Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Взаимоотношения подростков со сверстниками: Взаимоотношения подростков со сверстниками | Диплом по психологии

Взаимоотношения подростков со сверстниками | Диплом по психологии

Общение со сверстниками – одна из основных потребностей и ведущая деятельность подросткового периода.

В основе стремления подростка к общению со сверстниками лежат типичные потребности переходного возраста, такие как потребность достичь общественного признания, одобрения, потребность в принадлежности, принятии и теплом отношении, потребность в самоутверждении, в самореализации [16; 19; 27]. Важным предрасполагающим фактором общения подростка со сверстниками является также дефицит внимания к нему со стороны взрослых, особенно родителей [44]. Поэтому «чем более неблагополучны отношения подростка и взрослых, тем большее место в его жизни занимает общение с товарищами и тем сильнее их влияние на него» [5].

В сравнении с более ранними возрастными этапами отношения подростка со сверстниками усложняются: «Именно в подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений, которые подростками четко различаются: могут быть просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Общение с ними все больше выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, области отношений и выделяется в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. Она насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, открытиями, разочарованиями, огорчениями и радостями, что в совокупности и составляет настоящую жизнь подростка, в которой он действует и размышляет, которой уделяет много времени и душевных сил» [5].

У подростков существует тяга к двум формам общения со сверстниками: стихийно-групповому и интимно-личностному общению [40]. Тяга к стихийно-групповому общению проявляется в реакции группирования подростка со сверстниками [8]: подростки собираются в различные компании и неформальные объединения. Группа сверстников становится для подростка референтной, т.е. субъективно значимой и эталонной, нормы и требования этой группы подросток принимает и разделяет [4].

Общение со сверстниками имеет большое значение для социализации подростка. В процессе общения со сверстниками у подростка формируются навыки социального взаимодействия, вырабатываются конструктивные способы поведения и взаимоотношений, осуществляется приобщение к социальным ценностям и нормам, увеличивается набор социальных ролей, в том числе свойственных зрелому возрасту, происходит социальное сравнение, формируется самосознание подростка [7; 27]. «Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками» [24].

И.С. Кон выделяет три основных специфических функции общения подростков со сверстниками [17]:

  1. Важный специфический канал информации: по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которые по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому ее отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер. Несмотря на низкий эстетический и культурный уровень этой информации, ее наличие предпочтительнее информационного вакуума в этой области.
  2. Специфический вид межличностных отношений: групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в отношениях с родителями также служит ценной и необходимой почвой для формирования зрелой личности.
  3. Специфический вид эмоционального контакта: сознание групповой принадлежности, солидарность товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей имеет для самоуважения подростка решающее значение. Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношении со сверстниками. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.

Общение со сверстниками обладает крайней субъективной значимостью для самого подростка. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников, достичь общественного признания в сочетании с несформированностью Я-концепции, неуверенностью в себе сопровождается порой повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников [42], повышенной чувствительностью к групповому мнению [31]. Подросток испытывает страх оказаться вне общества сверстников, стать отверженным [19]. Т.е. у подростка существует определенная психологическая зависимость от сверстников [7]: «Типичная черта подростков и юношей – чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнению собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее, диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое в свою очередь противопоставляется «Они». Причем все это должно быть грубо и зримо» [20].

Психологическая зависимость от сверстников играет положительную роль для социализации и самовоспитания подростка: «Заинтересованность подростка в уважении и признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. Замечания, недовольства и обиды товарищей заставляют его задуматься о причинах этого, обращают его внимание на себя, помогают увидеть и осознать собственные недостатки, а потребность в хорошем отношении и уважаемом положении вызывает желание исправить недостатки и быть на высоте предъявляемых требований. В подростковом возрасте интенсивно развивается очень важная для общения особенность – умение ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Это необходимо для благополучия в отношениях» [5].

Однако психологическая зависимость подростка от сверстников может играть неблагоприятную роль, приводя не к социализации, а, напротив, к девиантному поведению подростков. В тех случаях, когда нормы и ценности группы сверстников являются асоциальными, у подростка с высокой вероятностью может возникнуть асоциальное поведение: «Если подростка отвергает семья и школьное «позитивное большинство», то велика вероятность, что значимой для него окажется девиантная группа, в которой его примут со всеми недостатками. Обычно в таких случаях подросток (в виде «платы» за принятие) начинает следовать нормам и ценностям этой группы, в том числе асоциальным» [19].

Как правило, подросток предпочитает асоциальную группу в тех случаях, когда его социальные связи в семье и школе деформированы [3]. В этих случаях следует помнить, что подросток отдает предпочтение той среде, в которой он чувствует себя комфортно, где к нему относятся с уважением [34]. Поэтому единственный способ избавить подростка от негативного влияния асоциальной группы – поиск или создание альтернативной, более предпочтительной для него среды в семье или школе.

Многие исследователи считают, что ведущая деятельность подросткового возраста – интимно-личностная [4; 10]. «Происходящие в начале подросткового возраста специфические сдвиги в развитии определяют принципиальное сходство у подростков новых потребностей, стремлений, переживаний, требований к отношениям со взрослыми и товарищами. Это способствует развитию отношений со сверстниками вглубь. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым» [5]. Подросток испытывает потребность в понимании, хочет иметь возможность кому-то полностью доверять.

Поэтому именно в подростковом возрасте, как правило, возникают истинно дружеские отношения со сверстниками. Близкая дружба считается одним из новообразований подросткового возраста [8]. «Подросток открывает свой внутренний мир, который определяет его индивидуальность и неповторимость. Этот мир еще слишком хрупок, и у подростка возникает необходимость в одобрении, принятии его значимыми другими, чтобы подтвердить его право на существование. … способность к внутреннему диалогу, то есть размышлению о себе самом, в раннем подростковом возрасте недостаточно развита. Поэтому подростку легче рассказывать о себе другому человеку, чем самому размышлять о себе. Как известно, такой внешний диалог является преддверием внутреннего, поэтому можно заключить, что через общение с другом в этом случае осуществляется самопознание подростка. … основная потребность, реализуемая в дружбе, это потребность в самораскрытии, то есть стремлении посвятить другого в свои душевные тайны. Однако … подросток не только стремится к самораскрытию но одновременно оберегает внутренний мир от вторжения других, поскольку он является для них неким интимным таинством. Поэтому столь важным для него является атмосфера безопасности в дружбе, а одно из наиболее значимых качеств друга – умение не предать, сохранить доверенную тайну» [43]. В дружбе подростков, как правило, уже присутствуют взрослые атрибуты – поддержка и помощь, откровенность и понимание, чуткость и отзывчивость.

Дружба оказывает огромное влияние на психологическое и социальное развитие подростка. «Общение, в котором каждый раскрывает другому самое важное и сокровенное, свой внутренний мир, обогащает обоих, позволяет лучше понять и осознать то, что происходит в собственной душе. … С возрастом все важнее становится «родство душ» — общность внутренней жизни, взаимное понимание, совпадение в личных ценностях, стремлениях, точках зрения по важным вопросам. Становлению такой дружбы сопутствуют обсуждения всевозможных жизненных, этических, эстетических проблем и споры – нередко долгие, очень эмоциональные. Они важны для этического развития, так как каждый не только учится доказывать и защищать правильность собственного мнения, но и видеть его ошибочность. В процессе споров и в последующих размышлениях у подростка складывается точка зрения, которая осознается как собственная, личная, т.е. формируются убеждения. Наряду с этим у друзей складывается общность во взглядах по разным вопросам, что составляет основу внутренней близости. Отношения поднимаются на новый, более высокий уровень развития, когда у подростков появляются общие и одновременно значимые для каждого цели и задачи, связанные с подготовкой к избранной профессии, самовоспитанием, самообразованием. Друзья начинают общими усилиями воплощать их в жизнь: вместе овладевать знаниями, умениями, развивать разные качества, помогать друг другу … общение имеет характер особой деятельности, предметом которой является другой человек – товарищ, а содержанием этой деятельности – построение взаимоотношений и действование в них. Внутри этой деятельности происходит познание подростком другого человека и самого себя и развиваются средства такого познания: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные поступки, видеть их этическое содержание, оценивать его; обогащаются представления о личности товарища и собственной личности, а также изменяются оценки и самооценки. В результате таких размышлений возникает активность, направленная на исправление не только собственных недостатков, но и недостатков товарища» [5].

На разных стадиях подросткового возраста мотивы выбора друзей различаются: «Младшие подростки, как правило, выбирают друзей на основе общности занятий, дел, которыми можно вместе заниматься. Для старших большее значение приобретают личностные качества партнеров. Некоторые выбирают друзей по сходству качеств, или по похожести друг на друга. Другие – по принципу идеального Я, – в этом случае выбирается друг с наличием тех качеств, которые хотелось бы иметь у себя» [43].

Таким же образом происходит динамика предпочтения стихийно-группового и интимно-личностного общения: если в начале подросткового возраста преобладает реакция группирования, то в дальнейшем значимость группы сверстников уступает место значимости интимно-личностного общения с одним или несколькими друзьями [10]. Кроме того, результаты некоторых исследований [3; 40] говорят о том, что реакция группирования является следствием неудовлетворения потребности подростка в интимно-личностном общении, а в тех случаях, когда данная потребность удовлетворена, большинство подростков не испытывает стремления к стихийно-групповому общению.

Потребность старших подростков в интимно-личностном общении проявляется и в форме романтической любви к сверстнику противоположного пола [5; 8], которая сопровождается, как правило, огромным эмоциональным накалом, но в то же время в большинстве случаев не является долговечной. Безответное чувство становится источником очень тяжелых переживаний подростка.

Интерес к противоположному полу обычно так же оказывает положительное влияние на социализацию подростка: «Усиленное внимание к объекту симпатии проявляется в развитии избирательной наблюдательности: появляется склонность замечать тонкие изменения в поведении симпатичного сверстника, в его поступках, реакциях, внутренних состояниях, настроениях, переживаниях. Появляется также внимание к собственным психическим состояниям, возникающим в результате общения с представителем другого пола. Романтическая симпатия мобилизует возможности личности, вызывает желание быть лучше, побуждает сделать приятное, помочь, защитить. Этот интерес становится одним из мотивов самосовершенствования» [5].

Таким образом, общение подростка со сверстниками крайне важно для его психического развития и социализации. В процессе общения со сверстниками подросток приобретает навыки социального взаимодействия «на равных», необходимые в его последующей взрослой жизни.

Далее: Другие социальные связи подростков

Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками в условиях сельской школы

Библиографическое описание:

Митичева, Т. И. Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками в условиях сельской школы / Т. И. Митичева, А. А. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/archive/80/13874/ (дата обращения: 22.04.2023).

В статье исследуется проблема особенности взаимоотношений подростков со сверстниками в условиях сельской школы. Экспериментальным путем доказывается, что низкий уровень взаимоотношения подростков со сверстниками влечет за собой низкий показатель эмоциональности и общительности.

Ключевые слова: подростки, взаимоотношения, сверстники, эмоциональность, коммуникативные навыки.

Abstract. This article deals with the problem of the peculiarities of relations among grown-ups under the conditions of a village schools. According to the results of experiments the low level of relations among grown-ups causes the low level of emotionality and sociability. 

Keywords: grown-ups, relations, coevals, emotionality, communicative skills.

 

Подростковый возраст является переходным возрастом в жизни ребенка. Он отличается такими признаками как: повышенная агрессивность, перемена настроения, изменение анатомо-физических форм подростка. Но главным у подросткаостается общение. Большую роль в жизни подростка играет общение со сверстниками, которое меняет мировоззрение у подростков. Изучению этого вопроса уделяют большое внимание в современных исследованиях зарубежные и отечественные авторы, что определяетданную проблемукак актуальную темуизучения.

Исследованию этой проблемы занимались такие ученые, как: А.А. Бодалев, И.С. Кон, О.С. Холодковская, В.А. Пашнина, А. Алексеев, А.В. Петровский, А. Стреляной,

Б.З.Вульфов,Ю.И. Фролов, А.Я.Варга, Г.А.Ковалеви др.

У ребенка данного возрастного периода возникает ясное представление об эталоне дружбы, однако обычным явлением этого периода является не столько дружба с одним сверстником, сколько товарищество, которое ведет за собой более широкое общение со сверстниками [5, с. 112-114].

В детстве вплоть до предподросткового периода, отношения ребенка со сверстниками в основном возникают с партнерами по играм одного с ними пола – одноклассниками или ребятами, живущими по соседству. Изначально неформальные, группы постепенно приобретают некоторую структуру, и к 10 годам дружба становиться достаточно крепкой, чтобы продолжаться, несмотря на проблемы, связанные с переходом в другую школу или переездом на другое место жительство [1,с. 156].

Подросток не может обходиться без верного друга.

Чаще всего, он ищет его всю жизнь, присматривается к сверстникам, анализирует их действия, а также сопоставляет свои поступки, свои качества с людьми того же возрастного периода, тем самым находя друга «по душе».

Если младшему подростку достаточно участвовать в коллективной жизни, быть с другими, то старшему необходимо быть принятым сверстниками, иметь у них определенный престиж. Неприязнь в коллективе влечет у подростка чувство страха, обиды, тревоги [3,с. 207-210].

Безусловно, дети подросткового возраста осмысливают взаимоотношения свои и своих сверстников. Им нравится находить в своих друзьях такие качества как: открытость, честность, верность, ум, ловкость. Подростки стараются искать себе такого друга, чьи интересы совпадали бы и с интересом него самого. Это могут быть музыкальные пристрастия, книги, рисунки и многое другое [2,с. 140].

Общение с друзьями становиться важным и необходимым фактором, помогающим развивать личность ребенка данного возраста. Оно делает его жизнь насыщеннее, богаче и интереснее.

Дружба помогает подростку оценить незаменимый опыт социального общении [4, с. 112].

В условиях сельской школы подростку легче найти себе друга. Это объясняется рядом причин: во-первых, масштаб села меньше, чем города или мегаполиса. В селе все друг друга знают, поэтому в школе подросток имеет уже, непосредственно, друзей, с которыми он дружил по соседству; во-вторых, в селах соседи, обычно, дружат друг с другом, стараются помогать друг другу, соответственно, с малых лет у подростка появляются друзья – соседи. Чаще всего они становятся для подростка друзьями на всю жизнь.

В своих работах О.С. Холодковская и В.А.Пашнина отмечают следующее условие установления приемлемых позиций подростка с коллективом: верно определить ту иерархическую ступень, которую он предполагает занять. По их мнению, можно выделить лидеров; людей, близких к лидеру (свита) и рядовых членов группы [6,с. 42-44].

Общение со сверстниками подросткам приносит лишь удовольствие. Через это общение дети данного возрастного периода развиваются, приобретают новые качества и стараются избавиться от тех качеств, которые мешают их общению. Сверстникам подростки начинают доверять свои секреты, обмениваться своими мыслями и чувствами. На этом возрастном периоде подростки ставят сверстников на первое место. Родители уходят на второй план. Ведь именно со сверстниками подросток может, не боясь высмеивания и оскорбления, обсуждать различного рода проблемы и вопросы. Со взрослыми подросток такого сделать не может.

Подросток выбирает себе друзей по-разному в зависимости от причин и опыта. Это могут быть друзья на день для решения сиюминутной проблемы, или удовлетворения интересов, которые не затрагивают самого подростка, также это – друзья – товарищи, через общение с которыми подросток приобретает знания и опыт, и, наконец, это могут быть друзья, с которыми подросток дружит на протяжении всей своей жизни.

Но не всегда подросток может найти себе друга сверстника. В таком случае ему приходится делать все возможное, чтобы привлечь друзей. Порой он идет на нарушение социальных норм и принципов, что приводит к конфликтам со стороны взрослых.

Главным для детей этого возраста является не только найти друга, но и сохранить  дружбу. Потеря друга приводит подростков к серьезным стрессам и переживаниям. Они даже могут разыгрывать драму по этой проблеме, уходить в себя, создавать конфликты дома и в школе, уходить из дома, употреблять алкоголь или наркотики. Поэтому, общение со сверстниками подростку просто необходимо. Без этого на данном возрастном периоде он обойтись не может.

В публикации показаны результаты проведенного нами исследования по данной тематике.В исследовании нами были поставлены и решены следующие задачи:

1.                  Изучить проблему взаимоотношений подростков со сверстниками в психолого-педагогической литературе.

2.                  Выявить особенности развития подростков в условиях сельской школы.

3.                  Рассмотреть возможности оказания психолого-педагогической помощи по данной проблеме.

4.                  Разработать рекомендации педагогу-психологу по созданию оптимальных условий для успешного развития взаимоотношений подростков со сверстниками.

В экспериментальном исследовании принимали участие учащиеся 8 класса МБОУ Шатовской СОШ в количестве 17 человек. Среди них 4 мальчика  и 13 девочек. Ученики, участвующие в исследовании показались довольно дружелюбными. Было видно, что они общительны, легко взаимодействуют друг с другом. Дети довольно открыты для общения, особой трудности у них в этой области не представляло. Они шутят, смеются, обсуждают важные на данном периоде проблемы. Но среди детей была выделена группа детей, которые практически не взаимодействуют со своими сверстниками.

Для изучения проблемы нами были использованы следующие методики: «Потребность в общении» О.П. Елисеева, модификация для старшеклассников А.Г. Грецовым; «Уровень эмоциональности» В.М. Русалова, модификация А.Г. Грецова; «Качества, проявляемые в отношениях» Т. Лири.

Результаты исследования по первой методике «Потребность в общении» (О.П. Елисеева) показали, что у детей выявлен средний уровень потребности в общении (64%). Они хотят общаться со своими сверстниками, открывать им тайны, сплетничать, ссориться, мириться.

Но не всем детям это свойственно. Например, у 4 человек уровень в общении оказался самым низким из класса (24%). Это было видно даже по их внешнему виду. Эти дети закрыты от всех, не хотят  разговаривать с другими детьми, молчаливы, немного замкнуты.

Кроме того, в классе была выделена группа детей, у которых уровень общения превысил норму. У них самый высокий результат среди всех остальных (12%). Сразу было видно, что учащиеся готовы идти на контакт со сверстниками. Они дружелюбны, в классе все с ними разговаривали, шутили. Было видно, что они играли в классе роль лидера или тех людей, с кем ребята готовы точно дружить.

Результаты данной методики показали, что необходимо в перспективе работы оказать помощь группе детей, у которых были выявлены проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

Анализ результатов по следующей методике «Уровень эмоциональности» показал, что у детей подросткового возраста показатель эмоциональности ниже среднего (41%, 7 человек из класса).

Дети не так сильно переживают, бояться за что-либо, у них нет отклонений или неврозов. Для них характерно спокойствие, невозмутимость, уверенность в себе.

Из всех ребят с высоким уровнем эмоциональности (24%), самой переживающей оказалась одна девочка. У нее наблюдались самые высокие показатели (144 балла). Было видно, что она напряжена. Ей тяжело наладить контакт со сверстниками, первой заговорить. Даже незначительные события могут вызвать у нее интенсивные переживания, как положительные, так и отрицательные. Она чувствительна к эмоциям и чувствам других людей, что помогает ей устанавливать и поддерживать близкие и доверительные отношения с ними.

В ходе проведения данной методики было выявлено, что у большинства детей выражен показатель коммуникативной эмоциональности (52%), т.е. показатель, который связан с общением, взаимоотношениями с окружающими людьми. На втором месте показатель интеллектуальной эмоциональности (33%), на третьем – показатель психомоторной эмоциональности (15%).

В ходе проведения третьей методики «Качества, проявляемые в отношениях» было выяснено, уподростков наблюдается высокая степень выраженности качеств, необходимых в ходе общения. По методике нами были определены наиболее важные восемь качеств, которые им необходимы при общении с другими сверстниками.

По результатам исследования, уподростков чаще всего наблюдался авторитарный стиль общения со сверстниками (47%). Такие дети доминантны, требуют к себе уважения, лидеры, любят давать совет, чаще всего высокого мнения о себе, стараются не помогать своим товарищам.

Однако, была выявлена группа детей, у которых наблюдается либо эгоистичный (23% – 4 человека из класса), либо дружелюбный стили взаимоотношения(18% – 3 человека из класса). При эгоистичном стиле дети чаще всего самолюбивые, независимые. При дружелюбном стиле дети обычно эмоционально подвижны, стараются помогать всем,дружелюбны, открыты в общении, любят находить новых друзей, где бы они не находились, отзывчивы.

Таким образом, изучив особенности взаимоотношений подростков в условиях сельской школы с помощью подобранных нами методик, мы пришли к выводу, что для решения выявленной проблемы, необходимо разработать рекомендации для педагога-психолога сельской школы по созданию оптимальных условий для успешного развития взаимоотношений подростков со сверстниками, что и будет рассмотрено нами в перспективе дальнейшей работы.

 

Литература:

1.                  Алексеев А., Стреляный А. Азбука для несовершеннолетних. – М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1985. – 461 с.

2.                  Бодалев А.А. В мире подростка. – М.: Изд-во «Медицина», 1980. – 296 с.

3.                  Кон И.С. Дружба. – М.: Изд-во «Политическая литература», 1987. – С. 207-210.

4.                  Леонтьев А.А. Психология общения. – 2-е изд., испр. и доп. – М: «Смысл», 1997. (Сер. «Психология для студента», вып. 4). – 260 с.

5.                  Пархомчук Г. Общаться с подростком как? Книга для умных родителей (Тест). – СПб.:Вектор, 2009. – С.112-114.

6.                  Холодковская О.С., Пашнина В.А. Трудный переходный возраст. Легкое решение сложных проблем. – СПб.: ИК «Крылов», 2011. – С.42-44.

Основные термины (генерируются автоматически): сверстник, подросток, друг, общение, возрастной период, ребенок, сельская школа, группа детей, подростковый возраст, дружелюбный стиль.

Аспекты отношений со сверстниками и их связь с рискованным поведением подростков

Подростки чаще, чем дети и взрослые, проявляют рискованное поведение, например, употребляют наркотики или безрассудно водят машину (Steinberg, 2008). В то время как некоторые виды риска считаются нормативными и даже положительными (например, подача заявления в колледж), другие более проблематичны, поскольку могут нанести вред себе или другим. Исследования показывают, что влияние сверстников является одним из основных контекстуальных факторов, способствующих рискованному поведению подростков. Само по себе присутствие сверстников — даже наблюдение из отдельной комнаты анонимным сверстником — предсказывает более высокий уровень риска (Gardner & Steinberg, 2005). Данные нейровизуализации показывают, что присутствие сверстников приводит к большей активации в областях мозга, связанных с обработкой вознаграждения, что, в свою очередь, повышает чувствительность подростков к полезным, но не опасным аспектам рискованного поведения, в котором они участвуют (Чейн, Альберт, О’Брайен, Укерт и Стейнберг, 2011).

Группы равных поощряют принятие рисков


Хотя подростки склонны к рискованному поведению в большей степени среди сверстников, чем в одиночестве, группы сверстников могут стать ареной, на которой подростки могут учиться, уточнять и поддерживать нормы социального поведения, а также практиковать это поведение, способствуя развитию социально-эмоциональной компетентности в то время, когда молодежь пытается сформировать свою идентичность и установить автономию от своих родителей. Таким образом, отношения со сверстниками могут способствовать, а также защищать от участия в опасном рискованном поведении. Ряд аспектов отношений со сверстниками связан с принятием риска, и факторы, связанные со сверстниками, могут смягчать отношения между этими аспектами отношений со сверстниками и рискованным поведением.

Качество дружбы влияет на склонность подростков к рискованному поведению. Большинство исследователей рассматривают качество дружбы как многомерную конструкцию, включающую товарищеские отношения, близость, поддержку и конфликт (Parker & Asher, 1993). Часто говорят, что отношения с высоким уровнем поддержки имеют «положительное качество», а те, для которых характерен высокий уровень конфликта, — «отрицательное качество» (Ciairano, Rabaglietti, Roggero, Bonino & Beyers, 2007). Дружба отрицательного качества связана с правонарушениями, рискованным сексуальным поведением и употреблением психоактивных веществ, и исследователи утверждают, что такое поведение возникает из-за того, что подростки пытаются преодолеть или уменьшить свои негативные чувства, возникающие в результате сильных конфликтов со сверстниками и низкой близости (Brady, Dolcini, Harper & Pollack). , 2009 г.). Интересно, что несколько аспектов качества дружбы могут взаимодействовать, чтобы предсказать индивидуальные различия в рискованном поведении. Например, Telzer, Fuligni, Lieberman, Miernicki & Galvan (2015) обнаружили, что поддержка сверстников смягчает взаимосвязь между конфликтом сверстников и рискованным поведением, так что высокий уровень обоих приводит к меньшему риску, в то время как высокий уровень конфликта в сочетании с низким поддержка привела к большему риску. Похоже, что негативные последствия конфликтов со сверстниками смягчаются поддерживающими отношениями со сверстниками, возможно, из-за полученной эмоциональной поддержки, которая способствует преодолению трудностей. Повышенный уровень поддержки сверстников может быть особенно важен для подростков, испытывающих хронический стресс (например, живущих в бедности; Cohen, 2004).

Девиантные сверстники


Взаимосвязь между поддержкой сверстников и рискованным поведением зависит от типа друзей, с которыми человек общается (Brady et al, 2009). Участие в рискованном поведении отличается для подростков, которые общаются со сверстниками-девиантами, по сравнению с теми, кто этого не делает. Например, дружеские отношения положительного качества со сверстниками-правонарушителями связаны с увеличением правонарушений, в то время как в дружеских отношениях положительного качества со сверстниками, не совершающими правонарушений, этот эффект ослабевает (Cillessen, Jiang, West & Laszkowski, 2005). Как правило, молодые люди, друзья которых совершают правонарушения, употребляют алкоголь или наркотики, с большей вероятностью сами будут вести себя подобным образом (Monahan, Steinberg & Cauffman, 2009).), хотя трудно определить направление причинно-следственной связи между этими переменными (т. е. подростки, которые более склонны к риску, берут избранных девиантных молодых людей в друзья, или эти подростки социализируются своими девиантными сверстниками). Было обнаружено, что даже отношения, характеризующиеся высоким уровнем поддержки, когда они формируются с девиантными сверстниками, приводят к более рискованному поведению (Brady et al, 2009). Другие факторы делают эти отношения еще более сложными. Например, было показано, что восприятие подростком девиантности сверстников, независимо от фактической девиантности сверстников, лучше предсказывает рискованное поведение самого подростка. Молодежь может на самом деле переоценивать девиантность своих сверстников и пытаться добиться их благосклонности, подражая поведению, которое, как считается, ценится группой (Prinstein & Wang, 2005). Кроме того, характеристики сверстников, такие как высокий статус (например, популярность; Cohen & Prinstein, 2006), могут влиять на одобрение рискованного поведения, как и индивидуальные характеристики, такие как более высокая общая восприимчивость к влиянию сверстников (Allen, Porter & McFarland, 2006). ).

Социальное неприятие


Но как насчет тех детей, которые кажутся одинокими и ведут себя рискованно? Социальное неприятие связано с усилением интернализации и экстернализации поведения, оба из которых могут быть механизмами преодоления, приводящими к рискованному поведению в подростковом возрасте (Laursen, Bukowski, Aunola & Nurmi, 2007). Подобно каузальной модели девиантных ассоциаций со сверстниками и рискованного поведения, трудно определить, вызваны ли антисоциальные характеристики человека неприятием сверстников или же наличие этих типов характеристик приводит к активному избеганию со стороны других. В любом случае, отвергнутые подростки могут вести себя рискованно по нескольким причинам, включая желание получить признание сверстников и попытки установить неконформную идентичность (Peake, Dishion, Stormshak, Moore & Pfeifer, 2013). Важно отметить, что характеристики отвергнутых людей, такие как их восприимчивость к влиянию сверстников, могут влиять на силу связи между социальной изоляцией и последующим вовлечением в рискованное поведение (Peake et al, 2013).

Таким образом, несмотря на то, что в литературе приводятся убедительные доказательства того, что сверстники сильно влияют на склонность к риску в подростковом возрасте, важно учитывать многогранный характер отношений со сверстниками и выделять факторы, которые поощряют и защищают от участия в опасном рискованном поведении в этот период. Используя эту информацию, школьные специалисты должны работать над созданием среды в средних и старших классах, которая способствует построению позитивных отношений со сверстниками на основе здоровых интересов. Например, программы, которые дают молодежи точную картину распространенности девиантного поведения вокруг них или предлагают стратегии усиления сопротивления влиянию сверстников, могут помочь уменьшить рискованное поведение, которое может причинить вред и повлиять на взросление.

Ссылки

Allen, J.P., Porter, M.R., & McFarland, F.C. (2006). Лидеры и последователи в подростковой близкой дружбе: восприимчивость к влиянию сверстников как предиктор рискованного поведения, нестабильности дружбы и депрессии. Развитие и психопатология, 18 , 155-172.

Брэди, С.С., Дольчини, М.М., Харпер, Г.В., и Поллак, Л.М. (2009). Поддерживающая дружба смягчает связь между стрессовыми жизненными событиями и сексуальным риском среди афроамериканских подростков. Психология здоровья ® , 28 (2), 238-248.

Чейн, Дж., Альберт, Д., О’Брайен, Л., Укерт, К., и Стейнберг, Л. (2011). Сверстники увеличивают склонность подростков к риску, усиливая активность в мозговой цепи вознаграждения. Развитие науки, 14 (2), F1-F10.

Чиайрано, С., Рабальетти, Э., Роджеро, А., Бонино, С., и Бейерс, В. (2007). Модели подростковой дружбы, психологической адаптации и антиобщественного поведения: сдерживающая роль семейного стресса и взаимности дружбы. Международный журнал поведенческого развития, 31 (6), 539-548.

Силлессен, А., Цзян, С.Л., Уэст, Т., и Лашковски, Д. (2005). Предикторы качества диадной дружбы в подростковом возрасте. Международный журнал поведенческого развития, 29 (2), 165-172.

Коэн, С. (2004). Социальные отношения и здоровье. Американский психолог ® , 59 , 676–684.

Коэн, Г. Л., и Принштейн, М. Дж. (2006). Заражение сверстников агрессией и рискованным для здоровья поведением среди подростков: экспериментальное исследование влияния на общественное поведение и частное отношение. Развитие ребенка, 77 (4), 967-983.

Гарднер, М., и Стейнберг, Л. (2005). Влияние сверстников на принятие риска, предпочтение риска и принятие рискованных решений в подростковом и взрослом возрасте: экспериментальное исследование. Психология развития ® , 41 (4), 625-635.

Лаурсен Б., Буковски В.М., Аунола К. и Нурми Дж.-Э. (2007). Дружба смягчает предполагаемые связи между социальной изоляцией и проблемами адаптации у маленьких детей. Детское развитие, 78 (4), 1395-1404.

Монахан, К.С., Стейнберг, Л., и Кауфман, Э. (2009). Принадлежность к асоциальным сверстникам, подверженность влиянию сверстников, асоциальное поведение в переходный период во взрослую жизнь. Психология развития, 45 (6), 1520-1530.

Паркер, Дж. Г., и Ашер, С. Р. (1993). Дружба и качество дружбы в среднем детстве: связи с принятием группы сверстников и чувством одиночества и социальной неудовлетворенности. Психология развития, 29 (4), 611-621.

Пик, С.Дж., Дишион, Т.Дж., Стормшак, Э.А., Мур, В.Е., и Пфайфер, Дж.Х. (2013). Принятие риска и социальная изоляция в подростковом возрасте: нейронные механизмы, лежащие в основе влияния сверстников на принятие решений. НейроИзображение, 82 , 23-34.

Принштейн, М.Дж., и Ван, С.С. (2005). Ложный консенсус и заражение сверстников подростков: изучение расхождений между восприятием и фактическими уровнями девиантного поведения друзей и риска для здоровья. Журнал аномальной детской психологии, 33 (3), 293-306.

Стейнберг, Л. (2008). Взгляд социальной неврологии на подростковый риск. Developmental Review, 28 (1), 78-106.

Тельцер, Э.Х., Фулиньи, А.Дж., Либерман, М.Д., Мирницкий, М.Э., и Гальван, А. (2015). Качество отношений подростков со сверстниками модулирует нейронную чувствительность к риску. СКАН, 10 , 389-398.

Подростки и отношения со сверстниками

Как упоминалось ранее, социальная и эмоциональная зрелость взаимосвязаны. Следовательно, по мере того, как подростки становятся более эмоциональными, их отношения со сверстниками меняются, поскольку они становятся более уязвимыми и эмоционально близкими со своими сверстниками. Эта повышенная уязвимость и близость требуют большего доверия среди сверстников. Таким образом, в подростковом возрасте подростковые группы сверстников становятся все более важными, поскольку подростки испытывают большую близость в этих дружеских отношениях и, как результат, более приятные отношения со своими сверстниками. Подростки теперь обращаются друг к другу, а не к своим семьям, как к первой линии поддержки в моменты беспокойства или расстройства. Эта повышенная зависимость от дружбы — еще один способ, которым подростки демонстрируют свою растущую независимость.

Поскольку принятие группой сверстников становится очень важным, подростки могут изменить свою речь, одежду, поведение, выбор и действия, чтобы стать более похожими на своих сверстников. Это повышенное сходство среди сверстников дает им ощущение безопасности и подтверждает их принятие в выбранную ими группу сверстников. Теоретик развития Эрик Эриксон описал этот этап развития как кризис идентичности и путаницы идентичности.

Когда подростки изменяют свой выбор или поведение, чтобы соответствовать тому, что делают их друзья, они реагируют на давление сверстников. Давление со стороны сверстников часто связано с негативными последствиями, такими как пропуск школы, ношение неприятной одежды, употребление алкоголя и других наркотиков. Однако многие родители не осознают, что давление сверстников также может оказывать положительное влияние. Благодаря развитой когнитивной и эмоциональной зрелости подростки теперь могут поощрять друг друга к принятию мудрых решений и отговаривать друг друга от принятия вредных решений.

Так как для молодежи важно «вписаться» в группу сверстников, они могут принять решение заниматься теми же хобби или занятиями, что и их друзья. Это позволяет им проводить больше времени вместе и делиться общим опытом. В целом подростки будут тяготеть к группам сверстников, с которыми у них общие интересы и занятия, схожие культурные традиции или просто схожие взгляды на жизнь. Но часто, когда подростки экспериментируют со своей идентичностью, их могут привлекать группы сверстников с очень разными интересами.

Исследуйте свои возможности сегодня

Объявление

Группы сверстников подростков немного отличаются от типичного круга друзей, характерного для детей младшего возраста. Например, подростковые группы сверстников более тесные и сплоченные. Эта повышенная групповая сплоченность связана с изменением качества отношений подростков. Повышенная уязвимость и эмоциональная близость подростковых отношений со сверстниками требуют большего доверия; таким образом, существует большая приверженность и преданность своей группе сверстников. Повышение сплоченности группы также служит для создания чувства межличностной безопасности и защиты. Когда у молодежи есть несколько хороших друзей, которые остаются верными, несмотря ни на что, они чувствуют себя более защищенными и уверенными в своей системе социальной поддержки.

Однако повышенная лояльность и сплоченность, характерные для подростковых групп сверстников, могут привести к ряду проблем, особенно в раннем и среднем подростковом возрасте. Могут образовываться клики, и некоторые дети неизбежно будут исключены. Такой вид отказа часто бывает очень болезненным, особенно для очень чувствительных детей. В других случаях на группы молодежи могут негативно навешивать ярлыки из-за их характеристик или интересов, что создает напряженность и конфликты между группами. Например, многие популярные фильмы и телешоу основаны на классическом конфликте между популярными «качками» и непопулярными «ботаниками» или «гиками». Конфликты и крайние потрясения могут также происходить среди друзей, принадлежащих к разным группам.

Еще одна проблема, связанная с подростковыми группами сверстников, заключается в том, что эти группы могут привести к ситуациям травли. Это может произойти, когда между группами или между членами группы существует несоизмеримое количество власти. Неравенство в силе может включать физическую, умственную, социальную или финансовую власть. Исследования, проведенные за последнее десятилетие, показали, что агрессивное поведение связано с серьезными и длительными эмоциональными и поведенческими проблемами как у жертв, так и у виновных в издевательствах, включая депрессивные симптомы и суицидальные наклонности (van der Wal, de Wit, Hirasing, 2003; Bond , Томас, Рубин, Паттон, 2001).

К позднему подростковому возрасту группы сверстников могут напоминать сплоченную вторую семью и могут оказывать молодежи большую часть, если не большую часть, их эмоциональной поддержки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *