Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Виды мировоззрения философия: Мировоззрение — что это такое? Определение, особенности, принципы

1.Мировоззрение, типы и их специфические черты. Мифология, религия, философия.

1.Мировоззрение, типы и их специфические черты. Мифология, религия, философия.

Мировоззрение – это система взглядов на окружающий мир, свое отношение к нему. На место в нем. Или несколько проще это:

Целостный взгляд на мир и место в нём человека.

Формы мировоззрения, выделенные в истории человечества три=== Мифология , религия Философия

При помощи философии формируется научное мировоззрение человека.

Философское мировоззрение основано на знании (а не на вере или вымысле)

Философское мировоззрение рефлексивно (имеет обращенность мысли на саму себя.

Имеет внутренне единство и систему

Опирается на чёткие понятия и категории. Этим отличается от религиозного и мифологического

Основные стадии эволюции философии как мировоззрения

=Космоцентризм – в основе лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил Космоса. Все зависит от Космоса. Свойственна Древней Греции, Китаю, Индии.

=Теоцентризм – мировоззрение в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой сверхъестественной силы – Бога. (Распространено в Средневековой Европе.)

=Антропоцентризм – в центре стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы

Мифологическое. Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Религиозное. Сущность религиозного типа мировоззрения мыслится через концепцию религии как веры в единого Бога. Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, жизни людей.

Философское. =Философское мировоззрение рассматривает мир с точки зрения его предельных, последних оснований.

=Этот тип мировоззрения вычленяет законы мира — те силы, которые правят миром.

=В основе философского мировоззрения лежит логическая аргументация.

=Формами существования философского мировоззрения являются основные понятия философии, которые называются категориями.

=Мировоззрение может существовать вне философии, но философия обязательно формирует мировоззрение.

=Философия — в переводе «любовь к мудрости», она рассматривает общее основное, предельное в данных явлениях.

=Философия может быть научной и не научной.

=Специфика философского знания состоит в том, что оно элитарное — для некоторых легко, для других трудно.

=Люди увлекаются философией в основном в зрелом возрасте.

Основные мировоззренческие принципы

В основе типологии мировоззрений лежит вопрос о существовании Бога и вопрос об отношении Бога и мира.

Атеизм. Отрицание существования, отказ верить в какие-либо сверхъестественные силы, например, бога, богов, духов, других внематериальных существ, а также связанное с этим отрицание религии]. С точки зрения последовательного атеизма первоначалом мира является материя, из чего следует, что единственным источником всякого знания является чувственный опыт — сенсуализм. Последовательное же развитие сенсуализма приводит к скептицизму.

Скептицизм. Философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. В основе этой позиции лежит сенсуализм-теория познания, основанная на допущении, что единственным источником всех знаний о мире является чувственный опыт. В этом случае критерием истины является мнение отдельно взятого индивида. Поскольку познавательные способности и опыт отдельного взятого человека ограничены, то сенсуалисты приходят к выводу о невозможности определённого суждения о том, что выходит за грани его индивидуального опыта. Обращаясь к проблеме человека, скептицизм неизбежно приходит к отрицанию смысла человеческой жизни. Поэтому субъект волен сам придумывать для себя смысл и соответственно своим соображениям определять жизненные цели, которые, на практике, заключаются в достижении различных удовольствий.

Пантеизм. Вера в существование безличностного одушевлённого первоначала мира, которое является основой мироздания, в частности, порождает мир. С этой точки зрения мироздание трактуется как одушевлённая система, организм. Исходной точкой пантеистической философии может быть как онтология (Пифагор, натурфилософы), так и гносеология (Платон, Аристотель). С точки зрения пантеизма адекватными методами исследования физического мира являются наблюдение и индукция, а в области идеальной реальности-интеллектуальная интуиция и дедукция. Помимо названных способов познавательной деятельности в пантеизме рассматривается мистический путь познания или мистическая интуиция, предметом которого является духовный мир. Мифологическое мировоззрение основано на пантеизме.

Креационизм. Вера в существование Бога как первопричины мира. Из креационного принципа следует, что природа мира отлична от природы Творца. Человек в соответствии с Библейским откровением создан по образу и подобию Бога и в силу этого способен познавать законы природы.

Мировоззрение и его типы реферат 2013 по философии | Сочинения Философия

Скачай Мировоззрение и его типы реферат 2013 по философии и еще Сочинения в формате PDF Философия только на Docsity! Содержание 1 Введение……………………………………………………………………………………….. 3 2 1.Сущность мировоззрения…………………………………………………………….. 4 3 2.Типы мировоззрения……………………………………………………………………. 9 4 Заключение…………………………………………………………………………………… 19 5 Список литературы. ……………………………………………………………………….. 21 Введение Мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношений и взаимосвязи с этой действительностью. Мировоззрение представляет собой способ духовно-практического освоения реальности, поскольку оно не сводится только к содержанию мировоззренческих представлений, а функционирует как форма осознания человеком своего положения в мире, включает убеждения и ценности, регулирующие важнейшие типы его жизнедеятельности и поведения. Существуют различные классификации форм и типов мировоззрения. В зависимости от субъекта-носителя мировоззрения выделяют личностную форму его объективации, мировоззрение класса, социальной группы, общества в целом или определённой исторической эпохи. По параметру полноты и системности представлений о реальности, их достоверности и обоснованности можно говорить: а) о нетеоретическом мировоззрении, формами которого выступают обыденные или стихийные воззрения на мир, мифологическое и религиозное мировоззрение; б) о философско-теоретическом мировоззрении; в) о научном мировоззрении. Наиболее разработанной и существенно важной с точки зрения генезиса философии классификацией является историческая типология мировоззрений. В ней выделяют следующие его типы: мифологическое, религиозное, философское. знание о мире и человеке, происходит осмысление ценностей человеческой жизни (нравственных, эстетических, социально-политических и т.д.). Таким образом, в мировоззрении посредством различных форм отражения раскрывается вся совокупность отношений «человек – мир», которые называются духовно-практическими. Иногда их подразделяют на духовные и практические. При таком подходе онтологическое и праксеологическое отношения признаются отражением практических отношений, гносеологическое и аксиологическое отношения — духовных. Однако провести четкую грань в отношениях «человек – мир» и определить их как сугубо практические и духовные можно лишь при больших допущениях, т.е. разделении, например, познания и практики на самостоятельные, автономные, существенно не взаимосвязанные друг с другом реальности. По своей природе духовное и практическое – это два неразрывных момента человеческого бытия. С одной стороны, практическая деятельность человека (преобразование природы, человека человеком) основывается на познании и осознанной деятельности (целеполагании, самосознании), т.е. духовном освоении человеком действительности. С другой стороны, сознание (знания и ценности) как духовное освоение действительности возникает и развивается в процессе производственной и общественно-исторической деятельности. Итак, мировоззрение как отражение человеческого бытия в мире является формой общественного самосознания человека и духовно-практическим его освоением. Духовно-практическим, поскольку аксиологический аспект является доминирующим. Мировоззрение является способом самовыражения человека в мире. Сущность человеческого бытия – это деятельность. В рассмотренных четырех аспектах мировоззрения раскрывается его структура с точки зрения определенных способов человеческой деятельности, типов отношения «человек – мир». Но вместе с тем она может быть рассмотрена через формы отражения и соответствующие им объекты. При таком подходе мировоззрение принято структурировать, делить на обыденное и теоретическое. Традиционно они называются уровнями мировоззрения. Если обыденное мировоззрение отражает мир и человеческое бытие на уровне явлений без объяснения их сущности, причин, то теоретическое мировоззрение объясняет их на основе знания причин и закономерностей. Если обыденное мировоззрение отражает мир посредством чувств, настроений, образов, эмоций, представлений, то теоретическое мировоззрение основывается на таких формах отражения, как понятия, концепции, теории, гипотезы. Зачастую в философской литературе обыденное мировоззрение называется мироощущением, которое определяется как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, а теоретическое – как миропонимание. На этом уровне отражения создается концептуально оформленная модель мировоззрения. В структурном отношении теоретический уровень мировоззрения характеризуется логической стройностью и оформленностью. Теоретически оформленное мировоззрение содержит в качестве необходимых компонентов развитое самосознание, навыки аналитического мышления, а также момент сомнения. Для него характерно критическое отношение как к содержанию самого мировоззрения, так и к его практической реализации. Данный уровень мировоззренческих представлений становится основой для формирования убеждений. В теоретическом мировоззрении отражается, как правило, не повседневная жизнь человека во всей ее уникальности, подвижности, а то, что присуще определенным социально- историческим пластам и историческим типам культуры. Различие между социальными субъектами как носителями мировоззрения проявляется в двух его структурных образованиях — индивидуальное и массовое мировоззрение. Индивидуальное мировоззрение отражает специфически неповторимые черты человеческой личности, особенности ее существования. В массовом мировоззрении отображается то, что свойственно жизнедеятельности группы людей. Массовое мировоззрение как бы отсекает все, что отличает мировоззрение одного человека от мировоззрения другого, и оставляет только общие черты. Массовое и индивидуальное мировоззрения находятся в диалектическом единстве. Массовое мировоззрение проявляется через индивидуальное мировоззрение, которое существует только в связи с массовым мировоззрением. В зависимости от видов отражения, каждый из которых проявляется в мировоззрении в особых формах, выделяют основные компоненты мировоззрения. Наиболее важным из них, составляющим основу всякого мировоззрения, является его познавательный компонент — картина мира. Выступая в качестве универсального носителя интегрированного знания о мире, она отражает его в единстве и целостности. Универсальная картина мира является той основой, на которой формируются другие компоненты мировоззрения. Одно из важнейших мест среди них занимает общественный идеал, представляющий собой мировоззренческую форму целеполагающего отражения действительности, в процессе которого осуществляется духовное реконструирование, преобразование предмета или явления в такие формы, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям человека. Общественный идеал не только выполняет целеполагающую функцию, но и служит высшим критерием ценностного отношения человека к миру и самому себе. Компонент мировоззрения, в котором предмет выражается не через систему понятий (картина мира) или идеальных представлений и образов (идеал), а через иерархию ценностей, называют аксиологическим (ценностным). Следующим, нормативно-регулятивным компонентом мировоззрения является совокупность общественных принципов деятельности, определяющих сознательное практическое и теоретическое отношение человека к миру и самому себе. Наконец, в структуре мировоззрения выделяют и побудительно- мотивационный компонент, который является необходимым связующим звеном между духовным и практическим освоением действительности, ибо до тех пор, пока определенные знания, оценки, цели, принципы деятельности не связаны с эволюционировать вслед за изменениями материальной жизни людей родового общества и самого этого общества. Его основными историческими формами являются тотемизм, культ предков и анимизм. Тотемизм был мировоззрением рода. В нем нашла фантастическое отражение прежде всего индивидуально-родовая зависимость человека от основных объектов охоты и собирательства, которые воспринимаются здесь через призму этой зависимости и поэтому наделяются несвойственными им чертами. Сначала возникают представления о тотеме — животном. Осознание внутриродовых отношений как связей между людьми, обусловленных их общим происхождением, рождает представление о тотеме-предке, который сперва мыслился, по-видимому, в образе животного, но позднее ему начали присваивать внешние антропоморфные черты, в результате чего возникают образы человекоживотных мифических существ. Это свидетельствовало о том, что человек еще не полностью выделился из природы и не осознал своего качественного отличия от нее. Когда это происходит, на смену мировоззрению рода — тотемизму — приходит мировоззрение племени, в котором находит фантастическое отражение господство над человеком природных сил и стихии. Центральными образами в мифологии этого периода становятся представления об антропоморфных богах, олицетворяющих различные силы и стихии природы. Становление личности и ее постепенное выделение из родовой организации приводят в мифологии к индивидуализации богов. В этот период наряду с силами природы олицетворяются социальные силы, которые начинают властвовать над человеком еще в большей степени, чем природные стихии. Представление об универсальной родственной связи сменяется представлением о господствующей в мире духовно-волевой связи. Эпоха разложения родового строя порождает представление о душе, о существовании души и тела, в результате чего возникает переходная от мифологии к религии форма — анимизм. Таким образом, мифология — это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. Мифология синтезировала в себе различные функции мировоззрения. Однако они были еще недостаточно развиты. В них в основном преобладали нормативно-регулятивная и оценочная функции. Все происходящее в мифах приобретало значение своеобразного образа для воспроизведения. Наряду с повествованием о событиях, важных для людей, их настоящем и будущем, утверждалась принятая в обществе система правил и ценностей. Это было своеобразное моделирование человеческого поведения в определенных условиях. Мифы служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народа. При этом запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления, которые помогали ориентироваться в окружающем мире. Итальянский философ Д. Вико (1668-1744) остроумно назвал мифы первым изданием умственного словаря человечества. Постигая мифы своего народа, человек соотносил свой личный опыт с опытом коллектива. Мифы в условиях своей бесписьменной эпохи были своеобразной «живой памятью», сохранявшей всю совокупность знаний, умений, опыта, накопленных поколениями людей. Утратив свое господствующее положение, мифология продолжала играть особую роль в более поздние периоды в жизни общества, сохранившись в наибольшей степени в сфере художественного освоения действительности. Большое влияние оказали мифологические представления на развитие различных областей культуры — литературу, изобразительное, хореографическое искусство и др. Поэтому без знания мифологии невозможно как следует понимать живопись, поэзию, музыку. Мифология служит также одним из источников изучения истории. Неслучайно она продолжает привлекать к себе внимание ученых во всем мире. Вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религиозное мировоззрение обладало многими общими чертами с предшествующим ему мифологическим мировоззрением, но имело и свои особенности. Прежде всего, религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности. Мифологические образы и представления были многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное, художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов литературы и искусства. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию — оценочно- регулятивную. Неотъемлемой чертой религиозных мифов и представлений является их догматизм. Возникнув, религия сохраняет известный запас представлений на протяжении нескольких веков. Религиозные образы многозначны: они допускают различные их истолкования, в том числе абсолютно противоположные. Поэтому на основе одной системы религиозных догм складывается всегда множество различных направлений, например в христианстве: католицизм, православие, протестантизм. Еще одной особенностью религиозных образов и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Последний вскрывает смысл образа, но не опровергает и не разрушает его. Эта особенность религиозного образа лежит в основе признания приоритета религиозной веры над разумом. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало — созидающее, творящее, производящее. Следующая особенность религиозно-мировоззренческого способа освоения действительности — универсализация духовно-волевой связи, представление о которой постепенно вытесняет мифологические представления о всеобщей родственной связи. С точки зрения религиозного мировоззрения все накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению письменности. Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, есть самопостижение. Если человек хочет понять смысл своей жизни, он обращается не к научным трактатам. Научное знание может многое объяснить ему, но не через это знание он будет двигаться к своим идеалам. Они лежат в другой плоскости. Постижение смысла жизни является сущностной характеристикой философского знания. Философия дает возможность человеку найти себя в безбрежном океане событий, глубоко осознать не только внешний, но и собственный духовный мир, осмыслить, в чем его предназначение в потоке бытия. Никакая другая наука не учит тому, каким надо быть, чтобы быть человеком. Сохранилось представление о том, что древнегреческий мыслитель Пифагор был первым человеком, который назвал себя “философом”, указав при этом, что человеку не следует переоценивать своих возможностей в достижении мудрости, одна любовь к мудрости, стремление к ней соответствует каждому живому существу. И до сих пор мы понимаем под этим древнегреческим словом любовь к мудрости (phileo – люблю, so ph ia — мудрость). С понятием мудрости в древнегреческой философии связывался высший идеал знания и поведения. Нет ни одного значительного философа, который бы не внес свой вклад в осмысление понятия «мудрость». «Под мудростью, — писал Рене Декарт, — понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек: это то знание, которое направляет саму жизнь, служит сохранению здоровья, а также является открытием во всех науках». Гносеологические, этические и экзистенциальные характеристики мудрости, которые образовались исторически, сохраняются в наше время и не могут быть сброшены со счетов. Стремление к интегративному представлению о феномене мудрости обусловило понимание ее как стремления к интеллектуальному постижению сущности мира. Философско-теоретической трансформацией фундаментальной мировоззренческой проблемы является основной вопрос философии, в котором отношение «человек – мир» преобразуется в отношение «дух – тело», «сознание – природа», «мышление – бытие». То или иное решение этого вопроса образует основу философского учения. В истории философии прослеживаются несколько вариантов решения проблемы соотношения материального и духовного, выступающей в качестве первой стороны основного вопроса философии. Однако все они являются либо монистическими (исходящими из признания одного начала мира), либо дуалистическими (исходящими из признания двух начал мира). Да и философский монизм неоднороден. На протяжении существования философского знания он выступал как материализм и как идеализм в двух его разновидностях: объективный и субъективный. Материализм исходит из признания первичности материального начала. Идеализм первичным, определяющим объявляет духовное. Однако идеалисты расходятся в его толковании. Одни считают, что духовное начало, обусловливающее все происходящее в мире явлений, существует в виде человеческого сознания, ощущений, восприятий, представлений. Это — субъективные идеалисты. Другие — это духовное представляют в виде ничейного, так называемого абсолютного сознания, духа, чистой идеи и т. п. Это — объективные идеалисты. Основной вопрос философии включает в себя, помимо вопроса о первичности материального и духовного, также вопрос о познавательном отношении человека к миру. Материалисты рассматривают познание мира как отражение в человеческом сознании независимой от него реальности. Идеалисты же выступают против теории отражения, истолковывают познавательную деятельность то, как комбинирование чувственных данных, то как конструирование объектов познания посредством априорных (доопытных) категорий, то как чисто логический процесс получения новых выводов из имеющихся аксиом и допущений. Должного внимания заслуживает и вопрос о том, как мир устроен, какие существуют связи и отношения между предметами и явлениями, процессами, какие законы характеризуют этот мир с точки зрения движения и развития. Иначе говоря — вопрос об общей структуре мира и состоянии, в котором последний находится. Этот вопрос нашел свое решение в двух основных концепциях — диалектической и метафизической. Диалектика — концепция, согласно которой мир по своей структуре представляет единое целое, где все взаимосвязано и взаимообусловлено, а с точки зрения состояния — он находится в движении, развитии. Согласно метафизике, мир по своей структуре — это совокупность не связанных между собой взаимопереходами предметов, явлений, процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках, как уменьшение и увеличение, как повторение. Решение проблемы общей структуры мира, включающего в себя и человека, и состояние, в котором он находится, представляет собой относительно самостоятельный вопрос. Он может решаться в принципе одинаково при различном подходе к основному вопросу философии. То есть материализм может быть метафизическим и диалектическим. Точно так же и идеализм может быть как метафизическим, так и диалектическим. Следовательно, материализм и идеализм, метафизика и диалектика суть различные способы раскрытия отношения «человек – мир». Это отношение является универсальной проблемой для всех эпох человеческой истории – от возникновения человека и до тех пор, пока не прекратится его существование. Хотя на каждом этапе истории оно наполняется конкретным содержанием и осознается по-разному, осмысление его есть необходимое условие жизнедеятельности общества в его поступательном развитии. Типы и способы философского осмысления мира определяются общими философскими парадигмами (парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования,

Уход за кожей, парфюмерия и подарки для ванны и тела

ЛУЧШИЕ ПРОДАЖИ

  • чистота стала проще

    одноэтапное очищающее средство для лица

    $41.00

    3 унции 8 унций 16 унций 22 унции 32 унции

    добавить в корзину
  • Великая благодать

    Укрепляющая эмульсия для тела Amazing Grace

    45 долларов США

    8 унций 16 унций 24 унции 32 унции

    добавить в корзину
  • Великая благодать

    удивительная благодать 3-в-1 гель для ванны и душа

    $31. 00

    8 унций 16 унций 24 унции 32 унции

    добавить в корзину
  • микродоставка

    отшелушивающее умывание лица

    29,00 долларов США

    4 унции 8 унций 16 унций 32 унции

    добавить в корзину
  • ночь чудотворца против морщин+

    ночной крем, корректирующий морщины

    $70.00

    2 унции

    добавить в корзину
  • Великая благодать

    туалетная вода изумительная грация

    $58.00

    0,5 унции 2 унции 4 унции.

    добавить в корзину
  • чудотворец против морщин+

    увлажняющее средство, корректирующее морщины

    $66.

    00

    0,5 унции 2 унции 4 унции.

    добавить в корзину
  • надежда в банке

    многофункциональное увлажняющее средство с гладким сиянием

    $42.00

    0,5 унции 2 унции 4 унции.

    добавить в корзину
  • микродоставка

    омолаживающий пилинг с витамином С

    $72,00

    2 ШТ. (1 унция каждая) 2 ШТ. (2 унции каждая)

    добавить в корзину
  • чистая благодать

    чистый лосьон для тела благодати

    45 долларов США

    8 унций 16 унций 32 унции

    добавить в корзину

ТОЛЬКО ПРИБЫЛ

  • шампунь, гель для душа и пена для ванн

    набор гелей для душа tinsel tidings (стоимостью 88 долларов)

    $55. 00

    4 шт.

    добавить в корзину
  • Великая благодать

    роскошный набор изумительной грации (стоимостью 146 долларов)

    $84,00

    3 шт.

    добавить в корзину
  • надежда в банке

    увлажнение, гладкость и сияние (стоимость 88 долларов)

    $52.00

    4 шт.

    добавить в корзину
  • Великая благодать

    набор духов Amazing Grace (стоимостью 78 долларов)

    $40.00

    3 шт.

    добавить в корзину
  • шампунь, гель для душа и пена для ванн

    Снежный ангел 3-в-1 гель для ванны и душа

    14,50 долларов США $22. 00

    16 унций

    добавить в корзину
  • Великая благодать

    интенсивная парфюмерная вода удивительной грации

    $71.00

    0,5 унции 2 унции 4 унции.

    добавить в корзину
  • чистота стала проще

    очищающая пенка для очищения пор

    27,00 долларов США

    150 мл. / 5 унций.

    добавить в корзину
  • чистота стала проще

    сыворотка, сужающая поры

    $39.00

    1 унция.

    добавить в корзину

#lovephilosophy

ОТМЕТЬТЕ СВОИ ФОТО ОТМЕЧЕНИЕМ #LOVEPHILOSOPHY И ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К ВЕСЕЛЬЮ

Философия | Определение, системы, области, школы и биографии

Рафаэль: Афинская школа

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Сократ Аристотель Платон Френсис Бэкон Джон Локк
Похожие темы:
этика Западная философия метафизика индийская философия эпистемология

См.

весь связанный контент →

философия (от греческого, посредством латыни, philosophia , «любовь к мудрости») рациональное, абстрактное и методическое рассмотрение реальности в целом или фундаментальных аспектов человеческого существования. и опыт. Философское исследование является центральным элементом интеллектуальной истории многих цивилизаций.

Теме философии посвящен ряд статей. Для обсуждения основных систем восточной философии см. Буддизм; китайская философия; конфуцианство; даосизм; Индуизм; индийская философия; джайнизм; японская философия; Синто; сикхизм.

Биографии основных восточных философов см. Будда; Конфуций; Дай Чжэнь; Хан Фейзи; Лао-цзы; Менций; Мози; Ничирен; Нисида Китаро; Ван Янмин; Сюньцзы; Чжу Си.

За историческое освещение западной философии, см. Западная философия. Для обсуждения философий, связанных с основными религиозными традициями Запада,

см. Христианство: христианская философия; Ислам: исламская философия; Иудаизм: еврейская философия.

Для обсуждения основных западных школ, движений и систем см. атомизм; аналитическая философия; Континентальная философия; деконструкция элеатизма; эмпиризм; экзистенциализм; идеализм; материализм; феноменология; позитивизм; постмодернизм; прагматизм; рационализм; реализм; схоластика; скептицизм; Стоицизм; утилитаризм.

Биографии крупных западных философов и описание связанных с ними течений см. в разделе Аристотель и аристотелизм; Рене Декарт и картезианство; Эпикур и эпикуреизм; Георг Вильгельм Фридрих Гегель и гегельянство; Иммануил Кант и кантианство; Карл Маркс и марксизм; Платон и платонизм; Пифагор и пифагореизм.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Для обсуждения других крупных западных философов, см. Питер Абеляр; Святой Ансельм; Святой Фома Аквинский; Святой Августин; Ноам Хомский; Жак Деррида; Дунс Скот; Мишель Фуко; Юрген Хабермас; Мартин Хайдеггер; Дэвид Хьюм; Уильям Джеймс; Сол Крипке; Готфрид Вильгельм Лейбниц; Джон Локк; Джон Стюарт Милль; Фридрих Ницше; Хилари Патнэм; Жан-Жак Руссо; Бертран Рассел; Жан-Поль Сартр; Сократ; Бенедикт де Спиноза; Бернард Уильямс; Людвиг Витгенштейн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *