Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Внутренние и внешние факторы социализации личности: 2.Факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание

Внешние и внутренние факторы личностного развития

⇐ Предыдущая1234567Следующая ⇒

 

Для успешного решения проблем формирования личности необходимо знать, что же такое личность как предмет воспитания и обучения, как происходит ее развитие, и какими должны быть теоретические и методические подходы к ее формированию в специально организованных условиях. Данная проблема имеет различные аспекты и рассматривается различными науками: возрастной физиологией, анатомией, социологией, психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного и разностороннего развития личности в процессе обучения и воспитания.

Для педагогики характерно рассмотрение проблемы развития личности с точки зрения взаимоотношений между воспитанием и развитием. Существенное значение имеет, прежде всего, уяснение самого понятия «личность».

В общем развитии человека обычно просле­живаются две взаимосвязанные линии: биологичес­кая и социальная.

Это хорошо видно при наблюде­нии за процессом развития человека с момента его рождения. Ребенок рождается как биологическое существо и не имеет никаких социальных качеств. При взрослении у ребенка происходит развитие биологических задатков и свойств — так происходит его функциональное созревание, и в дальнейшем формируется человек. Развивается скелет, мускулатура, внутренние органы и психологическая система. Параллельно с процессом биологического развития человека происходит приобретение им определенного количества социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо, живущее среди других людей. Так постепенно ребенок начинает реагировать на близких родственников, овладевает речью, начинает ходить, приобретает навыки общения и поведения в семье и на улице, начинает выполнять те или иные трудовые обязанности.

Будучи биологическим существом, человек в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество

социальных свойств и качеств, которые как раз и характеризуют его общественную сущность. Поэтому человек рассматривается в педагогике как биосоциальное существо. Понятие «человек» объединяет в себе и биологические, и социальные (общественные) свойства и качества.

Нетрудно видеть, что понятие «личность» включает только социальные свойства и качества человека, к которым, как правило, относятся сознание, речь, привычки и т.д. Биологические характеристики человека (психологические, физиологические) в данное понятие не входят. И, как отмечает И.Ф. Харламов, свойство быть личностью связано не с физическим бытием человека, а с его общественными качествами.

Под понятием «личность» будем понимать общественную сущность человека и обозначать совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя. К таким свойствам и качествам относятся мотивы, направленность, мировоззрение, характер, мышление и др. У одних людей эти качества могут быть выражены более ярко, у других слабее.

Наличие тех или иных социальных свойств и качеств говорит о готовности того или иного человека к жизни в обществе. В этом случае можно также говорить и об уровне готовности в зависимости от сформированности личностных качеств. Так, если подросток физически и психически развит, но не имеет сформированных личностных качеств, то вряд ли его будет отличать правильное, адекватное поведение в обществе. Философ В.П. Тугаринов к числу важнейших критериев личности относил разумность, ответственность, свободу, личное достоинство, индивидуальность.

Характеристика понятий «человек» и «личность»

часто дополняется понятием «индивидуальность», которая характеризует отличие одного человека от другого, одной личности от другой. Как правило, индивидуальность определяется особыми чертами характера и темперамента, своеобразием творческой деятельности и способностей. Для полноты характеристики человека как общественного существа нельзя обойти также понятие «индивид», которое в переводе с латинского означает «единичность». Как понятие оно обозначает отдельного представителя человеческого рода безотносительно к его качествам.

Мы рассмотрели понятие«личность» и связанные с ним родственные научные категории. Как уже отмечалось, личностные качества развиваются и формируются прижизненно, поэтому для педагогики важное значение имеет раскрытие самих понятий «развитие» и «формирование», а также их взаимоотношений.

В начале данной главы уже было дано определение понятию «развитие» как процессу количественных и качественных изменений, которые происходят при биологическом и социальном созревании человека. Формирование — это специально организованный процесс приобретения конкретных личностных свойств и качеств в определенных условиях. Формировать* — значит придавать определенную форму, законченность.

Таким образом, формирование в отличие от развития представляет его результат на определенном этапе становления личности, а результат понимается как конкретный количественный параметр, например, готовность человека к определенной деятельности. При этом развитие выступает как общая цель, формирование – как текущий процесс достижения цели, а уровень готовности – диагностируемый результат развития человека на определенном этапе его формирования.

Так, например, подросток в соответствии с поставленной педагогической целью обеспечения социального развития прошел процесс формирования личностных качеств и достиг такого уровня готовности, когда он просто знает о конкретных личностных качествах (гуманизм, демократизм и т.п.), но они у него не закрепились, и он не может воспроизвести их в отношениях с другими людьми. Когда же эти качества закрепились и проявляются в общении с другими людьми — это другой уровень готовности к общению в социуме.

Одним из понятий, характеризующих взаимодействие человека с обществом, является понятие «социализация». В педагогике социализация рассматривается как процесс, в ходе которого личность примеряет на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными (В. А. Сластенин). Через эти роли личность имеет возможность проявить и раскрыть себя. О достаточном уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично.

Человек как общественное существо развивается целиком по социальной программе, заданной обществом, и источник формирова­ния личности находится не внутри, а вне ее. Правда, при этом нельзя абстрагироваться от биологической природы человека, так как он наделен определенными природными задатками и способностями, которые также оказывают влияние на социальное развитие человека. Укажем основные положения, определяющие биологическое влияние на развитие человека.

Для формирования человека как общественного существа большое значение имеет его природная способность к развитию. Это означает, что ребенок в состоянии освоить речь, прямохождение, нормы и правила поведения и т.д., т.е. все то, что в конечном итоге делает его личностью. Биологическое в формировании человека сказывается также в том, что у него

имеется определенная природная предрасположенность к той или иной деятельности (музыкальный слух, способность к поэзии, феноменальная память, особые физические свойства и т. д.). Именно эти задатки позволяют людям интенсивно развиваться в соответствующих видах искусства, науки и труда, а также влияют на их личностное формирование.

Таким образом, биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Но при этом следует понимать, что биологическая подструктура личности не противоречит ее социально обусловленной подструктуре, т.е. в конечном счете развитие личности определяется теми возможностями, которые заключают в себе внешние, средовые условия.

Одним из наиболее мощных факторов, оказывающих влияние на личностное развитие человека, является воспитание. Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей.

Таким образом, биологические задатки, среда и воспитание являются главными факторами развития и формирования личности (рис.20). Каково же влияние каждого из данных факторов в соотношении с другими? Среда воздействует на развитие личности в известной мере стихийно и пассивно, выступая как потенциальная возможность развития. Так, если необходимая среда имеется, то это еще ничего не гарантирует в обеспечении задач, связанных с формированием личности и подготовкой ее к жизни. Чтобы человек овладел способами профессиональной деятельности и сформировал в себе необходимые моральные и эстетические качества, требуется специальное и продолжительное воспитание (образование).

 

 

Рис. 20. Факторы, определяющие развитие личности

 

То же самое можно сказать и о творческих задатках человека. Для того, чтобы эти задатки проявились, необходимы определенные социальные условия и определенный уровень развития общества, а также и соответствующее воспитание (образование).

Таким образом, можно сделать следующий вывод:воспитаниеиграет определяющую роль в развитии личности. При этом воспитание выступает как содержание процесса формирования личности и определяет необходимый уровень готовности подрастающего поколения к жизнедеятельности.

Принято считать, что среда и воспитание являются внешними факторами развития личности, а к внутренним относятся природные склонности, влечения и вся совокупность чувств и переживаний человека. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов.

Раскрывая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий. Огромное значение в этом процессе придается активности самой личности, ее творчески-преобразующей деятельности. В зависимости от активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях. Поэтому неслучайно, что порой воспитательные воздействия не достигают целей педагога, так как учащийся имеет свои внутренние установки, не совпадающие с целями воспитательных воздействий. Поэтому, чтобы студент хорошо учился, необходимо, чтобы все внешние советы, поучения и замечания преподавателей вызывали положительный отклик в его сознании и чувствах, превращаясь во внутренние побудители его активности.

Таким образом, можно говорить о том, что процесс развития личности по существу приобретает характер саморазвития.

Саморазвитие личности происходит под влиянием внешних средовых и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положительное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой. Этот сложный процесс получил название персонификации воспитания (от лат. регsona — личность, facere — делать).

Сопоставляя персонификацию и социализацию личности, можно сказать, что персонификация не противоречит социализации, а является внутренним механизмом ее осуществления. Таким образом, все внешние социализирующие личность факторы (среда, воспитание) способствуют ее саморазвитию и формированию только когда они взаимодействуют с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой. Взаимодействие факторов (среда, воспитание), воздействующих на личность, с внутренними (потребности, мотивы, интересы, убеждения и т.д.) как раз и приводит личность к саморазвитию.

Как уже отмечалось ранее, личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания.

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень физического и психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью объективно существующих физиологических, психологических и социальных изменений (Психологический словарь). Каждый возрастной период развития личности имеет индивидуально-неповторимое содержание и определенные границы. Возрастные периоды характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. теми качествами и свойствами личности, которых не было раньше. При этом новое появляется закономерно подготовленное всем ходом предшествующего развития.

Источником развития, как известно, является социальная среда, которая становится совершенно иной, когда человек переходит от одного возрастного периода к следующему. Взаимодействие человека со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.

Для каждого возрастного периода характерно наличие основного, или ведущего, типа деятельности. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии человека.

Рассмотрим классификацию возрастных периодов, принятую в отечественной психологии (табл. 1).

Таблица I

Классификация возрастных периодов

 

Возраст Ведущая деятельность Основные психические новообразования
   
Младенческий (от рождения до 1 года) Общение со взрослыми, в основном с матерью Общение со взрослыми, в основном с матерью. Сенсомоторное развитие
Раннее детство (от года до 3 лет) Предметно-манипулятивная деятельность Способность ориентироваться в пространстве, способность пользоваться окружающими предметами в соответствии с их функциональным назначением. Формирование активной речи. Мышление носит наглядно-действенный характер
Дошкольный (от 3 до 6 лет) Игра Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Содержанием памяти является вербально осмысленный материал, а его механизмом –произвольное регулирование процесса запоминания и воспроизведения. Разви­тие самооценки и самосознания. Меж­личностные отношения
Младший школьный (от 6 до 10 лет) Учебно-познавательная деятельность Дальнейшее развитие частных психических процессов: восприятие, становясь более целенаправленным, превращается в наблюдение, усиливается произвольность внимания, растет количество запоминания, развивается воссоздающее воображение. Формирование характера. Развитие коммуникативных умений и навыков
Подростковый (от 10 до 14 лет) Общественно-полезная деятельность в различных ее формах: Общественно-организационная, учебная, про­изводственно-трудо­вая Чувство взрослости — субъективное переживание своего взросления, способствует самопознанию подростка, определению своего отношения к себе. Людям, окружающему миру. Наблюдается особая социальная активность,которая заключается в большой восприимчивости к нормам, ценностям и способам поведения, принятым в обществе. Складывается моральное сознание, сознательная регуляция своего поведения с переориентацией на нормы и ценности взрослых. Дружба
       
    Окончание табл. 1
   
Ранняя юность (от 14 до 18 лет) Учебно-профессиональная деяте­ль­ность Самоуважение, потребность в труде, самоутверждение. Формирование мировоззрения, становление эмоционально-воле­вой сферы личности
Юность (от 18 до 25 лет) Профессионально-познавательная и профессиональная деятельность Обобщенный способ познавательной и профессиональной деятельности. Система профессиональных знаний, умений и навыков. Профессиональное самоопределение
Молодость (от 25 до 30 лет) Профессиональная деятельность Активная жизненная позиция. Оформление профессионально важных качеств. Профессиональный опыт
Зрелость (от 30 до 55/60 лет) Профессиональная деятельность Творческая активность, социально-про­фес­сиональная позиция, интеграция важных качеств, индивидуальный стиль деятельности, потребность личности в реализации себя в профессиональной деятельности или любой другой
Пожилой (от 60 до 75 лет) Общественно-полезная деятельность: чаще организационная, ино­гда трудовая Потребность в передаче опыта, в уважительном и почтительном признании заслуг
Старческий (от 75 до 90 лет) Эмоциональное общение Потребность в общении со сверстниками, потребность во внимании окружающих
Долгожители (более 90 лет) Эмоциональное общение Потребность в ограниченном общении со сверстниками, частое желание уединиться, потребность в осмыслении прошлого

 

Для нас наиболее интересным возрастным периодом является ранняя юность, когда ведущей деятельностью является учебно-профессиональ­ная.

К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости. Это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения.

Мышление учащихся отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, приобретает теоретическую и критическую направленность.

Самостоятельность мышления в этом возрасте часто приобретает характер безапелляционных суждений и оценок, которые нередко еще по-детски наивны и односторонни. Юноши и девушки в этом возрасте нередко категоричны и нетерпимы в общении со всеми, даже со взрослыми. В людях, в отличие от подростков, они начинают ценить ум, культуру, образованность. Обостряется интерес и к сложным мировоззренческим проблемам: счастья, долга, свободы личности, смысла жизни.

Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Юношеское «Я» еще не определено, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Возрастает потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении, переживаются первые сильные чувства к противоположному полу. Вопрос выбора профессии становится одним из основных, требующих решения.

Периодизация профессионального становления личности, которая включает семь стадий рассмотрена в гл. 1.

 

Вопросы и задания для самопроверки

I. Дайте пояснение, почему личность имеет биосоциальную природу?

2. В чем сущность социальной составляющей личности?

3. Определите понятие «личность».

4. По каким критериям можно судить о мере личностного развития человека?

5. Соотнесите понятия «личность», «человек», «индивидуальность», «индивид».

6. Установите взаимосвязь между понятиями «развитие», «формирование» и «готовность к деятельности».

7. В чем сущность понятия «социализация личности»?

8. Как влияют на развитие личности внешние и внутренние факторы?

9. Какое значение имеет активность личности в собственном развитии?

10. Что такое персонификация воспитания, и как она взаимосвязана с саморазвитием личности?

11. Приведите классификацию возрастных периодов, принятую в отечественной психологии.

12. Каковы особенности возрастного периода «ранняя юность»?

13. Приведите профессионально ориентированную возрастную периодизацию.

⇐ Предыдущая1234567Следующая ⇒

Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 4278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



Факторы самореализации личности | Диплом по психологии

В приведенном определении самореализации личности отчетливо поставлен акцент на том, что самореализация предполагает активность самого субъекта под выраженным воздействием социальных факторов. Т.е. самореализация осуществляется во взаимодействии внешних и внутренних факторов.

Поскольку, как уже упоминалось, самореализация тесно связана с развитием личности, для изучения факторов самореализации целесообразно рассмотреть подробно изученные в психологической науке факторы развития личности.

Известно, что личность развивается под влиянием биологических и социальных факторов. Согласно классической культурно-исторической теории Л.С.Выготского, «личность не «созревает» из внутренних предпосылок, а «формируется», достраивается на биологическом фундаменте той системой общественных отношений, в которых развивается человек. Высшие психические функции не представлены в человеке от рождения, а даны лишь в виде потенциальной возможности. Переход из потенциального в актуальное происходит благодаря взаимодействию природных и социальных факторов в процессе социализации, важнейшим механизмом которой является интериоризация личностью культурного опыта человечества» [7]. В результате социальных влияний человек как биологическое существоиндивид – становится социальным существомличностью. Процесс развития личности при этом осуществляется в процессе социализации путем интериоризации общественного опыта (внешнее переходит во внутреннее).

Однако вся сущность человека не ограничивается понятиями «индивид» и «личность». Этих понятий недостаточно для описания, например, высших способностей человека и ярких проявлений его творческой активности. Существует еще одна, высшая, ступень развития человека – индивидуальность. «Процесс развития индивидуальности можно назвать индивидуализацией, в основе которой лежит механизм экстериоризации, то есть социальной отдачи личности, творчества. Но стать индивидуальностью можно, лишь став личностью, однако для этого недостаточно социальной детерминации. Здесь вступают в силу индивидуальные, личностные, субъектные факторы. Выдающаяся индивидуальность становится как бы над обществом, вступает с ним в противоречие, развивается вопреки социальным ожиданиям. Такой уровень развития нельзя свести к формированию. Индивидуальность не просто формируется, а самореализуется, саморазвивается» [7]. Процесс развития при этом совпадает с процессом самореализации и осуществляется в процессе творческой деятельности путем экстериоризации (внутреннее переходит во внешнее).

Следует отметить, что перечисленные ступени развития личности не имеют четких границ между собой: «уровни развития человека не следует понимать как этапы, разделенные во времени, точно также ступени развития – это не хронологические стадии, а скорее характеристики неких качественных результатов развития, которые не всегда последовательны» [7].

Иногда процесс самореализации наблюдается на ранних этапах онтогенеза, как видно на примерах детской одаренности. «Раннее развитие способностей, казалось бы, свидетельствует об их врожденности и приоритете биологических факторов. Однако это развитие возможно только при определенном уровне социализации человека, без которой не формируется готовность к самореализации» [7].

Важно, что, развиваясь в самореализации, личность сама выбирает для себя направления деятельности и тем самым самостоятельно руководит процессом собственного развития. Т.е., если процесс социализации как основы развития личности происходит преимущественно под влиянием внешних факторов, то для процесса самореализации как развития индивидуальности характерна преимущественно внутренняя мотивация. «Детерминация посредством внутренней мотивации предполагает действие инициирующих и регулирующих самореализацию факторов изнутри личного «Я». Такая детерминанта связана с внутренним локусом каузальности, относится к самой личности. Личность предпочитает тот или иной тип самореализации на основе собственного выбора … Человек выбирает такое окружение, такие условия, которые способствуют осуществлению свободы выбора» [9]. Другими словами, в процессе самореализации личность является субъектом собственного развития.

Однако это не означает, что внешние социальные факторы, действовавшие на этапе социализации личности, утрачивают свою актуальность. Они продолжают действовать, но уже не как внешние, а как внутренние факторы, ранее усвоенные (интериоризованные) личностью.

Кроме того, самореализация всегда предполагает непосредственное взаимодействие человека с предметной и социальной средой, она осуществляется в направлении во внешний мир, и текущие характеристики внешней среды всегда оказывают на нее определенное воздействие: «индивидуальная самореализация … детерминируется и внешними, объективными факторами, условиями в которых (и через которые) она осуществляется» [9]. «Самореализация личности воплощается в ее деятельности и в отношениях с предметной и социальной средой. … путь к себе проходит через деятельность во внешнем мире» [3].

Поэтому принято считать, что «Проблема самореализации личности является узловой пробле­мой взаимодействия индивида и общества. В ней, как в фокусе, высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: соци­альная детерминация индивидуального сознания и роль собствен­ной активности субъекта в этой детерминации» [2].

В связи с этим подвергается критике одно из положений теории Маслоу, согласно которому самореализация представляет собой максимальное развитие всего заложенного в человеке потенциала. «Как указывает М.Б.Смит, «пороки и зло точно так же входят в число человеческих потенций, как и добродетель, специализация – точно так же, как всестороннее развитие. Этику нельзя привязать к биологии, как это пытался сделать Маслоу». В.Франкл, также критикуя эту доктрину, названную им «потенциализмом», приводит в качестве примера Сократа, который считал, что он имел все задатки для того, чтобы стать талантливым преступником. Хорошо или плохо, что он не реализовал эти потенции? Франкл говорит о необходимости постоянного принятия решений о том, какие из возможностей, потенций заслуживают реализации, о бремени выбора, лежащем на человеке по этой причине, о примате должного над возможным. «Всесторонняя самоактуализация не является ни возможной, ни желательной, – замечает в этой же связи еще один автор. – Некоторые из потенций всегда приносятся в жертву, когда человек выбирает определенный путь в жизни… В процессе своей жизни человеку приходится отказываться от многих возможностей, которые несовместимы с его актуальным образом жизни» [14].

Таким образом, личность никогда не реализует все свои возможности, она выбирает для себя определенные направления самореализации, и на этот выбор оказывают влияние социальные факторы.

Эта закономерность отчетливо прослеживается в результатах гендерных исследований. Известно, что общество предписывает мужчинам и женщинам различные социальные роли. Результаты исследований свидетельствуют о том, что, усвоив гендерные стереотипы, юноши и девушки склонны выбирать направления социализации, соответствующие своей гендерной роли: «в самореализации юношей и девушек отражены гендерные сте­реотипы, характеризующие нормативные представления общества о мужчинах и женщинах … для самореализации девушек свойственна … приоритетная на­правленность на сферу семейных и межличностных отношений, в то время как для самореализации юношей – … мотивация, проявляющаяся преимущественно в про­фессиональной и учебной деятельности» [8].

Рассмотрим внешние и внутренние факторы самореализации личности более подробно. Согласно большинству классификаций, выделяют факторы самореализации, которые могут быть соотнесены с внешними и внутренними: зависящие и не зависящие от человека, объективные и субъективные и т.п. [12; 13; 21 и др.]. Согласно более подробной классификации факторов самореализации, различают [13]:

  1. Психоэкологические факторы – влияние экологических факторов (загрязнение воздуха, неблагоприятный температурный режим и т.д.) на психику человека, вследствие чего может проявляться снижение жизненного тонуса и другие явления, отрицательно влияющие на самореализацию.
  2. Психофизиологические факторы – анатомо-физиологические особенности, являющиеся предпосылкой для успешной самореализации человека в какой-либо сфере, а также свойства нервной системы и темперамента.
  3. Психологические факторы – познавательные процессы, свойства личности и психоэмоциональные состояния, способствующие или препятствующие самореализации личности.
  4. Педагогические факторы – особенности обучения и воспитания личности, уровень образования.
  5. Социальные факторы – различного рода институты социализации, обеспечивающие социально-ролевые позиции участникам, способствующие или препятствующие самореализации личности.

Наибольшую значимость при этом представляют психологические факторы. По мнению П.П.Горностая, вся совокупность психологических факторов, влияющих на самореализацию личности, образует одну обобщенную характеристику – психологическую готовность к самореализации. Психологическая готовность к самореализации представляет собой «системное явление, проявляющиеся в виде ситуативной (например, состояние вдохновения) или долговременной, устойчивой готовности, являющихся диалектическим единством психических состояний и свойств личности» [7]. В структуре психологической готовности к самореализации П.П.Горностай выделяет следующие блоки [7]:

  1. Отношение к себе – представляет собой элемент самосознания личности. Оно включает в себя оценку своих возможностей, которая может выражаться в осознании призвания, особого предназначения личности, возможности решить задачу, недоступную другим. Однако оно может быть и неосознанным (или недостаточно осознанным) и опираться на интуицию. Этот блок включает в себя также образ идеального «Я» или, шире – идеалы личности.
  2. Направленность личности – мотивы и потребности творчества (мотивы самоактуализации) и ценностные ориентации личности. Потребности и ценностные ориентации выражаются в интересах, склонностях, желании творить, потребности выразить себя в творческом произведении.
  3. Качества индивидуальности – способности личности, являющиеся важнейшим фактором (фундаментом) самореализации. Для самореализации наибольшее значение имеют способности к творчеству и способности к системному мышлению [9]. Развитие способностей непосредственным образом связано с развитием отношения к себе и направленности.
  4. Опыт личности – способствует реализации потребностей в творчестве и самореализации. Это не только непосредственный опыт, но и фиксированные установки, диспозиции личности. Установка определяет направленность активности человека и трактуется именно как готовность к определенным способам деятельности. Можно говорить об установке на самореализацию, то есть, состоянии, которое способствует включению механизмов самореализации при определенных условиях.

Еще одним основанием для классификации факторов, влияющих на самореализацию личности, является характер этого влияния, в зависимости от которого различают факторы, способствующие и препятствующие самореализации личности [2; 10 и др.]. При этом факторы, препятствующие самореализации, рассматриваются как барьеры самореализации.

Социальные (внешние) барьеры самореализации подробно рассмотрены в работах Карен Хорни. «Согласно её точке зрения, под воздействием культурных и социальных условий существования человека, его желания оказываются расщепленными и направленными в противоположные стороны. … Как правило, люди вынуждены выбирать между желаниями, влекущими их в противоположных направлениях. В результате этого фактора, между желаниями и обязанностями, между собственными убеждениями и мнением других людей, между представлениями о ценностях и способностью личности им следовать, может возникнуть глубокий внутренний конфликт. Напряженность таких конфликтов в значительной степени детерминируется … цивилизацией, в которой живет человек. … Он может подчиняться ожиданиям сообщества или быть инакомыслящим индивидуалистом, быть общительным или жить затворником» [23]. Одним из факторов, влияющих на степень напряженности таких социально обусловленных барьеров самореализации, по мнению Хорни, является нестабильность общества, социальных условий жизнедеятельности человека: «Человеческая психика не в состоянии быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям среды, в результате чего возникают противоречия между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения в существующей культуре» [23].

О том, что неудовлетворение потребностей более низкого уровня препятствует проявлению потребности самоактуализации, говорил и А.Маслоу: «движение к самоактуализации не может начаться, пока индивидуум не освободится от доминирования низших потребностей, таких как потребности в безопасности или уважении» [22]. Таким образом, барьером для самореализации личности могут стать такие условия ее жизнедеятельности, в которых не могут быть удовлетворены ее базовые потребности или их удовлетворение требует чрезвычайно больших временных и энергетических затрат.

Отечественные авторы так же подчеркивают, что социальные факторы могут как способствовать, так и препятствовать развитию самореализации, обращая внимание, например, на «особенности социально-исторического образа жизни, в рамках которого человек может (или не может) выбирать виды деятельности. … для успешной реализации жизненных планов необходима свобода, трактуемая в психологии как свобода выбора» [21].

Разновидностью социальных барьеров социализации являются барьеры, связанные с гендерными стереотипами: «Ученые отмечают определенные трудности в реализации себя, наблюдаемые как у мужчин, так и у женщин, во многом обусловленные особенностями гендерной социализации. … Самореализация обозначает принятие себя, своих личностных и половых особенностей, но этот процесс может за­труднять конфликты между индивидуальными особенностями и традиционными представлениями о гендерных ролях» [24].

Среди психологических (внутренних) барьеров самореализации личности отмечают низкую самооценку [10], пассивную и неадекватную жизненную позицию [2], различного рода страхи [14] и т.п. Многие авторы [6; 21 и др.] считают одним из важных психологических барьеров самореализации ригидность как негибкость, неготовность и неспособность реагировать на изменения, вызванные сменой макросоциальных условий: «чем выше ригидность, тем сильнее блокируются каналы выхода во внешнюю среду, тем сильнее игнорируются возможности самореализации, которые открываются во взаимодействии человека со средой, тем вероятнее появление поведенческих и других стереотипов в неадекватных для них условиях» [6]. Все перечисленные внутренние факторы ассоциируются с психологической адаптацией, душевным здоровьем человека.

Изучая жизненную ретроспективу пожилых людей, Т.З. Козлова обнаружила, что «объяснение своей нереализованной жизни одна половина респондентов находит в объективных факторах (последствия войны, неблагополучная родительская семья, собственная болезнь или болезнь детей, реформы 90-х годов и пр. ), а другая – в субъективных (собственная неорганизованность, вредные привычки, отсутствие воли и т.д.)» [10].

А.Маслоу также указывал, что процесс самоактуализации может быть ограничен различными внешними и внутренними факторами, к которым он относил [22]:

  1. Негативное влияние прошлого опыта и возникшие в результате привычки, которые замыкают личность в непродуктивмом поведении;
  2. Социальные влияния и групповое давление, которое часто действует против вкусов и суждений личности;
  3. Внутренние защиты, которые отрывают личность от самой себя.

Таким образом, на особенности самореализации личности влияет огромное количество внешних и внутренних, способствующих и препятствующих самореализации факторов. Общая закономерность состоит в том, что в каждом человеке природой заложен мощный внутренний потенциал, особенности реализации которого в течение жизненного пути зависят от внешних воздействий. Влияние социальных факторов определяет, какие из заложенных природой возможностей человека будут развиты и реализованы, а какие нет. То, в какой мере первые будут развиты, зависит так же от внутренних факторов, внешних условий среды и их взаимодействия между собой.

Такие выводы имеют большое практическое значение. Из них следует, что для максимального саморазвития личности необходимо создание оптимальных условий саморазвития, устранение барьеров саморазвития. Эта мысль хорошо проиллюстрирована Карен Хорни: «Вам не нужно (да фактически вы этого и не можете), – пишет она, – учить желудь, как ему вырасти в дуб. Но если желудю дать возможность, его внутренняя сущность разовьется. Сходным образом, если человеку предоставлена возможность, он склонен развивать заложенные в нем человеческие задатки» [23].

Далее: Структура и механизм самореализации

Процесс социализации: развитие личности

Личность Развитие

   буйный
эмоциональный тон


Личность человека представляет собой комплекс психические особенности, которые отличают их от других людей. Это включает в себя все модели мышления и эмоций, которые заставляют нас делать и говорить вещи особым образом. На базовом уровне личность выражается через наш темперамент или эмоциональный тон. Однако, личность также окрашивает наши ценности, убеждения и ожидания. Есть многие потенциальные факторы, которые участвуют в формировании личности. Эти факторы обычно рассматриваются как происходящие от наследственности и окружающей среды. Исследования психологов за последние несколько десятилетий все чаще указывали на более важное значение наследственных факторов, особенно для основных черт личности, таких как эмоциональный тон. Тем не менее, приобретение ценностей, убеждений и ожиданий, по-видимому, в большей степени обусловлены социализацией и уникальный опыт, особенно в детстве.

Некоторые наследственные факторы, формирующие личность развития делают это в результате взаимодействия с конкретными социальными среды, в которой живут люди. Например, ваш генетический унаследованные физические и умственные способности влияют на то, как другие видят вас, а впоследствии и то, как вы себя видите. Если у вас плохая моторика которые мешают вам бросить мяч прямо и если вы регулярно получаете плохие оценки в школе, вы, скорее всего, быть отмечены вашими учителями, друзьями и родственниками как кто-то, кто неадекватность или провал в той или иной степени. Это может стать самоисполняющееся пророчество, поскольку вы все больше воспринимаете себя таким образом и становитесь все более пессимистичными в отношении своих возможности и ваше будущее. Точно так же ваше здоровье и внешний вид, вероятно, будут очень важно для развития вашей личности. Вы можете быть слабым или крепкий. У вас может быть нарушение обучаемости. Вы можете быть стройной в культура, которая считает ожирение привлекательным или наоборот. Эти в значительной степени наследственные факторы, вероятно, заставят вас чувствовать, что вы красивый, уродливый или просто адекватный. Точно так же цвет кожи, пол и сексуальная ориентация может иметь большое влияние на то, как вы воспринимаете сам. Принимают ли вас другие как нормального или ненормального может заставить вас думать и действовать социально приемлемым или маргинальным и даже девиантный способ.

  культурно девиантные волосы
стиль выбранный по этим
Север американский женщины
помечать их социально
маргинальный образ жизни

Существует много потенциальных воздействий окружающей среды. которые помогают формировать личность. Практика воспитания детей особенно критический. В доминирующей культуре Северной Америки дети обычно воспитываются так, побудить их стать самостоятельными и независимыми. Дети часто им позволяют вести себя как равные своим родителям. Для Например, они участвуют в принятии решений о том, какой тип пищи и развлечение, которое будет у семьи на вечеринке. Детям выплачиваются пособия и небольшие работы по дому, чтобы научить их нести ответственность за сами себя. Напротив, детей в Китае обычно поощряют думать и действовать как член своей семьи и подавлять собственные желания когда они вступают в противоречие с потребностями семьи. Независимость и уверенность в своих силах рассматривается как признак несостоятельности семьи и обескураженный. Неудивительно, что китайские дети традиционно им не разрешалось действовать наравне со своими родителями.

Несмотря на значительные различия в воспитании детей практики во всем мире, есть некоторые сходства. Мальчики и девочки социализируются по-разному в той или иной степени во всех обществах. Они получают различные сообщения от родителей и других взрослых относительно того, что подходящее для них занятие в жизни. Им предлагается подготовиться к их будущее на должностях, соответствующих их полу. Мальчикам чаще разрешается свобода экспериментировать и участвовать в физически рискованной деятельности. Девочек поощряют учиться выполнять домашние обязанности и участвовать в воспитание ребенка по присмотру за детьми. Если дети не соблюдают эти традиционных путей, их часто называют маргинальными или даже девиантными. Девушки могут называться «сорванцами», а мальчиков могут высмеивать за то, что они недостаточно мужской.

 

рискованная деятельность, которая до
конце 20 века было разрешено
только для мужчин в большинстве обществ

Всегда есть уникальные ситуации и межличностные события, которые помогают формировать нашу личность. Такие вещи как наличие родителей-алкоголиков, серьезные травмы в автомобильной аварии или изнасилование может оставить душевные шрамы, которые делают нас боязливыми и менее доверчивыми. Если вы единственный ребенок, вам не нужно учиться идти на компромисс. так же, как дети, у которых есть несколько братьев и сестер. Случайные встречи и действия может иметь большое влияние на всю оставшуюся жизнь и повлиять на нашу личность. Например, быть принятым для поступления в престижный университет или оказаться в нужном месте в нужное время, чтобы встретить человека, который станет ваш супруг или спутник жизни может значительно изменить ход всей вашей жизни. Точно так же, будучи призванным в армию во время войны, узнав, что вас удочерили, или лично свидетелем трагического события, такого как разрушение Мира Башни торгового центра в Нью-Йорке могут изменить вашу основную перспективу.


Существуют ли типы личности?

Мы часто разделяем черты характера с другими, особенно члены нашей собственной семьи и сообщества. Это, наверное, из-за в основном к тому, чтобы социализироваться примерно таким же образом. Для нас это нормально приобретают черты личности в результате инкультурации. Большинство людей перенимают традиции, правила, манеры и предубеждения их культура. Учитывая этот факт, неудивительно, что некоторые исследователи утверждают, что существуют общенациональные типы личности, особенно в культурно однородных обществах. В течение 1940-х годов ряд ведущих антропологов и психологов утверждали, что существуют разные японские и немецкие личности, которые привели эти две нации к просмотру другие страны пытаются их уничтожить.

Понятие национального типы личности в первую очередь берут свое начало в антропологии с исследованием Рут Бенедикт, начиная с 1920-х гг. Она считала, что личность почти полностью выучил. Она сказала, что нормальные люди приобретают отчетливые этос , или культурно-специфический личностный паттерн в процессе инкультурации как дети. Далее Бенедикт сказал, что наша культурная личность паттерны считаются нами «естественными», а другие личностные паттерны рассматривается как «неестественный» и девиантный. Она сказала, что такие чувства характерны для всех людей во всех культурах, потому что мы этноцентрический. Бенедикт сравнил типичные личности 19Североамериканский век Равнинные индейцы с фермерами пуэбло индейцы Юго-запада. Она сказала, что бизоны, охотящиеся на равнины Характер индейцев можно было охарактеризовать как агрессивный, склонный к насилие и стремление к экстремальным эмоциональным состояниям. Напротив, она сказала что типичный индеец пуэбло был полной противоположностью — миролюбивым, неагрессивным и трезвым по характеру.

 
Индийские равнины  
 

 Полинезийская женщина

Взгляды Бенедикта были особенно популярны в 1930-х среди ранние феминистки, такие как ее ученица Маргарет Мид. Это было потому, что если личность полностью изучена, это означает, что женское и мужское черты личности не запрограммировано биологически. Другими словами, культура, а не гены делают женщин заботливая по отношению к детям и пассивная по отношению к мужчинам. Так же, культура делает мужчин агрессивными и властными. Если это правда, то эти стереотипное поведение можно изменить и даже обратить вспять. Мед проведен этнографическая полевая работа среди полинезийцев и меланезийский народы южной части Тихого океана, чтобы найти примеры обществ, в которых женственность и мужественность имеют очень отличные и даже противоположные характеристики от тех, встречается в западном мире. Она начала свои исследования на Самоа в 1925 где она обнаружила расслабленный подростковый возраст, когда мальчики и девочки свободно говорят о сексе. а не скрыто или подавлено.


ПРИМЕЧАНИЕ. В 1983 году Дж. Дерик Фриман утверждал, что Маргарет Мид была неправа в своем утверждении. о расслабленном самоанском подростковом возрасте в отношении сексуальности. Он описал Самоанское общество как сравнительно пуританское в результате христианской миссионерские влияния. Другие исследователи возражали, говоря, что Фриман провел большую часть своих полевых исследований спустя поколение после Мида и этого самоанского общество могло измениться за это время.


Большинство современных антропологов считают, что Бенедикт а ее ученики зашли слишком далеко в своих утверждениях о влиянии культуры на личность формирования и в обесценивании наследственности. Они также были склонны к чрезмерному упрощению, определяя людей, которые не разделяет всех черт «национального типа личности», как девианты. Более правильно рассматривать членов общества как имеющих ряд типов личности. То, что описывал Бенедикт, на самом деле было модальная личность . Это самый распространенный тип личности в обществе. В действительности, обычно в каждом обществе существует ряд нормальных типов личности.

В начале 1950-х Дэвид Рисман предложил что есть три распространенных типа модальной личности, которые встречаются вокруг мир. Он называл их ориентированными на традицию, направленными внутрь себя и другими направленными. личности. личность, ориентированная на традиции — это тот, который делает сильный акцент на делать вещи так же, как они всегда делались. Физические лица с таким типом личности менее склонны пробовать что-то новое и искать новый опыт. Те, у кого направленных внутрь личности, являются ориентированный на чувство вины. То есть их поведение строго контролируется их совесть. В результате, полиции не нужно уверены, что они соблюдают закон. Эти люди следят за собой. Если они нарушат закон, они, скорее всего, сдадутся для наказания. Напротив, люди с другие личности имеют более неоднозначное отношение к правильному и неправильному. Когда они отклоняются от общественной нормой, они обычно не чувствуют себя виноватыми. Однако, если они застигнутые врасплох или выставленные на всеобщее обозрение, они, скорее всего, почувствуют стыд.

Сторонники концепции Рисмана о трех модальных личности позволяют предположить, что наиболее распространена личность, ориентированная на традицию. в малых обществах и в некоторых субкультурах крупных. Говорят, что личности, ориентированные на внутренний мир, более распространены в некоторых крупных обществах, особенно в культурно однородных. Напротив, личность, ориентированная на других, скорее всего, будет находиться в культурно разнообразные крупномасштабные общества, в которых нет единообразия в процессы социализации и значительная анонимность горожан.

В то время как анализ личности Рисмана был проницательный, критики указали, что люди могут иметь характеристики всех трех выявленных им модальных типов. Например, большинство северных Американцы, вероятно, не чувствуют вины за превышение скорости, когда они едут по автострадам, однако они будут чувствовать себя очень виноватыми, сбив кого-то на своей машине и, скорее всего, вызовет полицию. Другими словами, для некоторых нарушения закона они ориентированы на других (или контролируются стыдом), а для других они направлены внутрь (или контролируются чувством вины). Точно так же многие люди любят делать что-то одно и то же каждый день, но ищите новый опыт в других областях их жизни. Вы можете носить тот же стиль одежду и проводите свободное время в одном и том же месте с друзьями большую часть дня. Тем не менее, вам может легко надоесть есть одни и те же продукты каждый день, и вы регулярно посещаете новые рестораны, когда идете поесть. В Другими словами, вы ориентируетесь на традиции в одних вещах, но не в других.

 

Предыдущий Тема 

Вернуться в меню  

  Практика Викторина

  Далее Тема  


Последний раз эта страница обновлялась Вторник, 4 июля 2006 г.
Copyright 2002-2006 Деннис О’Нил. Все права защищены.
Авторы иллюстраций

1.2: Факторы социализации — Социальные науки LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    116254
  • Влияние семьи, общества, культуры и сообщества — все это факторы, которые необходимо учитывать при понимании социализации. Как природа и воспитание влияют на детство? В этом разделе мы рассмотрим, как семья, общество и культура влияют на жизнь детей. Вы узнаете, как естественные науки (биология) и социальные науки (антропология, психология, социальная работа и социология) изучают это влияние на детей.

    Определение социализации

    Летом 2005 года детектив полиции Марк Холсте проследил за следователем из Департамента по делам детей и семьи в дом в Плант-Сити, Флорида. Они были там, чтобы изучить заявление соседа о ветхом доме на Олд-Сидней-роуд. Сообщалось, что маленькая девочка выглядывала из одного из разбитых окон. Это казалось странным, потому что никто из соседей не видел маленького ребенка в доме или рядом с ним, в котором последние три года жили женщина, ее бойфренд и двое взрослых сыновей. Кем была таинственная девушка в окне? Войдя в дом, детектив Холсте и его команда были потрясены. Это был худший беспорядок, который они когда-либо видели, кишащий тараканами, испачканный фекалиями и мочой как людей, так и домашних животных, наполненный ветхой мебелью и рваными оконными покрытиями. Детектив Холсте прошел по коридору и вошел в маленькую комнату. Там он и нашел маленькую девочку с большими пустыми глазами, смотрящую в темноту. Позднее в газетном сообщении описывалась первая встреча детектива с ребенком: «Она лежала на полу на рваном заплесневелом матрасе. Она свернулась на боку. . . ее ребра и ключицы торчали. . . ее черные волосы были спутаны, и в них кишели вши. Укусы насекомых, сыпь и язвы покрывали ее кожу. . . Она была голая, если не считать вздутого подгузника. … Ее звали, как сказала мать, Даниэль. Ей было почти семь лет» (DeGregory, 2008). Детектив Холсте немедленно вынес Даниэль из дома. Ее доставили в больницу для лечения и обследования.

    В ходе тщательного обследования врачи установили, что, несмотря на сильное истощение, Даниэлла могла нормально видеть, слышать и произносить звуки. Тем не менее, она никому не смотрела в глаза, не умела жевать и глотать твердую пищу, не плакала, не реагировала на раздражители, обычно вызывающие боль, и не умела общаться. со словами или простыми жестами, такими как кивание «да» или «нет». Точно так же, хотя тесты показали, что у нее нет хронических заболеваний или генетических аномалий, она могла стоять только тогда, когда кто-то держал ее за руки, и она «ходила боком на носочках, как краб» (DeGregory, 2008). Что случилось с Даниэль? Проще говоря: помимо основных требований для выживания ею пренебрегали. Основываясь на своем расследовании, социальные работники пришли к выводу, что ее оставили почти в полном одиночестве в комнатах, подобных той, где ее нашли. Без регулярного взаимодействия — держания на руках, объятий, разговоров, объяснений и демонстраций, предлагаемых большинству маленьких детей, — она не научилась ходить или говорить, есть или взаимодействовать, играть или даже понимать окружающий ее мир. С социологической точки зрения Даниэль не была социализирована.

    Социализация — это способ усвоения норм и идей общества, который помогает поддерживать социальную и культурную преемственность. Это то, как дети узнают и начинают понимать мир, в котором они живут. Это развивается по мере того, как дети взаимодействуют с различными «агентами» в своей жизни. В этой главе будут обсуждаться некоторые из сильнейших агентов социализации.

    Пандемия COVID-19 действительно изменила то, как мы общались как нация. В Соединенных Штатах, как и за рубежом, на какое-то время были введены блокировки, что заставляло нас полагаться на технологии больше, чем в прошлом. Распорядок дня, который мог включать посещение школы, участие в мероприятиях вне дома (например, спорт, клубы, общественные работы) и взаимодействие со сверстниками, изменился и привел к большему количеству экранного времени и минимальному общению с людьми лицом к лицу для семей, но особенно детей всех возрастов. (Ранджбар, К., Хоссейнпур, Х., Шахриарирад, Р. и др., 2021). Никто не мог представить, что вирус повлияет на то, как мы социализируемся, и понять важность социально-эмоционального развития. Это приводит нас к пониманию того, как черты, которые мы, возможно, унаследовали или изучили, помогают в нашем общем развитии.

    Природа против воспитания

    Природа против воспитания — все о генах и наследственности, о том, как ваши гены взаимодействуют с окружающей средой и как ваша среда взаимодействует с вашими генами. Что такое природа против воспитания? Природа относится к нашим генам, а воспитание относится к окружающей среде. Они являются источниками, создающими индивидуальные различия в развитии. Мы, как правило, знаем о генах больше, чем о том, как окружающая среда влияет на нас, потому что окружающая среда имеет бесчисленное множество факторов, влияющих на наше развитие.

    Два наиболее важных термина, которые следует понимать при сравнении природы и воспитания, — это генотип и фенотип. Генотип — это просто генетическая конституция (или неизменный состав) индивидуального организма. Фенотип – совокупность наблюдаемых характеристик особи, возникающая в результате взаимодействия ее генотипа с окружающей средой. Теперь, когда мы определили генотип и фенотип, давайте посмотрим, как наша генетика взаимодействует с окружающей средой.

    Пассивная корреляция генотип-среда происходит, когда дети пассивно наследуют гены и среду, которую обеспечивает их семья. Некоторые поведенческие характеристики, такие как склонность к спорту, могут передаваться по наследству. Дети унаследовали как гены, которые обеспечили бы успех в этих действиях, так и стимулы окружающей среды для участия в этих действиях.

    Вызывающая воспоминания корреляция генотип-среда относится к тому, как социальная среда реагирует на людей на основе их унаследованных характеристик. Например, если у человека более общительный или застенчивый темперамент, это повлияет на то, как к нему или к ней относятся другие.

    Активная корреляция генотип-среда происходит, когда люди ищут среду, которая поддерживает их генетические тенденции. Это также называется выбором ниши. Например, дети с музыкальными наклонностями ищут музыкальное образование и возможности, которые развивают их естественные музыкальные способности.

    Генетические исследования постоянно показывают наследуемое влияние во многих традиционных областях психологических исследований, таких как психические заболевания, личность, когнитивные нарушения и способности, а также употребление и злоупотребление наркотиками. Некоторые области, демонстрирующие сильное генетическое влияние, могут быть более удивительными, например, самооценка, интересы, отношения и школьная успеваемость (Plomin & Asbury, 2005).

    Было проведено много исследований на братьях и сестрах, чтобы показать, какое влияние сильнее, гены или окружающая среда. Братья и сестры часто похожи, но их сходство коренится в их генах, а не в общей среде. Окружающая среда чрезвычайно важна для человеческого развития, но генетические исследования, вне всякого сомнения, показали, что наиболее эффективными воздействиями окружающей среды являются те, которые делают детей в одной семье разными, а не похожими. Эти воздействия окружающей среды называются неразделяемыми, потому что они не разделяются детьми, растущими в одной семье (Plomin & Asbury, 2005). В неразделенной среде дети могут испытывать различия в родителях, сверстниках, учителях, практиках здоровья и хорошего самочувствия, взглядах, убеждениях и религиозных практиках. Эти различия в неразделенных влияниях окружающей среды могут привести к различиям в поведении.

    На протяжении всего периода развития ребенка у детей могут происходить генетические изменения. Генетические изменения просто означают, что генетические эффекты в одном возрасте отличаются от генетических эффектов в другом возрасте; то есть одни и те же гены могут по-разному влиять на мозг восьмилетних и восемнадцатилетних (Plomin & Asbury, 2005). Например, изменение генетических эффектов в развитии, вероятно, является причиной того, что трудно найти поведенческие маркеры в детстве для людей, которые впоследствии становятся шизофрениками. Хотя возможно, что «гены шизофрении» не включаются до подросткового возраста, более вероятно, что эти гены действуют одинаково до и после подросткового возраста, но проявляют свои галлюцинаторные и параноидальные эффекты только после развития мозга подростков (Plomin & Asbury). , 2005).

    Рисунок \(\PageIndex{1}\): Генетика этих близнецов идентична друг другу, как и их внешний вид. (CC BT-ND 2.0; ethermoon через Flickr)

    Темперамент

    Каково происхождение человеческой личности? Являются ли они главным образом результатом истории подкрепления ребенка? Заученные атрибуции ребенка о социальном мире? Гены ребенка? Или нужно понять больше, чем в результате простого выбора между природой и воспитанием (Rothbart, 2007)? Благодаря генетике мы развиваем темперамент.

    Темперамент состоит из врожденных характеристик, которые определяют индивидуальную чувствительность к различным переживаниям и реакцию на модели социального взаимодействия. Есть ли связь между темпераментом ребенка и развитием личности? Понимание темперамента занимает центральное место в нашем понимании развития, а конструкции темперамента связаны с индивидуальными различиями как в личности, так и в лежащих в основе нейронных функциях (Rothbart, 2007). Темперамент и опыт объединяются, чтобы «вырастить» личность, которая будет включать в себя развивающееся познание ребенка о себе, других, физическом и социальном мире, а также его или ее ценности, отношения и стратегии выживания (Rothbart, 2007).

    С раннего младенчества дети проявляют значительную изменчивость в своих реакциях на окружающую среду. Один ребенок пуглив, у него кратковременная концентрация внимания, и он плачет даже во время умеренно стимулирующей игры; другому ребенку нравится энергичная игра, его трудно отвлечь, и он ищет интересные события. Эти реакции вместе с регулирующими их механизмами составляют темперамент ребенка (Rothbart, 2007). Раннее развитие темперамента может привести к поведенческим проблемам в подростковом возрасте. С самого рождения у детей развивается темперамент, а через темперамент дети развивают другие социальные модели поведения, такие как совесть и сочувствие. Например, в ходе исследования у более пугливых детей в дошкольном возрасте развивалась более развитая совесть, чем у менее пугливых детей. Страх дает внутренние сигналы дискомфорта, которые можно отнести к совести, а не к внешнему вознаграждению или принуждению (Rothbart, 2007). В том же исследовании было отмечено, что отношение между темпераментом и совестью также зависит от воспитания. Пугливые дети, получившие мягкую и некарательную социализацию, развили большую совесть, чем боязливые дети, чьи родители были карательными.

    Рисунок \(\PageIndex{2}\): Черный отец играет с младенцем. (Общественное достояние; NappyStock через подгузник)
    Время регистрации!
    Понимание расовой социализации
    Рисунок \(\PageIndex{3}\): Сверстники играют в карты. (CC BY 2.0; Zackary Drucker через Genderphotos.Vice)
    Время регистрации!
    Рисунок \(\PageIndex{4}\): Какая скрытая учебная программа может использоваться в этом начальном классе? (CC BY 2. 0; USAG-Humphreys через Flickr)
    Время регистрации!
    Спорные учебники

    Сообщество, в котором живет ребенок, может дать ребенку реальный опыт, который повлияет на его взгляды и мировоззрение. Аспекты сообщества, такие как разнообразие сообщества, доступ к ресурсам, подверженность насилию, внеклассные мероприятия и программы, а также повседневное поведение членов сообщества, могут повлиять на ребенка. Другими компонентами сообщества, которые следует принимать во внимание, являются индивидуалистические (те, которые делают акцент на потребностях отдельного человека, а не на потребностях группы в целом) или коллективистское сообщество (подчеркивают потребности и цели группы в целом, а не потребности и желания каждого человека), и если сообщество ориентировано на ребенка.

    Рисунок \(\PageIndex{5}\): Девочки-скауты помогают построить дождевой сад. (CC BY 2.0; USAG-Humphreys через WordPress)

    Хотя некоторые религии являются неформальными институтами, здесь мы сосредоточимся на практиках, за которыми следуют формальных институтов. Религия является важным средством социализации для многих людей. Соединенные Штаты полны синагог, храмов, церквей, мечетей и подобных религиозных общин, где люди собираются, чтобы поклоняться и учиться. Как и другие учреждения, эти места учат участников тому, как взаимодействовать с материальной культурой религии (например, с мезузой, молитвенным ковриком или облаткой для причастия). Для некоторых людей важные церемонии, связанные со структурой семьи, такие как брак и рождение ребенка, связаны с религиозными праздниками. Многие религиозные учреждения также поддерживают гендерные нормы и способствуют их обеспечению посредством социализации. От церемониальных обрядов перехода, которые укрепляют семейную единицу, до динамики власти, которая укрепляет гендерные роли, организованная религия способствует общему набору социальных ценностей, которые передаются в обществе.

    Рисунок \(\PageIndex{6}\): Двое мужчин из хасидской еврейской общины. (CC BY-ND 2.0; leibtropper через Openverse.) Рисунок \(\PageIndex{7}\): Женщина говорит о дискриминации на рабочем месте. (CC BY-ND 2.0;
    DG EMPL через Flickr)

    Разные профессии требуют разных типов социализации. В прошлом многие люди работали на одной работе до выхода на пенсию. Сегодня тенденция состоит в том, чтобы менять работу не реже одного раза в десятилетие. Это означает, что люди должны социализироваться и социализироваться в различных рабочих средах.

    Эффект «Принцесса Культура»
    Время регистрации!

    Ссылки

    Ранджбар, К., Хоссейнпур, Х., Шахриарирад, Р., Гаем, Х., Рахими, Т., Мирахмадизаде, А., Хоссенинпур, П. (2021, 10 марта). Отношение и характер сна учащихся во время закрытия школы после карантина в связи с пандемией COVID-19: интернет-опрос на юге Ирана. Environ Health Prev Med 26 (33).

    Робертс, Д. Ф., Фер, У. Г., и Райдаут, В. (2005). Поколение М: СМИ в жизни 8–18-летних . Менло-Парк, Калифорния: Семейный фонд Генри Дж. Кайзера.

    «Агенты социализации» от OpenStax, LibreTexts находится под лицензией CC BY.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *