Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Внутренняя мотивация: Внутренняя и внешняя мотивация: что эффективнее?

Содержание

ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ И СОСТОЯНИЕ ПОТОКА — Научная Конференция, Симпозиум, Конгресс на Проекте SWorld — Апробация, Сборник научных трудов и Монография — Россия, Украина, Казахстан, СНГ

Грузинова А.И.

ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ И СОСТОЯНИЕ ПОТОКА

Старший преподаватель Московского городского психолого-педагогического университета

Аннотация: Эта работа посвящена изучению взаимосвязи внутренней мотивации и способности человека к вхождению в состояние «потока».

Ключевые слова: Мотивация, мотив, деятельность, самодетерминация, поток, состояние потока.

This  paper   studies  the relationship between  intrinsic  motivation and the person’s ability  to join the state of «flow.»
Key words: motivation,  motive,   activity,  self-determination of  the  flow, the  flow state
.

         Мотива́ция (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

[16]

Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауер. Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В. К. Вилюнасу это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К. К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов.[13]

Большинство психологов согласны с выделением двух типов мотивации и соответствующих им двух типов поведения: 1) внешней мотивации (extrinsic motivation) и соответственно внешне мотивированного поведения (extrinsic motivated behavior) и 2) внутренней мотивации (intrinsic motivation) и соответственно внутренне мотивированного поведения (intrinsic motivated behavior).

[28]

Внешняя мотивация — конструкт для описания детерминации поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне Я (self)1 личности или вне поведения. Достаточно инициирующему и регулирующим факторам стать внешними, как вся мотивация приобретает характер внешней.

Общепризнанным является положение, что внешняя мотивация прежде всего основана на наградах, поощрениях, наказаниях или других видах внешней стимуляции, которые инициируют и направляют желательное или тормозят нежелательное поведение.

Наиболее ярко концептуализация данного типа мотивации представлена в бихевиористских теориях [13], и в теориях инструментальности [16].

Внутренняя мотивация — конструкт, описывающий такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри самого поведения. «Внутренне мотивированные деятельности не имеют поощрений, кроме самой активности. Люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели» [23].

Для объяснения этого типа мотивации было создано множество теорий: теория компетентности и мотивации эффективность, теории оптимальности активации и стимуляции, теория личностной причинности, теория самодетерминации [28], теория «потока» [32].

Термин «внутренняя мотивация» впервые был введен в 1950 г. [21]. В книге «Динамика поведения», которая явилась развитием идей, впервые изложенных в 1918 г. [5], Р. Вудвортс провозгласил принцип Первичности поведения в противовес бихевиористскому принципу первичности драйва (побуждения). Перефразируя известную поговорку, этот принцип можно сформулировать так: «Человек ест, чтобы осуществлять поведение, а не осуществляет поведение для того, чтобы есть». Человек, согласно Р. Вудвортсу, рождается с активной тенденцией освоить мир с помощью поведения. Такое поведение понимается как постоянный поток активности по эффективному взаимодействию с окружением.

Удовлетворение драйвов прерывает эту активность для того, чтобы обеспечить организм необходимой энергией.

Р. Уайт в статье «Пересмотр мотивации: понятие компетентности» предложил концептуально более разработанную модель на эту же тему. Он ввел понятие «компетентность» (competence), объединяющее такие виды поведения, как ощупывание, осматривание, манипулирование, конструирование, игра, творчество. Он считает, что все эти виды поведения, при выполнении которых организм не получает никаких видимых подкреплений, преследуют одну цель: повышение компетентности и эффективности человека. Силой, детерминирующей это стремление к компетентности, является «мотивация через чувство эффективности» (effectance motivation). Данный вид мотивации имеет место всякий раз, когда человека побуждает потребность в эффективности, компетентности и мастерстве.

В конце 1920-х гг., работая у Л.С. Выготского и используя идеи культурно-исторической концепции, А.Н. Леонтьев провел ряд экспериментов, направленных на изучение высших психических функций (произвольного внимания и процессов памяти). В начале 1930-х гг. встал во главе харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. В результате им была выдвинута концепция деятельности, являющаяся в настоящее время одним из признанных теоретических направлений современной психологии.

В отечественной психологии на основе предложенной Леонтьевым схемы деятельности (деятельность – действие – операция – психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив–цель–условие), изучались практически все психические явления, что стимулировало возникновение и развитие новых психологических отраслей. [18]

Логическим развитием данной концепции Леонтьев считал возможность создания целостной системы психологии как «науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности в процессе деятельности».

Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций.

Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть определена как образ желаемого результата.

Исходя из характеристик понятия «действие» как основного элемента анализа деятельности, формулируются основополагающие принципы психологической теории деятельности: [17]

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).

3. Деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).

4. Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Само по себе действие не может рассматриваться как тот элемент начального уровня, из которого формируется деятельность. Действие – это сложный элемент, который часто сам состоит из многих более мелких. Такое положение объясняется тем, что каждое действие обусловлено целью. Цели человека не только разнообразны, но и разномасштабны. Есть крупные цели, которые делятся на более мелкие частные цели, а те, в свою очередь, могут делиться на еще более мелкие частные цели и т.д.

В любом случае сложная целенаправленная деятельность человека ( такая как, например, участие в спортивном состязании или создание художественного произведения) будет сопровождаться сознательным актом. Следовательно, если человек четко осознает поставленную цель и уровень поставленной задачи соответствует его возможностям, есть большая вероятность, что при стечении некоторых других факторов, деятельность человека будет максимально продуктивна и успешна.

Далее можно перейти к рассмотрению теории самодетерминации, разработанной Дэси и Райаном.

Проблема самодетерминации является важной и актуальной в современной психологии. Она связана с необходимостью понимать, как человек сам может выбирать и направлять собственную активность. Многие авторы опираются на идею собственной активности субъекта, но механизмы ее проявления часто остаются за пределами интересов исследователей. Хотя еще Л. С. Выготский говорил о связи понятия личности с овладением собой и ставил вопрос о том, как перейти от понимания мотивов, связанных с внешними силами к управлению мотивацией самим человеком.

[5]Однако после смерти Выготского эта идея так и не получила своего дальнейшего развития. Теория Деси и Райана дает возможность ответа на поставленный вопрос.

Эта теория является одной из наиболее цитируемых и известных на западе. Однако имя Эдварда Деси и Ричарда Райана и их теория самодетерминации в России почти неизвестны, хотя на Западе Деси называют живым классиком. Ни одна из их работ не переведена на русский язык.

Теория Деси и Райана вобрала в себя более ранние и односторонние теории локуса контроля, приобретенной беспомощности и является более новым этапом в развитии науки. Разработанное авторами направление затрагивает одну из сложных проблем, не слишком широко представленную в зарубежной, а тем более в отечественной психологии, — проблему самодетерминации. В контексте рассматриваемого подхода самодетерминация, или автономия рассматривается как ощущение и реализация свободы выбора человеком способа поведения и существования в мире независимо от влияющих на него сил внешнего окружения и внутриличностностных процессов.

Деси и Райан рассматривают самодетерминацию и как врожденную склонность организма к вовлечению в интересующее поведение. Это не означает генетической предопределенности психологических особенностей человека. Скорее, отмеченную выше врожденную направленность можно рассматривать как некоторую стартовую точку процесса развития, направление которого уже зависят от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Понятие самодетерминации тесно связано с понятием воли, которое понимается авторами как способность человека выбирать на основе информации, полученной из среды и на основе процессов, происходящих внутри личности. Помимо понятия воли, с термином самодетерминации авторы связывают такие психологические функции человека как эмоции и внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация рассматривается как побуждение человека к интересующей его активности при отсутствии внешнего подкрепления или наказания.

Поток. Состояние потока.

Поток, или потоковое состояние (англ. flow), — психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением и нацеленностью на успех в процессе деятельности. Концепция потока предложена Михаем Чиксентмихайи, в нее входят также практические рекомендации для вхождения в потоковое состояние. Следует отметить, что потоковое состояние не является уникальным состоянием, его испытывают многие ученые, исследователи, успешные бизнесмены, руководители и рядовые люди. Нахождение в потоковом состоянии не ограничивается какой-то одной определенной сферой, процессом. Оно распространяется на все сферы деятельности, в которые вовлечен конкретный человек. Это состояние часто описывается исследуемыми как ощущение получение удовольствия от самореализации, повышенной и обоснованной уверенностью в себе, ярко выраженным повышением коммуникативных способностей, умением четко и ясно выражать свои мысли, убеждать собеседника, эффективно решать проблемы любой сложности или находить неординарные способы их решения. У исследуемых в потоковом состоянии повышаются показатели усваиваемости информации, активизируется память, способности к анализу информации, наблюдается легкая форма беспокойства, в связи с повышенной активностью. Окружающими человек вне потокового состояния и в потоке часто воспринимается как два разных человека.

Ведущие западные специалисты, занимающиеся разработкой данной проблемы (S. Jackson, M. Csikszentmihalyi, 1995) составили перечень характеристик, которые свойственны человеку, находящемуся в «состоянии потока»: [32]

  • Баланс между степенью сложности задания (насколько тяжело добиться поставленной цели) и уровнем развития навыков спортсмена. Человекверит в то, что он обладает достаточным мастерством, чтобы выполнить задание – это одновременно и один из признаков данного состояния, я одно из условий вхождения в него.

  • Тотальная поглощённость процессом. В состоянии потока человек всецело поглощён своей деятельностью, всё остальное становится неважным.

  • Ясность цели.

  • Объединение действия и сознания. Человек удерживает в сознании только 2 вещи: сам факт выступления и свои действия.

  • Тотальная концентрация на данном моменте выступления.

  • Потеря самосознания. Эго человека растворяется в действии, в процессе.

  • Ощущение контроля. Человек не следит за ходом игры, за партнёрами, за соперником, окружающим, он просто всё это чувствует.

  • Абстрагирование от побочных факторов. Для человека не имеют значения какие-либо сторонние цели и/или разновидности вознаграждения, не относящиеся непосредственно к выступлению. Существует только чистое желание делать то, что делаешь.

  • Трансформация времени. Восприятие времени искажается: происходящее воспринимается либо быстрее, либо медленнее.

  • Непринуждённое движение. Движение выполняется как бы автоматически, создаётся «ощущение лёгкости, скольжения».

Рассматриваемое состояние получило название потока по той причине, что во время интервьюирования испытуемых Чиксентмихайи, несколько людей описали свои «потоковые» переживания, используя метафору несущего их потока. Психологическая концепция потока как погружения в деятельность, таким образом, не связана с идиоматическим выражением «плыть по течению», означающем «быть конформистом».

Чиксентмихайи предлагает несколько способов, которыми группа может совместно работать так, чтобы каждый участник мог достичь потокового состояния.[35] Характеристики подобной группы включают:

  • Творческая планировка пространства: кресла, графики, отсутствие столов и, следовательно, работа в основном стоя или передвигаясь.

  • Дизайн пространства: различные графики для ведения отчёта, диаграммы, резюме проекта, раскрепощённость, безопасность (можно говорить то, что в другом случае можно только подумать), рисунки.

  • Совместный организованный труд.

  • Фокус на целевой аудитории

  • Продвижение существующей (прототипирование)

  • Визуализация, повышающая эффективность.

  • Разнообразие участников.

Чиксентмихайи, возможно, был первым, кто описал данную концепцию в западной психологии, но, как признаёт он сам, определённо, он не был первым, кто вообще наблюдал это психологическое явление или создал методики, основанные на нём.

В течение более чем двух с половиной тысячелений практикующие восточные духовные традиции — такие, как буддизм и даосизм — считали данное явление центральным для своего духовного развития. Японские практики использовали подобные дзен-буддийские техники с целью совершенствования навыка выбранного вида искусства (боевого или иного), любого — от кендо до икебаны. Широко известная фраза «находиться единым целым с миром» также можно отнести к данной концепции.

Учёные расходятся во мнениях относительно того, можно ли управлять «состоянием потока». Исследования Сьюзан Джексон (Jackson, 1995) говорят о том, что состояние потока контролировать спортсмены сами не могут, но они могут существенно увеличить вероятность вхождения в такое состояние с помощью психической подготовки. [33]

Группа учёных (Pates, Oliver, Maynard, 2001) изучали влияние гипнотического воздействия на спортсменов (гольф) на их способность входить в «состояние потока» во время соревнований. Гипнотический тренинг включал в себя техники глубинного дыхания, прогрессивной релаксации, и развитие воображения с помощью мультисенсорного воздействия. В результате эксперимента 5 игроков повысили свою результативность и стали проще и чаще входить в состояние потока.

Другие исследователи (Jackson, Thomas, Marsh, Smethurts, 2001) доказали, что удержание и проигрывание в голове определённых мыслей и переживание определённых эмоций, удержание баланса между спокойствием и возбуждением – являются психологическими навыками, опосредующими вхождение в состояние потока. Регуляция процессов возбуждения-расслабления, управление эмоциональным состоянием, контроль над мыслями – всё это также способствует вхождению в состояние потока.

Чаще всего о состоянии потока говорят в отношении спортсменов, хотя это состояние могут достигать и люди других профессий.

Исследователями (S. Jackson, M. Csikszentmihalyi, 1995) были выявили наиболее значимые параметры, обеспечивающие вхождение спортсмена в «состояние потока»[35]:

  • · Мотивация выступления. У спортсмена должно быть огромное желание выступить, и выступить хорошо. Обеспечить такую мотивацию можно, сконцентрировавшись на балансе между целью и навыками. Доказать спортсмену фактическую достижимость цели.

  • · Достижение оптимального баланса между процессами возбуждения и торможения перед выступлением. Нужно снять напряжение спортсмена, контролировать уровень беспокойства, тревоги, а также рвение. Необходима спокойная уверенность, концентрация.

  • · Удержание соответствующей концентрации. Фокусировка на актуальном моменте, удержание внимания на ключевых моментах выступления.

  • · Планы относительно соревнований и подготовки. Спортсмену необходимо ежедневно испытывать ощущение полной готовности, для этого используется ментальная тренировка: актуализация позитивных мыслей относительно подготовки к соревнованию.

  • · Оптимальная физическая готовность. Спортсмену необходимо поддерживать себя в тонусе, соблюдать режим тренировок и питания.

  • · Оптимальные условия и благоприятное сочетание внешних факторов. Хорошая атмосфера в коллективе, позитивная обратная связь, отсутствие давления извне, оптимальные условия выступления – всё это повышает вероятность вхождения в состояние потока.

  • · Уверенность и внутренняя установка. Вера в победу, позитивное мышление, блокирование негативных мыслей и наслаждение своей деятельностью – это формирует уверенность спортсмена в себе.

  • · Командная игра и взаимодействие. Сплочённость, открытая коммуникация, функционирование группы как единого организма.

  • · Спокойствие, ощущение своей правоты, уверенность в своих действиях во время выступления.

  • · Необходимо помнить о том, что «состояние потока» не только трудно достигается спортсменом, но и является весьма уязвимым по отношению к сторонним воздействиям. Учёными были обнаружены факторы, мешающие вхождению спортсмена в данное психическое сотояние, а также факторы, разрушающие его.

Ключевую роль для вхождения команды в «состояние потока» играет групповая сплочённость. Так же вхождение спортсмена в состояние потока может оказать влияние тренер или спортивный психолог. Перед тренером или психологом стоит ряд задач, выполнение которых может помочь спортсмену войти в состояние потока.

Задачи, стоящие перед спортивным психологом:

  1. Во время тренировок и выступления контролировать соблюдение всех минимальных условий, необходимых для вхождения в состояние потока (баланс между степенью сложности задания, тотальная поглощённость процессом, ясность цели, объединение действия и сознания, тотальная концентрация на текущей деятельности, контроль над происходящим, абстрагирование от побочных факторов, непринуждённое движение).

  2. Повышение и поддержание внутренней спортивной мотивации на крайне высоком уровне.

  3. Решение психологических проблем спортсмена (необходимо, чтобы спортсмен был освобождён от гнёта каких-либо проблем и комплексов: тревога, материальная нестабильность, проблемы в сфере межличностных отношений, переживание кризисных моментов в жизни).

  4. Развивать позитивное мышление спортсмена, чтобы он верил возможность достижения цели.

  5. Научить спортсмена навыкам саморегуляции и вхождению в оптимальное боевое состояние перед выступлением.

  6. Развитие навыков концентрации.

  7. Развитие навыков релаксации и постоянные сеансы психоразгрузки (медитация, гипноз, аутотренинг).

  8. Использование органайзера (обратная связь, возможность планирования и перспективного виденья, самоогранизация).

  9. Развитие навыков имажинации.

Задачи, стоящие перед тренером, спортивным врачом, близкими и родственниками спортсмена:

  1. Обеспечение социальной поддержки.

  2. Постоянный контроль и уход за состоянием здоровья спортсмена.

  3. Обеспечение правильного питания.

  4. Обеспечение оптимальной физической подготовки.

  5. Обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности.

 

Литература:

1.    Асмолов А.С. Психология личности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 376 с.

2.    Аритова, О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания. ./ О.Н. Аритова // Вестник МГУ сер. Психология, 1998.- № 4.- с. 40-52

.3.    Асеев, В.Г. Единство содержательной и динамической сторон мотивации / В.Г. Асеев //Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990. -с.78-85.

4.    Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. / В.Г. Асеев– М.: Мысль, 1976. – 158 с.

5.    Бодалев, А.А. Мотивация и личность: Сборник научных трудов/ А.А Бодалев. – М.: АПН СССР, 1982- 387 с.

6.    Бурлачук, Л. Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов – СПб.: Питер, 2002. – 528 с.

7.    Вартанова, И.И. Проблема мотивации учебной деятельности / И.И. Вартанова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. -№ 4. — С. 33-41.

8.    Васильев, И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием.- М.: Изд-во Моск. ун-та. 1991. -144 с9.          Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека/ В.К. Вилюнас — М.: МГУ, 1990.- 288 с.

10.     Додонов, Б.И. Эмоции как ценность/ Б.И. Додонов — М.: Политиздат., 1978. – 272 с.

11.     Додонов, Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – С. 126 – 130.

12.     Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности/ А.П. Егоршин - М.: "Инфра-М" 2006.- 463 с.
13.     Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы/ Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000- 512 с.

14.     Имедадзе, И.В. Потребность и мотив в поведении человека /И. В. Имедадзе // Человек в системе наук / Под ред. И.Т. Фролова. — М., 1989. — 450 с.

15.     Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельность / В.И. Ковалев– М.: Наука, 1988. – 192 с.

16.     Краткий психологический словарь : сл. /Ред.-сост. Л.А. Карпенко: Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд.,расш.,испр.и доп. – Ростова на Дону: Издательство «Феникс», 1998 – 412 с.

17.     Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. /А.Н. Леонтьев – М: Академия, 2004 - 121с.
18.     Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. / А.Н. Леонтьев - М., 1971.- 304с.

19.     Леонтьев, Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности./ Д.А. Леонтьев //Вестн. МГУ, Сер.14, 1996, — № 4- С. 35-44.

20.     Лукина, В. Управление рабочей мотивацией / В. Лукина // Менеджмент сегодня. 2002. № 5. С. 16-19.
21.     Маслоу, А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу – СПб.: Питер, 2007.- 352 с.  
22.     Мотивация и поведение человека в сфере труда . /Сборник научных трудов.- М.,1990. – 478 с. 
23.     Реан, А.А. Психология изучения личности  / А.А. Реан - Спб.: Питер, 1999.- 523 с.
24.     Сосновский, Б.А. Мотив и смысл / Б.А. Сосновский – М.: Прометей, 1993. – 199 с.

25.     Файзуллаев, А.А. Принятие мотива личностью / А.А. Файзуллаев // Психологический журнал. – 1985. – № 4. – С. 87 – 97.

26.     Фетискин, Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 490 с.

27.     Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен – СПб.: Речь, 2001. – 240 с. – С.195.

28.     Чирков, В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека/ В.И. Чирков //Вопросы психологии, 1996.- № 3- С. 116-132.

29.     Шахова, В.А., Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности/ В. А. Шахова, С.А. Шапиро — М.: Альфа-Пресс, 2006- 332 с.

30.     Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека./ П.М. Якобсон — М.: Политиздат, 1969 – 471с

31.     Angus L. Mugford Flow in a Team Sport Setting: Does Cohesion Matter? The university of Kansas, Feb 2006.

32.     Csikszentmihalyi, M. (1990). Flow: The psychology of optimal experience. New York: Harper Collins Publishers.

33.     Jackson, S. A. (1995). Factors influencing the occurrence of flow state in elite athletes. Journal of Applied Sport Psychology, 7, 138-166.

34.     Jackson, S. A. (1996). Toward a conceptual understanding of the flow experience in elite athletes. Research Quarterly for Exercise and Sport, 67 (1), 76-90.

35.     Jackson, S. A., & Csikszentmihalyi, M. (1999). Flow in Sports. Champaign, IL: Human Kinetics.Terry, P. C., Carron, A. V., Pink, M. J., Lane, A. M., Jones, G. J. W., & Hall, M. P. (2000). 36.     Perceptions of group cohesion and mood in sport teams. Group Dynamics: Theory, Research and Practice, 4 (3), 244-253.

внутренняя мотивация, и как её развить — Моноклер

Рубрики : Последние статьи, Психология


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.


«Мотивация» – слово, которое звучит сегодня со всех сторон. Несмотря на прочную ассоциацию с малополезными тренингами личностного роста, на этом понятии «замешаны» многие наши решения и поступки. Более того, её присутствие/отсутствие, качество, сила могут говорить о нашем психологическом состоянии не меньше, чем другие поведенческие показатели. Разбираемся с клиническим психологом Владимиром Перебейносовым, где проходит граница между внешней и внутренней мотивацией, как внутренняя мотивация связана с нашей самоидентификацией и глубинными ценностями, почему их так сложно распознать, а, осознав, интегрировать в собственную жизнь и как медитация и психологическое сопровождение помогают находить, держать в фокусе внимания, поддерживать свои ценности и мотивацию и жить в согласии с ними.

«Стремитесь быть не самым успешным, а самым ценным»

Альберт Эйнштейн

Тема внутренней мотивации, критерии, определяющие её возникновение, сила мотивационных стремлений человека и возможность их пробуждения интересуют меня на протяжении длительного времени.

Мэт Фицжеральд в книге «Как сильно ты этого хочешь?» приводит исследования Якоба Ганевара, который пытался понять зависимость результата в марафоне от особенностей поставленной цели. И пришел к выводу, что наибольшего результата достигали спортсмены, мотивированные личными целями, такими как самореализация, самоутверждение в собственных глазах или даже поиск смысла жизни. Я подумал, что это очевидно, так как об этом говорят во многих книгах по саморазвитию, бизнесу и психологии. Однако несколько вопросов не давали мне покоя, я размышлял и не мог дать на них четкого ответа:

Где границы между внешней и внутренней мотивацией? И самое главное, от каких критериев зависит ее появление?

Фактически, любая мотивация является внутренней. Даже если мы делаем что-то только для того, чтобы не получить розги, мы делаем это, исходя из внутреннего переживания страха. Эдвард Деси смог примерно ответить на эти вопросы и выделил 3 основные потребности, удовлетворение которых влияет на силу внутренней мотивации:

— потребность в самодетерминации (или потребность в автономии), которая представляет собой стремление чувствовать себя инициатором собственных действий, самостоятельно контролировать своё поведение.

потребность в компетентности, под которой подразумевается желание субъекта достичь определённых внутренних и внешних результатов, стремление быть эффективным в чём-либо.

— потребность во взаимосвязи с другими людьми (relatedness need), которая обозначает стремление субъекта к установлению надёжных отношений, основанных на чувствах привязанности и принадлежности.

Однако, мне кажется, что вышеперечисленные потребности являются скорее тем, что поддерживает внутреннюю мотивацию, чем тем, что её создает.

По-настоящему создают внутреннюю мотивацию, придают человеку энергию и направленность, которая будет поддерживать его продолжительное время, – ценности и смыслы, которые человек вкладывает в свои действия.

Приведу пример. Известный психолог, философ, создатель логотерапии (метод психотерапии, основанный на анализе и поиске смыслов) Виктор Франкл, узник концлагеря, помогал другим людям, оказавшимся в жутких условиях, справиться с тем, что они переживают, и пытался придать им сил, будучи сам окруженный страданиями, смертью и голодом. Несомненно, он чувствовал глубокую взаимосвязь с другими людьми. Но была ли у него автономия в его действиях? Стремился ли он быть эффективным? Ответов на эти вопросы мы точно не знаем. Но, судя по его книгам и биографии, он видел глубочайшую ценность в человеческой взаимопомощи и взаимоподдержке и смысл в том, чтобы помогать другим выжить. Именно это зажигало огонь внутри него, который был в основе его активности. Вот как сам Франкл описывал свое положение в концлагере и условия работы:

«Так, я помню, как однажды утром шёл из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Моё положение казалось мне безнадёжным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, тёплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всём, через что прошёл. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию» (В. Франкл, «Сказать жизни «Да!» Психолог в коцлагере»)

Получается, что ценность психологической работы и помощи + смысл направленности этой деятельности на людей и глубокое чувство причастности и взаимосвязи порождало у Виктора Франкла активность, практически не зависящую от внешних стимулов или условий:

«Что было делать? Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение. Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни, в своей жизни. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, „зачем“ жить, преодолеет почти любое „как“».

Поэтому, как бы мы ни пытались уйти от обсуждения более глубоких и фундаментальных тем окружающей нас действительности, таких как смыслы и ценности, мы приходим к тому, что это основа наших действий, самореализации, мотивации и глубинной связи с другими людьми. Поэтому со своими частными клиентами и пациентами, попадающими в стационар, страдающими от различного рода трудностей с самореализацией, ощущения пустоты и одиночества, с теми, кто потерял мотивацию двигаться дальше, мы разбираем, живет ли человек, исходя из своих собственных ценностей, какие смыслы он вкладывает в себя и собственную жизнь, в свои действия.

Тема движения очень важна. Мы постоянно и непрерывно движемся. Даже без активного деяния происходят процессы, постепенно продвигающие нас в том или ином направлении. Поэтому стоит понимать, что движение – это естественная и ненасыщаемая потребность, а значит, необходимо лишь её пробудить; она уже есть в нас. Эта идея дает надежду на то, чтобы найти внутренние стремления в человеке и в самом себе, когда кажется, что их уже не осталось.

Мы разбираем тему того, живет ли человек, исходя из своих собственных ценностей, какие смыслы он вкладывает в себя и собственную жизнь, в свои действия.

В своей психологической практике я сталкиваюсь с людьми, живущими внешними мотивационными стремлениями, а именно с тем, чего им хватает, как правило, примерно до 35-ти лет. После этого наступает момент кризиса. Тот, кто действительно останавливается, начинает переосмыслять ценности и вставать на новый путь своего развития, как правило, обладает внутренним ресурсом для этого, сложившимся на основе его воспитания и/или жизненного опыта; способен не уйти в деструкцию, а действительно столкнуться с пугающими и сложными переживаниями.


Читайте также Жизнестойкость: от чего она зависит и как её развить

И именно здесь я хочу отметить бесценную важность психологического и психотерапевтического сопровождения, которое способно удерживать человека от жестких провалов, помогать ему разобраться, увидеть надежду, дать опору и силы; направить энергию размышлений и возникающих чувств в действительно нужное русло.

Задание 1. Постарайтесь в полном одиночестве и придающем силы месте или в диалоге с чутким для вас человеком ответить на вопросы: Какие ценности вы видите и преследуете в собственной жизни? Что именно для вас имеет первостепенное значение? По ответам можно увидеть, живет ли человек осознанно или больше под влиянием социума или заложенных в него родительских установок. Про что эти ответы? Про ценности или больше про шаблоны и сферы жизни, которые почему-то должны быть удовлетворены и достигнуты; в которые по какой-то причине должны быть вложены силы. Поэтому необходимы ответы на вопросы: «Что именно я вижу ценного в этом мире для самого себя и других людей?  Что имеет для меня значение? В какие ценности я готов вкладывать силы и видеть, что это именно то, что мне нужно? Что наиболее важно и значимо в окружающем меня мире?» Если действительно найти ответы на эти вопросы, по-настоящему прислушиваясь к себе, и жить с ценностью этого, то придет ощущение наполненности жизни, её развития и значения.

Задание 2. Однако, далеко не всегда мы можем, осознав ценности, действительно начать путь в направлении попыток их привнести в свою жизнь. Например, я могу видеть ценность в глубоком общении и взаимодействии, однако ничего не делать для того, чтобы привнести это в свою жизнь. Здесь важно понятие «смысл». О понятии «личностного смысла» Леонтьев говорил как о субъективном значении данного объективного значения. Что по смыслу очень близко к понятию «ценности», которые, по определению того же Леонтьева, являются подлинно функционирующими имманентными регуляторами деятельности индивидов, воздействующими на поведение независимо от их воссоздания в сознании, не отвергающие существование не совпадающих с ними как по содержанию, так и по психологической натуре сознательных убеждений или представлений субъекта о своих ценностях.

Я понимаю смысл, в данном контексте, как направленность ценности. Например, я могу в полной мере осознавать ценность глубокого и искреннего общения или ценность взаимодействия с природой; однако ничего не делать для того, чтобы привнести это в свою жизнь. И дело не в лени.

То есть во втором задании необходимо оглянуться вокруг себя и ответить на вопрос: «Для чего мне привносить данную ценность? Куда я хочу / могу / должен её направить?». Например, я могу осознать, что моя ценность глубокого и искреннего общения приносит мне и другим людям чувство удовлетворения и наполненности; тогда больше вероятности появления внутренней мотивации реализовывать свою ценность для себя и других людей.

Задание 3. Самонастройка. Осознания мало. Для того чтобы жить в соответствии со своими ценностями и реализовывать их по средствам личностного смысла, необходимо также постоянно направлять себя, так скажем, «на волну», на которой мы будем плыть. Нам необходимо «настраивать» себя. Периодически вспоминать о своих ценностях, чтобы они были в фокусе внимания нашей жизненной направленности, чтобы мы руководили нашей жизнью, исходя из них. Когда мы отдаем пульт управления чему-либо вопреки нашей внутренней жизни, мы таим в себе неудовлетворенность, которая постепенно накапливается внутри в виде потери жизненной энергии, и живем не так, как нам хочется.

«Настраивать» себя можно абсолютно по-разному. Кому-то помогает нахождение наедине с природой, кому-то медитация, другим религия или эзотерические практики.

«Самонастройка» позволяет оставаться в ладу с собой и принимать жизненные неудачи, наблюдая, а не проваливаясь в них с головой. Вариантов настройки очень много.

И тогда нам нужно еще несколько составляющих, которые помогут поддерживать этот самый «настрой», а именно: регулярность и дисциплина.

Регулярность как постоянство не значит, что настройку обязательно проводить часто, но это нужно делать периодически. А дисциплина не означает плана и четко подобранного времени, но значит, что это необходимо делать, быть может, вопреки старахам и нежеланию. Дисциплина, в первую очередь, как возможность не поддаваться чувствам и идти вслед за принятым решением. Вслед за решением ежедневно напоминать себе о своих ценностях и спрашивать себя.

Здесь бы я хотел отдать свой голос за медитацию. И немного рассказать о её эффективности в процессе «самонастройки» с научной точки зрения.

При длительной практике медитации происходят различные процессы в головном мозге, но я бы хотел отметить тот, что развивается у людей, практикующих медитацию на протяжении длительного времени.

На первом этапе, когда происходит отвлечение, усиливается активность областей, образующих сеть пассивного режима работы мозга. Она объединяет такие области, как медиальная префронтальная зона коры, задняя поясная кора, предклинье, нижняя теменная долька и латеральная область височной коры. Известно, что данные структуры активны в то время, когда мы «витаем в облаках». Они играют ведущую роль в создании и поддержании внутренней модели мира, основанной на долговременной памяти о себе и окружающих.

На втором этапе, когда осознается отвлечение, активируются другие участки мозга — передняя часть островка и передняя поясная кора (структуры образуют сеть, отвечающую за познавательные и эмоциональные функции). Эти области связаны с субъективно воспринимаемыми чувствами, которые могут, например, способствовать отвлечению во время выполнения задания. Предполагается, что они играют ключевую роль в выявлении новых событий и переключении между разными сетями нейронов во время медитации. Например, они могут вывести мозг из пассивного режима работы.

На третьем этапе вовлекаются дополнительные области, в том числе дорсолатеральная префронтальная кора и нижнелатеральная часть теменной доли, которые возвращают внимание, «отцепляя» его от отвлекающего стимула.

И, наконец, на последнем, четвёртом этапе сохраняется высокий уровень активности в дорсолатеральной префронтальной коре, что позволяет удерживать внимание медитирующего на заданной цели, например, на дыхании.


Читайте также
— Влияние медитации на мозг: миф или реальность?
— «Измененные черты характера»: как медитация меняет наш разум, мозг и тело

Другими словами, данные показатели говорят о том, что при длительном занятии медитативными практиками мы способны сохранять, направлять и удерживать внимание, нашу концентрацию на чем-то для нас важном и необходимом, а следовательно, научиться настраивать себя и постепенно строить внешнюю жизнь, исходя из своих внутренних ценностей. То есть формируются процессы, которые автоматически способны «настраивать» нас на что-то по-настоящему ценное и важное для нас.

Подводя итоги, я бы сказал о том, что для развития внутренней мотивации необходима, с одной стороны, внутренняя работа (в виде диалога с самим собой, осознания, поиска смыслов, регулярности и дисциплины, поиска ориентиров, общения и коммуникации, психотерапии и т.д.), а с другой стороны, недеяние как процесс самонастройки, наблюдения и спокойного пребывания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

медитациянейронаукапсихология

Что такое внутренняя мотивация и как она работает?

| Определение внутреннего | Примеры | Чем хороша внутренняя мотивация | Внутренние награды | Теории Мотивации | Как повысить внутреннюю мотивацию |

Что такое внутренняя мотивация

Внутренняя мотивация — это внутреннее побуждение, которое побуждает человека заниматься деятельностью не ради внешнего вознаграждения, а потому, что само действие доставляет удовольствие. Другими словами, человек мотивирован весельем, вызовом или удовлетворением, связанным с деятельностью, а не внешним результатом, давлением или вознаграждением.

В психологии внутренняя мотивация известна как лучший тип мотивации.

Определение «внутреннего»

Чтобы понять внутреннюю мотивацию, мы сначала должны понять, что именно означает, что что-то является внутренним.

Слово «внутренний» означает, что что-то присуще природе. Иногда его называют «внутренним», что означает нечто, исходящее изнутри.

В психологии различают два основных типа мотивации: внутреннюю мотивацию и внешнюю мотивацию ​1​ .

И, как вы, возможно, уже догадались, внешняя мотивация относится к выполнению деятельности для достижения определенного результата, например получения вознаграждения или избежания наказания.

Вместе внутренние и внешние мотивы составляют основные причины, установки и цели, определяющие поведение человека.

По сути, это «почему» мы делаем то, что делаем.

Примеры внутренней мотивации

Вот несколько примеров внутренней мотивации.

  • изучайте математику, потому что вам нравится решать задачи, а не потому, что вы хотите порадовать своих родителей
  • заниматься теннисом, потому что это весело, а не потому, что вы хотите выиграть награду
  • играть на пианино, потому что вам нравится заниматься музыкой, а не для того, чтобы избежать наказания
  • чтение романа для удовольствия, а не потому, что вам нужно написать отчет о книге
  • занимайтесь волонтерством, потому что вам нравится помогать другим, а не потому, что вы хотите нравиться другим
  • усердно работать, потому что вам нравится делать это хорошо, а не получать бонусы
  • прогулка, чтобы расслабиться вместо того, чтобы похудеть
  • играйте с ребенком, чтобы получать удовольствие от совместного времяпрепровождения, а не потому, что хотите избежать истерики
  • сказать спасибо, потому что вам нравится выражать признательность вместо того, чтобы следовать социальным правилам
  • готовить еду, потому что вам нравится готовить блюда, а не потому, что вы голодны
  • делать поделки, чтобы получать удовольствие от творчества, а не продавать их за деньги
  • делать работу по дому, потому что вам нравится организовывать, но вы хотите получать пособие
  • учить новый язык, потому что вам нравится изучать новые вещи, а не потому, что вы хотите работать за границей
  • занимаетесь с маленькими детьми, потому что вам нравится их учить, а не потому, что вы хотите получать зарплату
  • помогать ближнему, потому что вам нравится помогать другим, а не потому, что вы хотите, чтобы они отплатили вам тем же

Почему внутренняя мотивация — это хорошо

Внутренняя мотивация считается лучше внешней, потому что люди с внутренней мотивацией с большей вероятностью будут ​1​ :

  • Успешный – Они достигают лучших результатов.
  • Приверженность — У них более сильное чувство личной приверженности.
  • Настойчивость — Они работают более настойчиво и с меньшей вероятностью бросят работу, столкнувшись с трудностями.
  • Креативность – Они более креативны и чаще предлагают новые идеи и решения. Внутренняя мотивация является важным компонентом творчества.

Что такое внутреннее вознаграждение

Существует множество видов деятельности, которыми мы занимаемся просто ради удовольствия или удовлетворения, которое они приносят.

Они могут включать такие действия, как:

  • Чтение романа
  • Занятия спортом
  • Обучение новой задаче
  • Сбор головоломки
  • Волонтерство

Мы делаем эти действия не обязательно для того, чтобы что-то произвести или получить какое-либо вознаграждение, а потому, что нам нравятся задачи, и они заставляют нас чувствовать себя счастливыми или удовлетворенными.

Эти чувства наслаждения, счастья или удовлетворения психологи называют внутренними наградами (иногда их называют внутренними или внутренними наградами).

Внутреннее вознаграждение стимулирует внутреннюю мотивацию.

Некоторые примеры внутреннего вознаграждения:

  • Чувство компетентности при освоении новой задачи или навыка,
  • Чувство выполненного долга, когда вы видите успех в своей работе,
  • Чувство принадлежности, когда вы участвуете в групповых мероприятиях, и
  • Ощущение смысла, когда вы работаете волонтером в некоммерческой организации или наставляете кого-то.

Теории мотивации

Теория самоопределения (SDT)

Теория самоопределения утверждает, что опыт автономии, компетентности и привязанности человека может повлиять на его внутреннюю мотивацию.

Это означает, что внутренняя мотивация может усиливаться или ослабляться при определенных условиях ​2​ .

Исследования показали, что одним из наиболее значимых мотивирующих факторов является чувство компетентности .

Например, когда вы выполняете сложную задачу или успешно осваиваете новый навык, вы испытываете чувство выполненного долга, что делает вас счастливым. Затем у вас появляется внутренняя мотивация сделать это снова или попытаться еще больше освоить это.

Хорошей иллюстрацией этого являются видеоигры.

Игроки, успешно перешедшие с одного уровня на другой, чувствуют себя компетентными. Это одна из причин, по которой хорошо разработанные видеоигры вызывают такое привыкание. У геймеров есть внутренняя мотивация играть ради самой деятельности, а не ради внешнего вознаграждения 3 .

Таким образом, события и структуры, которые вызывают чувство компетентности, могут увеличить удовольствие. Они включают в себя оптимальный уровень сложности, положительную обратную связь о компетентности и отсутствие унизительных оценок.

Но не хватает важной детали.

Внутренняя мотивация развивается только при определенных условиях.

Внутренняя мотивация исходит из ощущения индивидом того, что он выполняет действие по своему «свободному выбору». Другими словами, нужно думать, что у них автономии , чтобы выбрать, следует ли участвовать в поведении.

В одном классическом исследовании, которое прекрасно демонстрирует это явление, исследователи попросили студентов колледжа решить головоломку, но сказали только половине студентов, что им заплатят за выполнение работы.

После завершения головоломки и небольшого перерыва ученики остались одни, чтобы делать то, что они хотели. Они могли бы продолжить работу над другой головоломкой или заняться другими делами, доступными в лаборатории.

Выяснилось, что студенты, которым не заплатили, добровольно работали над другой головоломкой.

Итак, внешнее вознаграждение за работу студента уменьшило их желание делать это добровольно. Когда налагается внешнее вознаграждение, решение головоломки больше не является свободным выбором ​4,5​ .

Другим фактором, который может повлиять на внутреннюю мотивацию, является связанность, которая относится к тому, насколько хорошо человек чувствует себя связанным, защищенным, уважаемым и заботливым.

Например, ребенок, который надежно привязан к своему родителю, проявляет большее желание исследовать. Они более мотивированы взаимодействовать со своим окружением и участвовать в обучении. Спектакль имеет внутреннюю мотивацию.

Согласно одному исследованию, когда дети работают над увлекательной задачей в присутствии незнакомца, их внутренняя мотивация на самом деле снижается, если незнакомец игнорирует их и не реагирует на их инициативу.

Люди могут быть внутренне мотивированы заниматься интересным делом в одиночку. Следовательно, родство не является необходимым условием внутренней мотивации. Тем не менее, это все еще влиятельный фактор, который может повлиять на внутренне мотивированное поведение.

Теория внутренней мотивации

Одним из наиболее распространенных способов, которыми родители мотивируют своих детей к принятию нового поведения, является вознаграждение, например, игрушки, деньги или дополнительное время на iPad.

Родители надеются, что ребенок свяжет положительный результат с поведением и, как следствие, с большей вероятностью повторит его в будущем.

Использование подкрепления для стимулирования целевого поведения представляет собой процесс обучения, называемый оперантным обусловливанием.

Оперантное обусловливание часто может вызвать быстрое изменение поведения ​6​ . К сожалению, есть и обратная сторона: это не повышает внутреннюю мотивацию детей.

Хотя поощрение может на мгновение улучшить поведение, оно влияет только на внешние мотивы.

На самом деле, исследования показывают, что внешнее вознаграждение может фактически подорвать внутреннюю мотивацию, демотивируя детей действовать самостоятельно.

Другими словами, предложение внешних вознаграждений за уже внутренне вознаграждающую деятельность на самом деле делает ее менее удовлетворительной для людей. Внешние награды стали демотивирующим, а не мотивационным фактором.

Это называется эффектом переоценки .

Эффект чрезмерного обоснования часто наблюдается в компаниях, которые предлагают бонусы для повышения производительности.

Хотя производительность сотрудников может на мгновение повыситься, фактическое качество выполняемой работы снижается. А когда премия заканчивается, сотрудники остаются со сниженной внутренней мотивацией. Потеря интереса и производительности может быть компенсирована только еще большим бонусом, если это вообще возможно.

Как повысить внутреннюю мотивацию

К счастью, хотя мы не можем использовать традиционные вознаграждения для внутренней мотивации людей, есть другие способы усилить факторы внутренней мотивации.

Вот некоторые внутренние мотиваторы, которые вы можете использовать для мотивации:

1.

Ищите внутреннюю реву rd

Внутренний мотиватор существует только тогда, когда деятельность имеет внутреннюю ценность для человека, который в нее вовлечен, поэтому деятельность должен удерживать такую ​​апелляцию, иначе не будет внутренней мотивации.

Ищите аспекты деятельности, которые вас интересуют, или усвойте врожденную причину, по которой вы хотите участвовать.

2.

Примите участие в оптимальном уровне испытаний

Испытайте себя задачей, которая не проста, но и не настолько сложна, чтобы быть невыполнимой.

Расширение возможностей и последующее достижение успеха может дать вам огромное чувство компетентности и повысить внутреннюю мотивацию.

3.

Получить положительный отзыв

Получение значка или какого-либо признания за достижение определенной цели или уровня задачи также может дать ощущение компетентности ​4​ .

4. Сделай это сам

Внутреннее стремление может существовать только тогда, когда люди могут свободно решать, заниматься им или нет.

Выберите задачу, которая вас естественно интересует, и выполняйте ее для чистого удовольствия, без каких-либо условий ​4​ .

5.

Найдите друга

Если возможно, найдите человека, который будет заниматься с вами.

Ищите кого-то, с кем вы можете общаться, и кого-то, кто может дать положительный отзыв без какой-либо унизительной критики.

Выполнение чего-либо в команде также имеет дополнительное преимущество, помогая друг другу, создавая чувство компетентности и сопричастности.


Ссылки

  1. 1.

    Деси Э.Л., Райан Р.М. Внутренняя мотивация. Энциклопедия психологии Корсини . Январь 2010 г. doi:10.1002/9780470479216.corpsy0467

  2. 2.

    Райан Р.М., Деси Э.Л. Теория самоопределения и содействие внутренней мотивации, социальному развитию и благополучию. Американский психолог . 2000: 68-78. дои: 10.1037/0003-066x.55.1.68

  3. 3.

    Райан Р.М., Ригби К.С., Пшибыльский А. Мотивационная тяга видеоигр: подход теории самоопределения. Мотив Эмо . Ноябрь 2006 г .: 344–360. дои: 10.1007/s11031-006-9051-8

  4. 4.

    Кестнер Р., Райан Р.М., Берньери Ф., Холт К. Установление ограничений на поведение детей: дифференциальное влияние контролирующих и информационных стилей на внутреннюю мотивацию и творчество. J Личность . Сентябрь 1984 г.: 233–248. doi:10.1111/j.1467-6494.1984.tb00879.x

  5. 5.

    Андерсон Р., Манукян С.Т., Резник Дж.С. Подрыв и усиление внутренней мотивации у дошкольников. Журнал личности и социальной психологии . 1976:915-922. дои: 10.1037/0022-3514.34.5.915

  6. 6.

    Staddon JER, Cerutti DT. Оперантного кондиционирования. Annu Rev Psychol . Февраль 2003 г .: 115–144. doi:10.1146/annurev.psych.54.101601.145124

О Памеле Ли

Памела Ли — автор бестселлеров. Она является основателем и главным редактором Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше

Просмотреть все сообщения Памелы Ли | Веб-сайт

Что такое внутренняя мотивация и как она работает? • Асана

Резюме

Внутренняя мотивация относится к поведению, обусловленному внутренним вознаграждением. Практикуя сочетание внутренних и внешних мотиваторов на рабочем месте, вы можете положительно влиять на свою команду и расширять возможности здоровой рабочей силы.

Хотите знать, как мотивировать свою команду без необходимости внешних вознаграждений? Внутренняя мотивация может быть просто вашим ответом. Поощрение вашей команды внутренней мотивацией и положительными отзывами может быть здоровой альтернативой поощрениям за производительность.

Мы объясним, что такое внутренняя мотивация, как она работает, и чем она отличается от внешней мотивации, когда речь идет о согласованной командной работе.

Что такое внутренняя мотивация?

Внутренняя мотивация — это поведение, обусловленное внутренним или внутренним желанием. Другими словами, это мотивация к поведению, которая возникает внутри человека, а не снаружи. Это означает, что мотивация исходит исключительно от самого себя, а не от внешних сил, таких как стимулы, такие как компенсация или похвала.

Теория внутренней мотивации изначально основывалась на потребностях человека, таких как голод, жажда и основные психологические потребности. Это связано с социальной психологией и теорией самоопределения, которая является основой для изучения мотивации и предполагает, что люди становятся самоопределяющимися, когда их потребности в компетентности, связи и автономии удовлетворены.

Исследование самоопределения сосредоточено на мотивах, которые мы все стремимся реализовать и которые распространяются на различные ситуации, например, в профессиональной среде. Внутренние потребности, такие как удовлетворение работой и общение с людьми, проистекают из теории самоопределения и часто побуждают нас делать свою работу наилучшим образом. Внутренняя мотивация также может повысить вовлеченность команды, поскольку она включает в себя поиск действий, которые приносят нам внутреннюю радость и помогают достичь цели.

Внутренняя мотивация против внешней мотивации

Внешняя мотивация, с другой стороны, относится к поведению, которое обусловлено внешним вознаграждением или наказанием, а не внутренними желаниями. Это означает, что внешняя мотивация может быть основана как на вознаграждении, так и на страхе, если существует внешняя сила, движущая мотивацию.

Давайте разберем различия между ними: 

  • Внутренняя мотивация — это способ найти удовлетворение внутри себя. Внутренние мотиваторы могут включать любопытство или принятие нового вызова.

  • Внешняя мотивация предполагает избегание внешнего наказания или стремление к вознаграждению. Внешние факторы, которые мотивируют членов команды, могут включать внешние вознаграждения, такие как поощрения за продажи или заслуги в работе.

Человеческая мотивация по своей природе отличается от человека к человеку, а это означает, что типы эффективной мотивации также будут различаться от команды к команде. В то время как один человек может лучше реагировать на внутренние факторы, другой может лучше реагировать на внешние факторы. Главное — учитывать потребности вашей команды и то, что лучше для их благополучия.

Прочтите: Конвергентное и дивергентное мышление: поиск правильного баланса

Примеры внутренней мотивации

Теперь, когда вы понимаете теорию внутренней мотивации, давайте применим ее на практике. Мы составили список примеров рабочих мест, которые мотивированы внутренним желанием.

Хотя стили руководства могут различаться, всем менеджерам важно понимать, как поощрять членов команды с помощью внутренних мотиваторов, чтобы создать благоприятную рабочую среду. Это может включать в себя понимание того, какие типы внешних мотиваторов также следует включить.

Когда люди внутренне мотивированы, их поведение и деятельность сосредоточены на внутренней радости и любопытстве. Примеры:

  • Участие в тимбилдинге, потому что это весело, и вы получаете от этого удовольствие, а не ищете награду.

  • Изучение нового навыка, например, программирования, потому что вам нравится испытывать что-то новое, а не потому, что это необходимо.

  • Сотрудничество с членом команды, потому что вы хотите помочь, а не потому, что это требование работы.

  • Волонтерство на рабочем мероприятии, потому что вы чувствуете удовлетворение, а не потребность в этом для достижения цели.

  • Продолжить свое образование, потому что вам нравится решать сложные задачи, а не ради карьерного роста.

Как вы можете видеть в каждом из этих примеров, мотивация что-то делать проистекает из внутреннего желания человека сделать это. Выгода от того, что вы делаете что-то, потому что хотите, а не чувствуете, что должны, хотя и зависит от ситуации и точки зрения, скорее всего, будет способствовать более качественной работе и счастью в долгосрочной перспективе.

Факторы внутренней мотивации и их влияние

Как менеджеру вам и руководителям других групп важно учитывать факторы, способствующие внутренней мотивации. Это может помочь вам увидеть влияние, которое этот тип мотивации может оказать на членов вашей команды и внутри вашей организации.

Без внутренней мотивации ваша команда может чувствовать себя нереализованной и несчастной, что может привести к выгоранию. К счастью, есть реальные способы лучше мотивировать вашу команду — на самом деле.

Факторы, которые способствуют внутренней мотивации, включают:

  • Любопытство : Мотивация человека возбуждается, когда его внимание чем-то захвачено. Это чувство любопытства побуждает членов команды исследовать и учиться на рабочем месте. Как физическое любопытство (сенсорное любопытство), так и стимулирующее любопытство (когнитивное любопытство) могут мотивировать человека действовать в соответствии с чем-либо.

  • Вызов : Независимо от того, ставите ли вы перед собой конкретную цель или уровень производительности, задания помогут вам вовлечься в работу. Они побуждают вас работать на оптимальном уровне и мотивируют вас двигаться дальше.

  • Признание : Признание собственной работы поможет вам почувствовать себя важным и позволит вам стремиться к новым достижениям.

  • Принадлежность : Сотрудничество с членами команды помогает создать чувство общности и заставляет сотрудников чувствовать себя принадлежащими. Это удовлетворение приходит от помощи другим и может повысить внутреннюю мотивацию человека.

  • Решение проблем : Участие в виртуальных тимбилдинговых играх может стимулировать ваши навыки решения проблем. Это требует от вас критического мышления, чтобы изменить свое поведение.

Все люди разные, а это значит, что ваши мотивы тоже будут разными. Могут работать как внутренняя, так и внешняя мотивация, но если возможно, лучше сначала использовать факторы внутренней мотивации, описанные выше.

Исследования показывают, что внешняя мотивация может фактически подорвать внутреннюю мотивацию из-за так называемого эффекта сверхоправдания. То есть, когда внешние вознаграждения предлагаются слишком рано, они могут утратить свою ценность и помешать внутренней мотивации.

Тем не менее, другое исследование показало, что введение вознаграждения в самом начале задачи может стимулировать внутреннюю мотивацию. Консенсус? Знание того, какой фактор мотивации использовать, не является однозначным ответом. Мотивация возникает по разным причинам и обычно представляет собой сочетание как внутренних, так и внешних факторов.

Вот почему важно поощрять внутреннюю цель и продуктивность на рабочем месте, а также использовать стимулы в качестве положительного подкрепления.

Как улучшить мотивацию на рабочем месте

Что касается мотивации, то здесь важную роль играют как внутренние, так и внешние поощрения. Не существует универсального подхода к мотивации вашей команды. Это открывает много возможностей, когда речь идет о поощрении отдельных членов команды.

Важно помнить, что у вас есть возможность поощрять свою команду с помощью положительного подкрепления. Предоставление другим возможностей и вызовов может побудить их мыслить внутренне и положительно повлиять на окружающих.

Способы, которыми вы можете это сделать, включают предоставление членам команды задач по решению проблем, возможностей для развития их навыков и обмена признательностью за их работу с остальной частью организации.

Расширение возможностей членов команды

Предоставление членам вашей команды новых возможностей для решения проблем может внутренне мотивировать их работать лучше и приобретать новые навыки.

Это могут быть такие возможности, как участие в изменении проекта или привлечение нового члена команды. Вы можете расширить возможности своей команды для решения проблем:

Предоставление членам команды автономии : Можно давать вашей команде рекомендации по решению проблем, но лучше предоставить им автономию для самостоятельного решения проблем, чем давать им ответ.

Эти простые задачи могут объединить членов вашей команды в сообщество и развить не только навыки решения проблем, но и навыки совместной работы для их собственной выгоды.

Прочтите: Как моральный дух команды влияет на производительность сотрудников

Признание работы

Признание работы вашей команды — это положительная внешняя мотивационная тактика, которая может изменить моральный дух вашей команды. Это заставляет людей чувствовать себя важными и мотивирует их продолжать достигать новых уровней мастерства. Работа, заслуживающая признания, может быть как небольшой, как выполнение задачи внутренней коммуникации, так и такой большой, как внедрение нового процесса.

Важно часто распознавать работу, независимо от размера проекта или предполагаемого воздействия. Вы можете отпраздновать работу своей команды по телефону:

  • Отметить хорошую работу с большой организацией : Разместите сообщение в общем пространстве для совместной работы, например Slack, объявите об этом во время общих собраний или даже отправьте обновление всей организации.

  • Признавать работу как можно чаще : Не существует жесткого правила, когда дело доходит до частоты, но признание работы не реже одного раза в квартал — это хорошее начало.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *