ведущая деятельность | это… Что такое ведущая деятельность?
(англ. leading activity) — деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Внутри В. д. происходит подготовка, возникновение и дифференциация др. видов деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Суть концепции можно сформулировать в виде закона (принципа) В. д., утверждающего существование соответствия между стадией психического развития и определенным видом В. д.
Значение В. д. для психического развития зависит, прежде всего, от ее содержания, от того, какие стороны действительности человек открывает для себя и усваивает в процессе ее выполнения (см. Усвоение). Современные данные об особенностях развития психики человека в онтогенезе позволяют выделить след. виды В. д.: 1) непосредственное общение младенца со взрослыми; 2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства; в процессе ее выполнения ребенок усваивает исторически сложившиеся способы действий с определенными предметами; 3) сюжетно-ролевая
На каждом этапе детства В. д. не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания. В свою очередь, возникновение новой В. д. не означает отмены той, которая была ведущей на предшествующем этапе. Тот или иной период психического развития характеризуется своеобразной системой различных видов деятельности, но в этой сложной системе В. д. занимает особое место, определяя возникновение основных изменений в психическом развитии на каждом отдельном этапе. См. Деятельность детская.
Добавление ред.: 1. Фактически, концепция В. д. разрабатывалась преимущественно для периода жизни, который изучается в рамках детской психологии, причем, как еще недавно было принято в нашей психологии, в эти рамки входил и подростковый возраст (и отчасти даже юношеский). 2. В последнее время эта концепция встретила ряд критических замечаний. Их спектр простирается от частных поправок (напр., отмечалась некорректность применения самого понятия деятельности в отношении активности младенца, в связи с чем предлагалось трактовать деятельность в этом и след. возрасте как совокупную и совместную) до практически полного отрицания главных положений, в т. ч. самого принципа выделения ведущих видов деятельности для разных стадий психического развития. В частности, А. В. Петровский считает, что концепция В. д. неприменима к процессу развития
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
Понятие ведущей деятельности ребенка
2.12.2011
Ребенок никогда не является пассивным приемником обучающих воздействий взрослого. У него всегда есть свои желания, интересы, свое отношение к окружающему, которые находят отражение в его деятельности. Деятельность человека — это не просто его внешняя активность, она обязательно включает внутренний, психологический пласт. Категория деятельности является одной из фундаментальных психологических категорий и широко используется в детской психологии. Наиболее полно и конструктивно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева.
Термином «деятельность» А. Н. Леонтьев называл лишь те процессы, в которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к миру и которые отвечают особой, соответствующей им потребности. Именно деятельность ребенка определяет его психическое развитие и сама развивается в процессе онтогенеза. В жизни ребенка множество различных видов деятельности. Одни из них играют большую роль в развитии, другие — меньшую. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от главной, ведущей деятельности.
Каждая стадия развития, по А. Н. Леонтьеву, характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом деятельности. Признаком ведущей деятельности являются отнюдь не количественные показатели, то есть сколько времени ребенок ею занят.
Ведущая деятельность — это такая деятельность, в которой:- происходят главнейшие изменения в отдельных психических процессах;
- развивается личность ребенка в целом;
- зарождаются новые формы деятельности.
Классическим примером такой деятельности является ролевая игра, которая является ведущей для дошкольного возраста. Именно благодаря ей происходят главные изменения в психике и личности ребенка.
Психологически деятельность характеризуется тем, что ее предмет (то есть то, на что она направлена) всегда совпадает с тем, что побуждает человека к данной деятельности (то есть с ее мотивом). Например, ученик, готовясь к экзамену, читает учебник по литературе. Можно ли этот процесс назвать деятельностью? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить психологическую характеристику этого процесса, то есть его мотив. Если наш ученик, узнав, что экзамен отменяется, охотно бросает книгу, то ясно, что мотивом, побуждающим его читать, было вовсе не содержание книги, а необходимость сдать экзамен.
От деятельности следует отличать действие. Действие — это такой процесс, мотив которого не совпадает с его предметом, а лежит в той деятельности, в которую данное действие включено. В приведенном выше случае чтение книги является именно действием. Ведь то, на что оно направлено (знакомство с содержанием книги), не является его мотивом. Побуждает его к чтению совсем не книга, а предстоящий экзамен.
Поскольку сам предмет действия не является мотивом и не побуждает действовать, для того чтобы действие возникло, необходимо, чтобы его предмет был осознан в своем отношении к мотиву деятельности, в которую он входит (то есть чтобы человек понимал, для чего он это делает). Такое осознанное отношение становится целью действия. Таким образом, действие побуждается непосредственно осознаваемой целью.
Например, цель чтения книги (усвоить ее содержание) стоит в определенном отношении к мотиву (сдать экзамен).Действие реализуется посредством операций, представляющих собой конкретный способ осуществления действий. Если действия определяются целью, то операция зависит от условий, в которых эта цель дана, то есть задачей, требующей определенного способа действий. Одно и то же действие может осуществляться с помощью различных операций. Например, запоминать стихотворение можно, читая его вслух по частям, или переписывая, или молча, читая про себя, — все зависит от условий. Первоначально операции формируются как целенаправленные действия, и лишь затем они могут приобрести форму автоматизированного навыка.
Таким образом, структура деятельности включает три уровня: деятельность — действие — операция, которым соответствует психологический ряд «мотив — цель — задача». Однако эти уровни структуры деятельности не являются жестко фиксированными и постоянными. В ходе самой деятельности возникают новые мотивы, цели, задачи, в результате чего действие может превратиться в деятельность или в операцию, и таким образом происходит развитие деятельности.
Важнейшим механизмом развития деятельности является, по терминологии А. Н. Леонтьева, «сдвиг мотива на цель». Суть его состоит в том, что цель, которая раньше побуждалась каким-то другим мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, то есть сама становится мотивом. Продолжая наш пример с учеником, этот механизм можно проиллюстрировать следующим образом. Предположим, что, читая книжку, наш ученик так увлекся ее содержанием, что оно стало для него важнее и привлекательнее подготовки к экзамену, и, несмотря на отмену экзамена, он продолжает ее читать. Содержание книги стало для него самостоятельным мотивом, а значит — чтение этой книги из действия превратилось в деятельность.
Важно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти, только если действие вызывает яркие положительные эмоции.
«Впитывая» в себя радостные переживания, связанные с другими мотивами, предмет действия (его цель) сам приобретает положительный эмоциональный заряд и становится побудителем новой деятельности.
Источник: Смирнова Е.О., Детская психология
Материалы по теме |
---|
Проявление темперамента в деятельности Ефимова Н.С., Основы общей психологии |
Стиль деятельности и ее эффективность … |
Взаимосвязь психического развития личности и ее основной деятельности Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999 |
Соотношение внешней и внутренней форм деятельности … |
Воображение и творческая деятельность Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб. ; 2009 |
Принцип единства сознания и деятельности Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций |
Слушание как вид речевой деятельности Зимняя И.А., Лингвопсихология речевой деятельности |
Теория учебной деятельности Марцинковская Т.Д., Психология развития |
Психологическая безопасность и развитие лидерских качеств
Статья (9 страниц)
Когда сотрудники чувствуют себя комфортно просят о помощи, делятся предложениями в неформальной обстановке или бросают вызов существующему положению вещей, не опасаясь негативных социальных последствий, организации с большей вероятностью будут быстро внедрять инновации, раскрывать преимущества разнообразия и хорошо адаптироваться к изменениям — все возможности, которые необходимы только возросло значение во время COVID-19кризис. 1 1. Джонатан Эммет, Гуннар Шра, Мэтт Шримпер и Александра Вуд, «COVID-19 и опыт сотрудников: как руководители могут воспользоваться моментом», июнь 2020 г., McKinsey.com; Тера Аллас, Дэвид Чинн, Пал Эрик Шатил и Уитни Циммерман, «Благополучие в Европе: устранение высокой стоимости COVID-19 для удовлетворенности жизнью», июнь 2020 г., McKinsey.com. Тем не менее глобальное исследование McKinsey, проведенное во время пандемии, подтверждает, что лишь немногие бизнес-лидеры часто демонстрируют позитивное поведение, которое может создать атмосферу, называемую психологической безопасностью, среди своих сотрудников. 2 2. Онлайн-опрос проводился с 14 по 29 мая 2020 г., и в нем приняли участие 1574 участника, представляющих весь спектр регионов, отраслей, размеров компаний, функциональных специальностей и сроков пребывания в должности. Из этих респондентов мы проанализировали результаты 1223 участников, которые заявили, что являются членами команды, которую они не возглавляли, где команда определяется как два или более человека, которые работают вместе для достижения общей цели. Генеральные директора включались в результаты, если они говорили, что а) в их организации есть совет директоров и б) они не были его председателями, чтобы они могли думать о своем совете, когда им задавали вопросы о своей команде.
Аудио
Прослушать эту статьюКак показывают многочисленные предыдущие исследования, психологическая безопасность является предшественником адаптивной, инновационной деятельности, которая необходима в сегодняшней быстро меняющейся среде, на индивидуальном, командном, и организационном уровнях. 3 3. Эми С. Эдмондсон, Бесстрашная организация: создание психологической безопасности на рабочем месте для обучения, инноваций и роста, первое издание, Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons, ноябрь 2018 г. ; Ширли А. Эшауэр и Тереза Макан, «Как лидеры могут способствовать командному обучению? Влияние назначенных лидером целей мастерства и производительности и психологической безопасности», Журнал психологии, ноябрь – декабрь 2013 г., том 147, номер 6, стр. 541–61, tandfonline.com; Энн Бун и др., «Командное обучение убеждениям и поведению в группах реагирования», Европейский журнал обучения и развития, май 2013 г., том 37, номер 4, стр. 357–79., изумруд.com; Дафна Брюллер и Абрахам Кармели, «Связывание возможностей высококачественных отношений с командным обучением и производительностью в сервисных организациях», Управление персоналом, июль–август 2011 г., том 50, номер 4, стр. 455–77, wileyonlinelibrary.com; М. Лэнс Фрейзер и др., «Психологическая безопасность: метааналитический обзор и расширение», Психология персонала, февраль 2017 г., том 70, номер 1, стр. 113–65, onlinelibrary.wiley.com; Никос Бозионелос и Константинос К. Костопулос, «Командное исследовательское и эксплуататорское обучение: психологическая безопасность, конфликт задач и эффективность команды», Управление группой и организацией, июнь 2011 г. , том 36, номер 3, стр. 385–415, journals.sagepub. ком; Росарио Ортега и др., «Эмоциональное воздействие издевательств и киберзапугивания на жертв: европейское межнациональное исследование», Агрессивное поведение, сентябрь – октябрь 2012 г., том 38, выпуск 5, стр. 342–56, onlinelibrary.wiley.com ; Коринн Пост, «Командный состав и инновации глубокого уровня: посреднические роли психологической безопасности и совместного обучения», Групповое и организационное управление, октябрь 2012 г., том 37, номер 5, стр. 555–88, journals.sagepub.com; Чарльз Дахигг, «Что Google извлек из своего стремления создать идеальную команду», New York Times, 25 февраля 2016 г., nytimes.com. Эми Эдмондсон 19 лет99 ранее проведенных исследований обнаружили — и результаты нашего опроса подтверждают, — что более высокая психологическая безопасность предсказывает более высокую степень поведения, выходящего за рамки границ, которое предполагает доступ и координацию с теми, кто не входит в команду человека, для достижения целей. Например, успешное создание «сети команд» — гибкой организационной структуры, которая позволяет командам быстро решать проблемы, действуя вне бюрократических или разрозненных структур, — требует высокой степени психологической безопасности.
К счастью, наше новейшее исследование предлагает, как организаций могут способствовать психологической безопасности. Это зависит от того, насколько лидеры на всех уровнях изучают и демонстрируют определенные лидерские качества, которые помогают их сотрудникам процветать. Инвестиции в программы развития лидерских качеств и их расширение могут дать лидерам возможность воплощать эти модели поведения и, следовательно, развивать психологическую безопасность во всей организации.
Рецепт лидерства, способствующий психологической безопасности
- Автор рассказывает: Чему покерный профессионал Энни Дьюк может научить вас, как вовремя бросить курить
- Возможности Европы для электромобилей и необходимая для этого инфраструктура зарядки
- Дьявольская двойственность: как генеральные директора могут сочетать устойчивость с нулевыми обещаниями
- Приоритизация здоровья мозга: масштабирование того, что работает, чтобы добавить годы к жизни и жизнь к годам
- Женщины на рабочем месте 2022
Лидеры могут создать психологическую безопасность, создавая правильный климат, мышление и поведение в своих командах. По нашему опыту, те, кто делает это лучше всего, выступают в качестве катализаторов, расширяя возможности и позволяя другим лидерам в команде — даже тем, у кого нет официальных полномочий — способствовать развитию психологической безопасности, моделируя ролевые модели и укрепляя поведение, которого они ожидают от остальной части команды.
Наше исследование показало, что позитивный командный климат, в котором члены команды ценят вклад друг друга, заботятся о благополучии друг друга и вносят свой вклад в то, как команда выполняет свою работу, является наиболее важным фактором психологической безопасности команды. 4 4. Прошлые исследования Frazier et al. (2017) определили, что основными движущими силами психологической безопасности являются три категории: позитивные отношения с лидером, характеристики рабочего дизайна и позитивный командный климат. Мы провели множественную регрессию с анализом относительной важности, чтобы понять, какая категория имеет наибольшее значение, и наши результаты показывают, что положительный командный климат оказывает значительно более сильное прямое влияние на психологическую безопасность, чем две другие. Основываясь на этих результатах, мы протестировали модель структурных уравнений (SEM), в которой частота, с которой лидеры команд проявляли четыре типа лидерского поведения, предсказывала психологическую безопасность как прямо, так и косвенно через положительный командный климат. Был проведен исследовательский анализ, чтобы определить, повлияло ли влияние поведения лидеров на психологическую безопасность на разных уровнях командного климата. Задавая тон командному климату своими собственными действиями, лидеры команд оказывают сильнейшее влияние на психологическую безопасность команды. Кроме того, создание позитивного климата в команде может принести дополнительные дивиденды во время сбоев. Наше исследование показало, что позитивный командный климат оказывает более сильное влияние на психологическую безопасность в командах, которые испытали большую степень изменений при удаленной работе, чем в тех, которые испытали меньше изменений во время COVID-19. пандемия. Тем не менее, только 43 % всех респондентов сообщают о положительном климате в своей команде.
Позитивный командный климат является наиболее важным фактором психологической безопасности и, скорее всего, возникает, когда лидеры демонстрируют поддерживающее, консультативное поведение, а затем начинают бросать вызов своим командам.
Во время пандемии мы наблюдаем ускоренный отход от традиционного командно-административного стиля руководства, известного как авторитарное лидерство, одного из четырех устоявшихся стилей лидерского поведения, которые мы изучили, чтобы понять, какие из них способствуют созданию позитивного климата в команде и психологическая безопасность. Опрос показал, что авторитарное лидерское поведение руководителей групп наносит ущерб психологической безопасности, в то время как консультативное и поддерживающее лидерское поведение способствует психологической безопасности.
Результаты также показывают, что лидеры могут еще больше повысить психологическую безопасность, обеспечив позитивный климат в команде (Иллюстрация 1). Как консультативное, так и поддерживающее лидерство помогают создать позитивный климат в команде, хотя и в разной степени и посредством разных типов поведения.
Экспонат 1
Мы стремимся предоставить людям с ограниченными возможностями равный доступ к нашему веб-сайту. Если вам нужна информация об этом контенте, мы будем рады работать с вами. Пожалуйста, напишите нам по адресу: [email protected]
При консультативном лидерстве, которое оказывает прямое и косвенное влияние на психологическую безопасность, лидеры консультируются с членами своей команды, запрашивают их мнение и учитывают мнения команды по затрагивающим их вопросам. 5 5. Стандартизированный коэффициент регрессии между консультативным лидерством и психологической безопасностью составил 0,54. Опрос измерял консультативно-лидерское поведение, спрашивая респондентов, как часто руководители их команд демонстрируют следующее поведение: спрашивать мнение других, прежде чем принимать важные решения, предоставлять членам команды автономию для принятия собственных решений и пытаться достичь консенсуса в команде по решениям. Поддерживающее лидерство оказывает косвенное, но все же значительное влияние на психологическую безопасность, помогая создать позитивный климат в коллективе; в нем участвуют лидеры, демонстрирующие заботу и поддержку членов команды не только как сотрудников, но и как отдельных лиц. 6 6. Опрос измерял поддерживающее лидерское поведение, спрашивая респондентов, как часто руководители их команд демонстрируют следующее поведение: создают ощущение командной работы и взаимной поддержки внутри команды и демонстрируют заботу о благополучии членов команды. Такое поведение также может побудить членов команды поддерживать друг друга.
Другой набор лидерских моделей поведения иногда может укрепить психологическую безопасность, но только при наличии позитивного климата в коллективе. Этот набор моделей поведения, известный как вызывающее лидерство, побуждает сотрудников делать больше, чем они изначально думают, что они могут. Сложный лидер просит членов команды пересмотреть предположения об их работе и о том, как ее можно выполнять, чтобы превзойти ожидания и реализовать свой потенциал. Сложное лидерство ранее было связано с проявлением творческих способностей сотрудников, ощущением возможности вносить изменения, связанные с работой, и стремлением учиться и совершенствоваться. 7 7. Джайлз Херст, Хелен Шиптон и Цинь Чжоу, «Контекст имеет значение: комбинированное влияние участия и интеллектуальной стимуляции на творческие отношения между фокусом продвижения и сотрудниками», Журнал организационного поведения, октябрь 2012 г., том 33, номер 7, стр. 894–909. , onlinelibrary.wiley.com; Ле Конг Туан, «Мотивация творчества последователей путем интеллектуальной стимуляции», Международный журнал организационного анализа, декабрь 2019 г., Том 28, номер 4, стр. 817–829, emerald.com; Цзе Ли и др., «Не все модели трансформационного лидерства одинаковы: влияние идентификации последователей с лидером и современностью на взятие на себя ответственности», Журнал лидерства и организационных исследований, август 2017 г. , том 24, номер 3, стр. 318– 34, журналы.sagepub.com; Сусана Льоренс-Гумбау, Мариса Саланова Сориа и Исраэль Санчес-Кардона, «Интеллектуальная стимуляция лидерства и командное обучение: опосредующая роль положительного влияния команды», Universitas Psychologica, март 2018 г., том 17, номер 1, стр. 1–16, revistas.javeriana.edu.co. Тем не менее, результаты опроса показывают, что наибольшая вероятность психологической безопасности возникает, когда руководитель группы сначала создает позитивный климат в команде посредством частых поддерживающих и консультативных действий, а затем бросает вызов своей команде; без фундамента позитивного климата сложное поведение не имеет существенного эффекта. По словам Эми Эдмондсон, профессора лидерства и менеджмента компании Novartis в Гарвардской школе бизнеса, впечатления сотрудников сильно различаются в зависимости от того, как ведут себя их руководители.
Интерактивный
Мы стремимся предоставить людям с ограниченными возможностями равный доступ к нашему веб-сайту. Если вам нужна информация об этом контенте, мы будем рады работать с вами. Пожалуйста, напишите нам по адресу: [email protected]
Более того, результаты опроса показывают, что климат, способствующий психологической безопасности, создается на самом верху организации. Мы стремились понять влияние поведения старших руководителей на чувство безопасности сотрудников и обнаружили, что старшие руководители могут помочь создать культуру инклюзивности, которая способствует позитивному лидерскому поведению во всей организации, самостоятельно моделируя это поведение. Руководители групп с большей вероятностью будут проявлять поддержку, консультации и смелое лидерство, если старшие руководители демонстрируют инклюзивность, например, выискивая мнения, которые могут отличаться от их собственных, и уважительно относясь к другим.
Важность развития лидеров на всех уровнях
Наши результаты показывают, что инвестирование в развитие лидерства в организации — для всех руководящих должностей — является эффективным методом культивирования сочетания лидерских моделей поведения, повышающих психологическую безопасность. Сотрудники, которые сообщают, что их организации вкладывают значительные средства в развитие лидерства, с большей вероятностью также сообщают, что руководители их команд часто проявляют консультационную, поддерживающую, и бросают вызов лидерству. Они также на 64% чаще оценивают руководителей старшего звена как более инклюзивных (Рисунок 2). 8 8. Мы измеряли инвестиции в развитие лидерства, спрашивая, согласны ли они со следующими утверждениями: «моя организация придает большое значение развитию своих лидеров» и «моя организация выделяет значительные ресурсы на развитие своих лидеров». Однако результаты показывают, что эффективность этих программ варьируется в зависимости от навыков, которые они затрагивают.
Экспонат 2
Мы стремимся предоставить людям с ограниченными возможностями равный доступ к нашему веб-сайту. Если вам нужна информация об этом контенте, мы будем рады работать с вами. Пожалуйста, напишите нам по адресу: [email protected]
Переориентация навыков, разработанных в программах лидерства
Организации часто пытаются охватить многие темы в своих программах развития лидерства. Но наши результаты показывают, что сосредоточение внимания на нескольких конкретных навыках и поведении в этих учебных программах может повысить вероятность позитивного лидерского поведения, которое способствует психологической безопасности и, в конечном итоге, сильной командной работе. Некоторые из навыков, которые чаще всего преподают в организациях респондентов, такие как навыки открытого диалога, которые позволяют лидерам исследовать разногласия и обсуждать напряженность в команде, относятся к числу тех, которые больше всего ассоциируются с позитивным лидерским поведением. Тем не менее, несколько относительно неиспользованных областей навыков также дают положительные результаты (Иллюстрация 3).
Экспонат 3
Мы стремимся предоставить людям с ограниченными возможностями равный доступ к нашему веб-сайту. Если вам нужна информация об этом контенте, мы будем рады работать с вами. Пожалуйста, напишите нам по адресу: [email protected]
Два из менее часто рассматриваемых навыков в формальных программах предсказывают позитивное лидерство. Обучение спонсорству, то есть обеспечение успеха других впереди себя, поддерживает как консультативное, так и вызывающее лидерство поведение, однако только 26% респондентов говорят, что их организации включают навыки в программы развития. А развитие ситуационного смирения, к которому, по словам 36% респондентов, обращаются их организации, учит лидеров тому, как развивать мышление личностного роста и любознательность. Использование этого навыка позволяет прогнозировать, что лидеры будут проявлять консультативное поведение.
Развитие наверху одинаково важно
Согласно данным, широкомасштабное обеспечение психологической безопасности начинается с того, что самые старшие руководители компаний разрабатывают и воплощают в жизнь лидерские качества, которые они хотят видеть во всей организации. Многие из тех же навыков, которые способствуют позитивному поведению руководителей групп, могут быть развиты и среди старших руководителей для обеспечения инклюзивности. Например, навыки открытого диалога и развитие социальных отношений внутри команды также являются важным набором навыков для руководителей высшего звена.
Кроме того, некоторые навыки более важны на самом верху организации. Ситуационная и культурная осведомленность или понимание того, как могут формироваться убеждения на основе выборочных наблюдений и норм в разных культурах, связаны с инклюзивностью высших руководителей.
Заглядывая вперед
Учитывая ускоряющийся темп изменений и разрушений, а также потребность в творческих, адаптивных реакциях команд на всех уровнях, психологическая безопасность важнее, чем когда-либо. Организации, которые развивают лидерские качества и создают благоприятную рабочую среду, помогающую создать психологическую безопасность, могут получить много преимуществ, от улучшенных инноваций, экспериментов и гибкости до улучшения общего здоровья и производительности организации. 9 9. Мы определяем организационное здоровье как способность организации согласовать четкое видение, стратегию и культуру; выполнять на отлично; и обновлять фокус организации с течением времени, реагируя на рыночные тенденции.
Каким бы ясным ни был этот призыв к действию: «Как мы развиваем психологическую безопасность?» и, более конкретно, «С чего мы начнем?» остаются самыми распространенными вопросами, которые нам задают. Результаты этого опроса показывают, что нельзя терять время на создание и инвестирование в развитие лидерства в масштабе, чтобы помочь повысить психологическую безопасность. Организации могут начать делать это следующими способами:
- Выйдите за рамки разовых программ обучения и разверните масштабную систему развития лидерских качеств. Человеческое поведение нелегко изменить за одну ночь. Однако слишком часто мы видим, как компании пытаются добиться этого, используя только целевые программы обучения. Изменение поведения руководства в сложной системе на индивидуальном, командном и корпоративном уровнях начинается с определения четкой стратегии, соответствующей общим устремлениям организации, и всеобъемлющего набора возможностей, необходимых для ее достижения. Крайне важно разработать классификацию навыков (например, вести открытый диалог), которая не только поддерживает реализацию общей идентичности организации, но также способствует обучению и росту и непосредственно применима к повседневной работе людей. С практической точки зрения, несмотря на то, что предоставление обучения может быть организовано в виде серии тренингов — и быстро систематизировано и масштабировано для всех руководителей группы или подразделения организации — эти тренинги будут еще более эффективными в сочетании с другими строительными блоками более широкого подхода. системы обучения, такие как поведенческие подкрепления. Хотя опыт обучения сейчас выглядит совсем иначе, чем до COVID-19пандемии, цифровое обучение предоставляет крупным компаниям больше возможностей для преодоления разрозненности и создания новых связей в организации посредством обучения.
- Инвестируйте в опыт развития лидерства, который является эмоциональным, сенсорным и создает моменты ага. Захватывающие и увлекательные занятия запоминаются четче и дольше. Тем не менее распространенной ошибкой обучающих программ является чрезмерная сосредоточенность на содержании, хотя обычно не недостаток знаний мешает лидерам полностью реализовать свой потенциал. Поэтому очень важно, чтобы программы обучения побуждали лидеров к взаимодействию со своими основополагающими убеждениями, предположениями и эмоциями и к изменению их, чтобы добиться устойчивых изменений мышления. Для этого требуется учебная среда, которая способствует зачастую уязвимому процессу обучения, а также профессионально разработана. Компании могут начать с облегченного опыта, который подталкивает учащихся к личному самоанализу с помощью целевых вопросов для размышления и небольших интимных бесед. Эти условия могут помочь лидерам повысить самосознание, пробудить стремление к дальнейшему росту и, с помощью размышлений и обратной связи, стимулировать коллективный рост и производительность.
- Создайте механизмы, чтобы сделать развитие частью повседневной работы лидеров. Формальное обучение и развитие навыков служат трамплином в контексте реальной работы; самые успешные учебные путешествия объясняют богатое обучение, которое происходит в повседневной работе и взаимодействиях. Использование подталкивания к обучению (т. е. ежедневных целевых напоминаний для отдельных лиц) может помочь учащимся преодолеть препятствия и перейти от сохранения к применению своих знаний. Параллельно с этим самые старшие руководители организации должны быть первыми, кто поставит реальную работу в основу своего развития, что требует от старших руководителей модели для подражания — публично — своих собственных процессов обучения. В этом контексте развилась концепция ролевых моделей; вместо образцов для подражания, служащих примерами готового продукта, они становятся примерами незавершенной работы, с высокой верой в себя, но с низким уровнем точных ответов. Эти примеры становятся убедительным сигналом для руководителей всей организации о том, что практиковать, терпеть неудачи и развиваться на работе безопасно.
Психология | Определение, история, поля, методы и факты
Уильям Джеймс
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Зигмунд Фрейд Луиза Бейтс Эймс Уильям Джеймс Леон Фестингер Стэнли Милгрэм
- Похожие темы:
- психологическое тестирование теория обучения социальная психология наука о мышлении эволюционная психология
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
психология , научная дисциплина, изучающая психические состояния, процессы и поведение людей и других животных.
Дисциплина психологии в целом делится на две части: большая профессия практиков и меньшая, но растущая наука о разуме, мозге и социальном поведении. У них разные цели, обучение и практика, но некоторые психологи объединяют их.
Ранняя история
В западной культуре вклад в развитие психологии внесли представители многих областей, начиная с таких философов, как Платон и Аристотель. Гиппократ философствовал об основных человеческих темпераментах (например, холерик, сангвиник, меланхолик) и связанных с ними чертах. Информированный биологией своего времени, он предположил, что физические качества, такие как желтая желчь или слишком много крови, могут лежать в основе различий в темпераменте ( см. также юмор). Аристотель постулировал, что мозг является вместилищем рационального человеческого ума, а в 17 веке Рене Декарт утверждал, что разум дает людям способности к мышлению и сознанию: разум «решает», а тело выполняет решение — дуалистический разум. раскол тела, над преодолением которого до сих пор работает современная психологическая наука. Две фигуры, которые помогли основать психологию как формальную дисциплину и науку в XIX веке.века были Вильгельм Вундт в Германии и Уильям Джеймс в Соединенных Штатах. В книге Джеймса «Принципы психологии » (1890 г.) психология определяется как наука о психической жизни и содержится проницательное обсуждение тем и проблем, которые столетие спустя предвосхитили большую часть исследовательской программы в этой области.
Однако в первой половине 20 века бихевиоризм доминировал в большей части американской академической психологии. В 1913 г. Джон Б. Уотсон, один из влиятельных основоположников бихевиоризма, призывал полагаться только на объективно измеримые действия и условия, эффективно удаляя изучение сознания из психологии. Он утверждал, что психология как наука должна иметь дело исключительно с непосредственно наблюдаемым поведением низших животных, а также людей, подчеркивал важность поощрения только желаемого поведения при воспитании детей и опирался на принципы обучения с помощью классического обусловливания (основанного на исследованиях собак, проведенных русского физиолога Ивана Павлова и, таким образом, известного как павловское обусловливание). В Соединенных Штатах большинство факультетов психологии университетов посвятили себя превращению психологии из философии в строгую эмпирическую науку.
Britannica Quiz
Введение в психологию Quiz
Согласно Britannica, психология — это научная дисциплина, изучающая психические состояния и поведение людей и других животных. Как много вы знаете об этом?
Бихевиоризм
Начиная с 1930-х годов бихевиоризм процветал в Соединенных Штатах, и Б. Ф. Скиннер лидировал в демонстрации силы оперантного обусловливания посредством подкрепления. Бихевиористы в университетских условиях проводили эксперименты над условиями, контролирующими обучение и «формирование» поведения посредством подкрепления, обычно работая с лабораторными животными, такими как крысы и голуби. Скиннер и его последователи явно исключили ментальную жизнь, рассматривая человеческий разум как непроницаемый «черный ящик», открытый только для догадок и спекулятивных вымыслов. Их работа показала, что на социальное поведение легко воздействовать, манипулируя определенными непредвиденными обстоятельствами и изменяя последствия или подкрепление (награды), к которым приводит поведение в различных ситуациях. Изменения в этих последствиях могут изменить поведение в предсказуемых паттернах стимул-реакция (S-R). Точно так же широкий спектр эмоций, как положительных, так и отрицательных, может быть приобретен посредством процессов обусловливания и может быть изменен путем применения тех же принципов.
Фрейд и его последователи
В то же время, в любопытном сопоставлении, психоаналитические теории и терапевтические практики, разработанные получившим образование в Вене врачом Зигмундом Фрейдом и его многочисленными учениками, начиная с начала 20-го века и сохраняясь на протяжении многих десятилетий, подрывали традиционный взгляд на человеческую природу как на сущность рациональный. Теория Фрейда сделала разум второстепенным: для Фрейда бессознательное и его часто социально неприемлемые иррациональные мотивы и желания, особенно сексуальные и агрессивные, были движущей силой, лежащей в основе большей части человеческого поведения и психических заболеваний. Превращение бессознательного в сознательное стало терапевтической целью клиницистов, работающих в этих рамках.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Фрейд предположил, что многое из того, что люди чувствуют, думают и делают, находится вне осознания, самозащиты в своих мотивах и бессознательно детерминировано. Многое из этого также отражает конфликты, зародившиеся в раннем детстве, которые проявляются в виде сложных паттернов, казалось бы, парадоксального поведения и симптомов. Его последователи, эго-психологи, подчеркивали важность функций и когнитивных процессов высшего порядка (например, компетентностной мотивации, способности к саморегуляции), а также механизмов психологической защиты человека. Они также переключили свое внимание на роль межличностных отношений и надежной привязанности в психическом здоровье и адаптивном функционировании, и они стали пионерами в анализе этих процессов в клинических условиях.
После Второй мировой войны и спутника
После Второй мировой войны американская психология, особенно клиническая психология, превратилась в самостоятельную значительную область, отчасти в ответ на потребности вернувшихся ветеранов. Дальнейшему развитию психологии как науки способствовал запуск спутника в 1957 году и начало российско-американской космической гонки на Луну. В рамках этой гонки правительство США способствовало развитию науки. Впервые стало доступным массивное федеральное финансирование как для поддержки поведенческих исследований, так и для подготовки выпускников. Психология стала как процветающей профессией практиков, так и научной дисциплиной, которая исследовала все аспекты человеческого социального поведения, развития детей и индивидуальных различий, а также области психологии животных, ощущений, восприятия, памяти и обучения.
Обучение клинической психологии находилось под сильным влиянием психологии Фрейда и ее ответвлений. Но некоторые клинические исследователи, работающие как с нормальными, так и с нарушенными популяциями, начали разрабатывать и применять методы, фокусирующиеся на условиях обучения, которые влияют на социальное поведение и контролируют его. Это движение поведенческой терапии анализировало проблемное поведение (например, агрессивность, причудливые модели речи, курение, реакцию страха) с точки зрения наблюдаемых событий и условий, которые, по-видимому, влияли на проблемное поведение человека. Поведенческие подходы привели к инновациям в терапии, работая над изменением проблемного поведения не посредством понимания, осознания или раскрытия бессознательных мотивов, а путем обращения к самому поведению. Бихевиористы пытались напрямую изменить неадаптивное поведение, исследуя условия, контролирующие текущие проблемы человека, а не их возможные исторические корни. Они также намеревались показать, что такие попытки могут быть успешными без замещения симптомов, предсказанного теорией Фрейда. Фрейдисты считали, что за устранением проблемного поведения сразу же последуют новые и более серьезные проблемы. Поведенческие терапевты показали, что это не всегда так.
Чтобы начать изучение роли генетики в личности и социальном развитии, психологи сравнили сходство личности у людей с одинаковыми генами или в одной среде. В исследованиях близнецов сравнивали монозиготных (идентичных) и дизиготных (разнояйцевых) близнецов, выросших либо в одной, либо в разных средах. В целом эти исследования продемонстрировали важную роль наследственности в широком спектре человеческих характеристик и черт, таких как черты интроверта и экстраверта, и показали, что биолого-генетическое влияние было намного больше, чем предполагал ранний бихевиоризм.