Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Виды наблюдения по степени информированности: Виды наблюдений

Содержание

Вопрос 1 Особенности психологии как науки. Сравнение научных и житейских психологических знаний


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2022
обратиться к администрации

ВОПРОС 1

Особенности психологии как науки. Сравнение научных и житейских психологических знаний.
Предмет психологии однозначно не определён, в самом общем смысле это – психические явления (внутренние процессы, происходящие с человеком). На разных этапах развития психологии как науки она рассматривалась через различные категории и понятия (душа, сознание, поведение, деятельность, высшие психические функции).

Особенности:

1. имеет самостоятельный статус с 1879 г. – молодая наука. Недостаточная разработанность понятийного аппарата. Раньше психология развивалась внутри философии.

2. Междисциплинарный характер. Психология находится на стыке точных и гуманитарных наук, из-за этого – сложность определения предмета.

3. в психологии сливаются объект и субъект познания, отсюда сложность объективности.
Сравнение житейских и научных психологических знаний:

1. Степень обобщённости. Житейские знания вырабатываются в определённых ситуациях, они конкретны и часто интуитивны

2. Различия по способам получения: житейские знания – своим опытом, научные – через методы наблюдения и эксперимента.

3. По способу передачи: житейские – через слова обыденной речи от человека к человеку, научные – через понятия, термины и точные формулировки закономерностей.


ВОПРОС 2

Методы психологии как науки. Виды наблюдения и эксперимента. Возможные стратегии исследований в психологии.
Наблюдение — процесс целенаправленного восприятия изменений наблюдаемого объекта
Виды наблюдений:

1)по степени опосредованности материала: прямое (наблюдение за поведением) и опосредованное (наблюдение за поведением, зафиксированном ранее на каком-либо носителе)

2) по степени активности наблюдателя: включённое (совместная деятельность с наблюдаемым) и невключенное (наблюдение со стороны)

3) по степени разработанности критериев наблюдения: схематизированное (до процесса наблюдения есть схема и план) и несхематизированное (это не плохо спланированное наблюдение, а просто когда его цель — новый материал).

4) по степени информированности: явное и скрытое (зеркало Геззелла, с 1й стороны зеркало, с другой стороны — стекло)
Эксперимент

Формы проведения экспериментов:

1)тестирование, измерение.

2) создание специальных диагностических ситуаций, когда нет критериев для измерения психического явления.

В современной психологии применяется квази-эксперимент, цель которого — в выявлении взаимосвязей между исследуемыми явлениями. В результате исследователь получает информацию об уровне выраженности нескольких психических явлений.
3 основные стратегии исследований в психологии

1)описательная

— выявление новых фактов и их систематизация

2) корреляционная — цель — выявить взаимосвязи между изучаемыми переменными.

3) социоэкспериментальная стратегия, цель — изучение причин. Метод строгого эксперимента.

ВОПРОС 3

Представления древнегреческих философов о душе. Представления Демокрита, Платона, Аристотеля о душе и о возможностях познания с помощью души. Их значение для современной психологии как науки. Причины отказа от категории «душа» при объяснении психических явлений.
Душа — первая категория в науке, с помощью которой пытались рационально объяснить психические процессы
Учение Демокрита о душе:

460-370 до нэ

все сущее материально и состоит из атомов, душа тоже материальна.

Атомы души подвижны, передвигаются в пространстве и взаимодействуют с чем-то там.

Познание осуществляется с помощью души, путём

эманации.

От каждого предмета отделяются атомы, несущие образ предмета, и глаз человека взаимодействует с этими атомами, передавая образ в душу.


Современное значение взглядов Демокрита: он 1й разработал научный подход к анализу психических явлений, атомистический механистический подход.
Учение Платона о душе

327-347


Душа принадлежит миру идей, а тело — миру вещей

Анамнезия, то есть воспоминание души о прошлом жизненном опыте описана в диалоге об эксперименте над рабом.


Учение Аристотеля о душе.

Считая душу началом жизни, он дает типологию различных уровней души, выделяя растительную, животную и разумную души. Разум не зависит от тела.


В учениях вышеобозначенных товарищей есть ряд вещей, актуальных и в современной психологии, если не воспринимать эти вещи буквально.

Мир идей Платона похож на мир духовной человеческой культуры, зафиксированный в её носителях, прежде всего в языке, научных и литературных текстах. Это мир абстрактных понятий, в котором отражены общие сущности вещей, мир человеческих ценностей и идеалов. И общение с миром идей – это как приобщение к общечеловеческой культуре.


«новая экспериментальная психология» объявила понятие души метафизическим и отказалась от рассмотрения как самого понятия, так и морально-этических следствий. И только в последнее время, в связи актуализации проблем личностного роста, здоровья личности и т.п., выводы стали перекликаться с трудами античных философов.
ВОПРОС 4

Психология как наука о сознании: предпосылки возникновения, основные задачи, метод интроспекции, результаты, причины отказа от категории «сознание» как основной для описания и объяснения психических явлений.


Всё началось с Декарта=)

Который выдал постулат о том, что первое, что человек обнаруживает в себе – это его собственное сознание. И основная задача психологии – подвергнуть анализу состояния и содержание знания. Так психология конца 19 века сделала своим предметом сознание, опираясь на выводы Декарта.

Изучение сознания:

1) свойства сознания: «поле внимания», «поле сознания», «периферия сознания»

2) процессы сознания: произвольные и непроизвольные

3) пытались измерить объём сознания, производя эксперименты с краткими звуками (Вундт)


Психологи попробовали вычленить минимальную составляющую сознания (по типу атомов), принципы соединения этих составляющих. Вундт как маньяк расчленил сознание на оси, полюсы, комбинации элементов итд. Но, расчленив, всё равно не смог создать стопроцентно полной картины.
Интроспекция – самонаблюдение. Если предмет психологии – факты сознания, открытые только собственно человеку, их переживающему, то никаким методом, кроме интроспекции, их постичь невозможно.
Дж. Локк, идейный родоначальник интроспекции, писал, что психика имеет возможность раздваиваться. На первом уровне протекают собственно ощущения, мысли, желания. А на втором уровне проводится наблюдение этих самых процессов. Был сделан вывод, что, чтобы выходить на второй уровень, надо долго упражняться. В общем, в 19 веке психологи занимались исключительно самокопанием ради самокопания, ибо результата особо значимого никакого не было, кроме описаний простейших базовых реакций, которые в совокупности всё равно не давали целостного ощущения.
В начале 20 века от категории «сознание» отказались и заменили категорией «поведение» по следующим причинам:

1. сложно ограничиваться таким узким кругом элементов, как содержание и состояние сознания

2. идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной

3. единственно возможным методом был метод интроспекции, очень ограниченный по своим возможностям.


ВОПРОС 5

Психология как наука о поведении: предпосылки возникновения, основные задачи классического бихевиоризма, метод эксперимента в классическом бихевиоризме. Развитие бихевиоральных идей: необихевиоризм. Вклад бихевиорального направления в психологическую практику. Критический анализ психологии поведения.
Всё началось с заявления Дж Уотсона, что психология должна заниматься не явлениями сознания, а фактами поведения.

В 1913г. Он опубликовал статью «психология с точки зрения бихевиориста», которая положила начало новому этапу в психологии.

Уотсон предложил формулу «Стимул-Реакция», исходя из того, что поведение – это система реакций.

Задачи:


1) по стимулу предсказывать реакцию (поведение) человека

2) по реакции делать выводы о стимуле, спровоцировавшем её


Уотсон считал, что психолог должен уметь прослеживать жизнь человека от рождения до смерти. Он занялся экспериментами в доме ребёнка, пытаясь выяснить какие страхи являются врождёнными, ведь жизнь взрослого во многом соткана из страхов.

Он пришёл к выводу, что есть всего два безусловных страха – потери опоры и неожиданного громкого звука. А все остальные страхи можно сконструировать в сочетании с этими двумя.


Но вообще бихевиористы экспериментировали в основном на животных, считая их более чистым материалом.
В дальнейшем развитии бихевиоризма была расширена формула стимул-реакция за счёт промежуточной переменной (цель, намерение, гипотеза – то, через призму чего происходит реакция).
Появился особый тип условных реакций: инструментальные (оперантные) реакции. Это реакции, возникающие при постоянном позитивном подкреплении какого-либо действия.
Но бихевиоризм был не менее категоричен, чем психология сознания. Бихевиористы считали, что человек в идеале может быть абсолютно запрограммирован, при этом они игнорировали сознание – и это был минус.

Однако благодаря бихевиористам психология встала на естественнонаучный путь развития, был введён объективный метод, расширился класс исследуемых объектов – младенцы, животные итп. Были исследованы проблемы образования навыков и обучения.


ВОПРОС 6

Классификация неосознаваемых процессов. Приведите примеры на каждый из видов неосознаваемых процессов. Сравните понятия «неосознаваемые» процессы и «бессознательное». Методы исследования бессознательного.
Неосознаваемые процессы:

Классы:
1) неосознаваемые механизмы сознательных действий:


А) неосознаваемые автоматизмы

– первичные автоматизмы (автоматические действия): врождённые акты, либо формирующиеся в течение 1го года жизни ребёнка

– вторичные автоматизмы (автоматизированные действия, навыки): навык вырабатывается путём осознаваемого повторения однотипных действий с небольшими вариациями в поисках идеального варианта действия. Применяется и повторения действия только в сознании.
Б) явления неосознаваемой установки: установка – готовность к определённой реакции или определённому действию. Моторная установка, перцептивная установка, умственная установка
В) неосознаваемые сопровождения сознательных действий – непроизвольные движения, напряжения, выражения лица, мышечные сокращения итп.
2) неосознаваемые побудители сознательных действий: фрейдизм. Открытие сферы динамического подсознательного.

3) надсознательные процессы – процессы образования некого интегрального продукта большой сознательной работы, который затем вторгается в сознательное пространство и, как правило, меняет течение жизни человека. Появляется качественно новое решение проблемы.

Каталог: images -> attach
attach -> Наркотики и дети. Часть 1
attach -> Предмет психологiї, її завдання, методи, основнi iсторичнi етапи розвитку психологiчної науки
attach -> Вопросы к монографии Э. Эриксона «Детство и общество»
attach -> 1. Общие представления о предмете современной ψ
attach -> Психология больных с разными соматическими заболеваниями. Психология больных кожными заболеваниями
attach -> Методическая разработка по курсу: «этническая психология»
attach -> Канигін Ю. М. К19 Шлях аріїв: Україна в духовній історії людства: Роман-есе. 5-те вид., допов
attach -> Мужчины и женщины
attach -> 1. Психосоматические и соматопсихические отношения как предмет клинической психологии
attach -> Международная педагогическая академия С. В. Березин, К. С. Лисецкий, Е. А. Назаров психология наркотической зависимости и созависимости (монография)


Скачать 77.08 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Предупреждая сородичей об опасности, шимпанзе учитывают степень информированности слушателей

Наблюдения за дикими шимпанзе в лесу Будонго (Уганда) показали, что шимпанзе не только предупреждают сородичей об опасности (змее) при помощи звуковых сигналов, поз и взглядов, но и учитывают при этом степень информированности особи, которой адресован сигнал. Подкладывая модели ядовитых змей на маршрутах обезьяньих прогулок, исследователи обнаружили, что особь, заметившая змею, активнее подает предупреждающие сигналы, если другая обезьяна, находящаяся поблизости, тем или иным способом (включая голосовые сигналы) демонстрирует свою неосведомленность об опасности. Результаты согласуются с идеей о том, что шимпанзе умеют оценивать информированность сородичей и учитывать это при коммуникации.

Вопрос о том, в какой мере животные способны понять, что известно или неизвестно другим особям, чего они хотят, могут или собираются сделать, давно занимает специалистов по эволюции мышления и коммуникации. Главная проблема в том, что крайне трудно поставить эксперимент, позволяющий четко и однозначно отделить поведение, основанное на подлинном понимании ситуации, от точно такого же поведения, выученного методом проб и ошибок, путем подражания или даже вообще врожденного (хотя чисто врожденное поведение — абстракция вроде абсолютно черного тела; любое поведение формируется в результате взаимодействия генетических и средовых факторов). Можно ли вообще абсолютно строго доказать, что животное что-то понимает, а не действует, как автомат, на основе сложного комплекса инстинктов и рефлексов? Утешает лишь, что у инопланетных этологов, анализирующих поведение Homo sapiens, были бы такие же проблемы.

Специалисты надеются, что из тупика можно выбраться, если долго и упорно собирать разнообразный фактический материал, регистрируя поведение животных в самых различных ситуациях и постепенно «набирая статистику».

Так, в ряде исследований было показано, что предупреждающие сигналы, подаваемые некоторыми видами обезьян при виде опасности, зависят от того, насколько велика угроза для других членов группы. Например, сигналы подаются активнее, если сородичи (но не особь, подающая сигналы) находятся рядом с источником угрозы (хищником, его пластиковой моделью или спрятанным в кустах динамиком, издающим характерные для хищника звуки). Сигналы прекращаются, лишь когда сородичи оказываются в безопасности (S. Papworth et al., 2008. Male blue monkeys alarm call in response to danger experienced by others; A. M. Schel et al., 2013. Chimpanzee alarm call production meets key criteria for intentionality). Это можно интерпретировать как аргумент в пользу того, что обезьяны умеют оценивать степень риска, которому подвергаются другие члены группы.

Некоторые наблюдения показывают, что шимпанзе умеют оценивать также и степень информированности другой особи и менять свое поведение в зависимости от этого: например, предупреждать об опасности (змее) только тех сородичей, которые эту змею не видели и не могли слышать предупреждающих криков, издававшихся ранее (C. Crockford et al., 2012. Wild Chimpanzees Inform Ignorant Group Members of Danger). Это позволяет предполагать определенную степень понимания того, что происходит в чужой голове (см. Theory of mind). К аналогичным выводам приводят и наблюдения за тем, как шимпанзе, содержащиеся в неволе, общаются с людьми (A. B. Hostetter et al., 2007. Now you see me, now you don’t: evidence that chimpanzees understand the role of the eyes in attention).

Новая статья британских и германских приматологов, опубликованная в журнале Science Advances, продолжает эту линию исследований. Авторы проанализировали видеозаписи поведения диких шимпанзе, сделанные ими в лесу Будонго (Budongo) в Уганде. Местное сообщество шимпанзе изучается с 1995 года. За это время обезьяны успели привыкнуть к вечно толкущимся поблизости людям с видеокамерами и обращают на них мало внимания.

Исследование состояло из двух экспериментов. Дизайн первого из них изображен на рис. 2. На маршруте, по которому обычно ходят шимпанзе, помещали модель ядовитой змеи, а затем отслеживали случаи, когда два шимпанзе приближались к «опасности» один за другим, как на рисунке (см. также видеофильмы из дополнительных материалов к статье). Всего удалось пронаблюдать 37 таких событий с участием 22 обезьян, первыми заметивших змею («субъектов»). Исследователей интересовало, зависит ли поведение субъекта, подающего предупреждающие сигналы, от того, увидел адресат сигнала змею или еще нет.

В 14 случаях из 37 субъект продемонстрировал специфическое «указывающее» поведение (marking): он поворачивался так, чтобы видеть одновременно и змею, и адресата сигнала, и переводил взгляд со змеи на сородича и обратно. Иногда при этом также издавались характерные звуковые сигналы — «предупреждающее уханье» (alert hoos). Статистический анализ показал, что вероятность указывающего поведения была выше, если адресата связывали с субъектом дружеские отношения. Указывающее поведение во всех 14 случаях продолжалось до тех пор, пока адресат не замечал змею (считалось, что он ее заметил, когда змея оказалась в его поле зрения и он на нее посмотрел), и прекращалось сразу или почти сразу после этого. Поскольку субъект, осуществляющий указывающее поведение, то и дело поглядывает на адресата, он замечает, когда тот наконец увидел змею. После этого субъект, как правило, спокойно продолжает свой путь. Это согласуется с гипотезой о том, что субъект, подающий сигналы, способен оценить информированность адресата.

Выяснилось также, что предупреждающие сигналы действительно помогают адресату избежать опасности. Это оценивалось по поведению адресата, которое варьировало от самого рискованного (пройти менее чем в метре от так и не замеченной змеи) до самого безопасного (медленно и осторожно приблизиться к тому месту, на которое указывает взглядом субъект, разглядеть притаившуюся змею и только после этого удалиться), с несколькими промежуточными по рискованности вариантами (уйти прочь, так и не выяснив, в чем дело; пройти более чем в метре от змеи, не разглядев ее). Авторы подчеркивают, что ядовитая змея опасна для шимпанзе, только пока не замечена. После этого она уже не представляет реальной угрозы. По мнению авторов, «предупреждающее уханье» несет лишь общую информацию о том, что где-то рядом есть опасность, тогда как указывающее поведение дает более конкретные сведения о местоположении змеи. Выяснилось, что если субъект подавал оба типа сигналов, то адресаты почти всегда вели себя самым безопасным образом: осторожно приближались к змее и разглядывали ее. Если был подан только один из двух типов сигналов, то поведение адресатов было в среднем более рискованным, а при отсутствии сигналов — самым рискованным (максимальный процент прохождений рядом с незамеченной змеей).

В первом эксперименте субъект мог и слышать, и видеть адресата. Соответственно, он мог понять, заметил ли тот змею, по множеству разных признаков. Второй эксперимент был спланирован таким образом, чтобы субъект мог оценить информированность адресата только по голосовым сигналам. В этом эксперименте обезьяны общались не с реальными сородичами, а с динамиком, спрятанным в кустах (рис. 3). Когда субъект приближался к модели змеи на расстояние 5–10 м, из динамика доносился звуковой сигнал одного из двух типов: предупреждающее уханье (alert hoo) или «спокойное» уханье (rest hoo). Это должно было внушить субъекту, что в кустах находится сородич, который либо знает об опасности, либо нет. Использовались записи голосов обезьян из того же сообщества, причем исследователи тщательно следили за тем, чтобы ни одна особь не услышала собственного голоса, а также за тем, чтобы экспериментальные ситуации были выровнены по соотношению социального статуса субъекта и той особи, чей голос звучал из динамика. Через несколько секунд после звукового сигнала субъект, продолжая двигаться по своему маршруту, замечал модель змеи и начинал (или не начинал) подавать предупреждающие сигналы (авторы подчеркивают, что шимпанзе никогда не издают «предупреждающее уханье», если не видят опасность своими глазами). Протестировать таким способом удалось 10 обезьян, причем каждая побывала в обеих экспериментальных ситуациях.

Оказалось, что поведение субъекта после того, как он заметил змею, зависит от типа сигнала, который перед этим донесся из кустов. В первом случае (когда предполагаемый сородич демонстрировал свое неведение) субъекты издавали больше предупреждающих звуковых сигналов, чем во втором, а также делали более долгие паузы между сигналами. Кроме того, они чаще демонстрировали «указывающее поведение», бросая взгляды то на змею, то на кусты, где, по-видимому, скрывался не подозревающий о змее сородич. Наконец, во втором случае (предупреждающее уханье из кустов) субъекты намного чаще и дольше смотрели на кусты с динамиком до встречи со змеей, чем после. Иными словами, увидев змею, они теряли интерес к кустам, если оттуда ранее донеслось предупреждающее уханье. Напротив, во втором случае (спокойное уханье из кустов) степень внимания, уделяемого кустам, оставалась высокой после обнаружения змеи.

Таким образом, результаты обоих экспериментов согласуются с гипотезой о том, что шимпанзе понимают, известно ли сородичу об опасности, и модифицируют свое поведение в соответствии с этим пониманием. Альтернативные гипотезы (например, о том, что шимпанзе просто реагируют определенным образом на замеченную опасность, не считаясь с тем, что происходит в голове у сородичей) согласуются с этими данными намного хуже. Данное исследование, таким образом, пополняет копилку фактов, указывающих на то, что наши ближайшие родичи способны моделировать психическое состояние других особей.

Источник: Catherine Crockford, Roman M. Wittig, Klaus Zuberbühler. Vocalizing in chimpanzees is influenced by social-cognitive processes // Science Advances. 2017. DOI: 10.1126/sciadv.1701742.

См. также:
Обезьяны способны анализировать чужие поступки, «Элементы», 12.09.2007.

Александр Марков

Наблюдение: Метод исследования — PsychicMotivator

Психолог Никита 2 комментария психическое здоровье, осознание психического здоровья, психообразование, психология

Согласно Godde & Hatt , наука начинается с наблюдения и в конечном итоге возвращает к наблюдению для окончательной проверки.

Согласно Мозеру, наблюдение справедливо можно назвать классическим методом научного исследования в строгом смысле, наблюдение подразумевает использование глаз, а не слуха и голоса.

Наблюдение как фундаментальный метод сбора данных относится к наблюдению и прослушиванию поведения других людей с течением времени без манипулирования и контроля над ним и записи результатов способами, которые допускают некоторую степень аналитической интерпретации и обсуждения.

Таким образом, наблюдение включает широкий выбор, запись и кодирование поведения для эмпирических целей описания или развития теории (Wieck, 1968).

ОСОБЕННОСТИ:
  1. Существует естественный социальный контекст , в котором изучается поведение человека . Таким образом, наблюдение обычно происходит в естественных условиях , хотя оно также может использоваться в таких искусственных условиях, как лабораторные эксперименты и моделирование.
  2. Он фиксирует те значимые события или события , которые влияют на отношения между изучаемыми людьми.
  3. Выявляет важные закономерности и повторения в социальной жизни путем сравнения и противопоставления полученных данных при изучении различных природных условий .

НАЗНАЧЕНИЕ:
  1. Он фиксирует и изучает поведение человека, как оно происходит на самом деле. Это помогает в моментальном понимании деятельности человека в реальной жизни или социальной жизни.
  2. Предоставляет графическое описание реальной жизни, которое можно получить другими способами.
  3. Другая цель — разведка.

ШАГИ:
  1. Правильное планирование
  2. Наблюдение за поведением
  3. Запись поведения
  4. Анализ поведения (статистические методы, среднее значение, медиана, мода и т. д.)
  5. Обсуждение наблюдаемого поведения
  6. Обобщение результатов.

ТИПЫ:

СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Оно осуществляется в соответствии с некоторыми явными процедурами, а также в соответствии с логикой научного вывода. Психолог, изучающий агрессивное поведение детей в их игровой группе с некоторыми заранее установленными объективными и явными принципами, является примером систематического наблюдения.

ПРЕИМУЩЕСТВА:

  • Переменными можно управлять,
  • Простой метод,
  • Экономия времени и средств,
  • Наблюдается в лабораторных условиях.

НЕДОСТАТКИ:

  • Наблюдатель может искажать информацию,
  • Эффект реактивности,
  • Не может контролировать внешние переменные, которые могут повлиять на поведение.

НЕСИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Является разновидностью случайного наблюдения сделано следователем без указания каких-либо явных и объективных выводов. Психолог/социолог, наблюдающий за поведением людей на железнодорожной платформе без каких-либо явных принципов и процедур, является примером бессистемного наблюдения. Наблюдение также классифицируется на основе роли, которую играет исследователь. На основании этих критериев наблюдение можно разделить на участников и неучастников.

НАБЛЮДЕНИЕ УЧАСТНИКА

При этом следователь активно участвует в деятельности группы, за которой следует наблюдать. Здесь следователь может уже быть членом группы или организации и решить наблюдать за ней в одной или нескольких ситуациях. Или он может присоединиться к группе специально для наблюдения за группой в одной или нескольких ситуациях.

Процедура включенного наблюдения часто неструктурирована и, как правило, личность наблюдателя не известна другим членам группы. Это называется скрытым включенным наблюдением. Но иногда человек, за которым наблюдают, знает, что наблюдатель присутствует для сбора информации о нем. Это известно как неприкрытое включенное наблюдение. Поэтому другие члены группы воспринимают его как обычного члена и взаимодействуют с ним естественным образом.

ДОСТОИНСТВА:

  • Выполненный в естественных условиях, исследователь может реалистично и естественно регистрировать поведение, после чего анализ дает осмысленные и убедительные выводы о поведении человека.
  • Полное наблюдение занимает несколько дней и месяцев. Как следствие, собранная информация является очень широкой и значимой для понимания человеческого поведения.

НЕДОСТАТКИ:

  • Неструктурированный , нет точного порядка сбора данных. Меньше внимания уделяется точности и больше открытию.
  • Отнимает много времени, дорого.
  • Поскольку наблюдатель является активным участником, он/она иногда начинает проявлять человеческие слабости, такие как любовь, сочувствие, ненависть и т. д. По отношению к участникам и их поведению.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация, опубликованная Психологом Никитой (Она/ее) (@psychicmotivator)

НЕУЧАСТНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Это наблюдение за поведением другого исследователя лиц в естественной среде, но не остается участником наблюдаемой деятельности. Наблюдение без участия обычно структурировано, и поэтому наблюдатель заранее планирует вероятный характер естественной обстановки, репрезентативность данных, проблемы, связанные с присутствием исследователя и т. д. Здесь наблюдатель/исследователь может перейти к разработке исследовательские стратегии или некоторые конкретные исследовательские вопросы для зондирования.

ДОСТОИНСТВА:

  • Структурированные, полученные данные являются более достоверными и репрезентативными.
  • Наблюдатель может лучше концентрироваться на любом конкретном аспекте социального поведения и, следовательно, получает больше возможностей найти решение соответствующего исследования.

НЕДОСТАТКИ:

  • Поведение наблюдаемого человека и настройки не остаются естественными. У человека может развиться сознание того, что за его поведением наблюдают, что слегка искажает естественный ход его поведения.
  • Он не может уловить естественный контекст социальной среды в той мере, в какой это может уловить включенное наблюдение.

КЛИНИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Используется квалифицированными клиницистами, врачами и терапевтами для сбора информации о своих пациентах или клиентах. Это наблюдения за поведением клиентов, которые используются для определения диагноза и плана лечения. Заметки систематически делаются во время интервью с клиентами. Клинические наблюдения являются основой терапии и лечения. Это средство, с помощью которого профессионал может узнать о своем клиенте.

Поделись с другими

Натуралистическое наблюдение | Определение, руководство и примеры

Опубликован в 10 февраля 2022 г. по Прита Бхандари. Отредактировано 14 сентября 2022 г.

Натуралистическое наблюдение — это метод качественного исследования, при котором вы записываете поведение испытуемых в реальных условиях. Вы избегаете вмешательства или влияния на какие-либо переменные в натуралистическом наблюдении.

Вы можете думать о натуралистическом наблюдении как о «людях, наблюдающих» с определенной целью.

Примечание:  Натуристическое наблюдение – это один из методов исследования, который можно использовать для наблюдательного исследования. Другим распространенным типом наблюдения является управляемое наблюдение . В этом случае исследователь наблюдает за участником в контролируемой среде (например, в лаборатории). Наблюдатель контролирует большинство переменных и обеспечивает структурное наблюдение за участниками (например, путем кодирования определенного поведения).

Содержание

  1. Что такое натуралистическое наблюдение?
  2. Типы методов натуралистического наблюдения
  3. Как собирать данные
  4. Выборка данных
  5. Преимущества натуралистического наблюдения
  6. Недостатки натуралистического наблюдения
  7. Часто задаваемые вопросы о натуралистическом наблюдении

Что такое натуралистическое наблюдение?

В ходе натуралистических наблюдений вы изучаете своих испытуемых в их собственной среде, чтобы изучить их поведение без какого-либо внешнего влияния или контроля. Это исследовательский метод, используемый в полевых исследованиях.

Традиционно натуралистические наблюдения использовались исследователями животных, психологами, этнографами и антропологами. Естественные наблюдения полезны в качестве подхода к выдвижению гипотез, потому что вы собираете богатую информацию, которая может вдохновить на дальнейшие исследования.

Пример: натуралистическое наблюдение в зоологии. В 1930-х годах зоолог Конрад Лоренц ввел знаменитый термин «импринтинг», который описывает критический период обучения животных. Он придумал эту идею, наблюдая за вылупляющимися утятами и гусятами, а затем делая подробные записи об их поведении.

Основываясь на своих натуралистических наблюдениях, он полагал, что эти птицы импринтировались на первого потенциального родителя в их окружении, и они быстро научились следовать за ними и их действиями.

Позже он разработал эксперименты для проверки гипотезы и нашел явное подтверждение своей теории.

Естественные наблюдения особенно ценны для изучения поведения и действий, которые невозможно воспроизвести в контролируемых лабораторных условиях.

Примеры: натуралистические наблюдения в различных областях
Поле Пример
Развитие ребенка Вы отслеживаете развитие речи ребенка в естественной среде, в собственном доме, с помощью устройства для записи звука.
Исследования потребителей Вы изучаете, как покупатели продовольственных товаров перемещаются по магазину и делают покупки по-разному после изменения планировки.
Спортивная психология Вы сопоставляете отчеты об употреблении наркотиков спортсменами с личными наблюдениями.

Типы натуралистических методов наблюдения

Натуралистические наблюдения могут быть:

  • Скрыто или явно: Вы либо скрываете, либо раскрываете свою личность в качестве наблюдателя участникам, за которыми вы наблюдаете.
  • Участник или неучастник: Вы сами участвуете в деятельности или поведении или наблюдаете со стороны.

Существует четыре основных способа использования натуралистических наблюдений.

Виды натуралистических наблюдений
Включенное наблюдение Неучастное наблюдение
Негласное наблюдение Субъекты не подозревают, что вы наблюдаете за ними, потому что сообщение им может повлиять на их поведение.

Вы также погружаетесь в деятельность, которую исследуете сами.

Вы не сообщаете и не показываете участникам, что наблюдаете за ними.

Вы наблюдаете за участниками на расстоянии, не вовлекаясь в них.

Пример: Вы изучаете организационную практику в небольших стартапах, присоединившись к ним в качестве сотрудника.

Вы не раскрываете, что являетесь исследователем, и тайно делаете заметки о поведенческих данных.

Пример: Вы делаете видеозаписи занятий в классе, чтобы учиться в качестве наблюдателя.

Участники не знают, что за ними наблюдают, потому что камеры расположены незаметно.

Открытое наблюдение Вы сообщаете или даете понять участникам, что наблюдаете за ними.

Вы также участвуете в деятельности, которую исследуете сами.

Участники знают, что вы наблюдаете за ними.

Вы наблюдаете за участниками на расстоянии, не вовлекаясь в них.

Пример: Вы присоединяетесь к стартапу в качестве стажера и проводите там исследования для своей диссертации.

Вы участвуете в организации, изучая их организационную практику со всеобщим знанием.

Пример: Вы присоединяетесь к классу и изучаете поведение учеников, не участвуя в этом сами.

Вашим участникам ясно, что вы за ними наблюдаете.

Важно отметить, что все это происходит в естественных условиях, а не в экспериментальных лабораторных условиях. Хотя вы можете активно участвовать в некоторых видах наблюдений, вы воздерживаетесь от влияния на других или чрезмерного вмешательства в действия, за которыми наблюдаете.

Как собирать данные

Вы можете использовать различные методы сбора данных для натуралистических наблюдений.

Аудиовизуальные записи

В настоящее время принято собирать наблюдения с помощью аудио- и видеозаписей, чтобы вы могли вернуться к ним на более позднем этапе или поделиться ими с другими обученными наблюдателями. Лучше всего размещать эти записывающие устройства незаметно, чтобы они не отвлекали ваших участников.

Однако убедитесь, что вы получили информированное согласие в письменном формате от каждого участника до их записи.

Пример: аудиовизуальные записи. Вы размещаете видеокамеры на школьной площадке, чтобы изучить частоту и тип взаимодействия детей со сверстниками с течением времени. Вы должны убедиться, что эти камеры находятся вне поля зрения, чтобы ваши испытуемые не обращали на них внимания.

Делать заметки

Вы можете делать заметки во время натуралистических наблюдений. Запишите все, что кажется вам релевантным или важным для вас, исходя из темы вашего исследования и интересов, неструктурированным образом.

Пример: Ведение заметок Вы наблюдаете за социальными взаимодействиями и употреблением алкоголя в баре колледжа и делаете заметки. Вы записываете свое восприятие уровня потребления пива испытуемыми, громкости и частоты их речи, их общего поведения и всего остального, что бросается в глаза.

Счетчик

Если вы изучаете конкретное поведение или события, часто полезно подсчитывать частоту их появления в течение определенного периода времени. Вы можете использовать подсчет, чтобы легко записывать каждый случай, который вы наблюдаете в данный момент.

Пример: подсчет. Вы сосредотачиваетесь на наблюдении за четырьмя студентами колледжа, в частности, в баре колледжа. Вы изучаете их поведение, связанное с употреблением алкоголя, и записываете, сколько напитков они выпивают за одно посещение.

Выборка данных

Существует много информации, которую вы можете собрать, проводя исследования в естественной, неконтролируемой среде. Чтобы упростить сбор данных, вы часто будете использовать выборку данных.

Выборка данных позволяет сузить область записи данных до определенного времени или события.

Выборка времени

Вы записываете наблюдения только в определенное время. Эти временные интервалы могут быть выбраны случайным образом (например, в 8:03, 10:34, 12:51) или систематически (например, каждые 2 часа). Вы записываете, происходит ли интересующее вас поведение в эти периоды времени.

Пример: временная выборка. Вы наблюдаете за социальным поведением детей в классе. Вы систематически наблюдаете и записываете все социальное поведение в течение 5 минут каждые 2 часа в течение нескольких дней.

Выборка событий

Вы записываете наблюдения только тогда, когда происходят определенные события. Вы можете использовать подсчет, чтобы отметить частоту события, или делать заметки каждый раз, когда вы видите, что событие происходит.

Пример: выборка событий. Вы фокусируетесь на кооперативном поведении восьмилетних детей в классе. Во время групповых занятий вы наблюдаете и делаете заметки каждый раз, когда сталкиваетесь с социальным поведением детей.

Преимущества натуралистического наблюдения

Естественные наблюдения — ценный инструмент из-за его гибкости, внешней валидности и пригодности для исследовательских тем, которые нельзя изучать в лаборатории.

  • Гибкость

Поскольку натуралистическое наблюдение не является экспериментальным методом, вы не обязаны соблюдать строгие процедуры. Вы можете избежать использования жестких протоколов, а также изменить свои методы на полпути, если вам нужно.

  • Экологическая достоверность

Естественные наблюдения имеют особенно высокую экологическую достоверность, потому что вы используете реальную среду вместо лабораторных. Люди не всегда ведут себя одинаково в лаборатории и за ее пределами. Ваши участники ведут себя более аутентично, когда не знают, что за ними наблюдают.

  • Инновация

Естественные наблюдения помогут вам изучить темы, которые вы не сможете изучить в лаборатории по этическим соображениям. Вы также можете использовать технологию для записи разговоров, поведения или другого шума, если у вас есть согласие или это допустимо с этической точки зрения.

Недостатки натуралистического наблюдения

К недостаткам натуралистического наблюдения относятся отсутствие научного контроля, этические соображения и возможность предвзятости со стороны наблюдателей и испытуемых.

  • Отсутствие контроля

Поскольку вы проводите исследования в естественной среде, вы не можете контролировать настройки или какие-либо переменные. Без этого контроля вы не сможете делать выводы о причинно-следственных связях. Возможно, вы также не сможете воспроизвести свои выводы в другом контексте, с другими людьми или в другое время.

Большинство людей не хотят, чтобы за ними наблюдали в течение дня без их явного согласия или осознания. Важно всегда уважать конфиденциальность и стараться быть ненавязчивым. Также лучше использовать натуралистические наблюдения только в публичных ситуациях, когда люди ожидают, что они не будут одни.

Примечание: Не записывайте людей без получения письменного информированного согласия до начала наблюдений.
  • Предвзятость наблюдателя

Поскольку вы собираете данные косвенно, всегда существует риск предвзятости наблюдателя при натуралистических наблюдениях. Ваше восприятие и интерпретация поведения могут зависеть от вашего собственного опыта и неточно отражать правду. Этот тип смещения особенно вероятен при использовании методов включенного наблюдения.

  • Предвзятость субъекта

Когда вы наблюдаете за объектами в их естественной среде, они иногда могут осознавать, что за ними наблюдают. В результате они могут изменить свое поведение, чтобы действовать более социально желательными способами, чтобы подтвердить ваши ожидания.

Часто задаваемые вопросы о натуралистических наблюдениях

Как я могу свести к минимуму предвзятость наблюдателя в моем исследовании?

Вы можете использовать несколько тактик, чтобы свести к минимуму предвзятость наблюдателя.

  • Используйте маскировку (ослепление) , чтобы скрыть цель вашего исследования от всех наблюдателей.
  • Триангулируйте ваши данные с помощью различных методов или источников сбора данных.
  • Используйте несколько наблюдателей и обеспечьте надежность между станциями.
  • Обучите своих наблюдателей, чтобы убедиться, что между ними постоянно записываются данные.
  • Стандартизируйте процедуры наблюдения, чтобы они были структурированными и четкими.

Предвзятость социальной желательности — это склонность участников интервью давать ответы, которые будут благосклонно восприняты интервьюером или другими участниками. Это происходит во всех типах интервью и опросов, но чаще всего в полуструктурированных интервью, неструктурированных интервью и фокус-группах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *