Образ Я, Я-концепция — Психологос
Фильм «Итальянский для начинающих»
Я-концепция — сложившееся представление человека о самом себе, как о человеке и личности.
Американский психолог У. Джеймс («Принципы психологии», 1890 г.) первым предложил идею Я-концепции и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джеймсу, «глобальное Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирический объект (Ме), познаваемый субъективным оценивающим сознанием (I). Я как объект состоит из четырех аспектов: духовное Я, материальное Я, социальное Я и телесное Я, которые и образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого, Джеймс предложил формулу оценивания личностью самого себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний:
самооценка = успехи/притязания
Фильм «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек»
Позже «я-концепция» разрабатывала в необихеворизме (теория социального научения А.
Из чего состоит Я-концепция
Есть понятие «внутренняя картина болезни» — то, как человек воспринимает свое заболевание. А «я-концепция» — внутренняя картина себя, то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. Это
- Образ Я — представление человека о самом себе: о своем уме, теле, способностях, чертах характера
- Субъективное отношение человека к самому себе: принятие или нет, та или иная самооценка, высокое или не очень самоуважение
- Действия и реакции, которые человек считает «присущими ему», «достойными себя», выражающими его Я
Позитивная Я-концепция — это позитивное отношение к себе, самоуважение и принятие себя, ощущение собственной ценности. Негативная Я-концепция — негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.
Устойчивость и изменение Я-концепции
Я-концепция — обычно очень устойчивая конструкция. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными.
Это больше похоже на школьное сочинение, которое рождается часто случайно, неизвестно откуда, и при этом сочиняется под определенную задачу.
Несмотря на устойчивость, «я-концепция» — меняться может и меняется. На ее изменение обычно влияют:
- контакты со «значимыми другими».
Как ведут себя «значимые другие», обычно оказывается образцом или хотя бы ориентиром. Образ жизни родителей — впитывается ребенком.
То, что значимые люди о нас думают, как правило, сильно влияет на наши представления о себе и отношение к самому себе.
- общий эмоциональный фон.
Общий уровень эмоционального тона, ситуативное настроение, состояние здоровье и психосоматические обстоятельства.
- сопоставление имеющегося и желаемого.
Например, сопоставление Я-реального и Я-идеального, сопоставление что я хотел сделать и что на самом деле не сделал.
- внутренние выгоды.
Самооценка во многом меняется не «потому что», а «для того, чтобы», в рамках тех или иных ситуативных или личностных выгод.
Самосознание. Я-Концепция. Самооценка презентация, доклад
Самосознание.
Я-Концепция. Самооценка
К. Роджерс (1951).
Я-концепция складывается:
— из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида;
— представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром;
— ценностных представлений, связанных с объектами и действиями;
— представлений о целях и идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность.
Дж. Стейнс (1954), Я-концепция формулируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду.
— оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя;
— представления о том, как он выглядит в глазах других людей.
На основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести.
Исследования, связанные с Я-концепцией, так или иначе опираются на теоретические положения, которые сводятся к четырем основным источникам:
1) основополагающим подходам У. Джемса;
2) символическому интеракционизму в работах Кули и Мида;
3) представлениям об идентичности, развитым Эриксоном;
4) феноменологической психологии в работах Роджерса.
Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции.
Глобальное, личностное Я (Self) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me).Это — две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая — содержание этого опыта (Я-как-объект).
Согласно У. Джемсу, человек имеет столько «социальных Я», сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится.
Я-как-объект — это то, что человек может назвать своим.
В этой области Джемс выделяет три составляющие и располагает их в порядке значимости:
духовное Я,
социальное Я,
физическое Я.
Уильям Джемс: наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире, именно это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов или неудач. Джемс определяет самооценку с помощью формулы.
Человек может улучшить представления о себе, либо увеличивая числитель этой дроби — т. е. добиваться успеха, либо уменьшая знаменатель — т. е. снижая уровень притязаний.
Чарльз Хортон Кули (1864-1929) — американский социолог, прямой предшественник символического интеракционизма.
Ч. Кули называл важнейшим признаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я». Происходит это через общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе.
В 1912 г. Ч.Кули предложил теорию зеркального Я, утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию.
Кули первым подчеркнул значение «обратной связи», получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я.
«Зеркальное Я» — это общество, которое служит своеобразным зеркалом. В таком зеркале мы можем видеть реакции других людей на наше собственное поведение.
Наше понятие о самих себе берет истоки именно в такой рефлексии, наблюдая ответы других людей — или воображая, какими они должны быть, т.е. как должны были бы реагировать окружающие на то или иное нашей действие.
Если образ, которые мы видим в зеркале или только воображаем, что видим, благоприятен, наша Я-концепция получает подкрепление, а действия повторяются. А если неблагоприятен, наша Я-концепция пересматривается, а поведение изменяется.
Теория символического интеракционизма была предложена Дж. Мидом (1863-1931).
Люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения, т. е. «разгадывают» намерения других людей, анализируя их поступки, как бы «ставя себя на место другого человека», «принимая роль другого».
Взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.
Интеракционисты подчеркивают, что язык, речь — главный фактор человеческого взаимодействия.
Мид предположил, что через усвоение культуры
(как сложной совокупности символов, обладающих общими значениями для всех членов общества), человек способен предсказывать как поведение другого человека, так и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение.
Проблема Я-концепции рассматривается Э. Эриксоном (1902- 1994) сквозь призму Я-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры.
Эриксон считает, что Я-идентичность возникает у ребенка, когда он общается со взрослым.
Ребенок стремится во всем походить на значимого для него взрослого; таким образом происходит формирование его Я-концепции.
Э. Эриксон:
человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.
Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и
юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека (от 12—13 лет до примерно 19—20 в американском обществе).
Подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему.
Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы:
«Кто я?»,
«Куда я иду?»,
«Кем я хочу стать?»
Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего.
Социальные, политические и технологические изменения,
неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями — факторы, нарушающие развитие идентичности возникновение чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром.
Подростки испытывают чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, делинквентного (отклоняющегося) поведения.
В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.
Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность, т.е. способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.
К. Роджерс
Я-концепция — это прежде всего система самовосприятий человека.
В рамках структуры Я-концепции К. Роджерса существует по крайней мере три основные модальности:
1) «реальное Я» — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т. е. с его представлениями о том, каков он на самом деле;
2) «зеркальное (социальное) Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие;
3) «идеальное Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии «реального Я» и «идеального Я» (о высокой самооценке).
Самооценка — один из структурных важнейших компонентов Я-концепции личности. Самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.
Основная функция самооценки состоит в том, чтобы регулировать поведение и деятельность личности. Высшая форма саморегулирования, таким образом, состоит в творческом отношении к собственной личности — стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления.
Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то у него адекватная самооценка.
Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие. Неадекватная самооценка может быть как завышенной, так и заниженной.
Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Такой человек самоуверенно берется за работу, которая превышает его реальные возможности, что, при неудаче, может приводить его к разочарованию.
Заниженная самооценка свидетельствует о развитии комплекса неполноценности, неуверенности в себе, такой человек недооценивает себя по сравнению с тем, кто он есть в действительности. Человек с заниженной самооценкой приписывает свои реальные успехи и достижения обстоятельствам или воспринимает их как случайные и временные.
Домашнее задание
Понятие о самосознании. Самопознание и самоотношение.
Я-концепция: характеристика основных составляющих, основные функции и развитие.
Самосознание и Я-концепция в работах И.С. Кона, В.В.Столина, С.Р. Пантилеева, Т. Шибутани, А.А.Налчаджян (конспект).
Уровень притязаний и его исследования.
Виды самооценки. Формирование самооценки.
Представление об идентичности.
Идентичность по Э.Эриксону.
Социальная идентичность (В.А. Ядов) — конспект
Развитие личности и пути самоактуализации (А. Маслоу).
Литература
Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1 и 2: Пер. с франц. -М.: Мир, 1992. -376 с.
Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2007. – 672 с.
Тертель А.Л. Психология. Курс лекций.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.:ЧеРо, 1998.
Немов Р. С. Общие основы психологии. М., 1994.
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История психологии.
Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. М., 1995.
Скачать презентацию
900+ Клип-арт «Я-концепция» | Без лицензионных отчислений
1–75 из 29 595 изображений
Селф-концепция: стоковые фотографии Я-концепция стоковых иллюстраций
Ориентиры:чистый Горизонтальный Панорамный Горизонтальный Панорамный вертикальный Площадь Вертикальный
Переключить субтитры
Макет
GridTitles
Результаты
5075100150250500
Иллюстрация самооценки
Самопомощь Word Cloud
Концептуальная иллюстрация зеленого живого сообщества
Дорожные знаки для самозанятых или наемных работников
Концептуальный вырез человеческой головы для психологии
Концепция уверенности в себе плоского человека
Селфи крупным планом. Концепция съемки автопортрета с помощью смартфона. Векторный дизайн
Самопомощь Heart Word Cloud
Беспилотный автомобиль Concept Cartoon Infographic.
Облако слов позитивного мышления
Здравствуй, лето, селфи на пляже
Счастливый человек успешно поднялся на вершину горы.
Человек, поднимающийся по лестнице к успеху
Стиракозавр Динозавр с гримом
Фрилансер-Горизонт
Iot: Иконки концепции Интернета вещей
Женщина медитирует во время самоизоляции
Боевые искусства [Конвертировано]. Эпс
Любовь к себе Сердце обнять
Концепция умного беспилотного грузовика
Штамп самообслуживания
Сильный бизнесмен с бицепсами. Лидерство, уверенность в себе. Концептуальная векторная иллюстрация на белом фоне.
Иконка в плоском стиле с длинной тенью
Автономный автомобиль и концепция Интернета вещей Iot с автономным управлением Ca
Стоящий мужчина, внутреннее чувство, концепция творческого мышления
Празднуйте личное самосовершенствование
Самообучающаяся иллюстрация каракулей.
Мозговой штурм по развитию бизнеса
Интеллект-карта качеств расширения возможностей
Самоуправляемый автомобиль. Беспилотный автомобиль.
Плавающее облако слов
Концепция книги самопомощи, плоская векторная иллюстрация с открытой книгой
Профиль головы человека и стебель растения, концепция когнитивной психологии или психиатрии, психическое здоровье
Мозговой персонаж выбирает путь
Облако слов «Терпение» — вертикальное
Мастерская Word Cloud
Нет, спасибо 2020 — Плакат ко Дню благодарения с милой индейкой, показывающей средний палец
2018 Apple Word Cloud Коллаж
Любовь к себе — ваша суперсила. Цитата Типография.
Концепция карантина и самоизоляции. Девушка работает из дома, чтобы избежать вирусов. Оставаться дома с самокарантином. Защита от вирусов
Самосознание.
Будьте здоровы и в безопасности. Концепция слогана.
Самооборона мусульманки
Флаг на плоской горной вершине Иллюстрация
Мультяшный презерватив Друзья Селфи
Плавающее облако слов
Психическое здоровье, Саморазвитие, Потенциальное развитие, Позитивное мышление, Концепция внимательности и медитации, Уважение и уверенность
Изменить концепцию двери
Иконки концепции жизненных навыков
Ничто из того, что стоит делать, никогда не бывает легким
Самостоятельная концепция Word Art Иллюстрация
Карантин 2020 — Плакат ко Дню благодарения с милой индейкой в маске.
Люди Летнее садоводство
Селфи
Новое мышление Новый результат
Помощь соседу. Жизнь в карантине.
Fat To Fit Before After Success Потеря веса диеты
Облако слов о здоровье
Иллюстрация концепции «Оставайся дома». мужчины перед ноутбуком работают из дома. Самоизоляция, карантин из-за коронавируса. Векторная иллюстрация.
Книга с новым названием концепции навыков
Медицинское страхование Word Cloud Collage
Иллюстрация концепции навыков.
Концепция саморазвития плоского человека
Счастливый мультяшный зуб Семейное селфи
Полупрозрачные призрачные руки бьют человека. Концепция психологического самобичевания, самонаказания, самоуничижения, чувства вины за самоповреждение. красочные векторные иллюстрации в современном плоском стиле.
Коллаж облака слов духа
Мультяшный зуб сфотографируй
До После Жира, чтобы соответствовать диете Потеря веса Успех
Заголовок баннера концепции самообслуживания клиентов.
Плачет
Автономный автомобиль для пожилых пар
Красочный плакат с автономным умным автомобилем
Профиль головы человека и лестница, концепция когнитивной психологии или психиатрии, установка на рост, самопознание
Фигура человека, грустно сидящего у окна
Набор иконок для мойки автомобилей.
Следующая страница
900+ Идеи картинки | Без лицензионных отчислений
1–75 из 1 342 613 изображений
идея Стоковые фотографии Идея Стоковые иллюстрации
Ориентиры:чистый Горизонтальный Панорамный Горизонтальный Панорамный вертикальный Площадь Вертикальный
Переключить субтитры
Макет
GridTitles
Результаты
5075100150250500
Идея лампочки
Идея
Инновационная лампа. Идея Концепт
Лампочка с яркой идеей
Креативная идея
Ученый или профессор с идеей
Счастливая идея
Идея Лампочка
Иконки социальных сетей Изолированный файл идеи лампочки Eps10.
Человек Идея
Концепция идеи
Дизайн, креатив, идеи и инновации Инфографика
Идея логотипа. Мозг
Идея с лампочкой
Creative Light Bulb Idea Concept
Бизнесмен получить идею
Ход работы над умной идеей
Открыть разум, чтобы изучить новую идею Образование
Человек-идея
Лампа накаливания Простая черная линия лампочки Символ Графика. Иллюстрация может представлять идею или решение или человеческое творчество и изобретательность
Дизайн, креатив, идеи и инновации Инфографика
Мультяшный человек с большой идеей
Значок лампочки Doodle Idea с инфографическими диаграммами
Дизайн идеи
Мозговая идея
Мозговая идея
Idea Lamp Gear Progress
Креативная лампочка Идея Концепт Фон
Креативная лампочка идея концепции фона дизайн
Значок лампочки Doodle Idea с инфографическими диаграммами
Шаблон концепции презентации идеи
Новая идея или мыслить нестандартно
Бизнесмен демонстрирует идею подчиненного
Мужчин привлекает новая концепция идеи
Идея графического дизайна иллюстрации
Машина идей
Коммуникация маркетинговой идеи
Бизнесмен с блестящей идеей
Лампа Sketch Idea
Большая идея
Иконы линии плоского дизайна мудрости, знаний, воображения — Conce
Человек включает лампочку. Концепция идеи. Иллюстрация.
Vector Concept Компьютерный планшет с лампой накаливания. Креативная идея
Идея
Киноленты
Идея
Технологическая идея
Желтая шариковая ручка для рисования Яркая идея Лампочка
Идея и денежный цикл Иллюстрация
Идея
Идея и вопросительный знак Иллюстрация
Человеческая сеть
Векторный фон идеи. Эпс10
Профиль женщины с зубчатой головой, думая о желто-оранжевых лучах
Идея. Концепт. Векторный рисунок
Каллиграфическая идея Pen Concept Illustration Design
Мысли и идеи
Мультяшная лампочка
Писательский блок
Креативные идеи
Звездный фон
Семейный альбом. Цветочное дерево с рамами для ваших фотографий.
Абстрактная икона идеи лампочки с использованием слов — концептуальный векторный график
Business Hand Choose Idea Light Bulb
Мир Идей — 1
Иллюстрация диаграммы идеи бизнесмена
Идея дизайна лампы
Концепции плоского дизайна для дизайна
Мыслительный процесс
Думающий человек
Деловой человек, идея зарядки
Люди и дверь
Идея лампочки висит на черном фоне — икона вектора концепции.