Ведущая деятельность и психические новообразования . Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати
Сам по себе подростковый период довольно неоднороден по своему психологическому содержанию и значению для подростка. Вряд ли кто-то станет утверждать, что ученики 6-го и 8-го классов очень похожи друг на друга по своему психологическому облику. В то же время оба они – подростки. Поэтому внутри подросткового возраста принято выделять младший подростковый возраст (десять – тринадцать лет), или 5–6-е классы, и старший подростковый возраст (четырнадцать-пятнадцать лет), или 7–8-е классы. Наряду с ними выделяют и раннюю юность, имея в виду учеников 9–10-х классов (шестнадцать-семнадцать лет).
Ранее уже отмечалось, что психологические новообразования младшего школьного возраста изменяют психологические возможности ребенка, а следовательно, и сферу его интересов и мотивов поведения. Действительно, одним из основных психологических приобретений предыдущего возраста стала произвольность всех психических процессов, лежащая в основе самостоятельного поведения ребенка.
Первым таким моментом в этой сфере младшего подростка является появление потребности выйти за рамки школы, приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Однако реализация этой идеи возможна, если подросток будет соответствовать не только требованиям окружающих его людей (что явилось приобретением предшествующего возрастного этапа развития), но прежде всего собственным требованиям и самооценке. Это – второй новый момент в мотивационной сфере.
Третий момент состоит в появлении потребности найти и защитить свое место в окружающей его социальной среде. Таким образом, мы видим, что психологические новообразования, приобретенные в младшем школьном возрасте, открывают перед ребенком новые возможности и связаны они прежде всего с изменениями в сфере потребностей и мотивов поведения.
В то же время между новыми расширившимися возможностями и прежними отношениями с окружающими его людьми возникает противоречие, которое не может быть устранено в рамках прежней ведущей деятельности – учебной.Само содержание названных выше потребностей указывает и на содержание нового вида деятельности, чтобы их реализовать. Этот вид деятельности – общение.
Общение позволяет подростку выйти за рамки школы и там искать себя. Именно общение помогает ему постоянно сравнивать себя со сверстниками и вырабатывать самооценку. Вне общения и без него невозможно найти свое место в кругу сверстников и взрослых. В общении и посредством его усваиваются нормы социального поведения, нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. И если подросток не находит в школе удовлетворяющего его общения, он психологически «покидает» ее, и настоящая его жизнь, его интересы оказываются за ее стенами. В центре психологической жизни подростка оказывается общение, а учебная деятельность отступает на второй план.
Таким образом, становится понятной смена типов ведущей деятельности в отрочестве. Если в младшем школьном возрасте это учебная деятельность, то в подростковом – общение. Что же может и должно стать продуктом ведущей деятельности в психическом облике подростка?
Секреты психологии
Важное качество, приобретаемое в подростковом возрасте, – способность к самонаблюдению. Подростки, в отличие от детей, приобретают возможность более или менее непредвзято анализировать собственные действия и поступки. Для этого необходима интеллектуальная отстраненность от самого себя, умение мысленно разделиться на того, кто наблюдает, и того, за кем ведется наблюдение. Когда такое умение сформировалось, возникает способность посмотреть на себя со стороны, глазами окружающих. Это приводит к повышению самокритичности, обостренному восприятию собственных недостатков.
Андрей Грецов
К центральному психологическому новообразованию этого возраста относят самосознание личности (осознание себя как индивидуальности), становление которого возможно только посредством и благодаря общению. Наряду с этим следует выделить еще одно важное новообразование – рефлексию, начало формирования которой приходится на младший школьный возраст, но в подростковом возрасте она становится основным механизмом регуляции поведения и личностного саморазвития. Под рефлексией принято понимать мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание и осознание себя подростком. Рефлексия помогает подростку оценивать собственные действия, поведение, речь, опыт, чувства, состояния, способности, характер, отношения с другими людьми, свои задачи, назначение и т. д. Именно рефлексия является ведущим психологическим механизмом, с помощью которого подросток осознает себя, свое «Я», качества и свойства личности, проявляемые им во взаимодействии с окружающими его людьми.
Проследим этапы становления самосознания, имея в виду анализ основных сфер развития подростка: полового, познавательного и социального. Важно установить вклад каждой из них в конечный результат психического развития в этом возрасте.
Но прежде чем перейти к этому анализу, дадим краткую психологическую и поведенческую характеристику подростка.
Тесты по возрастной психологии
I вариант
1. Укажите правильный ответ.
Показателем психологической готовности ребенка к школе является:
A. Наличие специальных знаний, умений и навыков.
B. Самостоятельность в умственной деятельности.
C. Желание быть школьником.
D. Умение строить свои взаимоотношения со взрослыми, сверстниками на основе соподчинения мотивов.
2. Укажите единственный правильный ответ.
В обучении письму движением руки младшего школьника руководит и обеспечивает основной успех:
A. Зрительный образ.
B. Слуховой образ.
C. Тактильное чувство, которое закрепляет движение в моторной памяти.
3. Укажите правильные ответы.
Шестилетних школьников отличает особый психологический склад, который характеризуется:
A. Непроизвольностью психических процессов.
B. Отсутствием стремления к взрослости.
C. Высоким стремлением к участию в деятельности на первых ролях.
D. Устойчивостью внимания.
E. Отсутствием умения думать.
4. Укажите единственный правильный ответ.
Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является:
A. Предметно-манипулятивная деятельность.
B. Непосредственно-эмоциональное общение.
C. Сюжетно-ролевая игра.
D. Учение как вид познавательной деятельности.
5. Приведите в соответствие возрастной период развития и ведущую деятельность.
1. Младенчество.
2. Ранний возраст.
3. Дошкольный возраст.
4. Младший школьник.
5. Подростковый возраст.
6. Ранняя юность (старший школьный возраст).
A. Учебная деятельность.
B. Эмоциональное общение со взрослыми.
C. Учебно-профессиональная деятельность.
D. Эмоциональное общение со сверстниками.
E. Сюжетно-ролевая игра.
F. Предметная деятельность.
6. Укажите единственный правильный ответ.
Среди познавательных процессов у младенцев доминирует:
A. Мышление
B. Память
C. Речь
D. Ощущение и восприятие
7. Укажите единственный правильный ответ.
Эмоциональной сфере младенца присущ ряд реакций, среди них есть лишняя:
A. Страх
B. Удивление
C. Гнев
D. Стыд
8. Укажите единственный правильный ответ.
Центральным новообразованием раннего возраста выступает:
A. Становление ходьбы
B. Речь
C. Произвольность
D. Рефлексия
9. Укажите единственный правильный ответ.
Центральное новообразование в личностной сфере в раннем детстве:
A. Речь
B. Чувство взрослости
C. Система «Я — сам»
D. Волевые реакции
10. Внешним проявлением кризиса трех лет выступает:
A. Негативизм
B. Утрата детской непосредственности
C. Первые акты протеста
11. Виды игры появляются в детской жизни в такой последовательности:
A. Сюжетно-ролевая
B. Предметно-манипулятивная
C. Игра с правилами
12. Уменьшенная поглощенность учением у подростков вызвана:
A. Осложнением отношений с учителями
B. Усложнением учебного материала
C. Тем, что прежние мотивы к учению уже удовлетворены, а новые еще не сложились
D. Несформированностью навыков учебной деятельности.
13. Ведущий мотив в учебной деятельности подростков:
A. Значимость самого процесса учения как социально-ценной деятельности
B. Стремление завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников
C. Получение хорошей оценки
D. Стремление к превосходству
14. В выборе друга подросток ориентируется:
A. На успеваемость
B. Внешний облик
C. Личностные качества
D. Поведение
15. В старших классах ведущими мотивами учения становятся:
A. Значимость самого процесса учения как социально ценной деятельности
B. Стремление старшеклассника завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников
C. Реализация будущего, осознание своей будущей перспективы и профессиональных намерений
D. Стремление к превосходству
16. В основе юношеской дружбы лежит:
A. Потребность в понимании другого и себя другим, в самораскрытии
B. Потребность быть в коллективе
C. Познавательные потребности
D. Потребность в признании
17. В эмоциональной сфере юношей и девушек формируются:
A. Мировоззренческие чувства (прекрасного, трагического, юмора и т.д.)
B. Эстетические чувства
C. Чувство взрослости
II вариант
1. Укажите единственный правильный ответ.
В поведении младший школьник ориентируется чаще всего на моральные суждения и оценку действий:
A. Родителями.
B. Учителем.
C. Сверстниками.
2. Укажите правильные ответы.
Наиболее осознанными и действенными у младших школьников являются чувства:
A. Эстетические.
B. Моральные.
C. Интеллектуальные.
3. Укажите правильные ответы.
Благодаря любви, заботе и эмпатии близких людей и учителя у младших школьников формируется:
A. Адекватная самооценка.
B. Завышенная самооценка.
C. Низкий уровень притязаний.
D. Высокий уровень притязаний.
E. Чувство незащищенности.
F. Чувство собственной неповторимости.
4. Укажите единственный правильный ответ.
Эмоциональная стабильность младшего школьника определяется в первую очередь:
A. Игровой деятельностью.
B. Деятельностью в сфере бытового труда.
C. Учением.
5. Укажите единственный правильный ответ.
Автор данной возрастной периодизации:
Кризис новорожденности, младенческий возраст,
Кризис одного года, раннее детство,
Кризис 3 лет, дошкольный возраст,
Кризис 7 лет, школьный возраст,
Кризис 13 лет, пубертатный возраст,
Кризис 17 лет.
A. Л.С. Выготский
B. Д.Б. Эльконин
C. Л.И. Божович
6. Укажите единственный правильный ответ.
Одна из первых реакций, которая появляется в жизни младенца – это:
A. Стыд
B. Вина
C. Презрение
D. Интерес
7. Укажите единственный правильный ответ.
Границы раннего возраста определяются в пределах:
A. 3 – 6 лет
B. 1 – 3 лет
C. 2 – 5 лет
D. 3 – 5 лет
8. По мере развития ребенок осваивает новые формы деятельности. Это выражается такой последовательностью:
A. Учебная деятельность
B. Манипулятивная деятельность
C. Предметная деятельность
D. Игровая деятельность
9. Кризис тех лет – это кризис:
A. Социальных отношений
B. Выделения своего «Я»
C. Отделения ребенка от взрослого
D. Всего перечисленного
10. Утверждение с которым я согласен(а):
A. Игра есть образование историческое, она возникает на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственного участия в системе общественного труда.
B. Возникновение игры связано с действием внутренних, врожденных инстинктов.
C. Игра – это всеобщая форма жизни всех детей.
11. Подростковый возраст называют пубертатным периодом. Это означает:
A. Эмоциональная реактивность
B. Возмужание, половая зрелость
C. Индивидуализация
12. Основной критерий оценки подростками деятельности педагога:
A. Отношение учителя к своей работе
B. Личностные качества учителя
C. Особенности внешности учителя
D. Профессионализм учителя
13. Подростки используют преимущественно:
A. Логическую память
B. Механическую память
C. Непроизвольное запоминание
14. Становление самооценки подростка происходит под влиянием:
A. Самого подростка
B. Родителей
C. Учителей
D. Сверстников
15. Споры в юношеском возрасте об отвлеченных предметах, например о философских проблемах, об устройстве мироздания, связаны с развитием:
A. Общих и специальных способностей
B. Абстрактно-логического мышления
C. Наглядно-действенного мышления
D. Наглядно-образного мышления
16. Я согласен(а) с утверждением, что:
A. Юношеская влюбленность становится основой прочного брака
B. Юношеская влюбленность помогает человеку лучше осознать самого себя
C. Юношеская влюбленность – это болезнь
D. Юношеская влюбленность – это критерий социального взросления человека
17. В выборе друга старшеклассник руководствуется:
A. Успеваемостью
B. Деловыми качествами
C. Личностными качествами
D. Нравственными чертами личности
КЛЮЧ
Укажите правильный ответ.
Показателем психологической готовности ребенка к школе является:
A. Наличие специальных знаний, умений и навыков.
B. Самостоятельность в умственной деятельности.
C. Желание быть школьником.
D. Умение строить свои взаимоотношения со взрослыми, сверстниками на основе соподчинения мотивов.
Укажите единственный правильный ответ.
В поведении младший школьник ориентируется чаще всего на моральные суждения и оценку действий:
A. Родителями.
B. Учителем.
C. Сверстниками.
Укажите единственный правильный ответ.
В обучении письму движением руки младшего школьника руководит и обеспечивает основной успех:
A. Зрительный образ.
B. Слуховой образ.
C. Тактильное чувство, которое закрепляет движение в моторной памяти.
Укажите правильные ответы.
Наиболее осознанными и действенными у младших школьников являются чувства:
A. Эстетические.
B. Моральные.
C. Интеллектуальные.
Укажите правильные ответы.
Шестилетних школьников отличает особый психологический склад, который характеризуется:
A. Непроизвольностью психических процессов.
B. Отсутствием стремления к взрослости.
C. Высоким стремлением к участию в деятельности на первых ролях.
D. Устойчивостью внимания.
E. Отсутствием умения думать.
Укажите правильные ответы.
Благодаря любви, заботе и эмпатии близких людей и учителя у младших школьников формируется:
A. Адекватная самооценка.
B. Завышенная самооценка.
C. Низкий уровень притязаний.
D. Высокий уровень притязаний.
E. Чувство незащищенности.
F. Чувство собственной неповторимости.
Укажите единственный правильный ответ.
Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является:
A. Предметно-манипулятивная деятельность.
B. Непосредственно-эмоциональное общение.
C. Сюжетно-ролевая игра.
D. Учение как вид познавательной деятельности.
Укажите единственный правильный ответ.
Эмоциональная стабильность младшего школьника определяется в первую очередь:
A. Игровой деятельностью.
B. Деятельностью в сфере бытового труда.
C. Учением.
Приведите в соответствие возрастной период развития и ведущую деятельность.
1. Младенчество.
2. Ранний возраст.
3. Дошкольный возраст.
4. Младший школьник.
5. Подростковый возраст.
6. Ранняя юность (старший школьный возраст).
A. Учебная деятельность.
B. Эмоциональное общение со взрослыми.
C. Учебно-профессиональная деятельность.
D. Эмоциональное общение со сверстниками.
E. Сюжетно-ролевая игра.
F. Предметная деятельность.
1-B 2-F 3-E 4-A 5-D 6-C
Укажите единственный правильный ответ.
Автор данной возрастной периодизации:
Кризис новорожденности, младенческий возраст,
Кризис одного года, раннее детство,
Кризис 3 лет, дошкольный возраст,
Кризис 7 лет, школьный возраст,
Кризис 13 лет, пубертатный возраст,
Кризис 17 лет.
A. Л.С. Выготский
B. Д.Б. Эльконин
C. Л.И. Божович
Укажите единственный правильный ответ.
Среди познавательных процессов у младенцев доминирует:
A. Мышление
B. Память
C. Речь
D. Ощущение и восприятие
Укажите единственный правильный ответ.
Одна из первых реакций, которая появляется в жизни младенца – это:
A. Стыд
B. Вина
C. Презрение
D. Интерес
Укажите единственный правильный ответ.
Эмоциональной сфере младенца присущ ряд реакций, среди них есть лишняя:
A. Страх
B. Удивление
C. Гнев
D. Стыд
Укажите единственный правильный ответ.
Границы раннего возраста определяются в пределах:
A. 3 – 6 лет
B. 1 – 3 лет
C. 2 – 5 лет
D. 3 – 5 лет
Укажите единственный правильный ответ.
Центральным новообразованием раннего возраста выступает:
A. Становление ходьбы
B. Речь
C. Произвольность
D. Рефлексия
По мере развития ребенок осваивает новые формы деятельности. Это выражается такой последовательностью:
A. Учебная деятельность
B. Манипулятивная деятельность
C. Предметная деятельность
D. Игровая деятельность BCDA
Укажите единственный правильный ответ.
Центральное новообразование в личностной сфере в раннем детстве:
A. Речь
B. Чувство взрослости
C. Система «Я — сам»
D. Волевые реакции
Кризис тех лет – это кризис:
A. Социальных отношений
B. Выделения своего «Я»
C. Отделения ребенка от взрослого
D. Всего перечисленного
Внешним проявлением кризиса трех лет выступает:
A. Негативизм
B. Утрата детской непосредственности
C. Первые акты протеста
Утверждение с которым я согласен(а):
A. Игра есть образование историческое, она возникает на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственного участия в системе общественного труда.
B. Возникновение игры связано с действием внутренних, врожденных инстинктов.
C. Игра – это всеобщая форма жизни всех детей.
Виды игры появляются в детской жизни в такой последовательности:
A. Сюжетно-ролевая
B. Предметно-манипулятивная
C. Игра с правилами
ВАС
Подростковый возраст называют пубертатным периодом. Это означает:
A. Эмоциональная реактивность
B. Возмужание, половая зрелость
C. Индивидуализация
Уменьшенная поглощенность учением у подростков вызвана:
A. Осложнением отношений с учителями
B. Усложнением учебного материала
C. Тем, что прежние мотивы к учению уже удовлетворены, а новые еще не сложились
D. Несформированностью навыков учебной деятельности.
Основной критерий оценки подростками деятельности педагога:
A. Отношение учителя к своей работе
B. Личностные качества учителя
C. Особенности внешности учителя
D. Профессионализм учителя
Ведущий мотив в учебной деятельности подростков:
A. Значимость самого процесса учения как социально-ценной деятельности
B. Стремление завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников
C. Получение хорошей оценки
D. Стремление к превосходству
Подростки используют преимущественно:
A. Логическую память
B. Механическую память
C. Непроизвольное запоминание
В выборе друга подросток ориентируется:
A. На успеваемость
B. Внешний облик
C. Личностные качества
D. Поведение
Становление самооценки подростка происходит под влиянием:
A. Самого подростка
B. Родителей
C. Учителей
D. Сверстников
В старших классах ведущими мотивами учения становятся:
A. Значимость самого процесса учения как социально ценной деятельности
B. Стремление старшеклассника завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников
C. Реализация будущего, осознание своей будущей перспективы и профессиональных намерений
D. Стремление к превосходству
Споры в юношеском возрасте об отвлеченных предметах, например о философских проблемах, об устройстве мироздания, связаны с развитием:
A. Общих и специальных способностей
B. Абстрактно-логического мышления
C. Наглядно-действенного мышления
D. Наглядно-образного мышления
В основе юношеской дружбы лежит:
A. Потребность в понимании другого и себя другим, в самораскрытии
B. Потребность быть в коллективе
C. Познавательные потребности
D. Потребность в признании
Я согласен(а) с утверждением, что:
A. Юношеская влюбленность становится основой прочного брака
B. Юношеская влюбленность помогает человеку лучше осознать самого себя
C. Юношеская влюбленность – это болезнь
D. Юношеская влюбленность – это критерий социального взросления человека
В эмоциональной сфере юношей и девушек формируются:
A. Мировоззренческие чувства (прекрасного, трагического, юмора и т.д.)
B. Эстетические чувства
C. Чувство взрослости
В выборе друга старшеклассник руководствуется:
A. Успеваемостью
B. Деловыми качествами
C. Личностными качествами
D. Нравственными чертами личности
История дошкольного образования: теоретики и теории
История дошкольного образования восходит к 1500-м годам, и за эти годы оно, безусловно, прошло очень долгий путь. Однако дети получали образование задолго до этого. Даже у греческого философа Платона были довольно новаторские идеи о том, как следует воспитывать детей.
Дошкольное образование имеет очень долгую и богатую историю, в которую внесли неоценимый вклад некоторые из величайших теоретиков детского развития и образования. На самом деле, некоторые из них теперь стали нарицательными. Все вклады этих знаменитых теоретиков в области дошкольного образования имели ценность и ценятся до сих пор. Фактически, они помогли сформировать систему образования, какой мы ее знаем.
Теоретики раннего детства
Существует так много теоретиков раннего детства, что трудно сузить круг до нескольких. Точно так же попытка просмотреть все до единого была бы колоссальным предприятием и, откровенно говоря, слишком большим, чтобы его можно было переварить за один присест.
Здесь мы рассмотрим некоторые из основных моментов, чтобы увидеть, как эти мужчины и женщины повлияли на образование.
1782-1852 — Friedrich Froebel
Именно Фрёбелю приписывают создание детского сада, основанного на его вере в то, что маленькие дети нуждаются в своем собственном пространстве для обучения отдельно от взрослых — за исключением учителя и помощников. По Фребелю, «Игра есть высшее выражение человеческого развития в детстве, ибо только она есть свободное выражение того, что есть в душе ребенка». Проще говоря, он считал, что игра абсолютно необходима в процессе обучения, особенно для маленьких детей.
1870–1952 — Мария Монтессори
Монтессори считала, что обучение в раннем детстве требует двуединого подхода: сначала воспитывать чувства ребенка, а затем воспитывать интеллект ребенка. Ее подход заключался в том, чтобы рассматривать детей как источники знаний, а учитель или воспитатель выступал в роли социального инженера. Ее практический подход к обучению, в котором учебная среда считается столь же важной, как и сами знания, изменил академический успех многих детей, которые плохо реагировали на традиционные методы обучения в классе.
1896-1934 — Лев Выготский
Выготский считал, что социальное взаимодействие является важным средством развития ребенка на языковом, социальном и когнитивном уровнях. Он представил концепцию учителя как помощника в обучении, когда ребенок учится, работая с кем-то более способным, чем ребенок (обычно с учителем или родителем). Учитель помогает ребенку с задачами, которые выходят за рамки или находятся в пределах способностей ребенка. Он также считал, что объединение детей разного возраста в учебную среду способствует приобретению ими навыков и знаний.
1896-1980 — Жан Пиаже
Теория обучения Пиаже включала его Стадии развития:
- От рождения до 2 лет — Сенсомоторные
- О том, когда ребенок начинает говорить в возрасте около 7 лет – дооперационный период
- О времени поступления ребенка в 1-й класс до раннего подросткового возраста – Бетон
- Подростковый возраст – формальные операции
Он считал, что дети учатся, активно и непосредственно взаимодействуя с окружающей средой. Он считал, что обучение ребенка также проходит несколько стадий: усвоения, приспособления и уравновешивания. Именно так они обрабатывают новую информацию и делают ее полезной для себя.
1902-1994 — Эрик Эриксон
Психосоциальная теория Эриксона (среди прочего) уже много лет является основополагающей концепцией дошкольного образования. Он подчеркнул, что родители и воспитатели являются неотъемлемой частью поддержки и поощрения успехов ребенка в жизни на каждом психосоциальном этапе развития. Предоставляя поддержку, соответствующую этапу, это приводит к положительному опыту обучения. Он также считал, что социально-эмоциональное развитие детей старшего возраста идет рука об руку с развитием и последующим успехом в учебной программе для детей младшего возраста.
Есть много других великих умов, которые помогли сформировать нашу систему образования и дать более глубокое понимание раннего обучения детей. Это стоит изучить подробнее при разработке личного стиля преподавания.
Отец дошкольного образования
Истинные корни дошкольного образования не совсем ясны. Есть несколько имен, которые упоминаются при обсуждении отца или основателя дошкольного образования. Правда в том, что многие великие умы закладывали камни на этом пути. Тем не менее, есть некоторые, которые поднимаются на вершину.
Мартину Лютеру часто приписывают одну из первых идей по обучению детей. В 1500-х годах большинство людей были неграмотными. Лютер верил во всеобщее образование, подчеркивая, что оно укрепляет личность, семью и общество. Он считал, что детей следует учить читать самостоятельно, чтобы они имели независимый доступ к священным писаниям Библии.
Жан Руссо — еще один человек, которому приписывают роль основателя системы дошкольного образования, и он внес существенный вклад. Многие образовательные принципы Руссо до сих пор используются в классах. Его точка зрения заключалась в том, что образование должно быть ориентировано на ребенка и давать неограниченный опыт, основанный на сенсорных ощущениях и практический. Его вера в то, что измерение, пение, рисование и речь должны быть включены в образование, является причиной того, что они присутствуют в школах сегодня.
Фридрих Фрёбель — еще один человек, которому придается большое значение за его вклад в дошкольное образование и уход за детьми. Он считается основателем детского сада, но его убеждения в том, как следует воспитывать маленьких детей, также влияют на сегодняшний класс. Из-за этих теорий маленьких детей обучают через игру в дополнение к более традиционным методам, что дает положительный опыт обучения.
Теории дошкольного образования
Существует множество различных теорий дошкольного образования. Эти теории привели к стилям обучения, которые до сих пор используются в классе. Некоторые из них стали узкоспециализированными методами обучения и даже имеют свои собственные органы по аккредитации, чтобы предотвратить мошенничество и не дать школам преподавать метод неправильно или не полностью использовать его.
Это одни из наиболее популярных методов, которые были приняты педагогами и широко известны не только учителям и тем, кто занимается образованием, но также родителям и другим непрофессионалам. По крайней мере, многие термины или имена узнаваемы.
Самостоятельное обучение – Монтессори | Мария Монтессори
В классе Монтессори основное внимание уделяется взаимодействию ребенка с материалами, а учитель выступает в роли фасилитатора, в отличие от большинства традиционных классов, где основное внимание уделяется взаимодействию ребенка с учителем. Дети учатся, наблюдая и выполняя различные действия и задачи, включая жизненные навыки, такие как садоводство, застегивание молнии и резка. Вместо того, чтобы учиться, учитель подводит их к материалам и занятиям, которые подходят для ребенка. В классе дети могут свободно передвигаться, выбирать занятия и заниматься тем, что им интересно, в своем собственном темпе.
Класс «третьего учителя» — Реджо-Эмилия | Loris Malaguzzi
Эта очень творческая среда обучения сосредоточена на интересах ребенка и поощряет интеллектуальное развитие посредством творческих занятий, таких как рисование, драматические игры, рисование, лепка, работа с глиной и общение. Классная комната тщательно спроектирована с акцентом на внешний вид, который расширяет возможности обучения ребенка, и ее часто называют «третьим учителем». Цель состоит в том, чтобы создать классную комнату, которая будет стимулирующей, радостной, красивой и привлекательной. Учителя используют фотографии, видео и заметки, чтобы документировать действия детей, их замечания и обсуждения. Таким образом, обучение становится видимым, и это дает родителям более полное представление о том, что изучают их дети. Дети узнают, что их работа ценна и важна, в то время как учителя укрепляют связи со своими учениками и узнают их лучше.
Процесс планирования-исполнения-обзора – Высокий/Объем | Дэйв Вайкарт и Конни Камии
Программа High/Scope основана на игровом принципе обучения, адаптированном к текущему этапу развития ребенка. Он предназначен для продвижения положительного опыта в обучении и конструктивных процессах, направленных на расширение и развитие новых социальных и интеллектуальных навыков. Классы High/Scope состоят из нескольких учебных центров, которые включают математику, строительство, музыку, естественные науки, драматические игры, письмо, чтение, искусство и развитие моторики. Образовательный стиль – это модель «планируй-делай-обзор». Каждый день дети обсуждают с учителем, как они будут планировать свой день. Затем они следуют своему плану и, в конце дня, анализируют то, что они сделали со своим учителем.
Практическое исследование – Вальдорф | Рудольф Штайнер
Вальдорфская программа разработана для обучения детей в целом («голова, сердце и руки»). В этой программе детям разрешено быть детьми из-за ее всеобъемлющей философии, согласно которой все этапы развития ребенка требуют времени и для них есть время. В нем также утверждается, что формальное образование ребенка не должно начинаться до тех пор, пока ему не исполнится 7 лет. Обучение в программе является практическим и достигается путем изучения множества различных направлений, включая пение, приготовление пищи, переодевание, рассказывание историй, кукольные представления, художественные проекты и игры. У каждой группы детей есть один и тот же учитель от дошкольного до восьмого класса. Основное внимание в обучении уделяется самопознанию и сенсорному исследованию с целью привить детям чувство ответственности и сострадания.
Обучение на практике – Bank Street | Джон Дьюи
Этот подход к развитию основан на теории Дьюи «обучения на практике». Основное внимание уделяется физическому, эмоциональному, социальному и умственному росту ребенка. Социальные навыки важны, и это, безусловно, область интересов в этой программе. В этих дошкольных учреждениях ребенок активно учится, используя опыт для получения знаний. Учитель действует в качестве фасилитатора, а ребенок задает темп обучения. Преподаваемые уроки представляют собой все практические занятия, такие как драматические игры, пластилин, головоломки и строительные блоки.
Как изменилась ЕЭК за эти годы?
Было время, когда дошкольное образование было более непринужденным и неформальным. Дети играли и учились в среде с небольшим академическим давлением и практически без конкуренции. С годами, когда образование стало более формализованным, эти вещи были введены в класс.
Дети идут в школу в возрасте трех-четырех лет. Часто от них требуется сидеть тихо и учиться с помощью различных упражнений, которые обычно считаются подходящими только для детей старшего возраста.
По мере того, как успехи в учебе становятся все более приоритетной задачей, упор делается на более высокие оценки, более ранние вехи и более сложные показатели. Тем не менее, многие из «старых» программ, которые просто позволяют детям быть детьми, поощряют игру в качестве учителя и позволяют более творческое практическое обучение, являются долгожданным зрелищем.
Сегодня самое подходящее время, чтобы заняться образованием как профессией. Независимо от того, ищете ли вы степень бакалавра в области дошкольного образования или степень магистра педагогических наук, ваше время пришло.
Хотите узнать больше о программах обучения детей младшего возраста в колледже Монро? Поговорите с нами и запросите дополнительную информацию или подайте заявку сегодня!
Услуги по началу работы | Администрация по делам детей и семей
Программы Head Start поддерживают рост детей от рождения до 5 лет посредством услуг, которые поддерживают раннее обучение и развитие, здоровье и благополучие семьи. Сотрудники Head Start активно вовлекают родителей, признавая участие семьи на протяжении всей программы как ключ к хорошим результатам для детей.
Услуги Head Start предоставляются бесплатно детям в возрасте до 5 лет из соответствующих семей. Дошкольные службы Head Start работают с семьями с детьми в возрасте от 3 до 5 лет. Службы Early Head Start работают с семьями с детьми в возрасте от рождения до 3 лет, и многие из них также обслуживают будущие семьи. Многие программы предоставляют как услуги дошкольного образования Head Start, так и услуги Early Head Start. Программы предоставляют услуги по развитию детей в центрах, на дому или в семейных детских учреждениях. Все программы Head Start постоянно работают над нашей миссией, чтобы дети и семьи, соответствующие требованиям, получали высококачественные услуги в безопасных и здоровых условиях, которые готовят детей к школе и жизни.
Услуги для детей и семей
Программы Head Start помогают детям подготовиться к успеху в школе и в жизни посредством обучения с учетом их меняющихся потребностей и способностей.
Раннее обучение и развитие
Наши программы:
- Построение прочных отношений как основной двигатель раннего обучения
- Вовлечение семей в процесс обучения их детей и признание родителей первыми и наиболее влиятельными учителями ребенка
- Внедрение эффективных методов содействия развитию детей в пяти ключевых областях: подходы к обучению, социальное и эмоциональное развитие, язык и грамотность, познание и физическое развитие
- Поощрение обучения через игру, творческое самовыражение и управляемую деятельность с помощью расписаний и планов уроков, которые соответствующим образом включают культурное и языковое наследие каждого ребенка и семьи
- Создание доброжелательной учебной среды в помещении и на открытом воздухе, которая хорошо организована и безопасна
- Проведение текущих проверок и оценок, чтобы убедиться, что каждый ребенок делает успехи, и сотрудничество с родителями и общественными организациями, когда требуется дополнительная оценка
- Поддержка полной интеграции детей с ограниченными возможностями и развитие их сильных сторон
Здоровье и хорошее самочувствие
Наши программы:
- Вовлечение всех детей в физическую активность как в помещении, так и на открытом воздухе
- Подача здорового и питательного завтрака, обеда и закусок
- Обеспечение прохождения детьми медицинского, стоматологического, слухового, зрительного и поведенческого скрининга
- Следить за тем, чтобы дети чистили зубы после еды, и поддерживать здоровье полости рта и гигиену
- Помощь семьям в понимании и поддержке потребностей своего ребенка в отношении здоровья и поведенческого здоровья
- Помощь в предоставлении услуг по охране психического здоровья для детей и семей, по мере необходимости
- Повышение жизнестойкости, чтобы помочь детям и семьям исцелиться от травмирующих переживаний или событий и тяжелых ситуаций
Семейное благополучие
Наши программы:
- Предоставление поддержки и стратегии для родителей
- Поддержка здоровья родителей и связи с общественными службами во время беременности
- Подключение семей к общественной и федеральной помощи
- Помощь семьям в определении и достижении их целей и мечтаний, в том числе связанных с финансами и экономической мобильностью, жильем, работой и образованием
- Предоставление возможностей для карьерного роста в дошкольном воспитании и образовании — около 25% сотрудников программы — бывшие родители Head Start!
Family Engagement
Наши программы:
- Приглашение родителей поделиться информацией и идеями о своем ребенке
- Прославление роли отцов и мужчин, осуществляющих уход, через участие отцов
- Привлечение родителей в качестве пожизненных защитников своего ребенка
- Приглашаем родителей предложить способы улучшить опыт детей и семей в программе, в том числе за счет руководящих ролей в Политическом совете
- Поддержка перехода ребенка и семьи, когда ребенок готов к следующему шагу, к Head Start, детскому саду или другой программе для детей младшего возраста
Удовлетворение потребностей сообщества
Чтобы охватить детей и семьи, которые больше всего нуждаются в услугах Head Start, программы разработаны в соответствии с потребностями сообщества. Программы Head Start, финансируемые непосредственно на местном уровне, адаптируют свои программы в соответствии с потребностями семей в обозначенной зоне обслуживания. Эти программы могут предоставляться в разных условиях и в разные часы в соответствии с потребностями, указанными в их оценке сообщества.
Модель межгосударственного финансирования
Федеральное правительство финансирует программы Head Start через Министерство здравоохранения и социальных служб США, Управление по делам детей и семей. По всей стране школьные округа, некоммерческие и коммерческие группы, религиозные учреждения, советы племен и другие организации имеют право стать получателем программы Head Start и получать федеральное финансирование. Модель передачи от федерального к местному уровню позволяет местным лидерам создать программу Head Start, отвечающую уникальным и специфическим потребностям их сообщества. Многие программы объединяют финансирование из федеральных, государственных и местных источников, чтобы максимизировать предоставление услуг и непрерывность. Офисы сотрудничества Head Start содействуют установлению партнерских отношений между агентствами Head Start и другими государственными организациями, которые предоставляют услуги в интересах детей из малообеспеченных семей и их семей.
Программы для мигрантов и сезонного старта (MSHS) обслуживают детей в возрасте от рождения до 5 лет из семей, занятых в сельском хозяйстве либо сезонно, либо в разных географических регионах. Программы Head Start для американских индейцев и коренных жителей Аляски (AIAN) предназначены для детей из племен, признанных на федеральном уровне, и других представителей их общин.
Программы Head Start либо предоставляют транспортные услуги, либо помогают семьям организовать транспортировку детей на мероприятия программы.
Право на участие и регистрация
Услуги Head Start предназначены для детей от рождения до обязательного школьного возраста, а также для беременных и будущих семей. В число правомочных участников входят дети, чьи семьи соответствуют федеральным нормам для малоимущих, то есть, чьи доходы находятся на уровне или ниже федеральных норм по бедности, или которые участвуют в программах временной помощи нуждающимся семьям, в программе дополнительного социального обеспечения или в программе дополнительной продовольственной помощи. Другие подходящие участники включают детей, которые находятся в системе патронатного воспитания или являются бездомными. Программы также могут принимать ограниченное число детей, которые не соответствуют ни одному из этих критериев приемлемости.
Программы MSHS предъявляют особые требования к детям сельскохозяйственных рабочих. В программы AIAN Head Start зачисляются дети племен из резерваций или близлежащих районов. Все программы охватывают детей с ограниченными возможностями и приветствуют детей, которые говорят дома не на английском языке.
Поскольку детей, имеющих право на участие, как правило, больше, чем поддерживается финансированием программы, каждая программа ведет список ожидания в соответствии со своими критериями отбора на случай, когда освободится место.
Настройки программы
Услуги Head Start предоставляются с различными настройками, иногда называемыми «вариантами». Эта последовательная, поддерживающая обстановка предназначена для укрепления отношений между персоналом программы, семьями и детьми. Выбор настроек, предлагаемых любой программой Head Start, определяется ее оценкой потребностей сообщества.
- Центровые услуги находятся в детских развивающих центрах. Более половины детей программы Head Start посещают центральные службы пять дней в неделю, по крайней мере, шесть часов в день.
- Услуги на дому в основном предоставляются на дому вместе с запланированными мероприятиями по групповой социализации. Более трети детей, участвующих в программах Early Head Start, получают услуги на дому.
- Службы семейного ухода за детьми находятся в условиях семейного ухода за детьми.
- Услуги, разработанные на местном уровне, часто предоставляются с помощью комбинации указанных выше настроек в зависимости от потребностей сообщества.
Исходы
С 1965 года программы Head Start охватили 40 миллионов детей и их семей. У детей, зачисленных в программы Head Start, больше шансов окончить среднюю школу и поступить в колледж, у них улучшилось социальное, эмоциональное и поведенческое развитие, и они лучше подготовлены к тому, чтобы самим стать родителями, чем такие же дети, которые не посещали программу.