Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Всегда звонкие согласные и всегда глухие согласные: Непарные звонкие и глухие согласные звуки — урок. Русский язык, 1 класс.

Содержание

«Замучились с глухими и звонкими согласными» | А их можно не учить | Интересный способ запоминания от мамы-учительницы | Мама-училка

Фонетика — не самый лёгкий раздел. Как тут сразу запомнить звонкие и глухие согласные? Да ещё и непарные есть, которые всегда звонкие или всегда глухие. Если ребенок только-только начинает всё это проходить в школе, ему сложно это даётся, а родители эту тему забыли, как тут быть?

Расскажу о трёх способах запоминания звонких и глухих согласных, не требующих зубрёжки, а вы выберете подходящий для вас или тот, что больше всего понравится. Все эти методы я успешно применяю со своими учениками. Один из них я бы выделила особо. Но он будет в конце статьи.

Для начала вспомним немного школьную программу. Ребенок не может запомнить звонкие и глухие согласные, потому что не понимает, что это такое. И почему П именно глухой звук, а не звонкий? Почему Ц мы произносим так звонко, а это почему-то глухой звук? Так много «почему».

Учитель в школе объясняет так:

Звонкие согласные состоят из шума и голоса, глухие — только из шума. Из шума и голоса состоят звуки: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [л], [м], [н], [р]. Это звонкие согласные звуки.Только из шума состоят звуки: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Это глухие согласные звуки.

Источник Pinterest

Часто ребенок просто не может отличить шум от голоса, поэтому и путает эти звуки. Ещё он не может правильно определить звонкий перед ним согласный или глухой, так как произносит их неправильно. Нужно не букву произносить, а звук. Звуки мы слышим и произносим. Буква Б — звук от неё НЕ [бэ], а коротко и быстро [б].

1. Закрыть уши руками, произнести согласный звук вполголоса, не громко. Если при произношении слышится голос, то звук звонкий. При произношении слышим только шум — звук глухой.

Есть минус для многих детей, о котором я уже говорила выше, они не понимают, как различить голос и шум.

2. Забавные предложения-подсказки:

— Стёпка, хочешь щец?

— Фу!

В этой фразе все согласные звуки глухие. Смотрите сами: с, т, п, к, х, ч, ш, щ, ц, ф. Всё глухие звуки в одной забавной фразе, которая легко запоминается.

Есть фразы и на звонкие согласные. Но обычно достаточно знать только одну фразу на глухие. Если какого-то согласного в ней нет, то это звонкий согласный.

Умная голова, разбирай божьи дела!

В этой фразе все согласные звуки звонкие: м, н, г, л, в, р, й, з, б, ж, д.

Есть минус у этого метода. В ответственный момент будешь долго перебирать звук, небыстрый способ. Например, нужно охарактеризовать звук Н: будешь искать его по буквам в первой фразе, потом во второй. Это долго, а ответ нужно будет дать быстро.

3. Рука к горлу. Произносим звук вполголоса.

Если слышим вибрацию в горлышке — звук звонкий, если её нет, то глухой.

Попробуйте, потренируйтесь произносить разные согласные звуки, ладонью прикрыв шею. Что вы при этом чувствуете? Самым маленьким детям я говорю:

Чувствуешь, как будто бабочки крылышками машут по твоему горлышку? Это звонкий звук. Не чувствуешь крылышек бабочки — звук глухой.

Детям этот способ приходится по душе. И взрослые его частенько используют по моей рекомендации. Это мой любимый метод из всех трёх. Особенно хорошо он идёт со сказками про бабочек и разные согласные звуки в королевстве Азбука, которые дети сочиняют на ходу сами. А то, что с таким увлечением сочиняется, то легко и запоминается впоследствии.

Единственный минус у этого метода: на контрольной работе в школе надо сидеть тихо, а не произносит разные звуки с рукой у горла. Да и для ответа у доски этот способ не будет хорош.

Недостатки есть у каждого из трёх методов, но согласитесь, они всё равно лучше, чем просто зубрёжка глухих и звонких согласных.

Было полезно? Ставьте 👍 «лайк», поддержите автора. Подписывайтесь, впереди много полезностей для школьников и их родителей.

Звонкие и глухие согласные звуки: как отличить, примеры слов

Звонкие и глухие согласные звуки в русском языке различаются не только расположением артикуляционных органов при произношении, но и участием голосовых органов. Согласные в русском алфавите более многочисленны по сравнению с гласными, отличаются от вторых степенью задействования артикуляционного аппарата и голосовых связок, свободой прохождения воздушного потока через ротовую полость.

Содержание

Отличие согласных звуков от гласных

Гласные звуки — чистый голос. Артикуляционные органы не задействуются, напрягаются только голосовые связки и челюстные мышцы. Воздушная струя беспрепятственно выходит из дыхательных путей через ротовую полость. При таком построении артикуляционного аппарата гласные фонемы можно пропеть, произнести протяжно. А вот согласные звуки проговариваются исключительно отрывисто, коротко. Воздух выходит из дыхательных путей обязательно с шумом, поскольку при прохождении через полость рта наталкивается на препятствия в виде сдвинутых зубных рядов, изменившего форму и положение языка, сжатых щек и губ.

При выговаривании согласных звуков к шуму, создаваемому воздушным потоком, в некоторых случаях может присоединяться колебание напряженных голосовых связок. По этому признаку согласные фонемы делятся на глухие и звонкие. Но, в любом случае, участие голосового аппарата не такое сильное, как при проговаривании гласных. Поэтому согласные всегда звучат тише.

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих

Чтобы лучше понять различия звонких и глухих согласных звуков, нужно представить анатомические особенности человеческого голосового аппарата. При формировании членораздельной речи воздушная струя выходит из легких через дыхательные пути, она направляется в гортань — узкую трубку, снабженную особыми мышечными образованиями — голосовыми связками. Когда человек выговаривает согласные, то рот открыт менее широко, чем при проговаривании гласных. Язык и зубные ряды становятся ближе друг к другу, мешая выходу воздуха.

Столкновение воздуха с преградой всегда сопровождается шумом, но он звучит неодинаково в зависимости от выговаривания конкретной фонемы. В быстрой речи люди не замечают разницы образования звонких и глухих согласных звуков, но она четко заметна, если проговаривать фонемы раздельно, в окружающей тишине. Попробуйте произнести «ш», затем «ж». При произнесении первой фонемы воздух выходит из ротовой полости с шипением, в гортани не чувствуется никакого напряжения. При проговаривании второго звука явно чувствуется напряжение голосовых связок, в гортани словно что-то сжимается, это ощущение даже немного передается в уши. Такие ощущения указывают на дрожание мышц связок.

Дрожание голосовых связок лучше ощущается, если положить ладонь на горло. Проговорите звук «з». Ладонь ощутит легкую вибрацию, передающуюся из глубины горла. Звуки, формирующие голосовую вибрацию, называются звонкими. Теперь произнесите, продолжая держать ладонь на горле, звук «с». Вибрация не чувствуется ни в малейшей степени, шея просто двигается вслед за челюстью и артикуляционным аппаратом. Фонемы, звучание которых исключает голосовую вибрацию, называются глухими.

Парность и непарность согласных

В категории глухости-звонкости согласные фонемы делятся на парные и непарные. Первые имеют глухого либо звонкого «родственника». Вторые лишены пары, звучат только глухо или только звонко. Представить парность и непарность согласных по принципу глухости-звонкости проще и нагляднее в виде таблицы.

глухиекшпфтсчщцх
звонкиерлнмйгжбвдз

Пользуясь таблицей, можно проговорить парные звуки, чтобы убедиться в двойственности их звучания. По таблице видно, что фонемы «родственники» образуют 6 пар. Непарных звонких — 5. А непарных глухих — 4.

Примечательно, что среди непарных глухих согласных почти все шипящие, помимо «ц». Так называются фонемы, при проговаривании которых воздух выходит с шипением. Также к шипящим относится пара «ж» и «ш» — это твердые фонемы. А «щ» и «ч» всегда мягкие согласные, у них нет твердых «родственников». А вот звук «ц» относится к свистящим. В эту же категорию входит пара «с» и «з». При выговаривании этих звуков воздушная струя выходит из ротовой полости с присвистом.

Звонкие согласные звуки в русском языке

При формировании каждого конкретного звонкого звука артикуляционный аппарат ведет себя определенным образом. Например, при выговаривании «ж» зубные ряды смыкаются, а при произношении «в» верхние зубы упираются в нижнюю губу. В любом случае формируется преграда, оставляющая выдыхаемому воздуху узкую щель, и подключаются голосовые связки.

Звонкие согласные формируют пары по признаку мягкости-твердости. Звук «ж» бывает только твердый вне зависимости от стоящей после него гласной, мягкого «родственника» у него нет. В фонетической транскрипции стоящие после «ж» гласные записываются как твердые: «жизнь» — [жызн’].

Среди звонких согласных выделяются сонорные, при произношении которых голосовое звучание более выражено над шумами. Это фонемы «р», «н», «л», «м», «й». Все звонкие согласные, помимо сонорных, в окончаниях слов выговариваются как глухие «двойники»: «газ» — [гас], «дуб» — [дуп]. Чтобы проверить правильное написание подобных слов, нужно изменить их: применить форму с постановкой гласной после проблемной фонемы, и тогда звук четко послышится: «хлеб» — «хлеба», «порог» — «пороги».

Звонкая фонема в среднем слоге слова выговаривается как глухая, если стоит перед глухим согласным: «кадка» — [катка], «книжка» — [книшка].

Предлог «с» звучит как «з», если поставлен перед словом, начинающимся со звонкой согласной фонемы: «с друзьями» — [з друз’йам’и].

Слова, в которых все согласные звуки звонкие

Одним из школьных и логопедических заданий является определение слов, в которых все согласные являются звонкими. Это задание помогает запомнить, звонкий или глухой согласный звук на конце слова или в его середине. Школьники должны понять, что произношение и написание зачатую не соответствуют друг другу.

Для выполнения задания нужно записать представленные слова в виде фонетической транскрипции, то есть представив буквы фонемами. В этом случае слова заключаются в квадратные скобки.

Вот несколько примеров:

  • «лама» — [лама];
  • «гриб» — [гр’ип];
  • «двор» — [двор];
  • «море» — [мор’э];
  • «глаз» — [глас];
  • «мороз» — [марос].

После фонетического разбора становится понятно, что словами, в которых все согласные звуки звонкие, являются «лама», «двор», «море».

Глухие согласные звуки в русском языке

Глухие фонемы всегда звучат приглушенно, тихо, с шипением, свистом или хрипением. Глухой согласный звук на конце слова имеет приглушенное звучание при связи с сонорными и гласными фонемами. Как в случае со звонкими звуками, для проверки правописания в окончаниях слов нужно поставить после проблемной согласной гласную: «плот» — «плота», «припас» — «припаса».

Глухие фонемы обретают более явное звучание, если за ними стоит звонкий согласный. Такая фонетическая особенность русского языка зовется озвончением. Глухая фонема фактически заменяется парной звонкой: «сделать» — [з’д’элат’], «косьба» — [каз’ба]. Если озвонченная согласная стоит в корневой части слова, то его нужно изменить так, чтобы после проблемной фонемы стояла сонорная или гласная: «косьба» — «косить».

Произношение предлога «в» превращается в «ф», если эта часть речи стоит перед словом, начинающимся с согласной глухой фонемы: «в школе» — [ф школ’э], в поле — [ф пол’э].

Слова с глухими согласными звуками

Как в случае со звонкими фонемами, школьникам можно предлагать задания на определение глухих согласных в словах. Для выполнения задания нужно записать буквы глухих согласных звуков в фонетической транскрипции.

Вот примеры:

  • «степь» — [ст’эп’];
  • «просьба» — [проз’ба];
  • «вокзал» — [вагзал];
  • «хохот» — [хохат];
  • «отбой» — [адбой];
  • «аист» — [аист].

После фонетического разбора понятно, что все согласные звуки являются глухими в словах «степь», «хохот», «аист». В остальных словах отмечается озвончение фонем.

фонетика — Как различаются звонкие и глухие согласные при шепоте?

спросил

Изменено 6 лет, 7 месяцев назад

Просмотрено 2к раз

Когда я шепчу, ни одна из моих согласных не озвучивается. Но я могу отличить звонкие и глухие согласные. Как это возможно?

  • фонетика

5

Шепот связан с низкоамплитудным непериодическим источником шума в голосовой щели. Это труднее услышать, чем модальное звучание, но этого достаточно, чтобы различать фонемы. В английском языке голос кодируется несколькими способами, иногда с вибрацией голосовых связок, но также с продолжительностью, стремлениями и размером сужения.

Вероятно, наиболее заметной чертой является придыхание, и это на самом деле дает некоторые доказательства в поддержку утверждения о том, что глухие фрикативные звуки в английском языке имеют придыхание, поскольку «sue» и «zoo» все еще различимы (пока в комнате тихо). Кроме того, существует ряд аллофонических различий, которые все еще применяются, например, повышение гласных перед глухими (9).0019 Rapid имеет более высокую и короткую гласную; бешеный имеет более длинную нижнюю гласную, и это сохраняется при шепоте). Было бы интересно посмотреть, как шепот проявляется в интональных языках и в языках с контрастом между звонкими и глухими остановками с незначительной задержкой голоса.

1

Человеческая речь устроена очень, очень прочно, чтобы гарантировать взаимное понимание, поэтому очень редко только одна функция выражает какое-то значение. Обычно есть другие функции, которые каким-то образом совпадают с ней, и если исходная функция отсутствует, их присутствие указывает на то, что она должна быть там.

Для звонких/глухих согласных это типичная категория напряжённых/слабых, где глухие имеют тенденцию быть более напряжёнными, в английском языке практически до придыхания (в германских языках это настолько важно, что на самом деле фонологи обычно даже не используют классификация звонкий/глухой, но на самом деле выбирайте напряжённый/слабый или с придыханием/без придыхания).

Еще одна важная вещь заключается в том, что мы обычно недооцениваем экстралингвистические факторы в понимании — когда два человека говорят, на самом деле удивительно много чтения по губам (до такой степени, что в фильмах или видеоиграх людей сильно беспокоит плохой язык). sync), что дополнительно помогает идентифицировать звуки, и снова напряженные/слабые могут иметь сильные визуальные подсказки.

Зарегистрируйтесь или войдите в систему

Зарегистрируйтесь с помощью Google

Зарегистрироваться через Facebook

Зарегистрируйтесь, используя электронную почту и пароль

Опубликовать как гость

Электронная почта

Требуется, но никогда не отображается

Опубликовать как гость

Электронная почта

Требуется, но не отображается

Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie

.

фонетика — Всегда ли начальная часть звонких согласных имеет низкий тон?

спросил

Изменено 9 лет, 2 месяца назад

Просмотрено 700 раз

Спектральные графики в принятом ответе «Чем отличаются звонкие и глухие смычные согласные?» показывает, что в английском языке начальная часть (перед смыканием) звонких смычных согласных имеет более низкую высоту звука по сравнению с последующей гласной. Верно ли это для всех звонких согласных в английском языке? Применимо ли то же самое и к другим языкам?

  • фонетика
  • согласные
  • звонкость

В общем, да — F0 (основная частота) звонкости во время закрытия стопы будет ниже, чем у следующей гласной. Тот факт, что ротовой тракт полностью закрыт (для неназальных стопов), означает, что воздуху, выходящему из легких, некуда выходить, что затрудняет поддержание высокой скорости воздуха через голосовую щель и, таким образом, замедление вибрации голосовых связок. Когда ротовая полость открывается для освобождения упора, повышенное давление заставляет воздух первоначально выбрасываться наружу, вызывая более высокую скорость вибрации голосовых связок.

Я пробовал записывать себя, произнося несколько звонких остановок в различных контекстах, и единственный раз, когда я заметил частичное исключение из вышеприведенного обобщения, был когда звонкая остановка находилась между двумя гласными, а первая гласная имела гораздо более высокое F0, чем вторая гласная. В этом случае входящий F0 имел достаточный «импульс», чтобы дать, по крайней мере, более раннюю часть остановки, звучащую более высоким F0, чем следующая гласная:

кажется, что остановка замедляется до скорости, которая немного ниже, чем начальная F0 следующей гласной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *