Взросление — Психологос
01 октября 2022 г., 21:54
Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор
Ректор Университета практической психологии
Взросление – процесс перехода от детского мироощущения к мировоззрению взрослому, от «Я не могу!» к «Все будет сделано», от надежды, что за тебя все сделают – к личной ответственности. Готовность и способность отвечать за свои поступки, и выполнять возложенные на тебя обязанности – один из важнейших критериев взросления.
Юридически, до 18 лет – ты ребенок. После 18 лет – взрослый.
По жизни, психологически, Взрослым в противопоставлении Ребенку называют человека ответственного и самостоятельного. Если ты самостоятельный и ответственный, будь тебе 10 лет – ты взрослый. Если тебе 30 лет, но ты не самостоятельный и не ответственный, ты ребенок.
Более подробно взросление описывается понятиями юноша, молодой человек и взрослый человек.
Взросление – это смена системы ценностей, достижение которых напрямую связанно с принятием на себя ответственности и причем не только за себя, но еще и за других людей.
Во взрослении есть и плюсы, и минусы. Минусы взросления прекрасно описывает Т.В. Гагин:
«Взросление лишает человека любви. Как? Непросто. Но надежно. Человек взрослеет (не разом, постепенно) постольку, поскольку все глубже — и в смысле веры, и в смысле повседневной практики — понимает одну простую вещь. Он сам — сам по себе, какой он есть — НИКОМУ НЕ НУЖЕН. Никому. Совсем…» См.→
Все ли хотят взрослеть? – Нет. Есть немало людей, которым много лет, но при этом им очень сложно расстаться с детством. Не многие хотят взрослеть, так как ответственность страшит и тяготит. У детей проблем нет, им живется легче. Поэтому многие люди – это великовозрастные дети.
Но есть и дети, которые ведут себя как взрослые.Как взрослеть?
Взрослению способствует устремленность человека в будущее: кто о будущем задумывается своевременно, прилагает усилия, тот делает шаги к тому, чтобы становиться взрослым.
И наоборот, отказ от усилий, которые нужно прикладывать для построения своего будущего, выглядит как сознательное или бессознательное стремление затянуть или отсрочить взросление.
Взрослость предполагает Планирование жизни – подчиненность четкому плану, заботе о будущем, продумывание последствий своих решений и т.п. Поэтому стать взрослым – означает четко контролировать свою жизнь, распоряжаться всем тем, что составляет жизнь, жить не только сегодняшним днем, но и думать о будущем. Преодоление трудностей и есть взросление.
- Ответственность
- Взрослость
- Автор Н.И. Козлов
Комментарии (19):
Гость, 06 октября 2013 г., 15:36
Проблема взросления не прошла и мимо меня! Самое ужасное из всего, это то,что я стала взрослеть уже после 35 лет, а до этой поры я была просто избалованным ребенком. Всю жизнь меня оберегала мама, тем самым, оказав мне «медвежью услугу». Но мама стала стареть и слабеть, и она уже не могла дать мне того мощного эмоционального заряда, который давала раньше. Это приводило меня не в ужас конечно, но эмоции я испытывала отвратительные. Я начала понимать, что время уходит, а я сама никак не могу взять на себя ответственность за себя, своего сына, родителей……Я поначалу плакала, пыталась как-то «расшевелить» маму, но держа в своих руках ее слабую руку, я поняла, что наступает мое время, когда я сама должна взять под контроль себя и всех, кто за мной стоит, иначе лет через 10-15 я превращусь в беспомощную старуху, вызывающую лишь отвращение у окружающих и близких! А как я этого не хотела. И тут началась работа над собой, прежде всего я поняла, что не должна бояться одиночества даже если таковое и случится), я должна быть готова к тому, что мама может «уйти» и это нормально, и что я должна «выжить» и сохранить себя для будущего. Мои мозги сначала не хотели этого понимать, а тем более принимать, были и истерики, и срывы, только я все чаще и чаще справлялась с ними сама, думая о том, что я не должна нагружать своими проблемами маму, сына. И с этого момента началось мое взросление. Я полностью согласна с психологами, что взросление начинается с осознания себя как индивидуальности, принятия на себя ответственности за тех людей, кто слабее, принятие ответственности за все поступки и их последствия! Да, это все не очень приятно, я теперь не живу ожиданием чуда, я просто живу, приспосабливая свою жизнь к определенным ситуациям, но теперь я точно знаю, что могу принять на себя «удары судьбы»,что смогу принять уход родителей, могу посоветовать что-то путное сыну! Мне 42 года и я до сих пор взрослею, процесс не завершен! И это плохо. Хочу сказать всем родителям, держа ребенка «под крылышком», вы оказываете ему медвежью услугу, лишая его четкого осознания себя, своей роли в мире, в конце концов лишаете самой жизни. Надо вовремя отпустить, объяснив, что так надо, так будет лучше, и потом ваши дети скажут вам спасибо за то, что они стали взрослыми не в 40 лет, а может в восемнадцать!
4
ответа
Гость, 23 мая 2014 г. , 10:10
Спасибо. Мне 35. Нет детей. В более усложненной ситуации.
Наталия, 11 августа 2014 г., 19:04
Супер! Спасибо!
Д, 17 июля 2015 г., 02:54
+, у меня сейчас взросление начинается в 26 ))) вот так вот, родители наши, дорогие и любимые в кавычках, опекающие своих чад до глубокой старости.
Гость, 16 ноября 2021 г., 13:16
Спасибо, что поделились. Ваша история очень отзывается.
Гость, 24 ноября 2014 г., 12:27
Да ну это взросление! Зачем оно мне?
Гость, 24 ноября 2014 г., 12:30
Надо считать, что тебе 5 лет. И безразлично, что-то кто-то от тебя чего-то ждет.
Гость, 23 января 2015 г., 18:10
Пора! :(((
Гость, 27 мая 2017 г., 01:36
Николай Иванович, спасибо за то, что воспитываете в нас взрослых людей! Меня, как читателя, вот уж 4 с половиной года:) Без вас было бы намного труднее, а значит медленнее. А я лично, без вас, может так и играла бы всю жизнь в детский сад. Спасибо, что есть Вы и есть Психологос!!!
Гость, 03 июля 2017 г. , 19:24
Парень. Закончил школу, поступил в ВУЗ, отучился 2 года и решил сходить в армию. Армия кончилась, мне 21. И я понимаю, что вот оно взросление. Остался 1 на 1 со своей жизнью. Это осознание, что теперь я полностью руковожу ею, приводит мягко сказать в шок… Но понимаю, что никто кроме меня мне не купит колбасы и не положит её в рот. Стараюсь конечно переварить, но это новое чувство. Пугает.
Гость, 10 июля 2017 г., 09:22
Мне 39, не сказал бы что я ребенок, но явно не взрослый во всеобщем понимании. Зачем мне брать ответственность за кого-то кроме себя, у меня хватает проблем своих и внешних, и внутренних (есть конечно исключения, но это глобально, как забота о бабушке и дедушке), и я просто иногда не понимаю тех людей, которые не понимают меня. А и вообще зачем я тут пишу??))
Гость, 31 января 2018 г., 21:40
Это очень актуальная для меня проблема. Не знаю, в чём заключалась причина её появления (по сравнению со сверстниками, самостоятельность я обрела очень рано. Жила одна и готовила для себя, заботилась о себе ещё с 13ти лет. Быть может, изголодалась по опеке в детстве?), но, так или иначе, я всё равно страдаю от регрессии и психологической незрелости. Заметила это за собой в отношениях (15 лет): мне требовалось огромное кол-во заботы и опеки, которую я зачастую по-детски вытягивала из партнёра жалостью к себе и истериками. Но молодой человек ведь не в родители мне набивался, когда согласился встречаться со мной! Наверное, мне ни за что в жизни не будет так стыдно, как за это! Также я винила в своих бедах кого угодно, но только не себя; мнила себя несчастной жертвой, которую все обижают. Задеть меня было проще простого. Сейчас мне 18, хоть я и осознаю свою болезнь, я всё ещё не победила её… Читая комментарии 35ти летних женщин я испытываю такой шок! Надеюсь, и у меня, и у них получится стать зрелыми, самодостаточными и независимыми. Спасибо сайту за советы, обязательно ими воспользуюсь.
1
ответ
Гость, 13 ноября 2019 г. , 02:11
Если Вы в 18 так зрело рассуждаете, у Вас все получится! Осознание своих проблем — это большой успех, не каждый может проанализировать свои проблемы. Понимание и анализ своих ошибок, шагов, поступков — это уже признак «взрослости».
Гость, 17 декабря 2019 г., 23:36
Взрослый — значит ответственный за свою жизнь (и не только) бесспорно. Под излишней опекой родителей прожил до двадцати с лишним лет, пока жизнь не начала сталкивать с проблемами, которые никому не решить, кроме тебя самого. Без стресса и страданий не обошлось. Да и самокопание доставляло свои невзгоды, но важную роль сыграло в последствии, за что благодарен. Больше узнаёшь, больше принимаешь, со многим смиряешься. Проблема взросление становится понятной. Но хочу указать про одно психологическое состояние. Уже сформировавшаяся взрослая личность начинает вести себя более сдержанно и менее эмоционально, отчего и жизнь воспринимается тяжелее, будто от противного. Если научиться включать в себе того же впечатлительного ребёнка, жизнь становится соответственной. И это никак не мешает принимать решения по взрослому, при этом внутреннее иметь любопытство к тому, что делаешь. Причём, все получается намного легче, появляется вовлечённость в работу. Быть может стоит иметь гибкое психологическое состояние, и где нужно быть посерьёзнее, а больше время оставаться ребёнком. С утра идти на работу как все, а в душе — как ребёнок — искать приключения.
1
ответ
Гость, 30 июля 2021 г., 07:45
Если вы хотите приключений на свой зад, то конечно обязательно найдёте, только потом не жалуетесь, что нашли их эти приключения!
Гость, 04 июня 2020 г., 15:49
Я уже в возрасте «когда большая часть жизни уже прожита», но ребенок из меня никогда не уходил — это мое состояние гомеостаза в нормальных бытовых условиях, роль взрослого играю только в судьбоносных ситуациях: получить образование, обеспечить семью (и родителей в том числе)…..
Гость, 15 января 2021 г., 16:12
Если б все было б проcто . … Мне 23 года, я студентка живу с родителями + их родители, брат подросток и отец, который то есть, то нет, который почти на пенсии, работающий по шабашкам, комнат в кв. всего 3, мама, я и брат на дистационном образовании, у меня нет свободного времени: то уроки, то обязаности делаю от родителей или их родителей, со мной никто не считается, и денег нет чтобы кв. купить или снимать, не работаю — 1 курс, предложила «хочу жить в универе», только им невыгодно платить нужно, хоть вешайся, друзей у меня нет, среди одногрупников считают либералкой, только вот я их старше, и мне стыдно с ними общаться и просто стеснительная, я мышка, в марте переводят нас на дневное, не знаю, что делать, как быть … 2020
Гость, 11 декабря 2021 г., 11:54
Взросление начинается с эмоциональной сепарации от мамы….
Гость, 06 июня 2022 г., 20:26
Мне 12, я самостоятельнный, но не ответственный, мне говорят повзрослеть, это нормально?
Материалы по теме:
01 янв. 2010 г.
Человек-ребенок
Человек-ребенок — человек, взрослый по паспорту, и одновременно ребенок по личностному развитию — человек с детской позицией в мышлении, поведении и эмоциональных реакциях, позволяющий себе роскошь детских реакций. Это низкая ответственность и паразитизм, несамостоятельность, неумение и нежелание контролировать свои чувства и желания, когда «хочу — не хочу» и «это я люблю — это я не люблю» всегда имеет приоритет перед «надо».
40Подробнее
01 сент. 2011 г.
Готова ли Катя ко взрослой жизни
Одна женщина-психолог, гештальт-терапевт, за пару лет до окончания школы старшей дочерью сказала нам: «Олег, дети сейчас физически взрослеют, а психологически и душевно остаются детьми. Иногда и до тридцати лет. Особенно в Петербурге. Помни, учитывай и не нагружай Катю, не надо чрезмерной жесткости. Катя еще не готова. Она обижается…» И так далее. Дочка очень хорошо услышала слова психолога, и как-то раз, когда речь зашла о поступлении в институт, о посещении дополнительных курсов, я снова начал давить…, требовать действий, вместо мечтаний и болтовни — мне дочь напомнила о том, что сказала тогда добрая женщина, гештальт-терапевт: «Не надо на меня давить, я еще не готова к таким нагрузкам, я еще ребенок!».
5Подробнее
01 окт. 2022 г.
Взрослое одиночество и при чем тут любовь
Почему моим друзьям, тем, кому за тридцать и за сорок (не все, конечно) так хочется этой самой любви, и так трудно в нее верится? Почему чем старше, тем больше приходится переламывать — вполне, между прочим, безрассудно и «не по-взрослому», чтобы эта самая любовь оказалась возможной? И почему так плохо получается у людей умудренных, предусмотрительных и битых жизнью эта штука, которую влёт и в легкую имеют в своей жизни люди помоложе (уже молчим про подростков)? Что тут не так?
12Подробнее
01 окт. 2022 г.
Взрослые, которые не смогли повзрослеть
Минимум забот и ответственности, максимум развлечений, игр и удовольствия, вот она — страна детства, в которой сегодня успешно поселилась большая часть мировой молодежи.
18Подробнее
01 янв. 2014 г.
Взрослый человек
Взрослость — это не паспортный, а психологический возраст человека, определенный уровень и тип развития личности.
1Подробнее
01 окт. 2022 г.
Юность. От детства к взрослости (ВВП)
Юностью называется переходный период от детства к взрослости. Ее возрастные пределы строго не определены, но примерно она длится от 12 до 17—19 лет, когда физический рост практически заканчивается. В этот период молодой человек или девушка достигают половой зрелости и начинают сознавать себя как отдельную от семьи личность.
0Подробнее
Психология взросления: концепты и феномены
Исследования отечественных и зарубежных психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн, А. Валлон, Ф. Дольто, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.) показывают, что главной внутренней сущностью подростничества является взросление, освоение взрослости.
Обратившись к этимологии слов взрослый, взрослость, мы обнаруживаем, что взрослый – это человек, вошедший в года, зрелый. Существительное взрослость указывает на абстрактное качество, собирательный признак, присутствующий во всех существах, обладающих данным качеством. В самом слове взрослый зашифровано время и пространство: года и способы бытия.
Д.И. Фельдштейн определяет взросление как процесс постоянного изменения объективно направленного структурирования определенных качеств и свойств, составляющих взрослость (не физиологическую, а социальную, психологическую взрослость) посредством формирования «тех отношений и связей, которые уже имеются во взрослом мире и, освоив, присвоив которые растущий человек приобретает взрослую целостность».
Для психологии воспитания в пространстве взросления важно понять актуализаторы, этапы, формы взросления.
Подростковый возраст характеризуется появлением чувства взрослости – стремлением быть и казаться взрослым. Освоение, присвоение, реализация взрослости – важные тенденции начала подросткового возраста. Депривация этих потребностей – основа трудностей в воспитании.
По мнению Ш.А. Амонашвили, феноменами мира детства являются три страсти: к развитию, взрослению, свободе: «Дети стремятся к взрослению, хотят быть более взрослыми, чем они есть, т. е. выйти за пределы мира детства – в мир культуры, социальности, общаться со взрослыми на равных. Вместе с тем потребность в общении соседствует с потребностью в обособлении, индивидуальной свободе, проявлении свободы выбора способов жизнедеятельности, поступков, среды общения и т. д. Педагогический процесс будет гуманным настолько, насколько он в состоянии вбирать в себя ребенка со всеми его страстями, стремлениями, опережает во времени пробуждение этих страстей, будит и провоцирует их и создает условия для их становления» . Чтобы условия адекватно создавать, необходимо понимать сущность взросления.
Во взглядах на взросление в науке нет однозначного подхода, определение сущности взросления представлено:
- когнитивными теориями (Ж. Пиаже: «между 11 и 15 годами происходит переход к абстрактному и формальному мышлению»,
- Л. Кольберг: «взросление как развитие нравственных суждений»),
- теории идентичности (Э. Эриксон, Д. Левита: «от моратория к обретению идентичности»),
- теория поля (К. Левин: «взросление как структурирование и дифференциация жизненного пространства»),
- теория ролей (Э. Хофштеттер: «взросление как освоение ролей и новая конфигурация статуса»),
- этнографические, культурологические теории (М. Мид, В. Тернер: «взросление как становление устойчивости к неопределенности посредством обретения компетентности в культуре»).
В основании конструирования воспитательных практик нового поколения и познания процесса взросления – концептуальные положения научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина о социальной обусловленности развития; о творческом характере развития, проявляющемся в порождении ребенком как субъектом культуры знаков и символов; о значимости сензитивных периодов развития как более чувствительных к осознанию, усвоению и реализации социокультурного; о совместной деятельности, общении взрослых и детей как движущей силе развития ребенка; об опосредующей роли знаково-символических структур в образовании связей между предметами и действиями; о ведущей деятельности; об интериоризации и экстериоризации как механизмах развития; о гетерохронности развития.
Л.С. Выготский в работе «Педология подростка» рассматривает трехчленное строение подросткового (переходного) возраста, в котором третья фаза является стабильной. По Л.С. Выготскому, обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни являются показателями завершения критического возраста.
Д.Б. Эльконин полагал, что развитие в подростковом возрасте проходит под знаком взросления, определяющимся у подростков чувством взрослости и тенденции к взрослости. Чувство взрослости как отношение подростка к самому себе уже как к взрослому проявляется в возникновении желания, чтобы окружающие относились к нему как к взрослому: уважали, доверяли и признавали права на определенную самостоятельность. Неудовлетворение этих потребностей приводит к различным формам протеста, противопоставлению себя взрослым, конфликтам с ними. Тенденция к взрослости – стремление быть, казаться и считаться взрослым обнаруживается в отношениях со взрослыми и сверстниками, в копировании разных сторон поведения и внешнего облика старших.
Чувство взрослости выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний, аффективных реакций. Специфическая социальная активность подростка заключается в особой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых, в их отношениях.В подростничестве происходит изменение отношения реального и возможного в сознании. Осуществляется переориентация с познания того, как устроена реальность, на поиск потенциальных возможностей . Также для подростков характерна динамика временной перспективы. Переход от стабильного Я к осознанию себя разноситуационного и затем к меняющемуся во времени собственной жизни (или во временной перспективе). Отношение реальной и идеальной форм развертывается в подростковый период в определенной логике.
- Предкритическая фаза – открытие идеальной формы следующего возраста.
- Собственно критическая фаза: а) мифологизация – попытка материализовать идеальную форму непосредственно; б) конфликт – внешнее противостояние действий ребенка и реакции окружающих; в) рефлексия – возникновение отношения к собственному действию в ситуации.
- Посткритическая фаза – завершение кризиса, начало новой ведущей деятельности.
Открытие собственного Я, поиск своего места в системе человеческих отношений, ощущение себя автором, творцом собственной биографии – основное событие отрочества. «Я-сознание» представляет собой аффективно заряженный и значимый для подростка предмет. Конфликтность подросткового Я состоит в том, что полнота бытия и его незаполненность собственными событиями представлены подростку одновременно. Открытие своего внутреннего мира, осознание себя, своего Я уже произошло, но еще не известно, что из себя представляет это Я. Отсюда – утверждение себя, проверка своих физических и социальных возможностей, поиск себя. По мнению В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева, утверждение своей индивидуальности подростком на данном этапе развития субъектности выступает одновременно и как утверждение личностного способа бытия: реальность опыта проверки себя дает ощущение реальности своего Я . Этот поиск принимает зачастую раздраженно-капризные формы, вносит конфликты в отношения подростков и взрослых.
При всех трудностях определения конкретных путей преодоления кризиса развития в подростковом возрасте можно сформулировать общее психолого-педагогическое условие его благополучного разрешения – наличие общности, совместно-разделенной деятельности в жизни подростка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов социального взаимодействия, новой социальной позиции подростка.
Взросление совершается в среде взрослых, при осуществлении целенаправленной деятельности, совершаемой в начале с помощью взрослых, а затем и самостоятельно, подросток проходит путь освоения, реализации самостоятельности, инициативности, ответственности. В деятельности происходит развитие как раскрытие внутренних возможностей подростка.
В концепции О.В. Лишина доказано, что психологической основой воспитательного процесса является направленная трансляция смысловых образований личности от старших поколений – младшим в процессе их взросления путем формирования и развития смыслового содержания типов ведущей деятельности на разных этапах взросления . Конструирование деятельности взрослеющих детей осуществляется одновременно с развитием их сознания и всегда происходит в процессе взаимодействия с Миром взрослых. Обе системы деятельности (подростка и взрослого) существуют параллельно и взаимосвязанно. В этом взаимодействии взрослый не всегда выступает посредником, иногда он является и блокиратором. Общее состояние деятельности взрослых образует особое социальное поле, в котором развивается подросток. Во взрослом мире подросток должен не только принять, освоить эту деятельность, но и создать, сконструировать в процессе взаимодействия со взрослыми ее для себя, что все в большей степени позволяет ему осваивать социальные дела взрослого мира.
Подростковый ум есть по существу ум моратория – психологической стадии между детством и взрослостью, между моралью, уже усвоенной ребенком, и этикой, которую еще предстоит развить взрослому. Как считает Э. Эриксон, это – идеологический ум, и действительно, именно идеологическая перспектива общества откровенно обращается к тем молодым людям, что полны желания быть утвержденными сверстниками в роли «своих» и готовы пройти процедуру ратификации, участвуя в ритуалах, принимая символы веры и программы. В поисках социальных ценностей, служащих основанием идентичности, они, следовательно, сталкиваются лицом к лицу с проблемами идеологии в их самом широком смысле.
Специфика восхождения к взрослению определяется тем, что подросток изначально как носитель социального реализует постоянно возможности освоения социального как активно действующий субъект, врастающий в культуру, входящий в овладение всеобщими нормами отношений, объективно воспроизводящий, возрождающий уже в своем присвоении, функционировании в этом качестве действующего субъекта – социальное.
Эти особенности характеризуют специфику социальной ситуации развития в подростковом возрасте. Социальная ситуация развития (понятие было введено Л.С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка) – особая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», приводит к перестройке системы отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому. Таким образом, социальная ситуация развития в подростничестве представляет содержание взросления: отношения «подросток-общество».
Для психологии воспитания и конструирования воспитательных практик нового поколения в пространстве взросления понятие социальной ситуации взросления важно, так как преодолевает избыток представлений о воспитании как факторе, механически определяющем взросление подростка. Ситуация взросления может быть развернута в «социальной ситуации» (процесс стихийной социализации) и «педагогической ситуации» (специально организованный процесс воспитания).
Каждый из периодов взросления определяется уровнем социального развития, а также открывает новое пространство социального взросления, реализуемое в новых отношениях «подросток-общество» и новой социальной, педагогической ситуации. Поэтому, исследуя взросление, мы акцентируем внимание на поиске возможностей построения системы внешне задаваемой деятельности, которая обеспечивает реальное переструктурирование внутренней деятельности подростка.
Мотивообразующим фактором социального образа жизни (и развития ценностей образования) является ценность «быть личностью». Как доказал В.А. Петровский, в аспекте становления личности ребенок в референтном для него социуме проходит фазы адаптации (овладения социотипичными надсознательными образцами поведения общности), индивидуализации (обостренного поиска средств и способов самоосуществления) и интеграции личности в общности (возникновения системных качеств индивидуальности, потенциально могущих определить зону ближайшего развития социальной группы). Причем адаптация, индивидуализация, интеграция – это не упорядоченные линейные фазы, а «смешанные линии развития» (А.Г. Асмолов, В.А. Вагнер). Поэтому в понимание воспитания мы вкладываем преобразовательно-действенное начало, а не только активно-приспособительное.
Ключевые единицы проектирования воспитательных практик: Встреча – пространственно-временная единица взросления, Диалог – дискурсивная единица взросления, Проба – деятельностная единица взросления. Охарактеризуем их подробнее.
Трудно взрослеть
Все этапы жизни включают биологическое, когнитивное, эмоциональное и социальное развитие. Многие исследователи, однако, определяют подростковый возраст как особенно устойчивый период, полный изменений, требующих многократных и сложных переходов. Подростков бомбардируют множеством проблем, в том числе:
- Изменения в развитии (физические и психологические)
- Феномен индивидуации в собственную личность и обретение независимости
- Необходимость адаптироваться в новых или пугающих ситуациях
- Незначительный и непостоянный характер социальных взаимодействий и связей, включая дружбу и любовь к кому-либо
- Давление и ожидания, возлагаемые на подростков со стороны семьи, сверстников и даже самих себя
- Беспокойство по поводу широких социальных, экологических и финансовых вопросов, влияющих на местные, национальные и глобальные условия
По мере того, как молодые люди переходят в среднюю школу, они сталкиваются с разнообразными изменениями и новыми требованиями (Ryan et al. , 2013). К ним относятся необходимость приспосабливаться к большим аудиториям и жесткому расписанию, а также к растущим академическим ожиданиям. Они также начинают сосредотачиваться на вопросах, касающихся самих себя, таких как самооценка и самооценка, их сексуальность, идентичность, планы на будущее, а также влияние на них их отношений со сверстниками и членами семьи (Рью и др., 2012).
По мере того, как подросток становится старше, типичные заботы включают карьерные планы, образовательные занятия и развитие более близких личных отношений. Важность сосредоточения внимания на жизненных навыках, таких как трудоустройство, профессиональная подготовка и обучение, управление денежными средствами, потребности в жилье и разработка стратегий выживания, часто возникает среди подростков после окончания средней школы. Существует также склонность к более независимому управленческому функционированию. Проблемы при этом нередки, учитывая, что у старшего подростка может не быть необходимых способностей для эффективной работы в большинстве сфер.
Как правило, подростковый возраст может быть трудным временем, даже для тех, кто находчив и нуждается в поддержке. Они нередко испытывают симптомы тревоги, вызванные стрессорами, вызванными ожидаемыми переходами в развитии. Они могут беспокоиться о том, смогут ли они оправдать ожидания или осуществятся ли их планы на будущее.
Поскольку подростки находятся в процессе развития самоощущения, они могут быть особенно чувствительны к негативу или даже двусмысленности. Кроме того, учитывая психологические преимущества принадлежности (когда человек чувствует себя принятым, поддерживаемым и уважаемым), на его психическое здоровье может отрицательно повлиять неприятие со стороны сверстников (Vaz et al., 2015) или кого-то, к кому они испытывают романтическое влечение.
Некоторым подросткам эти сложные вопросы могут быть слишком сложны, чтобы они могли с ними справиться. Эта трудность может быть еще более выраженной, если присутствуют другие внешние стрессовые факторы (такие как семейные проблемы или дисфункция, финансовая незащищенность, частая смена места жительства или школы и серьезные потери). Если подросток возлагает завышенные или нереалистичные ожидания на свою способность справляться или просто не имеет для этого знаний или способностей, это может привести к серьезным психическим или поведенческим проблемам.
Подростковый возраст — это стадия, когда могут впервые проявиться психические заболевания. Тревога и депрессия могут проявляться в середине подросткового возраста. К сожалению, показатели депрессии среди подростков увеличиваются. В этот период также возникают суицидальные мысли, и если их не лечить, это может привести к самоубийству.
Самоубийства в США среди подростков в возрасте 13-19 лет были второй ведущей причиной смерти в 2018 году. Количество самоубийств среди мужчин составило 2149, что составляет 14,31 на 100,00 населения; число женщин составило 675 с коэффициентом 4,69.(Центры по контролю и профилактике заболеваний, 2020 г.). Социальные проблемы, такие как травля, дискриминация и маргинализация, способствуют повышению уровня депрессии и самоубийств (Cleary et al. , 2011). Употребление алкоголя и наркотиков является еще одним фактором риска для психического здоровья, который еще больше ухудшает состояние подростка.
По мере того, как подросток становится старше, эти болезни становятся более тяжелыми для психологического и поведенческого характера из-за отсутствия лечения симптомов в течение длительного периода и недостаточного развития навыков и уверенности в себе, необходимых для выполнения задач, с которыми они сейчас сталкиваются. Поэтому, когда у подростка впервые появляются симптомы депрессии или тревоги, это «оптимальное время для внедрения программ профилактического вмешательства» (Woods & Pooley, 2015, стр. 9).8). Другие тревожные или дисфункциональные симптомы (стресс, нарушение сна, замкнутость, трудности с концентрацией внимания, гнев, плохая гигиена) также должны быть устранены.
Школьный персонал, специалисты в области психического здоровья и родители должны участвовать в поддержке подростка. Общение между ними может быть весьма эффективным для лучшего понимания трудностей подростка, его потребностей и прогресса вмешательства. Многим подросткам может быть полезно сосредоточиться на следующих вопросах:
- Обучение жизненным навыкам
- Самоэффективность
- Общение и решение проблем
- Адаптивность
- Социальные связи
Другие рекомендуемые вмешательства включают
- Всеобщий скрининг психического здоровья для поступающих в новую школу (Moore et al., 2019)
- Для молодежи старшего возраста, которая испытывает более серьезные трудности, наставничество с людьми, имеющими схожий жизненный опыт, поскольку они могут предложить эмпатию, доверие, поддержку и руководство, помогая подростку принимать более правильные решения (Gilmer et al., 2012)
- Групповая терапия, посвященная конкретным проблемам, таким как насилие и сексуальное насилие (Gilmer et al., 2012)
- Семейная терапия, чтобы помочь членам лучше понять трудности подростка и какие вмешательства могут быть применены
Важно, чтобы подростки, родители и школьный персонал были осведомлены о проблемах, возникающих в подростковом возрасте, и знали о программах вмешательства в области психического здоровья, чтобы можно было получить помощь. Подросткам с психическими расстройствами или функциональными нарушениями требуется раннее и всестороннее лечение психических заболеваний, чтобы предотвратить дальнейшую декомпенсацию, а также помочь подростку успешно совершить переходный период в развитии.
Многие люди либо боятся, либо не хотят обращаться за психиатрической помощью. Причин много; тем не менее, их трудности продолжаются и, возможно, могут усугубиться. Борьба, которая часто сопровождает подростковый период развития, может быть слишком тяжелой для некоторых, чтобы с ней справиться. Поэтому те из нас, у кого есть подростки или кто знает их, должны знать о «признаках риска», чтобы быть в состоянии помочь проблемной молодежи. Взрослеть трудно. Не помочь нуждающемуся еще хуже.
Ссылки
Аранго, К., Диас-Канеха, К.М., Макгорри, П.Д., Рапопорт, Дж., Соммер, И.Е., Ворстман, Дж.А., МакДейд, Д., Марин, О., Дроздовский, Э.С., Фридман, Р. ., & Карпентер, В. (2018). Профилактические стратегии для психического здоровья. Lancet Psychiatry, 5, 591-604. https://doi.org/10.1016/ S2215-0366(18)30057-9
Центры по контролю и профилактике заболеваний. (2020). Профилактика травм и борьба с ними. Данные о смертельных травмах. Получено 14 марта 2020 г. с https://www.cdc.gov/injury/wisqars/fatal.html 9.0003
Клири М., Уолтер Г. и Джексн Д. (2011). «Не всегда гладко»: проблемы психического здоровья, связанные с переходом из средней школы в колледж. Вопросы ухода за психически больными, 32(4), 250–254. doi: 10.3109/01612840.2010.548906.
Гилмер, Т.П., Охеда, В.Д., Лейх, Дж., Хеллер, Р., Гарсия, П. и Палинкас, Л.А. (2012). Оценка потребностей в психиатрических и других услугах среди молодежи переходного возраста, родителей и поставщиков услуг. Психиатрические службы, 63(4), 338-42. doi: 10.1176/appi.ps.201000545.
Мур, С.А., Дауди, Э., Найлунд-Гибсон, К., и Ферлонг, М.Дж. (2019). Латентный переходный анализ лонгитюдной стабильности двухфакторного психического здоровья в подростковом возрасте. Журнал школьной психологии, 73, 56-73. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2019.03.003
Рью, Л., Тайлер, Д. Фредланд, Н., и Ханна, Д. (2012). Проблемы подростков при переходе в среднюю школу. Достижения в области сестринского дела, 35:3, 205–221. doi: 10.1097/ANS.0b013e318261a7d7
Райан А.М., Шим С.С. и Макара К.А. (2013). Изменения в академической адаптации и реляционной самооценке при переходе в среднюю школу. Журнал молодежи и подростков, 42, 1372–1384. DOI 10.1007/s10964-013-9984-7
Ваз, С., Фолкмер, М., Чиккарелли, М., Пассмор, А., Парсонс, Р., Блэк, М., Куомо, Б., Тан, Т. ., & Фолкмер, Т. (2015). Принадлежность в младших классах средней школы: ключевые факторы, которые необходимо учитывать в начальной и средней школе. ПЛОС Один. 2015 сен 15;10(9)):e0136053. doi: 10.1371/journal.pone.0136053. eCollection 2015.
Вудс Р. и Пули Дж. А. (2015). Обзор программ вмешательства, которые помогают переходу подростков в старшие классы и предотвращают проблемы с психическим здоровьем. Международный журнал здоровья детей и подростков, 8(2), 97-108.
Психология взросления и процветания
Анджела Дакворт, автор бестселлера New York Times «Жестокость», рассказывает о своем предприятии, Лаборатории персонажей, и о психологической науке, которую они используют, чтобы понять, что делает детей — и взрослых — процветать.
CCBJ: Расскажите нам о «Лаборатории персонажей» и ее принципах, а также о том, как вы думаете или надеетесь открыть для себя способы, с помощью которых люди могут добиться большего успеха во взрослом возрасте.
Анджела Дакворт: Я только что услышала термин «взрослый». Это хорошо. Я убежден, что научный метод позволит нам помочь детям и, конечно же, взрослым жить лучше. Все мы знаем, что научный метод сделал возможными радикально новые открытия. Возьмем, к примеру, медицину. Если вы спросите кого-нибудь сегодня, почему мы живем намного дольше и в целом здоровее, чем 300 лет назад, они ответят, что это благодаря науке, потому что мы лучше понимаем, как работает тело. Однако мы очень мало сделали с помощью научного метода, когда речь идет о том, чтобы помочь детям вырасти счастливыми, здоровыми и полезными людьми.
Я думаю, что научный метод может быть столь же действенным, когда речь идет о психологии взросления и процветания. «Лаборатория персонажей» — это некоммерческая организация, которую я основал вместе с двумя педагогами, разделяющими одно и то же видение. Мы создали исследовательскую сеть школ с дальновидными лидерами, которые сказали: «Мы хотим большего». Мы ищем подходы, которые могут быть применены учителями, семьями или родителями, чтобы помочь детям добиться большего успеха. Например, концепция мышления Кэрол Двек — одно из тех научных открытий, которые действительно изменили то, как учителя и родители разговаривают с детьми. Если вы посмотрите на карьеру Двек, она потратила десятилетия на это исследование. Она великолепна. Делать то, что делала Двек, очень сложно, особенно потому, что исследования в школах очень сложны: взаимодействие с администраторами и учителями, брандмауэры в компьютерных классах и множество мелочей. Проведение исследований в классах средних и старших классов заметно отличается от обучения студентов в колледже или взрослых, которые участвуют в платных онлайн-панелях.
С высоты 30 000 футов, можете ли вы привести несколько конкретных результатов, которые помогут вам улучшить результаты?
Я укажу на конкретную находку, но не хочу преувеличивать ее, как будто мы уже все выяснили. Одно исследование, которое мы считаем действительно иллюстрирующим нашу цель, было разработано психологом по имени Лорен Эскрейс-Винклер, которая считала, что большую часть времени, когда мы пытаемся помочь детям, мы даем им советы — вот как вы должны учиться, это вот как вы должны избегать прокрастинации, вот как вы должны обращаться со своим мобильным телефоном, чтобы держаться подальше от него. Парадокс заключается в том, что, когда мы пытаемся помочь, мы непреднамеренно подрываем их уверенность и мотивацию, потому что, давая им советы, мы подразумеваем, что они не знают, что делать, и что они, по сути, занимают более низкую статусную роль.
Она посоветовала нам спрашивать у детей совета, а не давать им свои советы. Просто спросите: «Что вы посоветуете, как сохранять мотивацию в школе, не пользоваться мобильным телефоном в школе и не откладывать дела на потом?» Она создала серию из семи открытых вопросов, на которые дети могли отвечать по своему усмотрению, и семи вопросов с несколькими вариантами ответов, например: «Какой из следующих хэштегов, по вашему мнению, наиболее полезен для мотивации учащихся?» деятельность для детей, например, как дать совет другому ученику, который чуть моложе 9.0003
Мы провели случайное исследование ее активности, которое заняло восемь минут на школьных компьютерах, а затем подождали, чтобы посмотреть, будут ли дети лучше учиться в школе. На самом деле, они сделали. По сравнению с контрольной группой учащиеся, которые «давали советы» другим учащимся, улучшили свои оценки. И это в равной степени принесло пользу как мальчикам, так и девочкам, как детям из богатых семей, так и детям из менее обеспеченных семей, как отличникам, так и неуспевающим ученикам, независимо от этнической принадлежности. Есть что-то универсальное в том, что ученики уже имеют некоторые ответы внутри себя, но нуждаются в подсказке, чтобы прислушаться к своей собственной мудрости.
Это исследование имело черты передовой практики научных исследований. В течение последних 50 лет, вероятно, были учителя или родители, у которых была такая же идея, как у Лорен Эскрейс-Винклер, что вместо того, чтобы постоянно давать своим ученикам или детям советы, они решили спросить ребенка, что он или она думает, чтобы увидеть, если ребенок может мотивировать себя, находясь в положении советника, а не советника. Я думаю, что даже 100 лет назад у людей могла быть такая идея, и они именно это и сделали. Вероятно, это было действительно полезно, но это не изучалось научно и не распространялось. Это то, что мы пытаемся сделать: получить научное представление о том, как дети могут стать лучше, а затем поделиться этими выводами с гораздо большей аудиторией, чем просто люди, которые знают или видят этого учителя или родителя.
Лаборатория персонажей изучает эти тенденции и выясняет, как сдвинуть их с мертвой точки. Как вы используете эту информацию, чтобы влиять на то, что происходит в школах или семьях?
Одна из вещей, которой я лично посвятил себя, а также миссия Character Lab, — претворение научных открытий в действенные советы. В Character Lab мы делаем это, создавая канал от ученых к родителям и учителям. Если вы зайдете на наш сайт, то увидите, что каждое слово было написано ученым, стоящим за работой. И мы расширили наши представления о «характере», термине, который я использую так же, как это делал Аристотель — он использовал «характер» для обозначения всего, что нам нужно развить в течение жизни, чтобы вести жизнь, которая является хорошо для нас и для других.
Никто не может быть экспертом во всем; поэтому у нас есть серия учебников, написанных экспертами по таким чертам характера, как доброта, инициативность, благодарность и т. д. Родители и учителя отчаянно нуждаются в практических советах, основанных на науке, но мы должны создать науку, и я не просто имею в виду как организация, а как народ. Нам нужно дать ученым возможность проводить исследования быстрее и без особых трений, а также мы должны помочь им общаться с общественностью. Неважно, что есть великие люди с замечательными историями, если о них никто не знает.
Давайте поговорим о книге. Ваше исследование является частью того, что привело вас туда, но что заставило вас сказать: «Мне нужно написать книгу», и как вы надеетесь, что это поможет людям достичь?
Мой муж сказал: «Тебе нужно написать книгу», а я ответила: «Я не писатель. Я не знаю, с чего начать. Не думаю, что смогу ее закончить. прочитал бы». Я также беспокоился, что, если я напишу книгу, это отнимет у меня жизнь как ученого.
Но он победил с единственным наиболее убедительным аргументом: если я не напишу книгу о выдержке, это сделает кто-то другой. Я отнесся к этому серьезно и решил написать книгу. Оказывается, это было правильное решение – хоть я и жаловался ему каждый день, когда писал это! Я действительно не думал, что смогу закончить его, и я волновался, что это будет не очень хорошо, хотя я старался изо всех сил. В каком-то смысле больше всего меня удивило то, что я писал эту книгу, так это то, что это была одна из самых сложных и захватывающих с научной точки зрения вещей, которые я когда-либо делал.
Во время написания книги я всегда думал о аудитории, не являющейся учеными, которая будет задавать самые здравые и полезные вопросы. Я думаю, причина, по которой мне нравится разговаривать с людьми, которые не тратят все свое время на исследования, заключается в том, что они всегда задают лучшие вопросы, потому что у них есть точка зрения со стороны. Они не теряются в жаргоне и мелочах.
Почему бы не назвать организацию Grit Lab?
Забавно, недавно кто-то спросил меня о чем-то, и они хотели назвать это упорством. Я решила не называть нашу некоммерческую лабораторию мужества во многом потому, что как мать и учитель я не думаю, что упорство — это единственное, что нужно детям, чтобы вырасти счастливыми и здоровыми. Им нужно много вещей в дополнение к мужеству и, вероятно, даже более важному, чем упорство. Если у вас есть 15-летний и 17-летний, что для вас важнее: честные они люди или действительно твердые люди? Я имею в виду, это легко. Как насчет счастья или успеха? Счастье, конечно. Поэтому я изучаю стойкость, потому что это общий знаменатель отличников. Если вы посмотрите на людей, завоевавших несколько золотых медалей, премий Академии или Нобелевских премий, вы можете подумать: что общего у этих людей? Ответ в том, что они увлечены тем, что делают, и они исключительно трудолюбивы — всему этому я усердно изучаю. Но для меня что дальше не Grit II , это не превращение упорства в движение. На самом деле, то, что я действительно хотел бы сделать, это использовать небольшую сцену, которую я имею, это немного внимания, чтобы привлечь внимание публики к вещам о характере, которые не являются твердыми.
Есть ли что-нибудь еще, чем вы хотели бы поделиться с нашими читателями?
Когда я просыпаюсь утром, я, конечно же, хочу, чтобы моя учеба удалась.