Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Виды мышлений у человека: Основные виды мышления человека, их характеристики и особенности

Содержание

Основные виды мышления человека, их характеристики и особенности

Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости!

Одним из самых базовых отличий человека от других живых существ является мышление. Благодаря ему мы можем не только получать информацию из внешнего мира, но и представлять предметы, предвидеть изменение вещей во времени, рождать идеи, решать задачи и многое другое.

Сегодня мы разберем виды мышления человека, поговорим о его свойствах и формах.

Если опираться на определение, которое дает нам Википедия, то мышление – это психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений.

У термина есть масса определений попроще.

Мышление – это познавательная деятельность человека, результатом которой является мысль в виде идеи, смысла или понятия.

В нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций, которая имеет мотив, цель, систему действий и контроль.

Исследовать данный феномен начали еще в античные времена. Философы и ученые рассматривали его не с точки зрения психологии, а с позиции философии и логики. Многие философы называли мышление сущностным свойством человека. Это ярко демонстрирует известное изречение Декарта: “Я мыслю, значит, я существую”.

Этот процесс связан с функционированием мозга. Однако способность человека мыслить тем или иным образом возникает в процессе жизненного опыта, культуры, норм языка, логики и других факторов.

Стадии развития мышления можно посмотреть в таблице.

Свойства

Человек воспринимает окружающую действительность исходя из своего мышления. А оно у каждого свое. Именно поэтому на одинаковые вещи мы все смотрим по-разному. Но всех людей объединяют определенные свойства мышления.

В психологии их выделяют несколько:

  1. Целенаправленность. Каждый мыслительный процесс имеет свою конечную цель.
  2. Логичность. Вопреки популярным шуткам и анекдотам, у женщин тоже есть логика, только она неразрывно сопряжена с чувствами.
  3. Развитость. Неразвитым мышлением обладают только дети в неосознанном возрасте и люди с психическими отклонениями.
  4. Способность к формированию понятий. Все мы можем охарактеризовать предмет или явление, сравнить его с аналогичными и т. п.
  5. Субъективность. Как мы уже выяснили, каждый мыслит по-своему. Объективности препятствуют наши чувства, пережитый опыт, менталитет и прочее. Но нельзя сказать, что кто-то мыслит правильно, а кто-то нет. У каждого своя правда.
  6. Линейность во времени. Одни устремляют свое внимание в будущее, другие размышляют о прошлом. Но все пытаются найти решение сложившейся ситуации.
Формы

У мышления есть три основные формы:

  1. Понятие.  Представляет собой мысль, которая отражает наиболее существенные, общие и отличительные признаки различных предметов и явлений. Понятие возникает как результат познавательной деятельности мозга, т. е. мышления.
  2. Суждение. Это мысль, которая содержит в себе утверждение или отрицание чего-либо о предмете, его свойствах или связях между несколькими предметами. Последовательная логическая связь нескольких суждений помогает нам решать разные задачи, находить ответы на вопросы. Такая последовательность называется рассуждением.
  3. Умозаключение – это итог цепочки суждений, т. е. тот самый ответ на вопрос, который мы ищем, выстраивая свои рассуждения. Умозаключение дает нам новое знание и понимание предметов и явлений окружающего мира. Умозаключения бывают дедуктивными, индуктивными и по аналогии.
Компоненты

В зависимости от конкретной задачи, которую нужно решить, а также характера информации, которую предстоит обработать, мы используем разные мыслительные операции. Их называют компонентами мышления.

Выделяют несколько компонентов:

  1. Анализ. Это изучение предмета или явления путем разделения его на части.
  2. Синтез. Обратное анализу понятие. Означает изучение чего-либо через соединение разрозненных частей в одно целое.
  3. Сравнение. Сопоставление свойств разных предметов для поиска их сходств и различий.
  4. Абстрагирование. Отвлечение в процессе познания от несущественных деталей с целью выделить важные признаки.
  5. Конкретизация. Противоположное абстрагированию понятие. Человек в данном случае обращает свое внимание на частности, изучая их по отдельности.
  6. Обобщение. Переход от частного к общему, т. е. объединение предметов и явлений путем выделения общих признаков и свойств.
  7. Классификация. Распределение предметов или явлений на классы, группы, отделы по общим признакам.
Основные типы и их характеристика

Специалисты из разных областей психологии не могут сойтись в едином мнении не только относительно определения данного термина, но и его классификации. Здесь мы расскажем о самых популярных видах мышления.

По содержанию

Выделяют следующие виды:

  1. Наглядно-действенное. Основывается на непосредственном взаимодействии с предметом в целях его изучения. Развивается у ребенка с рождения и примерно до 1,5 лет. Например, чтобы изучить устройство игрушки, ребенок может ее сломать, разгрызть, попробовать на вкус.
  2. Наглядно-образное. Предполагает восприятие мира через образы. Примеры: модельер придумывает новую коллекцию одежды, стилист создает новый образ, дизайнер работает над проектом. Такой тип преобладает у художников, поэтов, музыкантов.
  3. Абстрактное (словесно-логическое). Оперирование понятиями, которые человек не может потрогать, увидеть или услышать. При изучении какого-то предмета или явления человек берет за основу прошлый опыт и добавляет к нему свою фантазию.

По характеру решаемых задач

По характеру поставленных целей и выполняемых задач выделяют:

  1. Теоретическое (эмпирическое). Позволяет сравнивать, анализировать и классифицировать накопленные знания и представления, выражая их в форме норм, правил, законов, концепций.
  2. Практическое. Когда все теории проверяются на практике. Любые схемы, чертежи, проекты, планы преобразуют теоретические понятия в реальную действительность. Бестелесная мысль обретает физическую форму.

По степени развернутости

Выделяют такие типы:

  1. Дискурсивное (аналитическое). Мышление на основе логики и рассуждений. Оно максимально осознанно, растянуто во времени и имеет четкие этапы.
  2. Интуитивное.  
    Основано на чувственном восприятии. Протекает быстро, минимально осознанно и не имеет выраженных этапов.

По степени новизны и оригинальности

По этому критерию выделяют:

  1. Репродуктивное. Базируется на уже готовых решениях, источниках и шаблонах. Направлено исключительно на воспроизведение полученных ранее знаний и образов.
  2. Продуктивное (творческое). Противоположно репродуктивному. Предполагает проявление собственной фантазии, воображения. Человек здесь выступает творцом, создает собственные оригинальные идеи и проекты.

По функциям

На основе выполняемых функций выделяют следующие виды:

  1. Критическое. Направлено на выявление недостатков в мышлении других людей.
  2. Творческое. Предполагает генерацию собственных идей, а не оценку чужих мыслей.

По степени рефлексии

Рефлексия – это взгляд внутрь себя самого, вглубь своего сознания, а также на результат собственных действий и их переосмысление.

Взяв за основу данное понятие, психологи выделили еще одну классификацию типов мышления:

  1. Аналитическое. Позволяет нам разделять предметы, явления и ситуации на части и рассматривать их более подробно. Находить причинно-следственные связи, наблюдать, сравнивать, делать выводы и находить важное. Как правило, протекает долго и последовательно.
  2. Интуитивное. Скоротечное по времени и неосознаваемое. В момент, когда интуиция делает свои выводы, не задействована ни логика, ни анализ.
  3. Реалистическое. Делает выводы исключительно на основе доказуемых фактов. Благодаря ему человек может мыслить здраво, трезво и логично.
  4. Аутистическое. Основывается на личных иллюзиях и ожиданиях.
    Часто встречается у людей искусства.
  5. Эгоцентрическое. Как правило, развито у детей и взрослых людей с завышенной самооценкой. Для ребенка нормально считать себя центром мира, вокруг которого вращаются все события. У взрослых такое восприятие себя считается психологической проблемой или чертой характера.

По произвольности

Выделяют такие типы:

  1. Произвольное. Управляется сознанием и волей человека. Мыслительный процесс находится под контролем.
  2. Непроизвольное. Мыслительный процесс происходит сам по себе и не подчиняется усилиям воли человека.

Другие типы

Специалисты выделяют много типов и подкатегорий мышления. Чтобы не лезть в дебри узких классификаций, мы приведем здесь лишь некоторые из них.

Помимо вышеперечисленных выделяют следующие типы:

  1. алгоритмическое,
  2. альтернативное,
  3. групповое,
  4. дивергентное,
  5. инновационное,
  6. комбинаторное,
  7. символическое,
  8. эмоциональное,
  9. математическое,
  10. проактивное,
  11. реактивное,
  12. клиповое,
  13. рациональное,
  14. количественное,
  15. научное,
  16. фиксированное,
  17. вербальное,
  18. нестандартное.
Виды мышления в зависимости от гендерных и личностных особенностей

На образ познания и восприятия мира могут также оказывать влияние личностные особенности каждого человека. Рассмотрим еще некоторые типы мышления.

Мужское и женское

Как известно, полушария головного мозга отвечают за разные способности человека. Левое дает нам логику и способность анализировать, а правое активизирует интуицию и ассоциативное мышление.

Мыслительные процессы у мужчин более изолированы, чем у женщин, т. е. работают отдельно. А у женщин логика и интуиция всегда взаимосвязаны. Отсюда и распространенное представление о различиях мужской и женской логики.

Женщины думают и чувствуют одновременно. Их мышлению характерна многозадачность и универсальность. Однако это часто приводит к тому, что женщинам бывает трудно сосредоточиться на чем-то одном длительное время.

Мужчинам проще сохранять холодный расчет и беспристрастность в решении задач. Их мышление выполняет работу постепенно, концентрируясь на каждой детали по отдельности.

Из достоинств женского мышления можно выделить:

  1. способность балансировать между несколькими задачами одновременно;
  2. высокую скорость принятия решений;
  3. хороший уровень социального развития.

Плюсы мужского мышления:

  1. высокая результативность и качество выполнения задач;
  2. логичность без лишних эмоций и ассоциаций;
  3. способность расставлять приоритеты.

Позитивное и негативное

Люди, склонные мыслить позитивно, во всех ситуациях видят возможности независимо от наличия и масштабов препятствий. Природный оптимизм помогает им настроиться на успех даже после череды неудач.

Понятие позитивного мышления отчасти стало больше концепцией, которая применяется на семинарах по мотивационному развитию личности и в соответствующей литературе.

Негативизм свойственен пессимистам. В каждой мелкой неудаче они склонны видеть злой рок, преследующий их. Любят вызывать у окружающих жалость и сочувствие.

Рациональное и иррациональное

Первый тип основывается на фактах, доказуемых знаниях и уже полученных умениях. Рационал конструктивно подходит к решению задач и не считает нужным подчиняться чувствам и эмоциям.

Иррациональное мышление – это полная противоположность предыдущему типу. Представляет собой бессвязный ход мыслей, основанный на вере, чувствах и интуиции. Часто возникает из-за желания верить в свои фантазии. Иррациональность – это не всегда плохо, поскольку есть вещи, неподвластные общепринятым законам.

Заключение

Мы с вами рассмотрели разные виды мышления и кратко разобрали их характеристики. Тот или иной тип зависит от индивидуальных особенностей личности и складывается как из врожденных качеств, так и из тех, что формируются в ходе получения жизненного опыта.

Некоторые типы можно корректировать и развивать. Например, можно пессимистичный стиль изменить на позитивный, с помощью упражнений сделать более выраженным креативное мышление.

А подробнее о том, как изменить свое мышление, можно прочесть в другой статье на Quasa Media.

Напоследок предлагаем посмотреть видео от профессора факультета социальных наук Марии Фаликман.

До встречи в следующей статье!

Виды мышления в психологии

Почему-то люди часто жалуются на свою память или сетуют на недостаток внимания, но никто не жалуется на мышление. И вообще, создается впечатление, что сама необходимость развития мышления нас заботит мало. Вам не кажется это странным? Для основной массы людей процесс рождения мысли не менее таинственный, чем зарождение Галактики. А ведь мышление еще и разное бывает. Но прежде чем говорить о видах мышления, давайте разберемся, что это такое.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Что такое мышление
    • 1.1 Рождение мысли
    • 1.2 Тайна двух полушарий: правополушарное и левополушарное мышление
  • 2 Наглядно-действенное мышление
    • 2.1 Ручное мышление детей
    • 2.2 Наглядно-действенное мышление у взрослых
  • 3 Наглядно-образное мышление
    • 3.1 Роль образов в мыслительной деятельности
    • 3.2 Специфика образного мышления
  • 4 Абстрактно-логическое мышление
    • 4.1 Инструменты логического мышления
    • 4.2 Особенности абстрактно-логического мышления
    • 4.3 Развитие абстрактно-логического мышления
  • 5 Творческое мышление

Что такое мышление

Каждую секунду человек получает разнообразную информацию из внешнего мира. Результатом работы наших органов чувств являются зрительные образы, звуки, запахи, вкусовые и тактильные ощущения, данные о состоянии организма. Все это мы получаем в результате непосредственного чувственного восприятия. Это первичная информация, строительный материал, с которым работает наше мышление.

Процесс переработки сенсорных данных, их анализ, сравнение, обобщение, умозаключения – и есть мышление. Это высший познавательный процесс, в процессе которого создается новое, уникальное знание, та информация, которой нет в нашем чувственном опыте.

Примером такого рождения нового знания может служить простейшая конструкция – силлогизм, состоящий из двух посылок – эмпирического (данного в непосредственном опыте) знания и одного умозаключения – вывода.

  • Первая посылка: все студенты зимой сдают экзамены.
  • Вторая посылка: Иванов – студент.
  • Умозаключение: Иванов зимой сдает экзамены.

Вот умозаключение и есть результат элементарного мышления, ведь мы не знаем, сдает ли Иванов зимой экзамены, но это знание получаем с помощью рассуждений. Хотя, конечно, чаще всего процесс рождения мысли бывает более сложным и даже запутанным.

Рождение мысли

То, что мысли рождаются в голове, точнее, в головном мозге, знают все. Но ответить на вопрос, как это происходит, непросто.

Главную роль в мышлении и в целом в психической деятельности играют нервные клетки — нейроны. А их у нас не менее триллиона, и каждый нейрон – это целая фабрика по переработке данных. Он многочисленными нервными волокнами связан с другими нейронами и обменивается с ними электрохимическими импульсами, несущими информацию. Причем скорость передачи этой информации 100 м/сек. Именно этот скоростной обмен данными и есть мышление, недаром же в древности считали, что быстрее всего на свете мысль человека.

Если представить процесс мышления в виде яркого образа, то он напоминает фейерверк. Сначала вспыхивает одна звездочка – импульс или сигнал от внешнего раздражителя. Затем он по цепи нервных клеток рассыпается вширь и вглубь новыми вспышками активности, охватывая все большее пространство головного мозга.

Интересно, что проходя по нейронным цепям головного мозга, импульс должен преодолевать определенные «препятствия» в местах соединения нервных волокон. Но каждый последующий сигнал по этому пути уже пройдет намного легче. То есть чем больше мы думаем, чем чаще заставляем мозг работать, тем легче становится процесс мышления.

Знания, конечно, имеют высокую ценность. Но они необходимы в первую очередь как материал для мышления. Умнее мы становимся не тогда, когда получаем новые знания, а тогда, когда их осмысливаем, включаем в деятельность, то есть думаем.

Тайна двух полушарий: правополушарное и левополушарное мышление

В каком виде рождается мысль в нашей голове? Ответить на этот вопрос непросто, так как мысль – это процесс и продукт обработки информации, а информация в головном мозге существует в двух видах.

  1. Сенсорные и эмоциональные образы. Из внешнего мира она поступает в виде чувственных образов: звуков, цветов, картинок, запахов, тактильных ощущений и т. д. Очень часто эти яркие образы еще и эмоционально окрашены.
  2. Абстрактные знаки – слова, цифры, словесные конструкции, формулы и т. д. Слова могут обозначать (замещать) любые чувственные образы или носить абстрактный характер, как, например, цифры.

Ученые говорят, что человек мыслит на двух языках – на языке слов и на языке образов. Выделяют даже особый вид мышления – понятийное, то есть словесное. Причем центры, отвечающие за понятийное и образное мышление, находятся в разных полушариях головного мозга, и два эти вида информации обрабатываются по-разному. За операции нашего сознания со словами и цифрами отвечает левое полушарие головного мозга, а за операции с чувственными образами – правое. Кстати, в правом же полушарии находится и центр творческих способностей, оно связано с интуицией и подсознанием.

Известный физиолог И. П. Павлов считал, что среди нас есть люди, у которых ярко выражен один из двух типов психической деятельности:

  • правополушарные – это художественный тип, мыслящий с опорой на образы и чувственное восприятие;
  • левополушарные – мыслительный тип, лучше оперирующий понятиями, абстрактными знаками.

Однако не стоит всех людей делить на эти два типа. Большинство из нас относятся к среднему типу и в мыслительной деятельности используют и слова, и образы. А в зависимости от цели, задачи, стоящей перед нами проблемы, активизируется или правое, или левое полушарие.

Вообще у взрослого полноценно развитого человека представлены все виды и типы мышления, в том числе три его основных вида:

  • наглядно-действенное;
  • образное;
  • абстрактно-логическое.

Хоть формируются все эти три вида мышления не сразу.

Наглядно-действенное мышление

Это самый древний вид мыслительной деятельности, возникший у первобытных предков человека и первым формирующийся у маленького ребенка. А еще, как считают ученые, именно этот вид мыслительной деятельности есть у высших животных.

Мышление называют опосредованной психической деятельностью, потому что, в отличие от непосредственно-чувственного восприятия, в нем используются «посредники» — образы или слова. А наглядно-действенное мышление отличается тем, что в качестве таких «посредников» в нем выступают материальные объекты. Этот вид мышления возникает только в процессе предметной деятельности, когда человек манипулирует предметами.

Ручное мышление детей

Думаю, все видели, как играет маленький ребенок 2-3 лет: составляет башню из кубиков, собирает пирамидку, складывая колесики по размеру, а то и откручивает колеса у новой машинки. Это не просто игра. Малыш так размышляет и развивается умственно. Пока ему доступно только наглядно-действенное мышление, вот и мыслительные операции у него принимают вид предметной, манипулятивной деятельности:

  • Сравнение – выбор подходящего по размеру кружочка или кубика.
  • Синтез – составление из отдельных элементов-кубиков единого целого – башни.
  • Ну, и анализ, когда малыш разбирает целую вещь (машинку или куклу) на отдельные составляющие.

Ученые называют наглядно-действенное мышление предмышлением, подчеркивая, что непосредственно-чувственного в нем больше, чем опосредованного. Но это очень важный этап развития мыслительной деятельности, в том числе умственного развития ребенка.

Наглядно-действенное мышление у взрослых

Нельзя считать этот вид мышления примитивным или неполноценным. У взрослых людей он тоже присутствует и активно участвует в предметной деятельности. Например, мы его используем, когда варим суп, копаем грядки на огороде, вяжем носки или чиним кран в ванной. А у некоторых этот тип мышление даже временами преобладает над абстрактно-логическим и образным. Таких людей называют мастерами «от Бога», говорят, что у них «золотые руки».

Именно, кстати, руки, а не голова. Потому что такие люди могут починить сложный механизм, совершено не разбираясь в принципе его работы. Для этого им нужно просто его разобрать, а потом собрать. Разбирая, они поймут, из-за чего поломка, а собирая, исправят ее, да еще и усовершенствуют агрегат.

Наглядно-образное мышление

Основными инструментами наглядно-образного мышления являются образы, как результат чувственного восприятия и осмысления действительности. То есть образ – это не фотографический отпечаток объекта, а результат работы нашего мозга. Поэтому он в той или иной степени может отличаться от оригинала.

Роль образов в мыслительной деятельности

Наше мышление оперирует тремя видами образов.

  1. Образы-восприятия, связаны с непосредственной деятельностью наших органов чувств: визуальные картинки, звуки, запахи и т. д. Это тоже не фотографические копии реальности, ведь мы можем что-то не расслышать, не увидеть каких-то деталей – мозг домыслит, дополнит недостающее.
  2. Образы-представления – это образная информация, которая хранится в нашей памяти. И при сохранении образы становятся еще менее точными, так как не слишком значимые и важные детали утрачиваются или забываются.
  3. Образы-воображения являются результатом деятельности одного из самых таинственных познавательных процессов. С помощью воображения мы можем воссоздать по описанию или придумать образ никогда не виденного существа или объекта. Однако и эти образы связаны с реальностью, так как являются результатом переработки и комбинирования хранящейся в памяти информации.

Все три вида образов активно участвуют в познавательной деятельности, даже если речь идет об абстрактно-логическом мышлении. Без этого вида информации невозможно ни решение задач, ни творчество.

Специфика образного мышления

Образное мышление – более высокая ступень мыслительной деятельности, но оно тоже не слишком нуждается в словах. Ведь даже такие абстрактные понятия, как «любовь», «ненависть», «верность», «обида» мы можем осмыслить через образы и чувства.

У ребенка образное мышление начинает формироваться где-то в 3 года, а пиком его развития считают 5-7 лет. Недаром это время называют возрастом фантазеров и художников. На данном периоде развития дети уже хорошо владеют речевой деятельностью, но слова совсем не мешают образам, они дополняют и уточняют их.

Считается, что язык образов сложнее языка слов, потому что образов намного больше, они разнообразны, окрашены многочисленными оттенками чувств. Поэтому слов для обозначения всех образов, участвующих в нашем мышлении, не хватает.

Образное мышление является основой высшего познавательного процесса – творчества. Оно присуще не только художникам, поэтам, музыкантам, но и всем тем, кто имеет высокий уровень креативности и любит изобретать новое. Но у основной массы людей наглядно-образное мышление отходит на второй план, уступая первенство абстрактно-логическому мышлению.

Абстрактно-логическое мышление

Этот вид мышления считается высшим, ему специально обучают детей в школе, и нередко уровень его развития отождествляется с интеллектом. Хоть это и не совсем правильно, потому что без участия образного мышления с помощью только логического можно решать лишь элементарные задачи – пусть и сложные, но имеющие одно единственно верное решение. Таких задач много в математике, а вот в реальной жизни они встречаются нечасто.

Но абстрактно-логическое мышление ценно еще и тем, что позволяет оперировать абстрактными понятиями, не имеющими опоры на реальные образы, такими, например, как функция, дифференциал, справедливость, совесть, объем, длина и т. д.

Инструменты логического мышления

Этот вид мышления тесно связан с речевой деятельностью, поэтому предпосылки для его развития появляются у детей, когда они полностью овладели речью. В качестве инструментов логического мышления выступают слова и словесные конструкции – предложения. Само название этого вида мышления происходит не столько от слова «логика», сколько от греческого «логос» — слово, понятие, мысль.

Слова в абстрактно-логическом мышлении заменяют образы, действия, чувства. Это позволяет мыслить отвлечено, абстрактно, вне связи с конкретной ситуацией или объектом. Животные, даже высшие, не наделенные способностью к речевой деятельности, такой возможности лишены.

Процесс абстрактно-логического мышления иногда называют внутренней речью, так как он протекает в словесной форме. Причем, если размышления (внутренняя речь) не приносят успеха в решении проблемы или осмыслении вопроса, то психологи рекомендуют переходить на внешнюю речь, то есть на рассуждения вслух. В этом случае человек уже не будет отвлекаться на случайно и спонтанно возникающие образы и ассоциации.

Особенности абстрактно-логического мышления

Мы говорили, что образное мышление объемно, многопланово и позволяет видеть ситуацию или проблему в целом, масштабно. В отличие от него, абстрактно-логическое мышление дискретно, так как состоит из отдельных кирпичиков, элементов. Такими кирпичиками и являются слова и предложения. Использование слов позволяет организовать мышление, упорядочить его. Такая организация делает смутные, расплывчатые мысли более четкими, ясными.

А еще логическое мышление линейно, оно подчинено законам алгоритма, которые требуют последовательно переходить от одной мыслительной операции к другой. Самое главное для него – последовательное выстраивание рассуждений.

Развитие абстрактно-логического мышления

Подобный способ мышления может вызывать затруднения, когда мысли начинают путаться, словно разбегаться в разные стороны, или мельтешить как комары летним вечером. Не успевает человек серьезно продумать одну мысль, а ее сменяет следующая, причем часто не связанная с основной проблемой. Или осеняет гениальная идея, вспыхивает на мгновение и улетает прочь, чтобы затеряться в лабиринте извилин. И так жалко бывает, ведь мысль-то неплохая, дельная! Только ведь не поймать ее уже. Эта бестолковая «ловля мыслей» раздражает, утомляет и вызывает желание махнуть рукой на эти хаотичные мысли и поискать готовое решение в интернете. Причина подобных затруднений проста – отсутствие навыка мыслительной деятельности. Мышление, как и любая другая деятельность, нуждается в постоянных тренировках.

Знаете поговорку: «Кто ясно мыслит, тот ясно говорит»? Этот закон можно прочитать наоборот. Логическое мышление требует хорошо развитой, четкой, упорядоченной речи. Но этого недостаточно. Если образное мышление спонтанно, стихийно, интуитивно и зависит от вдохновения, то упорядоченное логическое подчиняется строгим законам, которые были сформулированы еще в эпоху Античности более 2 тысяч лет назад. Тогда же возникла и особая наука, изучающая законы мышления – логика. Знание законов и правил мыслительной деятельности – обязательное условие овладения логическим мышлением.

И хоть этот вид мышления считается высшим, но ограничиваться им не стоит. Это не панацея и не уникальный многофункциональный инструмент. Наиболее эффективно вставшую перед нами проблему можно решить, подключая образное мышление.

Творческое мышление

Есть и еще один вид, который стоит несколько особняком. Изучать его начали сравнительно недавно, но исследования уже доказали принципиальную значимость этого вида мышления не только для полноценной жизни человека, но и для развития человеческой цивилизации. Это творческое мышление. Но о нем стоит поговорить отдельно.

Различные типы ума и их негативность

Поделиться


Понимание своего ума является необходимым условием для согласования с ним. Все физическое имеет ограниченные размеры — «ум» (мозг в вашем теле) является физическим и, следовательно, имеет ограниченные размеры/аспекты.

Любой, кто обладает некоторой осознанностью, может легко увидеть все аспекты своего разума достаточно ясно, а также может понять/познать аспекты любого человеческого разума, которые он наблюдает. В этом посте я объяснил измерения, присутствующие в уме — 6 измерений разума.

У каждого человеческого разума есть одно доминирующее в нем измерение, и то измерение, которое преобладает в вашем разуме, определяет тип вашего разума. Таким образом, в основном существует 6 типов человеческого ума: ум, ориентированный на радость, ум, ориентированный на любовь, ум, ориентированный на ненависть, ум, ориентированный на страх, ум, ориентированный на скуку, и ум, ориентированный на секс. С некоторой долей наблюдения/осведомленности вы можете легко выяснить, каким типом ума вы обладаете.

Еще один аспект телесности — «негативность». Есть в основном 12 типов негатива —
Подавление, Нужда, Сверхчувствительность, Жадность, Эксплуатация, Кротость, Цинизм, Недостойность, Жалость к себе, Высокомерие, Ревность и Тупость.

Присутствия любого из этих негативов в вас достаточно, чтобы привлечь негативное отражение в вашей внешней реальности. Вам нужно уделить время тому, чтобы определить типы негатива, которые вы носите внутри, и начать работать над его растворением через ваше осознание, чтобы привлечь конгруэнтную реальность.

Существует определенная корреляция между типом ума, которым вы обладаете, и типом негативности, которую вы, вероятно, несете в себе – каждый тип ума способен воспринимать только определенные типы негативности, например, ориентированный на любовь ум не имеет способность к «высокомерию» как негативности.

Преимущество понимания типов ума и типов негативности заключается в том, что это помогает вам легко идентифицировать внутреннее сопротивление и, таким образом, отпустить его, что позволяет быстрее настроиться.

Насколько я понимаю, причина, по которой людям трудно избавиться от своего негатива, в основном в том, что они не в состоянии отличить естественный состав своего ума (тип своего ума) от негатива, который в нем присутствует – вместо того, чтобы отпустить негатив, большинство людей начинают пытаться изменить естественную структуру своего ума, что невозможно и, следовательно, становится тщетным усилием, а также приводит к смещению / запутанной жизни.

Как только вы освободитесь от негатива внутри себя, вы также освободитесь от его отражения во внешней реальности.

Типы негативности

Как я упоминал ранее, физическая сфера — это сфера границ и ограничений, и, следовательно, все физическое поддается количественному измерению. Существует в основном 12 типов негатива, который может присутствовать в уме/мозге (будь то человек, животное, птица или любой живой организм с мозгом), и как только вы их поймете, у вас появится ясность относительно негатива в себе и в себе. другие люди.

Ниже приводится краткое описание каждого негатива:

1.) Подавление

Мы, люди, потворствуем практике подавления разными способами и иногда даже связываем с этим слово «благородный». Нам нравится подавлять наши естественные побуждения, наши естественные движения, наши мысли и наши эмоции, чтобы чувствовать себя более «контролирующими» нашу жизнь.

Однако подавление в любой форме не является естественным и, следовательно, всегда имеет негативные последствия.

Когда ваше осознание стабилизируется, вы прекращаете попытки подавить в себе физические аспекты и позволяете им проявляться в присутствии мудрости вашего осознания. Единственная причина, по которой мы когда-либо пытаемся что-то подавить, — это страх, это не «благородно» или свято, это просто страх.

Любой, кто свободен от отождествления со страхом, не прибегает к тактике или технике подавления – и таким образом становится более «естественным» в своем поведении.

2.) Нужда

Когда мы чувствуем в себе нехватку, мы смотрим вовне, чтобы дать нам ощущение «полноты». Если вы когда-нибудь почувствуете, что не можете жить без чего-то/кого-то, знайте, что вы стали нуждающимся.

Вы можете нуждаться в одобрении, любви, физическом удовлетворении и развлечениях (материальных или духовных). Желание естественно, но быть внутренне нуждающимся в нем — это движение негативности.

Существует большая разница между потребностью и желанием получить определенный опыт.

Например, , вы можете желать интимных отношений, и это совершенно естественно, но когда вы нуждаетесь в отношениях, уравнение отрицательное. Когда нет внутренней ценности, нужда неизбежна.

3.) Чрезмерная чувствительность

Одно дело быть чувствительным к жизни, и другое дело быть неуравновешенным в своей чувствительности до такой степени, что она становится для вас источником страдания.

Чрезмерно чувствительные люди становятся легкой мишенью для виктимизации из-за их склонности к понятию «самопожертвования» (что кажется благородным, но является просто дисбалансом). Сверхчувствительные люди определенно «хороши», но могут легко стать отталкивающими из-за своей ориентации на страдание.

4.) Жадность

Настроение на чрезмерное снисходительность также является отражением внутренней нехватки, когда мы пытаемся использовать какой-то внешний опыт, чтобы компенсировать пустоту, которую мы чувствуем внутри. Жадность всегда имеет негативные последствия, потому что она проистекает из вибрации нехватки.

5.) Эксплуатация

Когда нам не хватает чувствительности к жизни, мы начинаем совершать ненужные оскорбления и эксплуатацию по отношению к другим. Есть некоторые люди, которые даже используют / злоупотребляют как средство развлечения, что довольно сложно представить, но это все же правда человеческого сознания.

6.) Кротость

Неумение постоять за себя и, таким образом, остаться в месте рабства из-за страха – вот что такое кротость. Кротость привлекает эксплуатацию в форме запугивания, преследования, покровительства и обмана. Многие люди неправильно понимают кротость как смирение — истинное смирение — это просто состояние равновесия, и оно свободно от кротости.

7.) Цинизм

Циничное мышление (критическое мировоззрение) лишено чуткости и любви. Циничные люди всегда пытаются принизить других, обычно из-за своей потребности в чувстве превосходства (что свидетельствует о внутренней нехватке).

8.) Недостойность

Ненависть к себе, когда вы внутренне чувствуете, что не заслуживаете хороших вещей в своей жизни.

9.) Жалость к себе

Мышление, которое барахтается в ощущении «почему я» или затаивает мысли вроде «Я такой хороший, но другие так плохо ко мне относятся». Люди, погрязшие в жалости к себе, склонны обвинять в своих несчастьях окружающих и всегда считают себя жертвами жизни. Иногда они даже намеренно привлекают к себе какую-то форму оскорблений, чтобы почувствовать к себе больше жалости.

10.) Высокомерие

Мышление «я лучший во всем» или «я что-то важное», нарциссическое поведение. Высокомерные люди искренне чувствуют превосходство над собой, но их отсутствие чувствительности к жизни заставляет их оставаться в стороне от некоторых аспектов благополучия.

11.) Ревность

Настрой на сравнение, при котором вы чувствуете себя плохо из-за благополучия или изобилия других.

12.) Тупость

Этот негатив возникает, когда вы развиваете чувство безнадежности по отношению к жизни, когда вы просто становитесь нечувствительны к ее живости.

Различные типы ума и их негативность

Вот краткое описание типов ума и негативности, к которой обычно склонен каждый тип.

1.) Ум, ориентированный на радость

Такие умы обладают способностью к изобилию, возбуждению, страстному взгляду и детской игривости (что не то же самое, что держаться за детскую идентичность).

Эти умы больше ориентированы на работу, которая кажется игривой и творческой, а не на работу, требующую высокого уровня организации, дотошности и структуры. Им нравится работать в спокойной обстановке, а не в обстановке, ориентированной на давление. Когда вы подвергаете ориентированный на радость ум монотонной или агрессивной рабочей ситуации, он может чувствовать себя выгоревшим и раздраженным.

Различные отрицательные стороны, к которым может быть склонен ум, ориентированный на радость (в зависимости от его мировоззрения и обусловленности): – Жадность, подавление, нужда, ревность, кротость и высокомерие.

2.) Ум, ориентированный на любовь

Вечный романтик, этот тип ума в основном поэтичен в своем взгляде на жизнь. Ум, ориентированный на любовь, обладает глубокой способностью быть заботливым и нежным. У него есть стремление к постоянной романтике во всех аспектах своей жизни, будь то карьера или отношения, — он не подходит для агрессивной или ориентированной на давление работы.

Различные отрицательные стороны, к которым может быть склонен такой ум: нужда, чрезмерная чувствительность, кротость, ревность, недостойность, подавление и жалость к себе.

3.) Ум, ориентированный на ненависть

Эти типы ума в основном серьезны, имеют пониженное чувство юмора, жесткие, источают ауру агрессивности. Такому уму в значительной степени не хватает аспекта чувствительности, что дает ему способность быть предельно компетентным и целеустремленным. Они легко вписываются в работу, требующую агрессивности, лидерства и умения выдерживать давление.

Различные негативные явления, которые могут проникнуть в такой разум, — высокомерие, эксплуатация, жадность, зависть и цинизм.

4.
) Ум, ориентированный на страх

Люди с этим типом ума очень искренни, преданны, преданны и серьезны. Им в основном не хватает хорошего чувства юмора, и большинство из них очень организованы, чтобы сохранить свою жизнь как можно более структурированной. Они подходят для работы, требующей тщательности, и даже монотонной работы (что соответствует их серьезному мышлению).

Различные отрицательные стороны, которые могут присутствовать в ориентированном на страх уме: нужда, кротость, ревность, недостойность, жалость к себе и подавление.

5.) Ум, ориентированный на скуку

Люди с этим типом ума в основном расслаблены, говорят протяжно и обычно кажутся «сонными». У некоторых из них на самом деле высокий уровень интеллекта, и они подходят как для монотонной работы, так и для работы, основанной на стратегии, которая требует большой проницательности и такта. У них много характеристик «альфы», потому что они обычно медлительны в своих движениях, серьезны и не так легко произвести впечатление.

Различные отрицательные стороны, к которым они склонны, — тупость, подавленность, цинизм и недостойность.

6.) Сексуально ориентированный ум

Все умы имеют сексуальную природу, но некоторые умы полностью подчинены этому измерению. Вы можете почувствовать, что аура сексуальности в этих людях настолько сильна, что просто сияет, как неоновый свет.

Они тесно связаны со своим телом и обладают глубокими чувственными способностями. Они хорошо справляются с работой, требующей управления людьми (большинство из них обладают сильной харизмой), лидерства и творчества. Они также подходят для монотонной работы в зависимости от уровня их интеллекта.

Они склонны к разным отрицательным качествам: тупость, жадность, подавление, недостойность, высокомерие, цинизм и эксплуатация.

Осознанность приносит аспект мудрости

Все эти типы ума могут стать неуравновешенными в своем доминирующем измерении, а также в других измерениях в отсутствие осознания (которое приносит мудрость и равновесие). Различные негативы — это просто признаки дисбаланса, происходящего из места разъединения с внутренней мудростью и целостностью. В присутствии осознания вы можете настроиться на естественный состав своего ума, а также привнести в его выражение поле мудрости.

Попытка изменить естественную структуру вашего ума совершенно бесполезна, потому что она запрограммирована, это ваша естественная обусловленность, исходящая из намерения, с которым вы родились. Вам нужно перестать бороться со своим естественным макияжем и сознательно подстраиваться под него.

Что требуется, так это отпустить негатив, потому что только негатив притягивает к вам смещенную реальность. Когда вы настраиваетесь на естественный состав своего ума и освобождаетесь от негатива, вы теперь в состоянии привлечь к себе в высшей степени конгруэнтную реальность.


Три типа разума, какой у вас?

4 минуты

Последнее обновление: 08 ноября 2017 г.

Говорить о разуме — значит говорить о несколько абстрактном понятии, которое для многих совершенно непонятно. Это слово призвано охватить процессы, происходящие в нашем мозгу: мышление, сознание, восприятие, убеждения, желания, ощущения и т. д. Разум — это пространство, в котором происходят сознательные, бессознательные и функциональные процессы.

Этот разум отражается в идеях, действиях и различных проявлениях мозговой деятельности. Все это производится из структурированных процессов. Другими словами, вся эта умственная деятельность не случайна, а скорее подчиняется шаблонам или схемам, которые усваиваются на протяжении всей жизни. Это не значит, что это что-то неизменное. В мозгу все подвержено изменениям.

« Разум – это не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который нужно разжечь ».

–Plutarch–

В зависимости от того, как происходят эти процессы, некоторые ученые предположили существование трех типов разума: жесткого, подвижного и гибкого. Каждый из них имеет свои особенности и подчиняется разной логике. Давайте посмотрим на каждый из них.

Жесткий ум: сопротивление принятию новых взглядов

Образование — это фактор, в наибольшей степени влияющий на конфигурацию нашего разума. Для людей с ригидным мышлением нормально быть детьми ригидных родителей. Эта жесткость, в принципе, является защитным механизмом. Фиксированные идеи дают вам чувство большего контроля и защищают вас от неопределенности. Те, у кого есть эти черты, идеально подходят для дисциплинированной работы и деятельности.

С другой стороны, те, у кого строгий ум, также могут быть несколько поверхностными. Они не останавливаются, чтобы проанализировать или оценить обоснованность идей или действий. Они предполагают, что все должно происходить упорядоченно, что тоже предопределено.

Это приводит к тому, что им очень трудно заниматься творчеством, и поэтому они обычно ограничиваются повторением самих себя. Они могут чувствовать себя очень растерянными и беспомощными, если что-то или кто-то выводит их из зоны комфорта. Отсутствие контроля над ситуациями обычно порождает много страданий, и они страдают из-за этого.

Текучие умы: взгляд хамелеона

Противоположность негибким умам верна для текучих умов. Они не могут быть последовательными и поэтому приспосабливаются ко всему, что происходит вокруг них. Они принимают форму контейнера, в котором находятся. Они характерны для людей, отказавшихся от всякого контроля над своими обстоятельствами.

Этот тип ума характерен для людей, которые имеют потребности или нуждаются в том, чтобы кто-то их направлял. Им трудно принимать решения и, тем более, занимать определенную позицию. Они не знают, что думать. И поскольку они не знают, они делегируют эту задачу другим, которые, по их мнению, обладают уверенностью, которой им не хватает.

Тем, у кого такой тип ума, тоже трудно определиться. На самом деле они не ставят цели, а позволяют другим навязывать им цели, и этого им достаточно. Они могут быть очень хороши в задачах, требующих большого подчинения. Так или иначе, они дополняют жесткие умы.

Гибкий ум: точка равновесия

Гибкий ум характеризуется способностью к адаптации. Способность к адаптации не означает, что они, подобно подвижным умам, пассивно принимают все, что происходит. Его адаптация продумана и креативна. Они умеют располагаться в реальности, не навязывая свою волю, но и не принимая покорно чужую.

В этом случае мысли направляют действия. Реальность — это объект, который обрабатывается и для которого есть анализ и расширение. Существует открытость для дискуссий, а это означает, что гибкие умы могут менять мнения и корректировать идеи. В каком-то смысле это скромный ум. Не верит, что владеет истиной, но не уступает иррациональному или ошибочному, так как имеет свои критерии.

Это делает отношения с миром более дружелюбными и конструктивными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *