Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Взаимосвязь нравственности и общения в современном обществе: Нравственная культура

Содержание

Нравственная культура

Понятие нравственной культуры общения относится собственно к его первому виду, в котором имеет место непосредственное обращение к морали, и которое определяется только ее категориями. Гуманистическая этика общения отличается также доверием, доброжелательностью и уважением, причем не только к другому субъекту, но и ко всему, что с ним связано (его друзьям, интересам, даже его одежде и вещам).

Признание ценности человека тесным образом связано с конкретными оценками людей, вступающих в общение. Многие сложности, возникающие в процессе общения, порождаются несоответствием самооценки личности и ее оценки окружающими. Как правило, самооценка всегда выше, чем оценка окружающих (хотя она бывает и заниженной).

Нравственная культура общения включает в себя ряд необходимых элементов:

постановку цели общения;

выбор партнера;

побудительные мотивы и настроения;

формы и способы общения;

конечные результаты и их оценку.

Нравственная культура общения предполагает наличие моральных убеждений, знаний моральных норм, готовность к моральной деятельности, здравый смысл, особенно в условиях конфликтных ситуаций.

Моральное общение – это выражение содержания и уровня духовного облика личности. Нравственная культура общения представляет собой единство нравственного сознания и поведения. Это нередко требует от человека самоотверженности и самообладания. А когда речь идет о Родине, патриотизме, чувстве долга, то и способности самопожертвования.

Нравственная культура общения подразделяется на: 1) внутреннюю и 2) внешнюю. Внутренняя культура — это нравственные идеалы и установки, нормы и принципы поведения, являющиеся фундаментом духовного облика личности. Это те духовные основания, на которых человек строит свои отношения с другими людьми во всех сферах общественной жизни. Внутренняя культура личности играет ведущую, определяющую роль в формировании внешней культуры общения, в которой она находит свое проявление.

Способы такого проявления могут быть многообразными — обмен с другими людьми приветствиями, важной информацией, установление различных форм сотрудничества, отношения дружбы, любви и др. Внутренняя культура проявляется в манерах поведения, способах обращения к партнеру, в умении одеваться, не вызывая нареканий со стороны окружающих.

Внутренняя и внешняя культура нравственного общения всегда взаимосвязаны, дополняют друг друга и существуют в единстве. Однако такая их взаимосвязь не всегда очевидна. Есть немало людей, у которых за кажущейся необщительностью, некоторой скрытностью обнаруживается духовно богатая личность, готовая откликнуться на вашу просьбу, оказать, если нужно, помощь и т. д. В то же время существуют и такие индивиды, которые за внешним лоском скрывают свою убогую и непорядочную сущность.

В жизни встречается немало примеров, когда для некоторых людей внешняя сторона общения становится самоцелью и фактически является прикрытием для достижения эгоистических и корыстных целей. Разновидностью такого поведения являются лицемерие, ханжество, сознательный обман.

Вопросы единства внутренней и внешней культуры нравственного общения, определение их объективных критериев весьма актуальны в современном обществе, когда резко обозначилась нивелировка в иерархии моральных ценностей, происходит разрушение нравственных устоев личности и общества, а место устранившегося из воспитательной сферы государства занимают СМИ и различного рода самозваные учреждения, выступающие зачастую с сомнительной моральной продукцией. Культура нравственного общения, взятая в единстве ее внутренних и внешних характеристик, является важнейшим способом социального бытия, показателем духовного здоровья и благополучия личности и общества.

Нравственная культура

Понятие нравственной культуры общения относится собственно к его первому виду, в котором имеет место непосредственное обращение к морали, и которое определяется только ее категориями. Гуманистическая этика общения отличается также доверием, доброжелательностью и уважением, причем не только к другому субъекту, но и ко всему, что с ним связано (его друзьям, интересам, даже его одежде и вещам).

Признание ценности человека тесным образом связано с конкретными оценками людей, вступающих в общение. Многие сложности, возникающие в процессе общения, порождаются несоответствием самооценки личности и ее оценки окружающими. Как правило, самооценка всегда выше, чем оценка окружающих (хотя она бывает и заниженной).

Нравственная культура общения включает в себя ряд необходимых элементов:

постановку цели общения;

выбор партнера;

побудительные мотивы и настроения;

формы и способы общения;

конечные результаты и их оценку.

Нравственная культура общения предполагает наличие моральных убеждений, знаний моральных норм, готовность к моральной деятельности, здравый смысл, особенно в условиях конфликтных ситуаций.

Моральное общение – это выражение содержания и уровня духовного облика личности. Нравственная культура общения представляет собой единство нравственного сознания и поведения. Это нередко требует от человека самоотверженности и самообладания. А когда речь идет о Родине, патриотизме, чувстве долга, то и способности самопожертвования.

Нравственная культура общения подразделяется на: 1) внутреннюю и 2) внешнюю. Внутренняя культура — это нравственные идеалы и установки, нормы и принципы поведения, являющиеся фундаментом духовного облика личности. Это те духовные основания, на которых человек строит свои отношения с другими людьми во всех сферах общественной жизни. Внутренняя культура личности играет ведущую, определяющую роль в формировании внешней культуры общения, в которой она находит свое проявление. Способы такого проявления могут быть многообразными — обмен с другими людьми приветствиями, важной информацией, установление различных форм сотрудничества, отношения дружбы, любви и др. Внутренняя культура проявляется в манерах поведения, способах обращения к партнеру, в умении одеваться, не вызывая нареканий со стороны окружающих.

Внутренняя и внешняя культура нравственного общения всегда взаимосвязаны, дополняют друг друга и существуют в единстве. Однако такая их взаимосвязь не всегда очевидна. Есть немало людей, у которых за кажущейся необщительностью, некоторой скрытностью обнаруживается духовно богатая личность, готовая откликнуться на вашу просьбу, оказать, если нужно, помощь и т. д. В то же время существуют и такие индивиды, которые за внешним лоском скрывают свою убогую и непорядочную сущность.

В жизни встречается немало примеров, когда для некоторых людей внешняя сторона общения становится самоцелью и фактически является прикрытием для достижения эгоистических и корыстных целей. Разновидностью такого поведения являются лицемерие, ханжество, сознательный обман.

Вопросы единства внутренней и внешней культуры нравственного общения, определение их объективных критериев весьма актуальны в современном обществе, когда резко обозначилась нивелировка в иерархии моральных ценностей, происходит разрушение нравственных устоев личности и общества, а место устранившегося из воспитательной сферы государства занимают СМИ и различного рода самозваные учреждения, выступающие зачастую с сомнительной моральной продукцией.

Культура нравственного общения, взятая в единстве ее внутренних и внешних характеристик, является важнейшим способом социального бытия, показателем духовного здоровья и благополучия личности и общества.

27\

Что мы подразумеваем под этикетом? Сам термин «этикет» проис­ходит от французского etiquette — ярлык, этикетка, которые прилага­лись к тому или иному товару и нередко содержали некоторые реко­мендации.

> Этикет — это свод правил поведения человека в обществе, нор­мы взаимоотношений людей различного правового, социального, интеллектуального статуса.

Этикет — часть нравственной культуры и ассоциируется с катего­рией прекрасного, а также связан с понятиями вежливости, культуры, интеллигентности. Нравственные ценности — главное содержание сфе­ры действия этикета. Выбор же «этикетного знака» — тактические прие­мы реализации этих ценностей.

Этикет соединяет внутренний мир человека с его внешним прояв­лением. Иначе говоря, этикет есть просто знание приличий, умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить одобрение и никаким из своих действий не оскорбить людской слабости. В основе этикета лежит уважение к людям. Если этого нет, то этикетные знаки не более чем фарисейство.

Так ли необходимы обществу правила этикета? Человечество пред­расположено к чести и добру, люди стремятся жить удобнее, красивее, не метттая друг другу. Правила этикета (почитание старших, любовь к родителям, уважение к женщине, следование чести и достоинству, скромность, благожелательность, толерантность (терпимость к иным взглядам) необходимы, чтобы:

— приглушить «животные начала», заложенные в каждом индиви­дууме;

— противопоставить нормы сдержанности и приличия инстинктам и эмоциям;

— поддерживать относительное равенство и уважение в обществе, пол­ном «объективного неравенства».

Ведь не одинаков же общественно-правовой статус мужчины и жен­щины, старого и молодого, младшего и старшего, начальника и подчи­ненного, родителей и детей, знакомого и незнакомого? И каждый «дол­жен знать свое место, свои права, обязанности. Если бы модистка взду­мала считать себя равной своим заказчикам, служащий не признавал бы первенство своего начальника, солдат — офицеров, ребенок — ро­дителей. Что вышло бы? Пусть каждый знает свое место, и обществен­ные отношения перестанут запутываться и портиться завистью, тще­славием и самолюбием».

Кроме того, этикет имеет и специфические стороны:

— этикет конкретного сословия, или «титулованный»;

— этикет — нормы поведения королей, графов, князей;

— ранговый этикет — сановников и чиновников на различных ступе­нях иерархической лестницы;

— этикет определенных социальных слоев — дворян, купечества, пред­принимателей;

— национальный (этнический) этикет;

— религиозный этикет;

— профессиональный этикет — военный, дипломатический, врачебный;

— семейно-бытовой этикет — взаимоотношения родителей, супругов, детей, соседей.

Существует также градация видов этикета:

— придворный этикет — строго регламентированный порядок и формы обращения, установленные при дворах монархов;

— дипломатический этикет — правила поведения дипломатов и дру­гих официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

— воинский этикет — свод общепринятых в армии правил и норм по­ведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

— общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и ус­ловностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Мало того, этикет охватывает две сферы взаимоотношений людей в обществе: правовую (уважение законов государства) и нравствен­ную (следование нормам морали и обычаям).

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от самой древности до наших дней. В основе своей эти правила пове­дения являются всеобщими, так как они соблюдаются представите­лями не только какого-то данного общества, но и субъектами самых различных социально-политических систем, существующих в совре­менном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, специ­фикой ее исторического строения, национальными традициями и обы­чаями.

Вместе с тем требования этикета не являются абсолютными: со­блюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

28\

Общение как элемент нравственности |

Нравственная культура общения является одним из важнейших нравственных элементов человека. На основе человеколюбия и человечности по отношению к другим и формируются эстетические, нравственные, духовные связи между людьми и коллективами, группами и нациями.

Образование, любая деятельность и содержание общения есть жизнь, эти элементы пластичны из одного, что является признаком социально активной личности.

Характерные черты общения, как это моральная ответственность, культура и общество, отраженные в межличностном общении. Через общение между людьми происходит обмен эмоциями, чувствами, опытом, профессиональными навыками. Другими словами, люди
посредством межличностного общения, вторые получают средства удовлетворения своих духовных и социальных потребностей.

Коммуникации способствовали эволюции социализации человека и дальнейшему развитию цивилизации, выступая двигателем прогресса. Долгое время общение имело чисто практическое значение в передаче из поколения в поколение опыта, информации, практических навыков и не содержало нравственного аспекта.

Человечество прошло долгий путь осознания нравственной составляющей тернистого общения в обществе. В современном цивилизованном обществе существование нравственности и культуры являются неотъемлемой частью общения и придает ему человечность. В общении между людьми важно учитывать индивидуальность каждого человека, уважать ее. В условиях деградации общества, культуры и нравственности исчезает при взаимодействии личностей, появляется заинтересованность собеседников, антагонизм, враждебность, нечирисство, склонность к корысти по отношению друг к другу.

Определяющим общением в высоконравственном обществе является уровень цивилизованности и демократичности общества, что придает ему черты направленности, открытости, помогает понять и использовать систему общественных отношений. Этому городу следует фаворитам констатировать, что в формировании нравственной культуры общения и самосознания первостепенное значение имеет человек и его социальная среда, что накладывает свой отпечаток на формирование нравственно-психологических отношений. С рождением общение является одной из основных потребностей ребенка.

Благодаря им ребенок в процессе своего развития усваивает знания, умения, навыки, которые ведут к дальнейшему росту социальной детерминированности.

Важность общения наблюдается на всех возрастных этапах развития личности. Также важно отметить влияние общения в подростковом возрасте. Подростки связывают особое морально-психологическое значение. Им необходимы не только общие виды контактов, а прежде всего понимание других, эмоциональная поддержка взаимодействий, в то же время может быть тенденция к самостоятельности, самостоятельности, независимости от других, это может привести к внутренним конфликтам, которые в свою очередь повлияет на общение с окружающими любые противоречия и даже кризис.

Дети в этом возрасте могут быть отвлечены от мира, испытывать чувство никчемности, одиночества, не чувствовать себя защищенными. Они эксцентричны, некоторые проявляют агрессию, всячески стараются привлечь внимание к своей не до конца сформировавшейся персоне. Юноши часто в этот период остро настроены на диалог и для нахождения так называемой родственной души или понимания того, кто готов выслушать и поддержать, прибегая к более примитивным методам и формам общения, которые часто заключаются в различных наркоманиях, алкоголизме, преступности. .

Вообще очень остро стоит проблема одиночества для людей всех возрастов. Сокращение государственных названных уз определяло человека как явление одиночества, при этом сокращение общения без умения находить общий язык с окружающими, непонимание этических норм общения, низкая нравственно-психологическая культура общения – это можно считать причиной социальной депривации. личность, ее отчужденность, одиночество.

Общение между людьми необходимо, так как через него человек может подняться на более высокий уровень развития. Кто-то воспитывает нравственные качества (сострадание, чуткость, сострадание..) изучая законы общества. Человек учится ставить себя на место собеседника, объективно оценивать свои и чужие действия. Это общественно-исторические тенденции формирования индивидуальной нравственности во всей ее самостоятельности и взаимной ответственности обоих сообществ.

Полезность общения невозможна без эмпатии, мы не понимаем собеседника, не пытаемся понять его ситуацию, отношение, чувства и мысли. Как только мы начинаем это делать, мы начинаем открывать одновременно с цикавывшои внутреннего мира вас свои индивидуальные, личностные черты добродетели. Сравнивая себя с другими, мы цепляемся за неповторимый мир другого человека. Такой подход к морали позволяет увидеть в ней особый путь развития мира человека. Нравственный опыт человечества составляет одну из важнейших социальных субкультур – нравственную культуру.

Основным содержанием нравственной культуры является сама система нравственных ценностей человека, общества и личности на уровне. Поэтому необходимо сказать, что нравственная культура несет:

1. уровень ценностей, характерных для конкретной исторической эпохи.
2. Обособленное социальное развитие, способность принимать определенные нравственные ценности. Таким образом, люди по своей сути не только учатся тотальному развитию некоторых устоявшихся ценностей, но и изобретают новые или вносят какие-то коррективы в старые. Следует отметить, что нравственная культура цивилизованного общества будет измеряться только при рассмотрении через призму национальных интересов, а скорее устоявшихся нравственных ценностей.

Говоря о культуре общения, следует понимать, что на это влияют конкретные объективные и подобъективные факторы. Относительно объективного мы включаем состояние человека, положение его интересов – все это влияет на социальное равенство, вернее, на его отсутствие. К подпункту мы, конечно, относим все факторы, влияющие на формирование личности (воспитание в семье, положение в коллективе, заканчивая общими духовно-нравственными ценностями, достижениями в эволюции человечества). Однако есть и общие принципы, которые характерны для любой формы общения. Мы можем рассмотреть два основных принципа: принцип гуманности и принцип творчества в общении. Первый предусматривает установление социальной справедливости и равенства. Предоставляет возможности для выражения духовно-нравственных потребностей, интересов и способностей человека.

Принцип творческого общения предполагает сознательное совершенствование, личностное развитие путем сравнения себя с другими, образование и культуру положительного как отрицательного. Есть два аспекта личного и безличного общения. Скорректированный этикет безличного общения установил нормы поведения в той или иной ситуации. Персонал также несет в себе практическую форму морали (необходимость делать добро, развивать человека и советоваться с большим счастьем).

Этикет создан для регулирования поведения в социальных группах. Несёт в себе массу информационно-коммуникативно-нравственных принципов гуманизма и творчества. Установлены единые требования для каждой социальной группы, каждого человека лично. Это в первую очередь вежливость, чувство такта, доброта. В отличие от безличного общения, межличностное общение должно быть завершено только при условии высокой нравственной культуры, развитых интеллектуальных способностей, знания психологии общения. Из-за этого общение в отношениях с коллегой требует доверия, уважения, активной работы, самоотверженности. Именно такой тип общения будет выражаться в дружбе и любви.

Подводя итог, скажу, что человеческое общение разнообразно и многогранно, одинаково богат внутренний мир каждого человека, мир межличностных отношений и нравственный мир возможностей, связанных с реализацией истинной меры человечности, человечности в общении между люди.

Моральная коммуникация в современных обществах

  • title={Нравственная коммуникация в современном обществе}, автор={Томас Лукманн}, журнал = {Гуманитарные исследования}, год = {2002}, объем = {25}, страницы={19-32} }
    • Т. Лукманн
    • Опубликовано 1 марта 2002 г.
    • Философия
    • Гуманитарные исследования

    Название этой лекции следует читать как более скромно, так и более точно «Наблюдения за некоторыми формами морального общения в современном обществе». Я надеюсь, что меня простят за то, что я избежал такого неуклюжего названия, но я чувствую себя обязанным предупредить слушателя или читателя о том факте, что само название обещает больше, чем я могу дать. Один из очевидных способов для социолога говорить о морали в любом обществе — это говорить о том, как члены этого общества морализируют; это…

    View on Springer

    From Holism and Individualism to a Relational Perspective on the Sociology of Morality

    • O. Abbott
    • Sociology, Philosophy

      The Self, Relational Sociology, and Morality in Practice

    • 2019

    В этой главе подчеркивается необходимость социологического взгляда на мораль. Однако затем утверждается, что традиционные дуалистические тенденции к холизму и индивидуализму, которые преследовали…

    Dinunciation, Flans и The Moral Turn in Public Life

    • R. Márquez-Reiter, Michael Haugh
    • Политология

      Дискурс, контекст и средства массовой информации

    • 2019

    Введение: A Relation Практика

    • O. Abbott
    • Философия, социология

      The Self, реляционная социология и мораль в практике

    • 2019

    В этой вводной главе, Abbott выделяет Общие. мышление в социальной теории, с одной стороны, и недавнее…

    Апелляция протестной риторики: как моральные предприниматели внедряют средства массовой информации в моральную борьбу

    • Verena E. Wieser, A. Hemetsberger, M. Luedicke
    • Business

    • 2019

    , когда Newge News Newge. связанные с моральной борьбой по таким вопросам, как этичность, справедливость или устойчивость, бренды часто оказываются в положении виновника. Однако бренды…

    Цифровая энтимема: мораль, эмоции и материализм в участии новых медиа

    • М. Эронен
    • Искусство

    • 2013

    В этой статье я обсуждаю моральные и риторические проблемы в дискурсе новых медиа о знаменитостях. Я сосредотачиваюсь на концепции цифровой энтимемы, то есть онлайн-комментарии, оценивающем людей…

    Критический социально-психологический вклад в (глобальное) воспитание гражданственности: взгляд на себя глазами «другого»

    • E. Park, S Цирогианни М. Склад
    • Философия

    • 2019

    Тейлор (2004) утверждает, что западный моральный порядок характеризуется тремя ключевыми формами — рыночной экономикой, общественной сферой и самоуправлением. Эти формы влекут за собой противоречивые тенденции для…

    Быть подлинным или быть ответственным? Потребление пищи, мораль и самопрезентация

    • Йонас Грауэль
    • Бизнес

    • 2016

    Этическое потребление стало популярной темой в социологии потребления в последние годы. Однако существующие исследования явного «этичного потребления» и имплицитной морали потребления…

    Дружба и солидарность

    В этой статье исследуется особая связь между дружбой и социальной солидарностью и делается попытка внести свой вклад в понимание социальной значимости неинституционализированных отношений. … в Испании

    • М. Бурхардт, Мар Гриера, Глория Гарсия-Ромерал
    • Социология

    • 2015

    Опираясь на подходы культурсоциологии к роли нарратива и формированию городских споров в политике, эта статья исследует вуалирование в Испании. Мы утверждаем, что режимы…

    «Когда я был молод» Идеализация взаимозаменяемости фаз жизни

    • Андреас Гёттлих
    • Философия

    • 2012

    Идеализация фигуры жизни как понимания универсалии и взаимозаменяемости фаз как дальнейшее развитие общего тезиса Альфреда Шюца о взаимности перспектив.

    ПОКАЗЫВАЮТСЯ 1-10 ИЗ 11 ССЫЛОК

    СОРТИРОВАТЬ ПОРелевантностьНаиболее влиятельные документыНедавность

    Призма самости Философские эссе в честь Мориса Натансона

    • М. Натансон, С. Кроуэлл
    • Философия

    • 1995

    Предисловие редактора. Часть I: Сознание. Пороги меланхолии Дж. Батлер. Солипсизм (модальности странного) С. Г. Кроуэлл. Натансон о феноменологии в психиатрии О. П. Виггинс-младший. Заметки для…

    Моцарт и философы

    • А. Шутц
    • Статья

    • 1976

    Около тридцати лет назад выдающийся немецкий писатель Фридрих Гундольф; опубликовал книгу «Цезарь: история его славы». Он показал, что каждое столетие и даже каждое поколение формировало…

    Эпистемология и этика Макса Шелера

    • А. Шюц
    • Философия

    • 1970

    Труды Шелера малоизвестны англичанам. -говорящие читатели. Следует надеяться, что превосходный перевод одной из его главных книг, «Природа симпатии», сделанный Питером Хитом с…

    Об интерсубъективной конституции морали

    • Т. Лукманн
    • Философия

    • 1995

    В первом абзаце первой главы своей первой книги Альфред Шютц спрашивал: Hat es die Sozialwissenschaft mit dem Sein des Menschen an sich oder nur mit seinen gesellschaftlichen…

    Collected Papers I

    • A.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *