Конфликты в межличностных отношениях
Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях» (2 урока)
Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.
Задачи урока:
предметные: сформировать представление о конфликтах, их разновидностях и способах разрешения;
метапредметные: на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
личностные: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания
Тест по теме: «Общение»
Определение темы урока.
Демонстрируется фрагмент выпуска №4 киножурнала «Ералаш»
Какая ситуация возникла между ребятами?(драка, ссора, конфликт)
Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? Какова тема урока?
Правильно, тема нашего урока – «Конфликты в межличностных отношениях». Запишите ее в тетради
Актуализация знаний
При каком виде деятельности могут возникать конфликты?(при общении)
Что мы называем «общением»?(это взаимодействие между людьми, в процессе которого происходит обмен информацией, деятельностью и результатами деятельности)
Какие средства общения вам известны? (речь, невербальное общение)
Могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт?(конечно, могут)
Изучение нового материала
Так что же мы можем назвать конфликтом? Назовите не менее 5 слов, словосочетаний с которыми у вас ассоциируется понятие конфликт.
Примерный ответ: Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.
Вывод учителя:под конфликтом обычно считают противоречия интересов, взглядов, установок, стремлений. Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир друг друга. Иногда это трудно, потому что не всегда люди видят проблемы одинаково.
В переводе с латинского конфликт означает «столкновение».
В словаре Ожегова С.И. конфликт — это столкновение, серьёзное разногласие, спор.
Конфликт – это столкновение целей, интересов, мнений, взглядов партнёров по общению, отсутствие согласия между ними.
Проявляются эти столкновения в изменении межличностных отношений. Вместо спокойных, ровных, взаимоприятных, они могут стать нетерпимыми.
Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события.
В своём развитии конфликт проходит целый ряд стадий. Давайте представим их в виде ступенек лестницы.
Самая первая ступенька – это возникновение конфликтной ситуации. На ней конфликта пока что нет, есть только причина, которая способна его начать.
Например, у вас с братом один телевизор на двоих. И вы никак не можете договориться между собой, какой канал вы будете смотреть.
Естественно, вы попытаетесь выразить своё недовольство друг другу, так как каждый считает, что правда на его стороне и не собирается соглашаться с мнением другого. Вот вам и повод для взаимного недовольства, раздражения, спора и, в конечном итоге, начала конфликта.
Вторая ступенька – осознание конфликта. На этой ступеньке вы с братом, каждый по отдельности, начинаете осмысливать, анализировать причины конфликта и вырабатывать возможную линию вашего дальнейшего поведения.
Например, младший из вас может заявить: «Если ты не включишь мне мультики, то я расскажу родителям». И, скорее всего, в ответ на это он услышит: «Только попробуй, ты у меня получишь».
Следующая ступенька – это проявление конфликтного поведения. На этой стадии участники конфликта переходят к активным действиям. Например, ваш младший брат действительно бежит жаловаться родителям, ну а вы придумываете, чтобы такое сделать с младшим братом.
Таким образом вы переходите на следующую ступень – углубление конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Например, ваш брат заявляет родителям, что вы не даёте ему не только смотреть мультики, но и постоянно обижаете, на что вы с удовольствием отвечаете, что именно он разбил любимую мамину вазу, поэтому он должен быть наказан и лишён любимых мультфильмов.
Но любому, даже очень серьёзному конфликту, рано или поздно приходит конец, который наступает после его разрешения – это и есть последняя ступенька нашей лестницы. На этой стадии происходит практическая ликвидация противоречий. Например, в нашем случае родители могут пообещать вам купить второй телевизор или предложат брату посмотреть мультики в записи.
Завершение конфликта возможно по разным причинам. Это возможно благодаря желанию сторон или в результате несущественности причины. Конфликтная ситуация может быть прервана и из-за разделения конфликтующих. Например, ваш конфликт с одноклассниками был прерван, так как вы переехали в другой город и пошли в новую школу.
Наилучшим исходом для конфликта считается такая ситуация, при которой стороны конфликта сделали для себя определённые выводы, которые привели к изменению их первоначальной позиции, в результате чего у всех сформировалось единое мнение. Согласитесь, что такой исход можно считать оптимальным. Но, к сожалению, так бывает не всегда.
Послушайте притчу.
Однажды привели как-то в один город слона. Поскольку раньше жители города никогда не видели это животное, многие захотели посмотреть на неизвестного им зверя. Среди любопытных были и известные на всю округу слепые мудрецы. Но как увидеть слона, если ты слеп?
«Я знаю, – сказал один мудрец, — мы ощупаем его».
Хорошая идея, – согласились другие. – Так мы сможем узнать, какой он, этот СЛОН.
И мудрецы пошли “смотреть” на слона, а вернее, щупать.
Первый мудрец нащупал большое плоское ухо, которое медленно двигалось вперёд и назад.
Второй мудрец стоял возле ноги слона и трогал её. Нога была круглой и могучей.
М-м-м… Это что-то круглое и толстое… Слон похож на дерево! – воскликнул он.
«Вы оба не правы», —сказал третий. – Да, он круглый, но не толстый, и к тому же очень гибкий! Он похож на верёвку! Этот мудрец нащупал хвост слона.
Ну нет! Слон похож на копьё! Да — круглый, да — тонкий, но не гибкий! – воскликнул четвёртый, который ощупывал бивни.
Нет, нет, – закричал пятый, – слон, как высокая стена. Большая, широкая и шершавая, – говорил тот, ощупывая бок слона.
Шестой мудрец в руках держал хобот слона.
«Все вы не правы, – сказал он, — слон похож на змею».
Нет, на верёвку!
Нет, змею!
Стену!
Вы ошибаетесь!
Я прав!
Шестеро слепых мудрецов безудержно кричали друг на друга. Их спор продолжался целый день. Потом ещё один, затем неделю, а к единому мнению они так и не пришли. Каждый мудрец представлял себе лишь то, что могли чувствовать его руки, и верил он только себе.
В результате каждый думал, что только он прав и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать то, что говорят ему другие.
Поэтому они никогда так и не узнали, как выглядит слон.
А договорись они между собой, история имела бы совершенно другой финал.
Подведение итогов 1 урока
Что мы называем конфликтом?
Межличностным конфликтом?
Каковы стадии развития конфликта?
Можно ли избегать конфликтов, как вы думаете?
2 урок
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Что мы называем конфликтом?
Назовите основные стадии развития конфликта. Приведите примеры.
Изучение нового материала.
Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными.
При конструктивном конфликте стороны спора не выходят за рамки приличий и аргументов. Конфликтующие не опускаются до взаимных оскорблений и грубости.
При неконструктивном конфликте спорящие стороны считают, что для победы все средства хороши. Следовательно, последствия неконструктивного конфликта для межличностных отношений могут быть самими драматическими.
Наверное, самым известным неконструктивным конфликтом можно назвать конфликт между семьями Ромео и Джульетты, Монтекки и Капулетти, который привёл к смерти влюблённых.
Наиболее частыми причинами конфликтов служат различные барьеры:
барьер чужого желания;
смысловой барьер в общении;
эмоциональный барьер;
моральный барьер.
Барьер чужого желания связан с тем, что в основе конфликта лежат определённые противоположные желания и интересы. Например, вы можете поспорить с другом из-за того, что кто-то из вас хочет идти пешком, а кто-то поехать на автобусе.
Смысловой барьер в общении может быть связан с тем, что одно и тоже слово, фраза или событие имеют разное значение для разных людей. Например, для одних болельщиков победа команды в матче – это настоящий праздник, но для болельщиков проигравшей команды – это трагедия, и многим из них может не понравиться веселье болельщиков победителей.
Кстати, однажды такое вот непонимание между футбольными фанатами привело к самой настоящей войне между двумя соседними странами – Сальвадором и Гондурасом. После победы сборной Сальвадора в матчах плей-офф отборочного этапа Чемпионата мира по футболу в 1969 году. В обоих странах прокатилась волна беспорядков. В итоге обе страны взялись за оружие.
Несмотря на скоротечность конфликта – война продолжалась всего шесть дней – он дорого обошёлся обеим сторонам; общие потери составили несколько тысяч человек, а мирный договор между странами был подписан только через десять лет после окончания войны.
Эмоциональный барьер, заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний, которые приводят к непониманию. Например, играя на улице зимой, вы с друзьями закидали снежками проходящую мимо одноклассницу. Вам в этот момент было весело, а девочка обиделась и начала кричать на вас.
Наиболее острые конфликты возникают из-за моральных барьеров. Это случается из-за различного представления о правилах или нормах поведения.Пример: полночь, а за стеной у соседей всё ещё слышна громкая музыка, заливистый смех. Наши действия?
Мы уже говорили, что конфликт – это столкновение интересов. И как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения.
Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология.
Становясь участником конфликта, возможно, сами того, не осознавая мы выбираем определённый вариант поведения. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики вы найдёте на стр. 79. Давайте прочитаем и заполним табличку.
Приспособление | Избегание | Компромисс | Сотрудничество |
В этом случае одна из сторон стремится сгладить конфликтную ситуацию путём односторонних уступок, то есть готова поступиться своими интересами, приспособиться под вторую сторону конфликта. | Такой вариант поведения заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации не решая её, не уступая, но и не настаивая на своём немедленно. Избегание только замораживает конфликт, но не решает его. Следовательно, рано или поздно конфликт может разгореться вновь. | Этот вариант поведения похож на сотрудничество с той лишь разницей, что для решения спора стороны идут на некоторые уступки. | Усилия участников конфликта будут направлены на поиск такого решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. |
Сотрудничество.
Например, в случае с нашими братьями и телевизором. Братья могли бы ещё на самой первой ступеньке договориться о том, кто и когда будет смотреть телевизор.
Компромисс.
Например, старший брат может дать посмотреть мультики, если младший согласится вместо него пропылесосить квартиру.
Приспособление.
Например, старший брат может сказать младшему: «Ладно, смотри свои мультфильмы, мне всё равно есть чем заняться».
В конце нашего урока давайте вспомним основные моменты. Сегодня мы узнали с вами о том, что такое межличностный конфликт. Познакомились с его стадиями и вариантами поведения участников конфликта.
Послушайте притчу и попытайтесь ответить на этот вопрос.
Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз когда ты потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо»
В первый день он забил 37 гвоздей. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая их изо-дня в день: Понял проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец наступил тот день, когда он не забил ни единого гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сообщил эту новость.
Тогда отец сказал ему: «Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда ты не потеряешь терпение». И вот настал день, когда юноша смог сказать, что вытащил все гвозди.
Отец отвёл сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно вел себя, но посмотри сколько дырок осталось в воротах! Никогда они уже не будут такими же как раньше.»
Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь воткнуть в человека нож и вынуть его, но всегда остается рана. И будет неважно сколько раз ты попросишь прощение. Рана, нанесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.
Когда ты с кем –то ругаешься и говоришь ему что-нибудь неприятное, злое, ты оставляешь ему раны. И будет неважно, насколько искренне ты попросишь прощения. Рана остается. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что физическая.
Возможно, в ходе уроков некоторые из вас мысленно не раз спросили себя: «А я конфликтный человек или нет? Что окружающие думают обо мне. Комфортно ли им рядом со мной?»
Подведение итогов
Выполнение заданий в презентации
Чему научил вас урок?
Что такое конфликт?
Почему возникают конфликты?
Как ведут себя люди во время конфликта?
Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?
Домашнее задание.
§ 9 прочитать, ответить на вопросы.
Вспомнить литературные произведения, в которых описываются конфликты.
Рефлексия
Оцените свою работу в группе смайликом:
активно работал
делал то, о чем просили
внимательно наблюдал за работой других
Известно, что время, потраченное на сам конфликт, во много раз меньше времени постконфликтных переживаний. Поэтому конфликты разумнее предупреждать, а это возможно, если люди будут уважать друг друга, будут толерантны друг к другу. Как говорил известный кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!» А если уж и попадёте в конфликтную ситуацию, нужно достойно выйти из неё. Для этого я даю вам на память памятки «Формула успешного решения школьных конфликтов»
Тест. Конфликты в межличностных отношениях. (6 класс)
Похожие презентации:
Темперамент. Типы темперамента
Воображение и его виды
Вербальные и невербальные средства общения
Конфликты и способы их разрешения
Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Гуманистическая психология
Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи
Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)
Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
1. Конфликты в межличностных отношениях
Тест – презентация по обществознанию в 6классе
1. Столкновение противоположных
интересов, взглядов, стремлений,
серьезное разногласие, острый спор,
приводящий к борьбе:
а. барьер
б. кризис
в. санкция
г. конфликт
правильный ответ.
А. Часто в основе конфликта лежат
противоположные желания и интересы.
Б. Причиной конфликта могут служить
также моральные барьеры.
1) верно только а
2)верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны.
3.Прочитайте утверждения, выберите правильный
ответ.
А. Избегание заключается в стремлении выйти из
конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и
не настаивая на своем немедленно.
Б. В период инцидента конфликтующие стороны так
или иначе проявляют свою позицию в поступке.
1) верно только а
2)верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны.
4. Прочитайте утверждения, выберите
правильный ответ.
А. При неконструктивном конфликте
стороны не выходят за рамки деловых
аргументов.
Б. При неконструктивном конфликте
стороны не гнушаются недостойных средств
достижения цели.
1) верно только а
2)верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны.
5.Прочитайте утверждения, выберите правильный
ответ.
А. Интеграция – один из вариантов исхода
конфликта.
Б. В разрешении конфликтов широко
используется практика посредничества.
1) верно только а
2)верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны.
6. Открытое столкновение противоборствующих
сторон в начальной стадии разногласий — это
1)
2)
3)
4)
инцидент
казус
случай
происшествие
7. Что необходимо для перехода конфликта из
внутреннего состояния во внешнее действие?
1) инцидент
2) перерыв в общении
3) стереотип
4) план решения конфликта
8. Верны ли суждения о способах разрешения
А. Разрешая конфликт, надо быть готовым
пойти на уступки.
Б. Лучшим способом разрешения конфликта
является подчинение.
1)
2)
3)
4)
верно только А
верно только Б
оба суждения верны
оба не верны
9. Стремление выйти из конфликтной ситуации,
не решая её:
1)
2)
3)
4)
сотрудничество
избегание
приспособление
компромисс
10. Верны ли суждения о поведении
участников конфликтной ситуации:
А. Избегание конфликта является одним из
вариантов поведения в конфликтной ситуации.
Б. В конфликтной ситуации одна из сторон
может идти на уступки, стремясь сгладить
противоречия.
1)
2)
3)
4)
верно только А
верно только Б
оба суждения верны
оба суждения не верны
English Русский Правила
Заметки о 3 типах конфликтов|Психология
РЕКЛАМА:
Три типа конфликтов: 1. Внутриличностные конфликты, 2. Межличностные конфликты и 3. Бессознательные конфликты.
Слово «конфликт» происходит от латинского слова «конфликты», что означает «поражать две вещи одновременно».
РЕКЛАМА:
Конфликт – это противостояние или перетягивание каната между противоречивыми импульсами. По Колману, «конфликт — это ожидаемое разочарование, связанное с выбором любой альтернативы». Конфликты возникают у человека, когда более одного равносильного желания или мотива присутствуют одновременно и требуют немедленного удовлетворения.
Если какой-либо из мотивов слаб, он будет подавлен, а более сильный мотив получит удовлетворение. Конфликты порождают большое напряжение в личности, она становится совершенно неуравновешенной. Напряжение продолжается до тех пор, пока не будет принято решение и не будет разрешен конфликт.
В тотальном конфликте может быть трение между двумя желаниями, мотивами, потребностями или ценностями, в конце концов более сильное берет верх. Иногда, когда он не может разрешить конфликты, индивидуум подвергается тяжелым последствиям, которым он не может противостоять и пытается уйти из самого поля нездоровыми средствами.
1. Типы конфликтов :Существуют различные типы конфликтов. Очень распространены среди них:
а) Внутриличностные или Целевые конфликты б) Межличностные конфликты,
а. Внутриличностные конфликты:Это конфликты, возникающие внутри личности. Эти конфликты возникают в результате одновременного достижения двух или более мотивов или целей. Следовательно, они называются конфликтами целей. Левин описал три типа конфликта целей.
Однако в дополнение к этим есть еще один конфликт, в котором человек сталкивается с более чем одной притягивающей или отталкивающей силой, заставляющей индивидуума испытывать больший стресс.
Это называется конфликтом предотвращения множественного подхода. К ним относятся:
1. Конфликт сближения:
В этом типе конфликта у человека будут два желания с положительной валентностью, которые одинаково сильны. Например, у человека есть два привлекательных предложения работы, и он должен выбрать любое из них — возникает напряжение.
Такие конфликты не так вредны, потому что после выбора одного другой автоматически стихает или теряет для него свое значение. Но в некоторых ситуациях выбор будет очень сложным. Например, для межкастового брака девушке приходится выбирать либо любящих родителей, либо парня-друга. Такие случаи похожи на «вы не можете иметь торт и съесть его».
Человек будет психологически разорван и может потерять равновесие. Этот тип конфликта схематично представлен на рис. 4.3.
2. Конфликт избегания-избегания:
Этот конфликт включает в себя две цели с отрицательной валентностью. Иногда человек вынужден выбирать одну из двух негативных целей. В таких конфликтах обе цели нежелательны, но он не может молчать, не выбрав также. Например, женщина должна работать на работе, которую она очень не любит, иначе она останется безработной.
Здесь человек оказывается между двумя отталкивающими угрозами, страхами или ситуациями. Когда она не может выбрать ни одну из них, она может попытаться сбежать с самого поля. Но последствия побега могут быть и вредными. Например, человек, который не может убедить мать или жену, может прибегнуть к употреблению алкоголя, что в противном случае опасно, а некоторые люди могут даже покончить жизнь самоубийством. Такой тип конфликта схематично представлен на рис. 4.4.
В случае таких конфликтов, когда нет возможности убежать, некоторые люди могут найти способ снизить напряжение, развивая «амнезию» или защитные механизмы, такие как регрессия или фантазии.
3. Конфликт приближения-избегания:
Это также очень сложный конфликт, который очень трудно разрешить. Потому что в этом типе конфликта человека и притягивает, и отталкивает один и тот же целевой объект. Здесь целевой объект будет иметь как положительную, так и отрицательную валентность.
Положительная валентность притягивает человека, но когда он приближается, отрицательная валентность отталкивает его. Притяжение цели и невозможность приблизиться к ней приводит к фрустрации и напряжению.
Например, человек подходит, чтобы принять предложение о работе, потому что зарплата привлекательна, но в то же время отталкивается, так как работа очень рискованная. Мужчина хочет жениться, чтобы вести семейную жизнь, но не хочет ответственности семейной жизни. Этот тип конфликта схематично представлен на рис. 4.5.
4. Конфликт множественного подхода-избегания:
Некоторые жизненные ситуации, с которыми мы сталкиваемся, включают как положительные, так и отрицательные валентности множественной природы. Предположим, женщина помолвлена. Брак с ней имеет положительную валентность, такую как обеспечение безопасности жизни и выход замуж за человека, которого она очень любит.
Предположим, с другой стороны, если брак вызывает у нее отвращение, поскольку она вынуждена бросить свою привлекательную работу и зарплату, признание которых делает ее зависимой, ситуация создает в ней напряжение.
Разрешение этого конфликта зависит от суммы обеих валентностей. Если сумма привлекательной валентности возьмет верх, она уволится с работы и выйдет замуж; в противном случае она может отказаться от брака и продолжить работу, если общая сумма отрицательной валентности сильна. Этот тип конфликта схематично показан на рис. 4.6.
2. Разрешение конфликтов :Конфликты могут возникать из-за разочарований, конкурирующих ролей или целей, имеющих положительную или отрицательную валентность. Некоторые конфликты представляют большую опасность для психического здоровья личности. Следовательно, необходимо решить их как можно быстрее.
В противном случае они могут перейти на бессознательный уровень, что приведет к психологическим проблемам и психосоматическим расстройствам. Столкновение между побуждениями, желаниями и мотивами может продолжаться, даже не осознавая этого полностью. Эти силы могут беспокоить человека, вызывая много психических потрясений.
Разрешение конфликтов зависит от типа конфликта. Конфликт двойного подхода может быть легко разрешен путем достижения сначала одной цели, которая важнее другой; например, ученик сначала посещает занятия, а затем идет за едой, даже если он голоден.
Альтернативно, этот конфликт разрешается отказом от одной из целей. Очевидно, что конфликт подход-подход не вызывает большого беспокойства, потому что человек не собирается много терять.
Конфликт двойного уклонения более сложен. Поскольку человек не хочет ни одной из целей, он испытывает большее отталкивающее воздействие, когда приближается к одной цели, отвергая другую. Наконец, когда это невыносимо, индивид пытается выйти из конфликтной ситуации, но другие факторы на периферии ситуации затрудняют это.
Например, ученик, который не может выдержать экзамен или провал, может попытаться уйти из дома, но любовь и привязанность родителей или финансовые проблемы могут помешать ему сделать это. Некоторые люди могут прибегать к другим средствам, чтобы снять напряжение, таким как мечтания наяву, прием алкоголя, непрерывное курение, самоубийство и т. д. Целью человека является полное избегание каким-либо образом.
В конфликте приближения-избегания, поскольку есть только один целевой объект, очень трудно принять решение. Здесь компромисс с ситуацией является единственным альтернативным решением для преодоления стресса, возникающего в результате конфликта.
Наконец, в множественном конфликте приближения-избегания индивидуум должен принять решение в зависимости от суммы положительных или отрицательных валентностей, приводящих к выбору целей.
Хотя это стратегии выживания на индивидуальном уровне, люди, сталкивающиеся с конфликтами, могут помочь себе, четко изучив причины конфликтов, пытаясь выбрать наилучшую альтернативу, принимая решения на раннем этапе и т. д.
Они должны использовать свое творческое мышление , расходящиеся рассуждения и правильное восприятие ситуаций. Мотивы могут влиять на наше поведение, но человек не должен быть рабом своих мотивов, вместо этого он должен быть хозяином своих мотивов, чтобы иметь над ними контроль. Наконец, советы родителей, старших, учителей и консультантов очень помогут справиться с конфликтами и разрешить их 9.0003
б. Межличностные конфликты:Межличностный конфликт возникает между людьми. Это можно решить с помощью некоторых стратегий, таких как избегание, сглаживание, принуждение, противостояние и компромисс. Напористое поведение и я в порядке, ты в порядке межличностная ориентация помогают легко разрешать такие конфликты.
3. Бессознательный конфликт :Ментальный конфликт ниже уровня сознательного осознания называется бессознательным конфликтом. Конфликты на сознательном уровне при вытеснении переходят на бессознательный уровень. Здесь желания, которые не могут быть удовлетворены на сознательном уровне, вытесняются на бессознательный уровень как механизм бегства. Многие из наших желаний, вызванных Ид, могут быть социально неприемлемыми. Такие желания вызывают возражения со стороны Эго и Супер-Эго. Следовательно, они вытесняются в бессознательное.
Подавленные желания или желания остаются активными в бессознательной части нашего разума. Они медленно набираются сил, заключая союз с другими людьми, имеющими подобный опыт, и становятся сильнее. Эта группа вытесненных желаний, работающая на удовлетворение, пытается вернуться в сознание. Этот процесс называется комплексным. Как только комплексы формируются, они порождают конфликты в бессознательном.
Они пытаются вернуться в сознание, но им мешает цензура или предсознание. Поэтому они пытаются выйти на сознательный уровень, когда цензор отдыхает или спит. Они могут проявляться в виде сновидений, оговорок, описок, мотивированного забывания и т. д. Иногда они могут проявляться в виде своеобразного поведения и манер.
Домашняя страница ›› Конфликты
14.1 Конфликты в организациях: Основные соображения – Организационное поведение
- Как вы распознаете и разрешаете краткосрочные и долгосрочные конфликты между членами группы и между группами?
По любым стандартам сравнения конфликты в организациях представляют собой важную тему для менеджеров. Насколько это важно, видно из результатов исследования того, как менеджеры тратят свое время. Выяснилось, что примерно 20% времени топ-менеджеров и менеджеров среднего звена уходит на разрешение конфликтов в той или иной форме. 1 В другом исследовании было обнаружено, что управленческие навыки разрешения конфликтов являются основным предиктором управленческого успеха и эффективности. 2
Хорошим примером масштабов проблем, которые может вызвать конфликт в организации, является случай General Concrete, Inc., Ковентри, Род-Айленд. 3 Работа на этом бетонном заводе была остановлена более чем на три недели, потому что единственный водитель грузовика завода и единственный член Союза водителей грузовиков начал пикетировать после того, как компания уволила его. Компания намеревалась использовать другие драйверы с другого своего завода. В ответ на пикетирование ни один сотрудник General Concrete не пересек линию пикета, что привело к закрытию завода и значительным потерям производства и прибыли для компании.
В следующих разделах рассматриваются некоторые аспекты конфликтов в организациях. Во-первых, конфликт определяется, и варианты конфликта рассматриваются по типу и уровню. Затем обсуждаются конструктивные и деструктивные аспекты конфликта. Затем исследуется базовая модель конфликтного процесса, а затем рассматриваются несколько наиболее заметных предшественников конфликта. Наконец, противопоставляются эффективные и неэффективные стратегии разрешения конфликтов. Везде упор делается на выявление проблем и их решение.
Существует множество способов определить конфликт на рабочем месте. Для наших целей здесь мы определим конфликт как процесс, посредством которого отдельные лица или группы реагируют на другие сущности, которые расстроили или вот-вот расстроят их планы, цели, убеждения или действия. Другими словами, конфликт включает в себя ситуации, в которых ожидания или фактическое целенаправленное поведение одного человека или группы блокируются или вот-вот будут заблокированы другим человеком или группой. Следовательно, если торговый представитель не может обеспечить достаточно средств для организации того, что он считает эффективной торговой кампанией, может возникнуть конфликт. Аналогично, если A
Типы конфликтов
Если мы хотим попытаться понять корни конфликта, нам нужно знать, какой тип конфликта присутствует. Не менее четырех типов конфликтов можно определить:
- Конфликт целей. Конфликт целей может возникнуть, когда один человек или группа людей хотят другого результата, чем другие. Это просто столкновение по поводу того, чьи цели будут преследоваться.
- Когнитивный конфликт. Когнитивный конфликт может возникнуть, когда один человек или группа придерживаются идей или мнений, несовместимых с идеями или мнениями других. Этот тип конфликта проявляется в политических дебатах.
- Аффективный конфликт. Этот тип конфликта возникает, когда чувства или эмоции (установки) одного человека или группы несовместимы с чувствами или эмоциями (установками) других. Аффективный конфликт наблюдается в ситуациях, когда два человека просто не ладят друг с другом.
- Поведенческий конфликт. Поведенческий конфликт возникает, когда один человек или группа делает что-то (то есть ведет себя определенным образом), что неприемлемо для других. Одежда для работы, которая «оскорбляет» других, и использование ненормативной лексики являются примерами поведенческого конфликта.
Каждый из этих типов конфликтов обычно вызывается разными факторами, и каждый из них может привести к очень разным реакциям человека или группы.
Уровни конфликта
В дополнение к различным типам конфликтов существует несколько различных уровней конфликтов. Уровень относится к числу лиц, вовлеченных в конфликт. То есть конфликт внутри одного человека, между двумя людьми, между двумя или более группами или между двумя или более организациями? Уровень может влиять как на причины конфликта, так и на наиболее эффективные средства его разрешения. Можно выделить четыре таких уровня:
- Внутриличностный конфликт. Внутриличностный конфликт – это конфликт внутри одного человека. Мы часто слышим о ком-то, у кого есть конфликт приближения-избегания; то есть ее одновременно привлекает и отталкивает один и тот же объект. Точно так же человека могут привлекать две одинаково привлекательные альтернативы, такие как два хороших предложения работы (конфликт подходов), или отталкивать две одинаково неприятные альтернативы, такие как угроза увольнения, если не удастся найти сотрудника, виновного в нарушении правил. заводские правила (конфликт избегания-избегания). В любом случае конфликт внутри личности.
- Межличностный конфликт. Конфликт также может принимать форму межличностного конфликта, когда два человека расходятся во мнениях по какому-то вопросу. Например, вы можете поспорить с коллегой по вопросу, представляющему взаимный интерес. Такие конфликты часто имеют тенденцию становиться очень личными, потому что в конфликте участвуют только две стороны, и каждый из них воплощает противоположную позицию в конфликте. Поэтому иногда трудно отличить позицию противника от его личности.
- Межгрупповой конфликт. В-третьих, между группами может возникнуть конфликт. Межгрупповой конфликт обычно включает в себя разногласия между двумя противоборствующими силами по поводу целей или совместного использования ресурсов. Например, мы часто наблюдаем конфликт между маркетинговым и производственным подразделениями внутри корпорации, поскольку каждое из них борется за дополнительные ресурсы для достижения своих подцелей. Межгрупповой конфликт, как правило, является наиболее сложной формой конфликта из-за количества вовлеченных лиц. Коалиции формируются внутри групп и между ними, развивается менталитет «мы против них». Здесь также есть возможность для развития и процветания группового мышления.
- Межорганизационный конфликт. Наконец, межорганизационный конфликт мы можем наблюдать в спорах между двумя компаниями одной отрасли (например, разногласия между производителями компьютеров по поводу компьютерных стандартов), между двумя компаниями разных отраслей или секторов экономики (например, конфликт интересов в сфере недвижимости). и экологи по планированию землепользования) и даже между двумя или более странами (например, торговый спор между США и Японией или Францией). В каждом случае обе стороны неизбежно чувствуют, что достижение их целей расстраивается другой стороной.
Положительные и отрицательные стороны конфликта
Люди часто полагают, что все конфликты обязательно плохи и должны быть устранены. Наоборот, есть обстоятельства, при которых умеренное количество конфликтов может быть полезным. Например, конфликт может привести к поиску новых идей и новых механизмов для решения организационных проблем. Конфликт может стимулировать инновации и изменения. Это также может способствовать мотивации сотрудников в тех случаях, когда сотрудники чувствуют необходимость преуспеть и, как следствие, подталкивают себя к достижению целей производительности.
Конфликт иногда может помочь отдельным людям и членам группы расти и развивать самоидентификацию. Как отмечает Козер:
Конфликт, направленный на разрешение напряженности между антагонистами, вероятно, имеет стабилизирующую и интегрирующую функции для отношений. Допуская немедленное и прямое выражение соперничающих требований, такие социальные системы способны корректировать свои структуры, устраняя источники неудовлетворенности. Многочисленные конфликты, которые они переживают, могут послужить устранению причин разобщения и восстановлению единства. Эти системы благодаря терпимости и институционализации конфликта пользуются важным стабилизирующим механизмом. 4
Конфликт, с другой стороны, может иметь негативные последствия как для отдельных лиц, так и для организаций, когда люди отвлекают энергию от производительности и достижения целей и направляют ее на разрешение конфликта. Продолжение конфликта может серьезно сказаться на психологическом благополучии. Как мы увидим в следующей главе, конфликт оказывает большое влияние на стресс и психофизические последствия стресса. Наконец, продолжающийся конфликт может также повлиять на социальный климат группы и помешать ее сплоченности.
Таким образом, конфликт может быть функциональным или дисфункциональным в рабочих ситуациях в зависимости от характера конфликта, его интенсивности и продолжительности. Действительно, как слишком много, так и слишком мало конфликтов может привести к множеству негативных результатов, как обсуждалось выше. Это показано в приложении 14. 2 . В таких обстоятельствах умеренное количество конфликтов может быть лучшим курсом действий. Таким образом, проблема управления заключается не в том, как устранить конфликт, а в том, как управлять им и разрешать его, когда он возникает.
Экспонат 14.2 Взаимосвязь между интенсивностью конфликта и его результатами Источник: Адаптировано из Л. Дэвида Брауна, Управление конфликтами в организационных взаимодействиях, 1986, издательство Addison-Wesley Publishing Co., Inc., Рединг, Массачусетс, рис. 1.1, стр. 8. (С указанием авторских прав: Университет Райса, OpenStax, лицензия CC BY-NC-SA 4.0)
Управленческое лидерство
Стратегии исполнительного разрешения конфликтов
Хороший способ увидеть, как конфликт может быть функциональным или дисфункциональным, — это понаблюдать за поведением многих руководителей американских компаний. Классические примеры включают дела Джека Уэлча, бывшего председателя General Electric, и Фреда Акмана, бывшего председателя Superior Oil. Уэлч наслаждался хорошим боем и получал удовольствие от обмена дискуссиями и переговорами. Однажды он вовлек старшего вице-президента в затяжную и эмоциональную перепалку по поводу достоинств одного предложения. Несколько присутствовавших менеджеров были смущены конфронтацией. Тем не менее, после спора Уэлч поблагодарил вице-президента за то, что он выступил против него и защитил его взгляды. Это то, что Уэлч называет «конструктивным конфликтом», также называемым конструктивной конфронтацией 9.0155 .
С другой стороны, согласно одному сообщению, Фред Экман подходил к конфликту совершенно иначе. Акмана обвиняли в авторитаризме — он часто отказывался даже обсуждать предложения или модификации представленных им предложений. Несогласие рассматривалось как нелояльность и часто встречалось с оскорбительным характером. Как сказал один бывший подчиненный: «Он терпеть не мог, когда кто-то не соглашался с ним, даже наедине. Он бы сожрал тебя заживо, назвав тупым сукиным сыном. . . . Это происходило постоянно».
Сегодня многие считают, что управленческий подход Джека Уэлча и конгломератный подход GE привели к финансовым проблемам компании, в то время как другие осуждают направление, выбранное преемником Джека Уэлча Джеффом Иммельтом. Другие говорят, что лидеры других компаний, такие как Тим Кук из Apple, совершают те же ошибки, что и Джек Уэлч.
Вопросы:
- Какая из этих реакций на конфликт, по вашему мнению, приведет к более продуктивным результатам?
- Как, по-вашему, вы реагируете на такой конфликт?
- Согласны ли ваши друзья с вашей оценкой?
Источники: R. X. Cringely, «Прогноз № 1 на 2019 г. — Apple под руководством Тима Кука подражает GE под руководством Джека Уэлча», BetaNews , 27 февраля 2019 г., https://betanews.com/2019/02/28/2019-prediction -1-apple-under-tim-cook-emulates-ge-under-jack-welch/; М. А. Харрис, «Может ли Джек Уэлш заново изобрести GE?» Business Week, , 30 июня 1986 г .