Биологический детерминизм. Социальная философия
Биологический детерминизм. Социальная философияВикиЧтение
Социальная философия
Крапивенский Соломон Элиазарович
Содержание
Биологический детерминизм
Под направлением биологического детерминизма имеются в виду учения и школы, возникшие во второй половине XIX века в немарксистской социальной философии на единой принципиальной основе — распространении законов и категорий биологии на понимание общественной жизни.
Появление биологического направления в социально-философском знании имело вполне определенные общенаучные и историко-философские предпосылки. В качестве общенаучной предпосылки выступили выдающиеся успехи биологии, превратившие ее к середине XIX века в лидера естествознания (открытие клетки, закона естественного отбора и борьбы за существование, достижения физиологии). Но дело не только в «триумфальном шествии» биологии. Это была своеобразная реакция на неудачи географизма: материализм в социологии не хотел мириться с этими неудачами и искал новые аргументы для доказательства материальной, натуралистической основы существования и развития общества. Отметим и то немаловажное обстоятельство, что ряд течений и школ в русле биологического направления возник и как реакция на марксистское, материалистическое понимание истории, протестуя не против подведения под историю материалистического обоснования, а против, как им казалось (и во многом справедливо), его одностороннего, сугубо социального толкования, не учитывающего биологическое в человеке.
Наиболее распространенные школы биологического направления:
1. Социальный дарвинизм, выдвигающий принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественного развития. В результате социальные конфликты рассматриваются как естественные, вечные и неустранимые, вне их связи с антагонистическими общественными отношениями.
2. Расизм (расово-антропологическая школа), заявляющий о решающем воздействии расовых различий на историю и культуру отдельных народов и общества в целом. В действительности же расовые различия (формы черепа, цвет волос, разрез и цвет глаз, психические особенности) представляют биологические признаки десятистепенной важности, вызванные к жизни не социальными (экономическими или духовными), а природно-климатическими факторами, являются формой приспособления человека как биологического существа к этим факторам. В свою очередь, они и не могут оказать сколько-нибудь заметного воздействия на общественное развитие. Убедительным аргументом в пользу этого может служить тот факт, что каждая из трех основных рас внесла свой достойный вклад в развитие мировой цивилизации и культуры.
3. Фрейдизм (по фамилии основоположника этого течения, австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда) — течение, апеллирующее в объяснении поведения отдельного человека, больших социальных групп и общества в целом к бессознательной психической деятельности, к инстинктам (и прежде всего к половому инстинкту и инстинкту самосохранения). Нет смысла спорить с фрейдизмом по вопросу о том, сохраняются ли инстинкты в структуре психической деятельности человека: сохраняются, ибо человек есть существо биосоциальное. Но можно и нужно спорить по вопросу, какова их роль в индивидуальной и общественной жизни. В структуре психической деятельности современного, нормального, цивилизованного человека инстинкты действуют в преобразованном виде и играют подчиненную роль, находясь под контролем высших этажей сознания, социальных институтов, а еще шире — завоеваний общечеловеческой культуры.
4. Мальтузианство и неомальтузианство, с которыми мы познакомимся в главе «Общество и природа».
Однако, подобно географическому направлению, биологическое тоже является лишь слабым отражением материализма в социологии, причем отражением вульгарным, поскольку оно пытается свести более высокую форму движения материи (социальную) к более низкой (биологической).
Географический детерминизм
Географический детерминизм Первым внешним оппонентом социологического идеализма явился географизм, или географическое направление в социальной философии. Географизм возник в начале XVIII века в трудах Ш. Монтескье, а свое классическое выражение получил в XIX веке у
Homo Sapiens — вид биологический
Детерминизм
Детерминизм Концепция детерминизма умещается в двух положениях. Первое из них говорит о причинности, а второе, вытекающее из первого, о свободе человека:1. У всего происходящего в мире, включая поступки, выбор и решения человека, есть причина.2. Следовательно, выбор
Детерминизм и предопределенность
Детерминизм и предопределенность Мы часто путаем понятия «детерминизм» и «предопределенность», поэтому, прежде чем отправиться дальше, давайте выясним, в чем же заключается разница между ними.
Эти понятия очень похожи друг на друга, и спутать их очень легко. Начнем с16. Детерминизм
16. Детерминизм Точка зрения, согласно которой люди не обладают свободой воли, ибо у всего, что существует или происходит, есть свои причины. Эти причины порождают неизбежные следствия, лишая поступки и желания человека свободы выбора. Опровергнуть данную идею достаточно
11. Технологический детерминизм
11. Технологический детерминизм Большое распространение в XX в. получили теории, обосновывающие значение науки и техники в развитии общества. Они в той или иной мере отражают реальные тенденции и социальную роль научно-технического прогресса в современном мире.
6. Свобода и детерминизм[189]
Биологический тупик?
Биологический тупик? Мы можем, полагаю, считать чрезвычайно маловероятным то, что наше понимание мира находится на определенной или заключительной стадии, что оно представляет собой в некотором смысле максимум или оптимум. Говоря это, я не подразумеваю лишь то, что
Детерминизм в литературе
Детерминизм в литературе Детерминизм (отвергаемый Айн Рэнд) — это теория, что у человека нет свободы воли, что любая идея и любое действие человека вызваны предшествующими факторами, над которыми он не властен. Вы говорили [на лекциях о небеллетристической литературе], что
2. Биологический подход к третьему миру
2. Биологический подход к третьему миру В настоящем разделе я попытаюсь обосновать утверждение о существовании третьего мира с помощью некоторого биологического аргумента, касающегося биологической эволюции.Биолог может интересоваться поведением животных, но он может
Взгляд номер один — биологический
Взгляд номер один — биологический Итак, существует потребность в продолжении рода, потребность в самовоспроизводстве. Эта потребность является основной движущей силой существования всех биологических видов. Это могучая сила, могучая потребность, заложенная в любом
1.1. «Социологический детерминизм»
1.1. «Социологический детерминизм» К разделу, в который входит глава «Социологический детерминизм у Маркса» и который называется «Метод Маркса», Карл Поппер поместил в качестве эпиграфа высказывание Уолтера Липмана. Мне представляется, что этот эпиграф использован
А В. Сухарев Расово-биологический аспект психической адаптации человека
А В. Сухарев Расово-биологический аспект психической адаптации человека Ю. В. Бромлей в свое время писал: «Человечество – это народы». Похоже, что в последнее время эта достаточно очевидная истина начинает забываться и принадлежность отдельного человека к конкретному
Детерминизм и жесткий детерминизм
Детерминизм и жесткий детерминизм До сих пор было мало сказано о вопросе «свободы воли», который обычно считается неотъемлемым при рассмотрении активной составляющей проблемы «ум — тело». Вместо этого, я уделил основное внимание предположению о наличии существенно
Детерминизм (Déterminisme)
Детерминизм (D?terminisme) Учение, согласно которому все на свете определено, т. е. подчинено необходимым и достаточным условиям, которые в свою очередь являются строго определенными. В этом смысле детерминизм представляется всего лишь обобщением принципа каузальности.
географический, биологический и демографический детерминизм.
Детерминизм – ведущий мировоззренческий и методологический принцип философии, означающий всеобщую взаимообусловленность, определенность моментов и процессов действительности.
Географический. Стало ясно, что у разных народов и в разных странах могут существовать разные общественные порядки. И перед мыслителями встал вопрос о причинах этого социально-исторического многообразия.
Одно из решений этого вопроса: объяснение разнообразия общественных порядков, при которых живут люди, различием природных условий их существования. Так возникает географический детерминизм.
Влияние географического фактора на общество и на его развитие бесспорно. Его никто и никогда не отрицал. О географическом детерминизме речь может идти только тогда, когда природная среда принимается за главный, основной фактор, определяющий характер социальной жизни. В ранних концепциях географического детерминизма природная среда выступала отнюдь не в качестве движущей силы исторического процесса. Она рассматривалась главным образом в качестве фактора, определяющего характер социальных порядков в том или ином конкретном обществе, а также фактора, влиявшего на его развитие. Идея географического детерминизма в зачаточной форме присутствовала в рассуждении Гиппократа (ок. 460 — ок. 370 до н.э.) «О воздухах, водах и местностях». Гиппократ подчеркивал, что от природных условий зависит не только физический облик людей, но и их нравы и тем самым общественные порядки. Общий его вывод состоит в том, что «большей частью формы людей и нравы отражают природу страны». Эта идея была подхвачена Аристотелем, который писал в «Политике»: «Племена, обитающие в странах с холодным климатом, притом в Европе, преисполнены мужества, но недостаточно наделены умом и способностями к ремеслам. Поэтому они дольше сохраняют свою свободу, но не способны к государственной жизни и не могут господствовать над своими соседями. Населяющие же Азию в духовном отношении обладают умом и отличаются способностями к ремеслам, но им не хватают мужества; поэтому они живут в подчинении и рабском состоянии». Большое значение придавал влиянию климата Полибий (ок. 200 — 120 до н.э.). «…Природные свойства всех народов неизбежно складываются в зависимости от климата. По этой, а не по какой-либо иной причине народы представляют столь резкие отличия в характере, строении тела и в цвете кожи, а также в большинстве занятий».
Первая концепция географического детерминизма была создана в XVI в. Жаном Боденом в «Методе легкого познания» (1566) и в «Шести книгах о государстве» (1576). По его мнению, главную роль среди природных факторов играет климат той или иной страны. Выделяет три основные климатические зоны: -южную; -умеренную; -северную.
Вводит деление на Восток и Запад, приравнивая первый к югу, а второй — к северу. =D Помимо климата оказывают влияние также и такие природные факторы, как характер местности: она может быть горной, болотистой или пустынной, ветренной и безветренной, и качество почвы — ее плодородие или бесплодие. По мере движения к северу количество тепла постепенно уменьшается. Южане имеют больше тепла от солнца, но меньше внутреннего тепла. Северяне поддерживаются своим внутренним жаром, что делает их более сильными и активными, чем южане. Южане более склонны к размышлению, северяне — к ручным ремеслам и изобретениям, люди среднего района — к устройству различного рода общественных дел. Жители плодородных земель словно предназначены для роскоши. Люди, населяющие бесплодные месте, — доблестные солдаты и умелые работники. Так, например, бесплодная равнина Аттики заставила афинян изобрести искусство.
Ш. Монтескье (1689 — 1755) «О духе законов», к числу важнейших сил, определяющих характер общественного строя, относит прежде всего климат. «Есть страны, — писал он, — жаркий климат которых настолько истощает тело и до того обессиливает дух, что люди исполняют там всякую трудную обязанность только из страха наказания. В таких странах рабство менее противно разуму; и так как там господин столь же малодушен по отношению к своему государю, как его раб по отношению к нему самому, то гражданское рабство сопровождается в этих странах политическим рабством».
Другой важный фактор — рельеф местности. «В Азии всегда были обширные империи; в Европе же они никогда не могли удержаться. В Азии равнины гораздо обширнее и она разрезана горами и морями на более крупные области; а поскольку она расположена южнее, то ее источники скорее иссякают, горы менее покрыты снегом и не очень многоводные реки составляют более легкие преграды. Поэтому власть в Азии должна быть всегда деспотической, и если бы там не было такого крайнего рабства, то в пей очень скоро произошло бы разделение на более мелкие государства, несовместимое, однако, с естественным разделением страны».
Большое значение имеет характер почвы. «Бесплодная почва Аттики породила там народное правление, а на плодородной почве Лакедемона возникло аристократическое правление, как более близкое к правлению одного — правлению, которого в те времена совсем не желала Греция». Биологический. Под направлением биологического детерминизма имеются в виду учения и школы, возникшие во второй половине XIX века в немарксистской социальной философии на единой принципиальной основе — распространении законов и категорий биологии на понимание общественной жизни. В качестве общенаучной предпосылки появления биологического направления выступили выдающиеся успехи биологии, превратившие ее к середине XIX века в лидера естествознания (открытие клетки, закона естественного отбора и борьбы за существование, достижения физиологии). Также это была своеобразная реакция на неудачи географизма. Ряд течений и школ в русле биологического направления возник и как реакция на марксистское, материалистическое понимание истории, протестуя против одностороннего, сугубо социального толкования, не учитывающего биологическое в человеке. Школы биологического направления: 1. Социальный дарвинизм, выдвигающий принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественного развития. В результате социальные конфликты рассматриваются как естественные, вечные и неустранимые, вне их связи с антагонистическими общественными отношениями.
2 Расизм (расово-антропологическая школа), заявляющий о решающем воздействии расовых различий на историю и культуру отдельных народов и общества в целом. В действительности же расовые различия (формы черепа, цвет волос, разрез и цвет глаз, психические особенности) вызванные к жизни природно-климатическими факторами, являются формой приспособления человека. В свою очередь, они и не могут оказать сколько-нибудь заметного воздействия на общественное развитие. Убедительным аргументом в пользу этого может служить тот факт, что каждая из трех основных рас внесла свой достойный вклад в развитие мировой цивилизации и культуры.
3. Фрейдизм — течение, апеллирующее в объяснении поведения отдельного человека, больших социальных групп и общества в целом к бессознательной психической деятельности, к инстинктам (и прежде всего к половому инстинкту и инстинкту самосохранения). 4. Мальтузианство и неомальтузианство. Демографический. К середине XVIII в. проблема развития общества стала особо актуальной. На первый план выдвинулся вопрос о том, в результате действия какой силы происходил переход от одной всеобщей стадии развития общества к другой. Географический детерминизм ответа на этот вопрос не давал. Нужно было искать другие естественные факторы. В качестве такого фактора была названа динамика народонаселения общества. О демографическом детерминизме можно говорить, когда не просто признается влияние демографического фактора на развитие общества, а когда он рассматривается в качестве главной силы, определяющей либо характер общественного строя, либо подъем общества с одной стадии развития на другую.
Дж. Вико в своих «Основаниях новой науки об общей природе наций» (1725) высказал идею, что в результате роста населения людям стало не хватать «доброхотных плодов природы» и они тогда «стали обрабатывать землю и засевать ее хлебом». Морелли в «Кодексе природы» (1755) считал переход от естественного состояния с общей собственностью и патриархальным правлением к цивилизованному состоянию с частной собственность и всеми порождаемыми ею пороками результатом прежде всего роста населения. Антуан Барнава (1761 — 1793) «Введение во Французскую революцию»: именно рост населения привел к переходу от охоты к пастушеству, от него к земледелию, а затем и к возникновению мануфактуры.
Биологический детерминизм | Encyclopedia.com
Гейл
просмотров обновлено 27 июня 2018
БИБЛИОГРАФИЯ
Биологический детерминизм относится к идее, что все человеческое поведение является врожденным , определяется генами, размером мозга или другими биологическими характеристиками. Эта теория противоречит представлению о том, что человеческое поведение определяется культурой или другими социальными силами. Биологическому детерминизму присуще отрицание свободы воли: люди не имеют внутреннего контроля над своим поведением и склонностями и, таким образом, лишены ответственности за свои действия. Часто в этой линии рассуждений подразумевается идея о том, что, поскольку люди не несут ответственности за определение своей собственной жизни, они по праву подчиняются контролю людей, биологически детерминированных более социально приемлемыми способами. Хотя немногие биологи полностью верят в идею биологического детерминизма, эта теория имела культурную и политическую ценность как в формировании истории человечества, так и в текущих дебатах об относительной важности наших генетических качеств (то есть природы) по сравнению с нашим процессом социализации. т. е. воспитание) в определении наших индивидуальных физических и поведенческих характеристик.
Хотя первые следы биологического детерминизма отмечены в прокламации Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) в Политике , что «существуют виды, у которых сразу же при рождении отмечается различие между теми его членами, которые предназначены для управляемые и те, кому предназначено править» (Бейкер, 1950, стр. 14), именно мышление эпохи Просвещения положило начало наиболее устойчивым и политически заметным направлениям этой линии мышления. Используя то, что последовательно оказывалось ошибочным научным подходом среди расовых детерминистов, Карол Линней (1707–1778) был первым, кто разделил человеческий род на четыре категории (красный, желтый, белый и черный) в 1735 году. Он также начал то, что должен был стать тенденцией: расовый детерминизм никогда не был проектом простого ответа на вопросы, основанные на любопытстве к человеческому разнообразию; он всегда верил в характеристики, связанные с этими расовыми категориями. Эти убеждения в обязательном порядке служили для оправдания превосходства белых в политическом контексте.
Ни один метод определения расовой иерархии в человеческой расе не выдержал научной проверки. Тем не менее, такие предполагаемые обоснования включали измерения размера мозга, роста, текстуры волос, генетический анализ наследственности и многие другие измеримые атрибуты. Возможно, самым известным анализом этого типа был Сэмюэл Мортон (1799–1851) Crania Americana (1839), выборочное исследование более восьмисот черепов, предпринятое с целью доказать врожденное превосходство европеоидов. Не менее популярная работа Эссе о неравенстве человеческих рас (1853) Жозефа-Артура де Гобино (1816–1882) приводит аргумент в отношении присущего превосходства одной и той же группы, которую он определил как арийцев : «Все великое, благородное и плодотворное в трудах человека на земле, в науке, искусстве и цивилизации происходит из единого исходного пункта, является развитием единого зародыша и результатом единой мысли; оно принадлежит только одной семье, различные ветви которой господствовали во всех цивилизованных странах мира» (Gobineau [1853] 1970, с. 113). В каждом исследовании расового детерминизма, предпринятом учеными девятнадцатого века и начала двадцатого века, было установлено, что расистские предубеждения с самого начала оказывали влияние на выводы ученых. Действительно, история биологического детерминизма является ярким примером того, что наука является глубоко политической практикой, несмотря на ее претензии на универсальное знание.
В то же время некоторые выводы ученых были манипулированы заинтересованными сторонами для оправдания властных отношений. Например, хотя Чарльз Дарвин (1809 г.–1882) ссылается на «цивилизованные» и «дикие» расы как на отличные друг от друга в «О происхождении видов » (1859), он делает это в отступление от своего основного аргумента, что долгий процесс естественного отбора дифференцировал людей от животных. Однако это утверждение не изменило расового детерминизма его современников. По сути, его теория стала чем-то вроде метафоры для тех, кто исповедовал расовый детерминизм. Представление Дарвина о борьбе было связано с поколениями и зависело от взаимоотношений видов, а не от изоляции. Однако социал-дарвинистское мышление развилось для того, чтобы утверждать, что эта борьба на самом деле была между расами. Герберт Спенсер (1820–1819 гг.)03), в частности, ухватились за идею «выживания наиболее приспособленных», чтобы привести аргументы не только в пользу расового превосходства белых, но и в оправдание сегрегационистской политики и отсутствия социальной поддержки небелых. Для социал-дарвинистов наука предоставила основу для моральных аргументов; создание любой формы социальной поддержки (будь то благотворительность или государственная поддержка) для небелых значило бы противоречить законам природы. Многих социальных дарвинистов устраивала идея о том, что неравенство рас — это сожаление, но что-то, что неизбежно приведет к упадку и исчезновению небелых и неявно низших рас.
Политика евгеники также основывалась на идеях расового детерминизма. Однако, в отличие от социал-дарвинистов, которые хотели позволить природе идти своим чередом, евгеники были более активны в своей вере в превосходство белых. Вера в то, что определенный человеческий род превосходит другой человеческий род (с точки зрения интеллекта, творчества, способности к самоуправлению и во многих других областях), почти всегда принимала расовую или этническую форму. В то время как фашистская политика нацистской Германии является очевидным примером евгенического мышления, Соединенные Штаты и многие другие страны также проводят политику, основанную на евгенике. В Соединенных Штатах это означало все, начиная от стерилизации еврейских женщин при иммиграции в Соединенные Штаты, политики против смешанных браков, избирательное применение которой не позволяло белым женщинам рожать детей с черными и азиатскими мужчинами, и политики стерилизации, затрагивающей пуэрториканских женщин после операции Bootstrap. много других примеров. Многие исследователи расы и гендера утверждают, что нынешняя политика, затрагивающая репродуктивные права бедных небелых женщин, хотя и не является явно расистской, несет в себе неявные черты евгенистского мышления.
Биологический детерминизм, хотя и доказанный с научной точки зрения несостоятельность с точки зрения расовой категоризации и расового значения, все еще присутствует в современных дебатах, касающихся сексуальной ориентации, генетических исследований в рамках проекта «Геном человека» и различных открытых международных политик, таких как материнская политика Китая. и Закон об охране здоровья младенцев. Фактически, неожиданное возрождение биологического детерминизма произошло с середины 1980-х гг., наиболее заметным из которых стала противоречивая публикация Ричарда Дж. Херрнстайна (19).30–1994) и « кривая нормального распределения » Чарльза Мюррея (1994). В своей книге Херрнштейн и Мюррей утверждают, что интеллект не только передается по наследству, но и что существуют расовые и этнические различия, которые объясняют, почему белые социально-экономически более обеспечены по сравнению с черными. Совсем недавно Стивен Дж. Дабнер и Стивен Д. Левитт в Freakonomics (2005) утверждают, что существует корреляция между уровнем преступности и доступом к абортам. В частности, авторы утверждают, что более широкий доступ к аборту привел к сокращению преступно предрасположенного населения. Хотя ряд ученых, в том числе несколько экономистов, оспаривали утверждения Дабнера и Левитта, спорный аргумент привлек внимание всей страны и даже получил политическую известность. Одним из примеров такого политического несоответствия, основанного на утверждениях Дабнера и Левитта, может служить комментарий бывшего министра образования Уильяма Беннета в 2005 году к его радиошоу 9.0012 Утро в Америке , что «если вы хотите снизить уровень преступности, вы могли бы — если бы это было вашей единственной целью, вы могли бы сделать аборт каждому чернокожему ребенку в этой стране, и уровень вашей преступности снизился бы».
В то время как научные исследования гормонов, генов и других биологических характеристик человека требуют продолжения, социологи в основном согласны с идеей о том, что социальные, а не биологические или генетические силы определяют человеческий выбор, человеческое разнообразие и различные способы восприятия и восприятия различий. превращается в вопросы равноправия. Из ученых, чьи работы противостояли биологическому детерминизму, наиболее заметными являются Эшли Монтегю (19).05–1999), выдающийся британский антрополог, чьи ранние работы 1940-х и 1950-х годов ставили под сомнение обоснованность расы как биологического понятия; Стивен Джей Гулд (1941–2002), американский биолог-эволюционист, опровергший многие утверждения Кривая нормального распределения в своей книге 1996 года Неправильное измерение человека ; и Джозеф Л. Грейвс-младший, американский биолог, который утверждает, что «традиционная концепция расы как биологического факта является мифом» (Graves 2005, p. xxv).
СМ. ТАКЖЕ Дарвинизм, социальный; детерминизм, культурный; детерминизм, экология; детерминизм, генетика; Евгеника; Природа против воспитания
Бейкер, Эрнест. 1950. Политика Аристотеля . Лондон: Издательство Оксфордского университета.
Дарвин, Чарльз. 1859. О происхождении видов путем естественного отбора, или о сохранении благоприятствуемых рас в борьбе за жизнь . Лондон: Джон Мюррей.
Дубнер, Стивен Дж. и Стивен Д. Левитт. 2005. Фрикономика: экономист-мошенник исследует скрытую сторону всего . Нью-Йорк: HarperCollins.
Гобино, Жозеф-Артур де. [1853] 1970. Очерк о неравенстве человеческих рас. В Отец расистской идеологии: Социальная и политическая мысль графа Гобино , изд. Майкл Д. Биддис, с. 113. Нью-Йорк: Вейбрайт и Талли.
Гулд, Стивен Джей. 1996. Неправильное измерение человека . Изд. ред. Нью-Йорк: Нортон.
Грейвс, Джозеф Л., мл. 2005. Миф о расе: почему мы притворяемся, что раса существует в Америке . Нью-Йорк: Плюм.
Хернстайн, Ричард Дж. и Чарльз Мюррей. 1994. Кривая нормального распределения: интеллект и классовая структура в американской жизни . Нью-Йорк: Свободная пресса.
Монтегю, Эшли, изд. 1964. Концепция гонки . Лондон: Коллиер.
Такер, Уильям Х. 1994. Наука и политика расовых исследований . Урбана: Университет Иллинойса Press.
Меган А. Берк
Дэвид Г. Эмбрик
Международная энциклопедия социальных наук
Гейл
просмотров обновлено 09 мая 201 8
БИБЛИОГРАФИЯ
Генетический детерминизм – это представление о том, что генетический состав индивидуума соответствует поведенческая судьба. Это определение немного отличается от определения, утверждающего, что все люди имеют одинаковый генетический код. Классический учебник Анатомия Грея иллюстрирует генетически детерминированное универсальное описание человеческого тела, и ученые-медики действительно полагаются на него при лечении. У всех нормально развитых людей есть глаза, чтобы видеть, сердце, чтобы перекачивать кровь, и так далее, как указано в этой генетической схеме.
Поведенческий генетический детерминизм — крайняя форма нативизма, подчеркивающая врожденность знания. Исторически нативизм противопоставлялся эмпиризму, который подчеркивает окружающую среду как источник знаний, обучения и поведения. Современная доктрина эмпиризма встречается в британской философии 1700-х и 1800-х годов, в которой утверждалось, что люди рождаются без врожденного ментального содержания, приравнивая разум к чистому листу, на котором можно писать опыт. Современный нативизм не возникал до тех пор, пока Чарльз Дарвин (1809 г.–1882) в 1859 году предположил, что в результате естественного отбора люди произошли от других форм жизни. В социальных науках первоначальную поддержку нативизму оказал Уильям Джеймс (1842–1910), который утверждал, что у людей больше инстинктов, чем у животных, тем самым разрушая дихотомию между инстинктом и разумом. В то время считалось, что животные инстинктивны и неразумны, тогда как люди рациональны и разумны. Маятник качнулся обратно к эмпиризму, когда появился бихевиоризм, новая парадигма в психологии, который утвердил общедоменное обучение с помощью простых процедур обусловливания как источник всех знаний. Психология, антропология и социология поддерживали эту позицию на протяжении большей части двадцатого века.
Противопоставление генетически детерминированных и обусловленных средой объяснений поведения аналогично давнему спору, в котором природа (гены, инстинкты, адаптации, биология) ошибочно противопоставляется воспитанию (окружающей среде, опыту, общим механизмам обучения, культуре). Однако антрополог Эдвард Хаген (2005) утверждает, что природа является продуктом воспитания, а воспитание — продуктом природы. Чтобы проиллюстрировать это утверждение, нужно рассмотреть эволюцию посредством естественного отбора. Хаген сравнивает естественный отбор с алгоритмом обучения, который использует информацию из окружающей среды для выбора комбинаций генов, способствующих размножению. Эти комбинации генов сохраняются в геноме, так как полученная информация составляет основу адаптации. Поскольку адаптации являются продуктом влияния окружающей среды и создаются естественным отбором на протяжении истории эволюции, было бы неразумно обсуждать гены или адаптации, не зная контекста, в котором они развивались. Таким образом, природа является продуктом воспитания.
В то же время воспитание – это продукт природы. Маловероятно, что по-настоящему чистая версия разума сможет чему-то научиться у окружающей среды. Это был нативистский аргумент, выдвинутый антропологом Джоном Туби и психологом Ледой Космидес (1992) относительно функционального устройства разума. Туби и Космидес утверждали, что обучение и поведение зависят от механизмов обработки информации, зависящих от содержания, и что, как только будет создана специализированная психологическая архитектура, адаптивные проблемы можно будет легко решить. Все люди обладают универсальным, типичным для вида разумом, точно так же, как все люди имеют универсальную, типичную для вида физическую анатомию.
Один из способов проиллюстрировать эту универсальную архитектуру — исследовать страх. В ходе эксперимента, разработанного психологом Сьюзан Минекой и коллегами (1980), детеныши макаки-резус были подвергнуты одному из двух записанных на видео сценариев, один из которых изображал обезьяну, в ужасе реагирующую на змею, а другой изображал обезьяну, в ужасе реагирующую на цветы. Обезьяны, которые смотрели запись, показывающую реакцию на змею, быстро приобретали страх перед змеями, но обезьяны, которые смотрели запись, показывающую такую же реакцию на цветы, не приобретали боязни цветов. Похоже, что люди также готовы быстро узнавать, какие особенности окружающей среды представляют угрозу, и игнорировать те, которые ей не угрожают. Общие фобии у людей включают пауков, темноту и змей, все из которых были адаптивными угрозами в среде предков. Обучение — это не объяснение поведения, а поведение, требующее объяснения. Объяснение кроется в развитой психологии и конкретных проблемах, для решения которых эта психология была разработана.
Отвращение также является примером взаимодействия природы и воспитания. Психолог Пол Экман (1980) продемонстрировал, что отвращение — это эмоция, переживаемая повсеместно, а выражение лица, показывающее отвращение, — это реакция, повсеместно распознаваемая другими. Пол Розин и Эйприл Фэллон (1987) предположили, что отвращение — это человеческая адаптация, предназначенная для предотвращения проникновения паразитов и болезней в организм. Гнилое мясо отвратительно для всех людей, потому что его употребление может привести к болезни. Однако многие виды мух находят гнилое мясо привлекательным, потому что у мух разные эволюционные механизмы. Однако не все сигналы так же очевидны для человеческого восприятия, как тухлое мясо. С тысячами потенциально съедобных фруктов и растений было бы полезно использовать реакцию других при принятии решения о том, что есть, вместо того, чтобы полагаться на систему обучения методом проб и ошибок. Если почувствуется вредное вещество, тело вытеснит это вещество и откажется от него, и на лице появится отвращение. Другие люди выиграют от этой реакции отвращения только в том случае, если они смогут соединить лицо отвращения с отвратительным веществом и научатся избегать его. Опять же, обучение направляется универсальной психологической архитектурой и объясняется в соответствии с адаптивными задачами, для решения которых оно было разработано.
Если все люди имеют одинаковую структуру разума, значит ли это, что человеческое поведение определяется генетически? Адаптации имеют генетическую основу. Однако Хаген утверждает, что, поскольку разум содержит множество адаптаций, каждая из которых реагирует на сигналы в окружающей среде, разум может охватывать огромное количество состояний с огромным количеством поведенческих результатов. То, что у людей врожденный страх перед змеями, не означает, что всем суждено бояться всех змей в любых ситуациях. Многие люди любят змей и даже пускают их в свой дом в качестве домашних животных. Адаптации не ограничивают поведение, а вместо этого обеспечивают поведение и создают поведенческую гибкость, потому что больший набор адаптаций может реагировать большим набором поведенческих результатов. Идеи биологии, когнитивистики, экологии, антропологии и психологии были объединены для изучения генов с точки зрения адаптации в зарождающейся дисциплине эволюционной психологии. Строгий генетический детерминизм отвергается в пользу объяснения человеческого поведения, включающего как генетические, так и экологические влияния.
СМ. ТАКЖЕ Детерминизм; детерминизм, взаимный; эволюционная психология; Природа против воспитания; Фенотип
Дарвин, Чарльз. 1859. О происхождении видов . Лондон: Мюррей.
Экман, Пол. 1980. Лицо человека: выражение универсальных эмоций в деревне Новой Гвинеи . Нью-Йорк: Garland STPM.
Хаген, Эдвард. 2005. Спорные вопросы эволюционной психологии. В Справочник по эволюционной психологии , изд. Дэвид Басс, 145–173. Хобокен, Нью-Джерси: Wiley.
Джеймс, Уильям. 1890. Основы психологии . Нью-Йорк: Генри Холт.
Минека, Сьюзан, Ричард Кейр и Веда Прайс. 1980. Боязнь змей у диких и выращенных в лаборатории макак-резусов (Macaca mulatta) . Обучение и поведение животных 8: 653–663.
Розин, Пол и Эйприл Э. Фэллон. 1987. Взгляд на отвращение. Психологический обзор 94: 23–41.
Туби, Джон и Леда Космидес. 1992. Психологические основы культуры. В Адаптированный разум: эволюционная психология и формирование культуры , изд. Джером Х. Баркоу, Леда Космидес и Джон Туби, 19–136. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Лукас Д. Шиппер
Тодд К. Шакелфорд
Международная энциклопедия социальных наук
Гейл
просмотра обновлено 29 мая 2018
С ростом внимания общественности к проекту «Геном человека» в начале 1990-х возросла вера в генетический детерминизм. Ученые называли это широко распространенное убеждение по-разному: генетика , сильный генетический принцип , генетический эссенциализм, генетический фатализм, и миф о генах . Родовой детерминизм в минимальной степени подпитывался молекулярной биологией, но в максимальной — поведенческой генетикой и социобиологией. В классической войне между природой и воспитанием генетические детерминисты встали на сторону природы.
Миф о генах можно разделить на три части: кукольный детерминизм, прометеевский детерминизм и запрет на игру в Бога. Первый кажется фатальным; ДНК определяет человека, а гены, как кукловод, дергают за ниточки, заставляющие людей танцевать. Второй, прометеев детерминизм, ставит перед учеными задачу понять, как работают гены, а также разработать соответствующие технологии, основанные на этом понимании, дающие людям контроль над тем, что завещает природа. В третьем подтенге звучит этическая максима: не играй в Бога. Этот поддогмат проистекает из страха Франкенштейна перед сумасшедшим ученым, который, пытаясь взять под контроль таинственные силы жизни, переступает невидимую границу, предназначенную природой для сдерживания человеческой гордыни, и высвобождает неконтролируемые разрушительные силы.
См. также Генетика поведения; Детерминизм; ДНК; Свобода; генетика; Проект генома человека; Природа против воспитания; Социобиология
Библиография
Хаббард, Рут и Вальд, Элайджа. разрушая миф о генах. Бостон: маяк, 1993.
Питерс, Тед. играющий Бог? генетический детерминизм и свобода человека. Лондон и Нью-Йорк: Routledge, 1997.
Тед Питерс
Энциклопедия науки и религии ПЕТЕРС, TED
определение биологического детерминизма | Open Education Sociology Dictionary
Home
> B Words
> биологический детерминизм
Содержание
Определение биологического детерминизма
( существительное ) Теория о том, что все социальные явления определяются биологическими факторами, такими как генетика, не социальные или культурные влияния.
Примеры биологического детерминизма
- Идея о том, что определенные этнические группы имеют естественную склонность к совершению преступлений.
- Женщины и мужчины ведут себя по-разному из-за врожденных половых различий.
Биологический детерминизм. – Американский английский
– Британский английский
Фонетический Правописание
- Американский английский – /bie-uh-lAHj-i-kuhl di-tUHR-muh-niz-uhm/
- Британский английский – /bie-uh-lOj-i-kuhl di-tUHR-mi-ni- зум/
Международный фонетический алфавит. əl dɪˈtɜːmɪnɪzm/
Замечания по использованию
- Множественное число: биологических детерминизмов
- Социальный детерминизм противоположен биологическому детерминизму, но обе теории подразумевают, что люди практически не контролируют свои действия, тела или решения.
- Биологический детерминизм использовался для объяснения преступности, психических заболеваний, патриархата и бедности или для защиты евгеники и социального дарвинизма.
- Не путать с биологическим редукционизмом.
- Тип детерминизма.
- Также называется:
- биодетерминизм (биодетерминизм)
- генетический детерминизм
- А ( существительное ) биологический детерминистский взглядов общества ( наречие ) биологический детерминистский из ( прилагательное ) биологическая детерминистская перспектива.
Связанная цитата
- «Биологические модели для понимания человеческого поведения основаны на идее, что врожденные биологические различия между мужчинами и женщинами «программируют» различное социальное поведение мужчин и женщин. Это называется биологическим детерминизмом. Социально-ориентированные рамки, такие как те, которые исходят из области культурной антропологии или социологии, рассматривают различия в поведении и гендерных атрибутах. Эти подходы подчеркивают процесс социализации, который учит мальчиков и девочек соответствовать ожиданиям своего пола. Ни один из подходов сам по себе — биология или социализация, природа или воспитание — недостаточен для объяснения сложных человеческих существ и того, почему мы делаем то, что делаем» (Таррант, 2009).:67).
Дополнительная информация. 269
- гендерная роль
- норма
- общество
- теория
Справочник
Таррант, Шира. 2009. Мужчины и феминизм . Беркли, Калифорния: Seal Press.
Консультационные работы
Андерсен, Маргарет Л. и Ховард Фрэнсис Тейлор. 2011. Социология: Основы . 6-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Билтон, Тони, Кевин Боннетт, Пип Джонс, Дэвид Скиннер, Мишель Стэнворт и Эндрю Вебстер. 1996. Введение в социологию . 3-е изд. Лондон: Макмиллан.
Гриффитс, Хизер, Натан Кейрнс, Эрик Стрейер, Сьюзан Коди-Рыдзевски, Гейл Скарамуццо, Томми Сэдлер, Салли Вайн, Джефф Брай, Фэй Джонс. 2016. Введение в социологию 2e . Хьюстон, Техас: OpenStax.
Словарь колледжа Random House Webster . 1997. Нью-Йорк: Случайный дом.
Равелли, Брюс и Мишель Уэббер. 2016. Изучение социологии: канадская перспектива . 3-е изд. Торонто: Пирсон.
Шепард, Джон М. 2010. Социология . 11-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Шепард, Джон М. и Роберт В. Грин. 2003. Социология и вы . Нью-Йорк: Гленко.
участников Википедии. (нет данных) Википедия, Бесплатная энциклопедия . Фонд Викимедиа. (https://en.wikipedia.org/).
Приведите определение биологического детерминизма
ASA – Американская социологическая ассоциация (5-е издание)
Bell, Kenton, ed. 2014. «биологический детерминизм». В Открытом образовательном социологическом словаре . Проверено 2 мая 2023 г. (https://sociologydictionary.org/biological-determinism/).
АПА – Американская психологическая ассоциация (6-е издание)
биологический детерминизм. (2014). В К. Белл (ред.