Понятие ведущей деятельности ребенка
2.12.2011
Ребенок никогда не является пассивным приемником обучающих воздействий взрослого. У него всегда есть свои желания, интересы, свое отношение к окружающему, которые находят отражение в его деятельности. Деятельность человека — это не просто его внешняя активность, она обязательно включает внутренний, психологический пласт. Категория деятельности является одной из фундаментальных психологических категорий и широко используется в детской психологии. Наиболее полно и конструктивно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева.
Термином «деятельность» А. Н. Леонтьев называл лишь те процессы, в которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к миру и которые отвечают особой, соответствующей им потребности. Именно деятельность ребенка определяет его психическое развитие и сама развивается в процессе онтогенеза.
Каждая стадия развития, по А. Н. Леонтьеву, характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом деятельности. Признаком ведущей деятельности являются отнюдь не количественные показатели, то есть сколько времени ребенок ею занят. Ведущая деятельность — это такая деятельность, в которой:
- происходят главнейшие изменения в отдельных психических процессах;
- развивается личность ребенка в целом;
- зарождаются новые формы деятельности.
Классическим примером такой деятельности является ролевая игра, которая является ведущей для дошкольного возраста. Именно благодаря ей происходят главные изменения в психике и личности ребенка.
Психологически деятельность характеризуется тем, что ее предмет (то есть то, на что она направлена) всегда совпадает с тем, что побуждает человека к данной деятельности (то есть с ее мотивом).
Например, ученик, готовясь к экзамену, читает учебник по литературе. Можно ли этот процесс назвать деятельностью? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить психологическую характеристику этого процесса, то есть его мотив. Если наш ученик, узнав, что экзамен отменяется, охотно бросает книгу, то ясно, что мотивом, побуждающим его читать, было вовсе не содержание книги, а необходимость сдать экзамен. То, на что было направлено чтение, не совпадало с тем, что побуждало его читать. Следовательно, в данном случае чтение не было для него деятельностью. Деятельностью здесь была подготовка к экзамену, а не чтение книги само по себе.От деятельности следует отличать действие
Поскольку сам предмет действия не является мотивом и не побуждает действовать, для того чтобы действие возникло, необходимо, чтобы его предмет был осознан в своем отношении к мотиву деятельности, в которую он входит (то есть чтобы человек понимал, для чего он это делает). Такое осознанное отношение становится целью действия. Таким образом, действие побуждается непосредственно осознаваемой целью. Например, цель чтения книги (усвоить ее содержание) стоит в определенном отношении к мотиву (сдать экзамен).
Действие реализуется посредством операций, представляющих собой конкретный способ осуществления действий. Если действия определяются целью, то операция зависит от условий, в которых эта цель дана, то есть задачей, требующей определенного способа действий. Одно и то же действие может осуществляться с помощью различных операций. Например, запоминать стихотворение можно, читая его вслух по частям, или переписывая, или молча, читая про себя, — все зависит от условий. Первоначально операции формируются как целенаправленные действия, и лишь затем они могут приобрести форму автоматизированного навыка.
Таким образом, структура деятельности включает три уровня: деятельность — действие — операция, которым соответствует психологический ряд «мотив — цель — задача». Однако эти уровни структуры деятельности не являются жестко фиксированными и постоянными. В ходе самой деятельности возникают новые мотивы, цели, задачи, в результате чего действие может превратиться в деятельность или в операцию, и таким образом происходит развитие деятельности.
Важнейшим механизмом развития деятельности является, по терминологии А. Н. Леонтьева, «сдвиг мотива на цель». Суть его состоит в том, что цель, которая раньше побуждалась каким-то другим мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, то есть сама становится мотивом. Продолжая наш пример с учеником, этот механизм можно проиллюстрировать следующим образом. Предположим, что, читая книжку, наш ученик так увлекся ее содержанием, что оно стало для него важнее и привлекательнее подготовки к экзамену, и, несмотря на отмену экзамена, он продолжает ее читать. Содержание книги стало для него самостоятельным мотивом, а значит — чтение этой книги из действия превратилось в деятельность.
Важно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти, только если действие вызывает яркие положительные эмоции.
«Впитывая» в себя радостные переживания, связанные с другими мотивами, предмет действия (его цель) сам приобретает положительный эмоциональный заряд и становится побудителем новой деятельности.
Ключевые слова: Деятельность
Источник: Смирнова Е.О., Детская психология
Материалы по теме |
---|
Личность в общении и деятельности Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В двух томах. Том 2 |
Понятие деятельности Творогова Н.Д., Общая и социальная психология |
Психика и деятельность Теплов Б. М., Психология |
Категория деятельности в психологии Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010 |
Движения, действия, деятельность Поликарпов В.А., Психология личности |
Методы анализа результатов деятельности Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008. |
Язык — система и язык — деятельность Языкознание: От Аристотеля до компьютерной лингвистики: Альпина Нон-фикшн; Москва; 2018,… |
Средства игровой деятельности Новиков А.М., Методология образования |
Ведущая деятельность — PsychologyPro
«Ведущая деятельность — это всегда некий тандем между определенными видами деятельности и стадиями психического развития человека. »
Л. Выготский
Что такое ведущая деятельность
Ведущая деятельность – это вектор, определяющий осуществление деятельности ребенка, который характеризует важнейшие моменты в психологии и развитии всех его процессов и особенностей.
Ведущая деятельность (англ. leading activity) – деятельность, которая формирует основы психологических новообразований ребенка на определенной ступени его развития и формирования личности.
Советский психолог и основоположник термина «ведущая деятельность Л. Выготский глубоко проник в основы человеческого (детского) сознание и объяснил, что человеческое мышление возникает в результате ведущей практической деятельности.
Стоит отметить, что при смене ведущей деятельности, в связи с изменением возраста, навыки, полученные от предыдущей ведущей деятельности, не исчезают, а продолжают совершенствоваться.
Понятие ведущей деятельности в отечественной психологии
Термин «ведущая деятельность», введенное отечественным психологом Львом Выготским лег в основу «Теории деятельности», разработанной его учеником и последователем российским психологом Алексеем Леонтьевым.
Теория деятельности — это концептуальная основа, берущая свое начало в социокультурной традиции русской психологии. Основополагающим понятием структуры является «деятельность», которая понимается как целенаправленное, преобразующее и развивающееся взаимодействие между акторами («субъектами») и миром («объектами»).
Проще говоря, теория деятельности посвящена тому — кто что делает, почему и как.
Иногда ее называют теорией культурно-исторической деятельности.
Теория деятельности дает объектив, с помощью которого можно выявить и
лучше понять человеческую деятельность. Выготский оспаривал модель стимула-реакции своего более широко известного современника Павлова, и продвигал
идею о том, что, в отличие от животных, деятельность человека целенаправленна и осуществляется набором действий с использованием «инструментов», которые могут быть физическими или психологическими.
К таким психологическим «инструментам» относится язык, как наиболее важный инструмент совместной человеческой деятельности.
Ведущая деятельность главным образом характеризуется не количественным, а временным показателем и обладает рядом признаков:
Кроме того, следует отличать деятельность от действия. Действие – это слово, указывающее на то, что человек что-то делает, действует (добровольно или непроизвольно, мысленно, словом или делом), что обычно подразумевает движение или изменение состояния, положения или ситуации и влияет на человека.
Деятельность же, соответствуя психологическому ряду (мотив > цель > задача), включает в себя три уровня: деятельность > действие > операция. Таким образом происходит развитие деятельности.
Структура и виды ведущей деятельности
В дальнейшем, наряду с «Теорией деятельности», психологом А. Леонтьевым была разработана структура ведущей деятельности:
Выделяются следующие виды ведущей деятельности, различающиеся своими характерными особенностями и возрастной спецификой:
Не исключены и нежелательные случаи перескакивания через определенные этапы, что, как правило, приводит к весьма негативным последствиям: неврозы, плохой адаптации, отсутствие интереса и любознательности к окружающему миру, а также к трудностям в установлении постоянных или длительных тёплых и доверительных отношений.
Периодизация ведущей деятельности в развитии ребенка
Российским психологом Д.Б. Элькониным были представлены две модели систем периодизации ведущей деятельности:
- «ребенок — социальный взрослый»
- «ребенок — социальный объект»
Д.Б. Эльконин утверждал, что в деятельности, относящейся к типу «ребенок — социальный объект», существует различие между естественным и культурным (искусственным) действием, а механизм различения — это специально организованное пробное действие с особым культурно сконструированным объектом.
В деятельности типа «ребенок — социальный взрослый» механизм развития представляет собой полную реконструкцию жизненных ситуаций, в которой ребенок обнаруживает собственные чувства.
Исходя из того, очевидно, что деятельность каждого этапа многогранна и одновременно присутствует мотивационный и операционный компонент.
С точки зрения периодизации ведущей деятельности, в развитии ребенка стоит учитывать влияние на человека (ребенка) 3 основных фактора:
- Влияние окружающей среды: образование, климатические условия.
- Внутренние биологические условия: врожденные состояния, воздействия, действующие на человека в период пренатального, перинатального и послеродового периода.
- Индивидуальная активность личности: деятельность человека (работа, отдых, досуг).
Ведущая деятельность в раннем возрасте
В конце младенчества ребенок еще не понимает сути окружающих предметов и их функции. Ведущая деятельность раннего возраста (от 1 до 3 лет) характеризуется преобладанием предметно-орудийной (манипулятивной) деятельности, принимающей социальный контекст, т.е. подразумевает именно социальный способ овладения предметом. Происходит множество экспериментов с качественными особенностями предметов.
Деятельность делится на три этапа:
- Переход от неспецифического к специфическому использованию предмета с помощью взрослого наставничества. Пример:
Знает, что это чашка > приходит понимание для чего она нужна > использует по назначению.
- Этап переноса действия с одного предмета на другой. Пример:
Освоил кружку (поильник) > может начать осваивать стакан.
- Этап переноса действия с данным предметом в игровое русло
Научился пить из чашки > чаепитие для игрушек.
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте
С наступлением младшего школьного возраста (7 — 11 лет) – ведущей деятельностью становится деятельность учебная. Причем рассматривается любая учебная деятельность, позволяющая усваивать новые знания и умения. Благодаря этому происходит массированное увеличения словарного запаса, с возможностью придумывания собственных языков. В этот период происходит активный рост и как результат происходит дисгармония в развитии и дополнительная нагрузка на нервную систему. Этот период может отмечаться быстрой утомляемостью, повышенной активностью и возбудимостью. В процессе обучения происходит усвоение и структуризация не только теоретических знаний, но и систем оценки, контроля и дисциплины. Укрепляется понятие иерархии.
Ведущая деятельность в юношеском возрасте
Юность (от 16 до 18 лет) характеризуется учебно-профессиональной деятельностью, где происходит установление новых задач и систем ценностей, оттачивание необходимых навыков. Учебная деятельность приобретает профессиональную перспективную окраску, а с ней и область интересов. Речь пока не идет о самоопределении, но уже можно говорить о готовности к ней.
В этом периоде созревает готовность к принятию решений и понятие ответственности за них. А также возможность и необходимость внесения собственного вклада в развитие общества.
В этом возрасте нередки случаи «примеривание» на себя роль взрослого кумира – реального человека или литературного героя. Психологические и физиологические процессы замедляются, а кризисные временные промежутки становятся длиннее.
Зачем родителям знания о ведущей деятельности
Знание и понимание родителями законов возрастного развития детей, приводит к упрощению понимания и принятия того, что особую роль играют понятия ведущей деятельности и ведущего вида общения, так как они определяют развитие познавательных процессов у ребенка и формируют основные черты личности.
И хотя с изменением возраста ребенка ведущие виды общения и деятельности меняются, но увеличивается их разнообразие.
Кроме того, следует учитывать, что игра является ключевым видом деятельности практически на любом этапе и ее можно рассматривать и использовать как посредника, способствующего когнитивному развитию детей и выстраиванию отношений.
Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
Культурно-историческая психология определяет игру как ведущую деятельность в дошкольном развитии. В основополагающей работе Выготского (1967-1978гг) были выделены две категории ведущих влияний: игра вносит фундаментальный вклад в развитие семиотической медиации и включает активное присвоение социальных ролей и правил, а также других неотъемлемых аспектов социальной организации.
Игра — это деятельность, в которой происходят наиболее важные изменения в развитии. По словам Выготского, игра имеет решающее значение и является неотъемлемой частью развивающего роста, потому что она помогает подготовить ребенка к следующему развивающему занятию — школе.
Через игру начинают проявляться творческие способности и воображение. Игра развивает когнитивные навыки символического представления, которые помогают формировать абстрактное мышление, которое превращается в символизм.
В процессе игры дети переходят от конкретной деятельности, связанной с предметной игрой, к симуляции игры. Их развитие переходит от социальной деятельности к когнитивно-абстрактной деятельности.
Игра под руководством детей часто требует от воспитателей проворства, умения и опыта преподавания.
Игра является не только основным видом деятельности в дошкольном образовании, но и важным средством развития у детей саморегуляции, развития языковых, когнитивных и социальных навыков.
Согласно мнению психологов, игру можно разбить на пять основных элементов:
- Создает хорошее настроение.
- Не ставит перед собой никаких целей.
- Сюжет спонтанен и доброволен.
- Вовлекает в активное участие.
- Способствует развитию фантазии.
Некоторые виды лучших видов игры:
- Песок — черпание, копание, насыпание и просеивание учит детей принципам работы, а также укрепляет их мышцы и координацию.
- Игра с водой – знакомит с базовыми понятиями такими, как объем. Игра в воде отлично подходит для изучения последствий действий, развития зрительно-моторной координации и физической силы.
- Лепка — укрепляет пальцы, готовит руку к письму, развивает мелкую моторику, творчеству и зрительно-моторную координацию.
- Переодевание и ролевые игры — переодевание помогает детям начать понимать взрослый мир, роли и интересы, а также способствует социальному взаимодействию. Переодевание помогает укрепить аспекты самообслуживания, которые необходимы в начальной школе.
- Игровые персонажи и куклы — персонажи в виде мини-фигурок и кукол позволяют девочкам и мальчикам развивать свою социальную игру, развивает воображение и учит выражению чувств.
- Рисование — позволяет детям ощутить свой мир чувственным образом и развивать самовыражение с помощью красок, карандашей или пастели, знакомит с цветами и их смешиванием, а также развивает навыки подготовки к письму.
- Лего, мозаика, сортеры — закладывает основы пространственного мышления, логических рассуждений, упорядочивания и распознавания различных форм, размеров и цветов.
- Музыка, танцы, пение — помогают развивать чувство ритма, язык и формируют основу навыков грамотности, а также основных математических понятий, таких как счет. Танцы помогают развить силу, гибкость и координацию.
- Бег, прыжки, лазание, качели – развивают крупную моторику, повышают уверенность, развивают сопротивляемость за счет принятия рисков.
- Игры на природе — полезно для здоровья, учит бережному отношению к окружающей среде и истокам биологии, помогает стать более независимыми и любознательными.
- Сенсорная игра — это любая игровая деятельность, которая включает осязание, обоняние, вкус, зрение и слух. Его можно снабдить тарелкой с желе, водными бусинами, льдом, рисом или даже небольшими емкостями с песком. Сенсорная игра стимулирует исследования и строительные навыки.
- Настольные игры — в дополнение к темам чисел, цветов, форм и ранней фонетики, эти игры жизненно важны для обучения детей определению очередности и общению.
- Кулинария и воображаемая кулинария — приготовление пищи или воображаемая кулинария, сервировка и магазины — отличные игровые сценарии для детей. Сама по себе кулинария сочетает в себе элементы сенсорной игры, математических идей и концепций, безопасности дома и следования процессов, а также социальному взаимодействию и тому, как быть внимательными к другим.
- Творческая игра – необходимо: случайный набор предметов, время и место для творческой игры. Это развивает воображение, что важно для навыков грамотности и интеллектуального мышления, увеличивает чувство собственного, а также понимание мира вокруг них, а также способность справляться со скукой.
- Картонная коробка – она может быть домом, машиной, дом для приятелей и кукол. Эта игра позволяет исследовать свой мир, развивая воображение и начиная думать как инженер.
В своих трудах Выготский поясняет, что игра — это познавательное действие и аффективное действие, которые непосредственно способствуют развитию детей. Игра создает зону ближайшего развития, давая детям понимание ценностей и правил их социокультурного мира. Кроме того, игра помогает развивать и совершенствовать мелкую и крупную моторику, улучшать физическую форму, устанавливать социальные роли, строить союзы, улучшать навыки решения проблем и повышать физиологическое, эмоциональное и психологическое благополучие и устойчивость.
Ведущая деятельность | 77 публикаций | 38402 Цитаты | Ведущие авторы
Разум в обществе: развитие высших психологических процессов
[…]
Л. С. Выготский
01 января 1978
TL;DR: В этой статье Коул и Скрибнер обсуждают роль игры в детском развитие и игра как средство и символ в развитии восприятия и внимания в предыстории письменности.
…читать дальшечитать меньше
Резюме: Введение Майкл Коул и Сильвия Скрибнер Биографические заметки о Л.С. Выготском Основная теория и данные 1 Инструмент и символ в развитии ребенка 2 Развитие восприятия и внимания 3 Овладение памятью и мышлением 4 Интернализация Высшие психологические функции 5 Проблемы метода Воспитательное значение 6 Взаимодействие обучения и развития 7 Роль игры в развитии 8 Предыстория письменной речи Послесловие Вера Джон-Штайнер и Эллен Соуберман Примечания Указатель произведений Выготского
. ..читать дальшечитать меньше
32 855 цитирований
Журнальная статья•DOI•
Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
[…]
Л. С. Выготский 7-J Aprournal
0 Российской и восточноевропейской психологии
TL;DR: В этой статье обсуждаются игра и ее роль в развитии дошкольника. Но игра не является для ребенка этого возраста ведущей формой деятельности или просто преобладающей формой.
…читать дальшечитать меньше
Аннотация: Говоря об игре и ее роли в развитии дошкольника, нас интересуют два основных вопроса: во-первых, как возникает в развитии сама игра, ее происхождение и генезис; во-вторых, роль той развивающей деятельности, которую мы называем игрой, как формы развития ребенка дошкольного возраста. Является ли игра ведущей формой деятельности ребенка этого возраста или просто преобладающей формой?
…читать дальшечитать меньше
2130 цитирований
Инструменты разума: подход Выготского к дошкольному образованию
[. ..]
Дебора Дж. Леонг, Елена Бодрова
01 ноября 1995
TL;DR: The Vygotskian Framework — Представлены историческая теория развития и другие теории развития и обучения, а также стратегии развития и обучения.
…читать дальшечитать меньше
Аннотация: РАЗДЕЛ I Выготский подход: культурно-историческая теория развития Глава 1. Введение в выготский подход Глава 2. Овладение психическими инструментами и высшими психическими функциями Глава 3. Выготский подход и другие теории развития Развитие и обучение РАЗДЕЛ II Стратегии развития и обучения Глава 4 Зона ближайшего развития Глава 5 Тактика: использование посредников Глава 6 Тактика: использование языка Глава 7 Тактика: использование совместных действий РАЗДЕЛ III Применение подхода Выготского к развитию и обучению в раннем детстве Глава 8 Достижения в развитии и ведущая деятельность: Младенцы и малыши Глава 9Поддержка достижений в развитии младенцев и детей ясельного возраста Глава 10 Достижения в развитии и ведущая деятельность: дошкольное учреждение и детский сад Глава 11 Поддержка достижений в развитии в дошкольном и детском саду Глава 12 Достижения в развитии и ведущая деятельность: начальные классы Глава 13 Поддержка достижений в развитии в начальной школе Оценки Глава 14 Динамическое оценивание: Применение зоны ближайшего развития Эпилог Глоссарий Ссылки Авторский указатель Предметный указатель
. ..читать дальшечитать меньше
1021 цитирование
Глава книги•DOI•
Зона ближайшего развития в анализе обучения и обучения Выготского.
[…]
Сет Чайклин
01 сентября 2003
TL;DR: В этой статье авторы обращаются к научной психологии и исследованиям в области образования за советом относительно этой практической проблемы, какой ответ (ы) ) выглядит как? И какое обучение оптимально для конкретного ребенка?
…читать дальшечитать меньше
Аннотация: Какое обучение оптимально для конкретного ребенка? Без сомнения, этот вопрос сразу же понятен любому преданному своему делу учителю практически в любой стране мира, и большинство из них, вероятно, захотят получить конкретные ответы на этот вопрос не только как на теоретическую загадку, но и в связи с их непосредственной практикой. Если бы кто-то обратился за советом к научной психологии и исследованиям в области образования в отношении этой практической проблемы, как бы выглядел(-или) ответ(-а)?
. ..читать дальшеЧитать меньше
929 цитирований
Журнальная статья•DOI•
Самость в культурно-исторической деятельности Теория восстановления единства социального и индивидуального измерений человеческого развития
[…]
Анна Стеценко 1 , Игорь М. Ариевич 1 •Учреждения (1)
Городской университет Нью-Йорка 1
01 августа 2004 г.-Теория и психология
TL;DR: В этой статье важность индивидуальное измерение и деятельность могут быть восстановлены в рамках глубоко социального и реляционного взгляда на себя, а концепция «я» как ведущей деятельности обсуждается как способ уловить, что такое «я», где оно находится, и какова его цель и отношение. обществу.
…читать дальшечитать меньше
Аннотация: В этой статье предлагается структура, в которой важность индивидуального измерения и деятельности может быть восстановлена в рамках глубоко социального и реляционного взгляда на себя. В сопоставлении с недавними исследованиями самости обсуждается культурно-историческая теория деятельности, в том числе ее основополагающие положения, сформулированные Выготским, и ее концепция самости, сформулированная Леонтьевым. Эта теория, расширенная рядом способов, предложенных в этой статье, помогает теоретизировать самость (а) в ее практической значимости, как законный и необходимый момент в человеческих коллективных практиках, (б) как наделенную способностью генерировать новые циклы практике, и (c) как имманентная деятельность, которая позволяет людям внести свой вклад в значимое изменение мира. Концепция «я как ведущей деятельности» обсуждается как способ уловить, что такое «я», где оно находится, каковы его цель и отношение к обществу.
…читать дальшеЧитать меньше
290 цитирований
12 лучших видов лидерства, которые помогут развить навыки вашей команды
Спросите 100 человек, что делает лидера эффективным, и вы, скорее всего, получите 100 разных ответов. Но запустите лидерские мероприятия, и вы сможете сразу увидеть, у кого есть навыки, необходимые для того, чтобы занять эту должность, и что вам нужно сделать, чтобы улучшить этот потенциал.
В этой статье эксперты по менеджменту Sling предлагают примеры лучших лидерских действий, которые вы можете использовать, чтобы укрепить способности своей команды и вывести их на новый уровень.
Определения деятельности лидерства
Третий новый международный словарь Вебстера определяет лидерство как:
Качество лидера и способность руководить; действие или пример руководства.
Это прекрасное определение, но опытные менеджеры знают, что это гораздо больше, чем просто обладание качествами и способностями, необходимыми для лидерства. Успешный лидер будет использовать эти качества и практиковаться, чтобы совершенствоваться.
Лидерская деятельность предоставляет такую возможность для практики. Это индивидуальные или командные упражнения, которые позволяют вам проверить и улучшить свои способности (и способности вашей команды) в контролируемой ситуации.
Эти упражнения очень похожи на упражнения, которые большинство спортивных команд проводят для имитации реальных соревнований. Выполняя эти упражнения (лидерские действия), вы и ваша команда можете быть хорошо подготовлены к любой ситуации, которая может возникнуть на вашем пути.
Примеры лучших лидерских мероприятий
1) Руководство по выживанию
Разделите участников на две команды и представьте им ситуацию выживания: авиакатастрофа, кораблекрушение, потеря в пустыне. Затем предоставьте им список предметов, которые могут быть полезны в этой ситуации.
Предложите группам выбрать пять предметов, которые помогут им выжить. После того, как команды закончат выбирать свои предметы, попросите их обосновать свой выбор и то, как они будут использовать эти предметы, чтобы преодолеть данные обстоятельства.
Эта деятельность по лидерству стимулирует критическое, творческое и стратегическое мышление, а также навыки решения проблем, которые могут быть полезны в вашем бизнесе.
2) Все на борту
Разделите свою команду на две группы и предложите им построить «лодку» из подручных материалов, которые вы предоставите.
Когда они закончат строительство, прикажите всем членам команды встать на какую-либо часть своего творения. Затем удаляйте кусочки по одному, в то время как люди пытаются «удержаться в лодке», насколько это возможно.
Это занятие способствует общению, совместной работе, решению проблем и критическому мышлению.
3) Что если
Приглашайте своих сотрудников в свой офис по одному и предлагайте им сложную гипотетическую ситуацию. Попросите их придумать решение проблемы.
Например: «Что делать, если вы потеряли важного клиента и дорого обошлись компании из-за несоблюдения процедуры? Как бы вы объяснили свои действия и как бы вы решили проблему?»
Этот вид лидерства демонстрирует рациональность, аналитическое мышление, ответственность и умение решать проблемы.
4) Минное поле
Для этого упражнения вам понадобятся команды из двух человек, повязка на глаза и несколько «препятствий» (хорошо подойдет офисная мебель).
Завяжите глаза одному члену дуэта и попросите другого участника провести «слепого» человека через минное поле препятствий, используя только слова «право», «лево», «вперед» и «назад». В качестве альтернативы, проведите это занятие в парке или на игровой площадке, чтобы приятно провести время вне офиса.
Эта руководящая деятельность способствует общению, слушанию и доверию.
5) Лидеры, которыми вы восхищаетесь
Во-первых, разделите свою команду на группы не более чем по пять человек и разместите их в разных частях офиса (чтобы они могли свободно разговаривать). Поручите им обсудить лидеров (живых или мертвых), которыми они восхищаются, и выбрать одного из них в качестве представителя своей группы.
По прошествии заданного времени соберите всех вместе и попросите каждую группу представить лидера, которым они восхищаются. Как организатор этого мероприятия, обязательно спросите, почему они выбрали именно такого лидера. Затем выделите общие черты и желаемые лидерские характеристики одного или всех упомянутых лидеров.
Эта руководящая деятельность улучшает командную работу и вовлеченность, а также раскрывает черты и качества, которым может подражать каждый.
6) Осталось 30 секунд
Дайте членам вашей команды несколько минут, чтобы подумать о лучшем моменте в их жизни. Подчеркните, что это может быть профессиональное достижение, захватывающее приключение или личный прорыв. Все возможно, но дайте им знать, что они поделятся с остальной частью группы.
Когда каждый вспомнит свой момент, попросите его сократить его до лучших 30 секунд. Затем пройдитесь по комнате и попросите каждого человека описать момент.
Это руководящее задание помогает вашей команде лучше узнать друг друга (и самих себя) и способствует сплочению группы.
7) Ледокол
В этом задании каждый участник должен ответить на пять общих «ледокольных» вопросов (например, «Кто выше шести футов ростом?»)
Когда все закончат, обойдите группу и каждый задает свои вопросы. Подсчитайте, сколько человек подняли руку. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество очков в конце раунда.
Например, если один вопрос звучит так: «У кого светлые волосы?» и три человека поднимают руку, это три очка.
Эта руководящая деятельность идеально подходит для снятия напряжения, развития межличностного общения, поощрения дискуссий и создания чувства связи между членами команды.
8) Задание руководителя
Это руководящее задание состоит из трех частей, поэтому дайте участникам достаточно времени для выполнения заданий. Возможно, вы даже захотите разбить это занятие на несколько дней. Вот как это работает.
Часть 1: Поручите своей команде написать эссе на заданную тему лидерства или организовать дебаты на эту же тему. Создайте рубрику, по которой вы сможете определить двух или трех победителей.
Часть 2: Разделите остальных членов вашей команды на две или три меньшие команды (в зависимости от того, сколько у вас победителей в первой части). Назначьте победителей первой части руководителями этих малых групп.
Часть 3: Отведите лидеров в сторону и дайте им задание. Задача руководителей — организовать свою команду для успешного завершения порученного проекта.
Лидеры могут делать это как хотят, но первая команда, которая достигает цели, получает награду.
ADD_THIS_TEXT
9) Гонка за лидерство
Перед тем, как собрать всех вместе для этого лидерского задания, напишите список из 20 или более лидерских качеств в форме утверждений «Я есть…».
Например:
- Мне удобно принимать важные решения, имея достаточно времени на подготовку.
- Мне удобно принимать важные решения без задержки.
- Я не виню других в своих проблемах.
- Я всегда на связи даже в трудные времена.
- У меня позитивный настрой перед лицом невзгод.
Когда придет время проводить мероприятие, выстройте всех участников в ряд лицом к вам. Прочтите вслух каждое утверждение о качестве лидера и попросите участников сделать один шаг вперед, если это утверждение применимо к ним.
Предупредите их заранее, что они должны быть готовы объяснить, почему они считают, что обладают этими качествами. Всем не нужно оправдывать каждое качество, но по мере того, как игра приближается к концу, попросите оставшихся участников рационализировать свои шаги вперед.
Продолжайте читать утверждения, пока не определите победителя.
Это руководящее задание поможет членам вашей команды лучше узнать себя и своих коллег. Это также может помочь вам определить тех, кто обладает реальными способностями к лидерству, и на кого вы можете возложить больше ответственности.
10) Круглый стол
Для этого задания вам понадобятся четыре круглых стола одинакового размера. Перед началом действия создайте отдельную сложную многошаговую задачу для каждой таблицы.
Разделите сотрудников на четыре команды — по одной на каждый стол — и назначьте в каждую команду лидера. Лидер может только общаться, направлять и делегировать текущую работу, но на самом деле он не может ее выполнять.
Начните задание и определите, сколько времени потребуется каждой команде для выполнения задания. Запишите результаты и переместите каждую команду к следующей таблице. Вы можете оставить одних и тех же лидеров или назначать новых при каждом перемещении.
Время всех команд за всеми столами, и команда с наименьшим общим итогом побеждает.
11) Небоскреб
Для этой лидерской деятельности вам понадобится множество повседневных предметов, таких как:
- лента
- Строка
- блоки
- Газета 2
- Woolpickpicks 2
- Газета 9 2
- Toolpickpick 9222122122222222222922122922922229221222. уникальные предметы, чтобы сделать это занятие более интересным и увлекательным. Вам также понадобится пакет зефира для процесса сборки и в конце.
Разделите всех как минимум на две команды (в зависимости от того, сколько у вас ресурсов) и попросите их построить максимально высокую башню, используя только предоставленные предметы, за определенное время (например, 15–20 минут).
Небоскреб должен стоять сам по себе и должен поддерживать зефир, размещенный на самом верху. Побеждает команда с самым высоким небоскребом.
Эта деятельность вознаграждает групповое общение, сотрудничество, решение проблем, инновации и динамику команды/лидерства.
12) Распутать
Эта лидерская деятельность зависит от того, насколько хорошо все общаются и работают вместе для достижения общей цели. В процессе обычно появляются один или два лидера, которые помогают и ведут команду к успеху.
Вот как это работает.
Поставьте всех плечом к плечу в круг. Попросите их положить свою правую руку в правую руку кого-то на другой стороне круга.
Затем скажите им положить свою левую руку в левую руку другого человека (не может стоять прямо рядом с ним).
Как только все возьмутся за руки, попросите группу распутаться, не разорвав цепи. Если они разорвут цепочку, им придется начинать сначала.
Вы можете установить ограничение по времени для этого упражнения или позволить ему выполняться до конца.
Проявите творческий подход к своим лидерским занятиям
Проявив немного воображения, вы даже можете создать свои собственные лидерские занятия для действительно индивидуального опыта. Выделите черту лидерства, которую вы хотите поощрять, а затем придумайте игру или задание, позволяющее участникам использовать эту черту.
Чтобы действительно поощрять лидерство в вашей команде, проводите эти мероприятия не реже одного раза в месяц (если позволяет время).
Планирование времени для лидерских мероприятий
В современном быстро меняющемся деловом мире найти время для проведения этих лидерских мероприятий может быть непросто. Планирование времени для развития ваших навыков — и навыков вашей команды — очень важно, если вы хотите добиться успеха. Приложение Sling может помочь.
Sling — это мощный набор инструментов, предназначенных исключительно для планирования напряженной рабочей жизни ваших сотрудников. Интуитивно понятный и простой в использовании интерфейс может помочь вам выкроить время, необходимое всем вам, чтобы принять участие в одном или нескольких мероприятиях лидерства.