Мастерство деловых коммуникаций, или Невербальные и вербальные сигналы в деловом общении
Мастерство деловых коммуникаций, или Невербальные и вербальные сигналы в деловом общении
Человеческое общество не может существовать без общения. Оно является необходимым: мы живем в социуме и по этой причине каждый день контактируем с огромным количеством людей. Общение может быть невербальным и вербальным. Невербальное общение, в психологии больше известное как язык жестов и телодвижений, содержит те виды самовыражения человека, которые не могут опираться на слова. Правильная интерпретация невербальных сигналов – залог формирования и поддержания добрых отношений с коллегами и возможность успешного разрешения вопросов деловой сферы. Однако не следует забывать, что вербальное общение – основное и самое распространенное средство общения. Почему? Потому что в его основе лежит речь, или язык звуков, которая является универсальным коммуникативным способом.
Пространство и позиции за столом
■ Пространственные зоны. Каждый человек обладает определенным зональным пространством – невидимой оболочкой, которая окружает его тело. Размер зонального пространства легко изменяется под влиянием ситуации и роли человека в ней.
Различают четыре пространственные зоны:
-
интимную (15–46 см). В эту зону человек допускает только самых близких – детей, родителей, супругов, близких друзей и родственников, а также коллег, с которыми очень давно работает и всецело им доверяет;
-
личную (46 см–1,2 м). Такое расстояние обычно разделяет знакомых, равных по статусу коллег, с которыми человек работает долгое время. Оно же соблюдается на официальных приемах и дружеских вечеринках;
-
социальную (1,2–3,6 м). На данном расстоянии человек держится от незнакомых людей, новых служащих, коллег, которые старше по рангу;
-
общественную (больше 3,6 м). Эта зона удобна для обращения к большой группе людей, используется на совещаниях, лекциях, семинарах и т.п.
Чтобы деловое общение всегда было конструктивным, не нужно нарушать границы перечисленных пространственных зон. К примеру, вторжение в интимную зону человека во время деловых переговоров может восприняться им как агрессия, моральное давление, а то и панибратство.
Часты случаи, когда новые сотрудники первое время ощущают некую «прохладность» коллектива. На самом деле коллеги всего лишь держат новоиспеченного работника на дистанции, поскольку недостаточно знают. Но со временем при условии положительных эмоциональных контактов территориальное расстояние между коллегами сокращается, переходя в личную или интимную зоны.
■ Позиции за столом. Положение беседующих за столом влияет на характер беседы. Кроме того, если в кабинете находится большой стол с несколькими свободными стульями, каждый из нас может сам регулировать исход беседы.
Выражение лица и мимика
Выражение лица – это важнейший источник информации о собеседнике и о его чувствах. Мимика отражает эмоциональные реакции человека на происходящее и служит средством регуляции общения.
■ Улыбка. Наиболее частое проявление мимики – улыбку – ошибочно считают стопроцентным показателем симпатии. Улыбка может служить лишь признаком того, что партнеру от вас что-то нужно и он таким образом пытается понравиться.
Важно заметить, что отсутствие улыбки отнюдь не является показателем антипатии – возможно, ваш собеседник скрывает свои эмоции или просто сам по себе неулыбчивый человек.
■ Смех. Еще одним показателем симпатии считается смех. Естественный, чистый смех – это всегда открытость и искренность. Если человек смеется в вашем присутствии, то это означает, что ему свободно и легко, он может вам доверять. Недаром говорят, что умеренная доля юмора в переговорах никогда не помешает. Остроумная шутка легко снимает напряжение, помогает ненадолго отвлечься, сблизить смеющихся, помочь им открыться, а то и завоевать расположение аудитории.
■ Сдвинутые брови можно классифицировать как реакцию неодобрения или потерю собеседником нити разговора. Чтобы помочь собеседнику, следует задать вопросы наподобие: «А каково ваше мнение на этот счет?» или «Я понятно излагаю мысль?»
■ Сжатые челюсти свидетельствуют об уверенности и твердости, а зачастую и об агрессивном настрое.
■ Открытый рот. Восторг, удивление или страх могут заставить собеседника открыть рот, словно эмоциям не хватает места.
■ Напряженные ноздри и опущенные уголки губ свидетельствуют о неодобрении, словно человеку тяжело находиться рядом с вами и дышать одним воздухом.
■ Глаза. Контакт глаз является прямым, непосредственным общением в чистом виде.
Пристальный взгляд при общении ни к чему хорошему не приведет, но и постоянно отвлекаться, переводить взгляд на другие объекты тоже не стоит. Человек может подумать, что вам не до него, что вы совсем не расположены к нему или чувствуете себя дискомфортно. Идеальным визуальным контактом можно назвать внимательный взгляд, время от времени переводимый на другие объекты. Кроме того, для успешного общения соотношение плоскостей должно быть таково, чтобы глаза находились на одном уровне.
Закрытые позы. Как расположить к контакту?
Для конструктивного общения следует верно толковать закрытые позы, уметь адекватно реагировать, а по возможности и исправлять ситуацию.
Укрытие за барьером – это естественная реакция человека на опасность. В детстве такими барьерами служили предметы мебели, подушка с одеялом, мамина юбка. Во взрослом возрасте этот жест претерпел изменение и превратился в переплетение рук, ног, сцепление пальцев, общее напряжение мышц и т.д.
■ Поза «Руки на груди». Руки, сложенные в замок на груди, свидетельствуют о попытке собеседника отстраниться от неблагоприятной ситуации. Если в беседе человек скрестил руки, можно делать вывод, что он с вами не согласен, даже если на словах он выражает согласие.
Запомните две вещи: пока собеседник держит руки скрещенными, он сохраняет негативные мысли, кроме того, его восприятие информации снижается до 40 %, а значит, время и силы, направленные на общение, тратятся зря.
Важно не только распознать сигнал, но и правильно среагировать на него. Не стоит отвечать словами на невербальные проявления, например, говорить: «Вы скрестили руки. Я что-то не так сделал/сказал?» У человека возникнет неприятное ощущение, что вы его сканируете, занимаетесь психотерапией без спроса.
Тогда он окончательно закроется или ответит грубостью.Лучше ответить теми же невербальными проявлениями. Покажите что-нибудь собеседнику, подайте книгу, информационный листок, угостите чаем. Он будет вынужден разомкнуть руки, следовательно, примет более открытое положение. Как вариант, можно попросить собеседника наклониться вперед, чтобы получше рассмотреть вашу схему, пункт отчета и т.п.
■ Поза «Перекрещенные ноги». Так же, как и скрещенные руки, перекрещенные ноги являются выражением оборонного отношения к ситуации, взволнованного состояния, защитной или сдержанной позиции. Такой жест часто можно увидеть вкупе с другими невербальными проявлениями несогласия (скрещенными руками, сдвинутыми бровями, опущенными уголками губ, узкими зрачками). В отдельности же он может зависеть от многих факторов, например прохладного воздуха в помещении, неудобного стула, желания «сидеть красиво» (это характерно для женщин).
Если вы уверены, что скрещенные ноги являются результатом несогласия со сказанным, собеседник отгородился и не внемлет вашим словам, – вариант действий тот же. Нужно найти способ поменять позу оппонента – попросить подойти к карте на стене, оценить новый ремонт в кабинете напротив и т.д.
■ Пальцы «в замок». Сцепленные пальцы рук выражают разочарование и враждебность. Если понаблюдать за этой позой, вы не раз увидите, что пальцы собеседников бывают настолько крепко сцеплены, что даже белеют от напряжения. Несмотря на это, человек может оставаться приветливым и улыбаться.
Существует три варианта сцепления пальцев:
Труднее всего будет договориться с человеком, руки которого подняты на уровень лица. Для устранения этого закрытого жеста нужно сделать так, чтобы собеседник расцепил руки и вытянул их вперед, например, попросить что-то передать.
■ Положение головы. Прямое положение головы свидетельствует о нейтральном отношении человека к обсуждаемому вопросу. Голова при этом неподвижна, иногда делаются небольшие кивки. Такой человек еще не принял решение по этому вопросу или недополучил нужного объема информации.
Наклон головы в сторону свидетельствует об интересе человека к теме беседы. Этот жест очень древний. Биологи считают, что он унаследован нами по эволюционной линии от животных. Если вы заметили, что слушатели наклонили головы набок, а телом подались вперед, значит, вы добились расположения аудитории. Если же обращаются к вам, нужно также наклонить голову и время от времени кивать. Ваш собеседник будет рад проявленному участию.
Если же голова собеседника наклонена вниз, это свидетельствует об отрицательном или осуждающем отношении человека к вам или теме разговора. Критическая оценка, игнорирование сказанного, как и в случае скрещенных рук и ног, будет продолжаться до тех пор, пока собеседник использует закрытую позу. Попробуйте изменить ее, например, можно заставить поднять голову, показав что-то интересное.
Вербальные сигналы
Давайте рассмотрим ряд вербальных сигналов, необходимых для конструктивного общения.
■ Отчетливость речи. Чтобы вас хорошо понимали, важно вырабатывать хорошую дикцию. Нас с детства учат не проглатывать слова и выговаривать звуки. Если со звуками в зрелом возрасте дела обстоят более-менее, то с четкостью речи ситуация похуже. Причинами неотчетливой речи могут быть волнение, страх, спутанные мысли. Как с этим бороться – поговорим попозже.
■ Искренняя доброжелательная интонация и позитивный настрой создают благоприятную атмосферу для общения, улыбка же служит хорошим дополнением к нему. Однако улыбка всегда должна быть искренней, поскольку любая искусственность тонко воспринимается подсознанием собеседников, и возникает ощущение недоверия.
■ Громкость голоса должна быть средней. Представим разговор по телефону. Вы обсуждаете важный вопрос, и вдруг слышимость ухудшается. Как в таком случае поступают собеседники? Говорят громче. Это ошибочное поведение, поскольку в деловом общении оно может восприниматься как агрессия. Следует сказать примерно так: «Вас плохо слышно. Разрешите, я перезвоню?» или «Перезвоните, пожалуйста».
■ Тон голоса старайтесь удерживать на низком или среднем уровне, поскольку высокие тона воспринимается подсознанием как нервные и агрессивные.
■ Быстрота речи должна быть умеренной. Слишком медленная речь заставляет человека нервничать, а быстрая не дает уследить за ходом мыслей оппонента.
Если вы волнуетесь, можно слегка снизить темп речи. При волнении нужно особенно следить за четкостью и краткостью слов. Например, «Записываю. Минуту, я посмотрю в базе». Если ваш собеседник нервничает, провоцирует конфликт, необходимо также снизить темп речи. Чтобы не допустить новой вспышки раздражения, следите за четкостью и лаконичностью речи. Старайтесь успокоиться, говорить уверенно. Сядьте ровно, расправьте плечи и выпрямите спину. Ровная поза помогает легче дышать, снимает волнение и ставит защиту от эмоций собеседника.
■ Чистота и содержательность речи. Понаблюдайте за своей речью. Всегда старайтесь использовать грамотные высказывания, исключите слова-паразиты и просторечия, следите за ясностью выражения мыслей. Возможно, родные люди понимают вас с полуслова, но в деловом мире при огромном количестве контактов (а порой и ограниченном времени) ваши коллеги не станут домысливать: «А что же он хотел сказать, когда говорил про “не те, а другие” бумаги?»
Устная коммуникация требует спонтанности, а это часто вызывает у человека неуверенность, тревогу и страх. Работу над устной речью полезно начать с расширения словарного запаса. Вспомните, например, Мартина Идена, героя романа Джека Лондона: решив стать писателем, он поставил себе задачу каждый день учить новые слова.
Расширять словарный запас надо и тем, у кого он невелик, и тем, чья профессия требует этого (руководителям, секретарям, юристам, психологам, работникам СМИ и т.д.).
Если вы четко понимаете то, о чем хотите поведать другим, и имеете большой словарный запас, то наверняка донесете мысль до слушателей и легко предотвратите различного рода непонимания и двусмысленности. А сотрудники, у которых путаются мысли и слова, ежечасно рискуют попасть впросак. Отсюда недомолвки, путаницы, неточности, конфликтные ситуации и т.д.
■ Этика и комплименты. Будьте максимально вежливы. Если в разговоре вы обратили внимание на качества собеседника или его поступки (события), то похвалите его, но сделайте это искренне, без иронии. Неискренний комплимент почувствуется нашим подсознанием сразу.
Активное слушание
Восточная мудрость гласит: «Истина лежит не в устах говорящего, а в устах слушающего».
Многие люди при решении того или иного вопроса настолько погружены в себя, что попросту пропускают мимо ушей слова собеседника. У всех нас разный тип мышления, поэтому то, что важно для одного, может быть попросту не услышано другим. Отсюда недопонимания, неконкретика разговора, игнорирование драгоценных идей.
Собеседники в основном предпочитают слушать только себя, а от вас ожидают лишь благожелательного восприятия. Чтобы завоевать симпатию собеседника, необходимо создать ощущение, что вы максимально внимательно слушаете его. Любому человеку нужно, чтобы его выслушали, т.к. это создает ощущение собственной значимости. Превращаясь в активного слушателя, вы тем самым делаете собеседнику бессловесный комплимент. Слушая то, что он считает важным, быстро уходит неловкость, который зачастую возникает при общении незнакомых людей.
Технику активного слушания нужно применять, если вы:
Стремитесь к концентрации внимания на проявлении чувств собеседника и на содержании его речи. Чтобы стать хорошим активным слушателем, надо постоянно задавать вопросы самому себе: «Какие у него чувства? Что он хочет мне сказать?»
В деловом общении полезно использовать следующие техники:
-
отражение чувств: «Я вижу, как это важно для вас», «Я вижу, как вы встревожены/взволнованы», «Да, это на самом деле замечательно»;
■ «Мостики». С необщительными, стеснительными людьми, которые любят отвечать односложно, беседу можно построить на основе «мостиков», которые смогут помочь им говорить дальше. Такими «мостиками» могут стать вопросы «Например?», «А вы что сделали?», «И?». После их произнесения нужно помолчать, отдавая инициативу разговора в руки собеседника.
Чтобы правильно применять «мостики», нужно придерживаться трех правил:
1. Наклониться вперед, не скрещивая рук.
2. Сделать ударение на последнем слове «мостика», акцентируя внимание.
3. Отклониться назад и предоставить возможность говорить собеседнику.
Наклон вперед со свободными руками убивает сразу двух зайцев. Во-первых, вы показываете собеседнику, что не излучаете агрессивность, а во-вторых, вселяете в него уверенность, что сейчас его очередь поддерживать разговор. Ударение на последнем слове «мостика» делает интонацию похожей на вопросительную; если же интонация остается прежней, все «мостики» превращаются в допрос. После отклонения положите руку на подбородок, показывая собеседнику, что приготовились внимательно слушать.
Основные ошибки активного слушания
Карандаш
Не стоить слушать собеседника с карандашом или ручкой в руках. Исключение составляют те случаи, когда от вас ожидают конспектирования (семинар, учеба, запись указаний руководителя под диктовку). Когда вы встречаетесь с партнерами, ручка в руке или судорожное записывание могут помешать ходу мыслей собеседника. Человек может посчитать, что вы невежливы и недоверчивы и что настроены против, записываете то, что он потом не захочет признавать. Лучше делать пометки после переговоров, когда собеседника не будет рядом.
Притворство
Человек может произносить примерно 125 слов в минуту, а воспринимать 400 слов. Вспомните, сколько раз вам приходилось утвердительно кивать, делать вид, что внимательно слушаете, а самому думать об обеденном перерыве, покупке новой обуви, неопрятном виде соседа напротив. И как часто собеседник выводил вас из забытья неожиданным вопросом: «Что скажете?» Вас застают врасплох, и приходится переспрашивать. На первый раз собеседник, может быть, и простит это, а вот повторение ситуации уже недопустимо: человек может утратить доверие к вам или предпочесть другого партнера.
Опасность притворства кроется в том, что вы наверняка пропустите важную информацию, которая нужная для достижения определенных целей. Поэтому старайтесь полностью сосредоточиться на речи своего оппонента, и только тогда ваша беседа принесет желаемый результат.
Вербальные и невербальные средства общения: ключи к вашему успеху Общение – это сложный социально-психологический процесс достижения взаимопонимания между людьми. Основными его инструментами являются вербальные и невербальные средства общения. Вербальное (от латинского «устный, словесный») средство – это речь. С этим все более-менее понятно, но мы ведь общаемся не только при помощи голоса. Большинство наших «сообщений» мы передаем при помощи невербального (неречевого) способа общения. Невербальное общение – или язык тела – включает в себя нашу мимику, жесты, зрительный контакт, позы тела и даже интонации нашего голоса. Вы можете даже не осознавать этого, но когда мы разговариваем с кем-то, наши невербальные сигналы оказывают сильнейшее воздействие на собеседника, оставляя у него больше половины впечатления от нашей речи. Если вы часто выступаете перед группами слушателей или просто постоянно общаетесь по работе с людьми, то знание языка тела может существенно помочь вам. Способность понимать и использовать невербальную коммуникацию является мощным инструментом, который поможет вам в общении с людьми. Вы будете понимать, что они на самом деле имеют в виду, сможете лучше выражать и подчеркивать свои мысли, будете лучше ориентироваться в сложных ситуациях и сможете построить лучшие отношения на работе, в бизнесе и дома. Вербальные и невербальные средства общения помогут вам создать лучшее впечатление о себе, помогут эффективнее достичь своих целей. Что такое невербальная коммуникация и «язык тела»? Невербальное общение, или язык тела, является важнейшей формой общения. Это естественный, бессознательный язык, вещающий о наших истинных чувствах и намерениях и об истинных чувствах и намерениях тех, кто вокруг нас. Когда мы взаимодействуем с другими, мы постоянно подаем и получаем бессловесные сигналы. Всё наше невербальное поведение – жесты, то как мы стоим или сидим, как быстро и насколько громко мы говорим, насколько близко мы подходим к собеседнику, куда при этом направлен наш взгляд, – все это отправляемые нами «сообщения» собеседнику. Поток этих сообщений не останавливается, даже когда мы перестаем говорить. Даже умолкнув, мы продолжаем общаться на невербальном уровне. Часто то, что мы говорим, и то, что сообщает наше тело – это две совершенно разные вещи. Вербальные и невербальные средства общения могут давать совершенно противоречивую информацию. Когда слушатель сталкивается с такими смешанными сигналами, он должен выбрать, чему отдать предпочтение – получаемым вербальным или невербальным сигналам. В большинстве случаев каждый из нас осознанно или неосознанно в такой ситуации верит именно невербальной информации. Язык тела «звучит» громко и ясно Слова зачастую играют незначительную роль, когда происходит вербальное и невербальное общение между людьми. Это может показаться невероятным, но все, что мы говорим, несет только 7% информации. Гораздо более важно выражение нашего лица (55%), тон голоса (38%) и другие формы выражения, связанные с языком тела. Невербальные сообщения являются неотъемлемой частью человеческого общения. Сопровождая слова, они указывают на наше текущее психическое и физическое состояние. Невербальные коммуникации могут выполнять пять функций:
Особенно важно «выравнивать», объединять вербальное и невербальное общение, если вы хотите построить успешный бизнес или сделать хорошую карьеру. Если вы не будете помнить о пяти функциях невербальных средств коммуникации и не станете следить за языком своего тела, вы не сможете производить хорошее впечатление на окружающих, не сможете создавать отношения, основанные на доверии. В свою очередь, вы тоже постоянно получаете сигналы других людей. Чтобы лучше сосредоточиться на этих сигналах, вы должны научиться их «читать», то есть воспринимать невербальные выражения в контексте ситуации. Элементы невербальной коммуникации Взгляд Большинство людей являются визуалами, поэтому контакт с помощью глаз является особенно важным типом невербальной коммуникации. Когда вы смотрите на кого-то, вы можете увидеть многое – привязанность, враждебность, заинтересованность и многое другое. Смотреть собеседнику в глаза также очень важно для поддержания беседы; хотя, в общем-то, говорящий больше поддерживает зрительный контакт, чем тот, кто слушает. Глаза собеседника могут сказать нам о многом: например, расширенные зрачки свидетельствуют о том, что человек лжет, или он неуверен, или нервозен. Выражение лица и мимика Человеческое лицо чрезвычайно выразительно, оно в состоянии без слов выразить бесчисленные эмоции. В отличие от некоторых форм невербального общения, выражение лица является универсальным. Мимика для выражения счастья, печали, гнева, удивления, страха, отвращения совершенно одинакова у людей разных культур (чего нельзя сказать, например, о жестах). Ваша мимика моментально сообщит окружающим, о чем вы думаете в данный момент. Самым совершенным оружием во все времена была и остается улыбка. Она ничего не стоит, но очень многое может! Улыбка открывает перед вами все двери. Если вы улыбаетесь в начале деловых переговоров, то ваши слова вызовут благоприятную реакцию. Люди склонны имитировать выражение лица собеседника, поэтому старайтесь пользоваться улыбкой как можно чаще. Она способна помочь и вам – если вы будете улыбаться, то настроение ваше неизменно улучшится. Но – остерегайтесь неуместного выражения лица. Даже небольшая кривая ухмылка может свести на нет все ваши усилия на переговорах, которые длились несколько часов. Жесты и позы Во многом наше восприятие других людей зависит от того, как они сидят, ходят, стоят, держат голову. То, как мы двигаемся и держимся, дает миру исчерпывающую информацию о нас. А жесты и вообще буквально вплетены в ткань нашей повседневной жизни. Часто мы используем наши руки, когда спорим или оживленно о чем-то говорим, и даже не задумываемся об этом. Тем не менее, смысл жестов может быть разным, зачастую даже иметь противоположный привычному нам смысл в различных культурах, поэтому очень важно быть осторожной, чтобы избежать неправильного толкования. Невербальное общение с помощью жестов – это видимая часть того, о чем вы реально думаете в настоящую минуту. Многие жесты (как, например, потирание рук, поднятый вверх указательный палец) могут быть неприятны вашему собеседнику. Чрезмерность жестов может быть достаточно тревожной, и тоже будет оказывать отрицательное влияние на вашего коллегу. Для создания благоприятной обстановки научитесь использовать жесты открытых ладоней. Это будет означать, что вы открыты перед собеседником и ваши намерения не несут ему угрозу. Дистанция между собеседниками Вы когда-нибудь чувствовали себя неловко во время разговора из-за того, что другой человек стоял слишком близко к вам? У всех у нас есть потребность в личном физическом пространстве, хотя оно может быть различным в зависимости от культуры, ситуации и близости отношений. Величину дистанции можно использовать для невербального сообщения о близости, агрессии, доминировании или привязанности. В общении с друзьями используется личная зона (до 120 см), но коммерческие и иные переговоры ведутся в социальной зоне (от 120 см). Никогда не стоит нарушать личное, интимное пространство человека (до 50 см). Прикосновение Мы очень часто общаемся через прикосновение. Задумайтесь, как много информации дают нам крепкое рукопожатие, робкое похлопывание по плечу, теплые медвежьи объятия, обнадеживающие пошлепывание по спине, покровительственное потрепывание макушки и другие прикосновения! Интонации голоса Вербальное и невербальное общение тесно переплетаются во время разговора, ведь мы не только слушаем слова, но и реагируем на тон голоса. Ведь не всегда решающее значение имеет, что вы говорите; гораздо важнее, как вы это говорите. Ведь даже коротенькое «да» может иметь совершенно разный смысл, если произнести его с разной интонацией. Можно сказать это утвердительно, а можно – вопросительно, неуверенно, язвительно и т.д. Тон вашего голоса лучше слов может показать ваш сарказм, гнев, привязанность, неуверенность или, наоборот, уверенность в себе. Интонации включают в себя темп речи, громкость, скорость, беглость речи. Все эти элементы служат для того, чтобы собеседники могли яснее понять друг друга. Невербальные сигналы невозможно подделать Можно запомнить советы о том, как сидеть, говорить или входить в комнату, чтобы выглядеть уверенно. Но правда заключается в том, что такие уловки вряд ли сработают, если человек не будет себя чувствовать действительно уверенно. Никто не может полностью контролировать все свои сигналы, которые расскажут понимающему человеку обо всех настоящих мыслях и чувствах собеседника. Поэтому очень важно научиться понимать такие невербальные сигналы, чтобы контролировать свои собственные и уметь читать чужие. Мы хотим дать вам несколько советов, чтобы невербальное общение стало для вас проще: Обращайте внимание на несоответствия. Невербальные сигналы должны усиливать то, что говорится. Не говорит ли вам человек одно, в то время как думает совсем другое? Например, говорит вам «да», в то время как едва заметно покачивает головой «нет»? Связывайте между собой все невербальные сигналы. Не придавайте слишком много значения одному жесту. Обратите внимание на все невербальные сигналы, включая тон голоса, выражения глаз, позу и другие сигналы языка тела. Взятые все вместе, они дадут вам более полную картину. Вам будет проще понять, соответствуют ли они тому, что говорит ваш собеседник. Доверяйте своей интуиции. Не отмахивайтесь от своего неосознанного отношения к тому или иному человеку. Вполне возможно, что ваше ощущение чьей-то нечестности или непорядочности основано на инстинктивном чтении несоответствия между вербальными и невербальными сигналами этого человека. Почему это так важно? То, как вы слушаете, смотрите, говорите, двигаетесь и реагируете на слова собеседника, показывает, насколько вы искренни и насколько вы заинтересованы в разговоре. Когда ваши невербальные сигналы совпадают с тем, что вы говорите, это повышает доверие, ясность и взаимопонимание. Если совпадения нет, это создает напряженность, недоверие и смятение. Если вы хотите построить карьеру или добиться успехов в бизнесе, да и вообще лучше общаться с людьми во всех сферах вашей жизни, вы должны научиться быть более чувствительной к языку тела и другим невербальным сигналам окружающих. Вы должны также понимать, какие сигналы посылаете вы сами. Как только вы освоите невербальное общение, ваше умение находить контакт с людьми перейдет на более высокий уровень. Каталог: data -> uploaded -> file Скачать 70,67 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Развитие навыков общения: невербальные сигналы
На прошлой неделе мы поделились пятью способами развития навыков слушания с молодежью 4-H. Эти стратегии были сосредоточены на том, чтобы слушать ушами, но знаете ли вы, что вы можете слушать и глазами? Цитата слева — поразительный факт: многое из того, что мы «слышим», исходит не из сказанных слов, а из того, как они сказаны. Для общения мы используем все тело, а не только рот и уши. Обучение тому, как читать невербальные сигналы, может помочь нам (и молодежи, которой мы служим) развивать эмпатию и понимание, которые помогают нам развивать чувство принадлежности к нашим клубам и группам 4-H.
Что такое невербальные сигналы?
Невербальная коммуникация составляет около того, как произносится слов, и меньше около , какие слов используются. Это включает в себя такие вещи, как тон голоса, высота тона и темп. Он также может включать такие звуки, как зевота, вздохи, аплодисменты и жесты рук. Например, кто-то может говорить в обычном темпе, но вы можете услышать дрожь в его голосе (что может указывать на страх или гнев). Язык тела также является отличным сигналом для общения. Сюда относится не только мимика, но и поза. Инфографика справа представляет собой удобное руководство по изучению невербальных сигналов общения.
Советы по «чтению» невербальных сигналов
- На глаз! Глаза человека говорят о многом. Посмотрите, идет ли речь прямо в глаза или нет. Неспособность установить прямой зрительный контакт может указывать на скуку или даже на обман. Но это также может указывать на застенчивость или неуверенность в себе. В некоторых культурах не смотреть человеку прямо в глаза — это проявление уважения, а в других — признак неуважения, поэтому помните, как культурные различия могут влиять на язык тела. Куда смотрит человек, говорит. Люди часто смотрят вправо, когда используют свое воображение, но смотрят влево, когда вспоминают.
- Выражение лица сложнее обнаружить, потому что большинство людей сосредоточено на его контроле. Улыбается ли человек? Если да, то искренняя ли это улыбка? Саркастическая улыбка? Легкая гримаса перед улыбкой обычно является признаком фальшивой улыбки. Сжатые губы также могут указывать на раздражение, тогда как расслабленный рот говорит о хорошем настроении. Закрытие лица (особенно рта) часто указывает на ложь. Кивок головы обычно означает, что человек заинтересован, как и наклон головы в сторону. Наклон головы назад может означать неуверенность.
- Руки могут слить важную информацию о мыслях и чувствах другого человека. Руки в карманах могут означать нервозность или даже обман. Поддержка головы рукой означает, что человек пытается сосредоточиться на том, что ему говорят. Поддерживать голову обеими руками означает скуку.
- Стойка и осанка дают подсказки об отношении человека. Если ноги человека направлены на вас, значит, он хорошо относится к тому, что вы говорите. Если их ноги или указывают на кого-то другого, это, вероятно, означает, что они предпочли бы поговорить с этим человеком (даже если они ведут разговор с вами). Обратите внимание не только на ноги человека, но и на то, как он держит руки. Скрещенные руки могут указывать на закрытый ум, но скрещенные руки с улыбкой обычно означают, что человек уверен в себе и расслаблен.
Несмотря на то, что эти советы полезны, они не применимы в 100% случаев, и их следует использовать вместе с активным слушанием, чтобы способствовать истинному пониманию и здоровому общению.
Стратегии обучения навыкам невербального общения
Пройди этот 5-минутный тест по невербальному общению!
Придумай!
- Попросите участников за одну минуту записать как можно больше примеров невербального общения.
- Обойдите комнату и попросите людей поделиться своим списком, записывая все примеры. Эту часть можно превратить в соревнование (вдохновленное игрой Scattergories), давая людям возможность получать по одному баллу за каждые уникальный ответ у них есть. (Если никто другой не записал тот же самый невербальный сигнал, они получают очко.) Побеждает человек, набравший наибольшее количество очков после того, как все поделились!
- Просмотрите список и сгруппируйте сигналы по следующим категориям:
- Как произносятся слова (тон, высота тона, темп),
- Язык тела (жесты, мимика, поза),
- Неязыковые звуки (свист, хлопки, вздохи),
- Визуальные подсказки (символы, движения) и
- Тактильные реакции (прикосновения)
Повторить и обсудить. Какой тип кия упоминался чаще всего? Как вы думаете, какие сигналы лучше всего передают информацию? Какие сигналы могут быть неверно истолкованы?
Сила невербального общения
- Попросите участников работать в парах. Один человек в паре будет назначенным говорящим, а другой человек будет общаться только с помощью невербальных сигналов. 2.) Задача: Говорящий будет продолжать говорить (на любую тему) независимо от сигналов, которые другой человек дает в течение двух минут. Тот, кто не говорит, бросает кубик, чтобы определить, какое сообщение он будет передавать с помощью невербальных сигналов. (Если ведущий хочет сохранить прилагательные в секрете от говорящего, он может просто прошептать желаемую реплику или предварительно пометить листы бумаги.)
- 1- Помолвлен – очень заинтересован в том, что говорит спикер!
- 2- Апатичный – ничуть не заинтересован.
- 3- Злой – Совершенно не согласен с тем, что говорит говорящий.
- 4- Отвлекся — Интересует динамик, но действительно нужно в туалет.
- 5- Отвлечен — не очень заинтересован; с нетерпением ожидая звонка, сообщения или электронной почты.
- 6- Усталость – истощение и трудности с концентрацией внимания.
- Через две минуты попросите говорящего угадать, какой невербальный сигнал был сообщен.
- Поменяйтесь ролями и повторите еще две минуты.
- Обсудите и подумайте о влиянии невербальных сигналов на говорящего
Расшифровать сообщение Включите видео, чтобы молодежь могла увидеть примеры невербального общения. Некоторые примеры приведены ниже.
youtube.com/embed/ihKXQbYeV5k?version=3&rel=1&showsearch=0&showinfo=1&iv_load_policy=1&fs=1&hl=en-US&autohide=2&wmode=transparent» allowfullscreen=»true» sandbox=»allow-scripts allow-same-origin allow-popups allow-presentation»>
2. Обсудите возможные интерпретации (начиная с точек зрения участников) и опишите, почему эти интерпретации верны. (Разбейтесь на небольшие группы по 4-5 человек, если аудитория превышает 15 человек. Каждая группа может отчитаться перед большей группой.)
3. Если есть альтернативная интерпретация, ведущий может поделиться ею, чтобы подчеркнуть важность контекст, культура или другое значение в невербальной коммуникации.
- Автор
- Последние сообщения
Хизер Кент
Хизер Кент является региональным специализированным агентом 4-H в Северо-Западном округе расширения.
Последние сообщения Хизер Кент (посмотреть все)
Невербальные сигналы и советы по управлению конфликтами
Невербальное общение и разрешение конфликтов
Наиболее важная информация, которой обмениваются во время конфликтов и споров, часто передается невербально. Невербальная коммуникация передается эмоциональными выражениями лица, позой, жестами, темпом, тоном и интенсивностью голоса.
Самое важное общение без слов
Когда люди расстроены, слова, которые они используют, редко передают проблемы и потребности, лежащие в основе проблемы. Когда мы прислушиваемся к тому, что чувствуем, а также к тому, что говорится, мы более глубоко связываемся со своими собственными потребностями и эмоциями, а также с потребностями и эмоциями других людей. Слушание таким образом также укрепляет нас, информирует нас и облегчает другим возможность услышать нас.
Когда вы находитесь в центре конфликта, пристальное внимание к невербальным сигналам другого человека может помочь вам понять, что он на самом деле говорит. Это позволит вам отреагировать таким образом, чтобы укрепить доверие и добраться до корня проблемы. Спокойный тон голоса, ободряющее прикосновение или заинтересованное или обеспокоенное выражение лица могут значительно облегчить напряженный обмен мнениями.
Типы невербальных сигналов:
выражения лица
Движения тела и поза
Жесты
Взгляд
Touch
Физическое пространство
голос
Ваша способность точно прочитать другое. собственное эмоциональное осознание. Чем больше вы осознаете свои собственные эмоции, тем легче вам будет улавливать бессловесные подсказки, раскрывающие чувства других.
Советы по управлению и разрешению конфликтов
Управление конфликтами и их разрешение требуют умения быстро снижать уровень стресса и приводить свои эмоции в равновесие. Вы можете обеспечить максимально позитивный процесс, придерживаясь следующих рекомендаций:
Слушайте то, что вы чувствуете, а также говорите. Когда мы слушаем, мы глубже связываемся со своими собственными потребностями и эмоциями, а также с потребностями и эмоциями других людей. Умение слушать также укрепляет нас, информирует нас и помогает другим услышать нас, когда приходит наша очередь говорить.
Сделать разрешение конфликтов приоритетом, а не победой или «быть правым». Поддержание и укрепление отношений, а не «выигрыш» в споре, всегда должно быть вашим главным приоритетом. Уважайте другого человека и его точку зрения.
Сосредоточьтесь на настоящем. Если вы держитесь за обиды, основанные на прошлых обидах, ваша способность видеть реальность текущей ситуации будет нарушена. Вместо того, чтобы смотреть в прошлое и обвинять, сосредоточьтесь на том, что вы можете сделать здесь и сейчас, чтобы решить проблему.