Как развиваются высшие психические функции
Известный психолог Л.С.Выготский рассматривал развитие психики не как внутренний процесс, а как взаимодействие с обществом. В ходе этого взаимодействия ребенок присваивает выработанные на протяжении исторического развития и находящиеся в социуме формы психической деятельности. Идет не просто социализация, усвоение социальных обязательств, система общественных отношений именно присваивается ребенком. Ребенок рождается как социальное существо, взрослый организует ситуацию, способствующую развитию. При проживании социальной ситуации развития у ребенка формируются высшие психические функции.
Свойства высших психических функций
Два главных свойства присущи ВПФ: произвольность и осознанность. Высшие психические функции могут быть сформированы только в процессе овладения средствами психической деятельности. Средствами являются знаки.
Определение 1Знак — это орудие, которое организует поведенческую линию человека. Существует две стороны знака: материальная оболочка и значение.
Общий ход развития заключается в следующем: знак помещается взрослым в поле взаимодействия ребенка с миром. Знак является элементом этого поля. Логика оперирования знаком не естественна, ненатуральна, как само поле. Знак определяет взаимодействие по законам культуры, в итоге психические функции ребенка обретают произвольность и осознанность. Наиболее важный знак по мнению Л.С.Выготского — слово.
Стадии развития психики при использовании знаков
Развитие психики, опираясь на знаки, проходит разные стадии. Первая стадия называется примитивной. Ребенок воспринимает знак натурально. Если рассматривать развитие речи, то здесь можно говорить только о доинтеллектуальном развитии речи и о доречевом мышлении. Вторая стадия называется «стадией наивной психологии». Ребенок использует знак, но неадекватно. В речевом развитии это проявляется, как использование форм придаточных предложений, но освоение логических операций, которые соответствуют этим формам произойдет значительно позднее.
Развитие высших психических функций у человека определяет развитие сознания. На каждом возрастном этапе определенная психическая функция становится лидирующей и организует смысловую систему всего сознания ребенка, особенности значений слов очень хорошо демонстрируют это.
Принципы Л.С.Выготского
Подход Выготского — это не только преобразование теории ассоциаций, но и расширение пространства психологического знания за счет объединенных подходов социологического и психологического. Принцип дискретности, который характерен для ассоциативной психологии, проявляется при анализе слова и образа.
Сама проблема исследования мышления и речи присуща ассоциативной психологии, и Выготским заимствуется. Ученый утверждает, что психика и есть сознание, которое определено системой высших психологических функций, в этом выражается принцип сознательности.
На основе объединения социологии и ассоциативной психологии Л.С.Выготский формулирует новые принципы. Прежде всего, это принцип структурности, противоположный принципу дискретности. Принцип опосредования, то есть представления развития психики при помощи знаков. Этот принцип позволил выдвинуть идею интериоризации — развитие по типу присвоения культурных средств. Принцип опосредования рождает такие понятия как социальная ситуация развития и зона ближайшего развития.
Развитие — это саморазвитие и внешне обусловленное развитие.
Исходя из подхода Л.С.Выготского все теории детского развития можно разделить на две группы: натуралистические теории и теории опосредованного развития. Во втором случае взрослый является организатором социальной ситуации, ведет развитие формой которого является обучение.
Подход Выготского более выигрышный в сравнении с натуралистическим подходом. Взрослый находится в новой позиции, он не наблюдатель, а организатор детского развития. Используя подход Выготского, можно разрабатывать эффективные образовательные системы.
Перечислим еще раз ключевые понятия, связанные с теорией Л.С.Выготского.
Определение 3Высшая психическая функция — обладает произвольностью и осознанностью, вырабатывается при освоении ребенком психических средств.
Определение 4Закон детского развития — в каждом возрастном периоде доминирует конкретная психическая функция.
Определение 5Закон ближайшего развития — психические процессы, которые формируются. Когда ребенок способен решить задачу при помощи взрослого.
Определение 6Кризис развития — несоответствие психических возможностей социальной ситуации развития.
Определение 7Новообразование — новое в психическом личностном строении, впервые возникшее на данном возрастном этапе.
Определение 8Психическое средство — орудие для овладения собственным поведением. Орудием являются знаки.
Определение 9Системное строение сознания — все психические функции подчиняются доминирующей на конкретном этапе развития.
Социальная ситуация развития — отношения между ребенком и окружающим миром, характерные для данного периода развития.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р.
Реферат от 1 дня / от 700 р.Автор: Анна Коврова
Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук
Теория развития Л.С.Выготского | Диплом по психологии
Лев Семенович Выготский разработал фундаментальную теорию становления и развития высших, специфически человеческих психических функций у ребенка. Основная идея Выготского – о социальном опосредовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредования является, по мнению Выготского, знак (слово).
Его концепция называется «культурно-исторической» потому, что, согласно этой концепции, сознание ребенка, специфические особенности его высших психических функций (произвольная память, произвольное внимание) формируются у ребенка в общении со взрослыми, в котором происходит усвоение ребенком систем культурных знаков, выработанных в процессе общественно-исторического развития. Эти знаки опосредствуют его «низшие» (непроизвольные) психические функции и тем самым ведут к созданию совершенно новых образований в сознании ребенка.
Основные положения теории Выготского о развитии высших психических функций (ВПФ)
В развитии человека выделяются две линии развития:
- Натуральная линия развития – это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения.
- Культурная (историческая) линия развития – возникает при появлении общения с окружающим миром.
В условиях онтогенетического развития обе эти линии — биологическая и культурная — находятся в сложном взаимодействии, слиты, реально образуют единый, хотя и сложный процесс.
Классификация психических функций
- Низшие (элементарные) психические функции (НПФ) – натуральные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память.
- Высшие психические функции (ВПФ) – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительными особенностями ВПФ являются их опосредованный характер и произвольность. К ним относятся абстрактное мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение.
Высшие психические функции ребенка возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии путем интериоризации они становятся собственно индивидуальными функциями, или, как писал Л.С. Выготский: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая». Процесс формирования высшей психической функции растянут на десятилетие, зарождаясь в речевом общении и завершаясь в полноценной символической деятельности.
Роль среды в развитии ребенка
Выготский впервые перешел от утверждения о важности среды для развития к выявлению конкретного механизма влияния среды, который собственно и изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций. Таким механизмом Выготский считал интериоризацию знаков – искусственно созданных человеком стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением. ВПФ возникли при помощи знака.
Знаки — это психические орудия, которые, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта. Знак — это любой условный символ, имеющий определенное значение. Универсальным знаком является слово. Механизм изменения психики ребенка, который приводит к появлению специфических для человека высших психических функций, — это механизм интериоризации (присвоения) знаков как средств регуляции психической деятельности.
Знаки, будучи продуктом общественного развития, несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором растет ребенок. Дети усваивают знаки в процессе общения и начинают использовать их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, происходит становление таких высших психических функций, как логическое мышление, воля, речь. Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека. Механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений – продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия – действиями произвольными.
Соотношение обучения и развития
Развитие – это процесс количественных и качественных изменений организма, нервной системы, психики, личности. Обучение – это процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков.
Выготский выделил и обобщил следующие наиболее широко распространенные точки зрения на вопрос о соотношении обучения и развития:
- Обучение и развитие – два независимых друг от друга процесса. Развитие рассматривается как процесс, протекающий по типу созревания, а обучение — как чисто внешнее использование возможностей развития. Обучение надстраивается над развитием и ничего не меняет в нем по существу. При анализе умственного развития стараются разделить то, что идет от развития, и то, что идет от обучения.
- Обучение и развитие – два тождественных процесса. Шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Ребенок развит настолько, насколько обучен.
- Обучение и развитие – тесно связанные между собой процессы. Развитие понимается дуалистически: есть развитие как созревание и есть развитие как обучение. С одной стороны, развитие мыслится как процесс, не зависимый от обучения. С другой стороны, обучение, в ходе которого ребенок приобретает новые формы поведения, отождествляется с развитием. Развитие (созревание) подготавливает и делает возможным процесс обучения, а обучение как бы стимулирует процесс развития (созревания). Процессы обучения и развития разводятся, и одновременно устанавливается их взаимосвязь.
Этим теориям Выготский противопоставляет свою, согласно которой обучение и развитие — не два независимых процесса или один и тот же процесс; существует «единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития «. По мнению Выготского, неверно ни отождествлять процессы обучения и развития, ни предполагать, что процесс развития совершается независимо от процесса обучения. Он утверждает, что между обучением и развитием существуют сложные отношения.
Зона ближайшего развития (ЗБР)
Для объяснения вопроса о влиянии обучения на развитие Выготский ввел понятие о двух уровнях развития ребенка:
- Зона актуального развития – уже достигнутый ребенком уровень развития. Это уровень интеллектуальных задач, которые он способен решать полностью самостоятельно, без помощи взрослого. Уровень актуального развития ребенка показывает нам, какие психические процессы у него уже сложились, т.е. фактически по его актуальному развитию мы можем судить об уже завершенных циклах развития.
- Зона ближайшего развития (ЗБР). Обнаруживается не в самостоятельном, а в совместном со взрослыми решении задач ребенком. Второй уровень выше первого, так как при помощи взрослого ребенок способен решать более сложные задачи. Это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. ЗБР – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.
Выготский сделал следующие выводы: 1) обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития; 2) обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Обучение должно идти впереди развития. И потому Выготский делает главный вывод: педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития (т.е. на зону ближайшего развития ребенка). То, что ребенок сегодня делает в сотрудничестве со взрослым, завтра он будет делать самостоятельно. Таким образом, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка.
Теория когнитивного развития Выготского в социальных отношениях – Ростки – Обучающие видео – Социальные науки
Теория социального развития Выготского утверждает, что сообщество и язык играют центральную роль в обучении. Выготский считал, что дети развиваются независимо от определенных стадий в результате социальных взаимодействий.
«Отлично. Я изучал эти теории когнитивного развития, читая учебные материалы, и действительно засыпал. Но как только я начала смотреть ваши мультфильмы, я действительно проснулась. Я считаю, что это отличный способ представить знания. Уважать!»
– Сат санга онлайн
Полная история
Теория социального развития Выготского утверждает, что сообщество и язык играют центральную роль в обучении. В то время как Жан Пиаже пришел к выводу, что когнитивное развитие детей происходит поэтапно, Выготский отверг его идеи и считал, что дети развиваются независимо от определенных стадий в результате социальных взаимодействий.
четыре элементарные психические функции
Выготский утверждал, что мы рождаемся с четырьмя «элементарными психическими функциями»: Внимание, ощущение, восприятие и память. Именно наша социальная и культурная среда позволяет нам использовать эти элементарные навыки для развития и, наконец, обретения «высших психических функций». . Во-первых, есть то, что мы можем сделать сами. Далее идет Зона ближайшего развития, которая представляет собой то, что мы можем сделать с помощью взрослого, друга, технологии или того, что Выготский назвал Более Знающим Другим. Наконец, есть то, что находится за пределами нашей досягаемости.
пример близнецов
Чтобы проиллюстрировать это, давайте подумаем о близнецах, выросших в сообществе, в котором мальчики должны учиться и добиваться успеха, а девочки должны быть только красивыми. В возрасте 10 месяцев оба обладают способностью ползать и находятся в зоне ближайшего развития для обучения стоянию на ногах.
Более знающий Другой, в данном случае отец, предоставляет мальчику возможность потренироваться в игровой комнате, которую он оборудовал лесами и другими предметами. Мальчику предлагается изучить оборудование, и в конце концов он использует его, чтобы подтянуться. Через несколько часов он курсирует вдоль построек. И через несколько дней он уже стоит на ногах. Девушка также может стоять, но не получает никакой поддержки в обучении навыку.
Когда мы сравним их, мы увидим, что пока девочка все еще пытается встать, мальчик переместился в новую зону. Он умеет балансировать стоя и теперь может научиться ходить. Оба со временем научатся ходить, но, по словам Выготского, мальчик будет более умелым.
Одни и те же принципы применимы ко всему обучению и развитию высших когнитивных функций. И только те, кто учится с помощью способного наставника, могут полностью раскрыть потенциал своих способностей.
Выготский, таким образом, считал, что внутри зоны ближайшего развития обучение может предшествовать развитию, а это означает, что ребенок способен усвоить навыки, выходящие за пределы его естественной зрелости.
учреждение Выготского
Он также установил явную связь речи с мыслительными понятиями, утверждая, что внутренняя речь развивается из внешней речи путем постепенного процесса «интернализации». Это значит, что сама мысль развивается в результате разговора. Поэтому младшие дети, не закончившие этот процесс, могут только «думать вслух». Как только процесс завершен, внутренняя речь и разговорный язык становятся независимыми.
lev vygotsky
Лев Выготский умер от туберкулеза в 1934 году, в возрасте 37 лет. Несмотря на свой молодой возраст, он стал одним из самых влиятельных психологов 20 века. Он оставил педагогам следующий совет: «Дав учащимся практику в общении с другими, мы даем им рамки для самостоятельного мышления».
Что вы думаете?
Может ли ребенок научиться чему угодно, независимо от предпосылок развития? И учимся ли мы только через социальные и культурные контексты? И если да, то считаете ли вы, что лучше, чтобы более знающий другой человек определял, чему ребенок должен научиться дальше?
Поделитесь своими мыслями в комментариях ниже!
- Лев Выготский – Википедия
- Социокультурная теория когнитивного развития Выготского
- Энциклопедия детского поведения и развития
SCIRP Open Access
Издательство научных исследований
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по теме
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Подача статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Исследование приложения пятой силы с использованием модели Дилатона и скалярного поля инфлатона Падманабхана в ранней Вселенной для генерации ГВ и гравитонов()
Эндрю Уолкотт Беквит
Журнал физики высоких энергий, гравитации и космологии Том 8 № 4, 28 октября 2022 г.
DOI: 10.4236/jhepgc.2022.84081 12 загрузок 63 просмотров
Гибридная модель для прогнозирования ответа опухоли прямой кишки во время лучевой терапии()
Апеке Сена, Гобер Лоран, Буссион Николя, Висвикис Димитрис, Саут Оливье, Колин Тьерри, Ламбен Филипп, Роден Винсент, Реду Паскаль
Открытый журнал биофизики Том 12 №4, 28 октября 2022 г.
DOI: 10.4236/ojbiphy.2022.124012 11 загрузок 54 просмотров
Геофизические исследования потенциала подземных вод песка Нанка в Обоси и его окрестностях, штат Анамбра, Нигерия()
Нельсон Оньебути Нвоби, Соломон Экене Океке, Чеквубе Ннамди Диди, Августин Обиора Окпара
Журнал водных ресурсов и охраны Том 14 №10, 28 октября 2022 г.
DOI: 10.4236/jwarp.2022.1410038 5 загрузок 61 просмотр
Исследование надежности нового электромеханического устройства, предназначенного для измерения относительной дорсальной подвижности первого луча стопы()
Нильс Реймонд, Квентин Праз, Спиридон Шойнас, Навиндравадханам Сокалингам, Антуан Акер, Виктор Дюбуа-Ферьер, Филипп Пассероб, Матье Ассаль
Открытый журнал ортопедии Том 12 № 10, 28 октября 2022 г.
DOI: 10.4236/ojo.2022.1210039 8 загрузок 65 просмотров
Разработка перспективной конструкции ВТСП-проводника центрального соленоида малогабаритного термоядерного реактора ТРТ()
Виктор Сытников, Сергей Лелехов, Василий Зубко
Машиностроение Том 14 №10, 28 октября 2022 г.