Что такое волюнтаризм
Автор:
IsTOPnik
20 января 2021 08:32
Метки: Что такое волюнтаризм видео волюнтаризм значение слова факты фото
Многие слово волюнтаризм знают по фильму «Кавказская пленница», но там смысл этого термина раскрыт не до конца.
Источник:
Волюнтаризм — это…
Что такое волюнтаризм, как это ни смешно, объясняется простыми словами популярной песенки: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!» Можно то можно, но как?
Вот я – очень хочу полететь в космос. Но возраст не тот, здоровье не айс, и б/у филологи вряд ли востребованы на орбите.
В самом общем смысле волюнтаризм – это настойчивое стремление добиться своей цели без учета факторов объективной реальности и последствий.
Противовес волюнтаризма – детерминизм, утверждающий, что все в этом мире закономерно и взаимосвязано.
В разных областях знания и в разные времена понятие волюнтаризма несет свою смысловую нагрузку, но в основе его всегда лежит категория воли. Само слово образовано от латинского voluntas – воля.
Термин появился в 1883 году благодаря Фердинанду Тённису – немецкому социологу, который считал, что взаимодействие волевых импульсов людей ведет к образованию устойчивых социальных групп.
Разберемся, как понимается волюнтаризм в философии, социологии, экономике и психологии.
Политический волюнтаризм
Политический волюнтаризм подразумевает такую форму деятельности, которая опирается на субъективные желания и цели политика, игнорирующего объективные реалии политической жизни.
Волюнтаристы абсолютизируют роль волевого начала во власти, не учитывая реального положения вещей и не просчитывая последствий принимаемых решений. Такая организация политической деятельности ущербна и не может существовать долго.
Волюнтаризм в политике – это деструктивная сила, возникающая при стечении определенных обстоятельств, среди которых:
отчуждение народа от политической власти;
бюрократическая модель управления;
отсутствие политической культуры и т.п.
Экономический волюнтаризм
Из политического логически вытекает и понятие экономического волюнтаризма.
Эта система экономического управления, пренебрегающая требованиями законов экономики, тормозящая экономический рост и провоцирующая кризисы.
В российской, да и мировой истории экономический волюнтаризм не раз становился причиной масштабных кризисов.
Источник:
Самыми примечательными фактами можно назвать игнорирование нарастающих проблем крепостного права (это как?) и вызванный этим провал урожайности зерновых в середине XIX века, аграрные реформы Столыпина и громкое снятие любителя кукурузы Н.С.Хрущева с официальной формулировкой «волюнтаризм».
Философия волюнтаризма
Понятие воли в философии появилось задолго до Фердинанда Тённиса, но единого общепринятого определения не существует, разные эпохи и философы объясняли волю по-своему. В Средневековье, например, считалось, что воля Божья предопределяет все существование человека, и воспринималась как внешняя сила.Можно выделить два основных направления в понимании воли:
Разум определяет волю. Наиболее кратко это иллюстрируется определением воли у Цицерона, который называл ее «разумным желанием». Такое восприятие в разнообразных интерпретациях наиболее распространено и сегодня.
Воля стоит над разумом, будучи фундаментальным свойством всего сущего. Такое понимание является основным в волюнтаристических направлениях философии XIX-XX веков (Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше и др.).
Волюнтаризм в философии рассматривают как ответ на распространенное в XVIII-XIX веке течение рационализма, ставящего во главу угла разум как единственный источник истинного знания.
Два великих философа-идеалиста Ницше и Шопенгауэр вывели понимание воли на совершенно иной уровень. Философию того и другого называют волюнтаристической.
Артур Шопенгауэр (1788–1860 гг.) вводит понятие мировой воли – силы, управляющей всеми процессами. По сути, это жизнь как движение и не останавливающийся поток. Воля к жизни – стихийная сила, не определяемая разумом.
Шопенгауэр стал одним из основоположников волюнтаристического направления «философия жизни», в основе которого лежит идея о жизни как абсолютного начала мира, находящегося в бесконечном движении.
Фридрих Ницше (1844–1900 гг.) на первый план выводит понятия сверхчеловек и воля к власти. И если у Шопенгауэра воля стоит над человеком и над всем сущим, то у Ницше все сущее и есть воля к власти, каждый наделен такой волей и конкурирует за власть с множеством других воль.
В этой борьбе побеждает сильнейший, поэтому воля к власти – это право сильного. Все, что стоит на пути к власти, должно быть уничтожено и отброшено. Мораль, нравственность, христианская любовь к ближнему – все это хлам, который мешает торжеству воли.
Обобщая, можно сказать, что волюнтаризм в философии – это направление, признающее первоосновой всего сущего (самой жизни) волю.
Волюнтаризм в психологии
Если в философии волюнтаризма считается, что воля определяет течение жизни, то в психологии это направление провозглашает волю как первичную способность личности, определяющую все остальные психические процессы.
Основоположником направления волюнтаризма в психологии стал немецкий врач Вильгельм Вундт (1832–1920 гг. ), уделявшей особое внимание способности человеческого мозга к самоорганизации.
Ученый считал, что сила воли делает мышление высокоорганизованным, а человек способен проводить наблюдения за собственным сознанием, используя метод внутренней перцепции (восприятия).
У теории самоанализа Вундта было много критиков, часть из них утверждала, что подопытные психолога, которые проходили сеансы внутренней перцепции, получали психические расстройства.
Хотя сторонников идеи, считавших волевые импульсы решающими факторами в человеческих поступках и провозглашавших господство воли над всей психикой, тоже было немало – У.Джеймс, Г.Мюнстерберг и др.
Особая семантика слова на Западе
Источник:
Понятие волюнтаризма с главенствующей ролью воли над всеми трудностями жизни прижилось в Америке с позитивной коннотацией.
Это, прежде всего, обосновано исторически. В Новом Свете именно воля определяла успех. Сюда ехали начинать с нуля, здесь до сих пор в ходу «американская мечта», декларирующая свободу возможностей и действий.
Предполагается, что любой человек, обладая волей к движению вверх, может выбраться на высочайшие социальные уровни, невзирая на стартовый бэкграунд.
Заключение
В заключение хотелось бы привести цитату одного современного российского политика, как мне кажется, очень точно и красиво сформулировавшего диалектическую суть волюнтаризма:
«Человек с сильной волей в состоянии изменить не только себя, но и окружающую среду, во благо или во имя зла — зависит от разумности воли».
Виктор Алексеевич Зубков
Источник:
Метки: Что такое волюнтаризм видео волюнтаризм значение слова факты фото
Что такое волюнтаризм простыми словами и его примеры из жизни
У термина “волюнтаризм” много значений, в том числе, связанные с экономикой, философией, политикой и психологией. Но, несмотря на разницу в направлениях знаний, определение этого термина примерно одинаковое. Оно заключается в желании достичь цели несмотря на объективные обстоятельства, без учета возможных последствий. В философии под “волюнтаризмом” понимается еще и человеческая (или Божья) воля, как основной двигатель прогресса. Как его понимать и что является волюнтаризмом сегодня?
В этой статье:
Что такое волюнтаризм простыми словамиИз истории терминаВолюнтаризм в философииПримеры волюнтаризма в политикеВолюнтаризм в психологииКогда волюнтаризм – это хорошоНегативные примерыКино с подтекстом
Что такое волюнтаризм простыми словами
Фото: @pixabay
Есть на свете вещи, которые ты делаешь под воздействием разума. К примеру, выбираешь университет, в котором будешь учиться, или организацию, где планируешь работать. Ты учитываешь множество объективных факторов, как: удобство расположения, перспектива личностного и карьерного роста, доход и другие составляющие.
И так же есть вещи, которые ты делаешь необдуманно. “Хочу поехать по левой стороне дороги, а не по правой”, “пойти на учёбу в пижаме” и прочее – примеры того, что мышление и логика отнюдь не всегда сопровождают человека в его поступках.
Просто в текущий момент времени тебе хочется поступить так, а не иначе. Это твоя воля, а поступки, совершенные в результате доминирования воли (или желания) над разумом, являются волюнтаризмом.
Из истории термина
Впервые понятие “волюнтаризм” было употреблено немецким социологом Фердинандом Тённисом, который использовал его в качестве определения “произвольному решению”. Случилось это в далёком 1883 году, но сама идея о приоритете воли в жизни человека гораздо старше, и уходит во времена краха античного мировоззрения.
Новости СМИ2
Собственно, до появления этой идеи считалось, что миром правит разум и мышление. Но обосновать большинство человеческих нелогичных и иррациональных поступков доминированием мышления над другими процессами, видимо, не удалось. И контроль над психическими процессами “передали” человеческой воле.
Что такое здравый смысл?
Уже в начале 400-х годов н. э. религиозный мыслитель Августин предположил, что именно воля управляет действиями материального и духовного начала: побеждает к саморазвитию, вдохновляет на реализацию каких-либо идей и прочее.
Позднее эту идею расширили Шопенгауэр и Гартман, возведя “волю” в абсолют. А уже на основании учений этих немецких философов появилась мысль об иррациональном двигателе влечений и поведений человека, так как воля не связана с мышлением.
Волюнтаризм в философии
В философском движении термин употребляется в отношении идеалистических направлений, которыми движет стихийная, иррациональная, индивидуальная или другая воля. По мнению сторонников волюнтаризма, он есть основой мироздания.
Кстати, именно это является поводом для пессимизма, так как, с одной стороны, в мире преобладают силы, неподвластные человеку, а с другой, — субъективная воля нарушает более-менее устойчивые социальные структуры.
Примеры волюнтаризма в политике
Политический волюнтаризм – это “игра без правил”. Она объединяет методы пропаганды, манипуляции сознанием, приемы нейролингвистического программирования и иные формы навязывания собственной позиции без учета мнения общества. Такая форма насаждения собственной воли основана чисто на личных интересах и редко имеет связь с реальной жизнью общества.
К примеру, отказ от межгосударственного сотрудничества в области самолетостроения из-за некоторых разногласий на политической арене в одночасье лишает сотни первоклассных специалистов работы. Это волюнтаризм.
Внезапная отмена рождественских каникул ломает планы всем сотрудникам фирмы. Часть из них уже купила путёвки на отдых для своей семьи. Часть — планировала провести выходные дома. Но решение руководства стало громом среди ясного неба, и всем пришлось отказаться от своих намерений. Это тоже волюнтаризм. И так далее.
GiphyВолюнтаризм в психологии
Интересен волюнтаризм и с точки зрения психологии, где он является своеобразным аналогом силы воли (в контексте “захотел-сделал”).
По Вундту и Мюнстербергу данное понятие подразумевает преобладание воли отдельного индивида или группы людей над другими психическими процессами. То есть, при волюнтаризме ты самостоятельно ставишь перед собой цель и выбираешь пути её достижения, придерживаясь выбранного курса. Тебя не отвлекают возможные последствия, внешние раздражители и другие нюансы, так как доминирующим фактором на пути к цели являются личные убеждения.
Но ты готова брать на себя ответственность за действия и поступки, которые совершаешь для достижения этой цели.
Когда волюнтаризм – это хорошо
“Землю – крестьянам, фабрика – рабочим” – не только здоровое разделение обязанностей по призванию и способностям, но и эффективный пример волюнтаризма. Фактически, таким способом превалирующее большинство общества получало возможность быть на своем месте и выполнить то, что умело.
Фото Toa Heftiba on UnsplashДругой пример — система поощрений на работе. Система премий и надбавок практикуется почти на всех предприятиях вне зависимости от их форм собственности. Основной её постулат держится на рациональном мышлении: удерживать перспективных сотрудников выгодной системой бонусов. Но есть и свои исключения.
К примеру, ты работаешь менеджерам по продажам в Интернете. По итогам квартала твои показатели оказались ниже, чем у других сотрудников отдела. При том ты продала гораздо больше конкретного товара, чем остальные работники. Оставив этот факт без внимания, руководство рискует потерять если не самого работника, то твое рвение в этом направлении в следующем квартале.
В итоге, ты получаешь премию и тем самым подтверждаешь существование на предприятии здорового волюнтаризма. Как в анекдоте: бригаде, работающей на дне карьера, привезли аванс. Так быстро по карьерной лестнице не поднимался никто. Таким образом, “произвольное решение”, о котором говорили философы, социологи и психологи на протяжении веков, вполне может стать двигателем капитализма и в современных условиях, что выгодно как работникам, так и работодателям.
Негативные примеры
Отнюдь не всегда проявления волюнтаризма являются безобидными для общества и человека. К примеру, царь Ирод за спонтанное желание самым ужасным образом избавиться от младенцев мужского пола, вошёл в историю как детоубийца.
Фото автора Artem Podrez: PexelsТрадиционно под волюнтаризмом в его негативной характеристике понимается и политика Хрущёва, в период правления которого наступил “культ кукурузы”. Последнюю стали повсеместно выращивать на полях Союза, рекламировать в кино и мультфильмах… Так воля одного человека “переключила” всю аграрную отрасль страны, задев и сферу искусства.
Кино с подтекстом
Наверняка ты смотрела фильм режиссера Леонида Гайдая “Кавказская пленница”. Персонаж Никулина отправляет в рот виноградину и причитает, мол, “волюнтаризм”. Тут же его предостерегают: “В моём доме попрошу не выражаться”.
Внимательные зрители знают, что фильм снят в период смены власти: на место Хрущёва (“покорителя целины” и “главного сеятеля кукурузы”) пришел Брежнев. Стало модным вменять в вину иррациональность таких глобальных решений ушедшей власти, в экономическую обоснованность которых тогда мало кто верил.
3 Обязанность быть волонтером: женщины и принудительный волюнтаризм | Дядя Сэм хочет тебя: Первая мировая война и становление современного американского гражданина
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДядя Сэм хочет тебя: Первая мировая война и становление современного американского гражданинаПолитическая историяИстория США с 1900 по 1945 годИстория США с 1945 годаСоциальная история СШАКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДядя Сэм хочет тебя: Первая мировая война и становление современного американского гражданинаПолитическая историяИстория США с 1900 по 1945 годИстория США с 1945 годаСоциальная история СШАКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Ссылка
Капоццола, Кристофер,
‘3 Обязанность быть волонтером: женщины и принудительный добровольческий строй’
,
Ты нужен дяде Сэму: Первая мировая война и становление современного американского гражданина
(
0 Нью-Йорк
2008;
Online Edn,
Oxford Academic
, 1 сентября 2008 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195335491.003.0004,
Доступил 28 октября.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДядя Сэм хочет тебя: Первая мировая война и становление современного американского гражданинаПолитическая историяИстория США с 1900 по 1945 годИстория США с 1945 годаСоциальная история СШАКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДядя Сэм хочет тебя: Первая мировая война и становление современного американского гражданинаПолитическая историяИстория США 1900 — 1945История США с 1945 годаСоциальная история СШАКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Эта глава посвящена волюнтаризму американских женщин во время Первой мировой войны. В ней утверждается, что в политической культуре, организованной вокруг волюнтаризма, американцы изо всех сил пытались понять разницу между добровольными жертвами и неоплачиваемым или даже принудительным трудом. Принуждение действовало в женских организациях иначе, чем в мужских обществах самообороны, которые преобладали в заголовках. Хотя женщины в целом не подвергались физическому насилию и не участвовали в нем, принуждение все еще имело место.
Ключевые слова: женщины, волюнтаризм, Первая мировая война, принуждение, военные усилия
Предмет
Социальная история СШАПолитическая историяИстория США 1900–1945История США с 1945 года
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Герберт Гувер: влияние и наследие
Дэвид Э. Гамильтон
В течение многих лет как ученые, так и американская общественность относились к Гуверу с крайне низким уважением, обвиняя его в Великой депрессии и критикуя его усилия по разрешению кризиса. Однако начиная с 1970-х годов репутация Гувера начала восстанавливаться. Историки указывали, что приверженность Гувера волюнтаризму, его вера в опыт социальных наук и его поощрение сотрудничества между различными сегментами американского экономического порядка коренились не в бессердечном и реакционном консерватизме, а в прогрессивной социальной мысли его времени. Гувер придерживался этих подходов во время своего президентства, особенно в таких комиссиях, как Конференция Белого дома по вопросам здравоохранения и защиты детей и Президентский комитет по последним социальным тенденциям.
Даже когда страна погрузилась в Великую депрессию, вера Гувера в волюнтаризм и сотрудничество оставалась непоколебимой, что привело к новаторским и беспрецедентным инициативам правительства, таким как Чрезвычайный комитет президента по занятости, Президентская организация помощи безработным и Национальный кредитный фонд. Корпорация. Гувер также последовательно лоббировал правительства штатов и местные органы власти, а также Конгресс США, чтобы увеличить расходы на общественные работы. В то же время историки теперь признают, что Гувер иногда отказывался от волюнтаризма в пользу государственного вмешательства в экономические дела страны в надежде положить конец депрессии такими усилиями, как Корпорация финансирования реконструкции и Закон о чрезвычайном строительстве. Наконец, многие историки, оглядываясь назад, утверждают, что Гувер на самом деле мало что мог сделать для разрешения Великой депрессии. Они правильно утверждают, что вступление Америки во Вторую мировую войну, а не «Новый курс» Рузвельта, вывело Соединенные Штаты из экономического упадка.
Тем не менее, многие ученые по-прежнему критикуют отказ Гувера санкционировать крупномасштабные программы помощи, которые могли бы облегчить страдания и голод, его нежелание использовать значительные федеральные расходы для стимулирования экономики и его общую неспособность признать всеобъемлющий характер Великая депрессия. Проще говоря, Гувер, казалось, никогда не осознавал серьезной угрозы, которую экономический кризис представлял для нации, и того, что выход из депрессии мог потребовать отказа от некоторых из его глубоко укоренившихся убеждений.
Гувер усугубил эти ошибки, каждая из которых имела политические последствия, с неумелым политическим маневрированием. Гувер оказался не в состоянии управлять Конгрессом, прессой и общественностью — или трудными ситуациями, такими как премиальная армия, — способами, которые укрепили бы доверие к его лидерству. Следует также отметить, что сомнительные политические суждения и лидерство Гувера не были вызваны «Великой катастрофой». В первые месяцы своего президентства Гувер не проявлял особой политической проницательности во время дебатов о сельскохозяйственной и тарифной политике. Великая депрессия, однако, резко высветила эти политические неудачи, а также идеологические и политические ограничения Гувера, преувеличив их последствия и проложив путь к победе Франклина Рузвельта в XIX веке.