Фонетика и фонология русского языка
4.1 Вокализм русского языка
Как было написано в предыдущем блоке, гласные – это чисто тоновые звуки. Возникнув в гортани в результате колебания голосовых связок, музыкальный тон (голос) приобретает особый тембр в надгортанных полостях. Рот и глотка – это те резонаторы, в которых формируются различия между гласными. Эти различия определяются объёмом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движения губ, языка и нижней челюсти. Каждый гласный произносится при особом, свойственном только этому звуку положении органов речи.
Артикуляционная классификация гласных звуков (гласных фонем) русского языка основывается на трёх основных признаках:
- участии губ,
- степени подъёма языка по вертикали по отношению к нёбу,
- степени продвинутости языка вперёд либо отодвинутости назад по горизонтали.
Простейшая таблица, отображающая систему русских гласных фонем (систему вокализма русского языка)
Подъём | Ряд | ||
---|---|---|---|
передний | средний | задний | |
Участие губ | неогубленные | огубленные | |
Верхний | /и/ | /ы/ | /у/ |
Средний | /э/ | /о/ | |
Нижний | /а/ |
Ряд гласных обусловлен горизонтальным движением языка. Ряд гласных можно определить в зависимости от положения языка по отношению к передней или задней части полости рта, т.е. от того, какая часть спинки языка и в каком месте поднимается к нёбу.
- При образовании гласных переднего ряда средняя часть спинки языка определённым образом поднимается к твёрдому нёбу, оставляя в передней части полости рта небольшой резонатор.
- При образовании гласных среднего ряда вся спинка языка высоко поднята к нёбу, в результате чего образуется резонатор в форме длинной трубки.
- При образовании гласных заднего ряда задняя часть спинки языка в той или иной степени поднимается к мягкому нёбу, образуя в полости рта большой резонатор.
Подъём гласных обусловлен вертикальным движением языка. Подъём гласных зависит от положения языка по отношению к нёбу, по степени подъёма языка к нёбу.
- При образовании гласных верхнего подъёма язык находится в верхней части полости рта, максимально ограничивая пространство для прохода воздушной струи, поэтому такие гласные называются еще узкими или закрытыми.
- При образовании гласных среднего подъёма язык слегка приподнят к нёбу, т.е. занимает положение более низкое, чем при произношении гласных верхнего подъёма, и более высокое, чем при произношении гласных нижнего подъёма.
- При образовании гласных нижнего подъёма язык располагается в нижней части полости рта, в результате чего между языком и нёбом создается наиболее широкое пространство для прохода воздушной струи. В связи с этим их называют также широкими или открытыми.
При артикуляции гласных нижнего подъёма нижняя челюсть опущена в большей степени, чем при артикуляции гласных среднего и верхнего подъёма, т.е. при артикуляции звука [а] мы более широко открываем рот, чем при артикуляции звука [о] или [и].
Третьей важной характеристикой русских гласных является лабиализация (огубление)
. В зависимости от положения губ, от степени их участия в образовании гласных можно говорить о гласных лабиализованных (губных, огубленных) и нелабиализованных (негубных, неогубленных). При образовании губных гласных губы выпячиваются вперёд и округляются, создавая довольно узкое отверстие (колечко) для прохождения струи выдыхаемого воздуха. В русском языке губными гласными являются только /у/, /о/ . При образовании негубных гласных губы находятся в обычном разомкнутом положении и образуют более широкое отверстие.Однако деление на три ряда и три подъёма не отображает все гласные звуки русского языка. Так, в русском языке гласные могут быть гласными полного образования либо редуцированными. Гласными полного образования бывают только ударные гласные, редуцированными
Гласный [ǝ] (в других вариантах транскрипции [ъ]) – один из самых частых звуков литературного русского языка. Он произносится в некоторых безударных слогах, например, в[ǝ]допáд, гóр[ǝ]д, óбл[ǝ]ко.
Обычно в транскрипции не отмечается различие между ударным и безударным [у]: [cундукý], [дýму], однако в действительности при произношении безударного [у] язык не доходит до крайнего верхнего положения как ударный [ý], место безударного [у] в верхне-среднем ряду, а его более точная транскрипция [уо].
Позиционные варианты (аллофоны) русских гласных фонем очень многообразны. В зависимости от места ударения и степени редукции, с одной стороны, и твёрдости-мягкости предыдущего и последующего согласного, с другой стороны, значительно изменяется реализация гласных фонем русского языка. Это связано с силой русского динамического ударения и значительной аккомодацией.
В онлайн-учебнике др. Конечного (Konečný 2017, онлайн) вы можете посмотреть интерактивные схемы образования гласных русского языка: https://publi. cz/books/463/index.html#03_02.
4.2 Система гласных фонем чешского языка
В чешском языке 10 гласных фонем монофтонгического характера: /a/, /e/, /i/, /o/, /u/, /á/, /é/, /í/, /ó/, /ú/.
Традиционно система чешских гласных фонем изображается в форме треугольника, отражающего отличия, основанные на движении языка при образовании отдельных гласных:
Позиционные варианты (аллофоны) отдельных чешских фонем очень близки друг другу, разница между /а/ под ударением и без ударения незначительна либо отсутствует. Отдельные изменения долготы или краткости чешских гласных являются признаком неправильного, либо нестарательного, либо диалектного произношения, напр.: To není móóžný; [prosim], [umim].
Кроме выше приведённых 10 гласных фонем некоторые грамматики чешского языка говорят также о трёх дифтонгах (дифтонгических фонемах) чешского языка: /eu̯/, /au̯/, /ou̯/. Проф. Крчмова называет такие сочетания сложными сочетаниями звуков, где вокаличность сохраняет первая часть, а конечная u̯-часть ослаблена и поэтому не способна образовать слог.
Подр. о чешских гласных фонемах см. (Krčmová 2012, 28-32).
4.3 Общие трудности постановки русских гласных
При усвоении произношения русских гласных чехами отмечаются три основных типа трудностей:
- трудности, связанные с лабиализацией гласных,
- трудности, связанные с аккомодацией,
- трудности, связанные с динамикой и ритмом. шы́нǝ], [цы́рк].
Особенно на начальных этапах обучения фонетике русского языка студенты часто путают знак ударения (ʹ) со знаком, который в чешском языке обозначает долготу гласных, являющуюся в чешском языке, как было написано выше, смыслоразличительной характеристикой. В русском языке нет ни долгих, ни кратких гласных, поэтому произношение типа [мááмъ] мáма, [жывóóт] живóт является неправильным. Знаки [áá] и [óó] обозначают здесь долгое произношение русских гласных.
Литература
КАСАТКИН, Л. Л. Современный русский язык: Фонетика: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. 3-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 272 с. ISBN 978-5-4468-0221-0.
КНЯЗЕВ, С. В., ПОЖАРИЦКАЯ, С. К. Современный русский литературный язык: Фонетика, орфоэпия, графика и орфография: Учебное пособие для вузов
. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2012. 430 с. ISBN 978-5-8291-1252-3 (Академический Проект), 978-5-98426-101-2 (Гаудеамус).Современный русский язык. В 3 т. Т. 1. Фонетика. Фонология; Орфоэпия; Графика. Орфография; Лексикология; Фразеология; Морфемика. Словообразование. Под ред. С. М. Колесниковой. М.: Издательство Юрайт, 2016. 306 с. ISBN 978-5-9916-5185-5.
KONEČNÝ, J. Fonetika a fonologie současného ruského jazyka: vybrané kapitoly [online]. Univerzita Karlova, Ústřední knihovna, 2017. ISBN 978-80-88176-11-4. Dostupné: https://publi.cz/books/463/index.html#cover.
KRČMOVÁ, M. Fonetika a fonologie. In Příruční mluvnice češtiny. Karlík, P., Nekula M., Rusínová, Zd. Praha: Nakladatelství Lidové noviny, 2012. 21-64. ISBN 978-80-7106-624-8.
Мы будем придерживаться такого взгляда, изложенного в трудах представителей Ленинградской (Петербургской) фонологической школы (ЛФШ) – Льва Владимировича Щербы, Маргариты Ивановны Матусевич, Льва Львовича Буланина и др. Представители Московской фонологической школы (МФШ) – Рубен Иванович Аванесов, Михаил Викторович Панов и др. , наоборот, считают, что в русском языке 5 гласных фонем: /и, у, э, о, а/. Согласно теории МФШ звук [ы] является лишь позиционным вариантом фонемы /и/, т.е. является аллофоном /и/ в позиции после твёрдых согласных.
В основе фонологии, как было написано в блоке 1, лежит учение о фонеме, основоположником которого является И.А. Бодуэн де Куртенэ (70-е гг. XIX в.), противопоставивший фонему и звук. В настоящее время в России ведущее направление в фонологии занимают два научных направления – Московская фонологическая школа (МФШ) и Петербургская (Ленинградская) фонологическая школа (ПФШ/ЛФШ).
Основоположник ЛФШ – Л. В. Щерба, ученик И.А. Бодуэна де Куртенэ, идеи Л.В. Щербы развивают его ученики и последователи: Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич, А.Н. Гвоздев, Л.В. Бондарко, Л.Л. Буланин, Л.А. Вербицкая и др.
МФШ возникла в конце 1920-х гг. Её основателями являются Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов, А.А. Реформатский, идеи МФШ развивают М.В. Панов, Л.Л. Касаткин, М.Л. Каленчук и др.
Главное отличие МФШ от ЛФШ и других фонологических школ – необходимость применения морфемного критерия при определении фонемного состава языка.
Губные гласные имеются также, напр., в немецком языке. На письме такие гласные обозначаются буквами ö, ü: hören, mögen, führen, fünf.
3 Образование звуков речи. Согласные и гласные
5 Согласные. Классификация согласных
Фонетическая транскрипция звуков русского языка – с видео!
This site is available in English. Show this page in English
Согласные звуки русского языка Ударные гласные русского языка Безударные гласные русского языка Примечания к таблице
Чтобы автоматически получить фонетическую транскрипцию текста на русском языке, воспользуйтесь переводчиком русских слов в транскрипцию.
На этой странице вы найдете таблицы с гласными и согласными звуками русского языка. Для каждого звука в таблице приведены русские слова, где данный звук встречается в начале, в середине и в конце слова. В случае согласных букв в таблице они представлены парами — сначала идет твердый согласный, затем — мягкий.
Кликните по любому слову в таблице, чтобы открыть видео, где носитель языка медленно произносит это слово!
Согласные звуки русского языка
Фонетическая транскрипция
МФА кириллица В начале слова В середине слова В конце слова [b] б [bˈɨlə]
[бы́лʌ]
[rɐbˈotə]
[рʌбо́тʌ]
— [bʲ] б’ [bʲˈelᵻj]
[б’э́лыэj]
[sʲɪbʲˈe]
[с’иеб’э́]
— [v] в [vˈɨ]
[вы́]
[snˈovə]
[сно́вʌ]
— [vʲ] в’ [vʲˈetʲ]
[в’э́т’]
[t͡ɕɪlɐvʲˈek]
[чьлʌв’э́к]
— [ɡ] г [ɡˈoləs]
[го́лъс]
[mnˈoɡə]
[мно́гʌ]
— [ɡʲ] г’ [ɡʲɪrˈoj]
[г’иеро́j]
[drʊɡʲˈijə]
[друг’и́jъ]
— [γ] γ [γˈospədʲɪ]
[γо́спъд’ь]
[ɐγˈa]
[ʌγа́]
— [d] д [dˈaʐᵻ]
[да́жыэ]
[kʊdˈa]
[куда́]
— [dʲ] д’ [dʲˈelə]
[д’э́лʌ]
[bˈudʲɪt]
[бу́д’ьт]
— [ʐ] ж [ʐˈɨtʲ]
[жы́т’]
[tˈoʐᵻ]
[то́жыэ]
— [ʑː] ж’ — [vˈoʑːɪ]
[во́ж’ːь]
— [z] з [zɐt͡ɕˈem]
[зʌчэ́м]
[skɐzˈatʲ]
[скʌза́т’]
— [zʲ] з’ [zʲɪmlʲˈæ]
[з’иемл’а́]
[drʊzʲˈej]
[друз’э́j]
— [j] j [jɪvˈo]
[jиево́]
[tɐkˈojə]
[тʌко́jъ]
[kɐtˈorᵻj]
[кʌто́рыэj]
[k] к [kɐɡdˈa]
[кʌгда́]
[pɐkˈa]
[пʌка́]
[tˈak]
[та́к]
[kʲ] к’ [kʲɪnˈo]
[к’иено́]
[rʊkʲˈe]
[рук’э́]
— [l] л [lˈadnə]
[ла́днʌ]
[dʲˈelətʲ]
[д’э́лът’]
[bˈɨl]
[бы́л]
[lʲ] л’ [lʲˈʉdʲɪ]
[л’у́д’ь]
[bˈolʲɪjə]
[бо́л’ьjъ]
[vdˈolʲ]
[вдо́л’]
[m] м [mˈɨ]
[мы́]
[prʲˈæmə]
[пр’а́мʌ]
[tˈam]
[та́м]
[mʲ] м’ [mʲˈestə]
[м’э́стʌ]
[vrʲˈemʲə]
[вр’э́м’ъ]
[sʲˈemʲ]
[с’э́м’]
[n] н [nˈadə]
[на́дʌ]
[ɐnˈo]
[ʌно́]
[ɐdʲˈin]
[ʌд’и́н]
[nʲ] н’ [nʲˈet]
[н’э́т]
[pˈonʲɪl]
[по́н’ьл]
[ˈot͡ɕɪnʲ]
[о́чьн’]
[p] п [pˈusʲtʲ]
[пу́с’т’]
[ʊpˈal]
[упа́л]
[sˈup]
[су́п]
[pʲ] п’ [pʲˈervᵻj]
[п’э́рвыэj]
[ɐpʲˈætʲ]
[ʌп’а́т’]
[t͡sˈɛpʲ]
[цэ́п’]
[r] р [rʊkˈa]
[рука́]
[xərɐʂˈo]
[хърʌшо́]
[mʲˈir]
[м’и́р]
[rʲ] р’ [rʲˈædəm]
[р’а́дъм]
[fpʲɪrʲˈɵt]
[фп’иер’о́т]
[tʲɪpʲˈerʲ]
[т’иеп’э́р’]
[s] с [sɐbˈoj]
[сʌбо́j]
[ɡˈoləsəm]
[го́лъсъм]
[nˈas]
[на́с]
[sʲ] с’ [sʲɪbʲˈæ]
[с’иеб’а́]
[dʲˈesʲɪtʲ]
[д’э́с’ьт’]
[vʲˈesʲ]
[в’э́с’]
[t] т [tˈɨ]
[ты́]
[ˈɛtəvə]
[э́тъвʌ]
[vˈot]
[во́т]
[tʲ] т’ [tʲɪbʲˈæ]
[т’иеб’а́]
[ˈɛtʲɪx]
[э́т’ьх]
[bˈɨtʲ]
[бы́т’]
[f] ф [fˈakt]
[фа́кт]
[tʲɪlʲɪfˈon]
[т’ьл’иефо́н]
[t͡ɕɪsˈof]
[чиесо́ф]
[fʲ] ф’ [fʲˈilʲm]
[ф’и́л’м]
[kˈofʲɪ]
[ко́ф’ь]
[vnˈofʲ]
[вно́ф’]
[x] х [xɐtʲˈæ]
[хʌт’а́]
[tʲˈixə]
[т’и́хʌ]
[svɐˈix]
[свʌи́х]
[xʲ] х’ [xʲˈitrə]
[х’и́трʌ]
[slˈuxʲɪ]
[слу́х’ь]
— [t͡s] ц [t͡sˈɛlʲ]
[цэ́л’]
[lʲɪt͡sˈo]
[л’иецо́]
[ɐtʲˈet͡s]
[ʌт’э́ц]
[t͡ɕ] ч [t͡ɕɪvˈo]
[чиево́]
[nʲɪt͡ɕɪvˈo]
[н’ьчиево́]
[nˈot͡ɕ]
[но́ч]
[ʂ] ш [ʂˈol]
[шо́л]
[pɐʂˈol]
[пʌшо́л]
[nˈaʂ]
[на́ш]
[ɕː] ш’ [ɕːˈɵkʲɪ]
[ш’ːо́к’ь]
[jɪɕːˈɵ]
[jиеш’ːо́]
[vʲˈeɕː]
[в’э́ш’ː]
Ударные гласные русского языка
Фонетическая транскрипция
МФА кириллица В начале слова В середине слова В конце слова [a] а [ˈadrʲɪs]
[а́др’ьс]
[srˈazʊ]
[сра́зу]
[bᵻlˈa]
[быэла́]
[æ] а — [vzʲˈæl]
[вз’а́л]
[mʲɪnʲˈæ]
[м’иен’а́]
[ɛ] э [ˈɛtə]
[э́тʌ]
[t͡sˈɛlʲɪ]
[цэ́л’ь]
[kɐnt͡sˈɛ]
[кʌнцэ́]
[e] э — [t͡ɕˈem]
[чэ́м]
[ɡdʲˈe]
[гд’э́]
[ɨ] ы [ˈɨ]
[ы́]
[bˈɨstrə]
[бы́стрʌ]
[dɐlʐnˈɨ]
[дʌлжны́]
[i] и [ˈimʲə]
[и́м’ъ]
[sprɐsʲˈil]
[спрʌс’и́л]
[trʲˈi]
[тр’и́]
[o] о [ˈon]
[о́н]
[bˈolʲʂᵻ]
[бо́л’шыэ]
[ʂtˈo]
[што́]
[ɵ] о — [ʐᵻvʲˈɵt]
[жыэв’о́т]
[fsʲˈɵ]
[фс’о́]
[u] у [ˈulʲɪt͡sə]
[у́л’ьцʌ]
[drˈuk]
[дру́к]
[mɐɡˈu]
[мʌгу́]
[ʉ] у — [lʲˈʉbʲɪt]
[л’у́б’ьт]
[fsʲˈʉ]
[фс’у́]
Безударные гласные русского языка
Фонетическая транскрипция
МФА кириллица В начале слова В середине слова В конце слова [ɐ] ʌ [ɐnʲˈi]
[ʌн’и́]
[kɐkˈoj]
[кʌко́j]
— [ə] ъ, ʌ — [dˈuməl]
[ду́мъл]
[tˈolʲkə]
[то́л’кʌ]
[o] о — — [rˈadʲɪo]
[ра́д’ьo]
[ɪ] ие, ь [ɪdʲˈɵt]
[иед’о́т]
[nʲɪktˈo]
[н’иекто́]
[jˈeslʲɪ]
[jэ́сл’ь]
[ɨ] ыэ — [mˈoʐɨt]
[мо́жыэт]
[ʂtˈobɨ]
[што́быэ]
[ʊ] у [ʊʂˈol]
[ушо́л]
[mˈoɡʊt]
[мо́гут]
[ˈɛtʊ]
[э́ту]
[ʉ] у — [lʲʉbʲˈil]
[л’уб’и́л]
[znˈajʉ]
[зна́jу]
Обратите внимание на разницу в записи транскрипции символами международного фонетического алфавита (МФА) и буквами кириллицы. В случае МФА знак [ˈ] перед гласными звуками означает ударение, в случае кириллицы очень похожий знак [‘] после согласных звуков означает смягчение согласного (в МФА — это передается символом [ʲ]).
Топ-5 проблем с английским произношением для носителей русского языка | Блог
Знаете ли вы, что Коста Ронин, удивительный русский актер, на самом деле выучил английский язык в возрасте 15 лет на радиостанции, которая играла английскую музыку?
Несмотря на то, что изучение английского языка на слух является шагом вперед по сравнению с изучением его по книгам, оно по-прежнему оставляет учащегося с пробелами в произношении. Специально для носителей русского языка многие звуки английского языка просто отсутствуют в русском языке, что приводит к тому, что носители борются с этим произношением.
Давайте рассмотрим основные звуки, которые кажутся сложными для русскоязычных в английском языке, чтобы вы могли сделать первый шаг к улучшению разборчивости этих звуков. Тренер Элиза Симпсон рассказывает об этом в этом видео.
1. Расположение звука « l »Звук « l » — один из самых сложных звуков для носителей русского языка.
Возьмите слово «абсолютно». Россияне выйдут первыми» l — звук, при котором язык почти достигает нёба. Фонетически это звучит как «ллю».
Американцы произносят звук с опущенной серединой языка, в сторону от нёба, что больше похоже на «лу». , например, звук [ай] в слове «нравится».
Обычное русское произношение слова «лайк» может быть близко к фонетическому [лайк].
Вместо этого говорящий в Америке будет переходить от звука « a » к звуку « ih », как в [лайк].
Если вы все еще боретесь с разницей между этими двумя звуками, ничего страшного. Это очень тонкая разница между двумя звуками, но она может помочь улучшить вашу ясность и понимание при разговоре.
3. Написание «i»Поскольку английское правописание ненадежно, когда вы видите написание «i», оно не обязательно произносится одинаково. Два варианта произношения: «ee» и «ih», первый из которых является более длинным гласным, а второй — более коротким.
Умение по-разному произносить «ee» и «ih» — ключевой навык, с которым борются носители русского языка. Это может проявляться в различии слов «заполнять» и «чувствовать», которые русскоязычные часто произносят взаимозаменяемо. Ясность с этим звуковым произношением очень поможет избежать возможных недоразумений.
4. Написание « v » и « w »Различие между этими двумя звуками сложно для носителей многих языков, включая русский.
Английский звук « w » получается, когда уголки губ приближаются друг к другу и губы округляются. Причина, по которой это сложнее для русскоязычных, заключается в том, что это звучит очень похоже на звук « v » в русском языке, когда губы двигаются к зубам.
5. Написание « th »Часто носители русского языка используют звук « d » в словах, начинающихся с «th», например the, that и they.
Носитель английского языка будет использовать звук « th », который сделан совсем по-другому. Положение языка в «th» ниже, чем в «d», и скорее направлено к нижней части передних зубов.
Сосредоточение внимания на такой детали определенно поможет улучшить вашу ясность.
Как улучшить ясность и уверенность на английском языкеЗдесь, в BoldVoice, мы стремимся уделять вам индивидуальное внимание, чтобы помочь вам улучшить свой английский, чтобы вы могли чувствовать себя уверенно в любых условиях, особенно когда речь идет о продвижении по вашей карьере. 0003
Как говорит наш голливудский тренер Элиза Симпсон, «практика ведет к прогрессу». Использование BoldVoice позволит вам практиковать все эти звуки с индивидуальной обратной связью о вашем прогрессе в произношении. Вы также получите специальные видеоролики от тренеров, таких как Элиза, о том, как издавать все эти хитрые звуки, пока вы не достигнете полной ясности.
Русские гласные — Бесплатные уроки русского языка с Алексом
Русские гласные
В русском языке 10 гласных. Некоторые из них могут звучать по-разному в зависимости от того, какие буквы стоят рядом с ними: Е , Ё , Ю , Я . Кроме того, произношение гласного Ы довольно сложно для большинства изучающих иностранный язык, потому что этого звука нет в большинстве европейских языков. Однако некоторые русские гласные произносятся очень легко.
ГЛАСНАЯ ЗВУК А « a » в «Карме» О “ o ” in “Oscar” У “ oo ” in “boot” Э “ a ” in “care” И “ i ” in “pit” Ы no analog in English Note : reading the vowel У может сбивать с толку, потому что он похож на латинский символ Y , но представляет другой звук.
Sound А
Sound O
Sound У
Sound Э
Sound И
Examples:
- МА́МА ma-ma – mom
- ПА́ПА папа-папа – папа
- КОТ кот – cat (male)
- СОН son – sleep (a noun)
- ЛУК luk – onion
- МУКА́ mu-ka – flour
- Э́РА ε- ra – era
- Э́ТОТ ε-tat – (masculine form)
- МИР mir – world / peace
- КИТ kit – whale
The sound Ы сложно. Здесь у вас есть пример:
Буквы e , ё , ю , Я. . В зависимости от их положения в словом
9031 31 31 3813838383883838 8.9038 38138383838383838 881 381383838.883838388 88138.8838.88.88 8.9038 38138. слово , после другой гласной и после Ъ (твердый знак) или Ь (мягкий знак) - После согласной
В первом случае эти гласные звучат так:
VOWEL | SOUND |
---|---|
Е | like “ ye ” in “yes” |
Ё | like “ yo ” in “yoga” |
Ю | like the word “ you “ |
Я | like “ ya ” in “yard” |
Note : if there’s Ё 9Буква 0015 в слове всегда ударная.