14.Структура конфликта. Прямые и косвенные участники конфликта.
Основной элемент социального конфликта — его участники. В конечном счете конфликта ими всегда выступают индивиды со своими интересами, целями и ценностями. Однако общественная жизнь не сводится к взаимодействию отдельных индивидов. В обществе действуют различные социальные группы, общности, народы, политические образования, юридические лица и т.д., которые также могут выступать участниками противоборства. Таким образом, участников конфликта, как и самих конфликтов, может быть великое множество. Современная конфликтология подразделяют всех участников конфликта на основных (прямых) и неосновных (косвенных).
1 .Прямые участники конфликта ~ это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее активная роль в его возникновении и развитии. Основные участники конфликта являются его главными действующими лицами и противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства.
В связи с тем потенциалом или мощью, которым обладают стороны, участвующие в конфликте, выделяют такое понятие, как ранг оппонента. Чем больше у участника конфликта имеется возможностей влиять на ход противоборства, тем выше его ранг. При этом ранжирование можно производить по разным основаниям: физической силе, политической и экономической мощи, ресурсному, административному или информационному потенциалу и т.д. Ранг участников конфликта непосредственно связан с их социальным статусом — положением, занимаемым в обществе в соответствии с профессией, возрастом, семейным положением и социальной ролью участника конфликта. В различных конфликтных ситуациях бывает востребован и различный потенциал участников конфликта. Так, если имеет место физическая борьба, ранг оппонентов будет определяться их мускульной силой, в экономических схватках он будет зависеть от экономического потенциала.
2. К косвенным участникам конфликта относятся все остальные участники конфликта. Их часто именуют также косвенными участниками конфликта. По определению им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии конфликта. Часто неосновных участников конфликта называют еще третьей стороной.
В реальной динамике конфликта грань между основными и неосновными участниками часто оказывается подвижной и относительной. Диалектика состоит в том, что в процессе развития конфликта основные и неосновные действующие лица могут меняться местами. Конфликт, возникший на бытовом уровне между двумя соседями, может со временем перерасти в межгрупповой конфликт между этническими общностями, в котором уже мало кто вспомнит о первоначальных субъектах. В свою очередь межгрупповой конфликт может перерасти в международный и тогда на авансцену выдвинутся уже другие его субъекты.
Роль косвенных участников конфликта может быть как конструктивной (положительной), так и деструктивной (отрицательной) — они могут способствовать не только разрешению или предупреждению конфликта, но и его обострению и дальнейшему развитию. При этом результат вмешательства неосновного участника в конфликт может и не совпадать с его целями. Про такой случай говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад, или современный вариант — “хотели как лучше, а получилось как всегда”. Так, любая (пресловутая) теща, конечно, имеет самые доброжелательные устремления, вмешиваясь в конфликт дочери с ее мужем. Однако именно из-за этого порой и происходят раздоры и разводы.
Среди косвенных участников конфликта следует выделить такие группы, которые специально создаются для поддержки того или иного субъекта конфликта. Они называются группами поддержки. Наглядным примером таких групп и их роли могут служить различные объединения, организации, движения, СМИ и т.д., поддерживающие того или иного кандидата в депутаты (президенты) в его предвыборной борьбе.
прямые, косвенные, посредники — Студопедия
Поделись
В самом простом варианте конфликт есть противоборство двух физических лиц, когда речь идет о межличностном конфликте или двух социальных групп при групповом конфликте. Но далее следует множество вариаций. Прежде всего, в конфликте могут участвовать не две, а три, четыре и более сторон, представленные как физическими, юридическими лицами, так и любыми общественными группами, объединенными какими-либо общими интересами (государство, партия, союз работников, класс и др.).
Участников конфликта принято делить на прямых и косвенных. Прямыми участниками конфликта считаются непосредственно противоборствующие стороны, а
Противоборствующие стороны – это участники конфликта, совершающие активные действия (атакующие или оборонительные) друг против друга. В суде противоборствующими сторонами являются истец и ответчик. Если одна из противоборствующих сторон прекращает борьбу, то конфликт, как правило, исчезает либо меняется состав участников (если в конфликте их было более двух). Противоборствующие стороны могут быть неравнозначны по своему составу. В последнее время часто встречаются судебные процессы против государства. Очень часто в конфликте, в который вовлечены крупные общности, группы людей, большую роль играют лидеры, представляющие интересы участников конфликта. Но замена лидера не прекращает конфликт как таковой, возможна полная смена методов ведения борьбы.
Остановимся более подробно на других участниках конфликта.
Подстрекатель — это лицо, группа или организация, подталкивающие другого участника к конфликтному поведению. Подчас подстрекатель заинтересован в конфликте больше самого участника, но сам может в нем не участвовать. Целью подстрекателя может быть также ослабление враждующих сторон или групп, в которые они входят.
Пособник — это лицо, содействующее конфликту советами, технической помощью и другими способами. С юридической точки зрения, пособник — это участник преступного деяния (соучастник), действия которого влекут уголовное наказание. При групповых конфликтах, таких, как массовые беспорядки, отличить пособника и активного участника технически очень сложно.
Организатор — это лицо (или группа), планирующее конфликт, намечающее его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников и др. Организатор может быть участником конфликта либо быть вне его, может представлять собой одну из противоборствующих сторон либо играть роль подстрекателя. Очень важную роль в масштабности конфликта играет степень обеспеченности организатора различными аксессуарами (массовые, технические, интеллектуальные).
Редкий конфликт (особенно на стадии выхода из конфликта) обходится без такой фигуры, как посредник, медиатор. Посредник — нейтральное лицо, помогающее конфликтующим сторонам в достижении согласия с помощью переговоров. Посредник сам не принимает никаких решений, а передает пожелания противоборствующих сторон, помогая им прийти к соглашению. Посредником может быть индивид, группа или какая-либо организация. Посредник должен устраивать обе стороны, иначе он не сможет выполнить свои обязанности по ведению переговорного процесса.
Доверительные отношения с обоими участниками конфликта позволяют создать благожелательную атмосферу и ускоряют процесс переговоров. Этому во многом способствуют мудрость, авторитетность, скромность и интеллигентность посредника при полном отсутствии заинтересованности в победе одной из сторон.Для урегулирования конфликтов на первом этапе необходимо определить участников этого конфликта, интересы, которые преследует каждый из них. Нельзя справиться с конфликтом, если нам неизвестен, например, организатор или пособники, или мы неверно истолковываем степень их заинтересованности в результатах конфликта или методах его ведения.
Дети, завербованные вооруженными силами или вооруженными группами
Программа
Тысячи мальчиков и девочек используются в качестве солдат, поваров, шпионов и т. д. в вооруженных конфликтах по всему миру.
ЮНИСЕФ/UN0202141/Рич
Тысячи детей вербуются и используются в вооруженных конфликтах по всему миру.
Часто называемые «детями-солдатами», эти мальчики и девочки страдают от экстенсивных форм эксплуатации и жестокого обращения, которые не полностью охватываются этим термином. Противоборствующие стороны используют детей не только как бойцов, но и как разведчиков, поваров, носильщиков, охранников, посыльных и так далее. Многие, особенно девочки, также подвергаются гендерному насилию.
Дети становятся частью вооруженных сил или группы по разным причинам. Некоторых похищают, угрожают, принуждают или ими манипулируют вооруженные субъекты. Других движет бедность, они вынуждены приносить доход своим семьям. Третьи объединяются для выживания или защиты своих сообществ. Независимо от их участия, вербовка и использование детей вооруженными силами является серьезным нарушением прав ребенка и международного гуманитарного права.
Вербовка и использование детей вооруженными силами или вооруженными группами является грубым нарушением прав ребенка и международного гуманитарного права.
Живя среди вооруженных деятелей, дети подвергаются бессовестным формам насилия. От них может потребоваться участие в изнурительных тренировках или церемониях инициации, выполнять опасные работы или участвовать в боевых действиях — с большим риском смерти, хронических травм и инвалидности. Они также могут быть свидетелями, страдать или быть принуждены к участию в пытках и убийствах. В особенности девочки могут подвергаться гендерному насилию.
Воюющие стороны также лишают детей питания и здоровых условий жизни или подвергают их злоупотреблению психоактивными веществами, что имеет серьезные последствия для их физического и психического здоровья.
Этот опыт тяжело сказывается на отношениях детей с их семьями и обществом.
Дети, которые были завербованы или использованы вооруженными субъектами , могут быть восприняты с подозрением или полностью отвергнуты их семьями и местными сообществами.
Примут ли детей обратно в общество или нет, зависит от различных факторов, включая причину их связи с вооруженными субъектами и восприятие их семей и сообществ. На некоторых детей, которые пытаются реинтегрироваться, смотрят с подозрением или прямо отвергают, в то время как другие могут изо всех сил пытаться приспособиться. Психологический стресс может мешать детям обрабатывать и озвучивать свой опыт, особенно когда они боятся стигматизации или реакции окружающих.
Более того, семьи и сообщества могут справляться со своими собственными проблемами и травмами, полученными в результате конфликта, и им трудно понять или принять детей, которые возвращаются домой. Сообщества нуждаются в поддержке, чтобы заботиться о своих возвращающихся детях, точно так же, как тысячи мальчиков и девочек, увольняющихся из армии каждый год, нуждаются в ней, чтобы восстановить свое будущее.
Ответ ЮНИСЕФ
ЮНИСЕФ/NYHQ2012-0883/Сокол Многие девочки, связанные с вооруженными силами или группировками, регулярно подвергаются гендерному насилию. Этой девушке было 16 лет, когда ей удалось выйти из вооруженной группы, удерживавшей ее в Центральноафриканской Республике.
ЮНИСЕФ сотрудничает с правительствами, общественными группами и другими сторонами для устранения причин вербовки детей и пресечения нарушений до того, как они произойдут.
Мы поддерживаем освобождение и реинтеграцию тысяч детей, которые ежегодно увольняются из вооруженных сил и группировок, предоставляя им безопасное место для проживания после освобождения, а также услуги по месту жительства для ведения дел, розыска семьи, воссоединения и психосоциальной поддержки. . Мы также оказываем специализированную поддержку жертвам гендерного насилия.
Более того, ЮНИСЕФ предоставляет детям и семьям услуги по охране психического и физического здоровья, образование, дополнительные курсы и возможности профессионального обучения. В 2018 году мы откликнулись на потребности более 13 000 детей, переживших насилие.
Больше от ЮНИСЕФ
Долгий путь: История Измаила Беа
От ребенка на войне до известного писателя, правозащитника и посла доброй воли
Читать рассказ
В Южном Судане освобождены 15 детей-солдат
Посетите страницу
Критическая поддержка бывших детей-солдат в Южном Судане, которым грозит нехватка финансирования
Посетите страницу
32 ребенка освобождены из оппозиционных группировок в Южном Судане
Посетите страницу
Ресурсы
Гуманитарная практика ЮНИСЕФ: техническое руководство по COVID-19
Парижские принципы и рекомендации в отношении детей, связанных с вооруженными силами или группами
Парижские принципы и обязательства в отношении детей, связанных с вооруженными силами или вооруженными группами Пояснительная записка: что такое Парижские принципы и Обязательства?
Paris Принципы и обязательства в отношении детей, связанных с вооруженными силами или вооруженными группами: часто задаваемые вопросы
Воздействие вооруженных конфликтов на детей
Канцелярия Специального представителя Генерального секретаря ООН по вопросу о детях и вооруженных конфликтах
Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах
Протокол Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов
Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов
Вербовка и использование детей негосударственными вооруженными группами в рамках Инициативы по исследованию современных конфликтов
Реинтеграция бывших детей-солдат
Девочки, связанные с вооруженными силами и вооруженными группами: извлеченные уроки и передовая практика предотвращения, вербовки и использования, освобождения и реинтеграция
Последнее обновление 22 декабря 2021 г.
несовершеннолетних в области исследований мира, конфликтов и сосуществования | Программа бакалавриата | Программа исследований мира, конфликтов и сосуществования
Несовершеннолетний курс изучения мира, конфликтов и сосуществования (PAX) в Университете Брандейса предлагает вам возможности и ресурсы для изучения богатых и разнообразных областей сосуществования и разрешения конфликтов. Как никогда важно понимать политические, экономические, религиозные, психологические и социальные основы внутренних и международных конфликтов. PAX в Брандейсе исследует множество значений слова «безопасность», исследует природу власти и политического участия, противопоставляет «культуру войны» «культуре мира» и разрабатывает идеи и методы разрешения конфликтов, которые уважают честность всех вовлеченных сторон.
History of the Minor
Программа PAX (латинское слово «мир») была основана в 1984 году и первоначально была сосредоточена на Холодной войне и ядерной угрозе. Когда Советский Союз распался, внимание переключилось на более универсальное изучение сосуществования и разрешения конфликтов. Впоследствии программа была переименована в «Исследования мира, конфликтов и сосуществования».
Мир в Брандейсе
Расширить все
Комната мира
В 2003-04 и 2004-05 классах Социологии расширения возможностей была создана Комната мира Брандейса. Он используется для медитации, собраний организаций кампуса, связанных с миром, и некоторых классов PAX. Комната мира расположена на первом этаже студенческого центра Usdan.
Университетский памятник мира
Памятник мира Университета Брандейса был открыт в 2002 году, и его миссия состоит в том, чтобы служить физическим свидетельством универсальности мира и разнообразия в Брандейсе. Он расположен в круглой зоне отдыха, соединяющей Студенческий центр Усдан, главную библиотеку и Перлман-холл, и окружен скамейками и садом. В центре памятника находится мозаичное изображение голубя мира Пикассо, международного символа мира. Мозаику окружают плитки с выгравированным словом «мир» на 70 языках, на которых говорят в Брандейсе, и другие плитки, представляющие различные символы мира.
Стажировки и обучение за рубежом
Расширить все
Стажировки
От вас требуется либо написать дипломную работу с отличием, либо пройти стажировку в организации, ориентированной на мир, в любой точке мира. Стажеры находятся под наблюдением профессора или сотрудника PAX, ведут ежедневный журнал, представляют и читают библиографию по теме стажировки и ее более широкой основе, а также пишут статью объемом от 15 до 20 страниц в конце стажировки. .
Учеба за границей
Программа PAX поощряет вас учиться в других странах и присуждает до двух кредитов курса PAX за курсы, пройденные за границей.
Награды и стипендии
Расширить все
Проекты Дэвиса за мир
«Проекты Дэвиса во имя мира» — это инициатива, которая приглашает студентов к разработке проектов на низовом уровне, которые будут реализованы в течение лета, и финансирует подходящие проекты с помощью гранта в размере 10 000 долларов США. Цель состоит в том, чтобы поощрять и поддерживать студентов, которые хотят создать и опробовать свои собственные идеи для построения мира.
Награды мира Карпфа и Хана
Награды мира Карпфа и Хана ежегодно вручаются студентам Брандейса, которые стремятся к сосуществованию и мирным способам решения и разрешения разного рода конфликтов.