что собой представляет явление. Признаки делинквентности
В любом обществе существуют определенные правила поведения, которые соблюдаются большей частью социума. Они необходимы для соблюдения миропорядка, достижения благополучия граждан. Однако есть небольшой процент людей, которые нарушают нормы морали и общественные принципы. В отечественной науке это называется «делинквентное поведение», а в зарубежных источниках — «делинквентность».
Что собой представляет делинквентное поведение?
Следует отметить, что в юриспруденции это понятие не используется. А вот в социологии, социальной педагогике, юридической психологии, девиантологии такой термин означает отклоняющуюся от общепринятых норм форму поведения. Если обратиться к термину делинквентный, то оно происходит от латинского слова «delictum». В переводе на русский оно означает «проступок».
Главная особенность подобных аморальных поступков состоит в том, что делинквентная личность нарушает нормы морали не с целью получения материальной выгоды.
Важно! Делинквентное поведение — предмет изучения множества наук, в том числе и психологии. Главная задача психолога — пресечь противоправное действие человека, но не ограничив при этом его законные права. Особенно важно заниматься профилактикой делинквенции у подростков, так как от этого зависит их дальнейшее благополучие.
Делинквентный тип поведения нельзя путать с девиантным. Несмотря на то, что при этих поведенческих моделях личность нарушает правила и нормы, принятые в обществе, они имеют весомую разницу. Девиантное поведение в большинстве случаев не связано с нарушениями статей уголовного и административного кодекса, в то время как делинквентное — это в первую очередь преступления, влекущие дальнейшее наказание.
Делинквентный поступок: основные признаки
Отождествлять слово преступность и делинквентность нельзя. Асоциальное поведение при делинквентности имеет четкие мотивы. Психологи и социологи, которые изучают различные формы делинквентного поведения, приводят ряд характерных признаков этого явления.
Признак |
Описание |
Причинение окружающим или имуществу материального ущерба |
Главная цель делинквентного поведения — нанесение вреда. Человек может сознательно проколоть шины на машине, бросить окурок в мусорку для возгорания отходов, разбить стекло, покрасить забор. Такие деяния не несут для личности какой-либо выгоды. |
Осознанное нарушение закона |
Совершая противоправное деяние, человек осознает, что он преступает букву закона. В случае его поимки он будет нести уголовную или административную ответственность за совершенное действие. |
Антиобщественный образ жизни |
Особенности делинквентного поведения состоят в том, что такие действия всегда направлены против общества. |
Демонстративность |
Делинквентные дети и взрослые не стремятся скрыть свои действия. Напротив, любые действия они совершают на глазах у окружающих, что непременно приведет к разговорам о содеянном. |
Привлечение внимания |
Делинквентное поведение направлено на окружающих: человек, совершающий противоправные поступки, стремится привлечь внимание окружающих. Правонарушитель хочет, чтобы его обсуждали и не важно, в каком ключе будут вестись разговоры. |
Подростковая делинквентность попадает в круг интересов психологов и психиатров. Это расстройство личности, которое может иметь разные причины формирования. Поэтому при появлении первых признаков асоциального образа жизни следует обратиться за помощью к психологу. Наши врачи в режиме онлайн-консультации помогут выявить первопричину делинквентного поведения и подберут адекватные методы терапии.
Виды делинквентного поведения
- Дисциплинарные проступки. Разрушение дисциплины — вот на что направлены поступки человека. Он сознательно нарушает трудовые устоит в организации, нанося репутационный, имущественный, материальный вред компании, где он работает. Оправдание поступков простое — ему, как ценному сотруднику, выплачивают слишком мало.
- Административные правонарушения. Хулиганство, нарушение закона о тишине, нарушение правил дорожного движения, курение и распитие алкоголя в запрещенных местах — все это разновидности делинквентного поведения.
- Уголовное преступления. В данную категорию относят все деяния, которые приводят к серьезному вреду имуществу, здоровью и жизни человека. Человек, совершивший уголовное преступление, несет ответственность в соответствии со статьями УК РФ.
Важно! Очень часто к делинквентному поведению приводит аддиктивность. Алкоголизм, наркомания, токсикомания, лудомания, нарушения пищевого или сексуального поведения — все это может привести к преступлениям, так как являются очень сильными провоцирующими факторами.
Что является причинами делинквентного поведения?
Все психологи сходятся во мнении, что не бывает одной единственной причины, которая обусловливает делинквентные поступки. К асоциальным поступкам приводит целый комплекс факторов. Если проанализировать основные причины этого явления, то их можно разделить на 3 большие группы:
- Психофизиологические причины. В эту категорию психологи относят наличие у человека зависимостей, возраст, возможные психические заболевания, характер и тип личности.
- Семейные причины. Как понятно из названия, делинквентное поведение развивается из-за проблем в семье. К ним можно отнести: развод родителей, домашнее насилие, частые конфликты, смерть, пагубные пристрастия, гиперопека со стороны родителей.
- Социально-экономические причины. Безденежье, отсутствие высокооплачиваемой работы, материальное неравенство, этнические противоречия, конфликты на национальной почве, общение с неблагополучными людьми — все это может привести к делинквентному поведению.
Пример. Подросток Сережа в возрасте 15 лет разбил окно в автомобиле соседа по подъезду. Свой поступок он оправдал тем, что транспортное средство стояло в неудобном для него месте — автомобиль мешал спокойно пройти к подъезду. На самом деле оказалось, что на противоправный поступок его сподвигло влияние плохой компании, которые развлекались подобным образом. Чтобы влиться в компанию, он решил доказать, что он не является «белой» вороной и может спокойно переступить через закон.
Делинквентность у подростков: профилактика преступлений
Именно подростки относятся к группе риска по развитию делинквентного образа действий. Поэтому подростковая преступность признается одной из самых больших проблем российского общества. Главная опасность состоит в том, что преступление, которое совершает несовершеннолетний гражданин в подростковом возрасте, часто определяет его дальнейшую судьбу. Поэтому так важно предпринимать меры профилактики подобных отклонений, что позволит снизить подростковую преступность до минимальных показателей.
Меры профилактики разрабатывают психологи, социальные педагоги и представители правоохранительных органов. Ключевые профилактические меры делинквентности — это:
- повышение уровня образованности общества, а также успеваемости школьников;
- выстраивание в семье правильных отношений: профилактика домашнего насилия, агрессии, решение конфликтов мирным путем;
- отказ от трансляции фильмов, передач, сериалов, в которых романтизируется преступность;
- выстраивание доверительных отношений между подростком, родителями и педагогами;
- повышение доступности спорта: открытие бесплатных секций, кружков, клубов по интересам, которые позволят несовершеннолетнему ребенку найти занятие себе по душе.
Частые вопросы
Какие последствия делинквентных поступков помимо наказания могут быть?
+
Ведение асоциального образа жизни, прогуливание школы приводят к отставанию интеллектуального развития ребенка. У него наблюдается снижение умственных способностей, появляются проблемы с памятью, вниманием. Если подросток начинает употреблять алкоголь или наркотики, то педагогическая запущенность дополняется органическим поражением головного мозга.
Поможет ли когнитивно-поведенческая терапия лицам с делинквентным отклонением?
+
Лечение этого расстройства должно быть комплексным. К нему подключаются социальные педагоги, родители, психологи, а в самых запущенных случаях — психотерапевты. После диагностики состояния врачи выбирают лечение: это может быть как когнитивно-поведенческая терапия, так и медикаментозное лечение. Поэтому при признаках делинквентности обязательно следует обратиться за помощью к специалисту.
Каков прогноз лечения делинквентности у подростков?
+
Если вовремя начать комплексное лечение поведенческого расстройства, прибегнув к педагогический, психотерапевтической и медицинской помощи, то положительный исход достигается в 60-70 % случаев. Однако профилактика делинквентности должна начинаться с самого раннего возраста: ребенок не должен быть предоставлен сам себе. Важно уделять внимание его умственного развитию, образованию. Досуг должен быть увлекательным, интересным и полезным.
Заключение эксперта
Делинквентное поведение — одна из главных проблем современного общества, которая сохраняется несмотря на улучшение качества жизни населения. К сожалению, подростки, которые полны амбиций и максимализма не могут нести ответственность за свою будущую жизнь, поэтому часто совершают противоправные поступки, не задумываясь о будущем. Поэтому родители, учителя, психологи и социальные педагоги должны заниматься профилактикой делинквентности у подростков.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 344
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Тест по теме Девиантное поведения
ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
в рамках текущего контроля успеваемости
1. Какому понятию соответствует следующее определение: «это устойчивое поведение личности (группы), отклоняющееся от социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности (группе), сопровождающееся социальной дезадаптацией, и приносящее скрытую выгоду его носителю (личности, группе)»?
1) девиантное поведение,
2) делинквентное поведение,
3) аддиктивное поведение.
2. Назовите имя автора, который впервые ввел понятия «девиация»,
«девиантность»?
1) Э. Дюркгейм.
2) Т. Парсонс,
3) И. Кон.
3. Назовите отрасль знаний, вошедшую в научный обиход для обозначения проблематики девиаций и девиантного поведения?
1) девиантология,
2) криминология,
3) социология.
4. Выберите из перечисленных формулировок цель девиантологии:
1) обоснование несоответствия между распределением благ и личными качествами людей,
2) изучение проблем, связанных с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, воспитателя и др.), которая способствует проведению человека с момента рождения по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества,
3) разработка общетеоретических основ и методического аппарата для всех дисциплин, изучающих социальные девиации на различных уровнях организации общественной жизни – индивидуальном, групповом, государственно-формализованном, общественно- символическим и культурно-историческом.
5. Соотнесите предмет и объект девиантологии:
А. Субъекты (активно действующие, саморазвивающиеся, саморегулирующиеся участники) социального взаимодействия (индивиды, группы, субкультуры) с разными формами девиантного поведения различной этиологии, обладающие качеством девиантности.
Б. Девиантность и девиации как многоуровневые социально- психологические и индивидуально-психологические феномены с различными формами проявлений.
1. Объект девиантологии.
2. Предмет деваинтологии.
6. Какому понятию соответствует следующее определение: «любое отклонение в развитии и функционировании субъектов социального взаимодействия (личности, группы, субкультуры) от общего направления развития системы в которую они включены»?
1) социальный проступок,
2) социальная норма,
3) социальная девиация.
7. Какому понятию соответствует следующее определение: «исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности или социальной группы»?
1. Социальная норма.
2. Социальное отклонение.
3. Социальный проступок.
8. Выберите атрибуты социальной девиации:
1. Расхождение между индивидуальной линией развития индивида (группы) и доминирующими ценностями / тенденциями общественной жизни.
2. Стремление общества устранить девиантность как негативное явление.
3. Негативная реакция общества, идентификация / стигматизация данного расхождения как социально нежелательного – девиантного, анормального, антисоциального, асоциального, преступного, сексуально-ненормального.
4. Стремление общества контролировать и устранять нежелательное поведение и его носителей в форме наказания, изоляции, уничтожения (в крайних случаях).
5. Ограничение прав носителей девиации, ограничение их социальных возможностей, социальная дезадаптация и снижение качества жизни.
Ответ:
9. Соотнесите примеры позитивных и негативных девиаций:
А. психические заболевания и поведенческие расстройства; нарушения развития в детско-подростковом возрасте, девиантное поведение личности, преступность, самоубийства, тоталитарные режимы.
Б. героические акты, одаренность в интеллектуальной или художественной сфере, креативность, прогрессивные революции.
1. Позитивные девиации.
2. Негативные девиации.
10. Какому понятию соответствует следующее определение: «склонность и готовность индивида (группы) порождать внешне наблюдаемые отклонения от общепринятых норм»?
1. Девиация.
2. Деваинтность.
3. Поведение.
11. Какому понятию соответствует следующее определение:
«интегральное качество индивида, обусловленное общественно- исторической ситуацией и индивидуальными особенностями человека»?
1. Деваинтность.
2. Личность.
3. Индивидуальность.
12. Какому понятию соответствует следующее определение: «это эмоционально-ценностное переживание собственной уникальности, самотождественности и постоянства собственной личности, формируемое посредством решения специфических для каждого возраста психосоциальных задач»?
1. Идентичность.
2. Самосознание.
3. Индивидуальность.
13. Какому понятию соответствует следующее определение: «это форма сознания, формируемая посредством рефлексии и включающая в себя такие компоненты, как Я-концепция, образ Я, самооценка»?
1. Идентичность.
2. Самосознание.
3. Индивидуальность.
14. Верно ли, что в психологии деваинтность рассматривается в контексте нарушения социализации личности или как один из ее возможных вариантов?
1. Да.
2. Нет.
15. Соотнесите:
А. Социальная дезадаптация; деиндивидуализация / конформизм; дезинтеграция / диссоциация; десоциализация.
Б. Нормативная, отклоненная, гармоничная.
В. Социальная адаптация, индивидуация, интеграция.
1. Формы нарушения социализации.
2. Варианты социализации.
3. Направления становления личности в социальной среде.
16. Выберите структурные компоненты девиантности:
1. Проявляется в устойчивом отклонении развития личности (группы) от доминирующих культурных идеалов и культурно-исторических тенденций общества в целом.
2. Обозначается обществом как негативное и требующее устранения явление.
3. Предполагает интегрированность, уравновешенность процессов адаптации и индивидуации.
4. Обозначается как активное приспособление к условиям среды посредством усвоения внешних требований и изменения собственных реакций.
5. Препятствует развитию, как самой личности (группы), так и социальной системы, в которую она включена.
Ответ:
17. Какому понятию соответствует следующее определение: «это процесс взаимодействия личности со средой, проявляющийся в форме внешней активности и опосредованный внутренним содержанием»?
1. Поведение.
2. Жизненный опыт.
3. Мотивация.
18. Верно ли, что существенным свойством человеческого поведения является то, что оно социально по своей сути?
1. Да.
2. Нет.
19. Выберите общие характеристики поведения личности:
1. Нормативность (соответствие требованиям социальной среды).
2. Адекватность (согласованность с особенностями конкретной ситуации).
3. Осознанность (понимание своего поведения и его последствий).
4. Произвольность (степень самоконтроля поведения).
5. Продуктивность (реализация сознательных целей).
6. Аутентичность (соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности).
7. Уровень активности (энергичность действий).
8. Гибкость (изменение поведения в ответ на изменения среды). Ответ:
20. Соотнесите понятия:
А. Поведение, соответствующее социальным нормам и ожиданиям, без признаков болезненного расстройства.
Б. Поведение, отклоняющееся от социальных предписаний или имеющее признаки заболевания.
1. «Нормальное поведение».
2. «Аноральное/ненормальное поведение».
21. Соотнесите критерии определения понятия «девиантное (отклоняющееся) поведение»:
А. Критерий, отражающий возрастающую ценность каждой личности, соответствие поведения индивида (группы) интересам индивидуальности.
Б. Критерий, позволяющий ежедневно оценивать и регулировать поведение каждого человека с помощью разнообразных социальных норм.
В. Критерий, позволяющий определить норму для любого явления с помощью подсчета частоты, с которой оно встречается в популяции.
Г. Критерий, позволяющий разделить все поведенческие проявления на нормальные и патологические в значении «здоровье – болезнь».
1. Социально-нормативный критерий.
2. Статистический критерий.
3. Психопатологический.
4. Индивидуально-психологический.
22. Выделите специфические признаки девиантного (отклоняющегося) поведения личности:
1. Поведение, соответствующее общепринятым или официально установленным социальным нормам.
2. Вызывает негативную оценку со стороны других людей.
3. Деструктивность – способность наносить реальный ущерб самой личности или окружающим людям.
4. Характеризуется как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
5. Согласованность с общей направленностью личности.
6. Сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.
7. Имеет индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.
8. Рассматривается в пределах медицинской нормы.
9. Является следствием нестандартной ситуации.
10. Отождествляется с психическими заболеваниями или патологическими состояниями.
23. Какому понятию соответствует следующее определение:
«совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений»?
1. Социальная норма.
2. Социальная девиация.
3. Социальная аномия.
24. Назовите группу ученых, которые ввели термин «социальная установка»?
1. У. Томасом и Ф. Знанецки.
2. Э. Дюркгейм и М. Смит.
3. У. Томасон и М. Смит.
25. Соотнесите в соответствии с перечисленными признаками группы девиантного поведения, представленные в психологической науке:
А. Это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.
Б. Это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, угрожающее благополучию межличностных отношений.
В. Это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.
1. Антисоциальное (внешнедеструктивное).
2. Асоциальное (смещенно-деструктивное).
3. Диссоциальное (аутодеструктивное).
26. Назовите автора классификации типов и форм девиантного поведения, основанной:
А. На делинквентном типе девиантного поведения.
B. На аддиктивном типе девиантного поведения.
C. На патохарактерологическом типе девиантного поведения.
D. На психопатологическом типе девиантного поведения.
E. На типе девиантного поведения, связанного с гиперспособностями.
1. В.Д. Менделевич.
2. Е.В. Змановская.
3. Ю.А. Клейберг.
27. Назовите автора девиантологической классификации, основанной на многоосевом походе и анализе противоправного поведения?
1. Е.В. Змановская.
2. Ю.А. Клейберг.
3. В.В. Ковалев.
28. Назовите подход к поведенческим девиациям, основанный на выделении в качестве основного понятия «дезадаптацию», а ее носителем
«трудного подростка», характеризующийся школьной и социальной дезадаптацией, неуспеваемостью, нарушениями взаимоотношений со сверстниками?
1. Педагогический подход.
2. Психологический подход.
3. Медицинский подход.
29. Соотнесите компоненты, характеризующие поведение личности:
А. Конкретный элемент поведения, который можно наблюдать и оценивать. Б. Привычная схема, «каркас» проявления поведения в определенных социальных ситуациях, его закономерность.
В. Готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, поступку, действию.
1. Диспозиция поведения.
2. Акт поведения.
3. Способ поведения.
30. Девиантология как область научного знания относится к одной из следующих наук?
1. Общей психологии.
2. Психиатрии.
3. Патопсихологии.
4. Междисциплинарной науке.
5. Психопатологии.
31. Назовите ученого, социолога, который впервые ввел понятие
«аномия»?
1. Э. Дюркгейм.
2. Р. Мертон.
3. Т. Парсонс.
32. Какому понятию соответствует следующее определение: «это состояние разрушенности или ослабленности ценностно-нормативной системы общества, которое проявляется в таких негативных феноменах, как нарушение идеалов, несоответствие законов и реальной социальной ситуации, расслоение общества, контрасты в ценностях и взглядах»?
1. Норма.
2. Конформизм.
3. Аномия.
33. Назовите имя ученого, рассматривающего девиантное поведение как результат несогласованности между провозглашенными культурой ценностями и легитимными средствами их удовлетворения?
1. Э. Дюркгейм.
2. Р. Мертон.
3. Т. Парсонс.
34. Как называется подход к объяснению природы девиантного поведения, отраженный в исследованиях социологов конца XIX – начала XX века, рассматривающий связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей?
1. Гуманистический.
2. Поведенческий.
3. Социологический.
4. Психологический.
35. Как называется подход к объяснению природы девиантного поведения, отраженный в исследованиях американских и канадских психологов, сосредотачивающий свое внимание на возможности коррекции неадекватного поведения путем организации положительного подкрепления и коррекции последствий отклоняющего поведения?
1. Гуманистический.
2. Поведенческий.
3. Социологический.
4. Психологический.
36. Как называется подход к объяснению природы девиантного поведения, отраженный в психологии развития и детской психологии, рассматривающий отклонения в поведении как следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможностью найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания?
1. Гуманистический.
2. Поведенческий.
3. Социологический.
4. Психологический.
37. Как называется подход к объяснению природы девиантного поведения, отраженный в работах западноевропейских исследователей, рассматривающий в качестве основы способность субъекта к адаптации?
1. Гуманистический.
2. Поведенческий.
3. Социологический.
4. Психологический.
38. Соотнесите способы аномического приспособления по Р. Мертону: А. Единственный тип недевиантого поведения.
Б. Согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицание социально одобряемых способов их достижения.
В. Отрицание целей данной культуры, но согласие использовать социально одобряемые средства.
Г. Одновременное отвержение и цели и социально одобряемых средств их достижения.
Д. Стремление заменить старые цели и средства на новые, а не только отрицание того и другого.
1. Конформизм.
2. Инновация.
3. Мятеж.
4. Ритуализм.
5. Ретритизм (отступление).
39. Назовите автора концепции конфликта культур?
1. Т. Селин.
2. П. Сорокин.
3. Т. Парсонс.
40. Выделите причину социальных девиаций, по мнению Т. Парсонса?
1. Различия между участниками социального взаимодействия и невыполнение взаимных ожиданий.
2. Влияние норм девиантной субкультуры и обучения.
3. Отношение самой личности (группы) к социальным нормам.
41. Назовите автора биосоциологической теории девиантного поведения?
1. Дж. Мид.
2. Ч. Ломброзо.
3. У. Шелдон.
42. Какие из перечислены признаков НЕ относятся к синдрому «трудного темперамента»?
1. Низкая ритмичность.
2. Адаптивность к новой ситуации.
3. Преобладание негативного настроения.
4. Слабое стремление приблизиться к людям.
5. Плохая адаптивность.
6. Высокая интенсивность реакций.
7. Доминирующее настроение.
Ответ:
43. Какому понятию соответствует следующее определение: «это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений»?
1. Асоциальное поведение.
2. Аутодеструктивное поведение.
3. Антисоциальное поведение.
44. Как называется вид девиантного поведения, рассматриваемый как
«осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни»?
1. Аддиктивное (зависимое) поведение.
2. Агрессивное поведение.
3. Суицидальное поведение.
45. Какие из перечисленных компонентов входят в структуру суицидального поведения?
1. Суицидальные действия и суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).
2. Суицидальный план и суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).
3. Суицидальные мысли и суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).
45. Что из перечисленного относится к основным направлениям первичной профилактики девиантного поведения? (выберите несколько вариантов ответа)
1. Совершенствование социальной жизни людей.
2. Устранение социально-экономических факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения.
3. Раннее и активное выявление лиц с нервно-психическими нарушениями.
4. Лечение заболеваний, сопровождающихся нарушением поведения.
5. Воспитание социально позитивно ориентированной личности. Ответ:
47. Что из перечисленного относится к основным направлениям вторичной профилактики девиантного поведения? (выберите несколько вариантов ответа)
1. Медицинская коррекция выявленных заболеваний, осложненных нарушениями поведения.
2. Раннее и активное выявление лиц с нервно-психическими нарушениями.
4. Лечение заболеваний, сопровождающихся нарушением поведения.
5. Воспитание социально позитивно ориентированной личности.
6. Определение факторов риска и выделение групп «профилактического учета» по различным формам девиантного поведения.
Ответ:
48. Соотнесите виды профилактической деятельности:
А. Комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Это важнейший вид превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.
Б. Комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение. Основной задачей является недопущение совершения подростками более тяжелого проступка, правонарушения, преступления.
В. Комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы.
1. Первичная.
2. Вторичная.
3. Третичная.
49. Какие из перечисленных компонентов входят в понятие
«педагогическая запущенность»?
A. Отклонения, искажения и противоречия в отношениях к себе, своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающей действительности.
B. Отклонения в понимании общественных интересов.
C. Психосоциальная дезадаптация.
D. Отставания в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально- волевых свойств и качеств личности.
E. Отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности. Ответ:
50. Какому понятию соответствует следующее определение: «это осознанное лишение себя жизни»?
1. Суицид.
2. Девиация.
3. Дезадаптация.
51. Соотнесите группы индивидуальных суицидов в соответствии с их характеристиками:
А. Желание умереть не бывает спонтанным, такому виду суицида предшествует угнетенное настроение, депрессивное состояние, мысли об уходе из жизни на фоне размышлений о смысле жизни.
Б. Не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог, может быть попыткой шантажа.
В. Действия, нацеленные на результат, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода, нацеленность на риск, на игру со смертью.
1. Истинный суицид.
2. Скрытый суицид.
3. Демонстративный суицид.
52. Назовите разновидность патохарактерологического, психопатологического и аддиктивного типов девиантного поведения суть которого заключается в том, что система поступков человека направлена не на развитие, личностный рост, гармоничное взаимодействие с реальностью, а на деструкцию личности?
A. Аутодеструктивное поведение.
B. Агрессивное поведение.
C. Аасоциальное поведение.
D. Акцентуированное поведение.
53. Назовите характеристику, которая является базисной в определении аддиктивной личности?
1. Аутоагрессия.
2. Зависимость.
3. Преступление.
4. Агрессия.
54. Верно ли, что в центре внимания психологии девиантного поведения находится проблема реагирования, мотивации поведения, выработки системы поступков?
1. Верно.
2. Неверно.
55. Девиация считается отклонением от….?
a. Юридических стандартов.
b. Общепринятых норм.
c. Социальных стандартов.
56. Соотнесите подходы к оценке поведенческой нормы, патологии и девиации:
1. В оценке поведенческой нормы и девиаций базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилей поведения и традиций.
2. Девиации следует рассматривать сквозь призму традиций того или иного сообщества.
3. Девиации поведения рассматриваются с позиции возрастных особенностей и норм.
4. Базируется на представлениях о традиционных половых стереотипах поведения, мужском и женском стиле поведения.
5. Рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности.
6. В оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций позволяет учитывать все отклонения от нормы (в т. ч.социально опасные или способствующие саморазрушению личности).
7. Базируется на представлении об общественной опасности или безопасности поведения человека. девиантные формы поведения рассматриваются как преморбидные (доболезненные) особенности личности, способствующие формированию тех или иных психических расстройств и заболеваний.
А. Социальный подход.
Б. Психологический подход. В. Психиатрический подход. Г. Этнокультурный подход. Д. Возрастной подход.
Е. Гендерный подход.
Ж. Профессиональный подход. З. Феноменологический подход.
57. Соотнесите основные группы социальных норм:
А. Общечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли. Носителями данных норм выступают сами люди, семья, религиозные конфессии, общественные организации и другие социальные институты.
Б. Норма, связанная с признанием ценности каждой личности, играющая большую роль в жизни общества и проявляющаяся в гуманизации общественного сознания в целом.
В. Нормы, сформулированные в международных документах и межгосударственных соглашениях, регулирующие отношения между странами (народами).
Г. Ожидания-предписания определенной социальной группы в отношении ее членов. Носителями данных норм являются конкретные социальные объединения, их лидеры и руководители
Д. Нормы, регулируемые всей государственной системой (законотворческие институты, правительство, правоохранительные органы), закрепленные в основных документах государства (конституция, гражданский кодекс, уголовный кодекс и др.).
Е. Группа норм, регулируемая должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями.
1. Духовно-нравственные.
2. Морально-этические.
3. Правовые.
4. Политические.
5. Организационно-профессиональные.
6. Индивидуальная.
58. Соотнесите критерии определения понятия «отклоняющееся поведение»:
А. Критерий, отражающий возрастающую ценность каждой личности, ее индивидуальность.
Б. Критерий, позволяющий ежедневно оценивать и регулировать поведение каждого человека с помощью разнообразных социальных норм.
В. Критерий, позволяющий определить норму для любого явления с помощью подсчета частоты, с которой оно встречается в популяции.
Г. Критерий, позволяющий разделить все поведенческие проявления на нормальные и патологические в значении «здоровье – болезнь.
1. Индивидуально-психологический.
2. Социально-нормативный.
3. Статистический.
4. Психопатологический.
59. Назовите тип девиантного поведения основанное на психопатологических симптомах и синдромах — проявлениях тех или иных психических расстройств и заболеваний?
A. Делинквентый тип девиантного поведения.
B. Психопатологический тип девиантного поведения.
C. Тип девиантного поведения, основанный на гиперспособностях.
D. Патохарактерологический тип девиантного поведения.
E. Аддиктивный тип девиантного поведения.
60. Назовите одного из первых в нашей стране исследователей проблем отклоняющегося поведения несовершеннолетних?
A. С.А.Беличева.
B. В.П. Кащенко.
C. Ю.А. Клейберг.
D. Д.И. Фельдштейн.
Время выполнения теста |
120 минут |
Количество заданий в тесте |
60 |
Типы заданий |
закрытого типа (с выбором одного ответа, с выбором нескольких ответов, на установление |
Оценивание выполнения теста |
задания №1-№60 = 1 балл |
Максимальное количество тестовых баллов |
60 |
Критерии оценки |
«5» = 56-60 тестовых баллов (94-100%) |
Признаки жестокого обращения с детьми и безнадзорности
Жестокое обращение с детьми и безнадзорность имеют место, когда с ребенком плохо обращаются, что приводит к травме или риску причинения вреда. Виды жестокого обращения с детьми и безнадзорности определяются в четырех категориях. Определения включают краткое изложение индикаторов, поясняющих определение. Ни один из показателей сам по себе не является окончательным показателем жестокого обращения с детьми. Необходимо смотреть на общее функционирование семьи, чтобы определить настоящую и надвигающуюся опасность.
Физическое насилие
Физическое насилие относится к действию родителя, опекуна или попечителя, которое не является случайным и приводит к телесным повреждениям, часто совершаемым во имя дисциплины или наказания.
Синяки и рубцы
- На лице, губах, во рту
- На туловище, спину, ягодицы, бедра
- На разных стадиях заживления
- Сгруппированные, образующие регулярный узор
- Отражающая форма изделия, используемого для нанесения; электрический шнур или пряжка ремня
- На нескольких разных поверхностях; регулярно появляются после отсутствия, выходных или отпуска
- Субдуральное кровоизлияние или гематома
- внутренние травмы
- повреждение головного мозга
Ожоги
- Ожоги от сигар, сигарет, особенно на подошвах, ладонях, спине или ягодицах
- Иммерсионные ожоги; в виде носка, в виде перчатки, в виде пончика на ягодицах или гениталиях, с рисунком в виде электрической горелки, утюг
- Ожоги от веревки на руках, ногах, шее или туловище
Переломы
- Череп, нос, лицо структура на разных стадиях заживления
- Множественные или спиральные переломы
- перелом кости — необъяснимый и на разных стадиях заживления
Разрывы или ссадины
- В рот, губы, десны, глаза
- На наружные половые органы
Поведенческие индикаторы
- Поведенческие крайности; агрессивность или замкнутость
- Испуганный родителей
- Боюсь идти домой
- Сообщает о травмах родителей
Физическое пренебрежение
Физическое пренебрежение происходит, когда родитель, опекун или попечитель не в состоянии обеспечить основные потребности ребенка, такие как пища, одежда, кров, образование, медицинское обслуживание или присмотр и оставление. Неудовлетворение основных потребностей должно представлять угрозу для здоровья и безопасности ребенка или неминуемую опасность, если существует закономерность или история неудовлетворения потребностей ребенка.
Физические показатели
- Ребенок недоедает, истощен, постоянно голоден или просит еды, редко получает питательную пищу. Медицинский диагноз обычно необходим для определения недоедания.
- Детская одежда не подходит или недостаточна для защиты ребенка от непогоды, или одежда настолько грязная или вонючая, что представляет опасность для здоровья.
- Опекуны не могут предоставить дом или дом находится в состоянии, представляющем опасность для здоровья или опасность, например пожар.
- Воспитатели не разрешают ребенку посещать школу. Сам по себе прогул не является жестоким обращением с ребенком или безнадзорностью, но может быть признаком, если учитывать другие семейные факторы.
- Лица, осуществляющие уход, не обращаются за медицинской или стоматологической помощью в связи с проблемой или состоянием здоровья, которые, если их не лечить, могут представлять опасность для ребенка.
- Воспитатели не обеспечивают присмотр за ребенком. Необходимо учитывать возраст и компетентность ребенка, количество времени, в течение которого ребенок остается без присмотра, время суток, когда ребенок находится без присмотра, и степень родительского планирования периода без присмотра. При вынесении суждений об отсутствии надзора необходимо учитывать стандарты сообщества.
- Ребенок брошен. Отказ от ребенка — это юридический термин, означающий, что опекун не пытался связаться с ребенком в течение длительного периода времени.
Поведенческие индикаторы
- Попрошайничество, воровство еды
- Длительное пребывание в школе; ранний заезд и поздний выезд
- Постоянная усталость, вялость или засыпание в классе
- Указывает, что нет смотрителя
Сексуальное насилие
Сексуальное насилие и эксплуатация имеют место, когда родитель, опекун или попечитель совершает или допускает контакты или взаимодействие между ребенком и взрослым, когда ребенок используется для сексуальной стимуляции родителя, опекуна, опекуна или другого ответственный человек. Сексуальное насилие также может быть совершено лицом моложе 18 лет, когда это лицо значительно старше жертвы или обладает властью и контролем над ребенком.
Физические показатели
- Трудности при ходьбе или сидении
- Боль или зуд в области гениталий
- Синяки или кровотечения на наружных половых органах, вагинальной или анальной области
- Венерические болезни, особенно у подростков
- Беременность
Поведенческие индикаторы
- Нежелание переходить в спортзал или заниматься физкультурой 9 класс0012
- Избегание, фантазийное или причудливое, изощренное или необычное сексуальное поведение или знания
- Плохие отношения со сверстниками
- Делинквентное или безудержное поведение
- Сообщает о сексуальном насилии со стороны смотрителя
Эмоциональное насилие
Эмоциональное жестокое обращение имеет место, когда родитель, опекун или попечитель не может обеспечить эмоциональную поддержку, необходимую для психологического роста и развития ребенка, или умышленно лишает ребенка эмоциональной стабильности, необходимой для правильного психологического роста и развития. Эмоциональное жестокое обращение приводит к наблюдаемому или измеримому ухудшению состояния ребенка.
Физические показатели
- Диагностирована задержка развития. Ребенок не прибавляет в весе и не соответствует норме развития, несмотря на адекватное питание и отсутствие физиологических причин. Задержка развития вызвана неспособностью эмоционально воспитывать, обнимать и держать ребенка, например, оставлять ребенка в кроватке на весь день. Самым явным показателем задержки развития является помещение ребенка в другую среду, где он резко набирает вес и развивается.
- Воспитатель словесно оскорбляет ребенка, например, постоянно притесняет, принижает, унижает, повторяет угрозы или постоянную критику.
- Воспитатель потворствует, предлагает или поощряет ребенка к краже или проституции.
- Ребенок долгое время игнорируется или изолируется родителями физически и эмоционально. В качестве примера можно привести ребенка, которого отправляют в пустую комнату на несколько часов или дней, чтобы изолировать от остальной семьи.
- Ребенок поставлен в положение, действующее как родитель крайне нуждающемуся или неадекватному родителю.
Другие ссылки
- Принятие
- Местные офисы CPS
- Управление лицензирования и сертификации объектов Департамента здравоохранения
- Варианты электронных платежей
- Приемное воспитание
- Программа независимой жизни
- Закон Индии о защите детей (ICWA)
- Межгосударственный договор
- Лицензионная информация
- Национальный месяц предотвращения жестокого обращения с детьми
- Программа для родителей
- Услуги по трудоустройству
- Охранные услуги
- Безопасные убежища
- Обучение обязательных докладчиков
- Отчет об очистных сооружениях
См.
также…- Услуги по уходу за детьми
- Служба поддержки детей
- Программа медицинского страхования детей
Ресурсы
- Служба занятости
- Часто задаваемые вопросы по DSS
- Формы и публикации DSS
- Информация DSS HIPAA
- Новости DSS
Ваш ребенок совершает правонарушения
Каждый раз, когда вы включаете любую новостную программу, вы видите пугающую историю о современной молодежи: насилии, вандализме, рискованном поведении и прямом отказе следовать родительским или общественным правилам. Дело в том, что с незапамятных времен всегда существовало определенное количество людей — молодежи и взрослых — которые занимались преступным поведением. В нашем мире технологий мы услышать и увидеть это больше. Подросток, совершивший правонарушение сегодня, скорее всего, окажется на YouTube. Но как насчет родителей, которые слышат истории и думают: «Это может быть мой ребенок» или « Будет ли моим ребенком через несколько лет»
Если вы являетесь родителем ребенка или подростка, который ведет себя незаконным или преступным образом, скорее всего, вы живете в постоянном страхе перед тем, что может произойти дальше. Вы задаетесь вопросом: «Мой сын сегодня с кем-нибудь подрается? Моя дочь ускользнет из дома сегодня вечером после комендантского часа? Позвонит ли мне директор или полиция и скажет, что мой ребенок разрисовал граффити по всей школе?» Многие родители теряют сон из-за того, что беспокоятся о проблемах, в которые уже попал их ребенок, или, кажется, что они связаны и полны решимости попасть в них!
Как и почему это произошло?
Родители обычно знают, когда у их ребенка начинаются серьезные проблемы. Иногда это происходит в подростковом возрасте, когда в игру вступают такие факторы, как сверстники, гормоны, перепады настроения и крайний бунт. Или, возможно, ребенок пережил тяжелую утрату или травму, и его поведение начинает меняться. В других случаях проблемы могут существовать с рождения и продолжать обостряться с годами. Медицинские проблемы, стресс и беспокойство могут способствовать поведенческим проблемам. Человеку свойственно хотеть узнать почему ребенок ведет себя определенным образом. ( Почему моя дочь оскорбляет меня? Почему мой сын ломает вещи в моем доме? Почему он ударил другого ребенка?)
почему на самом деле может помочь нам понять, а иногда и перенаправить поведение. Например, если поведение началось в результате потери, такой как смерть или развод, вы можете найти способы получить профессиональную помощь для вашего ребенка. Но дело в том, что независимо от того, что , почему , нам все еще нужно иметь дело с поведением — и все еще должны быть последствия.
Если 33-летний мужчина предстанет перед судом за кражу автомобиля и скажет: «Но, ваша честь, я украл машину, потому что мне нужны были деньги, чтобы заплатить за еду», судья не собирается говорить: « О, ну это объясняет. Я понимаю, и это хорошая причина. Пожалуйста, продолжайте свой путь без каких-либо последствий… и возьмите несколько талонов на еду на выходе». Таким образом, несмотря на то, что, безусловно, может быть важно устранить все, что способствует преступному поведению ребенка, мы все же должны привлечь его к ответственности. Это жизнь – для всех нас.
Ранние признаки
Делинквентное поведение — это термин, используемый для описания схемы совершения серьезных преступлений, часто с нарушением прав других лиц. Некоторые ранние предупреждающие знаки могут быть:
- Физическая агрессия по отношению к другим
- Уничтожение имущества или захват вещей, которые вам не принадлежат, без учета того, как это повлияет на другого человека
- Жестокое обращение с другими людьми или животными
- Угрозы или запугивание других
Важно помнить, что у большинства детей тесты ограничены, а некоторые могут даже участвовать в отдельных инцидентах, которые разрешаются путем вынесения эффективных последствий. Профессионалы больше обеспокоены, когда есть шаблон , демонстрирующий отсутствие сочувствия или пренебрежение правами других.
Примечание. Если ваш ребенок ведет себя опасно, оскорбительно или агрессивно, мы рекомендуем немедленно обратиться к профессиональному терапевту за поддержкой и вмешательством.
См. также: Когда звонить в полицию по поводу вашего ребенка
Как справиться с делинквентным поведением у детей
Важная вещь, которую мы всегда говорим родителям: «Вы не можете контролировать поведение своего ребенка; вы можете только контролировать свою реакцию на него». Вы не несете ответственности за каждый выбор, который делает ваш ребенок, и вы не можете быть с ним 100% времени, чтобы убедиться, что он ведет себя надлежащим образом.
Когда ваш сын или дочь каждый день выходят за дверь, они руководствуются собственным суждением, чтобы принять решение о том, что им делать, а что нет. Ваша работа состоит в том, чтобы привлечь их к ответственности, когда они плохо себя ведут. Если ваш ребенок совершает делинквентное поведение или проявляет признаки правонарушений, вы как родитель можете сделать четыре важных вещи:
.1. Привлекайте детей к ответственности за свои действия: Мы не можем не подчеркнуть, насколько важно привлекать вашего ребенка к ответственности за свои действия. Это также может означать, что они должны испытать на себе естественные последствия юридического или судебного вмешательства. Это инстинктивное желание защитить наших детей. нет родителя хочет, чтобы их ребенка отправили на испытательный срок или отправили в центр заключения. К сожалению, желание защитить наших детей может привести к спасению их от последствий, что только усугубит ситуацию и может усилить негативное поведение. Это здравый смысл, верно? Но вы когда-нибудь замечали, как здравый смысл может улететь в окно, когда замешаны наши эмоции? Если вы боитесь, что вашего сына могут арестовать, трудно прислушаться к вашему здравому смыслу или «внутреннему голосу», который говорит: «Пусть он извлечет из этого урок, чтобы он не делал этого снова». Наше сердце играет с нами злую шутку и говорит: «Но, может быть, он не хотел этого. Может быть, это не повторится. Полицейское досье разрушит его будущее». Мы хотим дать нашему ребенку презумпцию невиновности, хотя на самом деле часто это самое худшее, что мы можем для него сделать.
Но помните, не работайте больше, чем ваш ребенок. Это означает, что вам нужно позволить ему — а не вам — заплатить цену за его поведение. Мы понимаем, что это ужасно, когда ваш ребенок ведет себя опасным или оскорбительным образом. Как родитель, вы должны принять меры, чтобы привлечь его к ответственности: позволить ему испытать на себе естественные последствия, даже если это означает судебные обвинения.
2 . Иди пешком. Расскажите о своих семейных ценностях, а затем живите ими. Дети помнят то, что мы делаем, даже лучше, чем то, что мы говорим . Имея это в виду, убедитесь, что вы донесли до ребенка свои собственные ценности и смоделировали для него поведение, которое вы хотели бы видеть. (Если вы не хотите, чтобы он воровал, не крадите.) Хотя наши дети не будут делать все те же выборы, что и мы, у них будет план того, как вести себя надлежащим образом, если вы «будете ходить пешком». ” Но не забывайте, что наибольшую роль в этом играет ваш ребенок, если он совершает правонарушения. его работа состоит в том, чтобы изменить свое поведение. Ваша роль состоит в том, чтобы максимально отстаивать свои ценности, давать соответствующие последствия и допускать естественные последствия, привлекать его к ответственности и помогать ему решать проблемы, чтобы он мог «научиться делать что-то по-другому в следующий раз».
3. Обеспечьте безотказные последствия: Если ваш ребенок уже проявляет правонарушения (угрозы, агрессия, воровство, вандализм, оставление дома после комендантского часа, побег), вам может потребоваться привлечь полицию. Это тяжелая пилюля. Будем надеяться, что с участием суда дело не дойдет до серьезного уровня, но важно оставить бумажный след, чтобы показать, что вы пытались вмешаться на раннем этапе с незаконным поведением. Позвоните в полицию, если это юридический вопрос. Спросите себя: «Позвонил бы я в полицию, если бы соседский ребенок вел себя так же?» Если бы соседский ребенок накричал на вас и обозвал вас, вы, вероятно, не стали бы вызывать полицию. Но вы также не станете делать ему одолжения или приятные вещи, например, одалживать ему вашу машину или давать ему деньги взаймы. То же самое относится и к вашему ребенку.
Дети, которые часто нарушают правила, не заботясь о последствиях, могут быть крутыми. Легко запутаться в идее «Ничего не работает — для моего ребенка ничего не имеет значения». На самом деле, ваш ребенок может вести себя так, будто ему все равно, какие последствия вы даете, но все равно делать это и делать это последовательно. Это показывает, что когда ваш ребенок делает А, Б всегда последует за ним. Надежные последствия — это те, которые вы — родитель — полностью контролируете. Заземление не является безотказным последствием: ваш ребенок всегда может выйти за дверь или выскользнуть в окно. Если вы не дадите ей денег или не купите для нее специальные вещи, такие как косметика, дизайнерская одежда или фаст-фуд, последствия будут безошибочными. она не может вынуждает тратить деньги.
Ваш ребенок может вести себя так, будто ему все равно. Она может продолжать делать тот же выбор, не меняя своего поведения. Но вы — родитель — показали ей, что происходит в «Реальной жизни». В реальном мире есть последствия; решите ли вы изменить свое поведение или нет, в конечном итоге зависит от вас. Некоторым людям быстро становится некомфортно из-за негативных последствий, и они сразу же меняют свое поведение. Для других это может занять некоторое время.
4. Найдите поддержку для вы . Одна из самых трудных вещей, которые вы можете сделать как родитель, когда ваш ребенок ведет себя неадекватно или ведет себя рискованно или преступно, — это пройти через это в одиночку. Это естественно чувствовать смущение или стыд, но понимать, что многие, многие другие родители столкнулись с этими проблемами со своими детьми и выступили с другой стороны. Вам не нужно проходить через это в одиночку. Попробуйте найти помощь в виде группы поддержки, надежного друга или приятеля, консультанта или сообщества здесь, на EmpoweringParents. com. Наша программа ODD Lifeline была разработана для родителей оппозиционно-непокорных детей и учит вас, как родителя, различным методам, которые помогут вам справиться с поведением, а не персонализировать его. «Тотальная трансформация» Джеймса и Джанет Леман — еще один отличный инструмент для родителей, которые разыгрывают детей — и типичных детей, которые иногда разыгрывают. Дело в том, что там есть помощь для вас, если вам это нужно.
Почему люди меняются?
Подумайте о любых изменениях, которые вы когда-либо вносили в свою жизнь, бросали ли вы курить, разорвали нездоровые отношения, сменили работу или похудели. Вы приняли решение изменить свое поведение, потому что вам было достаточно неудобно сделать это. Вас больше не устраивали некоторые текущие или потенциальные последствия. Наши дети тоже имеют возможность изменить свое поведение. Часто им не хватает мотивации. Как родитель, вы не можете контролировать поведение своего ребенка, но вы можете помочь мотивировать его измениться, заставив его чувствовать себя некомфортно из-за своего поведения.