и развитию парных отношений;
  • объективные условия такого взаимодействия (например, принадлежность к общему кругу общения, групповая солидарность).

Юношеская дружба многообразна, а также может быть различных форм: от простого совместного времяпрепровождения до глубокого самораскрытия. Но в отличие от групповых отношений, в основе которых обычно лежит совместная деятельность, дружба характеризуется, прежде всего, эмоциональной привязанностью. Не смотря на то, что дружба строится на общности предметных интересов, личная близость для неё намного важнее [2, с. 205].

Дружат часто совершенно непохожие по психическому складу люди. Отношения между такими друзьями дают каждому из них максимальную возможность для самовыражения при минимальном соперничестве; в то же время вместе они составляют пару, обладающую большим разнообразием черт личности, чем каждый в отдельности, возмещая недостатки одного достоинствами другого. Однако друзья не всегда бывают полной противоположностью друг другу. Для дружеских пар, существующих долгое время, обычно характерно наличие общих ценностей, взглядов, надежд и мнений как относительно друг друга, так и в отношении других людей [10].

Дружба может достичь глубокого уровня близости, при котором субъекты дружбы начинают чувствовать себя словно родственники. При таком уровне взаимоотношений формируется понятие «лучший друг/подруга».

Лучший друг – это тот человек, которому можно довериться, как самому себе, и на которого можно полностью положиться. Существует много друзей в нашей жизни, но лучших друзей не может быть очень много, он либо один, либо их несколько.

Дружба занимает промежуточное положение между двумя видами человеческих отношений: знакомством и любовью. От первого отличается тем, что носит более интимный характер, и она гораздо глубже знакомства или приятельства. От любви дружба отличается, напротив, меньшей интимностью и большей рассудочностью, более строгими, нормативно и ритуально определёнными правилами поведения [8].

В средних и старших классах между мальчиками и девочками появляются романтические чувства, они более серьёзнее, чем в подростковом возрасте. Так подростки начинают писать друг другу записки или общаться в социальных сетях, стараются как можно больше проводить время вместе. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию.

Влюбленность – это страстное влечение к кому-нибудь. Отличительным признаком влюбленности от всех других видов эмоциональных отношений является половая страсть.

Влюбившись, подросток пытается как можно больше времени уделять второй половине, поэтому подростка теперь сложно застать вечером дома – он предпочитает гулять в обществе объекта воздыхания.

Психологию подростковой любви можно сравнить с эпидемией. Юноши и девушки замечают, как их сверстники образовывают пары, и им хочется аналогичных чувств. Они смотрят фильмы, где неизменно присутствует любовная линия, и жаждут пережить похожие эмоции. Многие подростки считают необходимым не отставать от сверстников и приписанных подросткам стереотипов, стараются найти вторую половинку, хотя и вовсе могут быть не готовы к отношениям.

Список используемой литературы

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: ИЦ «Академия», 2010. – 284 с.
  2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений, 2009. — 576 с.
  3. Кон И.С. Психология старшеклассника. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1980 — 189с.
  4. Крутецкий, В.А. Общая характеристика особенностей подросткового возраста / В.А. Крутецкий. URL: http://www.detskiysad.ru/ped/shkolnik09.html (Дата обращения: 02.02.2022)
  5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002. — 464 с.
  6. Лири Т. Диагностика межличностных отношений (методика, тест) «Межличностные отношения в старших классах.» (доклад)

URL: https://revolution.allbest.ru/sociology/00842919_0.html#text ( Дата обращения: 18.12.2021)

  1. Мисикова Л.Х. статья на тему: «Межличностные отношения старшеклассников»,

URL:

  1. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Ленинград, 1979. — 172с.
  2. Особенности межличностных отношений в старшем школьном возрасте. –

URL: https://nsportal.ru/npo-spo/sotsialnye-nauki/library/2017/11/25/mezhlichnostnye-otnosheniya-starsheklassnikov

https://studbooks.net/1867797/pedagogika/osobennosti_mezhlichnostnyh_otnosheniy_starshem_shkolnom_vozraste (Дата обращения: 02.02.2022)

  1. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. — М.: Знание, 1987. — 381 с.
  2. Школьный класс как малая социальная группа // Социальная психология.

URL: https://studme.org/383229/psihologiya/shkolnyy_klass_malaya_gruppa (Дата обращения: 23.01.2022) (Дата обращения: 18.12.2021)

  1. Эльконин Д.Б Детская психология Издательский центр «Академия», 2007 — 377 с.
  2. Эриксон Э. Индентичность: Юность и кризис. — М.: Новая школа, 1996 — 327 с.

Четыре принципа межличностного общения

Исследования показывают, что плохое общение в значительной степени способствует снижению удовлетворенности браком. Отсутствие или плохое общение часто называют одним из наиболее важных факторов ухудшения отношений (личных и профессиональных).

Работодатели часто называют коммуникацию важнейшим компонентом требований к работе и высоко ценят коммуникативные навыки на рабочем месте, прежде всего потому, что большинство организационных проблем связаны с нарушением связи. Отсутствие общения или плохое общение на рабочем месте и в организационной среде способствует ухудшению состояния организации.

Так много внимания уделяется коммуникации как ключу к успеху как в межличностных отношениях, так и в отношениях на рабочем месте/организации. Общение является критически важным компонентом во всех аспектах жизни, но большинство людей не знают, что такое общение и как стать квалифицированным коммуникатором. Поэтому первый шаг к тому, чтобы стать компетентным коммуникатором, — это понять, что такое общение.

 

«Знание — сила»

Эти четыре принципа общения помогут обеспечить понимание фундаментальных аспектов общения и помогут в корректировке/развитии основных коммуникативных навыков.

Общение неизбежно

«Вы не можете не общаться» — это термин, который мы, специалисты по коммуникации, используем довольно часто. Эта фраза явно иллюстрирует, что мы не прекращаем общение и что мы постоянно общаемся. Коммуникация — это процесс транзакции между отправителем и получателем. Эффективная коммуникация зависит от того, насколько точно получатель интерпретирует сообщение. Как отправители, мы постоянно транслируем сообщения посредством вербального и невербального общения и поведения. Такие аспекты, как одежда, выражение лица и язык тела, воспринимаются и интерпретируются окружающими вас людьми. Хотя эти аспекты весьма неоднозначны и могут трактоваться по-разному. Поэтому компетентные коммуникаторы постоянно в курсе того, какие сообщения они отправляют. Следовательно, вы должны спросить себя: «Какие сообщения я отправляю? Как люди будут интерпретировать эти сообщения? Как бы я отреагировал, если бы получил это сообщение?» Как только вы начнете осознавать сообщения, которые вы отправляете, вы сможете начать развивать эффективные и действенные коммуникативные навыки.

Коммуникация необратима

«Попробуй свои слова, прежде чем выплюнуть их» — еще одна поговорка, распространенная среди специалистов по коммуникации. Когда что-то сказано, это не может быть невысказанным. С раннего возраста я научился (трудным путем) думать, прежде чем говорить. Из-за нескольких досадных оплошностей (говоря вещи, на которые сразу обращаешь внимание) я понял, что лучше всего подумать о том, что собираешься сказать, прежде чем сказать это. Часто в приступе гнева или когда мы находимся в непринужденной обстановке, мы часто говорим то, что не следует говорить. Как компетентный коммуникатор, ваше общение должно оставаться позитивным и направленным на построение отношений.

Коммуникация сложна

Доктор Джулия Вуд (2014) определяет коммуникацию как «системный процесс, в котором люди взаимодействуют с символами и через них для создания и интерпретации значений». Мы используем слова как символы для общения. Мы приписываем значение этим словам, которые обычно имеют коннотативное и денотативное значения. Коннотативные значения — это буквальное определение слова, тогда как денотативные значения — это подразумеваемое или скрытое значение слова. Следовательно, разные слова означают разные вещи для разных людей. Кроме того, коммуникация затруднена из-за большого количества идентификационных переменных. Например, теоретики предполагают, что при общении с другим человеком существует шесть переменных идентичности, которые существенно влияют на коммуникативное взаимодействие. Эти переменные включают 1) ваше представление о себе (например, я-концепция), 2) ваше представление о другом человеке, 3) ваше представление о том, как другой человек воспринимает вас, 4) восприятие другого человека о вас. его/ее самого 5) восприятия другого человека о вас 6) восприятия другого человека о вашем восприятии его/ее. Поэтому компетентный коммуникатор будет стремиться свести к минимуму возможность двусмысленности и искать разъяснения, чтобы гарантировать точную интерпретацию отправленных и полученных сообщений. По сути, компетентность в межличностном общении влечет за собой способность эффективно и надлежащим образом адаптироваться и общаться в определенном контексте.

Общение является контекстуальным

Все общение происходит в контекстуальной структуре, которая включает следующие

Психологический контекст относится к состоянию, в котором кто-либо находится (например, настроению, эмоциям). В зависимости от того, что вы чувствуете и что чувствует ваша аудитория, будет иметь значительное влияние на происходящее общение. Например, как известно большинству из вас, мне нужна утренняя чашка кофе, прежде чем я смогу что-то обработать.

Реляционный контекст относится к степени вашей глубины с другим человеком. Общение с незнакомцем в аэропорту приобретет совершенно иной характер, чем общение с вашими давними друзьями или партнером. Следовательно, мы естественным образом адаптируем наше коммуникативное поведение, основываясь на характере отношений (называемых в теории адаптации общения Говарда Джайла конвергентной коммуникацией).

Ситуационный контекст относится к помолвке, в которой происходит общение (например, в офисе, в местном пабе или кафе, в частном/общественном порядке).

Культурный контекст относится к усвоённому поведению и нормам конкретной культуры. Различные культуры общаются по-разному и имеют разные способы взаимодействия. Например, использование зрительного контакта является мощной формой невербального общения. С точки зрения западной культуры постоянный зрительный контакт является признаком вовлеченности и уважения при общении и слушании. Однако зрительный контакт с разными культурными точками зрения может сигнализировать об агрессии и неуважении. В результате человек из другой культурной точки зрения может избегать зрительного контакта из уважения. Понимание культурного контекста, в котором работают коммуникаторы, значительно повысит эффективность их коммуникации.

Компетентный коммуникатор примет во внимание эти контексты, что повышает способность и гибкость адаптации к различным контекстам общения. Общая коммуникация гораздо более глубокая, чем люди думают. Следовательно, эти четыре принципа дают вам общее представление об общении, которое поможет вам стать компетентным коммуникатором.

«Мудрые люди говорят, потому что им есть что сказать; глупцы, потому что им нужно что-то сказать» — Платон.

Ссылка:

Wood, JT (2014). Коммуникационные мозаики: введение в сферу коммуникации . Cengage Learning.

Как использовать навыки межличностного общения, чтобы получить и сохранить работу

Что такое навыки межличностного общения?

Навыки межличностного общения — это поведение и тактика, которые человек использует для эффективного взаимодействия с другими людьми. Люди постоянно используют навыки межличностного общения, общаясь с другими людьми, будь то на рабочем месте, в социальных ситуациях или в семье.

В деловом мире этот термин обычно относится к способности сотрудника хорошо работать с другими. Навыки межличностного общения варьируются от способов общения и слушания до отношения и поведения.

Ключевые выводы

  • Навыки межличностного общения — это поведение, которое мы используем для эффективного взаимодействия с другими людьми на работе и в большом мире.
  • Некоторые люди рождаются с хорошими навыками межличностного общения, но каждый может научиться, развить и улучшить их.
  • Выражение признательности, разрешение споров и умение слушать — все это навыки межличностного общения, которые стоит практиковать.
  • Отличные навыки межличностного общения на рабочем месте могут укрепить дух товарищества, улучшить результаты работы и способствовать развитию карьеры.
  • Отсутствие твердых навыков межличностного общения может поставить сотрудника в невыгодное положение, когда речь идет о групповой вовлеченности, желаемых заданиях, положительных отзывах и продвижении по службе.
Навыки межличностного общения

Понимание навыков межличностного общения

Навыки межличностного общения часто называют навыками общения с людьми, социальными навыками или социальным интеллектом. Они включают в себя чтение сигналов, которые посылают другие, и точную их интерпретацию, чтобы сформировать эффективные ответы. Люди постоянно демонстрируют свои навыки межличностного общения, просто взаимодействуя с другими.

У каждого есть личный стиль и стиль межличностного общения. Некоторые люди более успешно, чем другие, используют навыки межличностного общения для получения конкретных желаемых результатов. Навыки межличностного общения могут частично основываться на личности и инстинктах. Тем не менее, хорошие также могут быть представлены людям и улучшены.

Хотя навыки межличностного общения можно развивать, им нельзя научиться исключительно по учебнику. Для некоторых людей их следует практиковать, использовать ежедневно, наблюдать, а затем корректировать. Другими словами, эти навыки могут быть естественными для некоторых людей, но другие должны работать над их развитием. Это совершенствование часто происходит посредством постоянного взаимодействия с другими людьми.

Во многих организациях сотрудники с сильными навыками межличностного общения ценятся за их приятное поведение и позитивное отношение, ориентированное на поиск решений.

Эти сотрудники рассматриваются как командные игроки, которые хорошо работают с другими для достижения цели. Говоря более человеческим языком, всем нравится быть рядом с ними. Это желанный атрибут в любом социальном взаимодействии, в том числе связанном с работой.

Навыки межличностного общения тесно связаны со знанием социальных ожиданий и обычаев, независимо от того, является ли это знание врожденным или приобретенным. Люди с самыми сильными навыками межличностного общения корректируют свою тактику и общение по мере необходимости, в зависимости от реакции других на их сообщения и смыслы.

Те, у кого нет хороших навыков межличностного общения, все же могут преуспеть в бизнесе, если им будет разрешено работать в областях, не требующих регулярного взаимодействия с разными людьми. Эти области могут включать исследования, разработки, кодирование и системное тестирование.

Примеры навыков межличностного общения

Многие типы навыков межличностного общения, которые могут привести к отличным результатам на работе, включают:

  • Четкое общение, независимо от того, объясняете ли вы идею или задаете вопрос лично, в письменной форме или по телефону
  • Внимательное, внимательное слушание
  • Подтверждение того, что вы понимаете то, что вы услышали от коллеги или клиента
  • Эмпатическое поведение, которое показывает, что вы понимаете и заботитесь о ситуации коллеги
  • Поддержка полезных идей и честных усилий коллег
  • Реагирование позитивно относиться к сообщениям других
  • Демонстрировать готовность выполнять работу
  • Построение отношений
  • Быть позитивным

Преимущества навыков межличностного общения

Важность прочных, правильно используемых навыков межличностного общения на рабочем месте невозможно переоценить. Их льготы обеспечивают преимущества для отдельных сотрудников и компаний в целом. Эти преимущества могут включать:

  • Улучшение духа товарищества
  • Повышение доверия и надежности
  • Больше и больше творчества благодаря успешному сотрудничеству
  • Эффективное и действенное выполнение задач
  • Больше энтузиазма в отношении конкретной задачи или работы
  • Устранение ненужных проблем
  • Повышение производительности
  • Возможности для большего знакомства с другим положительным опытом работы с другими сотрудниками или клиентами
  • Возможности проявить лидерские качества
  • Возможности для продвижения по службе
  • Рост надежной профессиональной сети, которая может помочь построить карьеру

Можно ли научиться навыкам межличностного общения?

Обычно социальные или межличностные навыки изучаются, участвуя в ежедневных групповых мероприятиях, посредством конкретных ежедневных действий с участием других и наблюдая, как другие люди добиваются или терпят неудачу в простых взаимодействиях.

Повседневная жизнь в семье, в школе, в церкви или на игровом поле предлагает множество возможностей познакомиться и попрактиковаться в своих навыках межличностного общения. Эти навыки можно приобрести естественным образом и использовать с искренностью. Лучшие навыки межличностного общения никогда не навязываются, даже если они используются с конкретными целями. Они являются инструментом для достижения положительных результатов и жизни, будь то на работе, в сообществе или семье.

Сильные навыки межличностного общения являются необходимым условием для многих профессиональных должностей и для успешной карьеры.

Использование навыков межличностного общения при поиске работы

Навыки межличностного общения высоко ценятся в деловом мире. Соискатели должны использовать любую возможность, чтобы показать свои навыки межличностного общения в резюме и на собеседованиях.

Некоторые из очень ценных навыков межличностного общения для бизнеса, которые вы можете продемонстрировать, включают:

  • Активное прослушивание
  • Получение и полная обработка информации от говорящего
  • Ведение переговоров в области продаж, маркетинга, права и обслуживания клиентов
  • Публичные выступления
  • Управление конфликтами
  • Тимбилдинг
  • Сотрудничество

Демонстрация навыков межличностного общения в резюме

В резюме соискатель может выделить навыки межличностного общения, которыми он обладает, поскольку они связаны с навыками, требуемыми работодателем. Они могут подчеркнуть те достижения, которые напрямую связаны с важными навыками межличностного общения. Например, они могут привести пример командной работы, которая выполнила задачу, чтобы получить восторженные отзывы, успешно поделиться полезными идеями с другими в стрессовое время или построить отношения, которые привели к положительному финансовому результату.

Демонстрация навыков межличностного общения во время интервью

Интервьюеру может быть трудно оценить реальную способность потенциального сотрудника выполнять конкретную работу за одно потенциально короткое собеседование. Таким образом, кандидаты должны использовать свои навыки межличностного общения во время любой такой возможности для встречи.

Имейте в виду, что одним из наиболее важных навыков межличностного общения может быть просто установление связи с интервьюером. Будь дружелюбным, чутким, понимающим и полным энтузиазма. Затем поищите в разговоре возможности детализировать некоторые детали. Например:

  • Обратите внимание, насколько хорошо вы работали с другими для достижения конкретных целей, и что такое сотрудничество будет для вас приоритетом на этой новой работе.
  • Объясните, как внимательное прислушивание к клиентам стало ключом к успеху в ваших продажах.
  • Продемонстрируйте, как ваше терпение и четкое общение с коллегами превратили совершенно новую команду в историю успеха.

Делясь таким образом своим положительным опытом межличностных навыков в резюме и во время собеседований, вы можете помочь компании определить, насколько хорошо ваши навыки подходят не только для работы, на которую вы подали заявку, но и для более крупной организации.

Использование навыков межличностного общения на рабочем месте

Сильные навыки межличностного общения, такие как ведение переговоров, решение проблем и обмен знаниями, могут быть основными требованиями для определенных должностей. Другие навыки межличностного общения, которые считаются важными для всех сотрудников, включают:

  • Работа в команде
  • Устное и письменное общение (например, личные встречи, электронная почта, телефон)
  • Невербальное общение (например, зрительный контакт, мимика, жесты)
  • Надежность
  • Ответственность
  • Эмпатия

Чтобы продемонстрировать эти навыки, попробуйте привлечь коллег к решению проблем. Добровольно беритесь за задачи, которые никто другой не возьмет. Или с энтузиазмом относитесь к поставленным перед вами задачам, которые вам могут не понравиться.

Будьте уверены и позитивны во всех отношениях с коллегами или руководителями. В конечном счете, успех с навыками межличностного общения на рабочем месте сводится к умному придумыванию и использованию идей для построения хороших отношений с другими.

Трудно представить себе процветающую компанию, если ее сотрудники не обладают навыками межличностного общения. Большинство рабочих мест не изолированы и требуют взаимодействия между многими людьми внутри фирмы. Это могут быть коллеги вашего уровня или те, кто занимает более высокое положение в фирме, например, управляющий директор или генеральный директор.

Плохие навыки межличностного общения могут нанести ущерб как человеку, так и рабочему месту в целом. Даже если сотрудник хорошо выполняет свою работу, плохие навыки межличностного общения могут ограничить его карьерный рост в фирме. Это может быть даже фактором их прекращения.

Помните, что люди хотят работать с людьми, которые им нравятся и чьи личности улучшают их рабочий день. Сильные навыки межличностного общения помогают каждому сотруднику и компании.

Краткий факт

По данным исследовательской компании Gartner, только 8% руководителей по коммуникациям считают, что их сотрудники обладают коммуникативными навыками, необходимыми для удовлетворения деловых потребностей их компаний.

Как улучшить навыки межличностного общения

После приобретения навыки межличностного общения могут быть улучшены. Лучше всего они оттачиваются практикой. Выражение признательности членам команды и вспомогательному персоналу, проявление эмпатии, модерирование и быстрое разрешение споров, а также сдерживание проявлений гнева — все это хорошие действия для улучшения ваших навыков межличностного общения.

Активное слушание можно практиковать, повторяя комментарий говорящего, чтобы убедиться, что общение происходит на самом деле. Кроме того, люди могут продемонстрировать свои навыки активного слушания, предоставив тщательно продуманный и правильный ответ.

Курсы часто обучают этим навыкам, и многие фирмы предлагают их своим сотрудникам как часть развития сильной рабочей силы.

Что является примером навыков межличностного общения?

Типы навыков межличностного общения включают умение слушать, понимать сказанное и давать положительный и полезный ответ. Кто-то с хорошими навыками межличностного общения может решить разрешить спор между коллегами, который мешает им выполнить важную задачу.

Как вы демонстрируете навыки межличностного общения?

Ваши навыки межличностного общения проявляются в том, как вы ведете себя по отношению к другим людям. Кто-то с хорошими навыками межличностного общения будет поддерживать, добрым, чутким, терпеливым и уважительным в том, как он работает с коллегами. Как правило, с ними приятно находиться рядом.

Как я могу улучшить свои навыки внутриличностного общения?

Способ улучшить свои навыки межличностного общения состоит в том, чтобы практиковать их каждый день в своей повседневной деятельности, будь то на работе, дома или в социальных ситуациях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *