Ведущая деятельность в психологии
Используй поиск, чтобы найти научные материалы и собрать список литературы
База статей справочника включает в себя статьи написанные экспертами Автор24, статьи из научных журналов и примеры студенческих работ из различных вузов страны
Содержание статьи
1. Понятие ведущей деятельности
2. Концепция ведущей деятельности
3. Виды ведущей деятельности
Понятие ведущей деятельности
Замечание 1
Впервые термин «ведущая деятельность» был выдвинут А.Н. Леонтьевым с целью обозначения деятельности, которая определяет появление главных психических новообразований. В пределах ведущей деятельности осуществляется подготовка, формирование и разделение других видов деятельности.
В дальнейшем понятие ведущей деятельности было использовано Д.Б. Элькониным с целью построения периодизации процесса развития психики, которая была основана на поочередной смене типов ведущей деятельности в конкретном возрастном периоде. В целом можно выделить два подхода трактовки понятия ведущей деятельности: педагогический и психологический.
Согласно педагогическому подходу к проблеме ведущей деятельности, необходимо выделять ведущую деятельность, посредством которой формируются общественно значимые психические новообразования. С точки зрения разработчиков психологического подхода следует различать ведущую деятельность, которая определяет формирование ценных психических новообразований.
Концепция ведущей деятельности
Основное положение концепции ведущей деятельности можно сформулировать в виде закона ведущей деятельности. Данный закон заключается в том, что существует соответствия между стадией психического развития и определенным видом ведущей деятельности. В процессе каждого возрастного этапа происходит становление определенного типа ведущей деятельности. При этом формирование его осуществляется под контролем взрослых на этапе обучения и воспитания. Однако возникновение нового вида ведущей деятельности совсем не означает, что та ведущая деятельность, которая была на предшествующем этапе отходит на второй план.
Различные периоды психического развития характеризуются целым комплексом различных видов деятельности, однако в этом комплексе именно ведущая деятельность играет особую роль, определяя появление главных изменений в психическом развитии на каждом возрастном этапе.
Замечание 2
Изначально концепция ведущей деятельности была разработана для возрастного периода, который изучается в пределах детской психологии. Однако в последнее время данная концепция получила некоторые критические замечания. Область критики довольно обширна вплоть до отрицания основных положений, включая принцип выделения ведущих видов деятельности относительно разных этапов психического развития. Например, А.В. Петровский считает, что концепцию ведущей деятельности нельзя применить к процессу развития личности в целом. В частности, ее можно применить только к процессу развития психики, а точнее, ее когнитивного компонента. При этом понимание автора того момента, что развитие личности осуществляется в деятельности и в качестве главного фактора выступает деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, находится в компетенции обычного деятельностного подхода. Данный момент в свою очередь не вступает в противоречие с концепцией ведущей деятельности.
Виды ведущей деятельности
Современные представления об особенностях развития психики человека в онтогенезе позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности:
- непосредственно-эмоциональный вид общения младенца с близким взрослым;
- предметно-манипулятивный вид деятельности, который характерен для периода раннего детства. Процесс выполнения данного вида деятельности способствует усвоению ребенком исторически сложившихся способов действий с определенными предметами;
- сюжетно-ролевая игра, которая свойственна для дошкольного возраста;
- учебная деятельность, свойственная для школьного периода;
- интимно-личностный тип общения подростков;
- профессионально-учебный вид деятельности, характерный для этапа ранней юности.
Каждый из видов отличается своими специфическими особенностями и характерен для определенного этапа развития человека.
Сообщество экспертов Автор24
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 16.07.2022
Выполнение любых типов работ по психологии
Заказать ВКР по психологии Сочинение на тему зависть — плод слабости и несвободы Реферат по психологии на тему экзистенциальная исполненность личности Реферат по психологии на тему психология как наука управления людьми Курсовая работа на тему исследование самооценки в психологии Отчет по практике по психологии Реферат по психологии общения Реферат по психологии на тему стресс и стрессоустойчивость Реферат на тему общение Реферат на тему психология личности
Подбор готовых материалов по теме
Дипломные работы Курсовые работы Выпускные квалификационные работы Рефераты Сочинения Доклады Эссе Отчеты по практике Решения задач Контрольные работы
ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.
- Главная страница 🏠
- 📚 Библиотека
- 👉 Психология развития и возрастная психология 👈
- Ответы к экзамену по возрастной психологии и психологии развития
- ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.
Нужна помощь в написании работы?
Узнать стоимость
Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослыми людьми (с теми, кто в основном ухаживает за малышом: матерью, отцом, бабушкой, дедушкой или другим взрослым). Без помощи взрослого ребенок обойтись не может, так как в этом возрасте он слаб и совершенно беспомощен. Ни одной своей потребности он не в состоянии удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве (берут на руки и ходят по комнате, выносят на прогулку и т. д.), следят за его здоровьем и, что очень важно, просто общаются с ним – разговаривают. Потребность в общении возникает у ребенка в 1–2 месяца. Комплекс оживления, появляющийся при виде мамы или другого взрослого, ухаживающего за ребенком, говорит о возникновении потребности в общении, которую необходимо полностью удовлетворить, так как при позитивном эмоциональном общении со взрослым у ребенка появляется повышенная активность, возникает радостное настроение, что способствует развитию его движений, восприятия, мышления и речи.
У ребенка, лишенного полноценного общения с взрослым (находится один в больнице на лечении, помещен в детский дом и т. п.) отмечается задержка психического развития. Это проявляется в следующем: у ребенка бессмысленный и безразличный взгляд, устремленный вверх, он мало двигается, вял, апатичен, не испытывает интереса к окружающему. Все это ведет к задержке физического развития и позднему появлению речи. Поэтому надо помнить следующее: чтобы ребенок и психологически, и физически развивался нормально, необходимо не только правильно ухаживать за ним, но и общаться.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.
От 250 руб
Контрольная работа
ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.
От 250 руб
Курсовая работа
ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
- Содержание
- Материалы 1
- Меню
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ.
ПОНЯТИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ И БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
БИОЛОГИЗАТОРСКИЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА.
СОЦИОЛОГИЗАТОРСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕКА.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА.
Материалы по теме:
Общение как ведущая деятельность младенческого возраста Шпаргалка
Добавить в избранное (необходима авторизация)
Ведущая деятельность | 77 публикаций | 38402 Цитаты | Ведущие авторы
Разум в обществе: развитие высших психологических процессов
[…]
Л. С. Выготский
01 января 1978
Резюме: Введение Майкл Коул и Сильвия Скрибнер Биографические заметки о Л. С. Выготском Основная теория и данные 1 Орудие и символ в развитии ребенка 2 Развитие восприятия и внимания 3 Овладение памятью и мышлением 4 Интериоризация высших психических функций 5 Проблемы метода Воспитательное значение 6 Взаимодействие обучения и развития 7 Роль игры в развитии 8 Предыстория письменной речи Послесловие Вера Джон-Штайнер и Эллен Соуберман Примечания Указатель произведений Выготского
. ..читать дальшечитать меньше
32855 цитирований
Журнальная статья•DOI•
Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
[…]
Л. С. Выготский 6-7 апр.
1
3 09 Журнал русской и восточноевропейской психологии
Аннотация: Говоря об игре и ее роли в развитии дошкольника, нас интересуют два основных вопроса: во-первых, как возникает в развитии сама игра, ее происхождение и генезис; во-вторых, роль той развивающей деятельности, которую мы называем игрой, как формы развития ребенка дошкольного возраста. Является ли игра ведущей формой деятельности ребенка этого возраста или просто преобладающей формой?
…читать дальшеЧитать меньше
2,130 цитирований
Инструменты разума: подход Выготского к дошкольному образованию
[…]
Дебора Дж. Леонг, Елена Бодрова
9 0200301 TL;DR: Представлены рамки Выготского: культурно-историческая теория развития и другие теории развития и обучения, а также стратегии развития и обучения.
…читать дальшечитать меньше
Аннотация: РАЗДЕЛ I Выготский подход: культурно-историческая теория развития Глава 1. Введение в выготский подход Глава 2. Овладение психическими инструментами и высшими психическими функциями Глава 3. Выготский подход и другие теории развития Развитие и обучение РАЗДЕЛ II Стратегии развития и обучения Глава 4 Зона ближайшего развития Глава 5 Тактика: использование посредников Глава 6 Тактика: использование языка Глава 7 Тактика: использование совместных действий РАЗДЕЛ III Применение подхода Выготского к развитию и обучению в раннем детстве Глава 8 Достижения в развитии и ведущая деятельность: Младенцы и малыши Глава 9Поддержка достижений в развитии младенцев и детей ясельного возраста Глава 10 Достижения в развитии и ведущая деятельность: дошкольное учреждение и детский сад Глава 11 Поддержка достижений в развитии в дошкольном и детском саду Глава 12 Достижения в развитии и ведущая деятельность: начальные классы Глава 13 Поддержка достижений в развитии в начальной школе Оценки Глава 14 Динамическое оценивание: Применение зоны ближайшего развития Эпилог Глоссарий Ссылки Авторский указатель Предметный указатель
. ..читать дальшечитать меньше
1021 цитирование
Глава книги•DOI•
Зона ближайшего развития в анализе обучения и обучения Выготского.
[…]
Сет Чайклин
01 сентября 2003
Аннотация: Какое обучение оптимально для конкретного ребенка? Без сомнения, этот вопрос сразу же понятен любому преданному своему делу учителю практически в любой стране мира, и большинство из них, вероятно, захотят получить конкретные ответы на этот вопрос не только как на теоретическую загадку, но и в связи с их непосредственной практикой. Если бы кто-то обратился за советом к научной психологии и исследованиям в области образования в отношении этой практической проблемы, как бы выглядел(-или) ответ(-а)?
…читать дальшеЧитать меньше
929 цитирований
Журнальная статья•DOI•
Самость в культурно-исторической деятельности Теория восстановления единства социального и индивидуального измерений человеческого развития
[. ..]
Анна Стеценко 1 , Игорь М. Ариевич 1 •Учреждения (1)
Городской университет Нью-Йорка 1
01 августа 2004 г. – Теория и психология
индивидуального измерения и деятельности можно восстановить в рамках глубоко социального и реляционного взгляда на себя. В сопоставлении с недавними исследованиями самости обсуждается культурно-историческая теория деятельности, в том числе ее основополагающие положения, сформулированные Выготским, и ее концепция самости, сформулированная Леонтьевым. Эта теория, расширенная рядом способов, предложенных в этой статье, помогает теоретизировать самость (а) в ее практической значимости, как законный и необходимый момент в человеческих коллективных практиках, (б) как наделенную способностью генерировать новые циклы практике, и (c) как имманентная деятельность, которая позволяет людям внести свой вклад в значимое изменение мира. Концепция «я как ведущей деятельности» обсуждается как способ уловить, что такое «я», где оно находится, каковы его цель и отношение к обществу.
…читать дальшечитать меньше
290 цитат
психологическое развитие | Определение, этапы, примеры и факты
младенцев
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Эрик Эриксон
- Похожие темы:
- развитие младенцев и малышей эмоциональное развитие самореализация развитие ребенка Эдипов комплекс
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
психологическое развитие , развитие когнитивных, эмоциональных, интеллектуальных и социальных способностей человека и функционирование в течение нормальной продолжительности жизни, от младенчества до старости. Это предмет дисциплины, известной как психология развития. Детская психология была традиционным центром исследований, но с середины 20 века многое стало известно и о младенчестве, и о взрослой жизни.
Далее следует краткое рассмотрение психологического развития. Для более полной обработки см. поведение человека.Младенчество — это период между рождением и приобретением языка через один-два года. Помимо набора унаследованных рефлексов, помогающих им добывать пищу и реагировать на опасность, новорожденные наделены предрасположенностью к определенным зрительным образам, в том числе к человеческому лицу, и к определенным звукам, в том числе к человеческому голосу. В течение нескольких месяцев они способны узнавать своих матерей по внешнему виду и обнаруживают поразительную чувствительность к тонам, ритмическому течению и отдельным звукам, составляющим человеческую речь. Даже маленькие дети способны к сложным перцептивным суждениям, включая расстояние, форму, направление и глубину, и вскоре они могут организовать свой опыт, создавая категории для объектов и событий (например, людей, мебели, продуктов питания, животных) таким же образом. пожилые люди делают.
Младенцы быстро развиваются как в узнавании, так и в запоминании воспоминаний, что, в свою очередь, повышает их способность понимать и предвидеть события в окружающей среде. Фундаментальным достижением в это время является признание постоянства объекта, т. е. осознание того, что внешние объекты существуют независимо от их восприятия младенцем. Физические взаимодействия младенцев с окружающей средой развиваются от простых нескоординированных рефлекторных движений к более скоординированным действиям, которые намеренно повторяются, потому что они интересны или потому что их можно использовать для достижения внешней цели. Примерно в 18 месяцев ребенок начинает пытаться решать физические проблемы, мысленно представляя определенные события и результаты, а не путем простого экспериментирования методом проб и ошибок.
Трехмесячные младенцы уже демонстрируют поведенческие реакции, свидетельствующие о таких эмоциональных состояниях, как удивление, дистресс, расслабление и возбуждение. Новые эмоциональные состояния, включая гнев, печаль и страх, появляются к первому году жизни. Эмоциональная жизнь младенцев сосредоточена на привязанностях, которые они формируют к своим матерям или другим основным опекунам, и посредством этих взаимодействий младенцы учатся любить других людей, доверять им и зависеть от них. Младенцы начинают улыбаться другим людям примерно в два месяца, а их привязанность к матерям и опекунам развивается примерно к шести месяцам. Эти привязанности формируют основу для здорового эмоционального и социального развития на протяжении всего детства.
Вторая основная фаза человеческого развития, детство, длится от одного или двух лет до наступления подросткового возраста в возрасте 12 или 13 лет. Ранние годы детства отмечены огромными успехами в понимании и использовании языка. Дети начинают понимать слова за несколько месяцев до того, как сами начинают говорить. Младенцы в среднем говорят свои первые слова к 12–14 месяцам, а к 18 месяцам их разговорный словарный запас составляет около 50 слов. Дети начинают использовать комбинации из двух, а затем и трех слов и переходят от простых комбинаций существительное-глагол к более грамматически сложным последовательностям, используя союзы, предлоги, артикли и времена с растущей беглостью и точностью. К четвертому году жизни большинство детей могут говорить предложениями, похожими на взрослые, и начинают осваивать более сложные правила грамматики и значения.
В своих познавательных способностях дети совершают переход от опоры исключительно на конкретную, осязаемую реальность к логическим операциям с абстрактным и символическим материалом. Даже двухлетние дети ведут себя так, как будто внешний мир есть постоянное место, независимое от их восприятия, и проявляют экспериментальное или целенаправленное поведение, которое может творчески и спонтанно адаптироваться к новым целям. В период от двух до семи лет дети начинают манипулировать окружающей средой посредством символического мышления и языка; они становятся способными к решению новых типов логических задач и начинают пользоваться мыслительными операциями, гибкими и полностью обратимыми в мышлении. В возрасте от 7 до 12 лет зачатки логики проявляются в форме классификации идей, понимания времени и числа, более глубокого понимания серийности и других иерархических отношений.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Эмоционально дети развиваются в направлении большего самосознания, т.