Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Виды и формы мышления: 7.6.Понятие о мышлении. Виды. Формы. Операции.

7.6.Понятие о мышлении. Виды. Формы. Операции.

Мышление в психологии определяют как процесс познавательной деятельности человека, представляющий собой опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Виды мышления выделяют по различным признакам. Основная принятая классификация различает следующие три вида: 1) наглядно-действенное мышление; 2) наглядно-образное мышление; 3) словесно-логическое (или понятийное) мышление. Именно в таком порядке виды мышления развиваются в процессе фило – и онтогенеза.

Наглядно-действенное мышление – это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Решение задачи в его рамках осуществляется в ходе реального, физического преобразования ситуации, в процессе действий с предметами. Путем физического контакта с предметами происходит постижение их свойств. В процессе филогенеза люди решали встающие перед ними задачи сначала именно в рамках практической, предметной деятельности.

Только потом из нее выделилась деятельность теоретическая. Это касается и мышления. Лишь по мере развития практической деятельности теоретическая мыслительная деятельность выделяется как относительно самостоятельная. Аналогичный процесс наблюдается не только в ходе исторического развития человечества, но и в онтогенезе. Формирование мышления у ребенка происходит постепенно. Сначала оно развивается внутри практической деятельности и в большой степени определяется тем, как развивается умение обращаться с предметами.

Следующий вид мышления, появляющийся в онтогенезе, – наглядно-образное мышление. Для этого вида характерна уже опора на образы предметов, на представления об их свойствах. Человек представляет себе ситуацию, представляет изменения, которые хочет получить, и те свойства объектов, которые позволят ему в ходе деятельности прийти к желаемому результату. В этом виде мышления действие с образом предметов и ситуаций предшествует реальным действиям в предметном плане.

Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы. Образ может заключать в себе разностороннее видение предмета. Поэтому данный вид мышления дает более полное представление о свойствах предмета, чем наглядно-действенное мышление.

Переход на понятийную стадию сопряжен с формированием следующего вида мышления – словесно-логического. Оно представляет собой наиболее поздний этап развития мышления в фило – и онтогенезе. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Понятия же формируются на основе языковых средств. Предтечей словесно-логического мышления является внутренняя речь.

Понятие – это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений, их общих и специфических признаков, выраженное словом или группой слов. Понятие представляет собой высший уровень обобщения, присущий только словесно-логическому виду мышления. Понятия бывают конкретные и абстрактные.

Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи. Например, «человек», «осень», «праздник» – конкретные понятия; «истина», «красота», «добро» – понятия абстрактные.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые также всегда имеют словесную форму. Суждение – это установление связей между понятиями о предметах и явлениях или об их свойствах и признаках. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих утверждается что-либо относительно всех объектов некоторой группы, например: «Все реки текут». Частное суждение относится лишь к некоторым из объектов группы: «Некоторые реки являются горными». Единичное суждение касается только одного объекта: «Волга – крупнейшая река в Европе». Суждения могут образовываться двумя способами. Первый – непосредственное выражение воспринятой взаимосвязи понятий. Второй – образование суждения опосредованным путем при помощи

умозаключений. Таким образом, умозаключение – это выведение нового суждения из двух (или более) уже существующих суждений (предпосылок). Наиболее простой формой умозаключения является силлогизм – вывод, сделанный на основе частного и общего суждения. Любой процесс доказательства, например, математической теоремы, представляет собой цепочку силлогизмов, последовательно вытекающих один из другого. Более сложной формой умозаключений являются умозаключения дедуктивные и индуктивные. Дедуктивные – следуют от общих посылок к частному суждению и от частных к единичному. Индуктивные, напротив, из единичных или частных посылок выводят общие суждения. На основе подобных способов рассуждения можно сопоставлять друг с другом те или иные понятия и суждения, которыми пользуется человек в ходе своей мыслительной деятельности. Таким образом, для продуктивного протекания мыслительной деятельности необходимы логические формы мышления. Ими обусловливаются убедительность, непротиворечивость, а, следовательно, и адекватность мышления. Представление о логических формах мышления перешло в психологию из формальной логики. Эта наука также изучает процесс мышления.
Но если предметом формальной логики являются прежде всего структура и результат мышления, то психология исследует мышление как психический процесс, ее интересует, как и почему возникает и развивается та или иная мысль, каким образом этот процесс зависит от индивидуальных особенностей человека, как он связан с другими психическими процессами.

Основные виды и формы мышления в психологии, его определение и понимание

В психологии мышление является одним из ключевых понятий. Определение термина мышления с психологической точки зрения это процесс психической деятельности, отражающий действительность и являющийся наивысшей формой умственной активности человека.

  • Определение термина
  • Основные виды мышления
  • Пралогическое мышление
  • Иная классификация видов мышления
    • Блок 1
    • Блок 2

Определение термина

Психология мышления представляет собой такой процесс отражения объективной (действительной) реальности, так как в ходе мыслительной деятельности образы, действия и предметы отображаются в человеческих мыслях согласно его мировоззрению и ментальности таким образом, что преобразуются из субъективных в объективные.

Смысловое значение этих отображенных образов направляется на разрешение противоречий, существующих в реальности и окружающих человека условий жизни, формируя в его сознании новые цели и планы, способы достижения этих целей, способные продемонстрировать объективную сторону природных и общественных сил, а также его личных возможностей.

Мышление в психологии — это формирование, использование и увеличение, накопленных человеком, знаний и опыта, реализуемое только в такой ситуации, когда оно направляется на решение определенного рода противоречий, которые существуют исключительно в реальном мире и имеют объективную форму осмысления. В процессе формирования мышления ключевую роль выполняет:

  • понимание разных людей друг друга;
  • средств и объектов совместно выполняемой ими какой-либо деятельности.

Основные виды мышления

Существует несколько типов классификаций мышления, виды же этого процесса, представленные в данной статье являются общепринятыми.

Согласно этой классификации мыслительные процессы бывают нескольких видов, а именно:

  • Абстрактное — это такое мышление, при котором применению каких-либо понятий сопутствует их символизация;
  • Логическое — такой вид осмысления, во время которого применяются правила логики, различные логические конструкции и таблицы, а также готовые понятия. Исходя из вышеперечисленных определений, можно утверждать, что абстрактно-логическое мышление — это своеобразная форма мышления, суть которого строиться на применении символики и понятий, а также логических конструкций;
  • Дивергентное — особая форма мыслительного процесса, предполагающая, что при ответе на один и тот же ответ может существовать неограниченное количество различных ответов, обладающих равной долей правоты и верности. Конвергентное (консервативное, ригидное) мышление же мышление отличается тем, что подразумевает единственно верное решение той или иной задачи;
  • Наглядно-действенное — это особый тип мышления, заключающееся в осуществленной на практике с реально существующими предметами преобразующей деятельности. Наглядно-образное — тип мыслительного процесса, отличающееся от наглядно-действенного тем, что преобразовательная деятельность происходит не с реальными, а с образными предметами. Образное мышление — в ходе этого мыслительного процесса деятельность осуществляется только с образами, при этом образная логика превалирует;
  • Практическое — это форма мышления, направленная переосмысление действительности, находящейся вокруг человека, путем установки определенной цели, формирования планов, активно воспринимая и манипулируя при этом реально существующими предметами;
  • Теоретическое — это мыслительный процесс, отличительной чертой которого является его направленность на открытие законов, правил и свойственных характеристик того или иного объекта. При этом мыслительном процессе производится не только умственные операции с понятиями теоретического характера, но и сам путь, позволяющий применять эти теоретические понятия в ситуации, требующей их использование. В качестве примера подобного вида мышления можно назвать фундаментальные научные труды и монографии;
  • Творческий тип — это мыслительный процесс, которому свойственно созидание субъективно нового, ранее никем не созданного, продукта и какие-то новшества, возникшие в процессе созидания и познания этого нового продукта. Новшества, созданные в ходе этой мыслительной деятельности, относятся к мотивации, целенаправленности, оцениванию и осмыслению. Творческое мышление, которое не похоже на процесс использования ранее известных знаний и навыков, принято именовать репродуктивным;
  • Критический тип мышления-психология подразумевает под этим типом мышления умственную проверку возможных вариантов решения поставленной задачи с целью определения их совместимости и области вероятного использования;
  • Вербально-логическое — одна из форм мыслительного процесса, в котором используются понятия и конструкции логики. Существование этого типа мыслительной деятельности осуществляется при помощи языковых приспособлений, оно представляет собой заключительный этап становления мышления с точки зрения его истории и онтогенетики. В его структурном составе развиваются и используются разнообразные обобщения и их виды;
  • Пространственная форма — это совокупность мыслительных, оперативно-последовательных, преобразований пространственного типа и симультанного, образного представления об объекте, использующего все его разнообразие и способность к изменению его качеств, непрерывное видоизменение предоставленных мыслительных планов;
  • Интуитивное — это один из многих видов мышления, характерными особенностями которого является быстрота его осуществления, отсутствие наличия структуры и этапности, а также слабая осознанность этого процесса;
  • Реалистическое, аутическое мышление. Два противоположных типа мышления, суть последнего из которых заключается в том, что человек уходит от реальности в мир своих внутренних переживаний и фантазий;
  • Также существует произвольное мышление и его антипод — непроизвольное.

Пралогическое мышление

Об этом типе мыслительного процесса в психологии стоит сказать отдельно. Это понятие было введено Л.Леви-Брюлемем, данным термином он решил обозначать ранний этап формирования мыслительной деятельности, когда развитие ключевых законов его логики еще не завершилось до конца, однако присутствие причинно-следственных связей уже завершено, но существование их происходит еще в форме мистификации.

Мыслительные явления соотносятся по причинно-следственному признаку в тех случаях, когда они совпадают по временному показателю. Партиципация или сопричастность данных явлений, пересекающихся во временном и пространственном спектре, служит базой для разъяснения большей части рассматриваемых событий, которые происходят с человеком. Во время этого процесса человек выступает в тесной взаимосвязи с природной средой в первую очередь с миром животных.

Во время пралогического мыслительного процесса все ситуации, природные и общественные, осознаются мыслителем в форме процессов, которые осуществляются при сильном влиянии и противодействии, сопротивлении невидимых сил, так называемого, магического мировоззрения. Французский философ рубежа XIX-XX вв. Леви-Брюль не соотносил пралогическое мышление только с начальными этапами общественного развития, напротив, он допускал, что некоторые составные части этого мышления встречаются и в более поздние исторические периоды становления человеческого социума в виде суеверий, различного рода поверий и предсказаний, а также в виде ревности, страха и так далее. Все эти элементы основываются на парципационных процессах, а не на логических умозаключениях.

Иная классификация видов мышления

Для удобства восприятия и осмысления этой классификации поделим ее на два блока видов.

Блок 1

Мышление без-образное — это такой вид мышления, который «свободен» от элементов чувственности (образы восприятия и представления). В ходе этого мыслительного процесса осознавание значения вербальных сигналов осуществляется без формирования в сознании какого-либо образа или представления.

Визуальное характеризуется двумя наиболее точно описывающими это явление определениями:

  • Это интеллектуальный метод решения тех или иных задач, опирающийся на визуальные образы, заложенные глубоко внутри сознания;
  • Разновидность творческого мыслительного процесса, порождающая в ходе своей активности новые образы. При этом создаются новые формы визуализации, внутри которых передается конкретная смысловая нагрузка, а значения и смысл становится видимым.

Дискурсивное — это мышление, основанное на речевых способностях человека, оно опосредованно, накопленным ранее, опытом человека. Его можно объяснить как словесно-логическое или вербально-логическое, а также как абстрактно-понятийное мышление. Может выступать в качестве логического рассуждения, где каждая новая мысль отталкивается от мысли более ранней, создавая, таким образом, цепочку размышлений. Более применимо это не к психологии или философии, а к науке логики.

Комплексное — этот тип мышления применим как к ребенку, так и ко взрослому. Отличительной чертой является процесс осуществления каких-либо обобщений эмпирического характера, основанных на соотношении между предметами, которые открываются в умственном восприятии.

Наглядно-действенный тип — этот мыслительный вид выделяется не типом постановки задачи, а процессом и методом ее решения. Ответ на тот или иной вопрос обнаруживается за счет наблюдения за реально существующими объектами, их взаимодействием и осуществлением материальных изменений, в ходе которых участвует субъект мыслительного процесса.

Наглядно-образное — это такой вид мыслительной деятельности, реализующаяся на базе образных преобразований восприятия в представление, следующего затем изменения и обобщения представляющегося содержания объектов, которые формируют отображение действительности в виде концептуальных образов.

Блок 2

Образное — познавательная деятельность, которая направлена на отображение существующих характеристик объектов или предметов, а также их структурной взаимосвязи.

Практическое — мыслительный процесс, происходящий во время деятельности, осуществляемой на практике. Это является основным отличием от мышления теоретического, которое направляется на нахождение ответа задач, имеющих отвлеченное, т. е. теоретическое происхождение.

Продуктивное — по сути, это то же самое, что и «творческое мышление». Оно связано с нахождением ответа на новые, несвойственные субъекту умственные задачи и проблемы. При этом самой трудной и сложноразрешимой задачей для человека считается познание самого себя, своей сути и предназначения.

Теоретическое — главными составляющими частями можно считать различные содержательные абстракции, обобщенные понятия, процесс анализа и планирования, рефлексию. Активному развитию данного типа мыслительной деятельности способствует познавательный (учебный) процесс.

Технократическое — это мировоззренческий или ментальный мыслительный процесс, отличающийся превосходством средств над целями, цели же, в свою очередь, главенствуют над смыслом и общесоциальными интересами, смысл превалирует над бытием и современной мировой действительностью, техника (психотехника) стоит выше человека и его ценностей.

В этом типе осмысления в психологии рассудок превыше разума и мудрости. Отсутствуют незыблемые категории нравственного поведения, совести, человеческого достоинства и переживаний. Основная отличительная черта технократического мышления — это представление человека как обучаемого элемента запрограммированной системы, объекта различного рода манипуляций. Человек не считается личностью, способной не только к самостоятельной деятельности, но и свободному восприятию возможностей и направлений своей деятельности.

4 типа навыков критического мышления

Навыки критического мышления — это умственный процесс, связанный с обработкой информации. Они помогают нам с решением проблем, принятием решений и критическим мышлением.

Существует четыре типа «навыков мышления»: конвергентное или аналитическое мышление, дивергентное мышление, критическое мышление и творческое мышление. Мы используем эти навыки, чтобы понимать окружающий мир, критически мыслить, решать проблемы, делать логический выбор и развивать собственные ценности и убеждения.

4 типа навыков мышления

Четыре типа навыков мышления:

1. Конвергентное аналитическое мышление

Конвергентное мышление — это процесс поиска наилучшего ответа на вопрос с использованием нашей памяти, ресурсов вокруг нас, или логика.

Этот навык мышления не требует значительных творческих способностей или стратегий нестандартного мышления. Это не лучший вариант для решения сложных задач или задач, требующих нестандартного мышления. Вместо этого он использует очень простые мыслительные процессы. Конвергентному мыслителю просто нужно применить уже установленные процедуры и вызвать память, чтобы получить «правильный» ответ.

Конвергентное мышление очень часто используется для стандартизированных тестов с множественным выбором. Такого рода тесты просто оценивают наши знания и способность применять знания в простых и логических ситуациях.

Ключевые элементы, необходимые для квалифицированного конвергентного мышления: скорость, точность и логика.

2. Дивергентное мышление

Дивергентное мышление является полной противоположностью конвергентному мышлению. Это включает в себя поиск решений, путей продвижения вперед или новых идей, когда нет единственно правильного ответа.

Такие вопросы, как «Должен ли я учиться на врача или юриста?» может не иметь простого ответа. Вы можете быть хороши в обоих, и оба варианта могут принести вам счастье и хорошую жизнь. Итак, какой вариант выбрать?

Чтобы придумать решения вопросов без четких ответов, нужно разбить возможности и проанализировать каждую часть. Вы можете создать список плюсов и минусов, диаграмму Венна или таблицу, чтобы изложить свои варианты и рассмотреть каждый из них по очереди.

Мы часто поощряем нестандартное мышление с самого раннего возраста. Например, мы поощряем детей играть или просто «быть игривыми», чтобы решать проблемы и узнавать, насколько их мир сложен и полон возможностей.

3. Навыки критического мышления

Навыки критического мышления включают анализ чего-либо с целью формирования суждения об этом.

Критически мыслящий человек не принимает предположения по теме как должное. Вместо этого критическое мышление включает в себя «критику» того, что вы просматриваете, используя имеющиеся у вас интеллектуальные знания.

Люди, которые мыслят критически, могут использовать три процесса для развития критического понимания темы: дедукция, индукция и абдукция.

Дедукция включает в себя навыки критического мышления, которые включают в себя умение делать выводы на основе имеющихся фактов. У вас есть все доступные вам факты, чтобы прийти к четкому и однозначному выводу по теме. Например, врач делает анализы крови, чтобы определить, есть ли у кого-то вирус. Анализы крови оказались положительными, поэтому мы можем сделать вывод, что у вас определенно есть этот вирус. Дедукция — отличный навык, который можно использовать, если вы хотите решать проблемы.

Индукция включает в себя навыки критического мышления, которые включают в себя выводы, основанные на обобщении. У вас нет под рукой всей точной информации. Однако вы мыслите критически и осознаете, что знаете закономерности, подсказки и методологию, которые могут помочь вам найти ответ. Например, вы пришли к врачу с высокой температурой, чиханием и кашлем. Врач не проводит анализы, но они предполагают, что у вас, вероятно, грипп, потому что ваши симптомы характерны для больного гриппом.

Похищение включает в себя навыки критического мышления, которые включают в себя приход к выводу, который является наиболее вероятным или логическим, основанным на небольшом количестве имеющихся у вас знаний. Вы не можете быть уверены в ответе, но можете критически подумать и сделать обоснованное предположение. Например, вы можете увидеть, что кошка находится на крыше. Наиболее логичен ответ, что кошка забралась туда, забравшись на соседнее дерево и спрыгнув с него на крышу, но нельзя быть уверенным.

Узнайте больше о других примерах критического мышления в нашей полной статье.

4.

Креативное мышление

Креативное мышление предполагает обдумывание темы необычными, нетрадиционными и альтернативными способами для создания новых идей по уже существующей теме. Творческий мыслитель попытается рассмотреть проблему с точки зрения, которая раньше не использовалась.

Хотя творческое мышление может показаться нелогичным, на самом деле оно является великим двигателем человеческого развития. Творческие мыслители выявляют пробелы на рынке или новые, более простые, быстрые и лучшие способы ведения дел. Когда творческий мыслитель придумывает отличный новый подход к проблеме, его новый метод может стать новой ортодоксальностью.

Получить PDF-файл этой статьи для класса

Доступ к этой статье в формате pdf только для подписчиков .

Когда я закончил среднюю школу, я перестал думать математически . Я перестал использовать исчисление, тригонометрию, геометрию и т. д. в своей повседневной жизни. Десять лет спустя мои навыки критического мышления, связанные с математикой, очень плохи.

Напротив, за десять лет после окончания средней школы я сохранил чтения и письма. Я намного лучше разбираюсь в этих навыках творческого и критического мышления, чем в старшей школе. Это потому, что я продолжал регулярно тренировать эти аспекты навыков творческого и критического мышления.

Некоторые способы поддерживать нейронные связи вашего мозга и поддерживать сильные навыки критического мышления включают:

  • Ежедневное выполнение викторин Судоку
  • Разгадывать кроссворды ежедневно
  • Чтение книги в месяц
  • Регулярное выполнение математических тестов
  • Прохождение курсов в общественном колледже
  • Использование приложений для упражнений для мозга, ориентированных на критическое мышление

Как улучшить свои навыки критического мышления

Чтобы улучшить свои навыки критического мышления, вам нужно не только поддерживать свой ум.

Вы не можете просто делать одно и то же изо дня в день и ожидать улучшения. Критически мыслящие люди всегда работают над самосовершенствованием.

Вместо этого вам нужно тренировать новые части вашего мозга, регулярно занимаясь и создавая в уме новые нейронные связи. Это подчеркивает важность обучения критическому мышлению.

Всегда нужно думать о новых и сложных для понимания вещах.

То, чему ты учишься, должно быть трудным. Именно благодаря трудностям и дискомфорту мышления вы улучшаете свое критическое мышление и навыки решения проблем. Это как в спортзале: ни боли, ни результата.

Некоторые способы улучшить свои навыки критического мышления включают:

  • Прохождение курсов колледжа (или одного из этих вариантов) по темам, которые вы считаете очень трудными
  • Занятия в онлайн-школе
  • Обучение с использованием новых стратегий обучения, которые доставляют вам дискомфорт
  • Новые и разнообразные увлечения

Чем больше вы думаете, тем лучше вы станете мыслить критически. Вы станете быстрее, креативнее и в целом лучше мыслите, если будете практиковаться и пробовать новые стратегии.

Инструменты, которые помогут вам мыслить лучше

Есть также некоторые инструменты, которые мы называем когнитивными инструментами, которые помогут вам развить навыки критического мышления. Эти инструменты не думают за вас, но они помогают вам стать хорошим критическим мыслителем.

Инструменты мышления могут помочь критически мыслящим людям:

  • Помощь в структурировании мыслей
  • Предоставление вам чертежа или основы для поиска новых точек зрения для подхода к теме
  • Предоставление подсказок для продвижения вашего мышления

Некоторые инструменты, которые могут улучшить ваши мыслительные навыки, включают:

1. Карта разума для мозгового штурма

Карта разума для мозгового штурма может быть сделана с помощью простого листа бумаги. Просто напишите тему в верхней части листа бумаги и нацарапайте все ключевые вещи, о которых вы можете подумать, на бумаге. В процессе мозгового штурма никакие идеи не являются плохими идеями. Вы можете использовать критическое мышление, чтобы критиковать и отвергать некоторые из своих идей позже; но сеанс мозгового штурма может помочь вашему мозгу двигаться и тренировать навыки критического мышления.

2. Радарная диаграмма

Радарная (или паукообразная) диаграмма очень похожа на интеллект-карту мозгового штурма, но она также показывает связи между концепциями.

Чтобы создать паутину, напишите тему, о которой вы думаете, в середине листа бумаги.

Когда у вас появится новая идея, напишите ее в середине листа и проведите линию от темы в центре к идее. Если у вас возникнут новые идеи или подидеи, основанные на этой первой ключевой идее, вы можете записать их и провести линию от одной идеи к другой. Всякий раз, когда вы приходите к связанным идеям, вы должны провести линию между ними, чтобы показать их взаимосвязь.

3. Диаграмма процесса

Диаграмма процесса показывает последовательность шагов от вопроса до его логического ответа. Часто на уроках естествознания и математики вам нужно предоставить учителю свою схему процесса, чтобы показать, как вы пришли к своим выводам. Вы можете услышать, как ваш учитель говорит вам «показать свои навыки критического мышления»!

4. Электронная таблица

Даже простая электронная таблица в Excel или Google Sheets может помочь вашему критическому мышлению. Это поможет вам сложить идеи в удобную для чтения таблицу, чтобы вы могли отслеживать свои мысли, свои процессы и свои различные категории. Разбивка идей по столбцам и строкам может помочь вам определить новые закономерности в данных.

5. Список плюсов и минусов

Простой список плюсов и минусов поможет вам перенести свои идеи из головы на бумагу. Как только это будет на бумаге, вы сможете систематически просматривать список и напрямую сравнивать плюсы и минусы друг с другом. Сделав это, вы, возможно, лучше поймете, к каким выводам следует прийти.

6. Шесть шляп мышления Де Боно

Еще одна стратегия развития ваших мыслительных способностей — использование Шести шляп мышления Де Боно. Это шесть метафорических «шляп», которые вы можете надеть. Каждая шляпа представляет другой способ взглянуть на тему. Когда вы «надеваете шляпу», вы должны думать с точки зрения шляпы. Эти шляпы отлично подходят для вашего критического мышления.

Шесть шляп:

  • Красная шляпа: Подумайте о своих чувствах, эмоциях и догадках по теме
  • Белая шляпа: Подумайте об имеющейся у вас информации и о том, что она может рассказать по теме
  • Желтая шляпа: Подумайте о преимуществах и ценности ситуации, о которой вы думаете.
  • Черная шляпа: Подумайте о рисках, трудностях и проблемах, которые может вызвать ситуация, о которой вы думаете.
  • Зеленая шляпа: Подумайте об альтернативах и творческих подходах, которые вы можете применить к теме.
  • Синяя шляпа: Подумайте о процессах, которые вы можете использовать, и о том, как логически управлять ситуацией.

Связано: 5 типов навыков

Заключительные мысли

Навыки мышления необходимы для решения проблем, принятия решений и критического мышления. Они помогают вам лучше выполнять свою работу, принимать разумные решения и улучшать собственную жизнь. Вы можете классифицировать свои мыслительные способности на: конвергентное мышление, дивергентное мышление, критическое мышление и творческие навыки. Вы также можете использовать такие стратегии, как «мыслительные шляпы» Де Боно, список «за» и «против» или диаграмму процесса, чтобы помочь себе думать.

Следите за тем, чтобы ваш ум был активным, пробуйте новые вещи и выполняйте тесты, чтобы поддерживать свои мыслительные способности на протяжении всей жизни.

Крис Дрю (доктор философии)

Веб-сайт | + сообщения

Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».

3.1 Типы мышления – Успех в колледже

Цели обучения

  1. Понимать, что существуют разные типы мышления.
  2. Определите, как каждый тип мышления способствует обучению.

Так что же представляют собой различные типы мыслительных навыков и что мы делаем, когда применяем их? В 1950-х годах Бенджамин Блум разработал классификацию навыков мышления, которая до сих пор полезна; она известна как таксономия Блума. Он перечисляет шесть типов навыков мышления, ранжированных в порядке сложности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Рисунок 3.2 «Типы навыков мышления» описывает каждый навык и то, что связано с этим типом мышления, обновленный Лорином Андерсоном и Дэвидом Кротволем.

Думая все еще Что это включает в себя
1. Запоминание и припоминание Извлечение или повторение информации или идей из памяти. Это первый и самый базовый навык мышления, который вы развиваете (начиная с раннего возраста с изучения цифр, букв и цветов).
2. Понимание Интерпретация, построение значения, вывод или объяснение материала из письменных, устных или графических источников. Чтение является наиболее распространенным навыком понимания; эти навыки развиваются, начиная с раннего образования.
3. Применение Использование изученного материала или применение материала в новых ситуациях. Этот навык обычно используется, начиная со средней школы (в некоторых случаях раньше).
4. Анализ Разбивка материала или концепций на ключевые элементы и определение того, как части соотносятся друг с другом или с общей структурой или целью. Умственные действия, включенные в этот навык, включают изучение, противопоставление или дифференциацию, разделение, категоризацию, экспериментирование и вывод. Скорее всего, вы начали развивать этот навык в старшей школе (особенно на курсах естественных наук) и будете продолжать практиковать его в колледже.
5. Оценка Оценка, вынесение суждений и выводов на основе идей, информации или данных. Критика ценности и полезности материала. Этот навык охватывает большую часть того, что обычно называют критическим мышлением; этот навык будет часто применяться во время обучения в колледже и после него. Критическое мышление является первой темой этой главы.
6. Создание Соединение частей или реорганизация их новым способом, формой или продуктом. Этот процесс является наиболее сложной психической функцией. Этот навык поможет вам выделиться в колледже и пользуется большим спросом на рынке труда. Креативное мышление — вторая тема этой главы.

Все эти мыслительные навыки важны для работы в колледже (а также для жизни в «реальном мире»). Вероятно, у вас уже есть большой опыт работы с навыками мышления более низкого уровня (желтая секция). Навыки среднего уровня — это навыки, с которыми вы будете много практиковаться в колледже, и, возможно, вы уже находитесь на пути к их освоению. Навыки мышления более высокого уровня (красная секция) являются наиболее требовательными, и вам нужно будет приложить целенаправленные усилия для их развития.

В этой книге мы даем советы, которые помогут вам развить мыслительные способности. Вы прочитали о цикле обучения и важности применения ваших знаний. Вы узнаете советы для , запоминая информацию из своих заметок и занятий. Подготовка к уроку требует от вас анализа того, что вы знаете и что вам нужно выучить. Разделы, посвященные аудированию и чтению, помогут вам развить навыки понимания . Ищите эти советы и практикуйте их.

В этой главе мы сосредоточимся на критическом мышлении (оценке) и творческом мышлении. Они заслуживают особого внимания, потому что они, вероятно, будут навыками, с которыми вы будете меньше всего практиковаться. Это навыки, наиболее полезные для успеха в колледже и в «реальной жизни». Креативное мышление поможет найти возможные решения проблем и новые идеи. Критическое мышление поможет вам решить, какие из этих идей наиболее ценны и заслуживают реализации.

Ключевые выводы

  • Мы используем различные типы мыслительных навыков для удовлетворения различных потребностей, и эти навыки классифицируются в таксономии Блума.
  • Вы с детства использовали многие навыки мышления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *