Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Ведущей деятельностью детей старшего школьного возраста является: 35. Что является ведущей деятельность старшего школьного возраста

Содержание

Период старшего школьного возраста как этап планирования и подготовки к профессиональной деятельности

Библиографическое описание:

Локаткова, О. Н. Период старшего школьного возраста как этап планирования и подготовки к профессиональной деятельности / О. Н. Локаткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 481-484. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7834/ (дата обращения: 22.11.2022).

В статье рассматривается проблема готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности. Проводится изучение образовательных и профессиональных планов учащихся, их умение соотносить ожидания со своими возможностями, выявляются факторы, влияющие на формирование будущего профессионального пути.

Ключевые слова: старшеклассники, профессиональное самоопределение, готовность к выбору профессии.

Старший школьный возраст — начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития. Переход от детства к взрослости предполагает не только физическое созревание, но также приобщение к культуре, овладение определенной системой знаний, норм и навыков, благодаря которым индивид может трудиться, выполнять общественные функции и нести социальную ответственность. Созревание предполагает, таким образом, социализацию и не может осуществляться вне и помимо нее. Поэтому и переходный возраст мыслится уже не только и не столько как фаза развития организма, сколько как этап развития личности, как процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми, к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого человека.

Д. Б. Эльконин называет период от 11 до 17 лет «подростничеством», подразделяя его на две фазы. Ведущей деятельностью 11 -15-летних (средний школьный возраст) Д. Б. Эльконин считает общение в системе общественно полезной деятельности, включающей такие ее коллективно выполняемые формы, как общественно-организационная, спортивная, художественная и трудовая.

Внутри этой деятельности подростки овладевают способностью строить общение в зависимости от различных задач и требований жизни, способностью ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей, способностью сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе [5, с.67]. У 15–17-летних (старший школьный возраст или период ранней юности) ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание.

Л. И. Божович в описании юношеского возраста акцентирует внимание на развитии мотивационной сферы личности: определении своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влиянии на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Решающее значение придается динамике «внутренней позиции» формирующейся личности. «Внутренняя позиция» складывается из того, как ребенок на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать.

Именно эта внутренняя позиция обусловливает определенную структуру его отношения к действительности, к окружающим и к самому себе. Через эту внутреннюю позицию и преломляются в каждый данный момент воздействия, идущие от окружающей среды [2, с. 369].

Социальное самоопределение старших школьников, формирование ими жизненной перспективы неразрывно связаны с построением, конструированием, уточнением и прояснением представлений о сферах и областях будущих взаимодействий. В ранней юности это является актуальным, особенно для тех молодых людей, которые еще не начали обучаться профессии и завершают учебу в школе. У старших школьников формируются более или менее четкие образы будущего профессионального учебного заведения, города, региона, где находится вуз или колледж. От того, какими будут содержание и эмоциональный фон данных образов и представлений, их составляющих, зависят активность, направленность и содержание общественно полезной деятельности молодежи в настоящем и будущем, отношения юношей и девушек к различным сторонам социальной действительности, результат их адаптации [3, с.

67].

Несмотря на то, что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз, о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность в пробных формах (например, помощь воспитательнице в детском саду, автомеханику во время ремонтных работ) [9, с.271]. Некоторые учащиеся старших классов (в том числе и некоторых учебных заведений, позиционирующих себя в качестве инновационных, элитных и т. п.) оказываются психологически не готовыми не только к осознанному выбору и планированию своей профессиональной карьеры, но и к решению относительно локальной предметной задачи поступления в высшее учебное заведение. Если выявленная в среде учащихся старших классов негативная тенденция психосоциального развития на предшествующей стадии не будет скорректирована, можно с большой вероятностью прогнозировать у значительной части испытуемых данной категории разрешение эпигенетически актуального конфликта «идентичность против психосоциальной спутанности» в пользу последней (согласно Э.

Эриксону) [6, с.114]. Процесс формирования идентичности в западной психологии обозначается как процесс самоопределения. Э. Эриксон рассматривал писк личностной идентичности как центральную задачу периода взросления. В этот период, на фоне резких физических и психических трансформаций и новых социальных ожиданий, необходимо достичь нового качества идентичности — то есть, объединить различные личностные свойства, согласовать внутреннюю оценку себя и оценку, данную другими. Чем успешнее индивид преодолеет этот первый кризис идентичности, тем легче ему справиться с подобными переживаниями в будущем [7, с.38].

В процессе самоопределения старшеклассников очень важен уровень их информированности, как и о самих себе, о своих возможностях, так и о будущей профессии. Представления старших школьников о целях обучения в вузе, об уровнях, требованиях и содержании будущей профессиональной деятельности на этапе выбора профессии оказывают влияние на процесс дальнейшего профессионального становления студентов в период обучения их в высшей школе.

Знания о профессии С. Фукуяма считает одним из главных условий профессионального становления и формирования профессионального самосознания в юношеском возрасте. Он указывает, что доступ к знаниям, относящимся к данной области, должен обеспечиваться постоянно и систематически. Человек стремится предвидеть и подготовиться в идеальном психологическом плане к тому, что ему предстоит делать [8, с.46]. Многие юноши и девушки очень плохо знают круг профессий, из которого им предстоит выбирать, и конкретные особенности каждой профессии, что делает их выбор в значительной мере случайным. Нередко это незнание сохраняется даже на вузовской скамье. Повышение информированности о профессии становится фактором формирования к ней положительного или отрицательного отношения [9, с.271].

В экспериментальной работе приняли участие 110 учащихся 10 -11 классов школ Саратовской области и г. Саратова. Целью данного исследования является изучение уровня готовности к выбору будущей профессиональной деятельности, самостоятельная оценка ими уровня собственного профессионального самоопределения. В процессе работы регистрировались уровень готовности к осуществлению выбора будущей профессии и высшего учебного заведения, уровень информированности учащихся о мире профессий, умение соотносить информацию о мире профессий со своими способностями, сформированность профессионального плана, факторы, влияющие на будущий профессиональный выбор.

Использовались следующие методики: опросник для выявления готовности к выбору профессии (по В. Б. Успенскому), авторская профориентационная анкета.

Таблица 1

Готовность к выбору профессии

Уровень

Учащиеся школы Саратовской области

Учащиеся школы г. Саратова

10 класс

11 класс

10 класс

11 класс

Низкая готовность (неготовность)

8

4

6

7

Средняя готовность

11

10

13

8

Высокая готовность

4

14

9

17

Анализируя результаты, показанные в таблице 1, можно сказать следующее. Около половины учащихся 11х классов оценивают свои возможности достаточно высоко и твердо выбрали будущую профессию, у них наблюдается высокая готовность к выбору профессии. Эти старшеклассники могут предположить, в каких условиях будут учиться и работать, примерно представляют свои обязанности, которые будут выполнять при обучении в вузе. Также, они утверждают, что стараются прилагать все усилия, чтобы иметь высокие знания и учебные навыки, и занимаются развитием профессионально значимых для них качеств. Достаточно высокие показатели среднего уровня готовности учащихся к выбору профессии. Старшие школьники со средним уровнем готовности к выбору профессии также задумываются над тем, что их ждет в будущем, но устойчивых взглядов на свою профессиональную деятельность и профессиональное обучение у них пока нет. Мнения старшеклассников по поводу предстоящего выбора следующие — «с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат», «главное в выборе профессии — возможность поступить в профессиональное учебное заведение», «основной мотив выбора учебного заведения и профессии — материальные интересы». Примерно одинаковые показатели низкой готовности к выбору профессии у учащихся 10х и 11х классов. Эти школьники возлагают выбор своего будущего профессионального пути на учителей или родственников, отличаются недостаточной способностью планировать свое будущее. Образы и представления будущего у них пока не до конца сформированы. Соответственно, можно судить о том, что часто у таких школьников наблюдается неблагоприятный эмоциональный фон, низкая активность в учебной деятельности, встречается негативное отношение юношей и девушек к различным сторонам социальной действительности, адаптация в школьной образовательной среде и образовательной среде профессионального учебного заведения будет затруднена.

Для выявления особенностей профессионального самоопределения старшеклассников, с их собственной точки зрения, использовалась авторская анкета. В ней внимание учащихся сконцентрировано на образовательных и профессиональных планах, умении соотносить ожидания со своими возможностями, факторах, влияющих на формирование будущего профессионального пути.

Таблица 2

Самостоятельная оценка учащимися уровня профессионального самоопределения

Уровень

Интерес к преподаваемым предметам

Уровень соответствия содержания предлагаемого образования ожиданиям старшеклас­сников

Уровень информированности о выбранной профессиональной сфере деятельности, характере профессионального обучения

Уровень понимания профильных дисциплин, преподаваемых в школе

Уровень личностной готовности к обучению в вузе

Высокий

32 уч/28 уч

20 уч/25 уч

25 уч/15 уч

16 уч/18 уч

15 уч/ 25уч

Средний

12 уч/22 уч

25 уч/23 уч

14 уч/28 уч

15 уч/24 уч

19 уч/ 19уч

Низкий

7 уч/10 уч

6 уч/12 уч

12 уч/8 уч

10 уч/8 уч

7 уч/ 6 уч

Прим: Школа г. Саратова / Школа Саратовской области

Анализируя ответы учащихся на вопросы анкеты, можно утверждать следующее. У большинства старшеклассников высокий или средний уровень заинтересованности в преподаваемых в школе дисциплинах. Эти учащиеся изучают школьную программу с интересом, проявляют активность в изучении учебного материала. Отмечают, что уровень содержания предлагаемого образования соответствует их ожиданиям. Утверждают, что знания, полученные в школе, несомненно, пригодятся в будущем при поступлении вуз, в процессе осуществлении профессиональной деятельности. Около 20 % старших школьников отмечают отсутствие интереса в изучении школьной учебной программы, не удовлетворены знаниями, которые дают в школе, информация сложна для понимания. Эти учащиеся отмечают, что профиль обучения выбрали спонтанно — на это оказали влияние либо родственники, либо друзья. Выбор будущей профессии под влиянием товарищей, за компанию — это часто совершаемая ошибка. Главная причина ее совершения — это неосознанность своих склонностей и способностей, несамостоятельность, очень приблизительное представление о мире профессий. Одной из причин возложения ответственности за выбор на ближайших взрослых — родителей, учителей — страх учащихся перед будущим, повышенная тревожность при принятии решения, несовершенные знания о мире профессий. Также, школьники отмечают, что пока не определились с выбором будущей профессии и профессионального учебного заведения. Можно сказать о том, что адаптация к учебной деятельности у таких старшеклассников может сопровождаться значительным напряжением регуляции функциональных систем организма, ухудшением памяти, внимания, скоростью реакций, возрастанием тревожности.

В юношеском возрасте ведущими потребностями являются потребность в социально-психологической поддержке и защите, социальном и профессиональном самоопределении, потребность в достижениях. Все важнейшие возрастные задачи ранней юности обусловлены будущим: окончание общеобразовательной школы, выбор формы профессионального образования и профессии, трудоустройство, подготовка к вступлению в брак. В 9-м классе средней школы и еще раз в 11-м классе школьник неминуемо попадает в ситуацию выбора — завершение или продолжение образования в одной из его конкретных форм, вступления в трудовую жизнь и т.  п. Старшеклассники решают важные задачи — кем быть и каким быть [4, с.398]. Можно сказать, это судьбоносный возраст, в котором цена ошибки — неудовлетворенность всей своей последующей жизнью. Именно на этом этапе решение принимается часто случайно, под влиянием внешних обстоятельств. А позже уже полученная, но нелюбимая профессия намечает пунктиром жизненный путь. Безусловно, существует еще возможность все изменить, но, позади остается упущенное время, опыт неудач, пониженная самооценка.

Многие лишь примерно представляют себе будущую сферу деятельности и, тем более, себя в этой сфере деятельности. ЕГЭ, учителя, родители, социум со всех сторон убеждают в том, что высшее образование — это самоцель, а не средство освоения профессии. Отсюда и низкая мотивация обучения в вузе: зачем учиться на «5», если для получения высшего образования (как самоцели) будет достаточно и тройки. Старшеклассники, подготовленные к продолжению образования, обладают конкретными знаниями о целях, содержании, формах и условиях получения данного вида образования, представлением об оптимальном пути обретения профессии. Эти знания активизируют учащегося на более углубленное изучение данной сферы профессиональной деятельности, совершенствование собственных навыков и способностей. В результате этого им присущ устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, к проверке самого себя в различных ситуациях, требующих интеллектуальных напряжений [1, с.8].

Литература:

1.      Аникина Г. И. Система педагогических средств и условий формирования ориентации на продолжение образования у старшеклассников современной школы // Профильная школа. 2011. N 4.

2.      Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.— М.: Просвещение, 1968.

3.      Григорьева М. В. Психологическая репрезентация среды школьной адаптации у старшеклассников. Известия Саратовского университета. 2009. Т.9. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып.1.

4.      Дубровина И. В. Практическая психология образования. Москва, 1998.

5.      Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: Изд-во УРАО, 1999.

6.      Прудило А. В. Психологическое консультирование в профессиональной ориентации: Монография. Минск, 1999.

7.      Фельдштейн Д. И. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. — 2-е изд., перераб. — М: Издательство Московского психолого-социального института, 2003.

8.      Фукуяма С. Теоретическая основа профессиональной ориентации: Пер. / Сигэкадзу Фукуяма; Под ред. Е. Н. Жильцова, Н. Н. Нечаева.– М.: МГУ, 1989.

9.      Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов. М: Гардарики, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, будущая профессия, внутренняя позиция, мир профессий, профессиональное учебное заведение, школа, будущая профессиональная деятельность, будущий профессиональный путь, профессиональная деятельность, Саратовская область.

Возрастные особенности детей и подростков

Возрастными особенностями детей и подростков являются специфические свойства личности (ее психики) закономерно изменяющиеся в процессе возрастных стадий развития под воздействием процессов воспитания и обучения.

Каждый возрастной период (этап) развития личности характеризуется определенным уровнем развития ее познавательных способностей, мотивационной, эмоционально-волевой и перцептивной сферы.

Основными детскими и подростковыми возрастными периодами являются:

  • младенческий возраст — 0-1 год жизни;
  • ранний возраст — 1-2 года жизни;
  • дошкольный возраст — 3-5 лет;
  • младший школьный возраст — 6-11 лет;
  • средний школьный возраст — 12-15 лет;
  • старший школьный возраст — 16-18 лет.

Младенческий возраст (0-1 год). Ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные действия, ощущения и восприятия. Активное функционирование зрительного и слухового анализаторов является важным моментом в психическом развитии ребенка. На основе зрительного и слухового сосредоточения происходит упорядочение двигательной активности ребенка и формирование реакции. Во втором полугодии ребенок уже способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре ребенка появляются первые слова.

Новообразованием этого возраста является формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.

Большим достижением в развитии ребенка 2-го года жизни является ходьба. Это делает ребенка более самостоятельным и создает условия для дальнейшего освоения пространства. В этот период улучшается координация движений, дети осваивают все более сложные комплексы действий. Общение детей со взрослыми в раннем возрасте является непременным условием развития предметной деятельности — ведущей деятельности детей этого возраста. Овладение этими навыками приводит к усвоению ребенком общественного способа употребления вещей и оказывает решающее влияние на развитие начальных форм мышления.

Новообразованием этого возраста является развитие речи и наглядно-действенного мышления.

На третьем году жизни ребенок становится более самостоятельным: он научается элементам самообслуживания, отделять себя от взрослого, начинает относиться к себе как к самостоятельному «Я», т.е. у него возникают начальные формы самосознания. В этот период возникает «кризис трех лет». У ребенка появляется тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет прежний тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка, который начинает противиться этому, делая порой все наоборот.

Новообразованием этого возраста является отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.

Дошкольный возраст 3-6 (4-7) лет. Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда потребностей ребенка. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которого усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящих к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.

В процессе совместной деятельности дети приобретают опыт руководства другими детьми и опыт подчинения. Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, в которой формируется поведение, опосредованное образом другого человека. Также большое значение и влияние на умственное развитие дошкольника оказывает обучение, в котором важнейшую роль играет распределение функции между участниками процесса учения.

Младший школьный возраст 6-10 (7-11) лет. Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности — учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.
Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.

Подростковый возраст от 11-12 до 14-15 лет. Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомо-физиологические сдвиги в развитии подростка порождают психологические новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных интересов.

Старший школьный возраст 15-17 лет (ранняя юность). Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира, внутреннее «Я». Главным измерением времени в самосознании является будущее, к которому он (она) себя готовит. Ведущая деятельность в этом возрасте — учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы. Старший школьный возраст — начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития.

Юношеский возраст от 14 до 18 лет. В юношеском возрасте происходит интенсивное физиологическое и психическое развития. Особое значение в юношеском возрасте приобретает моральное воспитание, основные виды деятельности — учение и посильный труд, увеличивается диапазон социальных ролей и обязательств.

Психическое развитие личности в юношеском возрасте тесно связано с обучением, трудовой деятельностью и усложнением общения со взрослыми. В связи с началом трудовой деятельности отношения между личностью и обществом значительно углубляются, что приводит к наиболее четкому пониманию своего места в жизни.

Пономарёв С.В., гипнолог, гипнотерапевт, психолог высшей категории

При использовании материала статьи ссылка на сайт www.psv.com.ua обязательна.

Читайте также:

Возрастные предпосылки развития умственных способностей
Родителям о детях с различными видами темпераментов
Подростковый возраст
Мотивация детей
Мотивация детей к школе

Наверх

Творческие игры и занятия для детей

Творческие занятия: почему они важны для обучения и развития в школьном возрасте

Дети школьного возраста обычно проявляют большой интерес к творчеству. Это здорово, потому что творческие занятия, такие как драма, пение, танцы, рисование и ремесла, помогают детям школьного возраста:

  • развивать творческие способности и воображение
  • укреплять уверенность
  • выражать эмоции, мысли и идеи вербальными и невербальными способами
  • узнать о мире с чужой точки зрения
  • попрактиковаться в принятии решений, решении проблем и критическом мышлении
  • потренироваться и улучшить социальные навыки
  • развить физические и моторные навыки.

Поощрение детей школьного возраста к творческой деятельности

Вы можете поощрять творческую деятельность, давая ребенку свободное время для игр и отступая от игры вашего ребенка. Даже скука может побудить детей к творчеству. Так же как и расслабление — например, лежа на траве и наблюдая, как облака меняют свою форму.

Для вашего ребенка важно получать удовольствие и думать о процессе создания вещей. Вы можете способствовать этому, поощряя своего ребенка делиться произведениями искусства и творческими занятиями с вами и вашей семьей. Всегда лучше проконсультироваться с ребенком, прежде чем делиться своими работами с другими людьми, особенно в социальных сетях.

Когда ваш ребенок что-то создает, ему полезно продолжать экспериментировать и менять свои работы, пока они не почувствуют, что они закончены.

Вы можете поощрять это:

  • спрашивая об их процессе – например, «Расскажите мне, как вы прикрепили колеса к автобусу»
  • предлагая варианты экспериментов – например, «Покажите мне, сколько звуков вы можете издавать с барабаном»
  • , который может помочь, если им это нужно — например, «Я могу удерживать эту форму, пока вы рисуете вокруг нее».

Если вы можете дать своему ребенку рабочее место или ящик для хранения его незавершенных проектов, это тоже здорово.

Какие бы рисунки ни придумывал ваш ребенок, вы можете поощрять их усилия описательной похвалой. Например: «Мне нравятся рифмующиеся слова в твоей песне». Это очень важно для уверенности вашего ребенка.

Некоторые дети более заинтересованы в творческой деятельности, чем другие, поэтому вы не можете на самом деле «научить» своего ребенка получать удовольствие от этой творческой деятельности. Но можно передать им положительное отношение .

Хорошо включить в жизнь вашего ребенка «признание искусства». Почему бы не посетить местную художественную выставку или не посмотреть мультикультурный танец или театральное представление аборигенов вместе и не поговорить о своих любимых моментах?

Искусство и ремесло: творческая деятельность детей школьного возраста

В этом возрасте дети хорошо понимают цвета, формы, узоры и детали . Там, где раньше ваш ребенок рисовал каракули и закорючки для деревьев и цветов, теперь вы можете видеть листья, ветки, стволы и лепестки.

Дети школьного возраста также изучают различные способы изготовления вещей – им не нужны готовые детали. Например, они могут нарисовать и вырезать крылья для бабочки своими руками или сделать крылья из обрезков бумаги и листьев. Детям младшего школьного возраста все еще может понадобиться ваша помощь, чтобы начать.

Вот несколько идей для занятий творчеством и рукоделием:

  • Попросите ребенка построить и украсить домик из картонных коробок или природных материалов, таких как ветки деревьев.
  • Поиграйте с текстурированной краской. Предложите ребенку добавить песок, грязь или опилки для рисования и использовать их для украшения коробок или создания картин.
  • Сделайте невидимые чернила из смеси лимонного сока и воды. Ваш ребенок может написать секретное сообщение чернилами. Когда она высохнет, они могут поднести бумагу к свету и увидеть, как снова появляется сообщение.
  • Найдите большую картонную коробку и посмотрите, что может придумать ваш ребенок. Это может быть костюм робота, самолет, кукольный театр и так далее.
  • Объедините рисование, живопись или лепку из глины с цифровыми медиа. Например, сделать глиняную модель или скульптуру из палочек и сфотографировать ее. Ваш ребенок может использовать эти фотографии, чтобы составить рассказ.
  • Отправьтесь на прогулку и сделайте фотографии природы. Создайте историю, фотоальбом или карту с фотографиями, используя приложение или программу.
  • Создавайте цифровые изображения с помощью программ или приложений.

Творческое письмо — отличный способ для вашего ребенка выражать эмоции и исследовать идеи. Например, ваш ребенок может придумывать новые слова или загадки, писать и иллюстрировать семейный сборник рассказов, писать сценарий для своего любимого телешоу или вести дневник или вести блог о своих любимых предметах или занятиях.

Драма: творчество детей школьного возраста

Дети школьного возраста часто придумывают и разыгрывают свои собственные истории, используя простой реквизит . Иногда они разыгрывают события из повседневной жизни, фильмов и сериалов. Или вы можете заметить, что ваш ребенок разыгрывает слова, когда слушает музыку или смотрит музыкальные клипы. Кроме того, дети могут разыгрывать роли заботливого ветеринара или полицейского.

Эти драматические действия дают детям возможность решить проблемы из реальной жизни , например, что делать, когда человек или домашнее животное заболело или кто-то рассердился. Они также побуждают детей смотреть на мир с чужой точки зрения, что помогает развивать эмпатию.

Вот несколько идей, как вовлечь вашего ребенка в драматические творческие занятия:

  • Создайте коробку с переодеванием. Используйте старую одежду или купите простой реквизит, например кухонную утварь, в операционных магазинах.
  • Сделайте простых кукол и устройте кукольный спектакль.
  • По очереди сочиняйте истории. Вы можете начать с простой ситуации и по очереди рассказывать, что будет дальше. Чем дольше продолжается игра, тем более изобретательной может быть история. Если вам нужна помощь, чтобы начать, вы можете попробовать Roll-a-Story.
  • Видео спектакля или спектакля. Ваш ребенок может написать сценарий и сделать костюмы, а затем снять себя на видео с помощью смартфона или камеры. Они могут редактировать и добавлять специальные эффекты с помощью программного обеспечения или приложений.
  • Играйте в игры, в которых нужно угадывать и действовать, например шарады и Pictionary. Ваш ребенок также может составить собственный набор карточек со словами, чтобы разыгрывать или рисовать.

Разнообразие игр полезно для детей. Это помогает детям узнать о людях из разных слоев общества, избежать стереотипов и понять равенство. Например, вы можете поощрять детей любого пола одеваться медсестрами или строителями. Или выберите истории или песни из разных культур или языков.

Музыка, звук, движение и танец: творческие занятия для детей школьного возраста

Ваш ребенок может заниматься музыкой , копируя известные ему песни или сочиняя свои собственные. Ваш ребенок также может захотеть поэкспериментировать с громкостью, эхом, ритмом, темпом и высотой звука. И они могут быть готовы использовать музыкальные символы и ноты, чтобы научиться играть музыкальное произведение.

Кроме того, в этом возрасте дети часто могут контролировать и выразительно двигать своим телом . Вероятно, вы увидите, что ваш ребенок больше двигается в такт музыке. Или ваш ребенок может начать придумывать танцевальные последовательности под популярную музыку или песни.

Вот несколько способов, с помощью которых ваш ребенок может проявить творческий подход к музыке, звуку, движению и танцу:

  • Пусть ваш ребенок играет или издает звуки, используя купленные инструменты или инструменты, которые у вас уже есть. Поощряйте ребенка пробовать различные объемы, темпы и ритмы или копируйте вашу игру.
  • Послушать музыкальные произведения Петя и волк и Карнавал животных , в котором используются разные инструменты для представления разных животных. Угадайте, какое животное представляет музыка, скопируйте звуки и придумайте движения, соответствующие музыке.
  • Предложите ребенку напеть любимую песню и попытаться угадать, что он напевает. Вы тоже можете попробовать.
  • Используйте перкуссию тела с пением. Вы и ваш ребенок можете постукивать по плечам, коленям или локтям в такт музыке.
  • Играйте с музыкальными приложениями, которые позволяют вашему ребенку создавать песни и биты, используя звуки разных инструментов.
  • Танцуйте под разные ритмы и музыку. Или сочиняйте танцевальные номера о людях, животных, машинах, растениях — все, что интересно вашему ребенку. Ваш ребенок может научить вас некоторым танцевальным движениям.

Если ваш ребенок хочет научиться играть на музыкальном инструменте, предложите ему послушать различные инструменты и музыкальные стили, чтобы он мог понять, что ему больше всего интересно. Например, играть оркестровую музыку, электронную музыку и популярные группы. Или сходите на местный фестиваль, чтобы посмотреть живую музыку.

Творческие занятия для детей с разными способностями

Вы можете адаптировать творческие занятия для детей школьного возраста с разными способностями. Например, если вашему ребенку:

  • нужна помощь с навыками творческой игры , вы можете смоделировать простые действия — например, показать ребенку, как рычать, как монстр, или бить в барабан, или разбить действие на более простые этапы. или используйте письменные или иллюстрированные инструкции, чтобы помочь вашему ребенку понять, что делать
  • имеет сенсорную чувствительность , дайте ребенку инструменты, чтобы прикасаться к таким вещам, как пластилин, играть музыку тише или медленно знакомить с новыми текстурами и цветами коллажи с большими дубовыми листьями вместо лепестков или использование толстых мелков вместо карандашей
  • много энергии , поощряют более крупные движения, такие как прыжки, взмахи руками, потягивания, приседания или тряски
  • имеет ограниченную подвижность , соберите игровые принадлежности для вашего ребенка и положите их в пределах досягаемости.

Какова цель дошкольного образования? Почему это так важно? У вас могут быть приятные воспоминания о ваших дошкольных днях, но вы не можете вспомнить ничего, кроме того, что по очереди играли в игры, пели песни, пачкались на улице, заводили друзей и дремали на полу.

Соблазнительно думать об этих занятиях просто как о способах занять детей, но педагоги знают правду: маленькие дети лучше всего учатся через игру, и раннее начало занятий настраивает их на успех в жизни и в школе. По словам доктора Хавани Негусси, доцента кафедры дошкольного образования Массачусетского университета, дети начинают учиться у своих родителей и окружающей среды еще в утробе матери.

Мы обратились к доктору Негусси за помощью, чтобы помочь ответить на некоторые важные вопросы, такие как «Какова цель дошкольного образования?» и «Почему дошкольное образование так важно?» Продолжайте читать для проницательного введения в эту значимую область.

Что такое дошкольное образование?

Дошкольное образование — это термин, обозначающий формальные и неформальные образовательные программы, которые направляют рост и развитие детей в течение их дошкольного возраста (от рождения до пяти лет). Дети в этом возрасте полностью зависят от своих взрослых опекунов, включая родителей, воспитателей, нянь, членов расширенной семьи и учителей.

ECE включает в себя широкий спектр мероприятий, направленных на поощрение когнитивного и социального развития детей до поступления в детский сад. Некоторые программы в первую очередь сосредоточены на подготовке к школе и учебе, в то время как другие используют подход «всего ребенка», который делает упор на умственную и эмоциональную готовность.

Одна из проблем, с которой сталкиваются преподаватели ДО, заключается в том, что их работа часто игнорируется или обесценивается как «просто время для игр». По словам доктора Негусси, это не может быть дальше от истины.

«Это неправильное представление о том, чем занимаются учителя ДО, очень распространено, — делится она. «Часто заинтересованные стороны, такие как родители, члены сообщества и даже другие педагоги, придерживаются мнения, что все, что происходит в дошкольных учреждениях, не имеет значения, потому что обучение начинается только после того, как они пойдут в детский сад».

Маленькие дети обладают невероятно впечатлительным и гибким умом, который постоянно впитывает информацию из своего окружения и учится на взаимодействиях и опыте. Они рождены, чтобы учиться, и запрограммированы воспринимать, подражать, экспериментировать и исследовать.

Какова цель дошкольного образования?

Проще говоря, цель ECE ​​состоит в том, чтобы предоставить детям стратегии, которые помогут им развить эмоциональные, социальные и когнитивные навыки, необходимые для обучения на протяжении всей жизни. Фонд от нуля до трех считает, что следующие навыки являются наиболее важными для освоения молодыми учащимися:

  1. Язык и грамотность:  Язык обеспечивает основу для развития навыков грамотности. Обучение общению с помощью жестов, звуков и слов повышает интерес ребенка к книгам и чтению, а затем и его понимание.
  2. Мышление:  Дети рождаются с потребностью понимать, как все устроено. В своей повседневной жизни они используют и развивают понимание математических понятий, таких как счет и сортировка, а также навыки решения задач, которые им понадобятся в школе.
  3. Самоконтроль:  Это относится к способности выражать эмоции и управлять ими надлежащим образом и имеет важное значение для успеха в школе и здорового развития в целом. Это позволяет детям сотрудничать с другими, справляться с фрустрацией и разрешать конфликты.
  4. Уверенность в себе:  Когда дети чувствуют себя компетентными и верят в себя, они с большей готовностью принимают новые вызовы. Уверенность в себе также имеет решающее значение для преодоления социальных проблем, таких как обмен, соревнование и заведение друзей.

Некоторым взрослым до сих пор трудно поверить в то, что все эти навыки можно развить без домашних заданий и тестов. «Всегда есть родители, которые не понимают, что дети учатся лучше всего, когда у них есть возможность делать это в приятной для них манере», — объясняет доктор Негусси.

 

Развлечение поможет им усвоить урок. Игра действительно все для детей.

Учебные программы ECE созданы для того, чтобы побудить молодых учащихся узнавать о себе и о мире на собственном опыте. Это может быть игра в помещении или на улице, совместная или индивидуальная игра, домашняя игра, сенсорная игра и конструктивная игра, и это лишь некоторые из типов.

Почему так важно дошкольное образование?

Мозг новорожденного составляет примерно четверть размера мозга взрослого человека. Невероятно, но к первому дню рождения ребенка он удвоится в размерах и завершит 90-процентный рост к пяти годам. В раннем детстве мозг каждую секунду создает миллионы синапсов. Эти нейронные связи позволяют нам двигаться, думать, общаться и постигать окружающий мир. Сказать, что это критическое окно развития, значит ничего не сказать.

Большое количество исследований свидетельствует о том, что высококачественная программа дошкольного образования может оказать долгосрочное положительное влияние на жизнь детей. Национальная ассоциация образования (NEA) заявляет, что исследования показывают, что дети, которые получают высококачественное образование до того, как им исполнится пять лет, получают значительные преимущества в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Дети, участвующие в программах дошкольного образования:

  • Меньше шансов остаться на второй год
  • Менее вероятно, что люди с особыми потребностями будут определены
  • Более академическая подготовка к старшим классам
  • Больше шансов окончить среднюю школу
  • Более высокие заработки   в рабочей силе

«У нас есть много научных данных о развитии мозга в этом возрасте, но существует огромный разрыв между выяснением того, что нужно молодому мозгу для процветания, и фактическим принятием политики или программ финансирования на основе этой информации», — делится доктор Негусси.

Она хочет, чтобы больше людей поняли, что дети влияют на всех, а не только на родителей. «Мы забываем, что дети вырастают и становятся лидерами и лицами, принимающими решения», — позирует она. «ECE должен быть в авангарде политических, социальных, государственных и федеральных дискуссий, потому что каждый ребенок заслуживает высококачественного образования, независимо от расы, этнической принадлежности или класса».

Как выглядит качественная программа ECE?

Хорошая программа дошкольного образования является динамичной, сложной, обогащающей и тщательно спланированной. Типичная учебная программа ECE может включать песни, книги, искусство, игры, игрушки, опыт и исследование природы в ежедневные планы уроков для класса или группы.

По данным Института политики обучения (LPI), наиболее важными элементами качественной программы ДО являются:

  • Достаточное время обучения и небольшие классы с низким соотношением учеников и учителей
  • Хорошо подготовленные учителя, которые обеспечивают увлекательное взаимодействие и среду в классе, способствующую обучению
  • Основанные на исследованиях и соответствующие уровню развития стандарты и учебные программы раннего обучения
  • Оценки, учитывающие академический, социально-эмоциональный и физический прогресс детей
  • Постоянная поддержка учителей, включая коучинг и наставничество
  • Значимые семейные обязательства

Д-р Негусси добавляет, что для того, чтобы любой учебный план дошкольного образования был по-настоящему актуальным и эффективным, он должен основываться на культуре ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *