Глухие согласные звуки — правило, таблица
Глухие согласные звуки — это звуки, которые состоят только из шума.
Выясним, что такое глухие согласные звуки в русском языке, какие имеют фонетические характеристики и чем отличаются от звонких согласных. Приведем таблицу глухих согласных.
Что такое глухие согласные?
В фонетике русского языка наряду со звонкими звуками существуют глухие согласные, которых насчитывается меньше. Если звонкие согласные вместе с сонорными составляют число 20, то глухих согласных только 16.
Глухие и звонкие согласные в отличие от гласных являются шумными звуками. Но шум в их образовании проявляется в разной мере.
Звонкие согласные формируются из шума и голоса. При их образовании голосовые связки колеблются. Эту вибрацию можно ощутить, если приложить руку к передней стенке горла.
Глухие звуки качественно отличаются тем, что они состоят полностью из шума. Выдыхаемая струя воздуха трется о различные препятствия в речевом аппарате говорящего и создает характерный шум в образовании каждого глухого звука. Если зажать уши, то звон в ушах не ощущается, как при произношении звонких согласных. Вибрации голосовых связок нет, что свидетельствует об отсутствии голоса.
Определение
Глухие согласные — это звуки, в образовании которых участвует шум при отсутствии голоса.
Перечислим глухие согласные, которые в письменной речи соответствуют следующим буквам алфавита.
Буква | Твёрдый глухой звук | Мягкий глухой звук |
---|---|---|
к | [к] | [к’] |
п | [п] | [п’] |
с | [с] | [с’] |
т | [т] | [т’] |
ф | [ф] | [ф’] |
х | [х] | [х’] |
ч | — | [ч’] |
ц | [ц] | — |
ш | [ш] | — |
щ | — | [щ’] |
Как видим, многие глухие согласные составляют пары по признаку твёрдости/мягкости. Твердость или мягкость согласного можно определить по его фонетической позиции в слове. Если за согласным следует гласный звук [а], [о], [у], [э], [ы], обозначенный соответствующей буквой, то глухой согласный является твёрдым.
Если же за ним стоит звук, обозначенный буквами «и», «е», «ё», «ю», «я», или «ь», то глухой согласный звучит мягко.
Убедимся в этом, сравнив пары слов:
- сыро́к [с ы р о к] — си́ний [с’ и н’ и й’]
- старт [с т а р т] — степь [с т’ э п’]
- фона́рь [ф а н а р’] — фи́рма [ф’ и р м а]
- хо́хот [х о х а т] — хитре́ц [х’ и т р’ э ц].
Отметим, что среди этих согласных звуков имеются непарные глухие по признаку мягкости/твёрдости:
Внимание!
Глухие согласные звуки [ш] и [ц] всегда только твёрдые, а [ч’] и [щ’] мягкие независимо от позиции в слове.
Понаблюдаем:
- шёпот [ш о п а т]
- цирк [ц ы р к]
- участник [у ч’ а с н’ и к]
- щаве́ль [щ’ а в’ э л’].
Глухие и звонкие согласные
В фонетике русского языка глухие согласные составляют со звонкими согласными пары, совпадающие по остальным признакам, кроме звонкости/глухости.
Всегда глухие согласные [х], [ч’], [ц], [щ’] являются непарными. У них нет парных звонких согласных в русском языке.
Озвончение глухих согласных
Глухие согласные звучат всегда приглушённо в конце слов или в паре с гласными или сонорными звуками. Если возникнет сомнение в написании соответствующей буквы в конце, то необходимо изменить форму слова, чтобы согласный оказался перед гласным:
- укроп — листья укропа;
- прокат — нет проката;
- покос — время покоса;
- язык — языки.
Глухие согласные меняют качество своего звучания только в том случае, если после них окажется звонкий согласный. Он оказывает влияние на глухой звук и превращает его в парный ему звонкий. Этот фонетический процесс называется озвончением.
Определение
Озвончение — это замена глухого согласного звука перед звонким согласным, кроме [л], [м], [н], [р], [й’], [в], на парный звонкий.
Убедимся в этом, рассмотрев следующие примеры:
- сбегать [з б’ и г а т’]
- отбить [а д б’ и т’]
- просьба [п р о з’ б а]
- сбруя [з б р у й а].
Озвончение глухих согласных создает трудности в орфографическом написании слов. В таких случаях нельзя полагаться на звучание слова, а следует посмотреть морфемный состав слов «сбегать», «отбить» и выяснить, что не существует приставок з- или ад-.
Если озвончение произошло в корне, то подбираем проверочное слово, чтобы после сомнительного согласного оказался гласный или сонорный звук, который прояснит его звучание:
- просьба — просить;
- косьба — косить.
Видеоурок
youtube.com/embed/fMICnfYJyTI?feature=oembed&wmode=opaque» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Глухие согласные звуки в русском языке – таблица
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 228.
Обновлено 24 Октября, 2020
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 228.
Обновлено 24 Октября, 2020
Все согласные звуки в русском языке разделяются по нескольким признакам, в том числе и по принципу звонкости-глухости. Эта произносительная характеристика зависит от того, используется ли при выговаривании звука голос или нет. Изучение данной темы очень важно для понимания основных принципов работы фонетической системы, ведь глухие согласные звуки являются очень важной ее частью.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Что такое глухой согласный звук
Глухие согласные звуки производятся только шумом, без участия голоса. При их произнесении голосовые связки полностью расслабляются, гортань не вибрирует.
Парные и непарные глухие согласные
Большинство звуков, которые относятся к этой категории, имеют звонкую пару. Какие это звуки, можно узнать из таблицы “Глухие согласные звуки в русском языке”.
Глухой согласный звук | Звонкий согласный звук |
[п] | [б] |
[п’] | [б’] |
[ф] | [в] |
[ф’] | [в’] |
[к] | [г] |
[к’] | [г’] |
[т] | [д] |
[т’] | [д’] |
[с] | [з] |
[с’] | [з’] |
[ш] | [ж] |
Таким образом, в русском языке есть 11 глухих согласных, имеющих звонкую пару. Но есть и непарные – это такие звуки, как [х], [х’], [ч’] и [щ’].
Они не могут стать звонкими вне зависимости от позиции.Запомнить все глухие согласные, которые есть в русском языке, помогает специальная мнемоническая фраза: “Степка, хочешь щец? – Фу!”. Но запомнить их парность по твердости-мягкости она не поможет, так как глухие согласные, имеющие пару, представлены в ней только в одной разновидности – или твердой, или мягкой.
Правило оглушения согласных
В русском языке нередки случаи, когда на письме пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук, а в речи она превращается в глухой согласный звук. Это происходит, например, когда звонкая буква оказывается в самом конце слова, как в слове гриб, транскрипция которого будет выглядеть как [грип].
Из-за того, что звонкие согласные на конце оглушаются, часто возникают сложности при воспроизведении таких слов на письме. Однако есть простой способ проверить, какую букву использовать: нужно так изменить слово, чтобы согласный оказался перед гласным, например, гриб – гриба.
Также могут оглушаться звонкие согласные, располагающиеся в позиции в начале и в середине слова, если после них идет глухой согласный. Это легко понять на примере: будка [б́утка].
Что мы узнали?
Глухие согласные звуки – это такие звуки, при образовании которых не вибрирует гортань, то есть не участвует голос. Состоят они только из шума. У большинства глухих согласных есть звонкая пара, однако есть четыре непарных звука такого типа – это [х], [х’], [ч’] и [щ’]. Иногда звонкие согласные оглушаются, то есть переходят в свою глухую пару. Так происходит, если они оказываются на конце слова, а также когда перед ними стоит другой глухой согласный.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Зубайдат Кочербаева
3/5
I—Саша ПАВЛЕНКО
5/5
Оценка статьи
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 228.
А какая ваша оценка?
Глухие согласные в британском английском
Задумывались ли вы когда-нибудь о различиях между звонкими и глухими согласными: звонкими и глухими звуками? Вы когда-нибудь хотели, чтобы вы могли четко и эффективно произносить эти различия? Что ж, в этом видео я собираюсь показать вам, как это сделать, так что давайте начнем.
В чем разница между глухими согласными и звонкими согласными?
Теперь в этом видео основное внимание уделяется глухим согласным (некоторые говорят, что глухие согласные). На прошлой неделе я снял видео о звонких согласных (нажмите здесь, чтобы посмотреть это видео). Но в этом видео речь пойдет о глухих согласных.
Напомню, что разница между глухим и звонким согласным заключается в том, чувствуете ли вы вибрации, проходящие через ваше горло.
Итак, если вы положите руку на гортань и произнесете «с-с-с», что является глухим согласным, вы не почувствуете никакого жужжания, это будет просто дыхание, просто шипящий звук.
Тогда как, если вы скажете «ззз», вы должны почувствовать жужжание, а это звонкий согласный звук.
Как насчет согласных звуков Р, Б, Т, Д, Г и К?
Но кто-то в ответ на мое последнее видео задал вопрос о разнице между, скажем, «p» и «b» или «t» и «d». Они задавались вопросом, как определить разницу между этими двумя звуками: какой из них звонкий, а какой глухой.
Хорошее упражнение — взять немного бумаги. Поместите его перед своим ртом, и на этих глухих согласных вы должны увидеть, как лист бумаги выдвигается вперед и как бы трепещет и трясется. Но на озвученной константе он вообще не должен двигаться или может быть чуть-чуть, но не очень сильно.
Итак, если мы сравним такие слова, как «пат» и «летучая мышь» (то есть «р» в начале «пат» — это глухой звук, а «б» в начале «летучая мышь» — звонкий звук). На «p» вы должны увидеть движение бумаги. Посмотрите видео выше, чтобы увидеть, как я говорю «погладить», «погладить». В отличие от «летучей мыши», где звучит «б», «летучая мышь», «летучая мышь». Вы увидите, что он на самом деле не сильно двигается.
Так что это один из способов определить разницу между некоторыми другими согласными, которые не такие долгие, как «s», «z» или «f» и «v».
Примеры глухих согласных
Сейчас я дам вам список глухих звуков и несколько слов, в которых вы можете их услышать. Посмотрите и послушайте:
- P PAT
- T TOE
- K PAT
- F FAT
- THE
- S SUE
- SH MESH
- CH Церковь
- H HOT
Глухой согласный произносится без вибрации, проходящей через ваше горло, поэтому вы не должны, если у вас есть руки на гортани, чувствовать какую-либо вибрацию. И с некоторыми другими глухими звуками, такими как «п», «т» и «к», если вы держите маленький листок бумаги перед своим ртом, вы должны увидеть, как маленький кусочек бумаги мерцает, когда вы произносите этот звук, потому что выходящего воздуха.
Так что, если вам понравилось это видео, рассмотрите возможность подписки на этот блог, потому что я публикую еженедельные видео здесь каждое воскресенье в 11:00 по Гринвичу (местное лондонское время).
И если вам нужна дополнительная информация о звонких согласных, нажмите здесь прямо сейчас, и вы попадете на видео о звонких согласных.
Изменение голоса — информация SLT
31 августа 2016 г.
Грэм Уильямсон
Категории: Фонология 101
ИЗМЕНЕНИЕ ЗВУКА | |
Определение: | Замена глухих согласных на звонкие согласные и звонкие согласные на |
Комментарий: | Этот процесс особенно заметен в виде глухих согласных в начале озвучиваемых слов и звонких согласных в конце озвучиваемых слов. |
Примеры: | вс /sʌn/ → /zʌn/ (озвучивание) нос /nəʊz/ → /nəʊs/ (обеззвучивание) |
В принципе, изменение звонкости относится к любой замене звонка любых двух согласных в любой позиции. Так, например, слово зоопарк /zu/ может быть реализовано как /su/. Здесь исходный 90 125 звонкий 90 126 согласный /z/ переводится как глухой как /s/. Это пример изменения голоса. Однако мы должны помнить, что в этом разделе мы рассматриваем ассимиляционные процессы.
Напомним, что ассимиляция имеет место только тогда, когда один речевой сегмент трансформируется в другой из-за влияния соседнего сегмента, т. е. всегда предполагает перенос признака(ов) между двумя соседними сегментами. В примере /zu/ → /su/ участвуют только два сегмента: начальная согласная и гласная. Учитывая, что озвучивание изменилось согласной /z/, это затронутый сегмент. Однако неясно, как второй сегмент (гласный) вызывает это изменение. Таким образом, этот тип изменения голоса не является ассимиляционным процессом. Два настоящих
Детям в возрасте 2 000 – 3 00 лет легче произносить звонкие согласные, когда они стоят перед гласным, то есть в предвокальной позиции. Считается, что причина этого заключается в том, что озвучивание согласного предвосхищает непосредственно следующее за ним озвучивание гласного. Ребенок, по-видимому, способен начать и поддерживать вибрацию голосовых связок для согласного звука, когда это передается непосредственно следующему за ним гласному звуку.
Следовательно, маленькому ребенку потенциально легче произносить /би/, чем /пи/, потому что и /б/, и /и/ озвучиваются в /би/, тогда как глухой /п/ меняется на звонкий /и/. в /пи/. Таким образом, дети в возрасте около 3 00 лет может систематически произносить любые глухие согласные, предшествующие гласным. Это контекстно-зависимое озвучивание, то есть замена глухого согласного, стоящего перед гласным, звонким согласным. Поскольку затронутый сегмент (глухой согласный) всегда предшествует сегменту, который вызывает ассимиляцию (гласный), этот процесс всегда регрессивный . Напомним из Таблицы 13 (см. Ассимиляция), что другое название регрессивной ассимиляции — 90 125 опережающей ассимиляции 9.0126 , т. е. в ожидании предстоящего причинного сегмента пораженный сегмент усваивает один из его признаков — в данном случае это звонкость гласного. Поэтому именно в этом смысле мы утверждали, что озвучивание затронутого согласного «предвосхищает» непосредственно следующее озвучивание гласного.
чай | /ти/ | → | /ди/ |
тонкий | /θɪn/ | → | /ðɪn/ |
солнце | /sʌn/ | → | /zʌn/ |
В каждом из этих примеров глухой согласный ассимилирует звонкость следующего за ним гласного и заменяется своим звонким аналогом, т. е. /t/ → /d/; /θ/ → /р/; /с/ → /з/.
Озвучивание глухих согласных в поставокальной позиции (например, cat /kæt/ → /kæd/) встречается редко, поскольку существует тенденция к озвучиванию любых звонких согласных на концах слов. Далее обсуждается так называемое окончательное озвучивание слова.
Как указано выше, контекстно-зависимое озвучивание обычно прекращается к 3 000 годам.
Мы уже отмечали, что детям в возрасте 2 00–3 лет легче произносить звонкий согласный перед гласным. Напротив, дети того же возраста, по-видимому, находят образование глухих согласных проще, чем образование звонких согласных, когда они встречаются на концах слов. Также считается, что это наблюдение объясняется упреждающей ассимиляцией, то есть согласная в конце слова предвосхищает предстоящее молчание в конце слова. Соответственно, маленькому ребенку может быть легче сказать /kæp/, чем /kæb/. Эта функция может использоваться систематически на протяжении всей речи ребенка, т. е. согласная в конце слова озвучивается. Обратите внимание на следующее:
мазок | /dæb/ | → | /dæp/ |
Мы ясно видим, что конечный звонкий согласный /b/ озвучен до его глухого аналога /p/.